Линия Сталина и подготовка партизанской войны. Трагедия линии сталина

«Линия Сталина», которая никогда так официально в СССР не называлась, представляла из себя один из крупнейших оборонительных проектов, когда-либо осуществленных в человечества. Она представляла из себя цепь укрепрайонов, протянувшихся вдоль западных границы СССР, практически «от моря до моря». Своими флангами линия упиралась в Карельский перешеек и в Черное море. Общая протяженность укреплений достигла 1200 км. С одной стороны, ее фактически нельзя было обойти, с другой, слишком большая протяженность не позволяла создавать достаточно плотной обороны. По своим фортификационным сооружениям линия явно уступала линии Мажино, хотя и принесла куда больше пользы.

«Линия Сталина»


Официально цепь данных УРов (в основном не граничащих между собой) никогда не называлась «Линией Сталина». Данное название впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже ее статью перепечатала английская газета «Дэйли Экспресс», и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход.

Строительство укреплений на «Линии Сталина» началось в 1928 году и продолжалось вплоть до 1939 года. Линия включала в себя 23 укрепленных района (УР), в которых было построено более 4000 различных долговременных огневых точек (ДОТов), которые были рассчитаны не только на установку пулеметов, но и артиллерийских орудий – сначала 45-76-мм, а с 1938 года и орудий калибра 107, 122 или 152 мм. Бои на «Линии Сталина» даже оставили свой художественный след в литературе. Советский писатель Игорь Алексеевич Акимов написал приключенческую повесть «Легенда о малом гарнизоне».

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский, Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Артиллерийский двухорудийный полукапонир

Все построенные в эти годы укрепрайоны имели ряд одинаковых черт. Протяженность одного УРа по фронту в среднем составляла 35-50 км. Для обороны использовался плотный пулеметный и артиллерийский огонь, рассредоточенный по фронту и в глубину, с заметным преобладанием пулеметного огня. Основной формой организации обороны выступали батальонные районы обороны (БРО), которые находились между собой в огневой связи. Размеры БРО на местности чаще всего составлял 1х1 или 2х2 км. Такой район предназначался для занятия его одним стрелковым батальоном. Для каждого БРО предусматривалась постройка до 18-20 ДОТов. Огневые точки располагались в несколько линий, первая линия состояла из 7-8 огневых точек. ДОТы располагались с возможностью огневого прикрытия соседних сооружений. Промежутки между БРО должны были прикрываться артиллерийским огнем. Нередко промежутки между батальонными районами обороны составляли 2,5-3 км.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2-мм полевые орудия. Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные, с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.

Трехамбразурный пулеметный ДОТ


В 1938 году в СССР приступили к постройке еще 8 укрепрайонов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. За период с 1938 по 1939 год в этих УРах было возведено 1028 сооружений (по планам планировалось построить около 2 тыс.). Строительство укрепления было прекращено в связи с переносом в 1939-1940 годах границы на запад. Началось строительство новых УРов на новой границе. Большая часть укреплений на «Линии Сталина» была законсервирована.

Минский укрепрайон

На территории Белоруссии было построено 4 Ура – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырьский, в которых насчитывалось 966 ДОТов. Самым сильным не только из белорусских, но и из всех остальных УРов «Линии Сталина» считался Минский УР. Что неудивительно, ведь именно здесь проходила прямая дорога на Москву, которой уже не одну сотню лет пользовались все горе-завоеватели.

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов. Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км, на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.

Пулеметные ДОТы Минского УРа в большинстве своем были трехамбразурными и были вооружены пулеметами системы «Максим», установленными на специальном капонирном станке. Артиллерия в большинстве своем располагалась в двухорудийных полукапонирах. Такой полукапонир оснащался двумя 76-мм орудиями в бронированной капонирной установке. Помимо этого имелись специальные противотанковые огневые точки, которые были созданы с использованием башен, списанных с вооружения танков Т-26 (45-мм пушка и пулемет).

Пулемет "Максим" на капонирной установке


Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.

В тактическом плане ДОТы Минского УРа должны были прикрывать столицу республики Минск и город Борисов от ударов противника из районов Молодечно и Вилейки. Уже 24 июня части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию, а 25 июня 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно. В этот же день немецкие танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского УРа, который не был занят войсками. Защищать укрепрайон должны были части 44-го стрелкового корпуса комдива Юшкевича, которому задача по обороне УР была поставлена вечером 24 июня. Эшелоны 64-й и 108-й стрелковых дивизий его корпуса шли из Смоленска и Вязьмы в Минск, а оттуда в пешем строю отправлялись занимать укрепления в его западном секторе. Еще две стрелковых дивизии, 100-я и 162-я, из состава 2-го стрелкового корпуса занимали полосу обороны восточнее и северо-восточнее Минска. На стыке Минского и Слуцкого УРов должен был занять оборону 20-й механизированный корпус генерала Никитина.

Немецкие солдаты осматривают ДОТ на Линии Сталина


Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически неприкрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

Уже 26 числа немецкая 20-я танковая дивизия прорвала Минский УР в полосе 64-й стрелковой дивизии. А 27 июня командир 100-й стрелковой дивизии Руссиянов с целью выправить положение вынужден был провести контратаку без артиллерии и противотанковых средств. Вместо них комдив, опираясь на свой боевой испанский опыт, приказал доставить с Минского стеклозавода 12 грузовиков стеклотары и несколько тонн горючего. 100-я дивизия одной из первых встретила немецкие танки бутылками с зажигательной смесью.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

Использованы источники:

www.belgazeta.by/20060626.25/010162211/
www.volk59.narod.ru/Stalinline.htm
www.fortressby.com/index.php?option=com_deeppockets&task=catShow&id=10&Itemid=15
www.belarustourism.by/belarus/history/sovet/object-war/stalin-line/

Первая мировая война наглядно показала превосходство средств обороны над средствами наступления. По её окончании многие страны озаботились возведением на своих границах мощных укреплений, которые, как верилось, могут прочно защитить от вторжения вероятного противника. Но ни одна из этих линий не оправдала возлагавшихся на них надежд.

Знаменитые оборонительные линии

В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.

Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.

Точно также в апреле 1941 года пала линия Метаксаса, прикрывавшая границу Греции с Болгарией, откуда вторглись немецкие войска. Немцы обошли эту линию через территорию Югославии. Но зато зимой 1939/40 г. советские войска были вынуждены штурмовать финскую линию Маннергейма, ибо никакой возможности обойти её не было. Тем не менее пал и этот оборонительный рубеж, правда, ценою огромных жертв со стороны наступавших.

Особенности линии Сталина

Линии Мажино, Метаксаса и Маннергейма представляли собой сплошной рубеж укреплений. Это позволяла их маленькая протяжённость: 135 км у финнов, 300 км у греков, 400 км у французов. Западная граница СССР от Финского залива до Чёрного моря тянулась почти на две тысячи километров. Здесь не было возможности строить непрерывную оборонительную линию. Пришлось ограничиться строительством отдельных укреплённых районов (УРов), прикрывавших важнейшие узлы коммуникаций. Считалось, что в промежутках между УРами наступающий противник будет скован в манёвре из-за отсутствия нормальных дорог, и ему всё равно придётся штурмовать укрепрайон.

Строительство УРов вдоль первоначальной западной границы СССР началось в 1928 году и продолжалось до осени 1939-го. Предусматривалось создание тринадцати укрепрайонов протяжённостью от 50 до 150 км и глубиною оборонительных сооружений 10-15 км. Таким образом, каждый УР по своим масштабам был сравним с линией Маннергейма. Вот только средств для того, чтобы насытить каждый укрепрайон фортификациями и вооружением, не хватало, даже при затратной советской экономике. Тем более, что в 1938 году было принято решение о строительстве ещё восьми УРов в промежутках между некоторыми из тринадцати уже строившихся. Таким образом, общее число укрепрайонов вдоль западной границы должно было достигнуть двадцати одного.

Вперёд, на Запад

В сентябре 1939 года западная граница СССР ушла далеко на запад, а летом 1940 года, в связи с присоединением Прибалтики к СССР, примерно на пятьсот километров сократилась её протяжённость. В связи с переносом границы и под впечатлением сопротивления, оказанного финнами на линии Маннергейма, нарком обороны Ворошилов и начальник Генштаба Шапошников в январе 1940 года предложили Сталину сооружение линии укрепрайонов вдоль новой границы. Сначала было намечено построить девять УРов в присоединённой части Польши, после присоединения Прибалтики запланировали ещё четыре УРа в Литве. На юге эта новая линия должна была упираться в Карпаты, южнее же, на новой границе с Венгрией и Румынией, не предполагалось строить укреплений.

Протяжённость новой линии (западная пресса назвала её «линией Молотова»; к слову название «линия Сталина» тоже было неофициальным и использовалось почти только на Западе) должна была быть всего около 1300 км. Поэтому её предполагалось сделать практически сплошной.

К началу войны в июне 1941 года линия Молотова была готова, по оценкам, всего только на 15-20%. То есть никак. Потому что, как невозможно воевать на танке или самолёте с 20%-ной боеготовностью, точно также непригоден для боя и УР, готовый к бою настолько же. Все намеченные фортификации строились одновременно, а не последовательно. То есть, не было ни одного целиком готового оборонительного сооружения.

Ну, а откуда было взять вооружение – пушки, пулемёты – для линии Молотова? Понятно, что с линии Сталина. Ведь собирались всегда воевать на чужой территории. Враг сможет захватить, как предполагалось, максимум приграничную полосу, после чего его погонят назад. Линия Сталина больше не понадобится, считали до лета 1941 года. Поэтому оттуда снимали вооружение для новых УРов.

С консервацией поторопились

Линия Сталина к лету 1941 года была законсервирована, огневые точки демонтированы. Но фортификации ещё не были взорваны или срыты. Поэтому их можно было использовать по назначению, если заблаговременно разместить там войска и вооружение. К несчастью, немецкое наступление развивалось столь стремительно, что это удалось сделать только в отдельных пунктах.

Например, Киевский УР успешно оборонял столицу Украины от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как немцы глубоко обошли Киев с востока. В тех же летних сражениях 1941 года известную роль сыграли Мозырский, Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. Они, как и Кингисеппский на старой границе с Эстонией, были оставлены только в результате обхода немецких войск.

Один участок линии Сталина остался неприступным всё время войны. Это Карельский, на старой границе с Финляндией севернее Ленинграда. Впрочем, по некоторым свидетельствам, финский фельдмаршал Маннергейм не собирался отдавать своим приказ наступать там дальше старой границы.

Несомненно, что, если бы после осени 1939 года продолжалось строительство оборонительных рубежей на старой западной границе СССР, то в начале Великой Отечественной войны линия Сталина сыграла бы куда более ощутимую и полезную роль в обороне Советского Союза от гитлеровского вторжения. Полностью защитить от продвижения противника вглубь страны, как показывал опыт Второй мировой войны, она была не в состоянии. Но линия Сталина, не будь её поспешной консервации, могла бы существенно ослабить и задержать вражеское наступление.

С одной стороны ее фактически нельзя было обойти, с другой слишком большая протяженность не позволяла создавать достаточно плотной обороны. По своим фортификационным сооружениям линия явно уступала линии Мажино, хотя и принесла куда больше пользы.

Официально цепь данных УРов (Укреп районов,в основном не граничащих между собой) никогда не называлась «Линией Сталина». Данное название впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже ее статью перепечатала английская газета «Дэйли Экспресс» и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход.

Строительство укреплений на «Линии Сталина» началось в 1928 году и продолжалось вплоть до 1939 года. Линия включала в себя 23 укрепленных района (УР), в которых было построено более 4000 различных долговременных огневых точек (ДОТов), которые были рассчитаны не только на установку пулеметов, но и артиллерийских орудий – сначала 45-76-мм, а с 1938 года и орудий калибра 107, 122 или 152 мм. Бои на «Линии Сталина» даже оставили свой художественный след в литературе. Советский писатель Игорь Алексеевич Акимов написал приключенческую повесть «Легенда о малом гарнизоне».

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Все построенные в эти годы укрепрайоны имели ряд одинаковых черт. Протяженность одного УРа по фронту в среднем составляла 35-50 км. Для обороны использовался плотный пулеметный и артиллерийский огонь, рассредоточенный по фронту и в глубину, с заметным преобладанием пулеметного огня. Основной формой организации обороны выступали – батальонные районы обороны (БРО), которые находились между собой в огневой связи. Размеры БРО на местности чаще всего составлял 1х1 или 2х2 км. Такой район предназначался для занятия его одним стрелковым батальоном. Для каждого БРо предусматривалась постройка до 18-20 ДОТов. Огневые точки располагались в несколько линий, первая линия состояла из 7-8 огневых точек. ДОТы располагались с возможностью огневого прикрытия соседних сооружений. Промежутки между БРО должны были прикрываться артиллерийским огнем. Нередко промежутки между батальонными районами обороны составляли 2,5-3 км.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2 мм полевые орудия. Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.
В 1938 году в СССР приступили к постройке еще 8 укрепрайонов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. За период с 1938 по 1939 год в этих УРах было возведено 1028 сооружений (по планам планировалось построить около 2 тыс.). Строительство укрепления было прекращено в связи с переносом в 1939-1940 годах границы на запад. Началось строительство новых УРов на новой границе. Большая часть укреплений на «Линии Сталина» была законсервирована.

На территории Белоруссии было построено 4 Ура – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырьский, в которых насчитывалось 966 ДОТов. Самым сильным не только из белорусских, но и из всех остальных УРов «Линии Сталина» считался Минский УР. Что неудивительно, ведь именно здесь проходила прямая дорога на Москву, которой уже не одну сотню лет пользовались все горе-завоеватели.

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов. Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км., на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.

Пулеметные ДОТы Минского УРа в большинстве своем были трехамбразурными и были вооружены пулеметами системы «Максим», установленными на специальном капонирном станке. Артиллерия в большинстве своем располагалась в двухорудийных полукапонирах. Такой полукапонир оснащался двумя 76-мм орудиями в бронированной капонирной установке. Помимо этого имелись специальные противотанковые огневые точки, которые были созданы с использованием башен, списанных с вооружения танков Т-26 (45-мм пушка и пулемет).

Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.

В тактическом плане ДОТы Минского УРа должны были прикрывать столицу республики Минск и город Борисов от ударов противника из районов Молодечно и Вилейки. Уже 24 июня части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию, а 25 июня 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно. В этот же день немецкие танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского УРа, который не был занят войсками. Защищать укрепрайон должны были части 44-го стрелкового корпуса комдива Юшкевича, которому задача по обороне УР была поставлена вечером 24 июня. Эшелоны 64-й и 108-й стрелковых дивизий его корпуса шли из Смоленска и Вязьмы в Минск, а оттуда в пешем строю отправлялись занимать укрепления в его западном секторе. Еще две стрелковых дивизии 100-я и 162-я из состава 2-го стрелкового корпуса занимали полосу обороны восточнее и северо-восточнее Минска. На стыке Минского и Слуцкого УРов должен был занят оборону 20-й механизированный корпус генерала Никитина.

Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически не прикрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км. по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

Уже 26 числа немецкая 20-я танковая дивизия прорвала Минский УР в полосе 64-й стрелковой дивизии. А 27 июня командир 100-й стрелковой дивизии Руссиянов с целью выправить положение вынужден был провести контратаку без артиллерии и противотанковых средств. Вместо них комдив, опираясь на свой боевой испанский опыт, приказал доставить с Минского стеклозавода 12 грузовиков стеклотары и несколько тонн горючего. 100-я дивизия одной из первых встретила немецкие танки бутылками с зажигательной смесью.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» - уникальный туристический объект не только для Беларуси. В последние годы сюда приезжает все больше туристов и любителей военной истории из ближнего и дальнего зарубежья. Посетителям показывают грозные фортификационные сооружения, позволяют на собственном опыте испытать, каково это пострелять из «калашникова» или ПТР. Но главная «фишка» «Линии Сталина» - танки. В отличие от большинства других музеев, они здесь «живые» - рычат двигателями, чихают копотью и месят стальными гусеницами грязь бездорожья. Только увидев их в движении, почувствовав, как дрожит земля, когда многотонная махина проползает рядом, заглянув в черную дыру дула, понимаешь всю неукротимую мощь, с которой приходилось жить бок о бок нашим дедам и прадедам на протяжении долгих четырех лет Великой Отечественной. Журналисты Onliner.by к очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне пообщались с создателями уникального музея, побывали внутри знаменитой «тридцатьчетверки», прокатились на Т-44, узнали, что заставляет ежегодно приезжать сюда японских туристов и почему Шварценеггеру не продали уникальный танк БТ-7.

Туристы
В конце 1920-х годов на западной границе Советского Союза началось строительство системы оборонительных укреплений, с легкой руки журналистов получившей неофициальное название линия Сталина. Спустя 70 лет группа энтузиастов из благотворительного фонда «Память Афгана» при поддержке государства организовала на основе небольшого фрагмента этого фортификационного сооружения историко-культурный комплекс, не имеющий аналогов на просторах бывшего СССР.

Несмотря на пасмурную погоду и почти непрерывный дождь, автомобили и автобусы с туристами на «Линию Сталина» подъезжают регулярно. Большинство машин на стоянке - с российскими номерами: гости из соседней страны стараются с пользой потратить двухнедельный отпуск. «Все мне у вас нравится: и люди, и цены и сервис, - говорит покупающий солдатскую кашу в местном кафе москвич. - Наших здесь очень много, приезжают в большинстве своем люди интересующиеся, увлеченные. Те, кому ничего не надо, просто сидят дома и пьют».

Выпивают нередко и приезжающие. Еще один продавец рассказал нам историю про белорусского экскурсанта, приехавшего на туристическом автобусе. «Ценитель истории» по дороге на «Линию Сталина» напился до беспамятства, проспал полдня в своем кресле, а когда группа уезжала, слезно просил товарищей поднести его к ближайшему танку и сфотографировать на его фоне. Говорил: «Мне жена не поверит, что на экскурсию ездил, требуются вещественные доказательства!» К счастью, подобные инциденты здесь редки. Люди, приехавшие сюда, действительно интересуются всем, что им могут показать в историко-культурном комплексе. И даже школьники - головная боль всех экскурсоводов - ведут себя в бетонных мешках капониров тише воды ниже травы и буквально смотрят в рот лектору. Атмосфера располагает.

Укрепрайон
Оборонительные сооружения, входящие сейчас в состав ИКК «Линия Сталина», были составной частью так называемого МиУРа - Минского укрепрайона. Всего на «старой» (до 1939 года) западной границе СССР с конца 1920-х до конца 1930-х годов был построен 21 укрепленный район - они охватили огромное расстояние от Карелии до Одессы.

На территории комплекса восстановлены и служат основными элементами фортификационной части экспозиции артиллерийский полукапонир и два пулеметных дота, - рассказывает сотрудник историко-культурного комплекса Сергей Захаров. - Артиллерийский, или, как его еще называют, орудийный полукапонир №134, возле которого мы стоим сейчас, был возведен недалеко от современной шоссейной дороги Минск - Молодечно в 1932 году. Его вооружение - два 76-миллиметровых орудия. Гарнизон такого сооружения насчитывал 20 человек. Два таких капонира перекрестным огнем могли прикрыть 6-километровый край обороны укрепрайона.

А говорят, что сама по себе линия Сталина никакой роли в обороне страны не сыграла, ее вообще непонятно зачем строили, - «авторитетно» заявляет один из экскурсантов. - Это традиционное заблуждение, - осаживает «всезнайку» Сергей Захаров. - Начнем с того, что линия Сталина изначально не была предназначена для того, чтобы полностью остановить продвижение противника. Ее задачей было нанести противнику максимальные потери, прикрыть тылы, позволить провести мобилизацию нашей армии и сосредоточиться на угрожаемом участке. На все отводилось 15 суток. С другой стороны, первые укрепленные районы у нас начинают возводиться в 1927 году, очень сложном в политическом отношении. В этот момент у нас основными врагами рассматривались Англия и Франция, то есть Антанта, очередной интервенцией которой у нас постоянно пугали. Рассматривалась угроза этих стран с плацдармов в Прибалтике, но более вероятным противником у нас выступала Польша. 1927 год - военный переворот в Польше, к власти приходит Пилсудский, не оставлявший надежды восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года. И как раз в этот момент начинается форсированное строительство укрепленных районов.

Минский укрепрайон, являющийся частью линии Сталина, строился в 1932-1933 годах. В то время создание укрепленной линии таких масштабов голодной разутой страной было колоссальным подвигом. Что же касается того, что линия Сталина не задержала немцев, так она против них никогда и не строилась. Она строилась против Польши. Например, вот этот полукапонир имел максимальную сопротивляемость против снаряда калибром 203 мм либо 152-миллиметрового пушечного. У Польши до 1938 года на вооружении просто не было артиллерии такого калибра, а значит, для нее эти укрепления были практически неуязвимыми.

Капонир
Сергей Захаров проводит нас по комнатам бетонного бункера. Сегодня здесь восстановили практически все. Причем практически все элементы фортификации - «родные».

Вы должны понимать, что во времена, когда капонир выполнял боевую задачу, свободного пространства здесь было значительно меньше, - говорит он. - Практически все здесь было заставлено стеллажами, ящиками с боеприпасами. Давление воздуха внутри бункера было выше, чем снаружи, - это позволяло защитить гарнизон от химической атаки. Также давление «выталкивало» наружу пороховые газы, иначе уже через несколько залпов боевой расчет орудий задохнулся бы. Предполагалось, что, если не будет прерван подвоз боеприпасов, капонир должен был продержаться минимум 15 суток. В полной изоляции он бы протянул недолго - быстро кончились бы боеприпасы. Скорострельность пушки - 10-12 выстрелов в минуту, боекомплекта из 300 снарядов хватило бы на несколько часов.

Японские красноармейцы
Гостям из ближнего зарубежья на «Линии Сталина» действительно рады. Они и слушатели внимательные, и клиенты платежеспособные. Около стенда, где можно пострелять из охолощенного оружия, очередной российский турист слету покупает билеты общей суммой более чем на $50. «Стрелять так стрелять, сынок», - говорит он отпрыску и гладит его по голове. Сынок с готовностью берет в руки ПТР и от души дает залп по предполагаемому противнику.

В расположенном неподалеку киоске продают сувениры. Ходовой товар - гипсовые бюсты вождя народов, чьим именем назван историко-культурный комплекс. К слову, официально в честь Сталина эта линия укреплений никогда не называлась. Это «изобретение» журналистов и немецкой пропаганды еще конца 1930-х годов, которое, тем не менее, прочно закрепилось в массовом сознании. Теперь на «Линии» установлен бюст вождя народов (один из немногих открытых на постсоветском пространстве после распада Союза), его образ использован на логотипе и сувенирной продукции.

Приезжают на «Линию Сталина» и туристы из совсем уж дальнего зарубежья: Кореи и Японии. В этот день в комплексе как раз с удовольствием окуналась в жизнь Рабоче-Крестьянской Красной Армии группа японцев. Их переодели в советскую форму, после чего они стали отрабатывать навыки боевой подготовки на стрельбище. Под суровые приказы одетого в форму командира инструктора историко-культурного комплекса японские «красноармейцы» запрыгивают на броню танка Т-44, россыпью слетают с нее, прикрывая машину, и разят наповал из винтовок Мосина воображаемого противника.

Глава делегации - бизнесмен из Токио Ивахащи Кабухару, уже несколько лет занимающийся экспортом российских и белорусских товаров, - давно увлекается советской военной историей и старается ее популяризировать на родине. Он уже несколько раз приезжал на «Линию Сталина», на другой конец света, не найдя аналогов белорусского комплекса ближе. В этот раз привез нескольких своих друзей, чтобы поучаствовать в исторической реконструкции боев на Халхин-Голе 1939 года.

Танки
Как уже говорилось, танки - главная «фишка» «Линии Сталина». В экспозиции историко-культурного комплекса их представлено несколько десятков: от «старичков» времен Второй мировой войны до современного вооружения. Большинство стоит статично, но нас интересуют именно «живые» машины, которыми «Линия Сталина» в последние годы славится далеко за пределами страны. На окраине комплекса особняком стоит мехдвор «Линии Сталина», или, как его еще здесь называют, парк.

К нам подходит крепкий дедушка, вытирает ветошью испачканные мазутом руки и представляется: Михаил Михайлович.

В свои 83 года старый танкист Михаил Оношко с удивительной легкостью запрыгивает на высокий борт Т-34. Лихо натянув шлемофон, ныряет в командирский люк, привычным движением запускает стартер. Машина, словно лошадь, почувствовавшая руку хозяина, оживает. Михаил Михайлович хорошо помнит военное время: тогда еще подростком он видел, как промаринованные порохом и мазутом военные механики ремонтировали своих «подопечных». Наверное, с этого времени и зародилась страсть к боевым машинам. Вот уже более полувека он нянчится с танками. Ездит в них сам и учит других, консультирует механиков, если те затрудняются в «диагнозе» и «методе лечения». Говорит о танках, как строгий отец о малых детях, - сухо, с гордостью.

«Это самый лучший танк, - рассказывает он о „тридцатьчетверке“. - Легкий, проходимый, быстроходный. Немцы его шибко боялись. Наши солдаты, чтобы навести еще больше ужаса на фрицев, брали дырявое ведро и крепили его на конце дула, в итоге издалека пушка казалась еще большего калибра, чем есть на самом деле. Немцы бежали без оглядки. Ну а вообще жизнь танкиста была недолгой. В каждый бой идешь как в последний. Боком машину подвернул - и все».

Покалеченные, увязшие в болотах и утонувшие в реках и озерах танки находят по всей Беларуси до сих пор. - Вот эта машина лежала в речке, в одном из районов Могилевской области, - рассказывает заместитель директора благотворительного фонда «Память Афгана» Александр Голубович, показывая на стоящий под навесом немецкий Sturmgeschütz III. - Судя по всему, во время боя взрывом ее сбросило с моста, и немцы не смогли ее эвакуировать, так и лежала. После войны местные жители сняли с нее двигатель, он работал как мини-электростанция в деревне, вооружение было снято военными специалистами, а вытаскивать саму машину не стали. Мы привезли ее сюда два года назад, начали восстанавливать в точности по чертежам - и сейчас не знаем аналогов этого уникального экземпляра на постсоветском пространстве.

61-й Полоцкий укрепрайон (ПоУР)

Полоцкий укрепрайон (ПоУР), официально называвшийся 61 й УР (УР №61) располагался между Полоцком и Ветрино с севера на юг от деревни Горки на реке Дрисса, Боровуха 1-я на севере до южного берега озера Гомель и одноименной деревни. Основные сооружения расположены по восточному берегу реки Ушача от места впадения ее в Западную Двину и на юг. Общая протяженность укрепрайона около 56 километров.
Оборонительная полоса состояла из 11 батальонных и 2-х ротных районов
Огневая система укрепрайона насчитывала 251 долговременную огневую точку (ДОТ), которые оснащались станковыми пулеметами и 45–миллиметровыми противотанковыми орудиями.

По немецким данным обследования 1942 года в Полоцком УР артиллерийских казематов не было совсем. Имелось 9 противотанковых казематов (и 7 недостроеных), 196 пулеметных казематов(и 7 недостроеных), 5 командных пунктов (и 20 недостроеных).
Проектирование началось в 1927 году. Строительство началось в 1928 году, в основном закончено в 1932 году.

Опорный пункт в Ветрино отстоял от тогдашней границы на 4-5 км, а остальные примерно на 10-15 км.

В угрожаемый период, то есть период, предшествующий началу боевых действий, предполагалось занять полосу УРа частями двух стрелковых дивизий и корпусной артиллерией.

Между Полоцким УРом и ближайшим к нему к северу Псковским УРом до 1938 года оставлася незаполненный промежуток протяженностью 240 километров. Позднее там началось строительство Островского и Себежского укрепрайоном, которое продолжалось до сенятбря 1939.

63-й Минский укрепрайон (МиУР)

Минский укрепленный район (МиУР), иначе называвшийся 63-й УР, или УР №63 простирался вдоль тогдашней государственной границы от Плещениц на севере до Дзержинска и немного южнее на юге. Общая протяженность минского УРа составляла около 140 километров. Глубина колебалась от 1 до 5.5 километров.
Его строительство фактически началось в 1932 году и было закончено в основном в 1938 году.

Решение по возведению Минского укрепленного района было принято Постановлением СТО СССР от 15.2.1932 г. Приступить к работам следовало в 1932 г. Командующим войсками БВО Уборевичем 2.3.1932 было представлено оперативно-тактическое решение УР. Оно было утверждено решением Народного Комиссара обороны от 11.4.1932 г. в следующем виде: обвод УР по линии Околово, Плещеницы, Жуковка, Заславль, Койданово, Станьково в составе 6 бат.районов по 19 сооружений, 4 батрайонов по 15 сооружений и 7 отдельных ротных районов по 5 сооружений, а всего 209 сооружений. Далее Народный Комиссар Обороны СССР утвердил план строительства Минского УР на 1932 г. и 1933

Таким образом на 140 км фронта УР приходилось 209 сооружений, т.е. в среднем 1,5 сооружения на 1 км фронта. С 18.5.32 г. по 21.5.32 г. комиссия в составе Уборевича, Аронштама, Петина, Обысова изменила утвержденный Народным Комиссаром Обороны и проработанный на местности план строительства МиУР.
Представленный Уборевичем план строительства на 209 сооружений с генеральной картой УР на 259 сооружений, утвержден Народным Комиссаром Обороны 29.5.32 года.

От автора. Обратите внимание на даты начала и окончания строительства Минского УР. К этим датам мы вернемся в статье ниже после того, как по мере возможности рассмотрим все укрепрайоны линии Сталина.

МиУр как войсковое соединение примерно соответствовал бригаде, в него входили управление, десять пулеметных батальонов, семь отдельных пулеметных рот, рота связи, инженерная рота и другие подразделения.

Немцы, обследовав Минский укрепрайон в 1942 году, насчитали в нем на все 140 километров 33 орудийных каземата, 114 противотанковых казематов и огневых точек (плюс 30 недостроенных), 401 пулеметный каземат (плюс 11 недостроенных) и 32 командных пункта (плюс 3 недостроенных).

Думается, что немецкие данные наиболее точные и достоверные, поскольку они считали по факту и очевидно не в чисто военно-научных целях, а с точки зрения возможности приспособить его как тыловой оборонительный рубеж.

Рассмотрим часть Минского укрепрайона, расположенную север-северо-восточнее городка Радошковичи, который до сентября 1039 года принадлежал Польше. Здесь на рисунке слева я даю выкопировку из карт 1939 и современной. На старой карте этот городок не показан и я его примерно обозначил фиолетовой звездочкой. Думаю, что обозначил достаточно верно, привязавшись к показанным на обеих картах городам Молодечно и Заславль.

В нашем распоряжении имеется немецкая карта этого участка с нанесенными на нее советскими оборонительными сооружениями. Я показываю только самые ближние к границе сооружения. Шкала, имеющаяся в верхней левой части выкопировки дает возможность достаточно отчетливо понять, что передовые сооружения укрепрайона расположены в пределах 0.5-1 километр от линии границы.

Есть еще одна немецкая схема, показывающая советские укрепления, расположенные в том же Минском УРе и идущие от города Заславль до Радошковичей.

И здесь мы видим, что укрепления УРа расположены от линии госграницы не далее, чем на 5-10 километров. А у Заславля и вовсе не далее 2 км.

Между Минским укрепрайоном и Мозырским районом до середины 1938 года существовал промежуток протяженностью более 100 километров, поэтому летом 1938 года было принято решение о создании еще одного укрепрайона, который первоначально получил название Слуцкого укрепрайона, позднее был включен в состав Минского УР, который получил новое название - Минско-Слуцкий УР.

Приказ о начале работ по возведению Слуцкого УРа был отдан директивой от 25 июня 1938 года. Намечалось построить шесть узлов обороны трех различных типов. В августе 1939 года решено было усилить укрепрайон восемью позициями для артиллерийских батарей. Главная полоса обороны УРа протяженностью до 60 километров проходила по линии Великая Раевка, Тимковичи, Семежево. К осени 1939 года в пяти узлах обороны были возведены 145 фортификационных сооружений из запланированных 262. Стоимость их составила: без вооружения - 64 миллиона рублей, а с вооружением - 79,18 миллиона рублей. Построенные сооружения уже осенью 1939 года были законсервированы.

От автора Мы наблюдаем в Белоруссии между укрепрайонами промежутки протяженностью от 60 до 100 километров и отнюдь не на непроходимой территории. Я думаю, что читатели со мной согласятся, что эту цепочку укрепрайонов сложно назвать линией Сталина подобно французской линии Мажино. Во всяком случае в Белорусии.

В связи с этим возникает вопрос - а могли ли эти укрепрайоны сыграть серьезную роль в обороне страны даже если бы они были полностью укомплектованы личным составом, вооружением и боеприпасами?

Ведь даже в этом случае предполагалось, что гарнизоны укрперайонов станут лишь средством усиления обороны полевых войск в приграничном сражении. Утверждения о том, что тогдашнее советское военно-политическое руководство страны допустило серьезнейшую ошибку, якобы тем, что разоружило старые УРы и в тоже время не создало УРы по новой госгранице, сегодняшними российскими демократическими историками считаются одним из серьезнейших обвинений в адрес советского тогдашнего руководства.
Однако, заблаговременно создаваемые в мирное время укрепрайоны и линии (в том числе и едва ли не во всех странах Европы) создавались по линии госграницы имено и единственно с целью задержать противника на линии границы в приграничном сражении с тем, чтобы армия успела бы отмобилизоваться и организованно вступить в последующие сражения. Заблаговременное создание укрепрайонов в глубине страны бессмысленно, поскольку они станут известны противнику задолго до начала войны и он их учтет в своих планах войны. Т.е. явно, что боевые действия развернутся совсем не там и не в тех направлениях, где они будут созданы.
Замечу, что в приграничном сражении агрессор менее свободен в принятии решений, поскольку ему необходмо сначала прорвать линию границы, а уж затем он волен решать куда поворачивать ударные клинья.
Советское руководство в связи с изменением госграницы в сентябре 1939 года просто вынуждено было в срочнейшем порядке начать возведение новой цепочки укрепрайонов по новой границе (называемой западными историками линией Молотова). А старая линия укрепрайонов просто потеряла всякий смысл.
И даже если военное руководство хотело бы сохранять обе линии, у него на это просто не хватило бы даже личного состава, не говоря уж о вооружении. Отчего то малосведущие не только в военном деле, но даже в уровне энономической мощи страны того времени, в своих трудах не хотят учитывать разницу между тем - что хотелось бы сделать в интересах обороны страны и тем, что мы могли сделать.

Хотелось бы спросить обвинителей - а кто нибудь из вас хоть раз глянул на карту попристальнее и поинтересовался как на ней в масштабе выглядят эти "несокрушимые укрепрайоны"? Или вас вполне устраивает откровенная ложь псевдоисторика Резуна, который без тени смущения приписывает укрепрайонам огневую мощь армейского корпуса, тогда как в действительности ни один из наших УРов не выдерживает сравнения даже со стрелковой дивизией.

А ведь и Гитлер учитывал, что если дать Сталину время хотя бы до весны 1942, то шансы выиграть войну станут приближаться к нулю. Оборнительные линии в две недели не отстроить. На это уходят годы. Ведь даже весьма жидкую цепочку УРов мы строили с 1928 по 1939 годы. У Сталина на новую линию было всего лишь порядка 8 месяцев.

65-й Мозырский укрепрайон (МоУР)

Мозырский укрепрайон, официально именовался 65-й УР (УР №65). Он имел протяженность по фронту в 90 км, глубину в 1-2 км. По результатат нмецкого обследования 1942 года в нем имелись 6 орудийных казематов, 256 пулеметных казематов и 2 командных пункта. Противотанковых казематов в укрепрайоне не было. Его строительство началось в 1930. Основные работы были закончены в 1938 году.
Удаление от линии госграницы составляло маскимально до 70-80 км. Сооружения в основном размещены вдоль восточного берега реки Уборть, от Петриковского района на севере до деревни Калинино и далее до деревни Синицкое Поле в Леличьском районе.

Между южным флангом Мозырского укреепрайона и северным флангом ближайшего к нему Коростеньского укрепрайона на Украине оставлся свободный промежуток протяженностью около 60-70 километров.

Предполагалось, что этот промежуток будет сделан недоступным для войск противника заболачиванием и затоплением местности. В этих целях в рамках строительства КоУР проводились гидротехнические работы, которые должны были обеспечить затопление местности между позициями и линией госграницы. Именно здесь начинаются знаменитые Припятские (Рокитненские) болота, которые протянулись на восток почти на 600 километров и с севера на юг на 200, и которые делают эту местность непригодной для ведения боевых действий.

От автора. Несколько странным представляется то обстоятельство, что Мозырский УР не перехватывает единственную дорогу от Пинска на Мозырь и далее на Гомель, а лишь касется ее своим северным флангом. И в то же время закрывает направление, совершенно непригодное для действий противника. Германский Генштаб, разрабатывая план нападения на СССР, совершенно исключил из зоны боевых действий промежуток от Бреста (нексколько южнее и до Коростеня. Они были очень озабочены так называемой Припятской проблемой, которая разрывала фронт на две изолированные друг от друга части. Если группы армий "Север" и "Центр", наступавшие севернее Припятских болот, могли взаимодействовать друг с другом и взаимно обеспечивать фланги, то группа армий "Юг" этими болотами оказывалась совершенно изолированной и оставалась один на один с самой сильной группировкой советских войск (Юго-Западный фронт). И в то же время немцы очень опасались, что именно через эти болота русские мощной группировкой могут выйти в тылы как группы армий "Юг", так и группы "Центр". Генералы. воевавшие в этих местах в Первую Мировую войну, указывали, что русская пехота успешно действовала в припятских болотах. Именно Припятской проблемой немецкие специалисты объясняли сохранение в составе РККА кавалерийских корпусов.

Источники и литература.

1.Дж.Э.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. Европа. ЭКСМО. Москва. 2006г.
2. Карманный атлас СССР. Главное Управление геодезии и картографии при СНК СССР. Ленинград 1939г.
3. К фон Клаузевиц. О войне. АСТ. Terra Fantastica.Москва. санкт-Петербург. 2002г.
4. Сайт "Вторая мировая война" (otvaga2004.narod.ru/publ_w2/demyansk.htm).
5. Хрестоматия. Малая война. Организация и тактика боевых подразделений. Харвест. Минск. 2003г.
6.В.И.Боярский. Партизаны и армия. История упущенных возможностей. Харвест. Минск. 2003г.
7.И.Старинов. Записки диверсанта. Альманах "Вымпел". Москва. 1997г.
8.И.Г.Старинов.Мины замедленного действия. Альманах "Вымпел". Москва. 1999г.
9.И.Старинов. Заместитель по диверсиям. ЯУЗА.ЭКСМО. Москва. 2005г.
10.И.Старинов. Супердиверсант Сталина. ЯУЗА.ЭКСМО. Москва. 2004г.
11.И.Г.Старинов. Партизанское движение в Вел. Отеч. войне. Курс лекций. Воен. академия им.М.В.Фрунзе. Москва. 1949г.
12.П.Судоплатов. Разные дни тайной войны и дипломатии 1941г. ОЛМА-ПРЕСС. Москва. 2005г.
13. Справочный атлас государств, входивших в состав СССР. ПКО"Картография". ОНИКС. Москва. 2005г.
14. Сайт "Russian arms forum" (www.russianarms.ru/forum/index.php).
15. Сайт "Лельчицы lnfo" (www.lelchitsy.info/maps/maps/dots/all.jpg)
16.А.Филиппи. Припятская проблема. АСТ. Москва. 2002г.