Чернышевский что делать конспект. Что делать? Бытие определяет сознание

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.

Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наибольшее число долгожителей. Полумайте, чем это объясняется.

Давно замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Назовите известные вам курортные зоны в нашей стране. Объясните их размещение.

Существует специальная отрасль науки - медицинская география, изучающая закономерности географического распространения заболеваний человека и разрабатывающая меры борьбы с этими заболеваниями. Медицинская география изучает природные особенности территории с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения, способствует более полной и всесторонней оценке природных условий при проектировании и проведении комплекса мероприятий по преобразованию природы.

Внимание к людям, забота об их здоровье, отдыхе требует разумного, бережного отношения к природе и ее богатствам.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека . Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей.

Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8...-10°С, летом +23...+25°С, скорость ветра зимой достигает 0,15 м/с, летом - 0,2-0,4 м/с, относительная влажность воздуха составляет соответственно 40-60%. Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями . Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия (от лат. extremus - крайний, чрезвычайный, тяжелый) - это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью.

Рис. 136. Степень благоприятности природных условий для жизни людей

На территории нашей страны можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону.

В Приморье, например, очень сырое лето: люди страдают одышкой, быстро ржавеет все железное.

В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где любые постройки возводить крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50...-60°С, а летом иногда больше +30°С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95°С на юге и 105°С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45... -50°С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Рис. 137. Степень дискомфорта в холодный период года (по Ф. Реймерсу)

Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Посмотрев на рисунок 137, вы сможете определить, для каких территорий страны типичны те или иные постройки, виды одежды.

Такие условия создают большие трудности не только живущим в них людям, но и орудиям труда. Температура -45°С - критическая для механизмов. Для северных районов необходимо изготавливать их из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные затраты средств, а также энтузиазм людей.

Рис. 138. Структура понятия, «природные блага» (по Н. Ф. Реймерсу)

При освоении этих территорий огромное значение имеет использование достижений науки и техники.

Приведите примеры освоения территорий с помощью достижений науки и техники, известные вам из курсов физики, химии, а также из материалов периодической печати.

Стихийные природные явления и их причины . Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов.

Стихийные природные явления могут принимать катастрофический характер. Виды природных стихийных явлений весьма разнообразны (рис. 139). Часто эти явления вызывают у людей суеверный страх, порождают веру в сверхъестественные силы. Особый страх людям всегда внушали вулканические извержения. Здесь воочию выступали вырвавшиеся из недр Земли «силы ада»: раскаленная лава, горячий пепел, палящие тучи, грязевые потоки. Печально известны воздушные вихри - смерчи: они переворачивают автомобили, валят лес, переносят почти не растрепанные скирды сена, разрушают строения и могут искалечить и даже убить людей.

Для того чтобы понять и объяснить причины различных стихийных явлений, необходимо знать законы развития оболочек Земли.

Рис. 139. Взаимосвязь стихийных явлений природы в литосфере, гидросфере и атмосфере

Анализируя схему (см. рис. 139), укажите, какие причины вызывают то или иное стихийное бедствие. (Свои ответы проверьте по материалам §44.)

Расскажите, каковы последствия этих стихийных явлений (можно использовать материалы периодической печати).

География стихийных явлений . Многие стихийные явления - землетрясения, извержения вулканов и др. связаны с районами активного горообразования. В России такие районы расположены на Кавказе и на Дальнем Востоке. Лавины, обвалы, сели образуются тоже в горных районах на Кавказе, а также на Урале, в Хибинах.

Речные наводнения бывают главным образом на реках с незарегулированным стоком. С постройкой плотин и водохранилищ опасность наводнений резко сокращается.

Смерчи случаются в центре европейской части страны; их образование связано с резкими перепадами давления, сменой воздушных масс, но такому их проявлению, как в классической «стране торнадо» - южных штатах США, препятствуют лесные массивы.

Нагонные наводнения возникают, когда встречный ветер запирает речные устья, повышает уровень воды в заливе, в который впадает река, заставляет ее поворачивать вспять. Таковы, например, знаменитые наводнения Санкт-Петербурга.

В зависимости от того, в каком районе, обжитом или неосвоенном, происходит то или иное стихийное явление, оно или причисляется к рангу стихийных бедствий, или нет. В обжитом районе оно наносит большой материальный ущерб, а иногда приводит к гибели людей, поэтому и называется бедствием.

Меры борьбы со стихийными природными явлениями . Чтобы бороться со стихийными природными явлениями, надо прежде всего хорошо знать причины их происхождения. На помощь людям приходят ученые, изучающие и старающиеся предсказать стихийные природные явления. Это очень трудная и сложная работа, несмотря на то, что в ней используются последние достижения науки и техники, в частности космические методы.

В нашей стране успешно ведутся прогнозы вулканических извержений на Камчатке, осуществляются местные прогнозы схода лавин, селей, наводнений. Для защиты людей от некоторых из стихийных бедствий создаются специальные сооружения.

Люди уже научились заблаговременно предсказывать засухи и наводнения, ураганы и штормы, метели и снежные заносы. Но остается немало неизведанного, требующего больших усилий в изучении природных стихий.

Большую помощь в понимании грозных сил природы окажут более детальные космические методы их исследования, потому что они позволяют получить новую оперативную информацию о грозных явлениях природы. В будущем люди будут вести регулярные наблюдения, охватывающие всю Землю, и давать прогноз стихийных природных процессов, а в некоторых случаях и предупреждать их.

Для защиты населения страны от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям. Хорошо обученные и экипированные специалисты быстро перемещаются в район стихийного бедствия и оказывают помощь пострадавшим.

Вопросы и задания

  1. Назовите природные явления, которые мешают человеку осваивать природу.
  2. Какие природные условия считают экстремальными?
  3. В каких районах нашей страны и почему происходят стихийные бедствия? Какие меры борьбы с ними применяются?
  4. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Таблица 11. Степень комфортности территорий для жизни людей

Цель :

Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни

I .Организационный момент

II. Изучение нового материала

Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:

  1. Взаимодействие среды и здоровья человека.
  2. Освоение территорий с экстремальными условиями.

1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?» ;

а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

Красота окружающих пейзажей

  1. морских побережий
  2. чистого воздуха
  3. исцеляющих грязей и минеральных вод

б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей». (см. приложение №1)

Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

в) Работа с учебником.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с
другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира
(в млн. кв. км)

Вывод:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

г) Работа с картографическими материалом.

Сопоставление карты -схемы учебника (стр. 266, рис.108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.
Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.
Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

  1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
  2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).

д) Работа на компьютере , (см. приложение №2)

2. Изучение материала второго блока.
«Освоение территорий с экстремальными условиями»

а) Беседа с учащимися (дискуссия)

«Внимание! Проблема.»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.

Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).
Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

в) Работа на компьютере.

«Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение №3)

III Закрепление материала.

1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы
учащихся на уроке.

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

  1. Жилища
  2. Одежда
  3. Продукты питания
  4. Электроэнергия
  5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)
  6. Здравоохранение
  7. Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

IV Домашнее задание § 46

В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. Однако при современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом. Человечество с его социальными законами развития и мощной техникой вполне способно влиять на вековой ход биосферных процессов.

Загрязнение воздуха. В процессе своей деятельности человек загрязняет воздушную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые в сельской местности содержатся в очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшает качество почвы и снижают урожай.

Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX веке поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них особенно выделяется сернистый ангидрид – ядовитый газ, легко растворимый в воде.

Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание опадание листьев хвои. Часть SO 2 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) – органическое вещество, содержащее компоненты, необходимые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых почвах уменьшается и число обитающих в ней видов животных, замедлена скорость разложения опада. Все это создает неблагоприятные условия для роста растений.

Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн CO 2 . Половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание CO 2 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10 %. CO 2 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый «парниковый эффект». Изменение содержания CO 2 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли.

Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления в атмосферу многих ядовитых соединений – оксид азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различных углеводородов – ацетилена, этилена, метана, пропана, и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15 %, ультрафиолетовое излучение – на 30 % (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

Загрязнение пресных вод. Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно-бытовые нужды в сельской местности составляет 50 л на одного человека, в городах – 150 л.

Огромное количество воды используется в промышленности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м 3 воды, а на изготовление 1 т синтетического волокна – от 2500 до 5000 м 3 . Промышленность поглощает 85 % всей воды, расходуемой в городах.

Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га поливных земель уходит 12-14 м 3 воды. В нашей стране ежегодно на орошение расходуется более 150 км 3 .

Постоянное увеличение водопотребления на планете ведет к опасности «водного голода», что обусловливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов. Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызывается ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производства. Бактериальное загрязнение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к омертвлению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по рекам, который часто сопровождается заторами. При длительно пребывании древесины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества губительно действуют на рыб.

В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дождями минеральные удобрения – нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны резко изменять видовой состав водоемов, а также различные ядохимикаты – пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми-вредителями. Для аэробных организмов, обитающих в пресных водах, неблагоприятным фактором служит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой воде кислород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие организмы к гибели.

Загрязнение Мирового океана. Значительному загрязнению подвергаются воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соединения, в том числе пестициды. Загрязнения морей и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловленные рыбы и моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу.

Антропогенные изменения в почве. Плодородный слой почвы формируется очень долго. В тоже время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора – главных компонентов питания растений. Перегной, основной фактор плодородия почвы, содержится в черноземах в количестве менее 5 % от массы пахотного слоя. На бедных почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями азота его запас может быть израсходован за 50-100 лет. Этого не происходит, поскольку культурное земледелие предусматривает внесение в почву органических и неорганических (минеральных) удобрений.

Внесенные в почву азотные удобрения используются растениями на 40-50%. Остальная часть восстанавливается микроорганизмами до газообразных веществ, улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом, минеральные азотные удобрения быстро расходуются, поэтому их приходиться вносить ежегодно. При недостаточном применении органических и неорганических удобрений почва истощается и урожаи падают. Неблагоприятные изменения в почве наступают и в результате неправильных севооборотов, т. е. ежегодного посева одних и тех же культур, например картофеля.

К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (разъедание). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке земли. Вместе с талыми и дождевыми водами с полей ежегодно уносится в реки и моря миллионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие промоины превращаются в более глубокие и, наконец, в овраги.

Ветровая эрозия возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и полупустынях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного покрова. Для восстановления слоя почвы толщиной 1 см в естественных условиях требуется 250-300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят невосполнимые потери плодородного слоя почвы.

Значительные территории со сформированными почвами изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных ископаемых, залегающих на небольшой глубине. Открытый способ добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной системы коммуникаций, а также является более безопасным. Вырытые глубокие карьеры и отвалы грунта разрушают не только земли, подлежащие разработке, но и окружающие территории, при этом нарушается гидрологический режим местности, загрязняются воды, почва и атмосфера, снижается урожай сельскохозяйственных культур.

Влияние человека на растительный и животный мир. Воздействия человека на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного изменения природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных – рубка леса. Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело – сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На месте вырубок поселяются светолюбивые растения, устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места.

Ощутимое воздействие на состояние растительного покрова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное влияние заключается в вытаптывании, уплотнения почвы и ее загрязнении. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную пользу. Считается, что с 1600 г. человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млекопитающих. В длинном списке исчезнувших видов значится тур – дикий бык, живший на территории всей Европы. В XVIII в. была истреблена описанная русским натуралистом Г.В. Стеллером морская корова (стеллерова корова) – водное млекопитающее, относящееся к отряду сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Многие виды животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, десятками миллионов населявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широко распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань уничтожения несколько видов китов: серого, гренландского, голубого.

На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко снизилась численность уссурийского тигра. Это произошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане ежегодно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия рыбаками специальных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч. Для морских млекопитающих очень неблагоприятно влияние загрязнения воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов животных. Например, после запрета отлова дельфинов в Черном море их численность не восстанавливается. Причина заключается в том, что в Черное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядовитых веществ. Эти вещества особенно вредны для детенышей дельфинов, высокая смертность которых предотвращает рост поголовья этих китообразных.

Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений может показаться не очень существенным. Каждый вид занимает определенное место в биоценозе, в цепи и заменить его не может никто. Исчезновение того или иного вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то, что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селекции).

Радиоактивное загрязнение биосферы. Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые до 1963 г. в атмосфере, вызывали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее излучение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования. Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки.

У испытаний ядерного оружия (а тем более при использовании этого оружия в военных целях) есть еще одна отрицательная сторона. При ядерном взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчеты ученых различных стран мира показывают, что даже при ограниченном, локальном применении ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание («ядерная зима»), которое неизбежно приведет к гибели всего живого на Земле.

В настоящее время практически любая территория планеты от Арктики до Антарктиды подвержена многообразным антропогенным влияниям. Очень серьезный характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все усиливающимся давлением деятельности человека, поэтому актуальной задачей становятся природоохранительные мероприятия.

Кислые атмосферные выпады на сушу. Одна из острейших глобальных проблем современности и обозримого будущего - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и угольной кислот, которые выпадают в виде "кислых дождей" на сушу, взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Главными источниками в атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в сельском хозяйстве, в быту. Хозяйственная деятельность человека почти вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы, азота, сероводорода и оксида углерода. Естественно, что это сказалось на повышении кислотности атмосферных осадков, наземных и грунтовых вод. Для решения этой проблемы необходимо увеличить объём систематических представительных измерений соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.

  • 7. Исторический аспект взаимоотношения общества и природы. Этапы становление взаимоотношений природы и общества.
  • 8. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества.
  • 9. Глобальные социально-экологические проблемы человечества и пути их решения.
  • 10. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
  • 12. Адаптация человека в естественной и социальной среде.
  • 13. Поведение человека в естественной среде.
  • 14. Поведение человека в социальной среде.
  • 15. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • 16. Жизненная среда человека и ее компоненты.
  • 17. Жилищная среда.
  • 19. Трудовая среда и её характеристики.
  • 20. Рекреационная среда и её характеристика.
  • 21. Социально-экологические проблемы человечества и пути их решения. Рост численности населения, «демографический взрыв». Экологические последствия деятельности впк и вооруженных сил в мирное время.
  • 22. Проблема обеспечения продовольствием. Возрастание агрессивности среды.
  • 23. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
  • 24. Миграции населения – одна из важнейших проблем социально-экологических проблем.
  • 25. Влияние войн на жизнь общества. Экологические последствия войн.
  • 26. Экологическая этика. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.
  • 27. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.
  • 28. Экологическая психология как наука.
  • 29. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание и образование личности.
  • 30. Экологизация образования.
  • 31. Социально-экологическая политика и вопросы социальной экологии. Политические аспекты социальной экологии.
  • 32. Особенности разработки и реализации экологической политики в разных странах.
  • 33. Экология человека как наука. Цель, задачи. Связь с другими науками.
  • 34. Методы исследования экологии человека.
  • 35. Правила и аксиомы экологии человека.
  • 36. Антропоэкосистема. Уровни, структура.
  • 37. Эволюция человека как биологического вида.
  • 38. Морфофизиологические и экологические особенности человека разумного как вида.
  • 39. Комплекс природных условий, влияющих на человека.
  • 40. Влияние на здоровье человека физических факторов (света, температуры, влажности, климата).
  • 41. Влияние на здоровье человека химических факторов (химического состава воздуха у воды, соединения тяжелых металлов, нефти, синтетических воздействий).
  • 42. Влияние на здоровье человека радиоактивного электромагнитного излучения, шума.
  • 43. Влияние на организм человека биотических факторов (хищников, паразитов).
  • 44. Инфекционные заболевания и их возбудители.
  • 45. Биологические яды и их воздействия на человека.
  • 46. Понятие об адаптации и акклиматизации человека к условиям окружающей среды.
  • 47. Гипотеза адаптивных типов населения. Механизмы адаптации у человека.
  • 48. Генофонд человека и агрессивные факторы среды.
  • 49. Экология общественного здоровья.
  • 50. Общественное здоровье, типы здоровья и подтипы здоровья.
  • 51. Нормирование качества окружающей человека среды.
  • 52. Экологические аспекты медицины. Показатели состояния здоровья населения. Экологические факторы здоровья.
  • 53. Заболевания, вызванные антропогенными загрязнениями.
  • 54. Понятия о зож и его составляющих.
  • 55. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
  • 56. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
  • 58. Поведение человека в естественной и социальной среде.
  • 59. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
  • 60. Взаимоотношения природы и общества. Исторический аспект.
  • 61. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • 62. Практическая деятельность в области экологии человека (законодательная и хозяйственная деятельность).
  • 39. Комплекс природных условий, влияющих на человека.

    Природные условия - это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве (например, рельеф, климат местности, ее географическое положение). К природным условиям из компонентов природной среды, как правило, относят: климат, почвы, рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир местности. Весьма важной составляющей природных условий является также физико-географическое положение местности, в частности ее расположение в той или иной природной зоне земли. Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Особенно велико их воздействие на здоровье и стоимость жизни населения (затраты на жилье, одежду, продукты питания), продуктивность и специализацию сельского хозяйства, способы и эффективность добычи полезных ископаемых, экономику строительства, водного транспорта, технологические характеристики производства. Влияние природных условий на жизнь, труд и бытовые особенности населения определяется уровнем их комфортности для человека, для чего используется множество показателей: продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др. Широко распространена оценка природных условий в отношении различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности людей (транспорта, промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии).

    Особое значение имеет она для сельского хозяйства, где производство продукции напрямую связано с использованием земли, солнечной энергии, влаги и других компонентов природного комплекса. Сельскохозяйственная оценка природных условий основана на сопоставлении параметров их основных характеристик с требованиями различных видов культурных растений и животных к факторам жизни: теплу, влаге, почвам, естественным видам растительности, составляющим кормовую базу для домашних животных, и др. Для учета термических ресурсов используют сумму активных (среднесуточных) температур за весь период роста (период вегетации, вегетационный период) растений. При этом выделяют периоды с температурами выше +5, +10, +15 °С. Это связано с тем, что разные сельскохозяйственные культуры начинают и завершают вегетационный цикл при разных температурах. Условия увлажнения той или иной местности оценивают по количеству осадков (сумма атмосферных осадков за год в миллиметрах) и величине их возможного испарения. Для этой цели используется отношение этих величин, именуемое как коэффициент испаряемости. Почвенные условия - другая важная составляющая природной характеристики региона (страны, района), также имеют огромное значение в жизни растений. Показателем ценностных свойств почв является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать растение усвояемыми питательными веществами, влагой и давать урожай.

    40. Влияние на здоровье человека физических факторов (света, температуры, влажности, климата).

    Все знают, что сила солнечного света столь велика, что он способен контролировать циклы природы и биоритмы человека. Свет, в действительности, связан с нашими эмоциями, с ощущением комфорта, безопасности, а также тревоги и беспокойства. Однако, во многих областях современной жизни свету не уделяется нужное внимание.

    Сейчас мы проводим большую часть своего времени в закрытых помещениях с искусственным светом. Многие составные части спектра естественного света важные для нашего здоровья, теряются, проходя через стекло. По мнению светотерапевта Александра Вунша, человек на протяжении всей эволюции приспосабливался к спектру солнечного излучения и для хорошего здоровья ему необходимо получать именно полный спектр. Многие возмещают недостаток солнечного света прогулками в парке, по пляжу или отдыхом на балконе. Наблюдения показывают, что существует специфическая связь между освещением и чувством комфорта. Также они показывают, что естественное освещение всегда более благоприятное и удобное для всех обычных видов деятельности.

    Температура окружающей среды – это основной фактор, от которого зависит жизнедеятельность организма.

    Когда температура окружающей среды низкая, организм уменьшает теплоотдачу и увеличивает теплопродукцию. Тогда сужаются сосуды кожи, слизистой и подкожной клетчатки. Губы у замерзшего человека приобретают синеватый оттенок, лицо бледнеет, появляется, так называемая, гусиная кожа. Это из-за того, что происходит невольное сокращение ее мускулатуры. При нагревании же капилляры расширяются, кожный покров розовеет, тело расслабляется. У незакаленных или нездоровых людей теплорегулирующая система может не справиться со своей задачей, поэтому у них даже небольшое охлаждение вызывает простудные заболевания, насморк, обостряет хронические недуги. Впрочем, даже здоровые и сильные люди при повышенной влажности и сквозняке могут простудиться.

    При жаре сосуды кожи рефлекторно расширяются. Учащается пульс и дыхание. Повышается температура кожи. В этом случае организм защищается от перегрева путем потоотделения. От скорости и объема испарения пота зависит интенсивность охлаждения. У жителей жаркого пояса потовые и сальные железы работают интенсивно, поэтому больше развиты, чем у людей, которые проживают на севере. Жировые вещества, которые выделяют сальные железы, тоже способствуют более быстрому испарению влаги на коже.

    Кроме того, ощущение жары или холода во многом зависит от нервной системы, веса тела, закалки, общего состояния здоровья. Порой легко одетые люди в мороз чувствуют себя так же комфортно, как и те, которые плотно закутаны в шарфы.

    Известно, что ощущение холода и тепла зависит от потока ветра, температуры и влажности воздуха. Условия комфортности для каждого человека свои. Температура окружающей среды, зависимая и от влажности воздуха, оказывает значительное влияние на человека.

    При определенной температуре, но при повышенной влажности, образуется идеальная среда для развития воздушных инфекций. При чрезмерно высоком содержании влаги в воздухе нарушается баланс обмена жидкости в организме человека. В итоге чувствуется недомогание. А при повышенной влажности, но низких температурах, сильнее чувствуется холод.

    Насыщенный влажный воздух очень полезен. Именно поэтому на берегу озера или реки человек чувствует себя хорошо. Такой воздух насыщает организм человека, облегчая головные боли и другие недомогания. Не случайно во время отпуска многих тянет на морские побережья.

    При изменении оптимальных параметров влажности происходит снижение иммунитета. Здоровье человека ухудшается, появляется чувство усталости и вялости. В домашних условиях, где климат изменен, естественный баланс влажности нарушается. Особенно это ощущается в зимний период. Именно в это время перепад влажности наиболее существенный. Воздух, попадая в помещение, высушивается из-за общего отопления в комнатах.

    Нехватка влаги вызывает ощущение сухости во рту, также пересыханием кожи лица и тела. Возможно развитие многих заболеваний: ангина, раздражение слизистой носа. При избытке сухости человек теряет сосредоточенность, повышается утомляемость.

    Окружающая среда влияет на жизнь и здоровье человека. Тем более такой немаловажный фактор, как климат . Его перемена способна как помочь вылечить некое заболевание, так и, напротив, привести к развитию недуга. Собираясь на отдых или переезжая на новое место жительства, убедитесь, что местный климат вам не навредит.

    Многие люди отправляются к морю не только для того, чтобы понежиться на солнышке, но и чтобы поправить свое здоровье. Теплый, но мягкий климат, свежий бриз, насыщающий йодом воздух, морская вода, состав которой близок к составу человеческой крови, и горячий песок способны творить чудеса. Они излечивают застарелые простуды, усталость и депрессию, отлично помогают в лечении кожных заболеваний.

    Пребывание в горах дает другой эффект. Стремиться к вершинам следует людям, страдающим от анемии. Разряженный горный воздух и низкое атмосферное давление способствуют повышению уровня гемоглобина в крови. Вдобавок у человека ускоряется обмен веществ и происходит гипервентиляция легких.

    Климат пустыни сухой и жаркий, а для жителя умеренных широт он может показаться попросту экстремальным. За день, проведенный в пустыне, человек способен потерять около десяти литров жидкости. Однако и эту особенность можно использовать для улучшения здоровья. В подобном климате существуют специализированные курорты, направленные на лечение болезней почек.

    Суровый климат северных широт также обладает своим влиянием на людей. Из-за постоянной низкой температуры сужаются сосуды, а кровоток усиливается, тем самым, повышая давление в организме. Благодаря постоянному теплообразованию у человека ускоряется обмен веществ. Повышается также и скорость нервных реакций.

    Однако проживание в холодном климате имеет и свои минусы. Большая протяженность темного времени суток и отсутствие солнечного света способствуют развитию депрессии, уменьшению скорости регенерации поврежденных тканей, снижению общего тонуса.

    Ученые считают умеренный климат наиболее подходящим для жизни людей. Человеку не приходится тратить энергию на защиту от жары или холода, а, значит, вся она может быть направлена на продуктивную деятельность.

    1)Расскажите, что дает человеку природа.

    Природа дает все средства для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека (воздух для дыхания, пищу, питье, кров, сырье для промышленности, места для отдыха)

    2)Как влияют природные условия на жизнь и деятельность человека?

    Природные условия определяют плотность населения на территории, образ жизни, вид жилья, форму одежды. Природными условиями определяется развитие хозяйства, обусловлена специализация сельского хозяйства и промышленности.

    3)Какие компоненты природного комплекса наиболее подвержены влиянию человека?

    Наиболее подвержены влиянию человека атмосферные воздух, воды, почвы, растительный и животный мир.

    4)Что такое природные ресурсы?

    Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, и общественная полезность которых изменяется под воздействием деятельности человека.

    Вопросы в конце параграфа

    1. Какие виды природных ресурсов освоены человеком давно, какие - недавно?

    Давно освоены человеком почвенные, водные, лесные ресурсы. С развитием хозяйства расширялся спектр используемых минеральных ресурсов. Под влиянием научно-технического прогресса расширяются старые производства и получают «второе дыхание» старые промышленные районы, создаются новые производства, осваиваются новые территории, увеличивается число полезных ископаемых, вовлекаемых в производство. В современном хозяйстве применяются практически все известные науке химические элементы и их соединения, энергия атомного ядра. Даже вода и воздух, которые еще сравнительно недавно рассматривались лишь как средства биологического существования человека и всего живого на Земле, стали в больших масштабах работать в производственных процессах и служить таким же сырьем, как руда или лес.