Библия онлайн. Христос Сеятель

(Мф. 13:1-9, 18-23; Мк. 4:1-20; Лк. 8:4-15 )

Сеятель и семя

Притчей о сеятеле Христос наглядно поясняет истины о Царствии Небесном и о работе великого Возделывателя Своей нивы. Подобно сеятелю в поле, Он пришел разбросать семена небесной истины. Да и сами” притчи Его являли собой семя, благодаря которому были посеяны самые драгоценные истины Его благодати. Вследствие ее простоты притча о сеятеле порой не оценивается по достоинству. Говоря о семени, бросаемом в почву, Христос стремится привести наш разум к семенам Евангелия, принятие которых возвращает человека к верности Богу. Давший нам притчу о крошечном семени является Правителем небес, и законы, управляющие прорастанием земного семени, управляют и прорастанием семян истины.

У Галилейского моря собрался народ увидеть и послушать Иисуса. Эти люди страстно желали что-либо получить от Него. Среди них были и больные, которые лежали на своих постелях, ожидая возможности представить перед Ним свои просьбы. Христос обладал Богоданным правом исцелять скорби греховного человечества, и теперь Он изгонял болезни, распространяя вокруг себя жизнь, здоровье и мир.

Толпа продолжала расти, люди все больше теснились вокруг Христа, так что вскоре к Нему невозможно было пробиться. Тогда Он поговорил с людьми, находившимися в рыбачьих лодках, и вошел в лодку, которая ожидала Его, чтобы перевезти через озеро. Попросив Своих учеников отплыть немного от берега, Он обратился к народу, собравшемуся на берегу.

Неподалеку от моря располагалась прекрасная Генисаретская равнина, за которой возвышались холмы. На склонах холмов и в долине были видны работавшие сеятели и жнецы: одни разбрасывали семена, другие же собирали ранний урожай. Глядя на эту картину, Христос сказал: “Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать”.

Люди Его времени не поняли миссию Христа. То, как Он пришел, не соответствовало их ожиданиям. Господь Иисус был основанием всего жизненного уклада иудеев. Проводимые ими величественные службы имели Божественное предназначение. Они должны были учить людей, что в назначенное время придет Тот, в честь Кого проводятся все эти церемонии. Но, возвеличив ритуалы и форму богослужения, иудеи утратили саму их сущность. Законы, традиции и каноны, предписываемые людьми, скрыли от них живые уроки, которые хотел преподать им Бог. Эти установления и правила стали препятствием к пониманию и воплощению в жизнь подлинной религии. И когда люди встретились, наконец, с Великой реальностью в лице пришедшего Христа, они не распознали в Нем истинного исполнения всех своих символов, указывавших на Него, самой сущности всех своих обрядов. Отвергнув Того, на Кого указывали обряды и символы, они предпочли и впредь держаться их, хотя они стали бесполезными и потеряли всякий смысл. Сын Божий уже пришел, а они все еще просили показать им знамение Его прихода. На призыв: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” они отвечали требованиями чуда (Мф. 3:2 ). Благая весть о Христе стала для них камнем преткновения, ибо они требовали знамения вместо Спасителя. Они ожидали, что Мессия докажет Свое предназначение могущественными завоеваниями, установив Свое владычество на руинах земных царств. Именно на эти их ожидания Христос отвечает в притче о сеятеле. Не силою оружия, не жестокими завоеваниями должно установиться Царство Божье, но путем воплощения новых принципов жизни в сердцах людей.

“Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий” (Мф. 13:37 ). Христос явился не как царь, но как сеятель; Он пришел не завоевывать царства, но разбрасывать семена; пришел не открыть своим последователям дорогу к земному триумфу и национальному величию, а научить их мужественно идти путем потерь и разочарований, чтобы лишь в конце, после долгих и упорных трудов, осуществить долгожданную жатву.

Фарисеи поняли смысл притчи Христа, но урок оказался нежеланным, и они сделали вид, что ни о чем не догадались. Для большинства же эта притча сделала еще более загадочной цель этого нового Учителя, чьи слова так тронули их сердца своей необычностью и вместе с тем так горько разочаровали их ожидания. Сами ученики не поняли притчи, но заинтересовались ее значением. И когда они остались с Иисусом наедине, они просили Его объяснить смысл.

Это стремление к истине Христос и хотел пробудить, чтобы поставить перед ними более определенную задачу. Он разъяснил притчу Своим ближайшим ученикам, но точно так же Он сделает ясными Свои слова каждому, кто стремится понять их искренним сердцем. Те, кто обращается к Слову Божьему с сердцем, открытым для просвящающего влияния Святого Духа, не останутся в неведении относительно смысла этого Слова. “Кто хочет творить волю Его, - говорит Христос,- тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю” (Ин. 7:17 ). Все, кто приходит ко Христу, чтобы яснее понять истину, получат желаемое. Он раскроет перед ними тайны Царства Небесного, и тайны эти станут понятными сердцу, которое жадно стремится познать истину. Небесный свет засияет в храме души человека и будет виден и другим как яркое сияние светильника на темном пути.

“Вышел сеятель сеять” (Мф. 13:3 ). В то время на востоке жизнь была тревожной и неустроенной, постоянная угроза вражеских нападений была столь велика, что люди селились в основном в укрепленных городах. Земледельцы ежедневно выходили трудиться на полях за городом. Так и Христос, Небесный Сеятель, вышел сеять, оставив Свой дом покоя и мира, оставив славу, которую Он имел у Отца еще до сотворения мира, оставив Свое место на троне вселенной; Он вышел как человек, подверженный страданиям и искушениям, вышел в одиночестве, чтобы сеять в слезах и Своей кровью полить семя жизни для потерянного мира.

Слугам Его надлежит точно так же выходить сеять. Когда Авраам был призван сеять семена истины, ему было сказано: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе” (Быт. 12:1 ). “И пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8 ). Так же и апостолу Павлу, молящемуся в храме в Иерусалиме, было послание от Бога: “Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам” (Деян. 22:21 ). Так и те, кто призван соединиться со Христом, должны оставить все и смело следовать за Ним. Следует оставить прежние связи, решительно пожертвовать планами жизни, отказаться от всех земных надежд. В трудах и слезах, в одиночестве и через жертвы должно сеяться это семя великой истины.

“Сеятель слово сеет” (Мк. 4:14 ). Христос пришел посеять истину в мире. С самого момента грехопадения человека сатана не устает сеять семена заблуждения. С помощью лжи он смог некогда овладеть человеком, и с тех пор силится воспрепятствовать торжеству Царства Божьего на земле, подчинить человека своей воле. Сеятель, сошедший с небес, Христос пришел, чтобы посеять семена истины. Он, состоявший в совете с Богом, Он, пребывавший в сокровеннейшем святилище Вечного, был способен принести человеку чистые основы истины. Христос был тем, Кто открыл истину миру уже с момента грехопадения человека. Через Него передается человеку нетленное семя “слова Божия, живого и пребывающего вовек” (1 Петр. 1:23 ). Уже в первом Своем обетовании, данном падшему человечеству в Едеме, Христос сеял семена Благой вести. Но напрямую притча о сеятеле относится к Его личному служению среди людей и учрежденной Им работе благовествования.

Слово Божье есть семя. В каждом семени заложены силы прорастания. В нем заключена жизнь будущего растения. Так и в Божьем Слове есть жизнь. Христос говорит: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6:63 ). “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 5:24 ). В каждом повелении и в каждом обетовании Слова Божьего заключена сила, сама жизнь Бога, благодаря которой любая заповедь может быть выполнена и осуществится любое обетование. Принимающий Слово верой обретает и саму жизнь, и характер Бога.

Любое семя приносит плод по роду своему. Посейте семя в благоприятных условиях, и оно естественно разовьется в растение. Примите в свою душу с верой нетленное семя Слова, и оно непременно проявится в вашем характере и жизни подобием Божьего характера и жизни.

Учителя Израиля не сеяли семян Слова Божьего. Миссия Христа как учителя истины была явной противоположностью учениям раввинов Его времени. Они опирались на традиции, на человеческие теории и умозаключения. При этом часто само Слово Божье вообще заменялось тем, что об этом Слове писали или учили люди. Их учение не было способно пробуждать души людей. Предметом же учения и проповедования Христа было именно Слово Божье. В ответ Он говорил просто и ясно: “Написано”, “Писание что говорит?”, “Как читаешь?” При любой возможности, когда Он видел пробудившийся либо в друге, либо в противнике интерес, Христос сеял семена Слова Божьего. Тот, кто Сам есть Путь, Истина и Жизнь, кто Сам является живым Словом, указывает на Писания, говоря: “Они свидетельствуют о Мне” (Ин. 5:39) . И, говоря со Своими учениками, “начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24:27 ).

Слугам Христовым следует поступать так же. В наши дни, как и в прежние времена, жизненные истины Слова Божьего нередко подменяются человеческими теориями и умозаключениями. Даже многие священнослужители, проповедующие Евангелие, не считают, что вся Библия является богодухновенным Словом. Один мудрец отвергает одну часть, иной подвергает сомнению другую. Они ставят свои суждения о Библии выше самого Слова Божьего; таким образом Писание, которое они преподают, сводится к их собственным убеждениям. Так разрушается Божественная подлинность Священного Писания. Так сеются семена сомнения; люди в растерянности не знают, чему верить. Существует немало верований, которые разум не вправе принимать. Во дни Христа раввины обременяли многие части Писания своими надуманными, мистическими построениями. Поскольку простое и ясное учение Слова Божьего изобличало их, они пытались подорвать его силу. То же самое совершается и поныне. Слово Божье пытаются часто представить таинственным и неясным. Это делается для того, чтобы оправдать нарушение Его закона. Христос во время Своего земного служения отвергал подобные уловки. Он учил, что Слово Божье должно быть понятно каждому. Он указывал на Писания как на неоспоримый авторитет, и мы должны следовать Его примеру в этом. Библия должна быть признана Словом бесконечного Бога, решением всех противоречий и основанием веры.

Люди отняли у Библии принадлежащую ей силу, и падение духовности, которое мы сегодня наблюдаем, является результатом этого. Многие проповеди, звучащие с кафедр, сегодня уже не являются тем Божественным провозглашением, которое способно пробудить совесть и оживить душу. Во многих случаях слушатели уже не могут сказать: “Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?” (Лк. 24:32 ). А люди по-прежнему жаждут услышать живого Бога, ощутить Божественное присутствие. Философские теории или художественные произведения, какими бы блестящими они ни были, не в состоянии насытить сердце человека. Человеческие утверждения и изобретения не имеют в этом смысле никакой ценности. Пусть к людям говорит Слово Божье. Пусть все, кто слышал до сих пор лишь о человеческих обычаях, теориях и правилах, услышат голос Того, Чье Слово способно обновить душу для вечной жизни.

Любимой темой Христа была отеческая любовь и преизобилующая благодать Божья; Он много говорил о святости характера Божьего и святости Его закона; Он являл Себя людям как Путь, Истину и Жизнь. Пусть же об этом же проповедуют служители Христа. Представляйте людям истину такой, какой она предстает в Иисусе. Излагайте требования Закона и Евангелия ясно и четко. Рассказывайте людям о жизни Христа, жизни, исполненной самоотречения и самопожертвования; говорите о Его самоуничижении и смерти, о Его воскресении и вознесении, о Его ходатайстве во дворах Божьих; о Его обещании: “Приду опять и возьму вас к Себе” (Ин.14:3 ).

Вместо того чтобы оспаривать ошибочные теории или пытаться рациональными доводами одолеть противников Евангелия, последуйте примеру Христа. Пусть чистые истины из сокровищницы Божьей сами засверкают в жизни. “Проповедуй слово”. Сей “при всех водах”. “Настой во время и не во время”. “У которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь”. “Всякое слово Бога чисто …Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом” (2 Тим. 4:2; Ис. 32: 20; Иер. 23:28; Притч. 30:5, 6 ).

“Сеятель слово сеет”. Здесь представлен великий принцип, который должен лежать в основе образования. “Семя есть слово Божие”. Но слишком многие учебные заведения сегодня отодвигают Слово Божье в сторону. Умы современных людей заняты совсем другими вещами. Изучение трудов неверующих авторов занимает главное место в нынешней образовательной системе. Скептические мнения и взгляды составляют основу большинства учебников. Современные научные исследования также, как правило, уводят от истины, поскольку их результаты ложно интерпретируются и искажаются. Слово Божье сравнивается с якобы научными теориями, в результате оно объявляется ненадежным и не заслуживающим доверия. Так в умах молодежи сеются семена сомнения, которые дают пагубные всходы в моменты искушения. Когда утрачивается доверие к Слову Божьему, душа теряет руководство, становится незащищенной. Молодежь вступает на путь, уводящий от Бога и от вечной жизни.

Всем сказанным в значительной мере объясняется широкое распространение порока в нашем мире. Когда Слово Божье отставляется, отвергается и его способность сдерживать порочные наклонности необузданного сердца. Люди сеют лишь плотское и из плотского пожинают тление.

Кроме того, это также является причиной ослабления нашего разума, его неэффективности. Отворачиваясь от Слова Божьего и питаясь произведениями людей, не вдохновленных Богом, разум человека становится поверхностным и легковесным. Он не соприкасается с глубокими основами вечной истины. Мышление в конце концов свыкается с восприятием вещей, с которыми оно уже давно знакомо, и эта сконцентрированность лишь на ограниченных понятиях все более и более ослабляет ум, все более сужает его возможности, в результате чего он постепенно теряет способность к расширению сферы познаваемого.

Таковы результаты ложного образования. Целью каждого учителя должно стать привлечение умов молодежи к великим истинам богодухновенного Слова. Именно такое образование необходимо как для этой жизни, так и для будущей.

И не стоит думать, что это помешает изучению наук или приведет к снижению образовательного уровня. Познание Бога высоко, как небо, и обширно, как вселенная. Нет ничего столь облагораживающего и ободряющего, как исследование великих тем, относящихся к нашей вечной жизни. Пусть же молодежь стремится постичь эти данные Богом истины. Их умственные способности будут развиваться, и они станут более выносливыми в работе. Это исполняет слово к невиданной широте мысли и откроет для него богатства нетленного знания.

Образование, получаемое при исследовании Писания, является познанием плана спасения на опыте. Такое образование восстанавливает в душе образ Божий. Оно придаст силы разуму и укрепит его против искушений; а также подготовит учащегося к тому, чтобы стать соработником Христа в Его работе по спасению мира. Христианское образование сделает его членом небесной семьи и приготовит к тому, чтобы принять в наследие вечную жизнь вместе со всеми святыми.

Почва при дороге

Притча о сеятеле говорит прежде всего о том, как влияет на прорастание семени почва, на которую оно падает. Этой притчей Христос говорит Своим слушателям: вы - в опасности, если критикуете Мои дела или испытываете разочарование от того, что Мое дело не согласуется с вашими идеями и представлениями. Самым важным для вас является вопрос: как вы относитесь к Моей вести? От того, примите вы ее или отвергнете, зависит ваша вечная участь.

Объясняя сказанное о семени, которое упало при дороге, Он сказал: “Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге”.

Семя, посеянное при дороге, представляет Слово Божье, падающее на почву сердца невнимательного слушателя. Подобно утоптанной тропе, выбитой ногами людей и животных, это сердце превратилось в дорогу, открытую для всего мирского, для его соблазнов и грехов. Поглощенная эгоистическими целями и потворством своим греховным наклонностям, душа “ожесточается, обольстившись грехом” (Евр. 3:13 ). Духовные способности человека парализованы. Люди слышат Слово, но не понимают его. Они даже не понимают, что оно относится к ним. Они не осознают, что находятся в нужде и опасности. Они не отзываются на любовь Христа и проходят мимо вести о Его благодати, считая, что это к ним не относится.

Как птицы готовы склевать семя, упавшее при дороге, так и сатана готов похитить семя Божественной истины из души человека. Он боится, что Слово Божье может пробудить беспечного человека и оказать воздействие на его огрубевшее сердце. Сатана и его ангелы собираются там, где проповедуется Евангелие. И в то время, когда ангелы небесные стремятся запечатлить в сердце человека Слово Божье, враг всегда готов лишить это Слово его благотворной силы. С серьезностью и основательностью, равной лишь его злобе, он пытается воспрепятствовать работе Духа Божьего. В то время, когда Христос привлекает к Себе душу человеческую Своей любовью, сатана пытается отвлечь внимание того, кто стремится к Спасителю. Он возбуждает в человеке критицизм; вселяет сомнение и неверие. Слушателям может не понравиться язык проповедника и его манеры, и они сосредоточатся на этих недостатках. Истина, в которой они нуждаются и которую Бог великодушно послал им, не производит должного впечатления.

У сатаны много помощников. Многие, заявляющие о своих христианских убеждениях, помогают искусителю похищать семена истины из других сердец. Многие, слушающие проповедь Слова Божьего, дома критикуют ее. Они судят о проповеди так же, как о лекции или политическом выступлении. Весть, к которой следует относиться как к Слову Господа, служит у них объектом легкомысленных и язвительных замечаний. Характер служителя, его мотивы и действия, поведение членов церкви открыто обсуждаются. При этом нередко произносится суровый приговор, повторяется сплетня или клевета, и все это - в присутствии необращенных. Часто подобное говорится родителями при их собственных детях. Так подрывается уважение к вестникам Божьим и почтение к их словам. После этого многие приучаются несерьезно относиться и к самому Слову Божьему.

В конце концов в домах таких христиан молодежь часто становится неверующей. Родители удивляются, почему их дети так мало интересуются Евангелием и с такой готовностью подвергают сомнению истину Библии. Они удивляются тому, как трудно морально и религиозно повлиять на молодежь. Они не осознают того, что их собственный пример очерствил сердца их детей. Доброе семя не смогло пустить корни, и сатана похитил его.

На каменистых местах

“Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”.

Семя, посеянное на каменистом месте, не находит достаточно глубокой почвы. Растение быстро всходит, но корень его не может пробиться сквозь камень, чтобы найти питание для продолжения роста, и вскоре растение погибает. Многие из принявших религию оказываются людьми с каменными сердцами. Подобно скале, лежащей под тонким слоем земли, себялюбие плотского сердца скрывается под почвой его добрых намерений и стремлений. Любовь к себе не преодолена. Люди не видят чрезвычайной пагубности греха, и потому сердце не смиряется, осознавая свою вину. Таких людей можно легко убедить, и они могут даже выглядеть обращенными, но на самом деле они религиозны лишь поверхностно.

Не стоит думать, что эти люди отпадают лишь потому, что слишком быстро воспринимают Слово Божье, или потому, что они воспринимают его с радостью. Матфей тоже, услышав призыв Спасителя, сразу поднялся, сразу оставил все и последовал за Ним. Бог желает, чтобы мы восприняли Его слова сразу, как только они достигнут нашего сердца; и радостное принятие этих слов является верным откликом. На небесах много “радости будет об одном грешнике кающемся” (Лк. 15:7 ). И в душе, верующей в Христа, тоже поселяется радость. Но те, которые, как сказано в притче, “тотчас с радостью принимают слово”, не осознают, к чему оно обязывает их, не знают цены, которую они должны заплатить. Они не применяют это Слово ко всем своим былым жизненным привычкам и обычаям с тем, чтобы полностью подчиниться этому Слову.

То же происходит и с христианином; его духовная жизнь питается незримым единением его души с Христом через веру. Но слушатели с сердцем, подобным каменистой почве, полагаются только на себя, вместо того чтобы уповать на Христа. Они уверены в своих добрых делах и благих устремлениях и вполне рассчитывают на свою собственную праведность. Они не сильны в Господе, не крепки силой Его могущества. Подобные “не имеют в себе корня”, поскольку они не находятся в союзе со Христом.

Жаркое летнее солнце, укрепляя и способствуя созреванию крепких и выносливых злаков, губит растения, у которых нет глубоких корней. То же случается с тем, кто “не имеет в себе корня”, “непостоянен” и, “когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”. Многие принимают Благую весть для избавления от страданий, но не для освобождения от греха. На какое-то время они обретают радость, поскольку считают, что религия освободит их от трудностей и испытаний. И пока жизнь их течет гладко, они могут казаться истинными христианами. Но они отступают под суровым натиском искушения. Они не могут перенести притеснений за веру во Христа. Когда Слово Божье указывает им на их лелеямый грех или требует от них самоотречения или жертвы, они отступают. Решительная перемена жизни требует от них слишком больших усилий. Они видят только земные тяготы и испытания, которые им предстоит преодолеть, и совсем забывают о вечных ценностях. Подобно ученикам, оставившим Иисуса, они готовы сказать: “Какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60 ).

У многих, считающих себя Божьими слугами, нет реального опыта личного познания Его. Их желание исполнять Его волю основывается скорее на собственных склонностях, а не на глубокой убежденности Святым Духом. Их поведение не согласуется с Законом Божьим. Они заявляют, что приняли Христа как своего Спасителя, но на самом деле не верят, что Он даст им силу для преодоления греха. Они не вступили в личные отношения с живым Спасителем, и в их характерах сохраняются как унаследованные, так и взращенные ими самими пороки.

Одно дело - в целом признавать силу Святого Духа, и совсем иное - осознать Его работу как обличение, призывающее к покаянию. Многие чувствуют свою отчужденность от Бога, ощущая себя связанными более своим “я” и своим грехом. Они предпринимают какие-то усилия, чтобы преобразовать себя, но при этом не распинают свое “я”. Они не отдаются полностью Христу для того, чтобы с помощью Божественной силы исполнять Его волю. Они не желают, чтобы их характеры были сформированы по Божественному подобию. В общем они признают свои недостатки, но конкретных своих грехов не оставляют. И эгоистичная натура набирает новую силу с каждым неверным поступком.

Единственная надежда для этих душ - в осознании истины, содержащейся в словах Христа, обращенных к Никодиму: “Должно вам родиться свыше”. “Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Ин. 3:7,3 ).

Истинная святость - это полная отдача на служение Богу. Это непременное условие подлинно христианской жизни. Христос ожидает полного посвящения и безраздельного служения. Он нуждается в наших преданных Ему сердцах, умах, душах и силах. Не следует лелеять свое “я”. Тот, кто живет для себя, не может называться христианином.

Главным мотивом всех действий человека должна стать любовь. Любовь - это основополагающий принцип Божьего правления на небесах и на земле, и она должна стать фундаментом характера христианина. Только она может укрепить и сделать его непоколебимым. Только она дает возможность христианину выстоять перед любыми испытаниями и искушениями.

Любовь проявляется в жертве. План искупления открывается в жертве - жертве такой широкой, глубокой и высокой, что она, по сути дела, неизмерима. Христос отдал за нас все, и те, кто поистине обрел Христа, готовы так же пожертвовать всем ради своего Искупителя. Превыше всего они будут помышлять о Его чести и славе.

Если мы любим Иисуса, мы будем жить для Него, приносить Ему наши благодарственные жертвы и трудиться для Него. Сам этот труд станет для нас легким. Ради Него мы с радостью возьмемся за любой труд, перенесем боль и всем пожертвуем. Только так мы постигнем Его жажду спасения людей. Так мы проникнемся тем нежным стремлением к душам людей, которым жил Он.

Таковым является подлинное христианство. Все иное - обман. Никакая отвлеченная теория об истине, никакое иное ученичество не спасут ни единой души. Мы не принадлежим Христу, если не отдались Ему всецело. Именно половинчатость в христианской жизни является причиной недостатка целеустремленности и нетвердости желаний. Попытка служить одновременно и себе, и Христу делает человека слушателем с каменистым сердцем, который не устоит перед испытаниями.

Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами.

Иисус Христос сказал: "Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.


Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.

Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.

Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.

Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: "что значит эта притча?" - Он им объяснил:

Семя есть слово Божие (Евангелие).

Сеятель - тот кто сеет (проповедует) слово Божие.

Земля - сердце человеческое.

Земля при дороге , куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.

Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.

Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.

Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.

Смысл притчи о Сеятеле достаточно подробно объяснен Самим Господом. К евангельскому объяснению можно еще прибавить, что Сеятель — это Сам Господь, семя — слово Божие, поле — все человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова. Подобно семени, евангельское слово но- сит в себе начало жизни, жизни истинной, ду-ховной, ибо что такое истинная жизнь? Сия же есть жизнь вечная, отвечает Господь в Своей первосвященнической молитве, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. XVII , 3). Евангельское сло-во дает это знание истинного Бога, и потому оно является дивным семенем спасения и жизни. Брошенное в человеческое сердце, оно при бла-гоприятных условиях взрастает и приносит плоды — добрые дела и святую жизнь. Подобно се- мени, оно вечно носит в себе эту живую силу.

В настоящее время, как и девятнадцать веков тому назад, оно одинаково волнует и трогает, ра-дует и утешает, судит и смиряет, затрагивая са мые сокровенные струны человеческого сердца.

Умирают философские системы, забываются политические теории, блекнут цветы поэзии, но слово Божие живо и действенно и острее всяко- го меча обоюдоострого: оно проникает до разде-ления души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. IV , 12). В нем скрыта вечно живая истина.

Но, обладая всегда этой скрытой живой силой в одинаковой степени, слово Божие не всегда дает одинаковый урожай. Это зависит от той почвы, в которую оно падает, и здесь притча приобрета-ет для нас особенно жгучий, живой, личный интерес, ибо почва эта — наше сердце. Мы все, слушатели и читатели слова Божия, получаем свою долю святых семян; мы все, наверное, хотели бы, чтобы в нашем сердце была плодородная почва, приносящая стократный урожай, и вопрос, по- чему этого не бывает и почему всходы так чах- лы, убоги и перемешаны с сорной травой, — воп-рос этот, конечно, для нас далеко не безразлич-ный.

Вдумаемся внимательнее в притчу, чтобы в ее дивных образах и символах открыть важные для нас законы душевной агрономии, на которые указывает Господь Иисус Христос.

Для того, чтобы с успехом возделывать ниву и применять к ней рациональные способы обработки, необходимо прежде всего изучить почву и знать ее состав. Песчаная почва требует одного удобрения, суглинок — другого, чернозем — иного; да и сами приемы обработки на разной почве бывают неодинаковы. Точно также и в духовной жизни. Чтобы понять причины, обусловливающие для человека бесплодность слова Божия, и в то же время найти правильные способы обработки и воспитания души, которые могли бы повысить урожай святого семени, усилить влияние и действие на человека евангельского слова, — для этого надо изучить почву нашего сердца и выяснить, что именно в этом сердце препятству-ет успешному произрастанию семени. Соответственно с этим мы и можем принять те или другие меры.

Говоря о судьбе семени, Господь в Своей прит-че изображает четыре рода условий, в которые оно попадает при посеве и которые различно вли-яют на его произрастание. Это — четыре различ-ных вида психики человека, четыре вида устроения души.

Когда сеятель сеял, случилось, что иное (семя) упало при дороге, и налетели птицы и поклева- ли то (ст. 4).

Это — первый тип. Сердце похоже на проез-жую дорогу, а семя, падая на нее, даже не про-никает в почву, но остается на поверхности и делается легкой добычей птиц.

Что это за люди?

Во-первых, сюда относятся натуры грубые, чисто животного склада. Это самый дурной тип среди людей, и, к сожалению, их в настоящее время особенно много. Они живут чисто утроб- ной жизнью: вкусно есть, сладко пить, много спать, хорошо одеваться — выше этого они ни- чего не знают. Корыто, корм и пойло — этим исчерпывается все их содержание. Их мировоз-зрение исключительно материалистическое. Вопросы духа для них не существуют. К идеалам правды, добра и красоты, ко всему, чему поклонялось человечество как величайшей святыне, что манило и увлекало героев, подвижников и лучших деятелей истории, чему те отдавали без- заветно свои силы и свою жизнь, — ко всему этому люди типа проезжей дороги относятся с циничной насмешкой и откровенным презрением. «Выгода» — вот слово, которое определяет их деятельность. Для них бог — чрево, и Еванге-лие, слово Божие встречает в них глухую стену тупого безразличия. Оно отскакивает от них, как горох от стены, не пробивая даже внешней коры эгоизма и не проникая внутрь, в сердце. Если иногда и остается оно на поверхности памяти, то лишь до того момента, когда первый порыв рас-путства, сластолюбия или любостяжания налетит, как птица, и поглотит все без остатка, а грубое сердце остается по-прежнему твердым и не- проницаемым.

Во-вторых, к этой же категории относятся люди очень легкомысленные, живущие только поверхностными впечатлениями. Сущность их пси-хики — праздное любопытство, которое легко воз-буждается, но вовсе не стремится к тому, чтобы полученные впечатления связать с глубокими ос-новами душевной жизни. Такое любопытство не приносит никакой пользы: оно бесцельно и бес-предметно. Впечатления оцениваются здесь исключительно по их действию на нервы. Все, что щекочет нервы, одинаково привлекает людей этого типа. Поэтому для них совершенно безразлично: слушать хорошего проповедника или модного тенора, смотреть религиозную процессию или английский бокс, присутствовать при торжественном, вдохновляющем богослужении или покатываться со смеху, смотря смешной водевиль. Весь мир они рассматривают так, как буд- то он создан исключительно для их развлечения, и к каждому явлению жизни они подходят с этой же меркой. Если они слушают вдохновенного про-поведника, говорящего о евангельской правде, о лучезарном мире чистоты и святости, о Великом Любящем Боге, они скажут в похвалу лишь одно: «О, он хорошо, красиво говорит!» или: «У него выработанная, изящная речь!» Это самая унизи-тельная похвала для проповедника, сводящая его на роль школьника, демонстрирующего перед экзаменаторами свои литературные и декламаторские таланты. Пусть в проповеди слышатся ры-дания и неподдельные слезы страдающей любви, стон измученного сердца, горечь и негодова-ние при виде попранной правды, они не найдут других слов для оценки, кроме пошлой фразы: «О, у него драматический талант!» Как будто пе-ред ними артист сцены, выступающий исключи-тельно для того, чтобы их развлекать и щеко-тать их истрепанные нервы.

Это люди мелкой души, и жизнь для них — не серьезная задача, полная глубокого смысла, а просто фарс. Люди этого сорта евангельское слово слушают так, как будто оно к ним не относит- ся: они его не воспринимают.

Третья разновидность людей этого сорта — это натуры рассеянные, с разбросанными мыслями. В них нет ничего основного, постоянного, что служило бы центром их жизни. Это люди, как их называют, без стержня, то есть в них нет преобладающей склонности или привязанности к од-ному какому-либо делу или занятию, определя-ющему направление их жизни. Чем живут эти люди? Вы сразу этого не скажете: здесь все так текуче, так изменчиво, так непостоянно. Сегодня одно, завтра другое, послезавтра третье. Одна мысль сменяет другую, как в калейдоскопе, без всякого порядка и системы. Одно увлечение вы-тесняется другим, план следует за планом, со- всем как на проезжей дороге, где катятся экипа-жи, идут прохожие, сменяя один другого, топ-чется бродячий скот. Они все начинают, все пробуют и ничего не кончают. Цели жизни у них нет. Это — рабы минутного каприза, трость, ветром колеблемая. Их увлечения непрочны, нена-дежны, мимолетны. С легкостью мотылька пор-хают они с предмета на предмет. Всякая новин-ка их привлекает и захватывает, но лишь на ко-роткое время. «Что книга последняя скажет, то на сердце сверху и ляжет». Учить их чему-нибудь серьезному, проповедовать слово Божие — почти бесполезно. Это значит писать на воде, се- ять при дороге: затопчут прохожие, поклюют птицы, то есть мир с его вечной сменой новинок, диавол с его искушениями и соблазнами. Так как впечатления и мысли здесь постоянно сменяют-ся, то ни одно из них не проникает глубоко в сердце, и само сердце от этого мало-помалу теря-ет отзывчивость, способность воспринимать их хоть сколько-нибудь серьезно, становится сухим, равнодушным, жестким, как дорога, утоптанная ногами прохожих и укатанная колесами бесчис-ленных экипажей.

Таковы три разряда людей, принадлежащих к типу проезжей дороги. У всех у них общее то, что семя слова Божия в их душу совершенно не проникает, их не волнует, не радует, не возбуждает, но остается на поверхности, то есть только в памяти, в головном сознании, и, не принося никакого плода, скоро погибает.

Немного лучше следующие два рода почвы, указанные Господом Иисусом Христом в Его притче.

Иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло» потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло (ст. 5-6).

Поясняя эти слова, Господь прибавляет: посеянное на каменистом месте означает тех, кото-рые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непо-стоянны; потом, когда настанет скорбь или го-нение за слово, тотчас соблазняются (ст.16-17).

Тип, широко распространенный и достаточно нам знакомый. В этих людях есть несомненное стремление и любовь к добру, и слово Божие на- ходит в них живой и быстрый отклик, но оно не захватывает их настолько сильно, чтобы ради осуществления его в жизни они нашли в себе достаточно силы и решимости трудиться над со- бою, бороться с препятствиями и побеждать враж-дебные течения. Услышав евангельскую пропо-ведь о правде, любви, самоотвержении, они загораются сразу, как шведская спичка, но так же скоро гаснут. Эти вспышки мимолетных увлече-ний бывают очень сильны, как вспышки магния, и в этот миг эти люди способны даже на подвиг, но пройдет момент — и все кончилось, и, как после магния, остается лишь дым и копоть — досада на свою трусость и дряблость или же, на- оборот, сожаление о своем увлечении. К суровой, упорной, длительной работе эти люди не- способны, и непреодолимую преграду

пред-ставляет для них закон вступления в Царство Божие, данный Господом: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою бе-рется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. XI, 12).

На каменистой почве может расти только мел-кая травка, так и эти люди при обычных услови- ях спокойной жизни способны лишь на очень маленькие дела, не требующие усилий. Им нельзя отказать в чувствительности: вы увидите их иног-да в церкви молящимися со слезами умиления на глазах, их воодушевляет хорошее пение, трогают изречения и возгласы Божественной службы, полные возвышенного смысла; с чувством повторяют они вместе с другими: «Возлюбим друг друга…», «Друг друга обымем, рцем: братие!» Но когда наступает минута, когда от хороших слов надо перейти к делу, вы сразу увидите, что слезное умиление и религиозный подъем не смягчи-ли их холодной души, что то был лишь фосфорический блеск, не дающий тепла, простая сен-тиментальность или ложная чувствительность, а не настоящее чувство. Они любят иногда читать жития святых, как любят дети читать страшные сказки и трогательные истории, но и здесь даль- ше вздохов и словесных восторгов дело не идет. Они не прочь помечтать об этой подвижнической жизни и представить себя в роли подвижников и мучеников за правду, но те усилия воли, кото- рые требуются для этого, их пугают. Они ничего не имеют против добродетели, нравственности, аскетизма, даже хотели бы попасть в Царство Небесное, но при условии, что для этого от них не потребуется никаких лишений и чтобы это возможно было сделать с полным комфортом и со всеми удобствами. В Царство Небесное они хотят въехать в вагоне первого класса.

Что мешает этим людям безраздельно отдать- ся Христу и приносить полный плод? Камени-стый пласт, который лежит под наружным слоем хорошей почвы и не позволяет корням растения проникнуть глубже.

В душе человека таким каменистым пластом является себялюбие. Обыкновенно оно лишь слегка закрыто сверху тонким налетом чувствитель-ности и добрых порывов. Но когда необходимо эти добрые порывы углубить и осуществить в жизни, то есть сделать доброе дело, которое, соб-ственно, и составляет плод доброго порыва, против этого неизменно восстает себялюбие и рож- денное им саможаление. Допустим, вас просят оказать помощь. Вы готовы это сделать и пожертвовать что-нибудь нуждающемуся, но сейчас же вы слышите голос себялюбия: «А сам-то я с чем останусь? Мне самому нужны деньги: у меня их так мало!» Ваш добрый порыв наталкивается на холодную каменистую стену эгоизма и блекнет, как нераспустившийся бутон.

Себялюбие с лишениями, даже воображаемы- ми, не мирится.

Так бывает и в духовной, идейной борьбе. Люди часто носят христианские убеждения, как приличный костюм, дающий им вид порядочно-сти и джентльменства, пока это их не стесняет и ни к чему не обязывает. Но когда за эти убеждения приходится платить страданиями и лишения- ми, сейчас же саможаление шепчет коварно: «Да стоит ли так мучиться? Не слишком ли дорога плата? Ведь можно и без убеждений обойтись!»

В результате — измена и отступничество.

Последний тип людей, в душе которых слово Божие остается бесплодным, характеризуется Господом в следующих словах:

Иное упало в терние, и терние выросло, и за- глушило семя, и оно не дало плода.

Посеянное в тернии означает слышащих сло-во, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода (ст. 7, 18-19).

Это люди, которые желают одновременно ра-ботать Богу и маммоне. Желая жить по законам Божиим, они в то же время не хотят отказаться и от мирской суеты и кончают обыкновенно тем, что этот водоворот мирских забот, увлечений, пристрастий поглощает их без остатка, вытесняя из души все светлое, идейное, возвышенное. Если человек не борется с земными пристрастиями во имя евангельской правды, он неизбежно становится их пленником, и одно слышание слова Божия его не спасет. Попытки установить в жизни равновесие между данью Богу и данью маммоне и миру сему никогда не удавались, ибо душа — существо простое и двоиться не может. Никто не может служить двум господам, — говорит Господь: — ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. VI , 24).

Эти люди также непригодны для Царства Божия. Так много пропадает семени слова Божия безрезультатно!

Из четырех категорий только одна приносит плод: иное семя упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и прино- сят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (ст. 8, 20).

Это натуры цельные, у которых слово не расходится с делом и которые, слушая и воспринимая слово Божие, пытаются его исполнить и жить по его указаниям. Но и у этих людей, отзывчи-вое и искреннее сердце которых представляет доб-рую почву, повиновение евангельскому слову не бывает у всех одинаково полным и совершенным, ибо иной приносит тридцать, иной шестьдесят, иной сто. Это значит, что один в силах выпол-нить третью часть того, что от него требует высший идеал христианского совершенства, другой — почти две трети, и лишь немногим удается ис- полнить все полностью и в совершенстве. Это натуры избранные. Это те, о которых Господь говорит: нашел Я мужа по сердцу Моему… кото-рый исполнит все хотения Мои (Деян. XIII , 22).

Таких людей немного. Но как ярко сияют они на тусклом фоне тепло-холодного отношения к Евангелию большинства современников, вялых, дряблых, слабых в добре, и как возвысило и про- светило их душу слово Божие, которому они отда-лись беззаветно и которое исполнили до конца!

Вот преподобный Антоний Великий. Два еван-гельских изречения произвели решительный перелом в его душе и направили его на путь, при- ведший к высшим степеням святости. Однажды вскоре после кончины своих родителей, будучи еще юношей 18-20 лет, он услышал в церкви слова Господа: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и следуй за Мною. Он принял эти слова за совет, обращенный непосредственно к нему, и исполнил его буквально, раздав имение бедным. В дру-гой раз, услыхав слова Спасителя: не заботьтесь о завтрашнем дне, он почувствовал в них властный призыв, которому беспрекословно подчинил- ся: покинул дом и ушел в пустыню, чтобы, освободившись от всяких забот, в подвигах аскетической жизни отдаться Тому, Чья воля стала для него высшим законом. Слово принесло в нем сто- кратный плод.

Вот преподобномученица Евдокия, первона-чально великая грешница, очищенная и

преоб-раженная словом Божиим, подобно тому горящему углю, который взял клещами с жертвен- ника Господня шестокрылатый Серафим, чтобы коснуться уст пророка (Исх. VI , 6-7).

В миру ее звали Марией. Она была дивно хо-роша собой, и в этом было ее несчастье. Успех, лесть, всеобщее поклонение вскружили ей голо-ву. Мария вела суетную, легкомысленную свет- скую жизнь, снаружи нарядную и блестящую, но по содержанию пустую и пошлую. Пиры, раз- влечения всякого рода заполняли все ее время, не давая ей опомниться, прийти в себя. Но под внешностью светской львицы таилось доброе сер-дце и отзывчивая душа. Это ее спасло.

Однажды около той гостиницы, где пировала Мария, окруженная толпой поклонников, оста-новились в нерешительности два старца-инока. Видно было, что они пришли издалека. Их ноги и одежда были покрыты пылью, избитая, потре-панная обувь говорила о дальней дороге. Они были утомлены, и им хотелось отдохнуть в гос-тинице, но звуки музыки и веселое общество их пугали. Наконец они решились войти. Их поме-стили рядом с пиршественным залом в комнате, отделявшейся лишь тонкой перегородкой.

Шумная оргия продолжалась. Слышались бес- стыдные речи. Опьяненная Мария танцевала со-блазнительный, сладострастный танец.

Кто-то вспомнил о старцах.

— Посмотрим, что они делают? То-то, должно быть, намолятся!

— Оставьте их в покое, — сказала Мария с улыбкой.

Но уже несколько беспутных гуляк скучились у перегородки, прислушиваясь к тому, что дела- лось за ней.

— Тсс… Тигле! Что-то читают! Послушаем!

Шум умолк. В наступившей тишине слышал-ся слегка заглушенный стеной голос читавшего старца.

Он читал:

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фари-сея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. VII, 37-38).

— Вот нашли место для подобных чтений! — воскликнул один из молодых гуляк. — Эй, вы там!..

— Оставь! — вскричала Мария. Лицо ее становилось все серьезнее по мере того, как развертывалась чудная евангельская история о прощенной грешнице. Она сама не понимала, что с ней делалось.

А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. VII , 47).

— Ну ты-то уж не станешь заботиться об этом! — шепнул Марии самый юный из гостей.

Громкий вопль был ему ответом. Все вздрог-нули. Мария стояла вся трепещущая. Смертельная бледность покрывала ее лицо. Темные очи горели пламенем.

— Прочь от меня все! Оставьте меня!..

В ее сердце горели эти дивные слова о прощении, о спасении, о милосердии Божием. Так засох- шая земля жадно глотает влагу весеннего дождя.

Смущенные гости расходились. Мария бросилась за перегородку к изумленным старцам. Мгновенное изумление последних сменилось не-годованием.

— Уйди от нас! — сказал один из них сурово. —
Или нет в тебе стыда?!

— Отцы, не отвергайте меня! Я — грешница, но Господь не отверг блудницы!..

Она прильнула устами к запыленным ногам старцев: грешница Мария стала святой Евдокией. Слово Божие принесло стократный плод.

Какие уроки извлечем мы из всего сказанно-го? Если мы действительно хотим, чтобы еван-гельское семя давало в нас обильный плод и на-мерены серьезно трудиться над этим, то должны изучить почву своего сердца и выяснить, что именно мешает произрастанию слова Божия. По-думайте, к какому типу вы принадлежите? Представляет ли ваше сердце проезжую дорогу или каменистую почву или семена слова Божия гибнут в нем, заглушенные терниями мирской суеты?

Надо при этом иметь в виду, что указанные типы в чистом виде редко встречаются. Обыкновенно в человеческом сердце есть всего понемногу, и тип можно определить лишь преобладани-ем той или другой черты.

Определив особенности почвы, можно указать и применить особые приемы обработки сообраз-но с каждым родом почвы. Конечно, здесь все время необходимо помнить, что насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. III , 7), Который единственно Своей силой может самую бесплодную почву сделать плодоносной и, наоборот, плодородную ниву обратить в пустыню, и что к Нему, следовательно, прежде всего должны быть обращены наши мо-литвы и прошения об успехе работы. Но при этом уповании на Бога как главном условии успеха мы все-таки не освобождаемся от обязанности рабо- тать под собой, ибо кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. IV, 17).

Итак, что можем мы сделать?

О первой разновидности первого типа говорить почти не приходится, ибо психика людей этого сорта не заключает в себе даже желания стать нравственно лучше и чище. Из тупого животно-го самодовольства их может вывести разве ка-кая-либо катастрофа, посланная благодетельным промыслом Божиим. О них можно только мо-литься, но советовать им что-либо бесполезно, так как при обычных условиях они никакого совета исполнить не захотят. Две другие разно-видности, как мы видели, обращены в проезжую дорогу массой разнообразных пестрых впечатлений, которые, проносясь через сознание, подоб-но бесконечной веренице экипажей и прохожих, утрамбовывают почву, то есть делают душу жест- кой, черствой и невосприимчивой к слову Божию. Ясно, что первая наша забота здесь — по-ставить загородки, чтобы по дороге не ездили и не ходили. Говоря простым языком, это значит задержать или совсем остановить тот поток не- связных восприятий ежедневной жизни, который назойливо теснится в мозгу, загромождая его всяким хламом.

Подумайте, в самом деле, сколько всякой дряни проходит каждодневно через голову среднего так называемого культурного человека! Одна утренняя газета чего стоит! Тут и лживая передовица, освещающая события так, как это нужно редакции; тут и фельетон, полный скабрезного зубоскальства; тут и хроника, передающая все базарные новости; тут и объявления о пропав-шей моське и о враче, радикально излечиваю-щем половое бессилие. Прочитав все эти «полез-ные» сведения, вы чувствуете потребность, по крайней мере, два часа гулять на свежем возду-хе, чтобы проветриться. Далее, приходите вы на службу и сразу узнаете ряд других новостей: у кого сбежала жена, кто из коллег проворовался, кто получил повышение и награду и т. д. Возвращаетесь домой — у вашей жены уже сидит при-ятельница, патентованная сплетница, которая вываливает на вас целый короб самых свежих, только что испеченных известий. Вечером вы идете в театр, и снова перед вами проходит новая вереница происшествий, речей, монологов, различных лиц, зрителей, актеров, знакомых и незнакомых, старых и молодых, нарядных и плохо одетых, вся эта волнующаяся, шумливая, веч-но изменчивая толпа, наполняющая места зре-лищ. Прибавьте к этому заключительный аккорд ресторанного ужина с впечатлениями электрического света, разряженных женщин, дешевого оркестра и т. д. — и вы поймете, что, пожив месяц в этом кипящем котле внешнего разнообра-зия, мимолетных эффектов и внутренней пустоты, можно и очерстветь, и одуреть. Об успехе и влиянии на душу слова Божия при такой обстановке и речи быть не может. Но поставьте рогат-ки, откажитесь от этого шума и суеты, ограничьте всеми зависящими от вас мерами этот наплыв впечатлений, живите более уединенной жизнью, обязательно обеспечьте себе часы углубленной вдумчивости и тишины — и вы увидите, что почва вашего сердца станет постоянно меняться и глубже воспринимать ростки Божьего слова.

У людей второй категории препятствием к произрастанию евангельского семени служит каменный пласт себялюбия. Сюда и должны быть об- ращены усилия. Этот пласт надо взломать и уда-лить. Так обрабатывают поле в Финляндии. Что- бы приготовить почву для посева, там необходимо сначала удалить массу громадных валунов и каменных обломков, загромождающих поле. Эти камни или взрывают, или выкорчевывают из грунта, подводя под них длинные толстые бревна. И надо видеть эту работу! Подводя под гро-мадный камень бревно, целая семья крестьян — владельцев или арендаторов поля — садится на свободный его конец и начинает качаться. Они качаются настойчиво, методически, качаются утром и вечером, качаются день, другой… И на- конец массивный валун начинает слегка вздрагивать и тихо-тихо выворачиваться из земли. Это трудная, скучная работа, но другого исхода нет: надо очистить поле. Нелегкая работа предстоит и с самолюбием. Вырвать его и удалить сразу нет никакой возможности, но можно отламывать его кусками. Не следует только жалеть себя.

Допустим, вас просят оказать услугу. Вам не хочется, ибо это связано для вас с потерей вре-мени и другими неудобствами. Ваше себялюбие протестует и ворчит. Не слушайте этого голоса, преодолейте себя и, победив на этот раз свое не- желание и саможаление, вы уже отломили кусок себялюбия. Продолжайте эту работу настой-чиво, упорно, непрерывно, как работают финские крестьяне, и мало-помалу ваше себялюбие ста- нет смягчаться, слабеть и исчезать, уступая мес-то лучшим чувствам самопожертвования и забо-ты о других. Тогда корни слова Божия будут глубже проникать в сердце и не погибнут от первой невзгоды.

Наконец, людям третьей категории, у которых терния заглушают всходы евангельского по- сева, нужно помнить, что маммоне и Богу одно- временно служить нельзя, что надо выбирать что- нибудь одно, и раз избрано служение Богу, то терния и сорную траву суетных желаний и мир-ских пристрастий надо тщательно выпалывать, иначе они разрастутся и заглушат слово Божие. При этом полезно помнить, что чем раньше про- изводить эту работу, тем лучше. Пока терния только в зародыше, их легко выполоть.

Пока греховные желания существуют только в мыслях и не перешли еще в дело, их легче побороть. Но они укореняются, когда осуществ-ляются в действии, и тогда борьба с ними стано-вится труднее.

Когда почва таким образом сколько-нибудь подготовлена, то сама обработка души, содействующая успешному произрастанию слова Божия, производится по старому правилу аскетов: паши плугом покаяния, удобряй молитвой, орошай слезами сокрушения и постоянно выпалывай дур-ную траву страстей.

Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Одним из таких отрывков, который неоднократно повторяется, является притча о сеятеле. И действительно, из всех четырех жизнеописаний Иисуса Христа, данная притча встречается трижды. Поэтому давайте исследуем ее и посмотрим, чему особенно важному Господь хочет научить нас в этой притче.

1. Притча

Притча о сеятеле записана в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-9, и в Луки 8:4-8. Возьмем за основу повествование от Луки, где мы читаем:

Луки 8:4-8
«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран им не случайно. Действительно, как сказано в четвертом стихе: «Когда же собралось множество народа , и из всех городов жители сходились к Нему, Он [увидев, что к нему идет множество народа – прим. авт.] начал говорить притчею …». Иисус говорил эту притчу, когда много людей пришло к Нему послушать Слово Божье. Как мы увидим, притча будет о слушании Слова Божьего. Поэтому Иисус, говоря эту притчу, хотел, чтобы все, приходящие к Нему послушать Слово, осознавали, какая возможность выбора будет им предоставлена.

2. «При дороге»

Посмотрев на вышеприведенный отрывок из Евангелия от Луки, мы можем сказать, что эта притча о семени, которое попадает в четыре разных вида почвы, первый из которых был «при дороге». Как сказано в Луки 8:5:

Луки 8:5
«…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его».

Одно из посеянных семян упало «ПРИ дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами.

Толкование этой части притчи приводится несколькими стихами ниже. Итак, в Луки 8:11-12 говорится:

Луки 8:11-12
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Также в Матфея 13:19 , в толковании той же самой части притчи, говорится:
«…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге».

Согласно вышеприведенным отрывкам, семя, которое сеется, это СЛОВО БОЖЬЕ, или «слово о Царствии». Однако это Слово не везде дает одинаковый результат, так как его плодоносность зависит от земли, в которую оно падает. Один из возможных видов почвы - это земля «у дороги», которая, согласно толкованию притчи, обозначает людей, хотя и слушающих Слово Божье, но не разумеющих его. Что имеется в виду под словами «не разумеют» - об этом мы узнаем из контекста притчи. Так, греческое слово, переводимое в приведенном выше отрывке как «разумеющий», - производное от глагола «suniemi», которое в Евангелии от Матфея 13 главе используется шесть раз, пять из которых – в отношении нашей притчи. Так, в Матфея 13:13-15 сказано:

Матфея 13:13-15
«…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и сбывается над ними [над тем, кто видя не видит и слыша не понимает – прим. авт.] пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и глазами смотреть будете--и не увидите, ИБО [по этой причине они, хотя и слышат, но не понимают. – прим. авт.] огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами , и не уразумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.] сердцем , и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Такой человек, хоть и слышит Слово, сердцем своим (духом своего ума) он его не разумеет. Здесь, в притче о сеятеле, имеется в виду не простое умственное понимание Слова. Скорее, это понимание, принятие Слова всем свои сердцем, духом ума. Поэтому-то результат, который принесет семя Слова, и будет зависеть от почвы, от сердец слушающих Слово. Одно и то же семя, попадая в разную почву, т.е. в разные в качественном отношении сердца, дает разный результат. Если сердце огрубело, тогда семя Слова Божьего будет подобно семени, падающему при дороге. Оно не взойдет и, конечно же, совсем не принесет плода. Как сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:3-4 и Ефесянам 4:17-19:

2 Коринфянам 4:3-4
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы , чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

И в Ефесянам 4:17-19
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме , отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их . Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Есть люди, для которых Слово Божье «закрыто» и которые не могут «уразуметь» его, не потому что Слово Божье трудно для понимания, но потому что их сердца огрубели, стали жесткими, не позволяя семени Божьего Слова прорастать.

Также, греческое слово, переведенное в отрывке из Ефесянам как «помрачены», - это слово «porosis», что означает «бесчувственность». То же самое слово используется в Марка 3:5 для описания сердец характерной группы людей, которые так сильно преследовали Иисуса - фарисеев:

Марка 3:5
«И, [Иисус] воззрев на них [то есть, на фарисеев (см. Марка 2:24) – прим. авт.] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их [греч.: «porosis» - «бесчувственность» – прим. авт.]…»

Рядом с фарисеями был Сам Сын Божий Иисус Христос!!! Они слышали и видели величайшего Учителя, величайшего из когда-либо живущих на земле. И все-таки они в Него не верили. Почему? Потому что сердца их огрубели, т.е. были очень жесткими и неподходящими для принятия и роста семени Слова. Не семя – Слово Божье - было тому виной, а ЗЕМЛЯ, их жесткие сердца.

3. «Иное упало на места каменистые»

Рассмотрев первый вид почвы, в которую падает семя Слова Божьего, давайте теперь перейдем ко второму. О нем в Матфея 13:5-6 сказано:

Матфея 13:5-6
«…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»

Семя может прорастать в разных видах почвы. Но не во всех из них оно выживет и будет приносить плод. Одна из почв – это та, в которой семя, которое, хотя и взошло первоначально, в конечном итоге не смогло прижиться, находясь в каменистой земле. Причина, по которой семя не прижилось - в том, что камни не позволяют ему пускать глубоко корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, как только подует ветер, оно засыхает.

Обращаясь к Евангелию от Марка для толкования этой части притчи, читаем:

Марка 4:16-17
«Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его , но не имеют в себе корня и непостоянны ; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются ».

Как видим, каменистую почву представляют собой люди, слушающие Слово Божье и сразу же принимающие его, даже с радостью. Однако это ненадолго, ибо, когда возникают скорби и гонения, такие люди так же быстро отпадают. Очевидно, что проблема, которая, в конечном итоге, и является причиной их отпадения, в том, что они очень слабы в скорбях и гонениях. Поэтому, когда дьявол выстраивает подобные события против них, они тут же отпадают. Причина их отпадения не в том, что скорбь для них слишком невыносима, ибо во 2 Коринфянам 4:17, 1 Коринфянам 10:12-13 и 1 Петра 5:10 говорится, что при искушении нам будет дано и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Коринфянам 10:12-13). Причина в том, что они не хотят оказывать даже малейшее сопротивление дьяволу (как говорится в этом отрывке: они «тотчас соблазняются»). В Иакова 4:7 сказано:

Иакова 4:7
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и [в результате вашего противостояния – прим. авт.] убежит от вас».

Также в 1 Петра 5:8-9 говорится:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою , зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Если мы не противостанем дьяволу, он от нас не убежит. Другими словами, он поглощает тех, кто ему не противостоит. К категории потенциальной мишени для дьявола относятся также люди с ожесточенным сердцем. Когда приходит дьявол и приносит скорби, они тотчас же становятся для него легкой добычей. Они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

4. Третья категория

Рассмотрев две первые категории людей, слышащих Слово, перейдем теперь к третьей. В Марка 4:7 говорится:

Марка 4:7
«Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода».

Третий вид почвы, в которую падает семя, - это тернистая земля. Зерно, падая в такую почву, заглушается терниями и, следовательно, не приносит плода. Для понимания того, что имеется в виду в этой части притчи, перейдем к Марка 4:18-19, где написано:

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

К сожалению, эта третья категория людей тоже не благополучна. Проблема этих людей в том, что Слово Божье сосуществует в их сердцах вместе с заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями». В конечном итоге, все это становится терниями, препятствующими росту Слова Божьего, заглушающими его и делающими его неплодоносным. В противоположность тому, как поступают люди этой категории, Иисус сказал:

Матфея 6:25-34
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы ».

Прежде всего – дела Царства Божьего, а потом – все остальное. Если мы применяем этот принцип, то все остальное нам будет прилагаться. Однако, если мы его не применяем и на первое место ставим заботы и все остальное, что представляется нам важным, это приведет к тому, что Слово не сможет вырасти и принести плод.

Череда забот этого мира, обольщение богатством и другие пожелания – это очень серьезно. В статье этот вопрос рассматривается отдельно.

5. «Иное упало на добрую землю»

Подходя к этому моменту, мы уже рассмотрели три вида почвы, куда упало семя Слова Божьего. К сожалению, ни в одной из почв оно не смогло принести плода. Так, первая почва, которая была «у дороги», была настолько твердой, что семя даже не смогло взойти. Вторая тоже была каменистой, в которой семени невозможно пустить глубокие корни. И, наконец, третья была тернистой, заглушающей семя, так что оно не могло приносить плод. Теперь, когда мы рассмотрели три эти категории, не приносящие плод, пришло время для нас взглянуть на ДОБРУЮ почву, приносящую плод. В Матфея 13:8 о ней говорится:

Матфея 13:8
«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

И здесь же, в Матфея 13:23 , приводится толкование:
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего [греч.: «suniemi» - прим. авт.], который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

В этот раз семя упало не при дороге, не на каменистую землю и не в тернии, а на добрую землю , в сердца людей, слушающих Слово и разумеющих [греч.: «suniemi»] его. Луки 8:15 дает объяснение, кто такие «разумеющие его»:

Луки 8:15
«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении…».

Как мы, возможно, помним, люди из первой категории не могли «разуметь», принять Слово, так как сердца их огрубели, стали жесткими. Люди же, принадлежащие четвертой категории, наоборот, разумеют Слово, помещая его в свои добрые и чистые сердца . У людей этой категории есть все, чего нет у остальных трех категорий, не приносящих плод. Если у людей в первой категории сердца были грубыми и жесткими, то здесь сердца добрые и чистые . Люди из второй категории были неспособны переносить трудности и при первых скорбях тотчас же отпадали, люди же этой категории - терпеливы (они «приносят плод в терпении », как говорится в этом отрывке) и не сдаются. Наконец, если в третьей категории Слово Божье было заглушаемо различными заботами и пожеланиями, которые становились на первое место в жизни, то здесь Слово ХРАНИТСЯ в сердцах людей, продолжая оставаться главным приоритетом. Эта категория приносит плод. Как сказал Христос в Иоанна 15 главе:

Иоанна 15:1-2, 4-5, 8, 16
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой--виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне . Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал , дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Бог очищает каждую ветвь, приносящую плод, чтобы она могла принести больше плода. Чем больше плода она приносит, тем более прославляется Господь.

6. Заключение

В заключение: Слово Божье могут слышать разные люди, но и результат их слушания будет разный, в зависимости от разного качества сердец, слушающих Слово. Так, одни отвергнут его, другие примут, но до первых гонений и скорбей, третьи примут, но, в конечном итоге, поставят его на последнее место, отдавая приоритет другим вещам (заботам, богатству, другим пожеланиям). И, наконец, некоторые сохранят его в добром и чистом сердце, принося плод. Поэтому Иисус, заканчивая толкование притчи, сказал: «…наблюдайте, как вы слушаете» (Луки 8:18). Важно не просто слушание Слова, но и то, как мы его слушаем, потому что многие слушают его, но только те, кто слушают его и хранят в добром и чистом сердце, будут приносить плод. Да будем все мы в числе этих людей и да пребудем мы среди них всегда.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ

Вышел сеятель сеять:

образ заимствован от занятия известного всем, а потому всем понятен. Сеяние – прекрасный образ проповеди слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод.

Иное упало:

«Христос не сказал, что Он Сам (сеятель) бросил, но что семя упало» (Иоанн Златоуст)

При дороге:

которая идет через поле, следовательно – на месте твердом, которое не было возделано и на котором семя не попало в землю, но лежало на поверхности оной, где могли найти его птицы и поклевать.

Одно во сто крат и пр.:

смотря по тому, на сколько удобрена и приготовлена почва под посев, ибо и на одном поле не во всяком месте семя дает одинаковое количество плодов. Смысл сей притчи объяснен Самим Господом:

Ко всякому, слушающему слово и пр.:

семя означает слово Божие, сообщаемое человеку или устной проповедью, или чрез Священное Писание.

Не разумеющему:

у кого ум так омрачен или так отвердел от грубости, и сердце так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца такого человека, не пустив корней внутрь, лежит как семя на дороге, открытое для всех проходящих, птиц и ветра.

Приходит лукавый:

сатана или демон, который в притче представляется под образом птицы или птиц, поклевывающих семя, лежащее на поверхности дороги и не пустившее корней.

Кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его:

это те, кто, слыша проповедь евангельскую, увлекаются ею, как приятною новостью, иногда даже искренно, чистосердечно; им она нравится, им она приятна, они находят удовольствие в слушании ее. Но корня в их умах и сердцах слово не пускает, ибо такие люди непостоянны, легкомысленны и боязливы.

Когда настанет скорбь или гонение за слово:

когда нужно принести какую-либо жертву ради Евангелия, они соблазняются, изменяют вере своей и Евангелию, – они падают, как трава без корня глубокого, палимая лучами солнца; их вера не довольно тверда, чтобы перенести искушения эти, у нее нет корня в сердце.

В тернии:

терние означает заботы о временных благах и особенно обольщение богатством, которые поглощают время и внимание людей, не оставляя достаточно ни того, ни другого для удовлетворения и большего раскрытия потребностей духовных. В особенности богатство обольщает; хотя обыкновенно оно и не дает тех благ, какие обещает, но все более и более привязывает человека к себе и – так нередко до смерти, почему сребролюбие и считается материю всех зол (1 Тим. 6, 9 – 11). Не мудрено посему, что оно заглушает посеянное в сердце слово, и слово сие остается в таком человеке бесплодным. «Христос не сказал: век, но забота века; не сказал: богатство, но обольщение богатства. Итак будем обвинять не сами вещи, но испорченную волю; ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами. И хорошо сказал Иисус Христос: лесть богатства, потому что все в богатстве лесть, имена только, а не действительность; удовольствие, слава, пышность и все подобное этому, суть только призрак, а не действительная истина» (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).

На доброй земле:

добрая земля – это человек, который оставив житейское попечение, предается водительству слышимого и уразумеваемого им слова о царстве Божием, которого сердце чистое открыто для действия сего слова, как земля открытая для плодотворного дождя и живительных лучей солнца. Слово евангельское пускает в ней глубокие корни, возрастает и творит плод веры и добрых дел, плод более или менее значительный, смотря по относительному достоинству почвы. «Виды добродетелей различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости, смотря по тому, сколько кому дается по чистоте сердца» (Феофилакт Болгарский).

«Четвертая часть (семени посеянного) уцелела, да и та не одинаковый принесла плод, но большое и здесь различие. Из этого видно, что Иисус Христос предлагал Свое учение всем без различия. Не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но со всеми беседовал, предлагая Свое учение, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, дабы можно было Ему сказать: что Мне нужно было еще сделать и Я не сделал? От чего погибла большая часть семени? Это произошло не от Сеявшего, а от земли приемлющей, т.е. от души невнимательной... Но благоразумно ли, скажешь, сеять в терние, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы неблагоразумно, но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Справедливо стали бы обвинять земледельца за такой поступок, ибо камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородною землею, и дорога может быть не истоптана проходящими и сделаться тучною почвою, и терние может быть истреблено и семена могут расти беспрепятственно. Ибо, если бы это невозможно было, то Иисус Христос и не сеял бы. Если же это изменение происходило не во всех, то причиной этого – не Сеятель, но те, которые не хотели измениться. Заметь еще и то, что не один путь погибели, но различные и один от другого далеко отстоящие. Ибо те, которые подобны дороге, суть нерадивые, беспечные и ленивые; а камень изображает только слабейших. Не одно и то же, когда учение теряет свою силу без всяких козней и притеснений, и когда оно бывает недействительно при искушениях. Те же, которые уподобятся тернию, виновнее всех прочих... Но если и земля хороша и сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, другое в шестьдесят, третье в тридцать? Здесь опять различие зависит от свойства земли, потому что и в хорошей земле много можно найти различия. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не одинаковой степени добродетели требует, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место» Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).