Личность в политике ее политический статус. Что такое политический статус личности

В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).

Что касается объекта политики , то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.

Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса — от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации — партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы — нации, классы, страты и т.д.

Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.

Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства — избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации — общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.

Также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.

Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.

К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:

  • абсентеисты (от лат. absens — отсутствующий) — уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;
  • о пассивные участники — соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;
  • активные участники - отдают значительную часть времени
  • участию в акциях, партийной и общественной работе;
  • полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;
  • профессиональные политики — воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.

Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.

Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: , государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.

Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности :

аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.


Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Политический статус личности

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

В процессе труда, реализации социально-экономического аспекта статуса личности возникают предпосылки для включения индивида, группы в социально-политическую подсистему общества. В зависимости от степени удовлетворения своих потребностей люди стремятся приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливая для этого связи, в частности, с различными политическими институтами общества. Эти связи определяют социально-политический аспект статуса личности или ее социально-политический статус. Органы власти и управления (власть) защищают права и интересы граждан или их определенной части, либо ограничивают, подавляют их. В свою очередь, граждане, социальные группы поддерживают власть либо оказывают ей активное или пассивное сопротивление. В этих и других действиях и проявляется социально-политический статус какого-либо субъекта. Можно утверждать, что данный статус и определяется рядом показателей. К важнейшим из них следует отнести следующие показатели: характер включения социальной группы (личности) в управление общественными процессами, вид механизм связи группы (личности) с политическими институтами общества, социально-политическая роль группы (личности) в обществе.

Очевидно, что наряду с социально-политическими связями для процесса деятельности субъектов характерны многообразные социально-экономические и культурные связи, порождаемые как материальными потребностями индивидов, так и их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами.

Культура в ее общем понимании охватывает все общество, все его сферы деятельности. Она и есть сама общественная связь, которая связывает людьми между собой. В каких бы материальных или духовных формах культура ни выступала, ее содержанием оказывается развитие самого человека. Общественное производство в целом является одновременно и производством самого человека. Создавая мир вещей, духовных ценностей человек одновременно формирует, создает самого себя, совершенствует свои силы и способности, расширяет рамки общения, порождает новые потребности и средства их удовлетворения.

Связи, возникающие в процессе развития человека, его нравственного и умственного совершенствования, “возделывания” души, составляют социально-культурный аспект статуса личности (социально-культурный статус). С этой точки зрения должны учитываться показатели, характеризующие уровень образования человека, его духовный облик, степень приобщения к культурному наследию, социализованности, развитости индивидуальных способностей.

Естественно предположить и наличие социально-экономического статуса личности, который обусловлен характером и уровнем развития социально-экономических связей и должен характеризоваться уровнем материальной обеспеченности, экономической свободы, доступа к материальным и духовным благам.

Социально-экономические, социально-политические, социально-культурные связи выступают в социальном плане как родовые (наиболее общие) связи, обуславливающие соответствующий тип социальных отношений. Социальные отношения занимают центральное место в системе общественных отношений, поскольку они выражают обобщенное взаимодействие личности как с материальными (экономическими), так и политическими, культурными, идеологическими и иными субъектами. Очевидно, что социальные отношения, складываясь между людьми, социальными группами, общностями, образуют соответствующую социальную систему. Всякая личность, включаясь в нее, получает здесь определенный социальный статус, который обладает соответствующей структурой. Основными структурными элементами статуса личности могут выступать ее: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж.

Социальное положение личности определяется сложившейся системой отношений, характеризующих место личности, включенную в данную социальную систему. Оно определяется по отношению к личности объективно, т.е. со стороны институтов общества и государства независимо от сознания данного индивида и его оценки и закрепляется через совокупность определенных (особых) социальных прав, обязанностей и ответственности.

Социальная позиция (ориентация) - это субъективная сторона статуса личности. Под ней понимается внутреннее определение, осознание личностью своего социального положения. Статус становится элементом структуры личности.

Социальный престиж также принадлежит субъективной стороне статуса. Это тоже оценка положения личности, но уже в общественном мнении. Данная оценка дается самой личностью на основании определенной системы ценностей, складывающейся в обществе. Оценка престижности имеет сравнительный характер и наделяет явления особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действующих регуляторов поведения. На формирование престижных оценок влияют как формализованные, так и неформальные позитивные санкции. К таким санкциям относятся: публичные одобрения вышестоящего органа управления, награды, премии, звания, высокая зарплата, а также выражение уважения в коллективе и обществе, признание авторитета в определенных вопросах, похвала знакомых. В основе такой оценки лежит социальная значимость деятельности, осуществленный или же планируемый вклад личности в решение общественных проблем.

В статусном сознании проявляются установки в отношении социальной мобильности, при этом взаимодействие объективной и субъективной составляющих статуса носит достаточно сложный характер. Оценка статуса зависит от многих факторов - от реально существующего положения личности, социальных групп, представителем которых она является, от уровня и состояния индивидуального и общественного сознания, господствующих в обществе идеалов и других. Необходимо понимать, что оценочные признаки статуса личности могут опираться на ложную основу. Так, причинами неадекватной оценки положения личности или группы со стороны общественного мнения могут быть: инертность сознания, отсутствие информации или ее искажение, наличие стереотипов, устаревшие критерии и деформация социальных ценностей, заложенных в основу шкалы престижа.

Содержание престижа личности менялось с изменением общества и государства. Так во времена правления Петра Первого престиж личности определялся личными качествами: физическими возможностями, опытом, житейской мудростью, заслугами перед группой и государством, активно использовались имущественные показатели и включенность в дела управления государством. К концу XXVIII века возник престиж должности, уже не связанный с личными качествами индивидов, ее занимающих. Сложилось общество, расслоение которого рельефно прослеживается по степени престижа тех или иных социальных групп или сословий. Представители низших сословий не имели право занимать высоко престижные места, связанные с правосудием, религией. Таким образом, здесь личные качества индивидов оттесняются на второй план, а статус задан от рождения и заранее предписан человеку.

Экономическое развитие может вуалировать действительный характер отношений между людьми, между социальными группами: политический аспект зачастую может искажать их экономическую, а значит, и социальную сущность. Так возникновение классового общества привело к существенному изменению социальных и политических отношений между рабочим, крестьянином и предпринимателем (капиталистом), формальной независимости социального статуса от политических и экономических институтов общества.

Таким образом, любой человек личность, включенный в социальную систему, получает в ней определенный социальный статус, как совокупность социальных отношений, опосредованных определенным набором его социально-политических, социально-экономических и социально-культурных связей. Основными элементами социального статуса личности выступают: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж, оценочные признаки которых изменяются вместе с развитием общества и государства.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.

Одним из основных политических статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление совместной деятельности.

При этом политический лидер может обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец», «рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п.

Изменение политических ролей личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе статусной инверсии (от лат. inversio - перестановка) - резкого, качественного изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо с понижением политического статуса.

Роль человека в политических отношениях крайне специфична. Собственно, человек – это одновременно и субъект и объект политики. Политические отношения возникают именно в человеческом обществе. Они призваны поддерживать целостность общества, как сложной социальной системы, обеспечивать порядок и организованность.

Человек как индивид – относительно самостоятельное и свободное существо. Его интересы, так или и иначе, противостоят обществу и государству. В этом смысле отношения власти и индивида выражают отношения власти и человека.
Организуя совместную жизнь людей, государство принуждает их к поддержанию определённых политических порядков и форм поведения. Следовательно, государство неизбежно ограничивает права и свободы человека. Со своей стороны, человек имеет определённые притязания к государству, связанные с его возможностью к реализации собственных интересов. С этой точки зрения именно человек может влиять на государственную политику.
Место человека в политической жизни определяется, прежде всего, тем, что он гражданин своей страны. Обычно каждый человек является гражданином какого-либо государства. Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством и не зависит от национальной принадлежности этого лица. Гражданство приобретается человеком в момент рождения, но в последствии может изменяться. Порой человек становится гражданином другого государства, может быть лишён гражданства.

Заключение

На основании вышеизложенного, подведем итоги:

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей,

возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью

самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Список использованной литературы:

Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Полис. - 2002. - N 1-2

Лассуэл Г., Лейтис Н. Язык, обучения политики в разных интерпритациях.// Правовед.- 2004. - N 2.

Мясников О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. 2003. №5-6.

Пищулин И., Сокол И. Политическое лидерство, теоретические и методологические основы исследования. - М., 2002.

Политология /Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2008.

Политология: курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 2003.

Шестопал В.Е. Личность и политика. - М., 2008.

    рефераты

  • 106 КБ
  • добавлен 25.02.2011

Тема : Политический статус личности.

Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

институтов и механизмов демократической власти в России.

: урок усвоения новых знаний

Урок с разнообразными видами занятий.

групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двухчасовое занятие для 11 класса

Тема : Политический статус личности.

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих :

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

2. Операционные компетенции (развивающие):

Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) продолжить выработку активной гражданской позиции;

б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Тип урока по образовательной цели : урок усвоения новых знаний

Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

План урока:

  1. Политические роли.

Формы и виды политического участия.

Политический статус личности.

  1. Роль избирателя.

Ход урока:

I. Орг.момент:

Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.

Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.

ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/

  • Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
  • Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.

КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/

  • Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
  • Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/

  • Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.

Итак, начнем , тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:

ТЕМА: Политический статус личности

Учитель : Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

  1. Проблемная беседа.

Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе .

Перечислите политические права и свободы гражданина?

Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5

  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
  • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
  • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?

Предполагаемые ответы учеников:

Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

СЛАЙД 6

Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие

«политическое участие».

Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.

СЛАЙД 7

Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:

  1. Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
  2. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
  3. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования

У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.

  1. Практикум – заполнение таблицы (задание 1).

Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.

СЛАЙД 8

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие/

представительное

По количеству участвующих

Периодичность участия

Участие в выборах

Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.

Ответы учеников: 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы

Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия

/Автономные и мобилизационные виды/

  1. Практическая работа – задачи, работа с текстом.

Цель практической работы : формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.

Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.

Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)

ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10

1 группа

Задание

(В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)

2 группа СЛАЙД 11

  1. Участник фестиваля искусств.
  2. Участник мирной демонстрации

Ответы: 1,3,5,

3 группа СЛАЙД 12

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)

4 группа: СЛАЙД 13

≪ ≫ .

Задание:

5 группа: СЛАЙД 14

Задание:

СЛАЙД 15

6 группа:

Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма -уклонения от участия в политике.

Ответы учеников

  1. Определение термина.

Цель задания : активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.

Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….

Предполагаемый ответ:

Запись в тетрадь : СЛАЙД 16

Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

СЛАЙД 17

  1. Учебная дискуссия

Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.

Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:

  1. Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
  2. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Аргументы детей

Завершение:

Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?

Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.

Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.

  1. Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18

Цель: активизация гражданской позиции

А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?

Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.

Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.

Домашнее задание:

  1. составить схему «Политическая культура».
  2. * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.

Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий.

18,5%

Давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью

4,8%

Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами.

44,5%

Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать.

15,8%

Затрудняются определить свою позицию.

4,6%

На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:

  1. Изменилось ли отношение к политике в наше время?
  2. Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
  3. Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
  4. Аргументируйте свою точку зрения.

Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой

7.Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Благодарю за работу.

Предварительный просмотр:

ГРУППА 1

Рабочий лист учащегося

Задание № 1

Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.

б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.

в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.

Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

ГРУППА 2

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:

  1. Депутат Государственной Думы.
  2. Владелец частного Дома моделей.
  3. Руководитель политической партии.
  4. Участник фестиваля искусств.
  5. Участник мирной демонстрации

ГРУППА 3

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

ГРУППА 4

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа

(Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное -в режимах демократических. ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована ≫ .

Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

ГРУППА 5

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:

1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств

(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.

Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?

ГРУППА 6

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).

В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и

потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ДЕПУТАТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ЧЛЕН ПАРТИИ УЧАСТНИК МИТИНГА Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения

Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров

КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации

3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание: Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

Абсентеизм – уклонение от участия в политике

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг.).


Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть. Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества. В политологии выделяют следующие основные типы личности:
  • аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
  • пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
  • гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
  • гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
  • общественно-политический деятель;
  • профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
  • политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

  • наличие системы политических ценностей;
  • относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Категория «статус» (от лат. - положение, состояние) в ее применении к субъектам деятельности обозначает их место в системе общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Это - экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.

Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как компонент в системе социальных отношений, социальной структуре общества.

Прежде всего следует подчеркнуть, что обладание социальным статусом - неотъемлемое свойство каждой личности. Любой из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь - не случайно. Статус имеет иерархический характер.

Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения очень разнообразны. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности,


складывающегося как совокупность соответствующих «подстатусов»:
социально-экономического, социально-культурного, социально-

политического.

Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Его субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди.

Отношения в сфере культуры в ее общем понимании охватывает все общество, все его среды и системы. Однако при рассмотрении проблемы статуса личности применяется узкий подход к явлению, берется важнейшая часть культуры - сфера воспитательной и просветительной деятельности. Ее субъектами являются образовательные организации, средства массовой информации, воспитательные, культурно-просветительные, спортивные учреждения и т д. Будучи включенным в подобные организации, человек наследует, сохраняет, распространяет, осваивает общезначимые результаты, достигнутые обществом на данном этапе его развития. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию.



В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности.

Определение социально-политического статуса личности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь всех подстатусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса являются непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов.

Структурными компонентами социально-политического статуса


личности являются:

1. Социально-политическое положение определяется сложившейся
системой политических отношений, в которую включены субъект политики
и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения
имеют объективный характер и складываются на продолжительный период
времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-
политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд
объективных показателей: характер включения человека в управление
общественными процессами, механизм связи с политическими институтами
общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и
обязанности которые он имеет, степень политического влияния, уровень
авторитета.

2. Социально-политическая позиция как объективная сторона статуса
личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение,
осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-
политическому положению и результатам своей политической деятельности.
Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в
поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах
политики. Социально-политическая позиция - это выбор индивидом
предпочитаемого социально-политического положения и путей его дос­
тижения.

3. СЩ^тш^ш^ШЩ1ЙВ&Ш^1ф^Я^^!то мотивация политической
деятельности
определяют направленность и заинтересованность в
выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом
профессионализм, или профессиональная компетентность политика
определяют его успешность в выполнении политических функций.
Социально-политический статус становится одновременно и элементом
психологической структуры личности политика, и его социальной моделью,
признаваемой обществом. В частности, каждый представитель какого-либо
демократического государства, открытого общества, имея общий образ
жизни и реализованность политических прав и свобод, подчиняясь
демократическим принципам и традициям поведения, ориентациям и
установкам, соответственно оценивает свою жизнь и деятельность, жизнь и
деятельность людей, находящихся в условиях тоталитарных, закрытых
обществ. Все это оказывает огромное политически-регулирующее воз­
действие на жизнь конкретного субъекта политики.

Зачастую одно и то же социально-политическое положение в обществе по-разному воспринимается, переживается, оценивается разными людьми. Этим объясняется различием в позициях, порой существующее у людей, обладающих одинаковыми социально-политическими показателями. Здесь сказывается в частности, духовность личности, ее мировоззренческие


установки, многообразные влияния со стороны иных социальных групп и политических организаций, социально-психологические особенности личности и т. д.

Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон:

а) ретроспективную, складывающуюся по поводу политического
прошлого человека,

б) ситуативную, обусловленную существующим положением;

в) перспективную, связанную с планами развития социально-
политических показателей статуса личности.

4. Социально-политический престиж - это оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения.

Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, - на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сло­жившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Сюда относятся официальная позиция государства и проводимая им на деле политика, целенаправленная деятельность различных политических и социальных сил, награды, премии, звания, а также уважение в обществе, признание авторитета и др. Санкции, воздействующие на динамику социально-политических престижных оценок, могут иметь и негативную направленность, снижающую их уровень.

Итак, каждая личность занимает определенное место в политической системе общества, приобретая тем самым социально-политический статус. Это ее соотносительное положение в политической системе общества, характеризующееся соответствующей ролью, правами и обязанностями, осознаваемое индивидом в качестве его социально-политической позиции и получающее престижную оценку в общественном мнении.