Что такое транспортное состояние груза. Транспортная характеристика и транспортное состояние груза

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В понятие «транспортная характеристика груза» входят: физико-химические, биохимические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тара и упаковка, в которой транспортируется груз; условия (режимы) транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Совокупность определенных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза, сформировавшихся для конкретной перевозки, называется транспортным состоянием груза .

Физико-химические, биохимические и опасные свойства, присущие определенному грузу, определяют условия его перегрузки, транспортирования и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза. Описание данных свойств и их влияние на организацию транспортного процесса приведено в работах . При этом биохимические свойства (процессы) протекают в грузах растительного и животного происхождения и вызваны взаимодействием груза с кислородом воздуха, либо присутствием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью. Наличие опасных свойств свидетельствует о транспортной опасности груза. Перевозка опасных грузов осуществляется с соблюдением особых условий, устанавливаемых в общем случае Правилами перевозок опасных грузов, утвержденными для различных видов транспорта.

Определение объёмно-массовых показателей груза необходимо для оценки использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава, в котором может перевозиться груз, а также для расчета параметров складов и погрузочных механизмов, массы груза. При этом для грузов разного вида данные показатели различаются: плотность характеризует наливной груз, объемная (насыпная) масса – насыпной и навалочный грузы, удельный объем – генеральный.

Тара и упаковка может применяться при перевозке различных генеральных грузов. Грузы, которые по своим характеристикам могут быть упакованы и пакетированы, должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары. В результате упаковывания продукции создаются упаковочные единицы – товары, упакованные в потребительскую упаковку для продажи и грузовые единицы – грузы, упакованные в транспортную упаковку для перевозки. Грузовые единицы иначе называют транспортными единицами или грузовыми местами . Каждый вид тары характеризуется определённым кодом.

Условия транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ должны определяться на основании действующих правил перевозок грузов, утвержденных для различных видов транспорта. Эти условия должны учитывать те физико-химические, биохимические и опасные свойства, которые присущи перевозимому грузу. При предъявлении груза к перевозке необходимо указывать его наименование и код, которые в общем случае принимают согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

Транспортные характеристики грузов - совокупность свойств груза определяющих условия и технику его перевозки перегрузки и хранения называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности и обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, только им присущими свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их перевозки. Для того, чтобы обеспечить сохранность и своевременность доставки перевозимого груза, необходимо знать его характеристики и свойства.

К транспортной характеристике груза относятся:

1) физико-химические свойства;

2) объемно-массовые характеристики;

3) биохимические процессы;

4) свойства, определяющие степень опасности груза;

5) свойства, определяющие Технические условия (ТУ) перевозки, перегрузки и хранения;

6) требования к таре и упаковке груза.

Учет транспортных характеристик и свойств груза позволяет сделать правильный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), средств хранения и режимов перевозок.

Знание транспортной характеристики грузов является непременным условием для выполнения основной транспортной задачи - своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Так, например, к основным свойствам навалочных грузов относятся такие свойства как:

Угол естественного откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рода и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10-18о больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Так, например, угли (антрацит) делят на классы в зависимости от размера куска угля (мм): плотный 110 и более; крупный 50-100; орех 25-50; мелкий 13-25; семечко 6-13; штыб менее 6. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузо-разгрузочных работ.

Усадка - уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 до 8%.

Сыпучесть - свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности под воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого судно может получить опасный крен и перевернуться. Проведенные опыты показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов перетекания жидкости. В начальный момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10о, то масса груза быстро перемещается в сторону крена. Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпавшегося груза.

Погрузочный объем - объем, занимаемый 1т груза в грузовом помещении. При перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на "тяжелые" - рожь, ячмень, пшеница, горох, рис (1,13 - 1,54 м3/т) и "легкие" - овес, арахис, льняное семя, подсолнух (1,50 - 3,7 м3/т).

Влажность - важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна - к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна - 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещается.

Самонагорание грузов растительного происхождения резко ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом "дыхания", жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перегрузке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85-90оС, что приводит к потере товарных качеств груза.

Самовозгорание - действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты.

При "дыхании" зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия "дыхания" зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70о и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжается. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией грузовых помещений.

В процессе хранения и перевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения. Решающим фактором самовозгорания, например углей, является процесс химического взаимодействия вещества угля и в первую очередь углерода с кислородом воздуха и воды. Окисление углей делится на две стадии. В начальной стадии (при температуре 20-25оС) образуются малоустойчивые перекисные соединения, содержащие кислород. Во второй стадии (при температуре 25-180оС) происходит расщепление неустойчивых перекисных соединений. При этом освобождается 60-70% всей тепловой энергии окислительного процесса. Выделяющиеся при расщеплении активный кислород и другие элементы вместе с образовавшимся теплом способствуют окислению новых порций исходного вещества груза.

Температура груза, по достижении которой начинается бурный процесс окисления, переходящий в самовозгорание, называется критической температурой. По действующим инструкциям критической температурой для ископаемых углей считается:

в России - 60оС; в Англии - 58 - 75оС; в США - 75 - 85оС.

Самовозгоранию углей способствует аэрация штабеля, наличие внешних источников тепла, таких как солнечная радиация, нагревающая переборки и магистральные трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза.

Очень малая и чрезмерно высокая влажность углей снижает их способность к самовозгоранию. В практике перевозок температура углей 40-45оС считается уже опасной.

Слеживаемость характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.

Степень слеживаемости зависит от размера, формы и характера поверхности частиц груза, наличия и свойств примесей, условий хранения груза, его влажности, гигроскопичности, характера воздействия внешней среды, длительности перевозки и высоты укладки.

Смерзаемость - свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. При смерзании также происходит слипание частиц груза и тем больше и сильнее, чем мельче и более шероховата поверхность частиц груза, больше его влажность и пористость. В наибольшей степени смерзаемости подвержены полезные ископаемые - рыхлые, пористые и мелкозернистые руды, серные и медные колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты, фосфориты, бокситы, медные, железные, марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты руд и ряд других грузов.

Спекаемость - слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии. Процесс спекания схож с процессом слеживаемости. Спекаемость грузов при перевозке их навалом на обычных судах предотвратить нельзя, поэтому их следует перевозить в таре или на специализированных судах. Так, например, агломерат, который при перевозке спекается и покрывается коркой, перевозят в горячем состоянии. Для уменьшения влияния процесса спекаемости груза строятся суда специальной конструкции, позволяющие замедлить или предотвратить охлаждение груза в пути.

Понятие груза

технологические стадии :

грузом , т.е. объектом перевозки.

«ГРУЗ» .
транспортная характери­стика груза.

Транспортная характеристика грузов

Для того, чтобы обеспечить сохранность и своевременность доставки перевозимого груза, необходимо знать его характеристики и свойства.

К транспортной характеристике груза относятся:

1) физико-химические свойства;

2) объемно-массовые характеристики;

3) биохимические процессы;

4) свойства, определяющие степень опасности груза;



5) свойства, определяющие Технические условия (ТУ) перевозки, перегрузки и хранения;

6) требования к таре и упаковке груза.

Учет транспортных характеристик и свойств груза позволяет сделать правильный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), средств хранения и режимов перевозок.

Знание транспортной характеристики грузов является непременным условием для выполнения основной транспортной задачи – своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза .

Транспортабельность грузов

Груз считается транспортабельным , если он:

– соответствует стандартам и условиям перевозки;

– имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки, положенную маркировку (тарно-штучный груз);

– защищен от неблагоприятного внешнего воздействия (влаги, окружающей среды, посторонних запахов);

– в период действия отрицательных температур проведены мероприятия по предотвращению смерзаемости груза при перевозке и хранении.

Выполнение всех вышеперечисленных условий является гарантией качественной и сохранной доставки груза в пункт назначения.

Вопрос 2. Системы классификации грузов на транспорте. Номенклатуры грузов.

Система классификации грузов

На железнодорожном транспорте различают следующую классификацию грузов.

Транспортная классификация

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.

Транспортная классификация определяется видом и состоянием груза, предъявляемого к перевозке, типом упаковки, способом погрузки и перевозки.

В транспортной классификации все грузы сгруппированы в три группы :

1) сухогрузы;

2) наливные грузы;

3) живность.

Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.

¨ Сухогрузы можно разделить на три подгруппы:

– навалочные грузы;

– сыпучие грузы;

– генеральные грузы.

Навалочные грузы – принимаются к перевозке без счета мест (твердое топливо, руда, лесоматериалы и др.).

Различают навалочные грузы, которые:

– не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления – перевозятся на открытом подвижном составе;

– требуют защиты от атмосферных осадков, подвержены распылению, загрязнению, порче – перевозятся в крытых вагонах.

Сыпучие грузы – представляют собой однородную массу фракционных составляющих, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью).

Сыпучие грузы перевозятся насыпью в универсальных и специализированных вагонах, делятся на грузы, которые:

– не требуют защиты от атмосферных осадков – перевозятся на открытом подвижном составе или в специализированных вагонах;

– требуют защиты от атмосферных осадков – перевозятся в крытых или специализированных вагонах-хопперах: зерновозах, минераловозах, цементовозах.

При оформлении перевозочных документов на навалочные и сыпучие грузы в накладной в графе «количество мест» грузоотправитель указывает «навалом» или «насыпью».

Генеральные грузы – различные штучные грузы (контейнеры, штучные, тарно-штучные грузы).

· Контейнерединица транспортного оборудования с внутренним объемом не менее 1 м 3 .

По назначению контейнеры делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные контейнеры предназначены для перевозки грузов широкой номенклатуры и принадлежат, как правило, различным транспортным министерствам и ведомствам.

Специализированные контейнеры предназначены для перевозки одного или группы однородных грузов и принадлежат, как правило, грузоотправителям или грузополучателям.

В зависимости от массы брутто контейнеры делятся на:

крупнотоннажные – массой брутто 10 т и более (20, 24, 30, 32 т);

среднетоннажные – массой брутто от 3 до 10 т (3 и 5 т);

малотоннажные – массой брутто до 3 т (0,625 и 1,25 т).

·Тарно-штучные и штучные грузы – те, которые принимаются к перевозке по количеству грузовых мест, указанному в накладной, или массе, указанной на грузовых местах.

Тарно-штучные грузы (ТШГ) перевозятся в затаренном виде (ящики, мешки, бочки и т.д.).

В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные и штучные грузы делятся на 4 группы:

1-я группа – грузы массой до 500 кг (продукты питания, товары народного потребления) – перевозятся, как правило, в крытых вагонах;

2-я группа – тяжеловесные грузы, имеющие массу одного грузового места более 500 кг (машины, оборудование и т.д.);

3-я группа – длинномерные и крупногабаритные грузы (рельсы, металлопрокат, техника и т.д.);

4-я группа – негабаритные грузы.

¨ К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах.

Из всех перевозимых железнодорожным транспортом наливных грузов 90 % составляет сырая нефть и нефтепродукты (бензин, керосин, дизель­ное топливо, мазут и др.), 10 % – пищевые грузы (спирт, вино, раститель­ные масла и др.) и химические (кислоты, щелочи, сжиженные газы и др.).

Наливные грузы делятся на неопасные (перевозимые на общих основаниях) и опасные (перевозимые на основании «Правил перевозок опасных грузов» ).

¨ К живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, дикие звери, птицы всякие, живая рыба, раки и пчелы.

2. В зависимости отспецифических свойств и условий перевозок все грузы делятся на 11 групп:

1) скоропортящиеся – требующие защиты от низких или высоких температур, которые влияют на качественное состояние груза;

2) обладающие гигроскопичностью (способностью поглощать влагу из окружающей среды);

3) легко впитывающие посторонние запахи;

4) обладающие специфическими запахами;

5) постоянно сохраняющие свои свойства, мало подверженные воздействию окружающей среды;

6) теряющие в процессе перевозки свойство сыпучести в результате смерзания и спекания отдельных частиц;

7) подверженные слеживаемости в результате длительного хранения и перевозки;

8) опасные;

9) подверженные в процессе перевозки потерям массы;

10) живность;

11) продукция машиностроения.

3. По условиям хранения грузы делятся на 3 группы :

1) ценные грузы и грузы, боящиеся внешних воздействий (хранятся в складах крытого типа);

2) не подверженные воздействию температурных изменений, но впитывающие влагу (хранятся в крытых складах или на крытых площадках);

3) не подверженные влиянию окружающей среды (хранятся на открытых площадках).

Классификация складов

Существует целый перечень различных классификаций складских помещений. Для начала разберемся, что же такое склад и какие функции он выполняет.

Склад - это нежилое помещение, предназначенное для хранения сырья, продукции, товаров и прочих грузов, обеспечивающее соблюдение требуемых условий хранения и оснащенное оборудованием для хранения и удобными для разгрузки-погрузки конструкциями и сооружениями. По назначению склады делятся на производственные, оптово-заготовительные, снабженческие и коммерческие. По видам хранимой продукции склады бывают продовольственными, непродовольственными, фармацевтическими и специального назначения. Требования к каждому виду склада зависят от его предназначения. Каждый склад должен обеспечивать не только надежное хранение груза, но и удобство подъездных путей, обеспечение погрузочно-разгрузочных работ, учет движения грузов, сортировку и отгрузку товаров и продукции. По способу хранения склады могут быть распределенными и централизованными, открытыми и закрытыми, бункерами и резервуарами. По форме собственности складские помещения можно разделить на арендуемые, коммерческие (принадлежащие логистическим компаниям) и являющиеся собственностью компании. Перечисленные выше классификации не отражают всех конструктивных и логистических особенностей складских помещений. С целью описания характеристик самого складского помещения, а также складского хозяйства, одной известной логистической компанией была разработана система классификации, наиболее полно отражающая характеристики складского помещения, как логистической и маркетинговой единицы. Данная классификация делит все складские помещения независимо от их назначения на шесть категорий. При определении категории конкретного складского помещения учитываются такие параметры как географическое расположение склада, наличие и состояние подъездных дорог, удаленность от автомагистралей, наличие железнодорожной ветки, площади помещения, этажности, высоты потолков, наличия технических средств охраны и многого другого.

Категория «А+» объединяет складские помещения наиболее удобные и выгодно расположенные с точки зрения логистики. Такие склады имеют достаточные площади, офисы и служебные помещения, складское и погрузочное оборудование. Стоимость аренды таких помещений самая высокая.

Категория «B+» требует от помещения склада высоту потолков не менее восьми метров. Полы должны быть покрыты антипылевым покрытием. Склад должен быть расположен вблизи крупных магистралей, иметь удобные подъездные пути и место для маневрирования большегрузного транспорта.

Более подробную информацию о той или иной категории складских помещений Вы сможете получить, прочитав материал в соответствующем разделе.

Склады класса «А+»

Складские помещения класса «А+» - высшая категория складов согласно общей классификации. Такие помещения отвечают самым высоким требованиям складского хозяйства. Склад категории «А+» своего рода президентские апартаменты среди помещений этого предназначения.

Рассмотрим характеристики, позволяющие отнести складское помещение к данной категории в соответствии с классификацией.

  1. Тип здания: складские помещения класса «А+» представляют собой одноэтажные здания единого объема. Они построены из легких высококачественных металлоконструкций и предназначены специально для складских нужд. Высота потолков должна обеспечивать складирование в шесть-семь ярусов (не менее тринадцати метров).
  2. Внутренние конструкции: Здания, как правило, прямоугольной формы без колонн, либо с колоннами. Шаг колонн не менее двенадцати метров и расстоянием между рядами не менее двадцати четырех метров.
  3. Покрытие пола: Ровный бетонный пол располагается на уровне одного метра двадцати сантиметров от земли. Он должен обеспечивать нагрузку не менее пяти тонн на квадратный метр. Имеется антипылевое покрытие.
  4. Склады класса «А+» в обязательном порядке оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
  5. Температурный режим: температурный режим регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза и обеспечивается системой кондиционирования.
  6. Системы безопасности: складское помещение оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения. Все сигналы дублируются в соответствующие чрезвычайные службы.
  7. электроснабжение обеспечивается собственной автономной электроподстанцией. Отопление поступает за счет собственного теплового узла. Имеются горячее и холодное водоснабжение и канализация.
  8. Склады класса «А+» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на пятьсот квадратных метров склада. Ворота оборудованы погрузочными площадками регулируемой высоты.
  9. На территории склада имеются офисные помещения, конференцзал, комнаты отдыха, пункты питания и другие необходимые помещения.
  10. Телекоммуникации: Связь и передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Есть доступ в Интернет.
  11. Системы контроля и учета: данные системы разграничивают доступ сотрудников, обеспечивают контроль за движением грузов. Производится учет пропускного режима.
  12. Прилегающая территория: территория клада круглосуточно охраняется. Отдельное внимание уделяется благоустройству и освещению территории.
  13. Стоянки для автотранспорта: Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование. Отдельно оборудуются стоянки легкового автотранспорта.
  14. Железнодорожное сообщение: Отдельная железнодорожная ветка, подходящая непосредственно к складскому помещению. Желательно наличие ж/д рампы.
  15. Расположение: Складское помещение располагается непосредственно у крупных транспортных магистралей, либо имеет хороший подъезд протяженностью не более четырех километров.

Склады класса «А»

Складские помещения класса «А» отвечают высоким требованиям логистики. От складов высшего класса они отличаются немногим. Различия в основном заключаются в площади самого помещения и высоте потолков. Играет роль также расположение склада относительно магистралей. Склады класса «А» - это профильные сооружения, призванные обеспечить наилучшие условия хранения любых типов груза.

  1. Тип здания: помещения складов класса «А» это одноэтажные и однообъемные здания из металлоконструкций или сендвичпанелей. Они построены после 1994 года специально для использования в качестве складских помещений. Высота потолков составляет не менее десяти метров, что позволяет организовать многоуровневое хранение грузов.
  2. Внутренние конструкции: Шаг колонн составляет не менее девяти метров и расстоянием между пролетами не менее двадцати четырех метров. Площадь застройки не более пятидесяти пяти процентов.
  3. Покрытие пола: Ровный бетонный пол имеет антипылевое покрытие. Высота от земли составляет один метр двадцать сантиметров. Полы обеспечивают нагрузку не менее пяти тонн на квадратный метр.
  4. Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса «А» оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
  5. Температурный режим: температурный режим обеспечивается системой кондиционирования и регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза.
  6. Системы безопасности: складское помещение оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения.
  7. Электроснабжение и коммуникации: Склады данного класса оснащены собственной автономной электроподстанцией. Отопление обеспечивается за счет собственного теплового узла. Подведено горячее и холодное водоснабжение и канализация.
  8. Разгрузочно-погрузочные конструкции: Склады класса «А» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на семьсот квадратных метров площади. Ворота оборудованы docklevelers – погрузочно-разгрузочными площадками c регулируемой высотой подъема.
  9. Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются офисные помещения, комнаты отдыха персонала, туалеты, душевые, иные служебные помещения.
  10. Телекоммуникации: Передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Обеспечение телефонной связью осуществляется собственной АТС.
  11. Системы контроля и учета: На территории склада действует пропускной режим, система учета и доступа сотрудников. Все движения грузов регистрируются в автоматизированной системе учета грузов.
  12. Прилегающая территория: Благоустроенная территория с достаточной степенью освещенности. Территория клада круглосуточно охраняется.
  13. Стоянки для автотранспорта: Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование.
  14. Железнодорожное сообщение: Желательно наличие железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению.
  15. Расположение: Складское помещение располагается вблизи крупных транспортных артерий и имеет подъезд, обеспечивающий движение большегрузного транспорта.

Склады класса «В+»

Категория «В+» объединяет складские помещения, построенные или переоборудованные под выполнение задач хранения различных типов грузов. Категория «В+» - своего рода люкс в классификации складских помещений. Сооружения данной категории имеют ряд преимуществ, таких как приемлемая стоимость в сочетании со всеми необходимыми условиями складского хозяйства.

  1. Тип здания: Складские помещения данной категории были построены или переоборудованы из сооружений промышленного назначения. Они представляют собой одноэтажные здания с высотой потолков не менее восьми метров. Это позволяет расположить стеллажи для хранения грузов многоуровневым принципом.
  2. Внутренние конструкции: Шаг колонн должен обеспечивать беспрепятственную транспортировку груза внутри склада и удобную закладку на хранение. Площадь застройки составляет от сорока пяти до пятидесяти пяти процентов.
  3. Покрытие пола: Антипылевое покрытие бетонного пола обеспечивает снижение пыльности во внутреннем пространстве. Допустимая нагрузка на квадратный метр не менее пяти тонн. Расстояние до земли не менее одного метра.
  4. Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса «В+» оснащены системой вентиляции, система кондиционирования является желательным условием.
  5. Температурный режим: температура и уровень влажности регулируются с помощью отопления и системы вентиляции. В помещениях этого класса поддерживается постоянный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия хранения.
  6. Системы безопасности: Система противопожарной безопасности дополняется гидрантной системой пожаротушения, что обеспечивает надежную защиту от огня. Нередко применяется система порошкового пожаротушения.
  7. Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение может происходить как от общих источников энергии, так и силами собственной автономной электроподстанции.
  8. Разгрузочно-погрузочные конструкции: Обязательно наличие пандуса для грузовых машин. Ворота докового типа расположены из расчета не менее одних на тысячу квадратных метров склада.
  9. Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения, помещения для персонала, туалеты, душевые. Офисные помещения располагаются либо в здании склада, либо в пристройке.
  10. Телекоммуникации: Телефонная связь, системы телекоммуникаций, обеспечивающие работу электронных систем и средств автоматизации.
  11. Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, учет прибытия-убытия сотрудников.
  12. Прилегающая территория:
  13. Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта непосредственно у складского помещения, возможно наличия мест отстоя вблизи территории.
  14. Железнодорожное сообщение: непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции или наличие собственной ж/д ветки.
  15. Расположение:

Склады класса «В»

Складские помещения класса «В» в полной мере можно считать оптимальным решением для компаний, умеющих считать свои деньги и в то же время пользоваться благами цивилизации без ненужных излишеств. Хранение грузов на складах этой категории выгодно и в то же время надежно. Склады отвечают современным требованиям.

Рассмотрим основные пункты классификации:

  1. Тип здания: Складские помещения данной категории были вновь построены или реконструированы для выполнения задач хранения. Они представляют собой, как правило, многоэтажные здания с высотой потолков каждого уровня от четырех до восьми метров. Транспортировка на верхние этажи обеспечивается грузовыми лифтами.
  2. Внутренние конструкции: особых требований не предъявляется.
  3. Покрытие пола: Полы покрытия не имеют. Полы могут быть как бетонными, так и асфальтными. Расстояние до земли не менее одного метра.
  4. Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса «В» могут быть оснащены системой вентиляции, которая должна обеспечивать эффективное проветривание до девяноста процентов помещения.
  5. Температурный режим: температура и уровень влажности регулируются с помощью системы отопления. В помещениях этого класса поддерживается постоянная температура хранения и допустимый уровень влажности.
  6. Системы безопасности: Безопасность грузов обеспечивается системой сигнализации. Имеется система гидрантного пожаротушения и противопожарная сигнализация
  7. Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение обеспечивается за счет общей электросети.
  8. Разгрузочно-погрузочные конструкции: Для обеспечения удобства погрузки-выгрузки имеется пандус для большегрузного транспорта. Грузовые лифты располагаются из расчета не менее одного на две тысячи квадратных метров. Грузоподъемность каждого не менее трех тонн.
  9. Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения. Офисные помещения располагаются в непосредственной близости к территории склада.
  10. Телекоммуникации: Стационарная телефонная сеть, локальная сеть между рабочими местами.
  11. Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, автоматизированный учет движения грузов.
  12. Прилегающая территория: благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
  13. Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта как непосредственно у складского помещения, так и вблизи территории.
  14. Железнодорожное сообщение: непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции.
  15. Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.

Склады класса «С»

Складские помещения категории «С» - это, чаще всего, утепленный ангар или капитальное производственное помещение, с высотой потолков не менее четырех метров. Здания могут быть любой этажности. Главное в случае многоэтажных строений – наличие грузовых лифтов в необходимом количестве. Полы – бетонные или из асфальта, покрытие отсутствует. Обязательным условием для складских помещений категории «С» является наличие ворот на нулевом уровне, для обеспечения заезда грузового транспорта внутрь помещения. Климатический и температурный режим поддерживается системой отопления и вентиляцией. Поддерживаемая температура составляет от +8 до +14 градусов по Цельсию. Посещения данной категории имеют, как правило, систему водоснабжения и канализации. Противопожарная безопасность обеспечивается пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Организуется охрана периметра и контрольно-пропускной режим на территории склада.

Склады класса «С» находятся на небольшом удалении от основных автомагистралей, к ним ведут качественные дороги-сателлиты, обеспечивающие беспрепятственное движение большегрузного транспорта. Вблизи складских помещений имеются стоянки для грузовых автомобилей и места для их маневрирования. Склады данного класса наиболее распространены на территории России. Стоимость аренды – невысокая, но арендатору зачастую самостоятельно приходиться оплачивать водоснабжение и электричество.

Склады класса «D»

Складские помещения категории «D», пожалуй, самые непритязательные в плане требований к их оснащению. Под склады данной категории используют подвальные помещения, объекты гражданской обороны, ангары, производственные помещения и прочие нежилые и технические площади. Требования здесь предъявляются минимальные. На таких складах должно быть освещение, обеспечиваться постоянная температура и уровень влажности. Складские помещения должны иметь удобный для грузового автотранспорта подъезд и ворота для осуществления погрузки и выгрузки. Безопасность обеспечивается сигнализацией. Для предупреждения пожаров устанавливается пожарная сигнализация, система и средства пожаротушения. Данные склады используются в основном для непродолжительного хранения небольших партий различных грузов.

Плюсом складских помещений категории «D» является небольшая арендная плата. Складские помещения этого класса могут находиться как в городской черте, в промышленных зонах, так и на достаточном удалении от основных магистралей.

Вопрос 1. Понятие груза. Составляющие транспортной характеристики.

Понятие груза

Ежедневно различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным и трубопроводным) перевозится большое количество товарной продукции и сырьевых ресурсов.

С момента добычи или производства до момента переработки или потребления товарная продукция проходит следующие технологические стадии :

С момента передачи на транспорт для пространственного перемещения продукт приобретает новое качество – становится грузом , т.е. объектом перевозки.

Основными участниками перевозки груза являются не производитель и потребитель, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, перевозка повышает стоимость продукта для потребителя.

Таким образом, с момента приема к перевозке на станции отправления и до момента выдачи на станции назначения вся товарная продукция носит название «ГРУЗ» .
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характери­стиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфи­ческие свойства груза составляют понятие транспортная характери­стика груза.

ГРУЗОВЕДЕНИЕ

Понятие груза. Составляющие транспортной характеристики

На разных этапах экономического цикла: производство – перевозка – потребление, результат труда каждый раз предстаёт в новом качестве . На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт , обладающий потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром . На втором этапе (перевозка) продукт обретает новое качество: он становится грузом , то есть объектом транспортировки. Грузом на транспорте называетсялюбая продукция, находящаяся в процессе перевозки, то есть с момента её приёмки к перевозке до момента сдачи грузополучателю. На третьем этапе – при реализации потребительской стоимости – груз опять выступает в роли продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости перевозки. В процессе перевозки груза основными участниками данного процесса становятся не производитель и потребить продукта, а грузовладелец и транспортная организация (перевозчик). Объективно перевозка повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому следует всемерно сокращать транспортные издержки, но не в ущерб сохранности, своевременности и безопасностидоставки груза.

Любая продукция еще до того, как попасть на транспорт, уже обладает нужным набором свойств, то есть определённым качеством, которое в процессе перевозки не должно изменяться или, в любом случае, ухудшаться с точки зрения потребителя.

Все те полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и заключительном этапах экономического цикла. На этапе перевозки многие потребительские свойства продукта, характеризующие его как товар, оказываются не существенными, так как не влияют на процесс перевозки. На первый план при этом выступают те свойства товара, которые связаны с процессом перевозки и составляют транспортную характеристику груза.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В транспортную характеристику грузавходят: физико-химические, биохимические, теплофизические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тараи упаковка, в которой транспортируется груз; маркировка; режимы транспортировки, хранения и перегрузки. Изменение транспортной характеристики груза приводит к необходимости изменения технического обеспечения и/или технологииперевозочного процесса. Например, переход от перевозки цемента навалом к перевозке в таре (бумажных мешках) потребует использования других типов подвижного состава, складови средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), а также применения упаковочных материалов и средств пакетирования.



Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза. Например, при перевозке цемента в мешках транспортное состояние данного груза складывается из следующих составляющих: по физико-химическим свойствам – подвержен распыляемости, абразивности, слёживаемости, гигроскопичности; по объёмно-массовым показателям – имеет объёмную массу 1,7 т/м 3 ; по опасным свойства – является пылящим и вызывает заболевания; по таре и упаковке – транспортируется в бумажных мешках с указанием наименования «портландцемент строительный» и массы груза (50 кг).

Сохранность груза и безопасностьего транспортировки обеспечиваются, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если:

  • - находится в кондиционном состоянии (имеет необходимое качество);
  • - соответствует требованиям государственных стандартов и условиям перевозки (имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки и необходимую маркировку);
  • - надёжно защищен от неблагоприятного внешнего воздействия.
.

Описание груза в договоре перевозки. Наименование, состояние и количество груза являются наиболее существенными его характеристиками, которые должны найти отражение в договоре перевозки, поскольку в зависимости от этих данных решаются вопросы о возможности приема груза к перевозке, обеспечении надлежащих условий для погрузки (выгрузки) груза, его перевозки и хранения, размере фрахта, а также о характере и объеме несохранности грузов, за которую на перевозчика может быть возложена ответственность. Определение подлежащего перевозке груза производится в зависимости от вида перевозки и заключенного договора.
В коносаменте характеристика груза должна быть полной и точной. Сведения о грузе, подлежащие включению в коносамент, предусмотрены в КТМ: наименование груза, имеющиеся на нем марки, число, мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза. В Конвенции о коносаменте 1924 г. требование о включении в коносамент данных о внешнем виде и состоянии груза в отличие от КТМ сформулировано в безусловной форме. Конвенция исходит из того, что данные о внешнем виде и стоянии груза должны быть внесены перевозчиком в коносамент.

Проверка перевозчиком состояния груза, его упаковки и маркировки. Данные о грузе вносятся в коносамент на основе сведений, содержащихся в погрузочном ордере, по результатам проверки, осуществляемой перевозчиком в соответствии с действующими на морском транспорте правилами приема грузов. Составленный на основании проверенных перевозчиком данных погрузочного ордера коносамент является важнейшим доказательством действительного количества и состояния принятого к перевозке груза. Поскольку перевозчик обязуется доставить в сохранности вверенный ему груз, получатель вправе предъявить ему претензию, если доставленный груз не будет соответствовать его описанию в коносаменте. Кроме того, включение в грузовые документы правильных сведений о грузах способствует сохранности грузов при их хранении, погрузке (выгрузке) и перевозке.
Проверка перевозчиком состояния принимаемого груза, его упаковки и маркировки производится путем наружного осмотра. Перевозчик, как правило, не обязан проверять качество принимаемого груза, т. е. его внутренние свойства (сортность, влажность и т. п.). Оговорка в коносаменте «качество неизвестно» означает, что перевозчику неизвестны внутренние свойства груза, поскольку он не мог их обнаружить путем наружного осмотра груза. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, обусловленную скрытыми недостатками самого груза, его свойств, а так же незаметными по наружному виду недостатками тары и упаковки.
При осмотре груза перевозчик проверяет наличие и соответствие имеющихся на грузах марок данным погрузочного ордера и их четкость. Состояние тарных и упакованных грузов определяется по внешнему виду и состоянию тары и упаковки. Соответствие тары и упаковки предъявляемым к ним требованиям и исправность устанавливается также по наружному осмотру, т. е. без нарушения их целостности. Внутренняя упаковка грузов проверке не подлежит. В случаях, когда перевозчику вместе с грузом должны быть переданы документы, удостоверяющие качество груза, перевозчик должен проверить соответствие данных этих документов требованиям, предъявляемым к морской перевозке данного груза.
Оговорки о состоянии груза и их значение. В большинстве форм коносаментов, содержится положение о том, что груз принят «в хорошем по наружному виду состоянии» (in apparent good order and condition). Наличие этого положения в коносаменте лишает перевозчика права ссылаться на недостатки груза и его упаковки, которые могли быть им замечены при приеме груза, если держателем коносамента является третье лицо. Поэтому, если при приеме груза выявлено ненадлежащее состояние груза либо его упаковки, перевозчик вносит в штурманскую расписку, а затем в коносамент соответствующие оговорки, отражающие действительное состояние принятого груза. Практикой торгового мореплавания выработаны общепринятые формулировки оговорок, указывающих на недостатки в состоянии груза или его упаковки, «пример: «ящики, бывшие в употреблении» (second hand cases), мешки имеют пятна» (bags stained), «упаковка кип порвана» (cover of bales torn), «бочки текут» (barrels leaking) и т. п. Наличие в коносаменте оговорок, отрицающих хорошее состояние груза, не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза, однако, возлагает на получателя бремя доказывания того, что груз был принят перевозчиком в надлежащем состоянии, а ущерб грузу был причинен во время его перевозки. Однако такие последствия наступают лишь в случае, если утрата или повреждение груза обусловлены отмеченными в коносаменте недостатками груза или его тары. Так, оговорка в коносаменте «мешки порваны» не будет принята во внимание, если ущерб, причиненный грузу, связан с его подмочкой морской водой.
В связи с тем, что оговорки снижают значение коносамента как товарораспорядительного документа, грузоотправители нередко просят перевозчика выдать «чистый» коносамент, т. е. без оговорок, порочащих состояние груза, и предлагают гарантийное письмо обязательством возместить перевозчику все убытки, могущие возникнуть вследствие включения в коносамент данных, не соответствующих действительности.