Что есть святой дух в православии. Религия: что такое дух святой? Молитва о помощи Святому Духу


Несмотря на то, что распятие Иисуса Христа причинило боль Его последователям, вселило ужас в их души, Его воскресение озарило новым светом их жизнь. Когда Христос сокрушил оковы смерти, в их сердцах взошла заря Божьего Царства.

Всего лишь несколько недель тому назад учеников разделяли недостойные разногласия, но теперь они признали друг перед другом свою вину, распахнув свои сердца перед Спасителем и вознесшимся Царем.

Только теперь они осознали нелепость своих честолюбивых побуждений и сплотились теснее, день за днем проводя время в совместной молитве. И вот в один из незабываемых дней, когда они славили Бога, вдруг раздался «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2:2, 3). Подобно пылающему огню, Святой Дух сошел на последователей Христа.

Исполненные Духом ученики не смогли удержать в себе то необыкновенное чувство радости и любви к Иисусу Христу. Они с энтузиазмом начали провозглашать благую весть спасения. Встревоженные неожиданным шумом, местные жители вместе с паломниками из других стран поспешили к дому. Изумленные и смущенные, они слышали на своем собственном языке свидетельство о великих делах Бога из уст простых галилеян.»

«Непонятно, - говорили одни, - что все это значит?» Другие же насмехались: «Да они пьяны». Апостол Петр, находясь среди шумной толпы, возвысил голос: «Они не пьяны, потому что теперь только третий час дня. Ныне вы свидетели тому, как воскресший Христос, Которого возвысил Бог рукою Своею, дает нам Святого Духа» (Деян.2).

Является ли Дух Святой Личностью?


Библия открывает нам, что Святой Дух - это Личность, а не безликая сила. Такие выражения, как «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), подсказывают, что первые христиане воспринимали Его как Личность. Христос также говорит о Нем как о Личности. «Он прославит Меня, - сказал Христос, - потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14). Писание говорит о Триедином Боге, представляя как Личность Духа Святого (см. Мф. 28:19; 1 Кор. 13:13).
Дух Святой обладает личностными качествами. Он испытывает пренебрежение со стороны людей (см. Быт. 6:3). Он учит (Лк. 12:12), убеждает (см. Ин. 16:8), руководит делами Церкви (см. Деян. 13:2), помогает и ходатайствует (см. Рим. 8:26), вдохновляет (см. 2 Петр. 1:21) и освящает (см. 1 Петр. 1:2). Эти действия могут быть присущи только Личности, а не безликой силе и влиянию, исходящему от Бога.

Святой Дух есть истинный Бог


В библейском повествовании о Святом Духе говорится как о Боге. Петр, обратившись к Анании, сказал ему: "...Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:3,4). Иисус Христос назвал хулу на Духа непростительным грехом. В Евангелии от Матфея читаем: "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:31, 32). Эти слова Спасителя подчеркивают библейскую истину о том, что Святой Дух является Богом.

Согласно Писанию, Дух Святой наделен Божественными свойствами. Он есть сама жизнь. Апостол Павел называет Его "Духом жизни" (Рим. 8:2). Он есть истина. Иисус Христос назвал Его "Духом истины" (Ин. 16:13). Выражения "любовь Духа" (Рим. 15:30) и "Святой Дух Божий" (Еф. 4:30) показывают, что любовь и святость являются частью Его естества.

Святой Дух всемогущ. Он распределяет духовные дары "каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11). Дух Святой вездесущ. Он "пребудет" с Его народом "вовек" (Ин. 14:16). Никто не может скрыться от Него (см. Пс. 138:7-10). Он также всеведущ, потому что "Дух все проницает, и глубины Божий", и "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2:10, 11).

Дела Духа Святого связаны с делами Бога-Творца. Он участвует как в сотворении, так и воскрешении. Иов сказал: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4). Псалмопевец в молитве говорит: "Пошлешь дух Твой - созидаются" (Пс. 103:30). Эта же мысль встречается у Павла: "Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11).

Только вездесущему Богу, а не безликой силе и не сотворенному существу подвластны законы мира, и Он явил это в чуде зачатия Иисуса девой Марией. В день Пятидесятницы единственный Богочеловек Христос, благодаря Духу Святому, мог одновременно присутствовать со всеми, желающими Его принять.
Внимательно читая Евангелие, мы видим, что значимость Духа Святого как Божества не уступает авторитету Отца и Сына и в апостольских благословениях (см. 2 Кор. 13:14), и в словах, произносимых в момент крещения (см. Мф. 28:19), и в описаниях Павлом духовных даров (см. 1 Кор. 12:4-6).

Дух Святой в Троице


Изначально Бог Дух Святой сосуществовал неслиянно и нераздельно в Святой Троице. Согласно Библии, подобно Богу Отцу и Богу Сыну, Бог Святой Дух имеет жизнь в Самом Себе. Но несмотря на то, что Личности Святой Троицы равны между Собой, каждая из них выполняет Свое особое служение (см. главу 2 этой книги).

Наиболее полно истина о Боге Духе Святом открывается через Иисуса Христа. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как "Дух Христа", не притязая на Свои личные права и не защищая Собственные полномочия. Его деятельность в истории сосредоточена на спасительной миссии Христа. Дух Святой активно участвовал в рождении Христа (см. Лк. 1:35), подтвердил начало Его публичного служения при крещении (см. Мф. 3:16,17) и сделал достоянием человечества благословения искупительной жертвы Христа и Его воскресения (см. Рим. 8:11).

В Святой Троице Дух, видимо, является исполнителем. От Святого Духа (см. Мф. 1:18-20) был зачат Сын Божий, когда Отец отдавал Его миру (см. Ин. 3:16).
Дух Святой пришел осуществить Божий замысел относительно человека в этом мире и сделать его реальностью.

Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в Творении, о чем свидетельствует Его присутствие при сотворении земли (см. Быт, 1:2). От Него жизнь берет свое начало, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть. В Священном Писании сказано, что, если бы Бог "обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее (земли) и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14, 15; ср. 33:4).

Творческое служение Духа отражено в том, что Он созидает новое сердце в человеке, открытом для Бога. Бог преобразует и созидает человека силою Духа Святого. Следовательно, Дух осуществляет Божьи намерения в таинстве воплощения, творении и возрождении к новой жизни.

Дух Святой, обещанный миру


Согласно Божьему замыслу, Дух Святой изначально должен был обитать в человеке. Но грех Адама и Евы лишил их сада Едем-ского и общения со Святым Духом. Этот разрыв творения со своим Творцом привел допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками" (Быт. 6:3).

В ветхозаветные времена именно Дух Святой своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению (см. Чис. 24:2; Суд. 6:34; 1 Цар. 10:6). Были случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей (см. Исх. 31:3; Ис. 63:11).

Бесспорно, истинные верующие всегда сознавали Его присутствие, но в библейских пророчествах говорится об особом излитии Духа "на всякую плоть" (Иоил. 2:28), когда более сильное проявление Духа ознаменует собой новую эру.

Пока мир был подвластен дьяволу, наделение Духом в полной мере предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит на всякую плоть. Указывая на служение Христа как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: "Я крещу вас в воде, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Мф. 3:11). Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин. 14:16, 17). Есть ли основания говорить о том, что крещение Духом совершилось на кресте? Нет. В момент распятия голубь как символ Святого Духа не появился - спустилась лишь кромешная тьма, и были слышны лишь раскаты грома.

Только после Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на Своих учеников (см. Ин. 20:22). В Евангелии от Луки мы читаем: "И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24:49). Последователи великого Учителя должны были принять силу в результате действия Духа Святого и стать Его свидетелями даже до края земли (см. Деян. 1:8).

Евангелист Иоанн писал: "Не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин. 7:39). По замыслу Божьему, излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

Заря новой эры взошла лишь тогда, когда наш Господь - Победитель воссел на небесном престоле. Только после этого Он мог излить Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, "быв вознесен десницею Божию... излил" Святого Духа (Деян. 2:33) на Своих учеников, которые с волнением ожидали этого события и, собравшись, "единодушно пребывали в молитве и молении" (Деян. 1:5, 14). День Пятидесятницы, наступивший через пятьдесят дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал собой начало новой эпохи. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики) находились... И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:2-4).

Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого полностью взаимосвязаны. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В Свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа (см. Мф. 1:8-21), крещен Духом (см. Мк. 1:9-10), водим Духом (см. Лк. 4:1), совершал Свои чудеса посредством Духа (см. Мф. 12:24-32), принес Себя в жертву на Голгофе через Духа (см. Евр. 9:14,15) и был воскрешен Духом (см. Рим. 8:11).

Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто от всего сердца стремится к Нему.

Миссия Святого Духа


Вечером, накануне Своей смерти, Христос сказал ученикам, что скоро покинет их. Его слова встревожили учеников. Но Господь заверил их: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Не оставлю вас сиротами...» (Ин. 14:16,18).

Происхождение миссии. Новый Завет открывает истину о Святом Духе. Святой Дух называется «Духом Иисуса» (Деян. 16:7, англ, пер.), "Духом Сына" (Гал. 4:6), "Духом Божьим" (Рим. 8:9), "Духом Христовым" (Рим. 8:9; 1 Петр. 1:11) и "Духом Иисуса Христа" (Флп. 1:19). Возникает вопрос: кто обладает авторитетным правом посылать Духа Святого в этот мир - Иисус Христос или Отец?

Когда Христос открывает миссию Духа Святого в падшем мире, Он говорит о двух источниках. Во-первых, Он указывает на Бога Отца: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя" (Ин. 14:16, ср. 15:26 "от Отца"). Именно Крещение Святым Духом Спаситель назвал "обещанным от Отца" (Деян. 1:4). Во-вторых, Христос указывает на Самого Себя: "Я пошлю Его (Духа) к вам" (Ин. 16:7). Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына.
Его миссия в мире. Признать Христа Господом можно только посредством влияния Святого Духа. Павел писал: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).

Слово Божье уверяет нас, что через Святого Духа Христос, "истинный Свет", "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Его задача - "открыть миру правду о грехе, праведности и суде" (Ин. 16:8, англ. пер.).

Во-первых, именно Святой Дух способствует тому, чтобы мы осознали нашу греховность, обличает полное равнодушие ко Христу (см. Ин. 16:9). Во-вторых, Дух Святой побуждает людей принять праведность Христа. В-третьих, Святым Духом предупреждает нас о суде, что заставляет омраченный грехом разум испытать нужду в покаянии и обращении.

Пережив обновляющую силу покаяния, мы можем родиться вновь через водное крещение и крещение Святым Духом (см. Ин. 3:5). Это, бесспорно, является началом нашей новой жизни, ибо мы становимся храмом Духа Христа.

Миссия для верующих. Большинство библейских текстов, в которых говорится о Святом Духе, освещают вопрос Его взаимоотношений с Божьим народом. Оказывая освящающее влияние, Он ведет нас к послушанию (см. 1 Петр. 1:2). Однако для того, чтобы Его влияние было постоянным и созидательным, христианину необходимо учитывать определенные условия. Апостол Петр подчеркивает мысль о том, что Бог дает Духа тем, кто постоянно повинуется Ему (см. Деян. 5:32)1. Более того, верующим дано предостережение не противиться Духу Святому, не огорчать и не угашать Его влияния в своей жизни (см. Деян. 7:51; Еф. 4:30; 1 Фее. 5:19).

Каково же участие Духа Святого в жизни христианина?


1. Он помогает верующим, духовно поддерживая их . Иисус Христос называет Духа Святого древнегреческим словом "Параклетос" (Ин. 14:16). В переводе на русский язык это слово означает "Помощник", "Утешитель", "Советник". Оно также может иметь значение "Ходатай", "Посредник" или "Адвокат".

Кроме Духа Святого, Священное Писание называет именем "Параклетос" только Самого Христа. Он наш Защитник или Ходатай перед Отцом. "Дети мои! - восклицает апостол Иоанн, - сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (1 Ин. 2:1).

Как Ходатай, Посредник и Помощник Христос представляет нас Богу и открывает Бога нам. Подобным же образом Дух ведет нас ко Христу и делает нас причастными Христовой благодати. Вот почему Дух Святой назван "Духом благодати" (Евр. 10:29). Святой Дух содействует тому, чтобы спасительная благодать Христова стала достоянием людей. Без этого немыслимо дело спасения человечества.

2. Он открывает истину о Христе . Иисус Христос говорит о Святом Духе как о "Духе истины" (Ин. 14:17; 15:26; 16:13). Он призван, по словам Христа, напоминать все, что Он говорил нам" (Ин. 14:26), и наставлять нас "на всякую истину" (Ин. 16:13). Он свидетельствует об Иисусе Христе (Ин. 15:26). "Он не от Себя говорить будет, - подчеркивает Христос, - но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:13, 14).

3. Он делает реальным присутствие Христа . Дух Святой не только возвещает о Христе, Он делает реальным само присутствие Спасителя. Иисус сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Дух Святой, Ин. 14:16, 17) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7).

Будучи ограничен человеческими возможностями, Иисус не мог присутствовать в одно и то же время в разных местах. Вот почему Ему так необходимо было уйти. Посредством Духа Святого Он сможет присутствовать везде и всегда. Иисус сказал: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". Он заверил, что Дух пребудет с нами" и в нас будет: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14:17, 18). "Дух Святой есть представитель Христа, не обремененный человеческим естеством, а потому независимый от обстоятельств".

Дева Мария зачала Иисуса Христа от Духа Святого. В день Пятидесятницы Дух Святой явил Христа-Победителя миру. Через Святого Духа осуществились обещания Христа: "Не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5) и "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Вот почему Новый Завет дает Духу Святому имя, которым Он нигде не назван в Ветхом Завете, - "Дух Иисуса" (Флп. 1:19).

Именно через Святого Духа Отец и Сын пребывают в сердцах Своих последователей (см. Ин. 14:23). Точно так же только через Духа Святого верующие могут пребывать во Христе.

4. Он руководит деятельностью Церкви . Поскольку Дух Святой своим влиянием делает явным присутствие Христа в жизни того или иного человека. Он - истинный Наместник Христа на земле. Именно Он, Святой Дух, как неизменный авторитет в вопросах веры и учения, ведет Церковь путями истины и добра в полном соответствии с принципами библейского учения. "Отличительной чертой протестантизма среди других религиозных конфессий, без которой не было бы протестантизма, является убеждение, что Дух Святой - это истинный наместник или преемник Христа на земле. Полагаться на церковную организацию, руководителей или мудрость человеческую - значит возвысить человека над авторитетом Бога".

Дух Святой реально и зримо участвовал в становлении перво-апостольской Церкви. В тот ответственный день поста и молитвы, когда избирались миссионеры для Церкви, "Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:1-4). Избранные служители выразили свою готовность повиноваться руководству Духа Святого. Книга Деяния говорит о них как о людях, "исполненных Духа Святого" (Деян. 13:9, ср. 52), деятельность которых находилась под Его Божественным водительством (см. Деян. 16:6, 7). Апостол Павел считал необходимым напомнить пресвитерам церкви о том, что Дух Святой избрал их быть благо вестника ми Божьими (см. Деян. 20:28).

Дух Святой играл исключительно важную роль в тех церквах, где возникали серьезные противоречия, угрожающие братскому единству. И действительно, в Писании сообщение о постановлениях первого церковного совета предварено словами: "Ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15:28).

5. Он наделяет Церковь особыми дарами . Дух Святой наделил особыми дарами Божий народ. В ветхозаветные времена "Дух Господень" снисходил на отдельные личности, наделяя их мудростью и способностью руководить духовной и политической жизнью Израиля (см. Суд. 3:10; 6:34; 11:29 и т.д.), а также пророчествовать (см. Чис. 11:17, 25, 26; 2 Цар. 23:2). Дух Святой сошел на Саула и Давида, когда они были помазаны в правители Божьего народа (см. 1 Цар. 10:6,10; 16:13). Кроме того, согласно Священному Писанию, Дух Святой наделял отдельных людей различными дарованиями в области искусства (см. Исх. 28:3; 31:3; 35:30-35).

В раннехристианской Церкви Христос также ниспослал Церкви Свои благодатные дары через Святого Духа. Дух Святой распределял эти духовные дары, данные верующим, по своему усмотрению для пользы всей Церкви (см. Деян. 2:38; 1 Кор. 12:7-11).

Помимо этого Святой Дух наделял особой силой всех, кто возвещал Евангелие до концов земли (см. Деян. 1:8; см. главу 16 этой книги).

6. Он присутствует в сердцах верующих . Апостол Павел спросил учеников в Ефесе: "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?" (Деян. 19:2). Этот вопрос по сей день является решающим для каждого христианина.

Получив отрицательный ответ, Павел возложил руки на учеников и крестил их Духом Святым (см. Деян. 19:6).

Этот случай в миссионерской деятельности Павла показывает, что признание собственной греховности, возможное под влиянием Святого Духа, и присутствие Духа Святого в жизни человека - далеко не одно и то же.

Иисус Христос указал Никодиму на необходимость родиться от воды и Духа (см. Ин. 3:5). Непосредственно перед Своим вознесением Он дал указание крестить вновь обращенных "во имя Отца и сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Вот почему Петр сказал в своей проповеди, что при крещении должен быть получен "дар Святого Духа" (Деян. 2:38). Апостол Павел подтверждает важность крещения Святым Духом (см. главу 14 этой книги) и настойчиво призывает верующих "исполняться Духом" (Еф. 5:18).

Дух Святой, духовно преобразующий нас по образу и подобию Божьему, продолжает дело освящения, начатое при новом рождении. Бог спас нас по Своей милости "банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3:5, 6).
"Именно отсутствие Духа делает евангельское служение столь бессильным. Ученость, талант, красноречие, любая врожденная или приобретенная способность могут иметь место, но без Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, самые бедные и не-рбразованные из Его учеников обретут силу, взывающую к сердцам, если они воссоединятся со Христом и обретут дары Духа. Бог сделает их каналами для передачи самого возвышенного влияния во Вселенной".

Дух Святой имеет исключительно важное значение в жизни христиан. Все изменения в нашем сердце Иисус совершает через служение Духа Святого. И нам, верующим людям, необходимо постоянно сознавать, что без Святого Духа мы не можем делать ничего (см. Ин. 15:5).

Сегодня Дух Святой направляет наше внимание на величайший дар любви, который Бог предлагает в Своем Сыне. Он умоляет нас не сопротивляться Его призывам, но принять единственный путь, которым мы можем примириться с нашим любящим и добрым Отцом Небесным.

1 См. Arnold V. Wallenkampf, Hew by the Spirit (Mountain View, CA: Pacific Press, 1978), pp. 49, 50.
2 E. Уайт, Желание веков, с. 669.
3 Leroy E. Froom, The Coming of Comforter, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1949), pp. 66, 67.
4 E. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 21, 22.

  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им снизошёл Святой Дух.

    (разъяснение понятия, фигурирующего в статье «Просите и дано вам будет»)

    В статье «Просите и дано вам будет» говорится о том, что Евангелист Лука написал «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» () . Дар Духа Святого является одним из главных Даров Господа Бога, потому что при помощи Духа Святого человек может получить все блага и все сокровища земные и небесные. Чтобы разобраться в словах Евангелиста Луки, нужно понять, Кто такой Святой Дух, и что Он Собой представляет?

    Святой Дух, как Бог, проницает всё. «А нам открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ().

    Святой Дух есть Животворящий Бог. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ().

    Святой Дух исходит от Бога-Отца.

    Духа Святого, как Бога, люди одинаково прославляют и поклоняются Ему, как равному Богу-Отцу и Богу-Сыну. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ().

    Святой Дух единосущен Богу-Отцу и Богу-Сыну. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ().

    Святой Дух, или Дух Божий, был предвечен и существовал всегда. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ().

    Дух Божий входил в контакт с людьми. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими]» ().

    Из приведенных цитат видно, что Дух Святой является Богом и исходит от Бога-Отца. А также может исходить от Бога-Отца по ходатайству Бога-Сына и во имя Его.

    Святой Дух, Утешитель, Дух истины, безмерно сошел на Иисуса Христа. «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его» (). Святой Дух постоянно пребывает в Боге-Сыне и на Его чадах. «Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его» ().

    Святой Дух снизошел на Апостолов и последователей Иисуса Христа в день Пятидесятницы. «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (). Дух Святой также может снизойти на истинных христиан, изменившихся не только внешне, но и внутренне, и усовершенствовавших свою духовную природу через исполнение заповедей Божиих, через искреннюю молитву, соблюдение постов и таинств. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лука 11,13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ().

    Также как Бог-Отец и Бог-Сын, Святой Дух имеет все Божественные свойства.

    Например Всеведение. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (). «Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ().

    Вечность. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ().

    Творение. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ().

    Совершение чудес. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» ().

    Святой Дух глаголет (вещает, говорит) через пророков. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (). Дух Святой вещает и через Апостолов. «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» ().

    Святой Дух по Своему существу и сути один, но различны Его Дары. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ().

    Согласно богословским воззрениям главнейших и общих Даров Духа Святого семь. «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (). В Библии говорится и о других Дарах Святого Духа: о духе пророчества, духе мудрости, духе силы, духе любви и духе целомудрия. «Ибо дал нам духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (). Говорится и о духе усыновления.

    В книге Чисел говорится о том, как Духом Святым наделяет верующих. «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (). «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам» ().

    Святой Дух дается всем просящим Его у Господа Бога и заслужившим это своей праведной жизнью. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ().

    В противоположность Святому Духу, исходящему от Бога, на людей действует и другой дух. Дух рабства. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления» (). Дух усыпления. «Как написано: дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (). Дух боязни и заблуждения. «Ибо дал нам духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (). «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ().

    Указанные духи рабства, усыпления, боязни, заблуждения действуют по наущению главного злого духа – дьявола. По-гречески этот злой дух называется «диаболос» и обозначает «обвинитель, обольститель, клеветник». Он «лжец и отец лжи» () , «обольщающий всю вселенную» («Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ().

    Слово «исповедовать» обозначает не просто верить, но и исполнять заповеди Христовы, то есть делать добро. Библия советует человеку не служить духам зла. Потому что «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» () . Потому что от зла, добра не бывает, так как «убьет грешника зло» () .

    По вопросу о том, Кто такой Дух Святой, что Он Собой представляет, написано большое количество богословской литературы в православии, католичестве, протестантизме. Одним из давних расхождений между католиками и православными является вопрос «об исхождении Святого Духа» (спор о так называемой филиокве). Католики заявляют, что Святой Дух исходит, цитирую «от Отца и Сына». Православная церковь учит о том, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (). Святой Дух выполняет волю только Бога-Отца, но может исходить от Бога-Отца и по ходатайству Сына, и во имя Его. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ().

    В протестантизме встречаются в разных видах оба эти воззрения. Вышеприведенные цитаты из Библии подтверждают правоту православного учения об исхождении Духа Святого. Учение о Духе Святом является одной из главных доктрин у пятидесятников, ривайвелистов, в организации движения святости. Ривайвелисты считают, что для духовного развития человека мало одного водного крещения. Необходимо ещё и крещение Духом Святым, которое, по их мнению, должно сопровождаться различными чудесами и знамениями. Например, говорением на иных языках (голоссолария) или проявлением пророческого дара или дара к чудотворению или чудесными исцелениями. Пятидесятники считают, что они должны получить Дары Святого Духа и при помощи них служить Богу. Однако указанные протестанты, говоря о том, что они придерживаются строго во всем Библии, забывают о том, что, согласно Библии, Дух Святой нисходит на человека уже при водном крещении. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ().

    Как видим, Дух Святой признается (хотя и по-разному) всеми христианскими конфессиями и направлениями. А православные христиане всегда почитают Дух Святой как истинного Бога, представляющего Третье Лицо Пресвятой Троицы, строго придерживаясь учения Христова, изложенного в Святой

    Вопрос: «Кто такой Святой Дух? Я видел это имя фразу в нескольких местах на вашем сайте.»

    Наш ответ: Святой Дух - реальная личность. Он послан Богом, чтобы пребывать в истинных последователях Иисуса Христа после воскресения Его из мертвых и вознесения на небеса (Деяния 2). Иисус сказал Своим апостолам...

    «И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам.» (Иоанна 14:16-18)

    Святой Дух - не смутная божественная тень, не безликая сила. Он — личность во всем равная с Богом Отцом, и Богом Сыном. Он является третьим лицом Божества или Божественной Троицы. Иисус сказал Своим Апостолам...

    «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:18-20)

    Бог есть Отец, Сын и Святой Дух. И все божественные атрибуты, приписываемые Отцу и Сыну, в равной степени приписываются Святому Духу. Когда человек рождается свыше через веру и принятие Иисуса Христа (Иоанна 1:12-13; Иоанна 3:3-21), Бог поселяется в этом человеке через Святого Духа (1Кор. 3:16). Святой Дух обладает интеллектом (1Кор. 2:11), эмоциями (Рим.15:30), и волей (1Кор. 12:11).

    Первостепенная роль Святого Духа состоит в том, что он свидетельствует об Иисусе Христе (Иоанна 15:26, 16:14). Он доносит до человеческих сердец истину об Иисусе Христе. Святой Дух также действует как наставник христиан (1Кор. 2:9-14). Он открывает Божью волю и Божью истину верующему. Иисус сказал своим ученикам...

    «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (От Иоанна 14:26).
    «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.» (От Иоанна 16:13)

    Святой Дух был дан, чтобы жить в тех, кто верит в Иисуса, чтобы формировать Божий характер в жизни верующего. Святой Дух производит в наших жизнях любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (Галатам 5:22, 23). Он делает это так, как мы никоим образом не могли бы сделать своими силами. Вместо того чтобы стараться быть любящими, терпеливыми, добрыми, Бог просит нас положиться на Него, а Он Сам произведет эти качества в наших жизнях. Таким образом, христианам сказано ходить по Духу (Гал. 5:25) и быть исполненными Духом (Еф. 5:18). Святой Дух дает силу христианам нести служение, которое способствует духовному росту других христиан (Рим. 12; 1Кор. 12; Еф. 4).

    Святой Дух также выполняет определенную функцию и для неверующих. Он обличает человеческие сердца, говоря им истину о том, что мы грешны, нуждаемся в Божьем прощении; о том, как праведен Иисус - Он умер вместо нас, за наши грехи; и о Божьем окончательном суде над миром и теми, кто не познали Его (Иоанна 16: 8-11). Святой Дух пробуждает наши сердца и умы, призывая нас покаяться и попросить у Бога прощения и новой жизни.

    Кто же такой этот чудесный Святой Дух благодати? Чтобы общаться и работать с Ним, нам надо хорошо Его знать. Хотя у безличных метафор, символизирующих Дух Святой, - огонь, ветер, вода, масло и т. п. -есть библейское основание, они использовались так часто, что люди просто не знают, кем Он на самом деле является. Давайте обратимся к подлинной истине.

    Дух Святой есть Бог

    Как Бог Отец и Бог Сын, Дух Святой является частью Божества. Ариане и некоторые другие секты относились к Духу Святому просто как к силе, сошедшей от вечного Бога. Но у ортодоксальной церкви эти течения всегда считались еретическими.

    Библия сама называет Духа Святого - Богом. Одним из повелений Иисуса Своим ученикам, которое Он дал им перед Своим вознесением, было: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мат.28:19). Здесь Иисус ясно указывает, что Дух Святой занимает то же положение, что Отец и Сын. Он сказал, что Дух обладает тем же авторитетом, силой и славой, что Отец и Сын.

    Об этом же говорится и во всей Библии. В Книге Деяний человек по имени Анания со своей женой Сапфирой продали имение и принесли какую-то часть от вырученной суммы апостолам, делая вид, что принесли все. Но апостол Петр, исполненный Духом Святым, упрекал Ананию: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян.5:3,4). Этим Петр свидетельствовал, что Дух Святой есть Бог, говоря, что Анания солгал Богу и Духу Святому. Петр использовал эти слова как равнозначные.

    О некоторых стихах Ветхого Завета, сказанных Господом, говорится в Новом Завете как о написанных Духом Святым. Например, в Книге Исаии 6:9 говорится: "И сказал Он (Господь): пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите". Когда Павел цитировал этот стих в Новом Завете, он приписывал эти слова Духу Святому: "Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: "Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите"" (Деян.28:25,2б).

    Благодаря этим и подобным им местам из Писания я ясно осознаю, что Дух Святой истинно один из Святой Троицы. Слово Господа Бога в Ветхом Завете - то же самое, что и слово Духа Святого в Новом Завете (см. также Иер.З.ЗЗ и Евр.10:15,16).

    То, что Дух Святой есть Бог, видно из того, что Он совершает такую работу, которую никто, кроме Бога, не может выполнить. Дух Святой сотворил небеса и землю по воле Бога (см. Быт.1:2; Иов.26:13). Он воскрешал мертвых (см. Рим. 1:4; 6:11); определял рождение людей свыше (см. Иоан.3:57); обличал мир о грехе, о правде и о суде (см. Иоан.16:8) и изгонял бесов (см. Мат.12:28).

    Более того, Дух Святой обладает всеми признаками Божества. Только Бог вечен, всеведущ, всемогущ и вездесущ - все это относится и к Духу Святому.

    В Послании к Евреям 9:14 говорится, что Дух Святой вечен: "То тем более Кровь Христа, Который вечным Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (в английской Библии).

    Дух Святой всеведущ: "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий"(1Кор.2:10). Дух Святой знает все, даже глубины Божьи.

    Дух Святой всемогущ: "Ангел сказал ей (Марии) в ответ: Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя" (Лук.1:35). Ясно, что Дух Святой- это сила Всевышнего, и нет ничего невозможного для Бога.

    И, наконец. Дух Святой вездесущ. Псалом 138 очень образно повествует о вездесущности Духа Святого. Давид сказал Господу: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты" (ст. 7,8).

    Итак, не является ли Дух Святой - вечный, всеведущий, всемогущий и вездесущий - Богом? Он так же величествен, свят и славен, как Отец и Сын.

    Дух Святой обладает индивидуальностью

    Когда мы осознаем, что Дух Святой - это личность, сущность, которая обладает индивидуальностью, как Отец и Сын, наше отношение к Духу Святому совершенно изменится. Личная природа Духа Святого воздействует на наши отношения с Ним несколькими способами. В своей книге "Личность и работа Духа Святого"евангелист и библейский ученый Торрей, член Королевской Академии наук, указывал на важность индивидуальности Духа Святого. Он подчеркивал, что только сущность, обладающая индивидуальностью, может понять наши проблемы и помочь нам.

    Мы не можем разговаривать с камнями, деревьями или какой-то безличной силой. Но, будучи Божественной личностью. Дух Святой глубоко вникает в наши дела, чтобы помочь нам. Это позволяет нам искать Его помощи.

    Корейский сборник духовных гимнов включает в себя несколько гимнов молитв Духу Святому с просьбой о Его помощи. Первая строчка одного из этих гимнов прошений звучит так: "Дух Бога Живого, сойди на меня опять". Какая это горячая молитва и песнь прошение Духу Святому! А вот названия некоторых гимнов из этого сборника: "Дух Святой вечный", "Славный Дух", "Приди, Славный Дух", "Дух Святой с чудесным светом","Дух Святой, верный руководитель". И все эти песни молитвы к Духу Святому. Если бы Дух Святой не был личностью, то как бы Он мог знать наши жизненные обстоятельства и помогать нам? Если бы это было не так, наши гимны молитвы Духу Святому были бы просто глупостью.

    Библейское основание

    Вы можете спросить, откуда же мы знаем, что Дух Святой - личность? Это ясно нам из Библии.

    Зачастую люди не видят разницы между личностью и материальной сущностью. Когда мы говорим, что какая-то сущность есть личность, некоторые ошибочно полагают, что эта сущность должна обязательно быть плотью. Но Иисус после Своего воскресения не обладал телом, подобным нашему.

    Как сказал апостол Павел: "Если же и знали Христа во плоти, то ныне уже не знаем" (см. 1 Кор. 15:44). Означает ли это, что Иисус перестал быть личностью? Конечно, нет. Я не знаю верующих, которые бы опровергали то, что Отец - живая личность, хотя никто никогда не видел Бога, ибо Бог есть Дух (см. Иоан.4:24). Сущность является личностью независимо от того, материальна ли она, если у нее есть признаки личности. Так как Дух Святой обладает всеми признаками личности, хотя и невидим, Он является личностью. А теперь рассмотрим библейские доказательства.

    Мы знаем, что Дух Святой есть личность, потому что Библия постоянно использует личные местоимения, говоря о Духе Святом. "Дух истины. Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан. 15:26). "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде" (Иоан. 16:7, 8). "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан.16:13).

    Многие действия, которые может совершать только личность, относятся к Духу Святому. Вот краткий список этих действий.

    1. Дух Святой говорит: "Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквям" (Отк.2:7).

    2. Дух Святой помогает нам в наших немощах: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших". (Рим.8:26).

    3. Дух Святой молится за нас: "Сам Дух ходатайствует за нас..." (Рим.8:26).

    4. Дух Святой учит нас: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14:26).

    5. Дух Святой свидетельствует о Господе: "Когда же придет Утешитель... Он будет свидетельствовать о Мне"(Иоан.15:26).

    6. Дух Святой наставляет нас: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину..."(Иоан.1б:13).

    7. Дух Святой руководит верующими в их служении Иисусу Христу: "Теперь, когда они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии... предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил"(Деян.16:6, 7).

    8. Дух Святой призывает людей на дело Божье и ставит их на служение: "Дух Святой сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их"(Деян.13:2).

    9. Дух Святой утешает верующих: "Церкви же были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Духа Святого, умножались" (Деян.9:31).

    Фактически целые главы в Библии были написаны одеяниях Духа Святого. Приведенный мною список включает в себя только некоторые моменты, доказывающие утверждение, что Дух Святой - Личность.

    Характеристика личности дана Духу Святому. Чтобы быть личностью, сущность должна знать о событиях и фактах, обладать такими чувствами, как радость, гнев, удовольствие и печаль; иметь волю, чтобы решать, как и когда проявлять эти чувства. Имеет ли Дух Святой все эти признаки?

    Во-первых, Духу Святому дано знание, об этом говорится следующих местах Библии: "А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божий" (1Кор.2:10); "Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа" (Рим.8:27). Подумайте об этом. Дух Святой обладает таким глубоким умом, что проницает глубины Божьи так же, как он проницает и понимает сердце человека. Позвольте мне рассказать вам о моем личном опыте познания Духа Святого. Одним знойным летним днем я проповедовал перед аудиторией, состоящей из тысячи трехсот человек, пришедших на вечернее служение в моей церкви. В середине своей проповеди я внезапно возгорелся в своем духе сильным побуждением от Духа Святого. Он открыл мне, что среди моих слушателей присутствует человек, который решил покончить жизнь самоубийством, и если он сегодня вечером не спасется, то погибнет. Получив слово знания, я пытался продолжать проповедь, как будто ничего не случилось. Но я чувствовал себя очень скованно. В конце концов на несколько минут прервал проповедь и объяснил почему: "Если такой человек здесь присутствует, то, пожалуйста, поднимите свою руку". Подняла руку молодая женщина. После служения я беседовал с ней в моем офисе. Эта женщина покинула свой дом с намерением никогда уже туда не возвращаться, но один друг уговорил ее прийти на служение. До той минуты, пока она не услышала, что Бог интересуется ею и хочет помочь, эта женщина думала только о самоубийстве.

    Во время нашего разговора молодая женщина все время плакала. Когда мы закончили беседу, она исповедала свои грехи и вернулась домой спасенная. Через годя получил письмо, где она писала, что ведет счастливую жизнь в Господе. Этот случай вполне убеждает меня в том, что Дух Святой знает все наши сокровенные мысли и наши жизненные обстоятельства. Да, Дух Святой обладает знанием.

    Во-вторых, Дух Святой обладает эмоциями и чувствами, о которых говорится в следующих местах Библии: "А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"(Рим.5:5); "И не оскорбляйте Святого Духа Божия".(Еф.4:30); "Но Сам Дух ходатайствует за вас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26). Эти цитаты доказывают, что Дух Святой обладает различными эмоциями: Он изливает любовь Божью в наш дух, Он может быть оскорбленным и воздыхает в искренней молитве за нас.

    В-третьих, Дух Святой имеет волю, и Он поступает по своей воле и согласно своим планам. "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:11); "Теперь, когда они небыли допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии... предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил их" (Деян.16:6, 7). Одним из наиболее неразумных поступков, совершаемых сегодня людьми, является попытка использовать Дух Святой для своих личных целей. Дух Святой - не безличная сущность, не какой-нибудь безжизненный предмет или неведомая сила, чтобы Его использовать. Он - реальная личность. Он Сам использует людей по Своей воле. Я осознал это летом 1964 года.

    В то время я проповедовал в течение недели в некоторых церквях и уже купил билет на самолет, чтобы лететь в штат Вашингтон, как вдруг почувствовал тяжесть и беспокойство в своем духе. Я попытался успокоиться, но не мог. Перед тем как покинуть штат, я запланировал посетить вечер, устроенный Женским Миссионерским Советом. Прибыв туда, я попросил руководителя женского собрания указать мне тихое место, где бы я мог помолиться. Я преклонил свои колени перед Господом, и тут же Дух Святой ясно указал мне, что Его воля для меня была - задержаться в Калифорнии еще на неделю. Я перечислил Богу множество причин, по которым не мог остаться, но мира в сердце не было. Наконец, когда я подчинился Господу и сказал, что послушаюсь Его, мир наполнил мое сердце и разум. Возвращаясь мысленно в то лето, я вижу, что мое послушание голосу Господа принесло прекрасные результаты в евангелизации и плоды для Царства Божьего.

    Исходя из опыта, я могу сказать, что Дух Святой знает план Бога для нас, и у Него есть способ, как открыть этот план нам.

    Библия ясно и четко показывает, что Дух Святой -это реальная личность, имеющая знания, чувства и волю. Он пребывает и работает с нами и в нас. Зная это,следует совершенствовать свой евангельский труд Его сверхъестественной силой, признавая, приглашая и поклоняясь Ему в наших обыденных делах и в нашем общественном служении.

    Дух Святой - личность, и Ему важно наше поклонение. Как могли бы мы поклоняться безличной силе? Но, слава Его Святому имени, Он отвечает нам как личность совершенная, потому что Он есть Бог.

    Она жила в страхе 15 лет, но Господь дал ей полную свободу - свидетельства чудес и исцелений в Духовном Центре Благословение Отца

    Приветствую, меня зовут Лена. У меня свидетельство об освобождении, как Господь освободил меня от страха. 15 лет назад родственников моего отца обворовали, ворвались вечером в их семью несколько человек в масках, оглушили главу семьи, требовали от жены денег, приставив пистолет к маленькому ребенку, требовали чтобы отдали все деньги. Когда жена родственника отдала эти финансы, после этой ситуации мой отец пригласил родственников к нам домой жить, он понимал, что им будет тяжело жить у себя дома. Когда они жили у нас целый год дома, у моей тети были постоянные приступы страха на нервной почве от того, что происходило, потому что она видела, что происходило, с ней бандиты разговаривали. Я постоянно прокручивала эти ситуации, после того, как через год они уехали от нас, этот страх начал преследовать меня, что с моими родителями может произойти тоже самое, я боялась за жизнь родителей, когда в доме какие то финансы появлялись, даже небольшая сумма, боялась, что такая же ситуация может получиться с родителями. Это продолжалось, я уехала учиться в другой город, но находясь в другом городе, этот страх постоянно меня преследовал, на несколько дней в месяц он меня парализовывал, иногда даже приезжала к родителям, чтобы побыть с ними рядом, убедиться, что все в порядке, но этот страх преследовал и у них дома. Я не знала что нуждалась в освобождении от этого, я жила и думала, что это нормально. На молитвенной линии попадала под руку человека божьего и чувствовала, что внутри меня что-то есть, но не выходило из меня, сильно сидело во мне.

    Я начала взывать к Богу и просить об освобождении, я каялась во всевозможных грехах, просила прощение за вещи, за которые десятки раз просила прощение, изгоняла нечистого духа, называла разными именами, но ничего не происходило. Начала взывать к милости Божьей, чтобы Бог освободил меня, т.к. я Божий человек и это не должно во мне находиться. Когда Бог освободил, Он показал что освободил меня именно от страха. Освобождение происходило у меня дома, я приехала в гости к родителям, был второй час ночи, я не спала и у меня начал подходить очень сильный страх внутри, были тысячи мыслей, картинок, не успевала их переваривать, в какой то момент Дух Святой развернулся внутри меня и начал выталкивать все это с меня. В тот момент, когда нечистый дух проявился, у меня было ощущение, что голова разорвется на тысячи кусочков, была боль и страх одновременно. В доли секунды Дух Святой освободил меня от этого, лежа на кровати, за меня никто не молился, сделал сам Бог, когда происходило освобождение, я не могла говорить, была парализована этим страхом, духом, который был внутри меня. Внутри себя я слышала свой физический голос как приказывал нечистому духу уходить прочь из моего тела и за доли секунды получила свободу. Несколько дней хожу в этой свободе, я не ощущаю никакого страха, скованности, физических спазм от страха, которые испытывала все время, благодарю Бога за освобождение от духа страха, за полное исцеление, за то, что я стала свободным человеком, как говорит слово Божьей, вся слава Ему.

    Святой Дух каждому христианину дал дары. Один из этих даров - различение духов, он помагает правильно молится за изгнание демонов. Больше о духовных дарах можно узнать из урока школы христианское основание. В видео миксе Не бойся, только верь , Дмитрий Лео говорит о том, что важно быть способным пожертвовать своей гордостью и упасть на колени перед Господом, как это сделал Иаир для того, чтобы получить чудо.