Журнал сретение. Крещение взрослого человека: зачем и как

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Что происходит с человеком после крещения и почему оно необходимо?

В мире насчитывается более 2,3 млрд христиан, в том числе: католиков около 1,2 млрд, протестантов около 800 млн, православных около 225 млн, христиан древневосточных церквей около 75 млн.

Однако все эти цифры не совсем корректно отображают действительность, так как свою принадлежность к церкви многие люди определяют лишь фактом принятия крещения в детстве, а не убеждениями. Но делает ли крещение ребёнка в младенчестве христианином на всю жизнь, если, повзрослев, он не ходит в церковь, не читает Библию, не знает и не исполняет религиозных правил? В Библии христианами называют учеников Христа. Является ли такой человек учеником Христа?

Задайте себе вопрос: может ли маленький ребёнок покаяться в своих грехах, пообещать Богу добрую совесть или веровать? Конечно, нет!

То, что в первоапостольской церкви крестили исключительно взрослых людей, подтверждает самый ранний документ (конца I в. н. э.) церковного права «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» (Дидахе): «Крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное (наставления о необходимости соблюдения морально-нравственных заповедей - прим. автора), крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в… воде… А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый». Разве младенца можно научить заповедям или просить поститься? Такое обращение возможно только к взрослым.

Однако спустя время после жизни апостолов в христианство начала входить практика крещения малышей, а затем данное учение стало неотъемлемой частью большинства церквей. Объясняется это тем, что крещению начали придавать элемент сакральности, а позднее стали называть таинством. Многие христиане начали верить, что крещение даёт некое Божье покровительство. И уж если это покровительство может получить взрослый, то как можно лишать такого блага ребёнка? Крещение обросло элементами суеверия. Считалось, к примеру, чтобы ребёнок не болел, его нужно крестить… Но неужели все крещённые являются здоровыми и честными людьми? Достаточно вспомнить, что Наполеон, Гитлер и Сталин тоже были крещены в детстве.

Согласно Библии, крещение - это завет (договор) между человеком и Богом. Верующий перед крещением должен покаяться в своих грехах. Он даёт обещание Богу жить по-новому. А Господь, в рамках этого завета, прощает человеку прежние ошибки, обещает в помощь Святого Духа в борьбе с грехами. В момент крещения верующий как бы умирает для своей прошлой жизни - погружается в водную могилу - и восстает из неё для новой жизни.

Крещение, или завет с Господом, помогает человеку лучше осознать переломный момент в его жизни. Полное погружение даёт прочувствовать омытие прежних грехов, оставление их в воде и предстоящее обновление жизни. Конечно, человек не теряет автоматически всех своих греховных пристрастий, но если он верен в своей решимости жить с Богом, то Господь чудным образом очищает его от всего дурного, что в нём имеется.

Итак, если человек был крещён в несознательном возрасте, то он может принять крещение повторно: на сей раз осознанно заключить завет с Богом. Сей важный обряд оставил нам Господь Иисус Христос: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матфея 3:15).

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам
христианского вероучения», www.apologetica.ru

Слово Божье о крещении

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).

«Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21).

«Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Марка 16:16).

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5).

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефесянам 4:5, 6).

Крещение в Библии

В Библии слово «крещение» представлено греческим словом «баптизо», имеющим перевод «окунать», «погружать». Иоанн Креститель в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом. В Библии слово «крещение» нужно понимать как погружение. Так, Иисус Христос был крещён полным погружением в воду. Полным погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа.

Ранее и русская православная церковь практиковала крещение полным погружением в воду. Об этом было издано много церковных постановлений (например, Правила святых апостолов IV в., п. 50; Владимирский собор 1274 г., п. 2; Стоглавый собор 1551 г., 17 гл.).

В Библии слово «крещение» также употребляется в образном смысле. Апостол Павел пишет об израильтянах: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Коринфянам 10:1 ,2). Креститься в Моисея - значит отождествить себя с ним. После выхода из Египетского рабства израильтян сопровождали чудеса Божьи: во время зноя в пустыне люди находились внутри прохладного облака, а в момент перехода через море их окружали стены вод. То есть Павел приводит некую параллель, указывая, что израильтяне тоже по-своему были крещены (погружены) в облако и в море. Через Моисея они вошли в Божье присутствие.

Сегодня люди, приходящие в храм, часто спрашивают священника: “Зачем нужно Крещение?” Нередко можно слышать такие фразы: “У меня Бог в душе”, “Я могу общаться с Богом и без Крещения”, “Неужели Богу не все равно, крещен я или нет?” Что сказать на это? Действительно, Бог никого силком в Царство небесное не тащит, однако всякий слушающий Бога и исполняющий Его заповеди “приятен Ему” (Деян 10, 35).

Зачем же нужно Крещение? Человеку, ставящему такой вопрос, прежде всего нужно решить для себя: а хочет ли он быть вместе с Богом? Стремится ли он сделать все от него зависящее, чтобы приблизится к Богу настолько, насколько это только возможно? И если его ответ для самого себя будет положительным, то он неминуемо должен задаться и еще одним вопросом. А чего требует от меня Сам Господь? Ответ же на этот вопрос однозначно дан в Священном Писании: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мк 16, 16). Значит мало быть верующим “в душе”, нужно быть верующим и “телом”. Вспомним и другие слова Христа: “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин 3, 5). И если для человека первейшей задачей является достижение вечной жизни с Богом в Его Царстве, то приведенные слова достаточно ясно показывают, что без Крещения эта цель, увы, недостижима. Любопытно отметить, что при всем многообразии христианских конфессий, при всех многочисленных отличиях в их жизни и учении, все они единогласно признают необходимость Крещения. И если какая-то секта отказывается от обязательности крещения для всех своих адептов, то она просто не считается христианской. Ведь как можно быть христианином, не выполняя одного из главнейших заветов Христа? После Своего Воскресения, отправляя апостолов на проповедь, Господь наш Иисус Христос заповедал им не просто учить народы, но и крестить их: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф 28, 19). Таково повеление Спасителя, и если мы хотим называться христианами, то мы должны его исполнять. Ведь христианами начали называть себя именно крещенные антиохийцы, объединенные апостолами в общину (Деян 11, 26). Так что никаких некрещенных христиан, верующих “в душе”, история не знала и не знает.

Однако указанные вопросы могут исходить не только из праздного любопытства, не сопряженного с подлинной верой. Они могут быть продиктованы и искренним желанием осознанно подойти к принятию Крещения. Что же такое Крещение?

Не вдаваясь в богословские тонкости, скажем кратко. Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. Он воспринял нашу человеческую природу, жил на земле, учил людей, пострадал на кресте, умер, воскрес и вознесся к Богу Отцу вместе со Своей человеческой природой. Он показал единственный путь, которым человек может прийти к Богу. И всякий, желающий спастись, должен умереть и воскреснуть со Христом, чтобы с Ним и Царствовать на небе. Это соумирание и совоскресение как раз и совершается во время крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом в Послании к Колоссянам: “быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах..., оживил вместе с Ним, простив нам все грехи” (Кол 2, 12-13). И нет другого средства примириться с Богом и избавиться от тяжести совершенных грехов.

Но повторим еще раз: Бог никого ни к чему не принуждает. Поэтому и Крещение - это свободный выбор человека. Это видимое свидетельство того, что человек выбрал Христа, поверил во Христа, а точнее - доверился Христу и согласился идти за Ним до конца. Поэтому тщательно испытайте свою совесть и решите: есть ли в вас эта решимость, эта готовность последовать за Христом? И если она есть, то выразите ее в принятии Таинства Крещения.

Крещение представляет собой одно из семи таинств христианской церкви. Это торжественное действие играет огромную роль в жизни верующего человека. Оно обладает очистительным значением, в результате которого человек как бы умирает и вновь возрождается для новой жизни.

Таинство крещения проводится с помощью воды, которая на космическом уровне наделяет человека благодатью и очищает от греха, данного ему при рождении. Взрослому человеку прощаются любые прегрешения, совершённые до крещения.

Дань моде или веление сердца

Если по каким-нибудь причинам человека не крестили в младенчестве, то в осознанном возрасте рано или поздно эта проблема начинает его беспокоить. Важно разобраться, надо ему креститься или нет. А если да, то для чего .

Зачастую в разговорах на бытовом уровне можно услышать вопросы: «Так ли важно крещение?», «Неужели нельзя общаться с Богом без него?».

Возвращаясь к истокам христианского учения, стоит вспомнить, что завещал Господь , прежде чем вознестись на небо после воскресения: «…идите, научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Если люди хотят быть христианами, надо соблюдать волю Спасителя. Ведь это он, сын Бога, жил среди людей, принял на себя грехи рода человеческого, понёс тяжкие страдания на кресте, умер, воскрес и вознёсся к Богу. Своей жизнью он указал людям путь спасения, путь, по которому они могут прийти к Богу. Но для этого нужно умереть и воскреснуть с Иисусом. Таинство крещения как раз и символизирует эти действия.

Принимать крещение или нет - это выбор взрослого человека. Никто насильно не может принудить его к этому. Важно, чтобы человек не поддался соблазну «быть как все», не имея в душе желания подчинить свою жизнь служению Богу.

Священники утверждают, что можно совершить обряд без веры крещаемого в Бога, но он ничего не будет стоить. Если после крещения человек не станет жить по христианским обычаям (чтение духовной литературы, посещение богослужений, соблюдение постов и церковных праздников), благодать Божья быстро исчезнет, и безбожник не сможет попасть в Царствие Небесное после смерти.

Не секрет, что некоторые люди подвергают себя обряду крещения для приобретения, по их мнению, определённых благ для себя. Например: поправить здоровье, улучшить материальное положение, обезопасить себя от порчи, сглаза. Это абсолютно недопустимо. Ведь суть крещения - отдавать себя Богу всецело и безгранично, а не ждать «манны небесной» от него.

Подготовительный период

В Русскую Православную церковь с просьбой о крещении обращаются взрослые люди. Поэтому подготовка к крещению значительно отличается от обряда над младенцами, ведь за ребёнка важное решение принимают его родители, а сформировавшаяся личность сама несёт ответственность за свои поступки. Священнослужителям небезразлично знать, что стоит за желанием человека быть крещённым.

В старые времена людей, обратившихся в церковь с просьбой о крещении, объявляли оглашёнными. Их подготовка ко дню крещения длилась не один день . В этот период они много читали, посещали церковь, изучали основы христианства. И только церковнослужители решали, готов ли человек к совершению обряда. По сути, оглашенных постепенно приобщали к жизни церкви.

Сегодня священники также проводят подготовительную работу с изъявившими желание пройти таинство крещения. Когда люди задают вопросы: «Как проводить Крещение?», «Что нужно для обряда Крещения взрослого человека?», «Стоит ли креститься, если этого хочет жена?», - ответ может быть только один: «Нужна искренняя и твёрдая вера».

Шаги для достижения желаемого

Не надо ждать, что священник будет нежен и ласков, его цель - понять готовность человека к принятию крещения. Главное - стоять на своём, отвечать искренне и без утайки . Первая встреча может быть безуспешной, и он назначит ещё несколько аудиенций. Как настоящий психолог, священник понимает, что при первой встрече невозможно понять человеческую суть. Для установления истины и нужны последующие беседы. Сколько их будет - решать батюшке.

В разговорах с батюшкой желающий креститься получит ответы на непонятные вопросы, касающиеся христианской религии. У него можно уточнить, как проходит крещение взрослого, сколько раз можно креститься. А после решения о том, что человек готов к важному событию, выяснить, какова стоимость данного действия.

Вознаграждение за получение Божьей благодати

В храмах не берут плату за проведение обрядов. Существует лишь пожертвование на нужды церкви , которое собирают в особые ящики. Его величина зависит от желания и возможностей людей, это могут быть и копейки, и тысячи. Подробности можно узнать в свечной лавке или у церковных работников.

Но так происходит не везде. В некоторых церквях существуют прейскуранты с фиксированной ценой на различные услуги. В них можно узнать, сколько стоит нужная процедура. Торговля в храмах не приветствуется Библией, но чтобы выжить в трудное время, церковнослужителям приходится закрывать глаза на это небогоугодное дело. Хотя собранные средства в основном идут на помощь бедным, ремонт церковных построек, возведение новых церквей.

Необходимые сведения

Есть нюансы, на которые надо обратить внимание:

Подготовка к таинству

Перед проведением обряда необходимо соблюдение хотя бы в течение трёх последних дней. Он предполагает отказ от мяса, молочных продуктов, яиц, спиртных напитков, курения.

Это время не мешало бы провести за чтением Евангелия, Закона Божия, Псалмов, молитв. Стоит отказаться от весёлого времяпрепровождения, просмотра телепередач, супругам необходимо воздержание от интимных отношений.

Перед тем как покреститься, надо помириться со всеми врагами, исповедаться .

Накануне крещения, начиная от полуночи, во рту не должно быть и маковой росинки.

Важные атрибуты

Взрослым мужчинам и женщинам необходимо иметь крестильную сорочку, полотенце, открытые тапочки, нательный крестик на цепочке или верёвочке.

Одежда и полотенце должны быть белого цвета. Для мужчин - это длинная рубашка, а для женщин - длинная, напоминающая ночную, сорочка с длинными рукавами или платье. Эту одежду не одевают в повседневной жизни и не стирают. Считают, что она обладает способностью помогать во время тяжёлых заболеваний, если одеть её на нездорового человека.

По поводу существует мнение, что он не должен быть золотым. Лучше купить серебряный или же обычный недорогой крестик в церкви. Важно помнить, что после того, как батюшка наденет его на шею крещёного, снимать символ веры нельзя, если только для этого не будет медицинских показаний.

Вместо тапочек подойдут сланцы, чтобы ступни были открыты во время проведения таинства.

Особенности крещения женщин

Женщины и девушки находятся в храме с покрытой головой . Это говорит о смирении перед Богом и мужчинами. Одежда должна быть скромной, чистой, опрятной. Запрещаются косметика и украшения.

Обряд не проводится, если у женщины месячные. Этот вопрос обговаривают с батюшкой заранее, чтобы выбрать нужный день.

Во время погружения в воду крестильная сорочка намокнет и, скорее всего, будет просвечивать. Чтобы избежать неловкого момента, можно надеть под неё купальник .

Обряд крещения взрослого человека

После завершения всех действий происходит обряд миропомазания, когда на теле крещаемого священник делает знаки в виде крестов со словами «Печать дара Святого Духа». Затем священник вместе с крещёным трижды обходят купель, это символизирует вечность.

В заключении происходит выстригание волос - это означает, что нового христианина отдают Божией воле.

После крещения жизнь нового члена Святой Церкви кардинально меняется. Человек принял обязательство по выполнению заповедей Господних. Это привнесёт определённые изменения в привычную жизнь. От многих привычек придётся отказаться, контролировать свои поступки, изменить, если нужно, отношение к окружающим. Но не надо пугаться изменений. В христианской вере много светлого и радостного.

Хотя тема названа «зачем нужно креститься », вначале необходимо сказать о тех случаях, когда креститься нельзя. Итак, нельзя креститься, когда это делается потому что «так принято», «чтоб не болеть», просто «надо», «потому что мы русские и православные», «чтобы все было хорошо», «чтобы был ангел хранитель» и т. д. Всем таким людям лучше повременить с крещением до тех пор, пока их мотивация не изменится. Почему так? Потому что таинством крещения человек рождается в новую жизнь, заключает завет с Богом и воспринимает на себя обязательства по сохранению этого завета. Незнающий в чем заключается этот завет, не сознающий свои новые обязанности, начинающий по заключении завета нарушать и попирать его договоренности, принимает таинство крещения во осуждение себе.

Крещение усваивает крестившемуся крестную жертву Богочеловека Иисуса Христа и, через нее, примиряет его с Богом Отцом, ниспосылая Духа Святого. Таким образом, крестившийся становится способным к наследию вечной жизни или спасению. Но это происходит не автоматически, для спасения нужна живая вера, т.е. вера, свидетельствуемая делами.

Перед таинством крещения священник трижды задает вопрос: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»? На что человек отвечает: «Отрицаюся». После этого священник снова трижды спрашивает крещающегося: «Сочетаваеши ли ся Христу»? На что он каждый раз отвечает: «Сочетаюся». Этими словами человек дает Богу обеты уклоняться от всякого греха – чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, лености, тщеславия, гордости и т. д., - и направлять свою жизнь по всем заповедям. Отныне человек обещает жить, думать и смотреть на мир по евангельски. Невольные уклонения от заповедей он должен врачевать в таинстве покаяния, а вольных уклонений у него быть не должно. Не живущий по заповедям, а, напротив, поступающий «как все» не получит от крещения ничего, кроме того, что по смерти будет судим более строго, чем идолопоклонники. Ему, в отличие от них, была дана сила к изменению жизни, а он ею пренебрег. Таким образом, непонимающий, зачем он крестится, подобен человеку, пришедшему с разбитым и грязным сосудом к царю просить благовонного мира. Как в таинстве брака супруги обещают хранить верность друг другу, так и в таинстве крещения человек дает обещание Богу храниться от всех грехов и направляться ко всем заповедям. Лучше не давать обетов, чем дав нарушить.

Приступающий ко крещению должен быть православным, т.е. верить так, как верует православная церковь. Для этого ему необходимо ознакомиться с какой-либо литературой на эту тему для новоначальных, например с огласительными беседами . Цель подготовки ко крещению – принять таинство максимально осознанно, с покаянием в преждесоделанных грехах и с намерением начать новую жизнь. Если эти условия будут соблюдены, крестившийся почувствует благодать Святого Духа, осенившую его, почувствует, что он стал другим человеком, изменился, родился духовно, стал чадом Божиим.

Получивший дар Духа Святаго в таинстве крещения, обязан хранить его как величайшее сокровище. Для этого крещеный должен воцерковиться и вести христианский образ жизни, существующий как раз для того, чтобы помочь человеку сохранить и возрастить в душе этот дар, оградить его от того, через что этот дар утрачивается. Христианин должен исполнять домашнее молитвенное правило, посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, по возможности часто приступать к таинствам исповеди и Причастия. Также он должен направлять свои поступки по Евангелию, избегать не только грехов, но и поводов к ним. Христианин должен читать святоотеческие творения, узнавать из них о пути спасения и питать ими стремление к Богу. Внимательный человек быстро заметит пользу от перечисленных дел и вред, происходящий от их оставления.

Таким образом, если человек не собирается делать все перечисленное и даже не знает об этом, креститься ему нельзя. Хочется напомнить, что в древней церкви крещение принимали в сознательном возрасте и период подготовки к таинству - оглашение - длился один год. Позднее церковь стала крестить и младенцев, но по вере родителей и крестных, которые давали обеты крещения за младенца и обещали, что он вырастит христианином. Если же они сами далеки от веры, им также нельзя крестить своего младенца до тех пор, пока родители и крестные не осознают свои обязанности по воспитанию члена церкви.

В качестве небольшой огласительной беседы можно привести Слово святого Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) более подробно раскрывающее суть христианства и смысл таинства крещения. Перевод святителя Феофана Затворника (XIX в.):

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ

1. И прежде богато угостил уже нас блаженный Павел трапезою божественных словес и преобрадовал сердца наши; и теперь опять угощает нас другою трапезою тех же богодухновенных словес, которая, быв преисполнена духовных брашн, питающих внутреннего человека и веселящих и укрепляющих сердце живоносным хлебом Слова и радостотворным вином премудрости и Боговедения, преисполнена еще и Божественною благодатию Святого Духа, наполняющею душу всякою радостию и веселием и располагающею ее, оставя земное, возноситься на крылах ума к небесному и к Самому Богу. Посмотрим же, какая это апостольская трапеза и какие на ней брашна? Но прежде исторгнем ум наш из земного, и, как имеющие услышать божественные глаголы, изострим внимание, чтобы со всем тщанием внимать изрекаемому, да достойно содружимся с Духом Святым, Который чрез Апостола научает нас сокровенным тайнам Царства Небесного.

Вот что говорит он: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе . Не оставь, возлюбленный, без исследования слова сего и не подумай, что оно удобопонятно. Оно содержит в себе глубокие мысли и требует великого внимания и исследования. Но уготовь слух твой к слышанию того, что будет говориться, и познаешь глубину Таин Божиих, которые сокрыты в сем изречении.

Первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии . Первым и перстным человеком называет он Адама, как написано: и созда Бог человека, персть взем от земли (Быт.2,7), который после того, как был создан из земли перстным и приял духа жизни, именуемого мысленною душою и образом Божиим, введен был Богом в рай и получил повеление возделывать его и хранить, чтобы, пока будет соблюдать заповедь Божию, пребывать в нем безсмертно, сообращаясь с Ангелами, и вместе с ними всегда славословя Бога, умно созерцая Его, приемля (мысленные) осияния от Него и слушая (когда потребно) Божественный глас Его, а в какой час нарушит заповедь Божию и снест от дерева, от которого повелено ему не ясти, быть предану смертности, восслепотствовать очами души своей, совлечься одеяния божественной славы, лишену быть сообращения с Ангелами и изгнану из рая, как он и потерпел все сие. Ибо когда он склонился на лукавые слова прельстителя диавола и преступил заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла, то праведно лишился всех оных благ, сделался глух (для духовного), чтобы нечистыми ушами не слышать более Божеских словес, кои слышат только одни достойные, и ослеп душевно, чтоб не видеть более оной славы неизглаголанной, так как самоохотно отдалил от оной ум свой и страстным вниманием впился в плод древа запрещенного, поверив змию, который сказал: в день, в который вы вкусите от него … будете как боги, знающие добро и зло (Быт.3,5). Этими словами обольстился перстный человек и, надеясь, что действительно станет богом, вкусил от древа познания. За это лишился он всех духовных и небесных благ, а вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям и стал, скажу опять тоже, глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от которых ниспал, к тому же еще смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным, как говорит царепророк Давид: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48,13). Видишь теперь, от какой славы и какого блаженства в какое безчестие, неразумие и тление низринулся человек? От сколь великого богатства в сколь великую пришел бедность? И мы еще не все сказали, что следует сказать. Итак, первый человек бысть от земли, перстен, и соделался (нравственно) перстным (плотяным) так, как мы сказали.

Теперь посмотрим и поучимся из Божественных Писаний, что есть второй человек, Господь с небесе? Сей есть Бог от Бога, безначальный Сын, безначального Отца, Безтелесный Безтелесного, Непостижимый Непостижимого, Вечный Вечного, Неприступный Неприступного, Невместимый Невместимого, Безсмертный Безсмертного, Невидимый Невидимого, Слово Бога и Бог, Коим сотворено все, и земное, и небесное. Будучи же таков, и пребывая в Отце, и Отца имея пребывающим в Себе, не отделяясь от Него, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха, чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а с ним и всех, от него рожденных и рождающихся, так как и они подобны ему, их породившему. Ибо, как Адам, породивший их, по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным от божественного одеяния и безчувственным, так и они все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он – перстный, то есть тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, безчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их, так как они собрали в себя одних страсти каждого животного и держат их в себе самих. К тому же, эти, рожденные перстными, ниспали в такое великое безсмыслие и в такое неведение Бога и заповедей Его, что ту честь, какую надлежит воздавать единому Богу, стали воздавать видимым тварям Его, и не только небо и землю, солнце, луну и звезды, огонь, воду и прочие твари обоготворили, но даже самые срамные страсти, и те обоготворили, и им, о безсмыслие, покланялись, как Богу. И какие страсти? Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, убийство и другое многое, сему подобное. Все это делать научил и склонил человека диавол, подчинивший себе чрез то весь род человеческий. Если и бывал в древнее время кто из безчисленного числа людей, не всякую диаволю волю исполнявший, но всякий не тем, так другим грешил. Да и того одного, что всякий происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во ад. И не было никого, кто бы мог избавить из рук его.

Но сжалился над нами Бог Слово, Творец наш, и как Сам Он весть, сошел на землю и соделался человеком, не по образу человеческого зачатия, но от Духа Святого и Марии Приснодевы, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин.1,14). Ибо как в начале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался человеком, совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия. Читаем в Ветхозаветном Писании, что Бог навел сон на Адама и, взяв одно из ребр его, создал из него жену; так сделал Он и здесь, при собственном Своем воплощении. Но внемли, да разумеешь!

2. Ребро Адамово есть жена. Из этого Адамова ребра, то есть жены, Богородицы Марии, Сын и Слово Бога и Бог взял плоть и претворил ее в мужа совершенна с душою и телом, чтоб воистину быть сыном Адама. Сделавшись же человеком, подобным нам по всему, кроме греха, Он стал тотчас вместе с тем сродником по плоти всех людей, как утверждает и божественный Златоуст там, где говорит: "облекшись плотию, Христос облекся в братство нам". Но Христос, будучи Богом вместе и человеком, как по Божеству есть и пребудет свят, так и по человечеству и душою, и плотию, есть и пребудет Cвят, Пресвят и Пренепорочен; прочие же люди, хотя стали братьями и сродниками Его по плоти, но, как перстные, остались такими же и не сделались тотчас (то есть чрез самое дело воплощения Бога) святыми и сынами Божиими. Теперь внемли со тщанием тому, что буду тебе говорить. Соделался человеком Бог и тотчас стал сродником и братом людей. Но поелику Он один был Сыном Божиим и Богочеловеком, то один Он был, есть и будет свят, один праведен, один истинен, один безсмертен, один человеколюбец, один милостив и благоутробен, один Властелин и Господь, один Свет мира и Свет неприступный. Мы же, как смертные и тленные, не имеем (оставаясь в своем естественном порядке) с Ним никакого другого общения, кроме одного сродства по плоти, как сказано выше. Посему посредницею между Богом и людьми поставлена вера в Него (Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, и за одну эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Что все и дарует Он даже доселе всем, которые от всей души веруют во Христа Господа, и не это одно, но и все то, о чем обетовал во Святом Евангелии, что все конечно получим чрез Него, то есть блага оной земли, которую наследят кроткие с великим веселием и радостию сердец их, - дарует все то, чтоб Он (Христос) соединялся с нами, и чрез Него мы оба соделывались едино с Богом и Отцом Его, сочетаваемы бывая в то же время и с Духом Святым.

Все сказанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать во святом Крещении, и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы соделываемся подобными Ему по благодати.

Когда же, предавшись нерадению, презрим святые и животворные Его заповеди и, возвратясь на прежнее, начнем делать то, что заповедует Он нам не делать, тогда тотчас лишаемся всех благ, какие даровал Он нам чрез святое Крещение. И как Адам по преступлении заповеди изгнан был из рая и удален от сладостей его, от сообращения с Ангелами, какое имел там, и от Самого Бога, так и мы, когда грешим, отдаляемся от Церкви святых рабов Его, совлекаемся божественного оного одеяния, Самого, говорю, Христа Господа, в Коего веруем и в Коего облеклись, когда крестились, лишаемся жизни вечной и света оного невечернего и непрестающего, и вечных благ, равно как освящения и сыноположения, и из ставших было небесными и во всем подобными второму человеку, Господу Иисусу Христу, делаемся опять перстными, как был первый оный человек, и не только это, но делаемся повинными смерти, имеющими наследовать тьму кромешную и огонь неугасимый, идеже плач и скрежет зубов. Пусть не терпим мы изгнания из видимого рая и не слышим осуждения в поте лица возделывать землю, но мы сами себя изгоняем из Царства Небесного, отчуждаем от оных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и делаем повинными нескончаемому мучению. И если бы не даровал нам Бог еще такого блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему чрез покаяние, то и спастись никому не было бы возможности.

Посему-то благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство исповеди и покаяния, и каждому дал власть, если хочет, чрез исповедь и покаяние восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ, о коих мы сказали выше, или еще больших, если покажем более теплое покаяние. Ибо, какое показывает человек покаяние, такое же обретает и дерзновение и к Богу присвоение, удостоиваясь ясно сознать сие и беседовать с Богом, как друг с другом, лицом к лицу.

Итак, которые после Крещения не чувствуют удостоверения, что имеют к Богу такое дерзновение и присвоение и причастны тех благ, о коих мы сказали, и не сознают, что облечены во Христа, и не зрят света Божества Его, с светом Духа Святого, пусть тщательно исследуют совесть свою, и конечно найдут, что не соблюли или всех, или некоторых из тех соглашений, в которые вступили с Богом, когда приняли Крещение, или что зарыли в землю талант свой, то есть полученный ими дар освящения и сыноположения, и не умножили его, почему и не удостоиваются созерцать и умно видеть Владыку своего. Бог истинен и не раскаивается в дарованиях, подаемых Им, а Он Сам говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14,21). Слышали, что говорит Владыка Христос? Кто, говорит, Меня возлюбит и заповеди Мои соблюдет, того и Я возлюблю и явлюся ему Сам. Если теперь Христос есть истина, как Сам Он сказал: Аз есмь истина (Ин.14,6), а истине невозможно солгать, как говорит Апостол: невозможно солгати Богу (Евр.6,18), то пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорит, что невозможно Его видеть, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть свет миру (Ин.8,12), то которые Его не видят, конечно слепы суть, а слепы они суть, потому что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не соблюли. Ибо, если б они возлюбили Его и заповеди Его соблюли, то и они всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он всеконечно Сам явил бы Себя им, яко неложный, существенно истинный и само-истина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире и сидящих во тьме. Итак, которые христиане не видят умно Господа, не освещаются явственно и знательно его Божеским светом, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что невозможно Его видеть; но каждый из нас, возлюбленные мои, пусть испытает совесть свою, как я сказал уже, и конечно найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит славы Его, а затем пусть покается и восплачет о себе, что находится в таком бедном состоянии, и потщится покаянием и исповеданием возвратить потерянное, да улучит и вечные блага во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.