Как произносить азан. Азан — призыв к молитве в исламе

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

Азан

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард "айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

صَدَقْتَ وَبَرَرْتَ

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

г. во время еды;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.

Словарное значение слова азан "оповещать, объявлять, призывать", а как выражение азан - это объявление правоверным наступление времени обязательного для всех мусульман намаза. Однокоренное с ним слово муэдзин означает - "читающий азан ", ми"зана "место для чтения азана" (минара).

В Священном Коране слово азан в одном месте выражено в смысле "возглашение, извещение" (ат-Тауба, 9/3), а как выражение в виде "зов, призыв" проходит в двух айатах (аль-Маида, 5/58; аль-Джума, 62/9). Слово азан в различном виде проходит в семи айатах Корана (аль-Бакара, 2/279; аль-Араф, 7/167; аль-Хадж, 22/27), а слово муэдзин в значении " глашатай, призывающий" проходит в двух айатах (аль-Араф, 7/44; аль-Йусуф, 12/70). В хадисах слово азан часто проходит как выражение различного вида (существительное, глагол).

Несмотря на то, что намаз стал фардом для мусульман, способ извещения времени намаза не был известен вплоть до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. В мединский период мусульмане время от времени собирались вместе и следили за временами наступления намаза. Некоторое время по улицам ходили глашатаи с призывом " ас-салах ас-салах" (на намаз, на намаз), но и этого был не выход из положения. Очевидной была необходимость в каком-либо средстве извещения о времени наступления намаза. Поступали разные предложения - стучать о било или брус (в древности хрстиане вместо колокольного звона использовали доску, в которую стучали колотушкой, палкой), трубить в трубу, разжигать огонь, поднимать знамя. Но Пророк Мухаммад не был согласен ни с одним из предложений, т.к. било символизировало христиан, трубный звон евреев, огонь язычников. В это время одному из асхабов по имени Абдуллах б. Зайд б. Са"леба приснился азан. На следующее утро Абдуллах пришел к Пророку и рассказал о своем сне. Вслед за этим, Пророк Мухаммад велел досточмимому Билялу читать предложения азана в азане по два раза, а в икамате по одному разу. Между тем, досточтимый Умар тоже пришел к Пророку Мухаммаду и рассказал что ему тоже приснился тот же сон, но Абдуллах б. Зайд опередил его и первый рассказал о своем сне (Бухари, Азан).

Биляль взобрался на высокую крышу дома одной из женщин из племени Сыны Наджджара и впервые прочитал утренний азан (Абу Давуд). Таким образом, азан был общепризнан на 1-ом году хиджры (622 год), а по одному из преданий на 2-ом году хиджры (623 год). Впоследствии в задней части аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана.

Азан, наряду с тем, что не был принят путем сунны, в Коране подтвержден словами: " Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это - потому, что они являются неразумными людьми" (аль-Маида, 5/58); " О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к пониманию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы ва только знали" (аль-Джума, 62/9).

Азана состоит из следующих слов:

"Aллаху Aкбар"
(Aллах Велик) - 4 раза
"Aш-хаду алла илаха иллалах"
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха) - 2 раза
"Aш-хаду анна Мухаммад Расул Аллах"
(Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-с-Салах"
(Спешите на молитву, спешите на молитву) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-л-фалах"
(Спешите к спасениею, спешите к спасению) - 2 раза
"Aллаху Акбар"
(Аллах Велик) - 2 раза
"Ла илаха илла-лах"
(Нет бога кроме Аллаха)

Во время утреннего азана после двух раз " "Хайа ‘aлa-л-фалах" два раза повторяют слова " (намаз благостнее сна) и называется это " тасвиб" .

По смыслу и содержанию азан является призывом и к намазу и к исламу. Вернее, с одной стороны посредством азана мусульман призывают к молитве и с другой стороны еще раз подтверждает незыблемую истину трех принципов Ислама - единство Аллаха, Мухаммад - посланник Его, настоящее спасение в счастливом ахирате. Если принимать во внимание, что времена намаза устанавливаются в результате положения земного шара по отношению к солнцу и повороту вокруг своей оси, то станет понятным беспрерывное чтение азана во всех уголках земного шара, вознесение этого божественного послания в любое время суток. Во многих хадисах, переданных от имени Пророка Мухаммада, подчеркивается важное значение смысла и чтение азана (Бухари).

Азан читается для фард намазов. Если слышен намаз, читающийся в мечети, то для намазов, который совершается дома, отдельного азана не требуется. Те кто находится в далеком от чтения азана месте или вдалеке от населенных пунктов могут читать азан. Азан не читается для джума намаз (пятничный намаз), витр намаз, праздничный намаз (аль-фитр, аль-адха), таравих, намаз молитвы для дождя и всех других намазов, не являющихся фардом. Во времена Пророка Мухаммада не читали азана для намазов, которые не являются фардом, намаза в случае солнечного затмения и подобных. Мусульман призывали словами " ас-салату аль-джамиа" (идемте на намаз с обществом) (Бухари). Чтение тихим голосом новорожденным в правое ушко азан, а в левое икамат является мандуб (если осуществить считается саваб, если не осуществить то не считается грехом) (Абу Давуд).

Муэдзин должен иметь сильный и звонкий голос, читать азан медленно с высокого места, чтоб люди имели возможность повтора за ним, для того чтоб голос выходил более звонко приставить кончик указательного пальца к уху или приложить ладони к ушам, стоять лицом к кибле, при "Хайа ‘aлa-с-Салах" повернуть лицо вправо, при "Хайа ‘aлa-л-фалах" влево, соблюдать принципы и нормы ислама и совершить перед чтением азана омовение - все это является мустахаб (мустахаб - это действия, часто выполняемые Пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (саваб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу).

Услышав азан каждый правоверный должен повторять за муэдзином слова азана. Только при словах "Хайа ‘aлa-с-Салах" и "Хайа ‘aлa-л-фалах" вместо этих слов произносить " Ла хавла ва ла куввата илла биллах " (все изменения, вся сила и действия возможны только с воли Аллаха). Услышав добавленное к утреннем азану предложение "" ас-Салату хайрум мин ан-навм" нужно говорить " Садакта ва берирта" (правильно и истину сказал).

После азана читается ниже следующая дуа, которую читал и сам Пророк Мухаммад и которая будет способствовать покровительству Пророка Ислама:

"Aллахумма рабба хазихи"д да"вати"т тамме ва"с салати"л каима ати Мухаммадан

ал-василата ве"л фазилата ва"б"асху макаман махмудени"ллези ваадтах"

" О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!". (Бухари, "Азан", 81)

6411

Определение Азана и Икамат

Икамат

Объявление о начале молитвы посредством определенного зикра

Азан

Оповещение о наступлении времени молитвы посредством определенного зикра (поминания)

Шариатское постановление относительно азана и икамата

1. В отношении группы людей (джама’ата):

азан и икамат являются утвержденной сунной, узаконенной только для пяти молитв, как в путешествии, так и вне него.

Ведь азан и икамат относятся к внешним обрядам ислама, и их окончательное оставление не является дозволенным.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если наступит (время) молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом” . [Хадис согласован]

2. В отношении одного лица:

азан и икамат являются сунной. Передается от ’Укъба бин ’Амира, что он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Ваш Господь удивляется пастуху овец на вершине горы, который дает азан и совершает молитву. И говорит Аллах Всемогущий и Великий: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай” . [Приводится у ан-Насаи]

Мудрость, заложенная в азане

1. Оповещение о времени и месте молитвы.

2. Побуждение к коллективной молитве.

3. Пробуждение беспечных, напоминание забывшим о совершении молитвы, являющейся одной из самых великих милостей.

Когда был узаконен азан? И что послужило причиной этого?

Азан был узаконен в первом году хиджры. И причиной тому послужила нужда в установлении какого-либо знака, по которому люди могли бы узнавать о наступлении времени молитвы.

И мусульмане, посоветовавшись, не пришли к какому-либо определенному решению. Когда же наступила ночь, АбдуЛлах ибн Зейд увидел во сне человека, несущего колокол.

Тогда АбдуЛлах сказал ему: “Продаешь ли этот колокол?” Тот человек в свою очередь спросил: “А что ты будешь с ним делать?” Сказал АбдуЛлах: “Мы будем призывать на молитву посредством него”.

Тогда тот мужчина сказал: “Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем это?” Сказал АбдуЛлах: “Укажи”. И тогда тот человек обучил его азану, а затем икамату [Приводится у ад-Дарими] .

Сказал АбдуЛлах: “Утром я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о своем сне. И тогда он сказал: “Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя”. [Приводится у Абу Дауд]

Достоинства азана

1- В Судный день за муаззина будет свидетельствовать все, чего достигал его голос.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Каждый, кто из джиннов, людей и всего сущего услышит предел голоса муаззина, тот будет свидетельствовать за него (муаззина) в день Воскрешения” . [Приводится у аль-Бухари]

2- Если бы люди знали, какое благо на самом деле заключается в азане, то они бы состязались за право давать азан.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы люди знали, что заключено в призыве (на молитву) и первом ряду, а затем бы не нашли ничего, кроме как бросить жребий за это, то они бы его бросили” . [Приводится у аль-Бухари]

Условия действительности азана

1. Призывающий на молитву должен быть мусульманином мужского пола, находящимся в разуме.

2. Соблюдение очередности слов азана.

3. Беспрерывность азана, то есть между словами азана не должно быть большого перерыва.

4. Азан должен совершаться при наступлении времени молитвы.

Желательные действия в отношении того, кто дает азан

1. Быть обращенным в сторону Киблы.

2. Соблюдение ритуальной чистоты, как от большого осквернения, так и от малого.

3. Поворачивание головы направо и налево при произнесении слов “Спешите на молитву, спешите к успеху”.

4. Положить в уши указательные пальцы обеих рук.

5. Желательно, чтоб муаззин обладал красивым и сильным голосом.

6. Четкость в произношении звуков и растягивание азана с соблюдением соответствующих правил.

Следует положить два указательных пальца в уши

Форма азана и икамата

1. Форма азана: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах” . [Приводится у Муслим]

2. Форма икамата: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Къади къамати-съ-съаляту, къади къамати-съ-съалят (у). Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах” .

Желательные действия в отношении того, кто слышит азан

1. Повторение вслед за муаззином, за исключением слов: “Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях!” .

В этом случае следует сказать: “Ля хауля уа ля къууата илля биЛлах” (“Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха”.). [Приводится у аль-Бухари]

2. Слова после завершения азана: “Ашхаду ан ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху, уа анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, радыйту би-Ллахи раббан, уа би-Мухаммадин расулян, уа билль-ислями динан”

(Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как Господом, Мухаммадом, как посланником, исламом, как религией”). [Приводится у Муслим]

3. Попросить благословения для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сказать: “Аллахумма раба хазихи д-дау’ати т-таммати, уасъ-съалятиль-къаимати, ати Мухаммадан аль-уасиляиа уаль-фадылята, уа б’асьху макъаман махьмудан аллязьи уа’адтаху”

(О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, даруй Мухаммаду аль-Уасиля и высокое положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему”). [Приводится у аль-Бухари]

4. Совершение ду’а, так как мольба между азаном и икаматом не бывает отверженной.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мольба между азаном и икаматом не отвергается” . [Приводится у Ахмад]

Некоторые постановления, связанные с азаном и икаматом

1. В случае объединения двух молитв, например, как обеденной (зухр) и послеобеденной (аль-›аср), следует ограничиться одним азаном, а затем произнести икамат отдельно для каждой из молитв.

2. Если икамат был произнесен, а затем возникла задержка с началом молитвы, то нет нужды в повторении икамата.

3. Муаззину следует сторониться ошибок в произношении. Некоторые примеры таких ошибок:

а) произношение с вопросительной интонацией, что осуществляется в арабском языке путем добавления буквы “хамза” в начале слова. Например, так: “ААллаху ААкбар?”

б) протяжение звука “а” после буквы “б” в слове “акбар”. Например, так: “Аллаху Акбаар”.

в) Добавление буквы “уау”, имеющие значение союза “и” в русском языке. Например, так: “Аллаху уа Акбар”.

4. Если был дан икамат для начала обязательной коллективной молитвы, то начинать дополнительную молитву запрещается.

Если же человек начал совершение дополнительной молитвы, а затем был дан икамат, то ему следует довести ее до конца с условием, что до ее завершения остается немного.

В противном же случае, ему следует прервать ее без таслима (однако, если это будет с таслимом, то в этом нет ничего предосудительного) и присоединиться к имаму в совершении обязательной молитвы.

5. Азан несовершеннолетнего, но при этом различающего мальчика (мумайиз) является действительным.

6. Азан является узаконенным также и в том случае, если человек проспит время молитвы или забудет совершить ее вовремя.

И доказательством тому является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (когда он вместе со сподвижниками проспали утреннюю молитву и проснулись при восходе солнца) “повелел Билялю, и тот дал азан. Затем они совершили омовение и выполнили желательные два рака’ата, совершаемые перед утренней молитвой. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Билялю, и тот произнес слова икамата. И тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, провел утреннюю молитву” . [Приводится у Абу Дауд]

7. Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.

Передается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Повелел нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что если кто-либо из вас находился в мечети, а затем призвали к молитве, то пусть не выходит, пока не совершит молитву” . [Приводится у Ахмад]

Чего не следует делать

1. Чрезмерность в распевании азана, которая приводит к изменению букв, харакатов, добавлению и убавлению звуков.

2. Произношение слов благословения и приветствия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, громким голосом после азана.

3. Слова “Акъамаха Ллаху уа адамаха” после того, как человек, говорящий икамат скажет: “Къад къамати съ-съаляту”.

Тому, кто повторяет за этим человеком, следует сказать также “Къад къамати съ-съаляту”.

Азан утренней молитвы:

В слова азана утренней молитвы следует добавить: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” дважды.

Подтверждением этого являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если же будет утренняя молитва, то говори: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум”, “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” [Приводится у Абу Дауд] .

Одна из древнейших религий - ислам. Знакома она практически каждому человеку: кто-то исповедует её, а кто-то просто о ней слышал. Османская империя сражалась до последней капли крови не только для того, чтобы увеличить территорию владений, но и распространить свою веру. В исламской религии слово «азан» - это призыв к молитве. Попробуем разобраться, почему мусульмане с самого детства знают о значении этого слова, и как же правильно читается азан.

Пророк Мухаммед

Несмотря на то что в исламской религии был не один пророк, именно Мухаммед считается основателем и последним истолкователем воли Аллаха. Согласно легенде, однажды он собрал соратников на совет, для того чтобы решить, как должен звучать призыв к молитве. Каждый предлагал свой вариант, который был похож на обычаи других религий: звон в колокола (христианство), жертвоприношения, сжигания (иудаизм) и прочие. В эту же ночь один сахаба (сподвижник пророка Мухаммеда) - Абу Мухаммад Абдуллах - увидел во сне ангела, научившего его правильно читать азан. Это казалось невероятным, однако и другие соратники пророка также увидели точно такой же сон. Именно таким образом было решено исполнять призыв к молитве.

В чем суть ислама

В переводе с арабского слово ислам означает покорность. Именно на этом и основывается вся религия. Существует пять обязательных предписаний, которые должны покорно выполняться верующим мусульманином.

  • В первую очередь, это шахады, которые звучат примерно так: я свидетельствую, что для меня нет другого Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед его пророк.
  • Каждый день 5 раз обязательно проводят на арабском языке с выполнением определенных предписаний).
  • В течение обязательно соблюдается пост, и верующий не употребляет пищу от восхода до заката.
  • Хотя бы раз в жизни необходимо посетить Каабу в городе Мекка.
  • А также последним обязательным предписанием является пожертвование нуждающимся и в общину.

Интересно то, что в исламских странах религия и государство очень тесно связаны между собой. Например, перед каждым совещанием совета принято восхвалять Аллаха. Неверующему мусульманину (кафиру), как правило, очень сложно жить среди верующих, поскольку его могут посчитать врагом. Если во время азана человек не повторяет слова, то на него обязательно обращают внимание и смотрят с презрением. В Коране сказано, что люди, не верующие в Аллаха, - это враги, и их нельзя любить, даже если они являются родственниками. Мусульмане истинно верят в то, что однажды придет судный день, и каждому воздастся по заслугам.

Первый муэдзин

Муэдзин - это служитель, зовущий людей на молитву с минарета (башня, находящаяся рядом с мечетью). После того как порядок выполнения азана был утвержден, пророк Мухаммед приказал одному мусульманину с очень красивым голосом выучить эти правила наизусть. Этого человека звали Билал ибн Рабах, он и стал первым муэдзином в исламской религии. Кроме того, существуют сведения о том, что Билал от себя добавил в утренний азан слова «молитва лучше сна», а пророк Мухаммед одобрил это. Читать призыв к молитве могут только мужчины. Кроме того, в исламских странах проходят конкурсы на лучшее чтение азана. Это настолько красиво и завораживающе, что даже иноверцы наслаждаются его прослушиванием.

Основы чтения азана

Уникальным является тот факт, что в исламской вере даже призыв к молитве читается по определенным правилам и обрядам, которые никогда не меняются. Азан в Израиле читают пять раз в день, в одно и то же время. Также муэдзин должен стоять лицом в сторону кубической постройки (святыни) Каабы, находящейся в городе Мекке. Это очень важная святыня, с которой связаны множественные обряды, молитвы и, конечно же, азан. Текст, который читается лицом к Каабе, считается священным.

Также, к примеру, мусульманина, который умер, хоронят на правом боку, лицом к святыне, спать рекомендуется также именно в таком положении. Чтение молитв тоже связано с этим направлением, каждый верующий приблизительно точно знает, где она расположена. Кроме того, читающий азан поднимает кисти рук примерно к уровню головы, а его большие пальцы обеих рук при этом касаются мочек ушей.

Текст азана

Призыв на молитву у мусульманского народа состоит из семи формул, которые должны звучать в обязательном порядке. Никто и некогда не меняет азан. Текст звучит примерно так:

  1. Четыре раза прославляется Бог: "Аллах превыше всего".
  2. Два раза произносится шахада: "Я свидетельствую, что нет божества сопоставимого с Одним-Единственным Богом".
  3. Два раза произносится шахада о пророке Мухаммеде: "Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога".
  4. Два раза звучит сам призыв: "Спешите на намаз".
  5. Два раза: "Ищите спасения".
  6. Два раза (если это слова, которые добавил Билал: "Молитва лучше сна".
  7. Два раза снова прославляется Бог: "Аллах превыше всего".
  8. И один раз снова свидетельство о вере: "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!"

Как правильно читать и слушать призыв к молитве

Как уже было сказано ранее, призыв к молитве должен читать мужчина с очень красивым и звучным голосом, держась пальцами рук за мочки ушей. Чтение азана напоминает пение песни, слова произносятся очень четко и нараспев, однако по законам ислама призыв не должен быть похож на музыку. Также при произнесении определенных фраз муэдзин поворачивает голову то направо, то налево. Слушающий же азан, успокаивающий душу, в свою очередь, должен повторять практически все услышанные слова. Исключением служит фраза "Нет Божества, кроме Аллаха", которая заменяется выражением: "Сила и могущество только у Аллаха". А также перед утренним намазом, услышав слова: "Молитва лучше сна", - нужно ответить: "Ты сказал то, что истинно и справедливо".

Азан дома

Многие из тех, кто становится исповедующим ислам, в сознательном возрасте интересуются вопросом: а нужно ли читать дома азан? Это ведь призыв на молитву, а есть ли смысл звать самого себя на молитву? Конечно, для верующих христиан, возможно, вопрос покажется весьма странным, но не более чем ответ на него. Даже если молитва проходит в доме или гостинице, читать азан необходимо. Это практически составляющая молитвы, без которой не обойтись. В турецких гостиницах в каждом номере даже указано направление Каабы, куда нужно поворачиваться при чтении азана.

Что такое азан для мусульманина на самом деле

Казалось бы, простой призыв к молитве, как звон колоколов в православной вере, не должен вызывать особого вопроса. Но верующие мусульмане имеют на этот счет свое мнение. В Коране четко сказано, что азан - это путь к прощению Аллаха и истинной вере. Сила призывы к молитве настолько велика, что без неё намаз теряет свой смысл. Кроме того, в исламской вере есть такое понятие, как сунна - это желанная обязанность каждого мусульманина.

А в священном писании сказано, что азан - это сунна, открывающая дорогу в Рай. Призыв на молитву звучит 5 раз в день в каждой мечети, и верующие с радостью идут на него. Они верят, что азан, успокаивающий душу и дающий им умиротворение, обязательно поможет в их насущных делах и спасет от ада.

Азан для детей

Ребенок, родившийся в семье мусульман, также с первых дней является частью этой большой и прочной религии. Азан для детей - это таинство, похожее на крещение в православии. Считается, что первые слова, которые должен услышать новорожденный, - это призыв к молитве. Конечно, для этого необходимо вызывать духовного главу. Но, несмотря на то что азан в Израиле - это частое явление, выполнить данный обряд сразу же после рождения малыша достаточно трудно. Чаще всего призыв на молитву для новорожденного читает ему в ушко отец. Затем, после того, как мама с ребенком выписывается из роддома, на дом приглашается духовный глава для проведения обряда.

Эта традиция, конечно же, имеет свой смысл. В первую очередь, ребенка с самого рождения знакомят с Аллахом и учат его восхвалять. Кроме того, считается, что святые слова защитят ребенка от происков шайтана (дьявола).

Поскольку каждый мусульманин знает, как читать азан, прочитать его на ухо сыну или дочери не составляет особого труда. Возможно, исламская вера настолько сильна именно потому, что с самого рождения ребенку прививается любовь и почитание Аллаха. Считается, что родители обязаны воспитать ребенка согласно законам Корана, и большая ответственность всегда лежит на главе семьи - мужчине. В его обязанности входит обеспечение семьи и её моральные принципы.

Для истинного мусульманина считаются позором невоспитанные дети или гулящая жена. Во время азана глава семьи обязательно должен выйти на улицу, повторить слова за муэдзином и отправиться на намаз. Женщина и ребенок могут остаться дома и молиться там. Однако, вопреки расхожему мнению, мусульманкам и маленьким детям не запрещается заходить в мечеть. Чаще всего именно на утренний азан и намаз приходят целой семьей. А потом проводят весь день в поднятом духовном настроении.

Подводя итог, можно сказать, что азан - это часть ежедневных обрядов у исламских народов. В призыве на молитву восхваляется Аллах и пророк Мухаммед, а также свидетельствуется, что Бог только один. Азан звучит пять раз в день, перед каждой обязательной молитвой, а каждый верующий повторяет слова призыва на молитву.

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.