19 век тренажер егэ история александр 1. Тематический тест для подготовки к ЕГЭ "Александр I"

Эпоха правления Александра I

1801-1825

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Совершенствование системы государственного управления (учреждение министерств, Государственного совета)
  • Реформирование армии (создание военных поселений, проведение мер по улучшению офицерского состава)
  • Решение крестьянского вопроса (Указы « О вольных хлебопашцах» и о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, разрешение торговли крестьянам)
  • Проведение продворянской политики (подтверждение « Жалованной грамоты дворянству»)
  • Смягчение политического режима (ликвидация тайной полиции, смягчение цензуры и др.)
  • Дальнейшее совершенствование системы самоуправления (подтверждение « Жалованной грамоты городам» и Городового положения)
  • Западное направление во внешней политике (стремление утвердиться на Балтийском море (война со Швецией)
  • Южное направление во внешней политике: стремление утвердиться на Балканах и Каспийском море (войны с Персией и Турцией)
  • Войны с Францией, борьба с нашествием Наполеона.
  • Участие в борьбе с революционным движением в Европе (Священный союз)

Примечание

Материал по данным направлениям можно найти на исторических портретах , на данном сайте.

1801-1825 годы — это эпоха правления Александра I Благословенного. Правление императора можно условно разделить на два периода: начальный, либеральный, когда молодой правитель, совместно со своими друзьями, входившими в «Негласный комитет», был полон желаний проводить реформы, среди которых важнейшее значение имело создание министерств и Государственного совета , и второго — более консервативного, проводимого с 1820-х годов.

Удачной была и внешняя политика, присоединена значительная территория. Но, несомненно, главным событием стала победа в войне с Наполеоном 1812 года.

Реформирование системы государственного управления требовало время. Россия в начале 19 века была ещё феодально-крепостнической, аграрной, причём лишь 5 % помещиков стремились вводить новые, более рациональные методы ведения хозяйства, остальные действовали по старинке. Необходимы были реформы. А осуществить их можно было лишь с обновлённым государственным аппаратом. Александр I прекрасно понимал это, отказался от деспотических методов правления, которые были свойственны его отцу Павлу I, и начал реформирование с системы государственного управления.

Коллегии ,как органы власти, стали неэффективными, требовался новый орган власти, который бы отражал реалии времени. Александр I учреждает в 1802 году министерства. Их преимущества в том, что появляется личная ответственность министров за деятельностью, то есть вводилось единовластие в министерствах.

Огромную роль в создании Государственного совета -законосовещательного органа, члены которого назначались императором, принадлежала Сперанскому М.М. . Именно он предложил проект либеральных реформ, изложив его в «Введении к уложению государственных законов». Среди его предложений: ограничение власти императора конституцией, деление власти на три ветви, создание законодательной Государственной думы, поэтапное освобождение крестьян и многое другое. Однако из всего предложенного царь в 1810 году утвердил Государственный совет. В этом велика его заслуга и Сперанского тоже, убедившего Александра I в необходимости этого. Государственный совет централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.

Таким образом, создание министерств и Государственного совета значительно укрепило государственную власть в стране, сделало её более эффективной. Результатом чего стал подъём во всех сферах общества.

Война 1812 года , в результате которой Россия не только освободила себя от нашествия Наполеона, но и сыграла ведущую роль в освобождении всей Европы – это величайшее событие, которое существенно изменило международное положение страны. Данная война – освободительная для России и захватническая для Наполеона . Нападая на Россию, Наполеон имел целью поработить её. Победа над Россией означала бы господство его во всей Европе. Цель России — защитить свою независимость, самостоятельность.

Сколько талантливых полководцев участвовало в этой войне. Но, несомненно, велика роль главнокомандующего Кутузова М.И . Это был военачальник, умевший продумывать ход операций далеко вперёд. Так, именно его решение отдать Москву(хотя на совете в Филях 1 сентября многие его не поддержали) предотвратило гибель армии. А умелое руководство Бородинской битвой(24-26 августа), его знаменитый Тарутинский маневр (сентябрь-октябрь), сражение под Малоярославцем (12 октября), на р. Березине (14-16 ноября) и др. — всё это свидетельствует об его умении верно выбирать тактику и продумывать стратегию военных операций. Кутузова М.И. любил народ, доверял ему. Огромное внимание уделял Кутузов М.И.подготовке солдат, их быту, верил в народ (« С этакими молодцами – и отступать?- говорил он).

Победа России стала знаменательным событием в истории страны и мира, показав всем странам величие народа, мощь государства. Освободив себя от нашествия грозного врага, Россия встала во главе избавления мира от Наполеона. Кроме того, победа положила начало подъёму общественного движения в стране (созданию обществ будущих декабристов) и национально-освободительному движению в Европе.

Значение периода правления Александра I нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, были предприняты попытки провести либеральные реформы, начать освобождение крестьян (хотя многие реформы не были завершены), при нём страна сумела победить Наполеона, а это свидетельствует о возросшей силе и мощи страны. Последующие императоры продолжат реформирование государства. Но с другой стороны, политика 1820-х годов., характеризующаяся усилением реакции, возврату к старым методам правления, стала хорошей почвой для реакционного правления Николая I.

Внимание: материал по направлению «Развитие культуры в период правления Александра 1″ можно найти

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


Внутренняя политика. В марте 1801 г. в результате дворцового переворота был убит Павел I. На престол вступил его сын Александр I(1801-1825). Подобно своей бабушке Екатерине II, Александр стремился руководствоваться в своей деятельности идеями «просвещенного абсолютизма». Он отменил многие указы Павла I, возвратил дворянам привилегии Жалованной грамоты дворянству. Из ближайших сподвижников молодого императора был создан Негласный комитет, в который входили П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. С ними Александр делился планами по будущему устройству России. К делам комитета также был привлечен М. М. Сперанский. При Александре I официально действовал в качестве высшего совещательного органа Непременный (постоянный) совет, созданный в 1801 г.
Реформы Александра I. Комитет разрабатывал основы реформ в различных сферах общественной жизни. В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Комитет министров под руководством царя, а позднее А. А. Аракчеева, согласовывал дела министерств и выполнял роль совещательного органа. Министры отчитывались непосредственно перед императором и от него получали распоряжения по важнейшим вопросам. Первоначально было образовано 8 министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Сенат, существовавший со времен Петра I, стал высшим контрольным и судебным учреждением. В 1810 г. по предложению Сперанского был утвержден Государственный совет - орган, состоящий из высших сановников, в функции которого входило выступать с законодательными предположениями. Сперанский предлагал также создать Государственную думу и местные думы как представительные органы, но против этих предложений выступило дворянство. Проект Сперанского не был осуществлен, а сам он отправлен в ссылку и возвращен в Петербург лишь в 1821 г.
Александр I в 1801 г. разрешил недворянам покупать земли для обработки ее наемным трудом. В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крепостных с наделением их землей. Результаты этого указа были незначительны. В 1808-1809 гг. было запрещено продавать крестьян и ссылать их по воле помещика, что на деле не выполнялось.
Реформы затронули сферу образования. Создано Министерство народного просвещения, страна Разделена на учебные округа.
Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. По уставу 1804 г. университеты получили значительную автономию: право выбирать ректоров и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был также издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав.
Правление Александра I характеризовалось самой широкой веротерпимостью.
Внешняя политика. Основные ее направления - европейское и ближневосточное. Война с Францией (1805-1807) велась Россией в составе III антифранцузской коалиции (союзники Великобритания, Австрия, Швеция), которая распалась в 1805 г., и IV антинаполеоновской коалиции в союзе с Англией, Пруссией и Швецией. В ходе войны состоялись сражения под Аустерлицем (1805), при Прейсиш-Ейлау, при Фридланде (1807). По итогам войны подписан Тильзитский мир, по которому Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде (торговой блокаде) Англии, что не отвечало экономическим интересам России.
Война с Персией (Ираном) (1804-1813) закончилась поражением Персии. По Гюлистанскому мирному договору Россия получила земли Северного Азербайджана и часть Дагестана.
Война России с Турцией (1806-1812), вызванная закрытием турками черноморских проливов для русских судов, закончилась поражением Османской империи. М. И. Кутузов вынудил Турцию подписать Бухарестский мир, по которому Россия получала территорию Бессарабии (восточная часть Молдавии).
В результате войны со Швецией (1808-1809) Россия получила территорию Финляндии. Александр I ввел в Финляндии конституцию, дав ей автономию.
В 1801 г. в состав России добровольно вошла Восточная Грузия. В 1803 г. - завоевана Мингрелия. В 1804 г. русскими владениями стали Имеретия, Гурия и Гянджа. В ходе русско-иранской войны 1805 г. были завоеваны Карабах и Ширван. В 1806 г. была добровольно присоединена Осетия.
Отечественная война 1812 г.
Мир, наступившийпосле заключения Тильзитского договора, оказался непрочным. Наполеон стремился подорвать могущество России, стоявшей на его пути к мировому господству. 12(24) июня 1812 г. почти 420-тысячная французская армия, включавшая в себя и представителей покоренных стран Европы, перейдя реку Неман, вторглась в Россию. Началась Отечественная война. Россия могла противопоставить примерно 210-тысячное войско, делившееся на три не связанные друг с другом армии: М. Б. Барклая де Толли, П. И. Багратиона и А. П. Тормасова. План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным концентрированным ударом. Русские силы не приняли пограничного сражения и отступили. В начале августа русские армии соединились под Смоленском, но продолжали отступать.
Из-за неудач первых недель войны и под давлением общественного мнения главнокомандующим был назначен М. И. Кутузов. В Бородинском сражении 26 августа (7 сентября) 1812 г. русским войскам была поставлена задача ослабить врага, а Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и завершить войну. Потери с обеих сторон были велики. Русские войска отступили к Москве. Чтобы сохранить армию, Кутузов на военном совете в Филях принял решение сдать город противнику в начале сентября. Русские войска отошли к Тарутино, совершив знаменитый Тарутинский маневр, где получили отдых и подготовились к продолжению войны. В то же время французская армия в горящей Москве теряла боеспособность, превращалась в полчище мародеров.
С первых дней войны народ поднялся против захватчиков. Создавались партизанские отряды из регулярных армейских подразделений и из народа. Армейскими отрядами руководили Д. Давыдов, А. Сеславин, А. Фигнер, И. Дорохов и другие офицеры. Из народа выдвинулись Герасим Курин, Ермолай Четвертаков, Василиса Кожина и др. Партизаны действовали на всех дорогах, ведущих к Москве, перехватывая французские продовольственные и фуражные экспедиции.
В начале октября, пробыв в Москве 35 дней, Наполеон покинул город, выступив на юг. 12 октября 1812 г. состоялось сражение у Малоярославца, и враг отошел на старую Смоленскую дорогу. Кутузов применил тактику параллельного преследования, сочетая действия армии и партизан, не давая французам возможность отойти от разграбленной ими Смоленской дороги. 16 ноября в ходе сражения на р. Березине наполеоновская армия была окончательно уничтожена. Наполеон бросил остатки армии и бежал в Париж набирать новые силы. 25 декабря война окончилась.
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. В начале 1813 г. русские войска перешли Неман и вступили на территорию Европы. Была восстановлена антинаполеоновская коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Англии и Швеции. В октябре 1813 г. в «Битве народов» под Лейпцигом Наполеон был разбит. В марте 1814 г. русские войска вступили в Париж.
По итогам наполеоновских войн состоялся Венский конгресс представителей европейских стран (1814-1815). По его решениям Франция была возвращена к прежним границам. Россия получила часть Герцогства Варшавского со столицей. В 1815 г. по предложению Александра I был создан Священный союз для подавления революционных движений в Европе.
Последние годы царствования Александра I и восстание декабристов
Этот период в истории России получил название «аракчеевщина». После войны руководство страной фактически перешло в руки военного министра генерала А. А. Аракчеева. Один из главных итогов его деятельности - введение военных поселений. Часть армии поселяли в деревнях, а крестьян этих деревень превращали в солдат и заставляли совмещать военную службу с сельскохозяйственным трудом. Помимо создания военных поселений были проведены и другие мероприятия. Например, из университетов изгонялись лучшие профессора, некоторых отдавали под суд за вольномыслие. В то же время царь даровал конституцию Польше, отменил крепостное право в Прибалтике. Разрабатывались проекты освобождения крестьян - один из проектов подготовил Аракчеев, но его воплощение на практике затянулось бы на 200 лет. По поручению царя Н. Н. Новосильцевым в глубокой тайне был разработан проект конституции России, но император не счел возможным реализовать его.
Переход к реакции вызвал недовольство среди наиболее передовых людей страны. В 1816 г. в Петербурге была создана тайная организация «Союз спасения» из 30 офицеров. Главной целью общества было установление в России конституции и отмена крепостного права. «Союз спасения» был глубоко законспирированным тайным обществом, активную роль в котором играли А. Н. Муравьев, П. И. Пестель, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1818 г. на основе «Союза спасения» возникла более широкая организация - «Союз благоденствия», имевшая отделения в разных городах, создавшая для формирования общественного мнения литературное общество «Зеленая лампа». В нем принял участие молодой А. С. Пушкин. В 1821 г. на тайном съезде было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». В 1821-1822 гг. создано две самостоятельные организации. «Северное общество» возникло в Петербурге во главе с Н. М. Муравьевым. С 1823 г. руководство перешло к К. Ф. Рылееву. На Украине П. И. Пестель возглавил «Южное общество» и составил программу «Русская правда». Согласно ей в России после свержения царизма должна быть введена республиканская форма правления, крестьяне становились свободными и бесплатно получали землю, объявлялось равенство всех перед законом. Н. М. Муравьев в «Северном обществе» выступил с программой «Конституция», согласно которой в России должна быть установлена конституционная монархия, крестьяне освобождались без земли.
Выступление намечалось на 1826 г., но в ноябре 1825 г. Александр I внезапно умер. Трон должен был перейти к его брату Константину, который еще в 1823 г. тайно отрекся от трона. Из-за неясности вопроса о наследнике престола наступило междуцарствие. Этим решили воспользоваться члены «Северного общества». Заговорщики надеялись захватить Зимний дворец, арестовать царскую семью, уничтожить прежнее правление, отменить крепостное право, установить гражданские свободы. Выступление было намечено на 14 декабря 1825 г., но было поздно. В этот день царь Николай I рано утром принял присягу Сената и гвардейских частей. Восставшие, выйдя на Сенатскую площадь Петербурга, растерялись и пребывали в бездействии. К вечеру Николай решил применить артиллерию. После нескольких выстрелов мятежники рассеялись. 29 декабря 1825 г. - 3 января 1826 г. под руководством «Южного общества» было организовано выступление Черниговского полка на Украине, также закончившееся поражением. После произведенного следствия пятеро из декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были повешены, более 120 человек сослали на каторгу в Сибирь, многие офицеры были разжалованы и отправлены в действующую армию на Кавказ.
Внутренняя политика Николая I
Николай I правил в России в 1825-1855 гг. Главной своей задачей он считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат. Создается II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярия. По приказу царя предпринята систематизация всех существующих в России законов. Эта работа была поручена М. М. Сперанскому. В 1832 г. было издано Полное собрание законов Российской империи, в 1833 г. был выпущен Свод действующих законов Российской империи. В 1826 г. учреждается III отделение канцелярии во главе с графом А. Х. Бенкендорфом. Кроме полиции был введен корпус жандармов - фактически политическая полиция.
В 1837-1842 гг. был проведен ряд преобразований в области крестьянского вопроса. По проекту министра государственных имуществ П. Д. Киселева осуществилась реформа государственных крестьян. Этой категории крестьян давалось частичное самоуправление, пересматривался порядок наделения крестьян землей и обложения податями. Были открыты школы и больницы. По указу об «обязанных крестьянах» (1842) помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользование землей последние обязывались выполнять определенные договором повинности.
Министр финансов Е. Ф. Канкрин в 1839-1841 гг. провел финансовую реформу, введя в основу денежного обращения серебряный рубль и установив обязательный курс ассигнаций, чем укрепил финансовое положение страны.
В 30-х гг. ХIХ в. в России начинается промышленный переворот, т. е. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры - к фабрике. Усилилась специализация регионов, увеличивалось городское население, развивался транспорт.
В 1837 г. была проложена первая железная дорога Петербург - Царское Село, в 1851 г. открыта Николаевская железная дорога Москва - Петербург.
Феодальный строй превратился в тормоз экономического развития. Барщинная система сельского хозяйства не отвечала требованиям времени, все шире внедрялся наемный труд. Дальнейшее развитие страны требовало отмены крепостного права.
Общественная мысль в 1830-х - 1850-е гг.
После разгрома движения декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского и др., в которых обсуждались вопросы о положении страны и ее будущем.
Министр просвещения С. С. Уваров сформулировал «теорию официальной народности», главными принципами которой были провозглашены «самодержавие, православие, народность». Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве.
В 1836 г. П. Я. Чаадаев опубликовал «Философические письма», где подверг критике крепостной строй, самодержавие, теорию «официальной народности». Власти официально объявили автора письма «умалишенным».
К концу 1830-х гг. в либеральном течении складываются два оппозиционных направления - западники и славянофилы. Западники во главе с Т. Н. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр I. Западники были сторонниками конституционной монархии и свободы предпринимательства. Западниками являлись К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, М. Н. Катков. Примыкали к ним А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Славянофилы под руководством А. С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности России лежали общинное начало жизни народа и православная религия. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. Славянофильства придерживались братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. Лозунгом славянофилов было: «Сила власти - царю, сила мнения - народу!» Общим для западников и славянофилов было то, что оба направления выступали за реформы - отмену крепостного права, ограничение царизма, прогрессивные преобразования. Также оба направления решительно отрицали революционные действия.
А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский постепенно откалываются от западнического крыла либералов и переходят к революционной идеологии. Они видели спасение России в социализме - справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские революционеры-демократы отрицательно относились к западноевропейскому капитализму и считали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они склонялись к революционным методам борьбы с царизмом. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В. М. Буташевича-Петрашевского. На его заседаниях бывали М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский. Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В 1849 г. кружок был разгромлен. 21 участник группы, в том числе М. В. Петрашевский и Ф. М. Достоевский, приговорены к расстрелу, замененному каторгой.
Волна европейских революций 1848-1849 гг. повергла царское правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» - время реакции. В эмиграции, в Лондоне Герцен основал Вольную русскую типографию. Здесь печатали листовки, а с 1855 г. - альманах «Полярная звезда».
Внешняя политика во второй четверти ХIХ в.
При Николае I во внешней политике России сочетались две тенденции: подавление революционных движений вне страны и решение «восточного вопроса» - господства на Черном море, получение контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, геополитический интерес на Балканах, что толкало Россию к войнам с Турцией. В 1849 г. русскими войсками была подавлена Венгерская революция, что свидетельствовало о превращении России в жандарма Европы.
Война с Персией (Ираном) 1826-1828 гг. произошла в связи с тем, что Персия требовала пересмотра Гюлистанского договора. По итогам войны был заключен Туркманчайский мир, по которому к России присоединялись Эриванское и Нахичеванское ханства в Закавказье.
Война с Турцией 1828-1829 гг. проходила на Балканах и на Кавказе. Противник потерпел поражение. По Адрианопольскому миру к России отходили Южная Бессарабия с устьем Дуная, черноморское побережье Кавказа. Открывались для русских судов черноморские проливы. Турция признавала автономии Греции в составе Османской империи, а Сербии, Молдавии, Валахии под покровительством России. Усиление влияния России на Балканах вызвало противодействие европейских государств.
Кавказская война 1817-1864 гг. Расширяя свои территории на юге, Россия еще при Александре I начала военные действия на Кавказе. В среде горцев-мусульман началось движение мюридов - борцов за веру. Под руководством вождя - имама Шамиля - мюриды вели против неверных (христиан) священную войну - газават. В Дагестане и Чечне под руководством Шамиля было создано сильное теократическое государство, успешно сопротивлявшееся натиску России. В 1859 г. Шамиль был взят в плен, а через пять лет сопротивление горцев было сломлено.
По Айгунскому 1858 г. и Пекинскому 1860 г. договорам с Китаем Россия приобрела Уссурийский край.
Крымская война 1853-1856 гг.
Причиной войны стало желание России решить «восточный вопрос». Поводом к войне явился спор из-за «палестинских святынь». Россия потребовала предоставить ей право распоряжаться христианскими храмами в Палестине (тогда турецкой территории) - Вифлиемским и Иерусалимским. В ответ на притязания России возникла коалиция, в которую входили Турция, Франция, Англия. В октябре 1853 г. турецкий султан объявил войну России. 18 ноября 1853 г. русский флот под командованием адмирала П. С. Нахимова разгромил флот Османской империи в Синопской бухте. Также на Кавказе туркам было нанесено поражение. Все атаки союзников на Кронштадт, Соловецкий монастырь, Петропавловск-Камчатский, Одессу были успешно отражены. В сентябре 1854 г. союзники беспрепятственно высадили свои войска в Крыму, и главные военные действия развернулись именно здесь, что дало название войне. Осада Севастополя войсками коалиции продолжалась 11 месяцев. Обороной города руководили В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин, значительную роль сыграл военный инженер Э. И. Тотлебен. В ней участвовали также будущий писатель Л. Н. Толстой, хирург Н. И. Пирогов, организовавший полевую хирургию, использовавший наркоз и гипсовую повязку. В ходе войны впервые стали действовать санитарки. В августе 1855 г. русские войска вынуждены были оставить Севастополь. Итоги Крымской войны подвел Парижский мирный договор (1856). Согласно его положениям Россия лишилась права иметь военный флот и любые военные объекты на Черном море. Она потеряла устье Дуная и Южную Бессарабию. Дунайские княжества и христиане Османской империи передавались под опеку всех великих держав. Россия возвращала Турции крепость Карс на Кавказе, а Турция - Севастополь и другие города Крыма, захваченные во время войны. Поражение в войне показало отсталость крепостнической России.
Русская культура в первой половине ХIХ в.
На развитие культуры, самосознание русского народа большое влияние оказала победа 1812 г. Широкое проникновение в Россию идей просвещения, восстание декабристов, формирование буржуазного либерализма и революционно-демократического движения заметно сказались на жизни общества. Начавшийся в России промышленный переворот предъявлял запросы развитию системы образования и разных областей знаний. В первой половине ХIХ в. активизировалась русская научная мысль.
Образование. Открыты университеты в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Тарту, Одессе, Царскосельский лицей. Основаны специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др. Число средних учебных заведений также значительно увеличилось: открыты мужские гимназии, действовали реальные училища, расширилось число частных пансионов. Широко распространилось домашнее образование. Начальное образование детям из низших сословий давали приходские и уездные училища для мещан. Однако в целом число грамотных людей в 1860 г. составляло лишь 6 % населения.
Наука. В 1826 г. Н. И. Лобачевский обосновал теорию пространственной, неевклидовой геометрии, которую церковь объявила ересью. Под Петербургом была создана Пулковская обсерватория во главе с В. Я. Струве. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов. Химики Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров развили основы органической химии. Физик Б. С. Якоби разработал основы гальванопластики, изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803-1806), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819-1820 гг. открыли Антарктиду. В исторической науке труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» стал первым научно- систематизированным обзором прошлого России, охватившим историю Русского государства до 1611 г. 29-томная «История России с древнейших времен С. И. Соловьева положила начало становлению новой исторической науке. Педагог К. Д. Ушинский создал новую образовательную систему.
Литература. Развивался романтизм, воспевавший возвышенный идеал. Он отразился в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. От романтизма наметился переход к реализму, связанный с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В литературной критике большую роль сыграл В. Г. Белинский. Наиболее передовые литературные силы объединились вокруг журнала «Современник».
Искусство. Живопись. Происходит отход от классицизма (академизма). Развивается романтизм, проявившийся в творчестве О. А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В. А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница»). Популярен бытовой сюжет. Родная природа, народная среда представлены на картинах А. Г. Венецианова «На гумне», «Весна. Пашня» и др. В произведениях П. А. Федотова уже звучат мотивы реализма («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»). Событием в живописи стало грандиозное эпическое полотно А. Иванова «Явление Христа народу».
Скульптура. Большую известность приобрели работы скульпторов И. П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), Б. И. Орловского (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у здания Казанского собора в Петербурге), П. К. Клодта (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Петербурге).
Архитектура. Первая половина ХIХ в. - расцвет классицизма в архитектуре. В Петербурге К. И. Росси создает здание Генерального штаба на Дворцовой площади, О. Монферран - Исаакиевский собор, А. Н. Воронихин - Казанский собор, А. Д. Захаров - здание Адмиралтейства. В Москве работали О. И. Бове (здания Большого и Малого театров), А. Г. Григорьев и Д. Жилярди. Время, связанное с творчеством А. С. Пушкина и других выдающихся деятелей первой половины ХIХ в. принято называть золотым веком русской культуры.
Театр. Прославились актеры Малого театра в Москве М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, Александринского театра в Петербурге - В. А. Каратыгин и А. Е. Мартынов.
Музыка. Основоположником русской классической музыки стал М. И. Глинка, создавший оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», многочисленные романсы. Его последователь А. С. Даргомыжский написал музыку многих песен, романсов, опер «Русалка», «Каменный гость».

«Внешняя политика Александра I не соответствовала национальным интересам России».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

1) в подтверждение, например:

Вмешательство Александра I в Наполеоновские войны, которого можно было избежать, привело к многочисленным людским и материальным потерям для России;

Участие по инициативе Александра I России в Священном союзе воспрепятствовало решению Восточного вопроса (сначала отказ от полноценной поддержки греческой революции, а потом - при преемнике Александра I - спасение Австрии в период венгерской революции);

Главенствующая роль России в Священном союзе, созданном по инициативе Александра I, привела к негативному отношению к ней со стороны влиятельных европейских либеральных сил, к мнению о ней как о «жандарме Европы», что привело к росту русофобии в Европе, обернулось против России в период Крымской войны;

Присоединение при Александре I Польши к России привело к росту проблем из-за польского сепаратизма;

Предпринятые при Александре I действия на Кавказе привели к началу затяжной и очень затратной для империи Кавказской войны;

2) в опровержение, например:

При Александре I значительно расширилась территория империи, что служило залогом усиления её влияния в мире и безопасности (Восточная Грузия, Финляндия, Польша, расширение Русской Америки, Южная Бессарабия);

Вмешательство по инициативе Александра I России в Наполеоновские войны позволило избежать установления гегемонии Франции в Европе и, наоборот, установить фактически в Европе гегемонию России как главной победительницы Наполеона;

Решения Венского конгресса, на котором ключевую роль играл Александр I, и создание по инициативе Александра I Священного союза позволили на десятилетия сохранять в Европе мир, что было выгодно для России, давало ей возможность сосредоточиться на решении внутренних проблем;

По итогам проведённых при Александре I войн с Турцией и Ираном значительно укрепились позиции России в Восточном вопросе (подтверждение Турцией права России следить за положением её христианских народов, монопольное право держать военный флот в Каспийском море).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политика Александра I носила либеральный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок иностранца

«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…

Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…

…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.

Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

В течение царствования Александр I предпринимал попытки перехода России к конституционному правлению (поручение М.М. Сперанскому разработать проект государственных преобразований, поручение Н.Н. Новосильцеву о конституционном проекте);

Александр I намеревался отменить крепостное право и предпринимал шаги по ограничению крепостничества (запрет публиковать объявления о продаже крепостных, указ о вольных хлебопашцах, поручение А.А. Аракчееву разработать проект освобождения крепостных, отмена крепостного права в Прибалтике);

При Александре I была смягчена цензура (по уставу 1804 г. цензура оказалась в руках университетской профессуры);

Александр I способствовал распространению конституционализма в Европе (предоставление конституции Польше, сохранение конституционных порядков во Франции)

2) в опровержение, например:

В конце своего царствования Александр I вновь усилил крепостничество (возвращение помещикам права ссылать своих крепостных в Сибирь);

При Александре I начал разрабатываться самый антилиберальный цензурный устав в истории России - Чугунный, по которому устанавливалась жёсткая предварительная цензура;

Александр I самым жестоким образом насаждал военные поселения (жестокое подавление восстания военных поселян 1817–1819 гг.);

Большую часть царствования в армии сохранялась жестокая армейская дисциплина (наказания шпицрутенами);

В конце царствования произошёл «разгром университетов» (Казанского и Петербургского), профессура которых была заподозрена в либерализме;

Александр I был инициатором создания Священного союза, политика которого была направлена не только на подавление

революционного, но и либерального движения (подавление национально-либерального движения в Италии и Германии).

Могут быть приведены другие аргументы.

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

науке: «Вторую по­ло­ви­ну царствования Алек­сандра I (1815-1825 гг.) можно счи­тать периодом реакции».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать аргументы :

1) в подтверждение , например:

− в 1812 г. по­сле­до­ва­ла отставка са­мо­го видного ре­фор­ма­то­ра эпохи - М. М. Сперанского;

− в стра­не фактически уста­но­ви­лась диктатура А. А. Аракчеева, че­ло­ве­ка далеко не ли­бе­раль­ных взглядов;

− в армии на­саж­да­лась палочная дисциплина;

− же­сто­ки­ми методами вво­ди­лись военные поселения;

− уже­сто­чи­лась цензура;

− Алек­сандр I стал ини­ци­а­то­ром создания Свя­щен­но­го союза, ко­то­рый фактически бо­рол­ся не толь­ко с революциями, но и с ре­фор­ма­тор­ски­ми тенденциями в Европе;

− Алек­сандр в итоге так и не ре­а­ли­зо­вал конституционный про­ект и от­ме­ну крепостного права в России.

2) в опровержение , например.

− и после 1812 г. Алек­сандр I по­ру­чал своим со­труд­ни­кам разработку про­ек­тов по осво­бож­де­нию крестьян;

− имен­но Александр I на­сто­ял на кон­сти­ту­ци­он­ном устройстве Фран­ции после 1814 г.;

− Алек­сандр I да­ро­вал конституцию Польше;

− им­пе­ра­тор поручил Н.Н. Но­во­силь­це­ву разработать кон­сти­ту­ци­он­ный проект для России;

− Алек­сандр I от­ка­зал­ся жестоко пре­сле­до­вать участников тай­ных обществ, признав, что их цели были близ­ки его за­мыс­лам начала царствования.

Могут быть при­ве­де­ны другие аргументы.

«После крат­ко­го и не­счаст­ли­во­го царствования [отца] вступ­ле­ние его на пре­стол было встре­че­но восторженными возгласами. Ни­ко­гда ещё боль­шие чаяния не воз­ла­га­лись у нас на на­след­ни­ка власти. Спе­ши­ли забыть безум­ное царствование. Все на­де­я­лись на уче­ни­ка Лагарпа».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр II

Пояснение.

В тек­сте речь идет об им­пе­ра­то­ре Александре I. Есть ука­за­ние на то, что царь был уче­ни­ком Лагарпа, ко­то­рый воспитал Алек­сандра I в духе идей Просвещения. Им­пе­ра­тор Александр I всту­пил на пре­стол после ко­рот­ко­го и не­счаст­ли­во­го с точки зре­ния современников цар­ство­ва­ния Павла I. На мо­ло­до­го царя воз­ла­га­ли надежды на про­ве­де­ние либеральных реформ.

Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

1) патриарх Никон;

2) Александр I;

3) А. И. Солженицын;

4) Жак Ширак.

Пояснение.

Патриарх Никон (1605-1681)

1. С 1652 г. стал патриархом

2. Проведение реформ с целью введения единообразия церковных обрядов и книг

3. Выбирает путь исправления по греческим образам

4. Сделал попытку поставить власть церкви выше власти светской

1. Реформы вызвали церковный раскол

2. Церковные соборы одобрили реформы

3. Отказался от патриаршества и был его лишён на церковном соборе в результате конфликта с царём. В 1666 г. патриархи сняли Никона с сана и сослали в Феропонтов монастырь. В августе 1681 г. Никону было разрешено вернуться

Александр I (1801-1825)

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзейском крае

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные про-ступки

16. Реформа Сената

2. Война с Ираном (1804-1813)

Итоги внутренней политики:

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление само-державной власти правителя

Итоги внешней политики:

Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008) , писатель.

Основные направления деятельности:

1. В 1938 г. Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.

2. После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия).

3. 9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при перлюстрации (вскрытии) его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

4. В 1957 г., после начала борьбы с культом личности Сталина, Солженицына реабилитировали.

5. Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).

7. В 1967 г., после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.

8. В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.

9. В 1973 г. КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.

10. 12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.

Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.

Жак Ширак

Родился в 1932 г.

Ширак Жак – французский государственный и политический деятель, президент Франции (1995 – 2007 гг.), премьер-министр (1974 – 1976, 1986 – 1988 гг.).

Основные направления деятельности:

До назначения президентом:

1. Торможение роста безработицы во Франции.

2. Развитие предпринимательства. Сокращение налогов на предпринимательство. Передача в частные руки некоторых национализированных социалистами предприятий, страховых компаний, банков.

На посту президента:

1. Стремление к интеграции Франции в Европейский Союз.

2. Ужесточение политики по отношению к иммигрантам.

3. Отмена законов, предусматривающих либерализацию работы полиции.

Основные итоги деятельности:

1. Недовольство политикой Ширака привело к провалу референдума о ратификации Конституции ЕС в 2005 г.

2. В 2005 г. во Франции вспыхнули беспорядки иммигрантов из арабских стран.

3. Отказ Жака Ширака поддержать США в антииракской кампании привел к охлаждению франко-американских отношений.

4. Был создан Парижский музей примитивного искусства.

Весной 2007 г. Жак Ширак объявил, что не будет баллотироваться на третий президентский срок, и на новых выборах поддержал кандидатуру Николя Саркози. 16 мая 2007 года Жак Ширак покинул Елисейский дворец, сложив полномочия президента.

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

7) Иван Калита

9) Дмит­рий Донской

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А) Сыном Да­ни­и­ла Александровича был Иван Калита.

Б) Отцом Ивана Гроз­но­го являлся князь Василий III.

В)−Г) После Ми­ха­и­ла Романова пра­вил его сын Алек­сей Михайлович. Сын царя Алек­сея Михайловича - Петр I.

Д)−Е) Отец Павла I - им­пе­ра­тор Петр III. После Павла I пра­вил его сын Алек­сандр I.

Ответ: 714835.

Екатерина Трушкова 10.02.2018 20:29

Сыном Даниила Московского был Юрий Даниилович, который правил в Московском княжестве с 1303-1325. Иван Калита был его сыном

Валентин Иванович Кириченко

Иван Калита, тоже его сын, Юрию Даниловичу он был, Калита, брат

·

Установите соответствие между именами императоров и законодательными актами, принятыми в их правление.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Александр I (1801-1825 гг.) принял в 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах».

Б) При Николае I (1825-1855 гг.) был составлен Свод законов Российской империи в 1832-1833 гг.

В) Александр II (1855-1881 гг.) подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Г) Александр III (1881-1894 гг.) подписал в 1881 г.

Манифест о незыблемости самодержавия.

Лишнее: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был принят при Николае II.

Ответ: 3251.

Ответ: 3251

«Настало новое правление, продолжавшееся (почти) 25 лет... Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись... Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев... Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император... в течение всей остальной своей жизни».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр III

Пояснение.

Речь идет о правлении императора Александра I, царствование которого продолжалось 25 лет - с 1801 по 1825 гг. Он вступил на престол в результате последнего дворцового переворота 11 марта 1801 года, когда был убит его отец Павел I. Правление Александра I было противоречивым.

Вначале он дал обещание продолжить курс правления своей бабушки Екатерины II, а затем проводил консервативный курс, доверив государственные дела Аракчееву.

Правильный ответ указан под номером: 2

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

2) Тильзитский мир

6) Гюли­стан­ский мир

7) Ям-Запольское перемирие

8) Алек­сандр I

9) Ништадт­ский мир

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А)−Б) В 1721 году Петр I под­пи­сал Ништадтский мир со Швецией.

В)−Г) Наполеон I в 1807 году под­пи­са­л Тильзитский мир с Россией.

Д) Алек­сандр I в 1812 году за­клю­чил Бухарестский мир с Турцией.

Е) Алек­сандр II в 1856 году под­пи­сал Парижский мир.

Ответ: 395284.

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

1) Юрий Долгорукий;

2) Александр I;

3) А. В. Колчак.


Пояснение.

Александр I (1801-1825)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

6. Упразднение Тайной экспедиции

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

16. Реформа Сената

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

2. Война с Ираном (1804-1813)

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

4. Война с Османской империей (1806-1812)

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внутренней политики:

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

4. Частичная либерализация земельных отношений

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

Итоги внешней политики:

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

3. Расширение границ Российской империи

Юрий Долгорукий

(90-е гг. 11 в. - 1157), князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха.

Особенности внутренней политики: В 1125 перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль.

С нач. 30-х гг. боролся за Юж. Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукий).

При нем впервые упомянута под 1147 Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156.

В 1155 вторично овладел Киевом. По-видимому, отравлен киевскими боярами.

Итоги и результаты: Повысилась роль Суздальского княжества.

Не сумел объединить все русские земли под своей властью.

Способствовал появлению Москвы как города.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Ва­ри­ант 1.

«Начало его царствования отмечено активными дискуссиями по конституционному вопросу. Ещё до вступления на престол будущий царь под влиянием идей Просвещения и их интерпретации Лагарпом обсуждал с кружком "молодых друзей" принципы разумного государственного устройства - концепцию просвещённой монархии, ограниченной фундаментальными законами. Придя к власти, он задался целью практического осуществления этой концепции. Институциональным выражением этого стало образование <...> Негласного комитета <...>».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр II

Пояснение.

Воспитателем Александра I был Лагарп, он и привил ему либеральные взгляды. В начале своего царствования Александр I из числа своих друзей для проведения реформ создал Негласный комитет.

Правильный ответ указан под номером: 2

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы

1) ос­но­ва­ние Московского университета

4) отмена рабства

5) учре­жде­ние Сената

7) учре­жде­ние министерств

8) Алек­сандр II

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А) Петр I в 1711 г. учре­дил Сенат.

Б)−В) А. Линкольн отменил рабство в США в 1863 г.

Г)−Д) Александр II в 1874 г. ввел все­об­щую воинскую повинность.

Е) Александр I в 1802 г. учре­дил министерства.

Ответ: 542687.

Ответ: 542687

1) Дмит­рий Донской;

2) Алек­сандр I;

3) Н.И. Бухарин;

4) Ма­хат­ма Ганди.

Укажите время жизни ис­то­ри­че­ско­го деятеля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую характеристику. Ука­жи­те результаты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных направлений.

Пояснение.

В случае, когда факты, ис­поль­зо­ван­ные при ха­рак­те­ри­сти­ке основных на­прав­ле­ний деятельности (критерий К2), су­ще­ствен­но искажают смысл от­ве­та и сви­де­тель­ству­ют о не­по­ни­ма­нии выпускником эпохи, в ко­то­рую жил ис­то­ри­че­ский деятель, ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов (по всем кри­те­ри­ям (К1−КЗ) вы­став­ля­ет­ся 0 баллов).

Александр I (1801-1825)

Основные на­прав­ле­ния деятельности во внут­рен­ней политике:

1. Ам­ни­стия и вос­ста­нов­ле­ние в пра­вах многих граж­дан­ских чиновников и военных, по­стра­дав­ших при Павле I

2. От­ме­на запретов на за­пад­но­ев­ро­пей­скую моду

3. Из­да­ние Указов о сво­бод­ном пересечении гра­ниц и ввозе книг и нот из-за границы

4. От­ме­на запретов на де­я­тель­ность частных типографий

5. Вос­ста­нов­ле­ние действия Жа­ло­ван­ных грамот дво­рян­ству и городам

6. Упразд­не­ние Тайной экспедиции

7. Учре­жде­ние Непременного со­ве­та (1801), со­зда­ние и де­я­тель­ность Негласного ко­ми­те­та (1801-1803)

8. Из­да­ние указа о праве по­куп­ке свободных зе­мель представителями нед­во­рян­ских сословий

9. Из­да­ние Указа «О воль­ных хлебопашцах» (1803)

10. Двух­этап­ное (1804-1805) и (1816-1819) про­ве­де­ние аграрной ре­фор­мы в Ост­зей­ском крае

11. От­ме­на права по­ме­щи­ков ссылать кре­стьян в Си­бирь за ма­ло­зна­чи­тель­ные про-ступки

12. Устрой­ство учебных за­ве­де­ний на прин­ци­пах бессословности, бес­плат­но­сти начального образования

13. От­кры­тие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Пе­тер­бург­ско­го (по одной из версий)

14. Со­зда­ние и вве­де­ние либерального уни­вер­си­тет­ско­го Устава (1804)

15. Учре­жде­ние министерств и Ко­ми­те­та министров, как со­ве­ща­тель­но­го органа при императоре

16. Ре­фор­ма Сената

17. Вве­де­ние образовательного ценза для чи­нов­ни­ков (1809)

18. Лик­ви­да­ция Непременного со­ве­та и учре­жде­ние Государственного со­ве­та (1810)

19. Вве­де­ние военных по­се­ле­ний и по­дав­ле­ние выступлений во­ен­ных поселян про­тив их учреждения

20. Про­ве­де­ние политики про­тек­ци­о­низ­ма в за­вер­ша­ю­щий период прав­ле­ния Александра I

21. Вве­де­ние конституции в Цар­стве Польском (1815)

22. Вве­де­ние автономии в Бес­са­ра­бии (1818)

23. Без­успеш­ная попытка вве­сти конституцию в Фин­лян­дии (1819)

Основные на­прав­ле­ния деятельности во внеш­ней политике:

1. При­со­еди­не­ние Грузии (1801-1804)

2. Война с Ира­ном (1804-1813)

3. Уча­стие России в тре­тей и чет­вер­той антифранцузских ко­а­ли­ци­ях (1805-1807)

4. Война с Осман­ской империей (1806-1812)

5. Война со Шве­ци­ей (1808-1809) и при­со­еди­не­ние к Рос­сии Финляндии

6. Оте­че­ствен­ная война 1812 и За­гра­нич­ный поход рус­ской армии (1813-1814)

7. Уча­стие России в де­я­тель­но­сти «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внут­рен­ней политики:

1. Не­удав­ша­я­ся попытка ча­стич­но­го самоограничения са­мо­дер­жав­ной власти в пери-од ак­тив­но­го сотрудничества Алек­сандра I с М. М. Сперанским. Укреп­ле­ние само-державной вла­сти правителя

2. Ре­фор­ми­ро­ва­ние системы управ­ле­ние страной (министерская реформа)

3. Со­зда­ние постоянно дей­ству­ю­ще­го законосовещательного ор­га­на (Государственный совет)

4. Ча­стич­ная либерализация зе­мель­ных отношений

5. Ре­ше­ние (в два этапа) кре­стьян­ско­го вопроса в Ост­зей­ском крае (освобождение кре­стьян без земли) и не­удач­ная попытка ре­ше­ния крестьянского во­про­са в Великороссии

6. На­ча­ло либерализации си­сте­мы высшего, сред­не­го и на­чаль­но­го образования

7. Про­ве­де­ние непопулярной в об­ще­стве реформы по со­зда­нию военных по­се­ле­ний (попытка уде­шев­ле­ния содержания армии)

8. Ли­бе­ра­ли­за­ция государственного устрой­ства в Поль­ше и Бессарабии

9. Ак­тив­ное формирование в среде дво­рян­ской интеллигенции не­га­тив­но­го отношения к са­мо­дер­жав­ной форме прав­ле­ния в России. Фор­ми­ро­ва­ние тайных обществ

4) А.Д. Сахаров.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Владимир Мономах (1078-1125)

Основные направления деятельности:

1. С 1078 г. князь Черниговский

2. С 1094 г. князь Переяславский

3. С 1113 г. Великий князь Киевский

4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)

5. Военные походы против степняков-половцев

6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»

7. Составление князем «Поучения»

8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»

1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)

2. Ослабление набегов степняков на русские земли

3. Дальнейшее развития письменного права

4. Расширение границ Киевской Руси

5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя

5. Развитие церковного зодчества

6. Развитие религиозной и светской культуры

Александр I (1801-1825)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

6. Упразднение Тайной экспедиции

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзе-ском крае

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные проступки

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

16. Реформа Сената

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

2. Война с Ираном (1804-1813)

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

4. Война с Османской империей (1806-1812)

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внутренней политики:

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление самодержавной власти правителя

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

4. Частичная либерализация земельных отношений

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

Итоги внешней политики:

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

3. Расширение границ Российской империи

Андрей Дмитриевич Сахаров

А.Д.Сахаров (1921 – 1989) – физик и общественный деятель, академик АН СССР. Его активная жизнь и деятельность пришлись на 1950-1980-е г.г. -правление Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, на существование тоталитарного режима в СССР.

Направления деятельности:

1) Научная работа. Трудился над созданием водородной бомбы, которая прошла испытания в 1953 г. С 1953 по 1968 работал над совершенствованием ядерного оружия. Осознавая все последствия применения и испытаний нового оружия, пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение ядерных испытаний. Обращался к руководителю СССР Н.С.Хрущеву.

2) С конца 1960-х – один из лидеров правозащитного движения в СССР. Выступал за отмену цензуры, политических судов. В своей известной работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности. Выход видел в демократизации и демилитаризации общества.

В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». В 1980 г. после резкого осуждения советского вторжения в Афганистан, был лишен всех наград и помещен под домашний арест в Горький.

Возвратился в Москву при М.С.Горбачеве, был избран народным депутатом в Верховный Совет СССР (1989), имел свой проект политических преобразований, но не успел его осуществить…

Результаты его деятельности: большой вклад в науку, весь мир знает А.Д.Сахарова как крупнейшего ученого, бесстрашного борца за права человека. И хотя в 1960-1970-е его деятельность не смогла кардинально повлиять на развитие страны, он наряду с другими диссидентами готовил почву для духовного обновления России, Б.Н.Ельцин назвал его «настоящим духовным отцом демократических перемен в России», современники называли его «совестью нашей эпохи».


1801 – 1825 гг. – это период правления старшего сына императора Павла I, Александра I, прозванного Благословенным. Этот царь провёл ряд реформ во многих сферах общественной жизни, что дало Пушкину повод сказать о нём: «Дней Александровых прекрасное начало...». Остановлюсь на двух важных, на мой взгляд, событиях.

Первое произошло в феврале 1803 года когда был издан указ "О вольных хлебопашцах", согласно которому помещики могли за выкуп отпустить на свободу крепостных крестьян с землей. Данный указ имел более моральное, чем практическое значение. Но по сути стал первым шагом к отмене крепостного права. Император понимал, что Россию именно оно и тормозит. В письмах к своему воспитателю Лагарпу, он об этом говорил ещё до дворцового переворота. Но отмена крепостного права была отложена в долгий ящик. Результаты реформы, в целом, были незначительны, выкупились только 0,5% крестьян. Почему? Были две причины таких низких выкупов. С одной стороны, это нежелание помещиков расставаться со своими крепостными, с другой стороны, высокие ставки выкупа, которые не могло выплатить большинство крестьян.

Вторым важным событием указанного периода стала реформа управления М.М. Сперанского. Главным принципом, предложенных Сперанским преобразований являлось разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Проект Сперанского рисовал стройную систему российской бюрократии, но на практике был создан только высший законосовещательный орган - Государственный Совет. Это произошло в 1810 году. Осталось нереализованным создание в стране системы народного представительства. Центральным органом в этой системе должна была стать Государственная Дума. Что препятствовало созданию этой системы? Конечно, недовольство дворян, которые понимали, что реализация этого проекта лишит их власти, ведь у крепостных крестьян появятся гражданские права (свобода личности, свобода передвижения и др.). В общем, дворяне не желали отмены крепостного права и реформа Сперанского не состоялась в полном объеме.

Обе личности – и сам Александр I, и Сперанский пытались провести реформы, которые должны были многое изменить в России. Реформы нужно было провести, потому что возникли опасения, что если их не реализовать, то в России начнется революция подобная той, что произошла во Франции в XVIII века. Другой причиной реформ были и распространяющиеся в российских умах идеи французского просвещения, главной из которых было своеволие и свобода личности. К началу XIX века уже выросло новое поколение политической элиты, которое воспитывалась в духе Просвещения XVIII века. В её число входил и сам император. В итоге удалось реализовать меньше, чем было задумано. Немного была перестроена система центрального управления: был создан Государственный совет, а вместо коллегий появились министерства. Осталось нереализованным главное - освобождение крепостных крестьян от зависимости и создание народного представительство во главе с Государственной Думой. Россия продолжала оставаться самодуржавной монархией.

К этому периоду относится и деятельность Негласного комитета, и Отечественная война 1812 года с Наполеоном, и послевоенные мероприятия графа А.А. Аракчеева, называемые «военными поселениями», и Священный союз, инициатором которого стал сам Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Этот шаг императора удержал Европу от крупной войны ещё 40 лет.

Историки по - разному оценивают личность Александр I и его правление. Так, М.Н. Покровский считал, что реформы императора всего лишь внешнее прикрытие, своего рода игра в либерализм, от которого он отказался позже. Он подтолкнул страну к событиям 14 декабря на Сенатской площади. Но именно Александр I заговорил о необходимости ограничить власть самодержца, создать Думу и ввести Конституцию. Призывы об отмене крепостного права при нем распространялись все больше и больше. В его годы Россия смогла дать сокрушающий удар врагу, покорившему всю Европу. Победа в Отечественной войне 1812 года символизировала единство русского народа. Но правление Александа было весьма непоследовательным, так как начавшиеся либеральные реформы сменялись жесткими консервативными реформами. Но вошел император в историю Отечества как освободитель России и Европы. Им восхищались, его славили, но собственная совесть не давала покоя всю жизнь... В народе распространилась легенда о «Старце Фёдоре Кузьмиче», согласно которой Александр долго жил в Сибири старцем – отшельником и умер в 1864 году. Но нет каких - либо документов, подтверждающих истинность этой легенды.

Учитель истории МКОУ "Мюрегинская СОШ" Абидова П.Г.

Внешняя политика Александра 1 — ключевая тема, из которой последуют многие следствия положения России на мировой арене в первой половине 19 века. Поэтому, чтобы качественно изучить историю, этой теме надо уделить максимальное внимание.

Император Александр Первый Благословенный

Предыстория

Прежде чем, охарактеризовать внешнюю политику Александра 1, хотелось бы кратко напомнить читателям о том, как Александр 1 пришел к власти и какие события были этому причиной. На царствование Александр 1 пришел через заговор против своего отца — Павла.

Александр считал, что свергнуть своего отца с престола удастся просто – если Павел подпишет акт об отречении от престола, но Павел упорно сопротивлялся, и даже в последние минуты, смотря смерти в глаза, Павел ничего не подписал. Группа заговорщиков во главе с Палёном жестоко убили Павла, не посчитавшись с чувствами Александра, который где-то в глубине души очень любил своего отца. Так, через убийство, кровь и боль Александр 1 стал российским императором.

В первые дни своего царствования Александр 1 много времени посвящал изменениям внутри государства и кардинально пересмотрел внутреннюю политику, но не осталась в стороне и внешняя политика. Кратко по пунктам опишем основные преобразования во внешней политики, проведенные Александром 1.

Основные направления

В период до 1812 года

Отказался от притязаний на остров Мальта;

  • 5 июня 1801 года была подписана конвенция о дружбе между Россией и Англией;
  • Были восстановлены дипломатические отношения с Австралией;
  • Был подписан договор о восстановлении отношений между Россией и Испанией;
  • 26 сентября 1801 года был подписан мирный договор между Россией и Францией. Но уже в 1802 году отношения между странами накалились. Александр понял, что война неизбежна. И уже в 1805 году начала формироваться коалиция, в которую вошли Швеция, Англия, Россия и Австрия. Александр 1 пытался склонить Пруссию к участию в коалиции, но это не увенчалось успехом, так как Пруссия согласилась войти в состав коалиции лишь только в будущем, а пока об этом была подписана лишь конвенвенция.
  • С 1806 по 1812 год Россия вела войну с Турцией из-за закрытия Турцией пролива Босфор. Причиной этому стало подстрекательство. Вы спросите, почему Турция сделала подобный шаг? Турцию очень активно подстрекала Франция. Это привело к военным действиям не только между странами, но Франция наконец-то осуществила свой план и начала войну против России.
  • В этот период Наполеон одержал ряд крупных побед и в 1806 году Александру Первому ничего не оставалось, как заключить Тильзитский мир, согласно которому Россия должна была прекратить торговые отношения с Англией. Подобными действиями Наполеон хотел ослабить экономику Англии. Швеция не встала на сторону России и отказалась прерывать свои отношения с Англией. Россия под давлением Наполеона объявила войну Швеции, которая длилась с 1808 по 1809 год. Победу в этой войне одержала Россия.

Отношения между Россией и Францией лучше не стали. Первая очень пострадала от прекращения торговли с Англией и в конце концов экономические отношения между двумя государствами возобновились.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что условия Тильзитского мира, заключенного между странами были нарушены и 12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона.

Началась . Силы были неравноценны. Армия Наполеона насчитывала 600 тысяч человек, а численность российской армии составляла 240 тысяч. Но под Смоленском первая и вторая армии соединились, и Наполеону был дан достойный отпор. Благодаря талантливому главнокомандующему – Кутузову победа осталась за Россией. 25 декабря 1812 года Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

Период с 1815 по 1825 год

  • В 1813—1814 г. Российская армия отправилась в поход за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражении. 18 мая 1814 года был подписан Парижский договор, который лишил Наполеона престола.
  • В 1815 году был Венский конгресс, который восстановил границы европейских государств до наполеоновских войн. Россия неимоверным дипломатическим трудом заставила признать за собой Финляндию, Царство Польское, Бессарабию.
  • В 1816 году возникает Священный союз, призванный защищать Европу от революционного движения, которое набирало оборот на Балканах и в самих европейских государствах. Россия всю первую половину 19 века играла роль настоящего «жандарма» Европы. Но это не уберегло ее от

После прекращения войны с Францией в России появилось движение декабристов. Прогрессивное дворянство было не согласно с политикой Александра 1 и тем самым выражало свое недовольство.

С 1815 г. по 1825 г. Стали возникать тайные политические общества, которые хотели принять конституцию и отменить крепостное право. Среди элиты общества началась подготовка к вооруженному восстанию. От Александра этого скрыть не удалось, и в 1822 году он отдал приказ министру внутренних дел о закрытии всех тайных обществ. Данная мера никак не подействовала на деятельность тайных обществ и время от времени Александру поступали сведения о деятельности тайных обществ, но никаких мер он больше не принимал, хотя мысль о брожении в обществе покоя ему не давала. С чем связана такая пассивность?

Императора на тот момент больше волновало здоровье его жены, да и сам он очень часто чувствовал себя плохо, его постоянно мучила лихорадка, он стал пассивен и апатичен. 1 сентября 1825 года император отправился в Таганрог, а в Петербурге просил провести молебен, оставив это втайне. 19 ноября 1825 года российский император Александр 1 скончался в Таганроге.

Подводя итоги стоит сказать, что несмотря на то, что Россия отстаивала свою государственность и независимость от орд Наполеона, победив его, она «задушила» французскую революцию, которая и породила наполеоновские войны. Таким образом, монархическое, консервативное начало одолело революционное в Европе в то время.

Все нюансы этой темы, кстати, мы разбираем на наших курсах подготовки . У нас ты сможешь найти отличные видеоуроки, презентации, инфокарты и профессиональную поддержку преподавателя, который подготовил множество ребят для сдачи ЕГЭ по истории на баллы, выше 90.