Храмы древней греции. Древние храмы Греции - застывшая в камне история

Архитектурное строительство древних греков связано с религией и культом. Главным объектом для зодчих стал храм. Особенности возведения, художественной формы храмов перешли на создание других построек. За многие годы истории тип древнегреческого храма не изменился. Традиции возведения храмовых сооружений был унаследован Древним Римом.

Древнегреческие храмы заметно отличались от древнеегипетских культовых построек. Они были более земными. Здесь обитали боги с человеческим обликом. Само место было богатым и изысканно украшенным.

Сначала здания богов строились из дерева. Когда же стали использовать камень, деревянные конструкции и приёмы их создания сохранились.

Греки не строили грандиозных сооружений. Храм умеренных размеров стоял на фундаменте с несколькими ступенями внутри освящённой ограды. Он был прост и напоминал прямоугольный дом, сложенный из двух квадратов. Покрывался храм двускатной крышей с отлогим уклоном.

Одна из сторон выходила наружу, но не стеной, а специально созданным крыльцом или сенями. Их представляли 2 пилястры по краям и стоящие между ними колонны. Количество колонн всегда было чётным. Образовавшееся пространство (1/3 квадрата) перегораживалость стеной, где была встроена дверь, ведущая в святилище.

Святилище – пространство без окон и дверей с единственным входом, посередине которого возвышалась статуя божества. Оно было недоступно для посещения простых смертных, только жрецы могли сюда входить.

Типы древнегреческих храмов

Строящиеся по единой технологии древнегреческие храмы отличались типовой принадлежностью.

1) Храм «простильный» с портиком: перед входной дверью строили портик с колоннами.

2) Храм «амфипростильный» с 2-мя портиками: к храму с двумя крыльцами пристраивалось по портику.

3) Храм «кругокрылый» («периптерический») состоял из храма, возведённого на платформе и окружённого с 4-х сторон колоннадой.

4) Храм «двоякокруглый» («диптерический»): колонны, окружающие главное сооружение, установлены в 2 круга.

5) Храм «ложнокруглый»: вместо колонн ставятся полуколонны, выступающие из стен.

6) Храм «сложнодвоякокруглый»: колонны в одном круге сочетались с полуколоннами в следующем.

Таким образом, колонны играли основную роль в архитектуре древних греческих храмов. Колонна своими формой, пропорциями, декоративной отделкой определяла стиль всей постройки. Именно различие в представлениях о создании колонн стало причиной возникновения 2-х направлений в древнегреческой архитектуре: зодчество дорического ордера и ионического ордера.

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии. Храмы древней Греции являются достоянием истории всего мира и культурной ценностью.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием. По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях. Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы

Изначально первые Храмы древней Греции по архитектуре не особо отличались от обычного жилища, но вскоре их значение стало проявляться в роскошных линиях и изысках строений. Просторные залы были лишены окон, а в центре водружалась статуя почитаемого божества.

Классический период привнес некие изменения в экстерьер, благодаря необычайному сочетанию мощи и изящества, которое вызывало внутренний трепет при созерцании строения. отражают античную историю.

Изменение архитектурных стилей. Храмы древней Греции, наиболее ярко выражены, именно в видоизменении колонн построек, которые выполнялись в аскетическом виде без излишеств, или украшались капителями, орнаментами. Колонны привносили дополнительную устойчивость зданиям, позволяя значительно увеличивать объем помещений, и придавали значимую солидность.

В храмах отсутствовала роскошь, подбирались матовые однотонные тона со строгим орнаментом. Иногда для украшения интерьера использовалось золото. Статуи божества расписывались и украшались драгоценностями, но, к сожалению, ни одна статуя не сохранилась до нашего времени в первоначальном виде. Каждый житель города принимал участие в построении храма, которое занимало десятилетия. В статье вы узнаете еще больше интересных фактов.

Известные храмы Греции

Огромное количество храмов сохранилось именно в Афинах. В Акрополе находится Парфенон, сооружение, построенное в честь покровительницы города – богини Афины. Местом сражения Посейдона с Афиной считался храм Эрехтейнон.

Жители Афин свято верили в существование богини победы Ники, подтверждением чего является храм со статуей божества, которому обрубили крылья, чтобы победа никогда не покидала их. Именно в этом храме по легендам царь Афин ждал своего сына, после победы над минотавром. Тезей забыл подать условный знак о победе, в последствие чего царь Эгей бросился в море, которое в итоге получило название Эгейского. Походы, путешествия прогулки могут вам многое рассказать о культуре, истории и архитектуре, например красивые , поражают своим великолепием.

Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон

Географически находится в «сердце» Афин. Храм был торжественно возведен для красивой и величественной богини Афин – Парфенон. Построен из уникального в своем роде пентелийского светлого мрамора. В настоящее время этот храм является самым популярным среди античных сооружений всей Греции. Отделочные работы затянулись до 432 года до н.э.

Строительством занимался античный архитектор Калликтат, происходило это в 447 году до н.э. строительство длилось 9 лет. Храм выполнен в дворцовом стиле со множеством колон (48 штук). Фронтон и карнизы украшены скульптурами. Сейчас их осталось очень мало, лишь осколки. Все они были разграблены за долгие годы войн. Сейчас храм имеет белый или кремовый оттенок, но в античное время его раскрашивали в разные цвета. за столь долгое существование Храм Парфенон имел разные предназначения: служил пристанищем для католиков, был православным местом, и даже был тайным складом для пороха.

Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э. Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо. Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Храм Ники Анперос

Этот храм стал первым сооружением такого античного характера в Акрополе. Храм имеет другое, более нежное название – «бескрылая победа». Строительство сооружение началось в 427 году до н.э. стены великого Ники Анпероса выложены из отбеленного мраморного блока. В центре храма стояла статуя Афины. Она несла символический характер, а одной руке у нее был шлем, в другой – гранат. Это говорило о том, что она несет в себе символ плодородия и победы. За всю историю на храм постоянно нападали, с каждым разом тревожа его красоту. В 1686 году на храм напали турецкие войска, которые разобрали основные постройки, а в 1936 году – разрушилась центральная платформа. Сейчас – этот миниатюрный храм, стена, единственное, что напоминает нам о той, древней жизни.

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.

Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.

Историю культуры античного мира традиционно делят на периоды.

Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки.

Архаический период (с XII до н. э. до 590 г. до н. э.) Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 г. до н. э. - 470 г. до н. э.)
Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов.

Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и мало изящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.

Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны.

Храм Аполлона в Дельфах.

Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. В добавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один - с запада, другой - с востока».

Храм Аполлона в Дельфах.

Храм был построен в 366-339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548-547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину - 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать - на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского - самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.
Длина основания храма Зевса составляла примерно 96 м, а ширина - 40. Пятнадцать из ста четырех 17-метровых колонн храма стоят до сих пор, еще одна колонна лежит разобранной.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского

Храм Артемиды в Эфесе - одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Храм Артемиды в Эфесе

Классический период (470 г. до н. э. - 338 г. до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей.

В V-IVвв.до н.э. Афины стали главным городом Древней Греции. Кипучее строительство развернулось в правление Перикла. При нем, под руководством выдающегося скульптора Фидия был возведен ансамбль из нескольких сооружений - афинский Акрополь.

Храм Ники Аптерос

Афинский Акрополь.

Храмы,скульптуры и вся композиция Акрополя стали самым ярким примером расцвета греческого классического искусства.

У подножия холма находятся портик Пропилей- торжественных ворот-и маленький храм бескрылой Ники (Ники Аптерос).

Главный храм Акрополя-Парфенон

Главный храм Акрополя-Парфенон (447г.до н.э.).На фоне яркого голубого неба его колоны из коричневато-золотистого мрамора выглядят торжественно и монументально.Всего 46 колон окружают храм. Расстояние между крайними колонами меньше чем между колонами в середине. Это создает ощущение, что колоны движутся.

Парфенон украшал скульптурный фриз, большинство скульптур которого Фидий высек своими руками. На фризе запечатлены 365 фигур людей и 226-животных, и ни одна фигура не повторяется. Внутри здание делилось на две части. В большом зале стояла 12-метровая статуя богини Афины, созданная Фидием. Другую половину храма занимал зал, где хранились казна, государственный архив.

Небольшой храм Эрехтейон стоит на месте, где, по преданию, произошел спор Афины с Посейдоном. Боги хотели владеть Грецией, но они должны были принести ей свои дары. Посейдон высек из скалы своим трезубцем соленый источник.

Афина вонзила в землю свое копье, и выросло оливковое дерево. Дар Афины людям понравился больше. И она стала покровительницей Аттики и города, которому дали ее имя.

Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Храм Аполлона в Бассах (уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это - дорический храм, периптер, с пронаосом(пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому. Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской войны.Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а е го архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи.По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма - таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранилась, она якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии (468-456 г.г.до н.э.)- один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии.Храм знаменит своими скульптурными украшениями, в особенности же колоссальной статуей отца богов, исполненной Фидием.Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом.

Архитектура древнегреческая оказала огромное влияние на зодчество последующих эпох. Основные её концепции и философия надолго закрепились в традициях Европы. Чем интересна древнегреческая архитектура? Ордерная система, принципы планировки городов и создания театров описаны далее в статье.

Периоды развития

Античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • (середина XII - середина VIII в. до н. э.) - новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 - 330 гг. до н. э.) - период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 - 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только "на глаз", но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол - с туловищем, капитель - с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз - средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента - карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский - на коринфскую. Один стиль - на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной - крепким и сдержанным.

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов - вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами - слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов - симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции - горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник - пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма - дистиль - состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле - по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

Центром Нижнего города была агора - открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища - мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий - замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра - круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения - параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам - Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами - целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи - главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион - дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.

Архитектура Древней Греции

Кто-то из великих сказал:"Архитектура - это застывшая музыка."
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова "архитектура Древней Греции." И действительно, построенный по правилам ордера

греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу - ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Ордера и их происхождение

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки - основание, колонны и перекрытие. Дорическому ордеру (возник в начале VII в. до н.э.) с его мощными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) отличается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне - Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. - в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождеие периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм "в антах", то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие "из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов "симметрии" или соразмерности составных частей здания". Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти "прочные законы" закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия.

В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, "порядка" и его"нарушения", присущих греческой архитектуре, нам и предстоит разобраться.

Геометрия, пластика, цвет

Прежде всего надо сразу же освободиться от въевшихся в память гимназических предрассудков, по которым ордерный храм будто бы представляет собой до миллиметра геометрически правильное сооружение, сложенное из белого мрамора, очерченное прямыми линиями. Его красота будто бы заключается в идеальной бесцветной чистоте и безупречности, подобной идеальной дистиллированной воде,абсолютно чистой, но безвкусной. Будто бы красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и можно составить цифровую таблицу пропорций и масштабов ордерной постройки, а потом отштамповывать по ней вечно прекрасные произведения. Такое представление удобно для педанта; это сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он готов принять любое варварское сооружение, лишь бы оно несло в себе чувство и выразительность, и противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным мертворожденным правилам.

Давным-давно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками омывавшиеся дождями греческие храмы потеряли многое из своего живого облика. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле их облик был совсем иной, чем можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам фронтона помещались резные каменные украшения-антефиксы, подобные живой поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших деревянных храмах антефиксы были керамическими. Таким образом, очертания храма вовсе не были геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были насыщены и другие части храма. На фронтоне размещались статуи. Рельефами украшали прямоугольные метопы в дорических и фриз в храмах иони-ческого ордера. Изображения людей и мифологических существ самими своими "негеометрическими" формами придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учесть, что эти фигуры изображались в движении, то будет легко представить себе, насколько более богатым, многообразным был облик храма по сравнению с тем, что можно было создать с помощью только архитектурных средств. Скульптурное убранство храма было естественно и прочно связано с его архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Собственно архитектурная форма прямо переходила в орнаментальный мотив или в скульптурное изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и одновременно рельефом с изображением какой-либо сцены. Водосток завершался львиной головой; плитки-калиптеры, покрывавшие швы, образованные мраморной "черепицей" крыши, завершались маленькими резными антификсами. А что представляют собой триглифы или находящиеся под нависающим карнизом плитки-мутулы с цилиндрическими каплями-гуттами? Орнамент, изображение когда-то существовавших деревянных конструкций, архитектурно-строительную деталь? В чистом виде - ни то и ни другое, а вернее, все это вместе.

В ионическом ордере мы найдем еще большую связь, более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База колонны здесь украшается растительным орнаментом, сочетающимся со сложными и пластичными валами и выкружками. Ионическая капитель - это единый сплав изобразительных, орнаментальных и архитектурно-конструктивных начал. На блоках антаблемента высекаются узоры и изображения и т.д. Подобно стволу дерева, несущему на себе живую, подвижную крону, геометрическая основа ордера расцвечена в греческом храме живым скульптурным изображением и орнаментальным узором. Но это еще не все. Греческий храм действительно был разноцветным! Не идеальная и очищенная белизна мрамора приподнимала его над жизнью города и природы, а, напротив, праздничная яркость цвета, полная шумного человеческого темперамента,выделяла храм среди однообразной и одноцветной жилой застройки или на фоне мягких и светлых по цвету гор, окутанных удивительным прозрачно-серебристым воздухом Греции. Храм раскрашивался в синий и красный цвета. Окраска наносилась не сплошь. Естественный цвет мрамора тоже участвовал в расцветке храма: колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Но, напротив, в дорической колонне красным цветом помечались опоясывающие ее верхнюю часть врезы и рельефные полоски-ремешки. Тем же цветом окрашивались нижние поверхности нависающих карнизов. Вообще красной краской покрывались главным образом горизонтальные части храма. Триглифы и мутулы окрашивались в синий цвет, а метопы, вернее, их фон, на котором выступает рельефное изображение, - в красный. Поле фронтона (тимпан) также окрашивалось в интенсивный красный или синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Кроме того, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Здесь справляла праздник рука мастера, украшавшего свое изделие,радовавшегося многоцветности мира и своих чувств. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень необходимого цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона (сооруженного в 3-й четверти V в. до н.э. на мысе Сунион недалеко от Афин) или мрамор теплых, словно бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, украшения и скульптура, выполненные из керамики.

Здания и город

В эпоху архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются основные его части. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм - акрополь, где сооружаются храмы, и агора - торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать здесь то, как все эти представления воплощались в художественном образе городской архитектуры и какие идейно-художественные свойства архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в общественном центре города создавались крупные ордерные постройки - прежде всего храмы. Они служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании.

Разумеется,представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов - то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города. Надо сказать, что эта задача нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных построек в городах, то подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Кому могло прийти в голову веками сберегать обычный, рядовой дом? Только случай помогает здесь исследователям архитектуры. И вот - исторический парадокс! Таким случаем, сберегающим обычные, массовые постройки города, чаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная катастрофа. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, словно бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.э. захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь буквально выжигает собой остатки прошлого. А в греческом городе тому были особенные причины. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов - и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, - и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, - и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны - отдельный человек и его частный быт, с другой - общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос - то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)...

Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа построек - едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы - результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле - все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей страны...