Игры для развития знаний русского языка. Игровые задания на уроках русского языка

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
На уроках русского языка, можно применять словесные игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. При это применяется только словесный реквизит.

Переводчик

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекции.
  • Разъяренная вьюга замела тропинки.
  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Задание: Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

  • При проверке было выявлено немало дефектов.
  • Он пишет мемуары.
  • Ваши аргументы убедительны.
  • Все работали с энтузиазмом.
  • Мы гордимся нашим голкипером.
  • В газете появилась информация о футбольном матче.
  • В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Задание: Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

  • Горят румянцем свежие ланиты.
  • Старец нахмурил чело.
  • Построен град великий над Невой.

Игра «Следствие ведут знатоки»

Задание: Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
  2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
  3. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
    – Что с ним?
    – Инфильтрат в левом легком под ключицей.
    – А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
    – Пятьдесят два, Роман Борисович.
    – Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

Игра «Аукцион»


Условия: Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них.

Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

Работая над неологизмами, обучающиеся могут соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др.
Закреплению темы «Профессиональ­ная лексика» поможет задание подо­брать профессиональные слова, исполь­зуемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

Игра «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

  • После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
  • В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты.
  • Из передовой бри­гады он перешел в отсталую.
  • В центре города построен памятник герою.

Кто быстрее и точнее отредакти­рует заметки?

Однажды пост одной из замечательных участниц группы про названия деревьев, которые знает многоязычный ребёнок заставил меня задуматься о том, какие именно методы и способы для расширения словарного запаса использую я.
Ну, например, я с рождения говорю с детьми только на родном для меня русском языке, но большую часть времени являюсь единственным активным источником информации. Детей трое, времени мало, поэтому меня очень волнует, что язык у них останется на бытовом уровне. Сейчас старшие проводят большую часть дня в школе, а если добавить кружки и спорт, то времени в течение рабочей недели у нас не так уж и много (вернее очень мало). Что будет дальше, когда увеличатся объемы англоязычных домашних заданий, я пока не представляю. Поэтому моя задача на данный момент погружать их в язык при любой благоприятной возможности, чтобы корни прорастали максимально глубоко. Психологически русский язык у детей сейчас принят и относительно любим, так как вокруг появились русскоязычные друзья-ровесники, да и вообще монолингвы в Гонконге в меньшинстве, но тем не менее расслабляться, конечно, не стоит.

Вот несколько списков навскидку, я внесла по пять пунктов в каждый. Буду рада новым идеям, чтобы пополнить свои копилки. И да, это игры на возраст 4-9 лет, с младшим занятия у нас совсем другие:

На ходу:

  • СЛОВА.

    Любые существительные, кроме нарицательных. Тут всё просто – начинает младший, называя любое существительное, второй игрок называет слово на последнюю букву первого, третий на последнюю букву второго, и так далее, пока не надоест;

  • ГЕОГРАФИЯ (расширенный варианты игры ГОРОДА).

    Тот же принцип, что и в игре СЛОВА, но мы используем любые географические названия (материки, государства, горы, реки и так далее);

  • Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЁН…

    В эту игру лучше играть с мячом, но можно и просто перекидываться словами. По идее играющий стучит мячом и говорит: «Я знаю пять имён девочек: Маша, Катя…» итак далее, потом имена мальчиков, потом названия городов, цветов, цветков, деревьев и всё что в голову придёт. Если игрок застопорился, то мяч передаётся другому играющему, если мяч выпал и укатился тоже. Мы обычно игнорируем мяч и бьём как получится, а вот со словами стараемся;

  • ОН?ОНА?ОНО?

    Игра на отработку родов. Тут могут быть разные уровни сложности. Например я смотрю вокруг и внезапно говорю: «Кто мне быстро найдёт три вещи женского рода вокруг?» (для пятилетнего среднего уточняя, женский род, это «она») и дети пытаются найти варианты, если все три верно, то три очка, если два, то два. Побеждает тот, кто быстрее наберёт, например, пятнадцать очков;

  • ПАМЯТЬ.

    Выбираем тему, например, «животные». Младший начинает: «корова», следующий игрок говорит: «корова, собака», следующий проговаривает первые два и добавляет своё: «корова, собака, слон» и так пока кто-то не начнёт сбиваться. Кто сбился, тот проиграл (ну или победила дружба).

Письменные игры на бумаге:

  • ВИСЕЛИЦА.

    Классическая игра из детства. Пишем первую и последнюю букву слова и ставим столико чёрточек, сколько букв между ними. Например, «К- – – -А». Это «Корова». Отгадывающие называют буквы, если называют верную, то её надо написать вместо чёрточек, а если называются буквы, которых в слове нет, то шаг за шагом выстраивается виселица (если вдруг, кто не знает последовательность, уверена в интернете на эту тему много вариаций;

  • ИМЯ-ГОРОД-ЖИВОТНОЕ.

    Тут тоже может быть много разных вариантов. Лист бумаги делится на 4-5-6 колонок, младший игрок начинает, выбирая любую букву и надо, как можно быстрее написать имя, город, животное, растение;

  • РЕБУСЫ.

    В интернете их огромное множество, я распечатываю по листку для каждого сына, и мы вместе их отгадываем, иногда наперегонки, иногда на время. Ну вот, например, ребусы 1 или вот ребусы 2 Ещё один бонус здесь заключается в том, что благодаря бонусам расширяется словарный запас детей. Стриж, клык, доклад и многие другие слова дети узнали из ребусов;

  • КТО? С КЕМ? ГДЕ? ЧТО ДЕЛАЛ? КОГДА? ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ? - это игра из моего детства.

    Недавно начали играть со старшими для практики письма. Каждый берет листок бумаги и пишет ответ на вопрос «кто?», потом заворачивает ответ и передаёт бумажку соседу, потом пишем ответ на вопрос «с кем?», заворачиваем и передаём бумагу дальше. И так пока не ответим на все вопросы. Мальчишки не любят писать, но очень любят слушать получившимся истории. Приводить их здесь не буду, так как в пять и семь лет множество историй сводится к туалетным темам;

Общее развитие:

Настольные игры:
Тут, я уверена, список может быть бесконечным.
У нас в любимчиках:

  • БРЕЙН БОКСЫ.

    Разная тематика способствует расширению кругозора и словарного запаса. Плюс практика чтения;

  • ГОЛОВОНОГИ.

    Простая игра, где нужно придумать имена смешным монстрикам. Дети любят ее за простоту и веселье, мне нравится, что им приходится думать и самостоятельно формировать слова и фразы (например, «зеленорукая варежка», или «испуганная розочка» - это все варианты имён);

  • ПРОБКА.

    Тут математика и логическое мышление на русском языке. Встаём в пробку, увозимся машины на эвакуаторе, пропускаем полицию и скорую помощь и складываем, и вычитаем вслух;

  • ПАКЛЯ – РВАКЛЯ.

    У нас идёт с переменным успехом (видимо не всегда есть вдохновение). Это игра на сравнение рифм. Опять же способствует расширению словарного запаса и развитию мышления;

  • Кроме этого:

    Монополия, “верю-не верю”, нарды, математические змеи и лестницы, всевозможные тематические лото (их тонны в интернете) и так далее.

Конечно мы не занимаемся всем вышеперечисленным постоянно. Это скорее моя попытка осмыслить, какие инструменты есть у меня в арсенале для поддержания и развития русского языка. Естественно, ещё необходимо чтение и письмо. Есть хорошие и не очень учебники (тема для отдельной заметки) и прекрасные материалы от различных учителей. Но главное во всех наших занятиях - это присутствие двух основных элементов: постоянства и игры. То есть принятие детьми факта, что русский в их жизни есть каждый день и не только в форме бытового диалога с мамой, скучных прописей и не самых интересных первых рассказов, но и в форме интересных обсуждений на различные темы и увлекательных игр.

Ps. А с деревьями был полный педагогический провал, больше десяти они мне назвать не смогли. Будем работать дальше.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

В чем отличие?

Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

Что отрабатываем: логику речи.

Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

Словесная игра “Один день из жизни”

Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь”

Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

Словесная игра “Табу”

Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.

Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

Лингвистическая игра “Звукообразы”

Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)