Высказывание конфуция о культурном человеке. В подборку вошли высказывания, изречения, цитаты и фразы Конфуция

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) - мыслитель, основатель этико-политического учения, ставившего в основу социального устройства нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно!

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

Утром познав истину, вечером можно умереть.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Учитель сказал: "Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой".

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности.

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, – огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:

– Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?

– Так оно и есть, – ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

– Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

– Здесь нет жестоких властей, – ответила женщина.

– Запомни это, ученик, – сказал Конфуций. – Жестокая власть – свирепее тигра.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

Посылать людей на войну необученными – значит предавать их.

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

У сдержанного человека меньше промахов.

Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром".

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии.

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Сердитый человек всегда полон яда.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Ответить

Ответить

Ответить

Есть в восточных высказываниях что-то пленительное, какая-то неотразимая магия. Есть несколько известных и уважаемых людей, цитаты которых знают, пожалуй, в любой стране мира. Но афоризмы Конфуция стоят особо в этом ряду, может потому что имеют глубокие корни в многовековой культуре Китая. Афоризмы мудрости Конфуция дают возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть те черты характера, о которых мы возможно и не подозревали, узнать себя лучше. Может поэтому цитаты великих людей хочется читать, перечитывать и вчитываться… Эти высказывания отражают нашу реальную жизнь, они подлинные. Мы соглашаемся с афоризмами, их выводы нам так знакомы… Есть же высказывание – «афоризмы – это вехи, отмечающие нескончаемый путь сердца». Афоризмы – это язык сердца.

(с) Junger Moench

Одним из самых известных представителей восточных мудрецов является китайский философ, знаменитый педагог Конфуций. Его педагогический талант неоспорим, китайская педагогика и сейчас опирается на его постулаты – человечные, жизнелюбивые и высоконравственные. Он говорил о том, что к настоящему человеку будут стремиться все люди, живущие вдали, а окружающие его – радоваться. У него было огромное количество учеников, поэтому любопытны его высказывания и цитаты, посвященные учебе и знанию. Прошло много тысячелетий, а они остаются также актуальны и современны. Предлагаю несколько афоризмов Конфуция и его цитат о знаниях и учении.

Цитаты великих людей

Мудрый человек стыдится своих недостатков, но исправлять их не стыдится.
* * *

Не поговорить с человеком,
который достоин разговора, - значит потерять человека.
А говорить с человеком,
который разговора не достоин, - значит терять слова.
Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
* * *

Мудрость не знает волнений, смелость не знает страха.

Совершенный человек всё ищет в себе,
ничтожный – в других.

* * *
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба.
Низкий человек поджидает удачу.
* * *

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов
* * *

Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни
* * *

Цитаты о знаниях и учении

Если учишься не размышляя, впадаешь в заблуждение.
Если размышляешь, не желая учиться, оказываешься в заблуждении.
* * *

Достоин быть учителем тот, кто способен открывать новое, обращаясь к старому.
* * *

Мудрец говорит: «Из десяти хижин в любом месте можно найти человека,
не уступающего мне в добродетели.
Но в любви к учению никто со мной не сравнится».
* * *
Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу.
Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить

(с) Светлана Квашина

Если ты осторожен без необходимого знания – станешь трусом.
Если ты храбр без необходимого знания – станешь безрассудным.
Если ты прямодушен без нужного знания – станешь грубым.
* * *
Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает,
и так, как будто все время боишься их растерять.

Если утром познал истину, то вечером можно умереть.
* * *

Людей к послушанию можно принудить, но к знанию их принудить невозможно.
* * *

Мудрец дает наставления только тому, кто ищет знаний,
когда обнаружил свое невежество.
Мудрец оказывает помощь только тому,
кто не красноречив и не может четко рассказать о своих заветных думах.
* * *

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму

Обучение без мысли напрасно, мысль без обучения опасна.
* * *
Не разговаривать с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека;
разговаривать с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова.
Мудрый не теряет человека и не теряет слов.
* * *
В древние времена люди учились для самосовершенствования.
Сейчас же учатся для того, чтобы удивить окружающих.
* * *
Давай наставления только тому,
кто ищет знаний,обнаружив своё невежество.
Оказывай помощь тому,
кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы.
Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата,
представить себе остальные три.
* * *
Счастлив тот, кто ничего не знает – ведь он не рискует быть непонятым.
* * *

Не поддаются обучению только самые мудрые и самые глупые.

еще статья с подборкой с картинками

(кит.孔子 Кун-Цзы или кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы ) - древний мыслитель и философ Китая. Известный ныне во всём мире он оказал большое и глубокое влияние на жизнь Китая и всей Восточной Азии впоследствии став философской системой известной как Конфуцианство. В возрасте чуть более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог. А после падения династии Цинь его учение достигло статуса государственной идеологии вплоть до начала XX столетия, лишь временно уступая место буддизму и даосизму.

По настоящему его имя звучит - КУН ЦЮ (孔丘 Kǒng Qiū), хотя в писаниях и литературе звучит Кун-Цзы. Оказался ппервым педагогом Поднебесной в возрасте, всего лишь, 20-ти лет. В период Сражающихся царств школа Конфуция была всего лишь одной из многих тогда существовавших школ, которая после победы легизма и падения Цинь возродилась до статуса государственной идеологии. Сохранившей сей статус вплоть до начала XX столетия. Это позволило принять фигуру Конфуция в религиозный пантеон.

Конфуций родился в знатном роде Кун. Про это есть различные фильмы http://srubirubli.ru/zarubezhnye-priklyucheniya/ . Его родословная воспетая средневековыми авторами и изученная исследователями восходит к верному, - за это и награждённым титулом чжу хоу и уделом Сун, - Вэй-Цзы. По проществии веков, род Кун обеднел и утратил своё былое влияние.

Родился Конфуций около 551 году до н.э. в г.Цюйфу в царстве Лу, став сыном 63-летнего Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы Янь Чжэнцзай. Отец, вскорости скончался через полтора года после рождения мальчика. Его мать после интриг и плохого отношения старших жён, завидовавших ей, была вынуждена покинуть дом и обосноваться самостоятельно на чужбине. В связи с чем с раннего детства Конфуций много работал.

Известные книги Конфуция:
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»).

Умер Конфуций, где и родился, в 479 году до н.э. Сам Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких строчках:

  • «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
  • В 30 лет - я обрёл прочную основу.
  • В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
  • В 50 лет - я познал волю Неба.
  • В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
  • В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мудрость от Конфуция:

  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
  • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
  • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
  • Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
  • Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.
  • Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
  • Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
  • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
  • Молчание - великий друг, который никогда не изменит.
  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.
  • Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
  • Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
  • Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
  • Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
  • Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле - и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности
  • Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
  • Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
  • В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
  • Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
  • Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
  • Достойный человек не идет по следам других людей.
  • Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
  • Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
  • Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.
  • Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.
  • Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
  • Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
  • Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
  • Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
  • Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  • Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
  • Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии.
  • В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
  • Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
  • Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
  • Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
  • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
  • Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.
  • Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.
  • Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  • Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека - и познаешь степень его человечности.
  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
  • К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
  • Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
  • Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
  • Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
  • Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
  • Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
  • Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».
  • Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.
  • Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
  • Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
  • Не усвоив приличий, не утвердишься.
  • Ныне почитать родителей - это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
  • Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
  • Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь.
  • Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
  • Полезные друзья - это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья - это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
  • По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
  • Посещать и слушать злых людей - это уже начало злого дела.
  • Посылать людей на войну не обученными - значит предавать их.
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
  • Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
  • Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
  • Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
  • При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
  • Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, - это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, - это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, - это слепота.
  • Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.
  • Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
  • Сердитый человек всегда полон яда.
  • Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
  • Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
  • Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.
  • С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.
  • Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
  • Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
  • Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
  • Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
  • Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
  • Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
  • Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
  • Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего.
  • Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
  • Утром познав истину, вечером можно умереть.
  • У сдержанного человека меньше промахов.
  • Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
  • Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.
  • Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
  • Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
  • Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!
  • Если ты ненавидишь - значит тебя победили
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязания.
    Осторожность без знания должного превращается в трусость.
    Храбрость без знания должного превращается в безрассудство.
    Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
  • Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: - Вы так убиваетесь - похоже, скорбите не впервой?
    - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тифа погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
    - Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.
    - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
    - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть свирепее тигра.

Конфуций (настоящее имя - Кун Цю) был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. А золотое правило его этики звучало так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков.

Его уроки просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют настолько эффективно:

  1. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.
  2. Если ты ненавидишь – значит тебя победили.
  3. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  4. Перед тем как мстить, вырой две могилы.
  5. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
  6. Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.
  7. На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
  8. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  9. Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
  10. Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
  11. Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
  12. Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
  13. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
  14. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
  15. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
  16. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
  17. Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  18. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
  19. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
  20. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
  21. Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.
  22. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
  23. Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  24. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
  25. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

За життя пан Конфуцій хоч і був популярним філософом, але славу мудреця йому вирішили створити значно пізніше. Сталося це років через 300-400 після його відходу до предків. І я поясню, чому.

Під час життя Кун Цю (так насправді звали засновника конфуціанства) багато подорожував землями Китаю. Десь він працював радником місцевого князя, в іншому місці проводив церемонії, в третьому - правив містом, а в подорожах зазвичай вивчав древні знання і говорив з навколишніми. У будь-якій дорозі за ним слідували його учні, іноді до 30 чоловік. Це могли бути філософи, фермери, діти правителів… Та хто завгодно міг слідувати за вчителем, внісши внесок за знання - в’язку в’яленого м’яса.

Конфуцій постійно щось коментував, наводив приклади з життя, алегорії і порівняння. Більшість учнів дослівно записували все, що говорив учитель, і залишили на суд нащадків, що слід вважати розумними думками і що - ні.

Так і вийшло: від Конфуція спадкоємцям дісталося безліч томів, які були доповнені його власними трактатами про традиції, жертвопринесення і музику. Конфуцій пізніше став чимось на зразок Леніна для жителів пост-радянського простору: йому приписали чужі цитати, непотрібні слова прибрали, викреслили з його вчення практично всю основну частину (про традиції і жертвопринесення), залишивши хіба що поклоніння предкам і повагу до старших. На основі цих текстів китайські правителі і заснували Конфуціанство - правила нового життя для китайців.

Про благородного мужа

Можливо, ви читали книги Бориса Акуніна про пригоди Фандоріна. У них Ераст Петрович часто дивиться на ситуацію поглядом благородного чоловіка або цзюнь-цзи. Так ось цей благородний муж і є ідеал Конфуція. Як говорив сам мудрець, ідеалу він сам досягти не зміг.

Навіщо Китаю правила життя?

Китайські землі тривалий час були поділені на безліч князівств, провінцій, міст і містечок зі своїми законами, правителями і постійними війнами. Об’єднати землі під одному правителю ніяк не вдавалося, тому було вирішено створити набір правил, за яким можна було б виховувати нові покоління, незалежно від того, хто ними правив.

«Нові китайці» повинні були любити батьків, поважати старших і свого правителя. Але не тільки місцевого, а також правителя загальнокитайського. Звідси після двох тисяч років настоянки і вийшов сучасний китайський народ, який любить партію, а також цілодобово працює на славу Китаю.

Про Конфуція

Деякі з учнівських записів добре описують Конфуція в побуті:

  1. Хоча б м’яса і було подано до столу багато, він не допускав, щоб воно переважало над рослинною їжею (наприклад, рисом).
  2. Тільки у вині він не обмежував себе, але ніколи не пив до втрати контролю.
  3. Покупного вина і базарного м’яса він не їв (побоюючись, що вони не чисті або шкідливі для здоров’я).
  4. Він ніколи не обходився без імбиру. Проте, їв його небагато.
  5. Переважання тваринної їжі над рослинною, що часто вважають головною запорукою підтримки життєвих сил, визнається китайською гігієною шкідливим для здоров’я і веде до скорочення життя. Імбир - на думку китайців - освіжає розум і знищує сморід.
  6. Філософ був ласкавим, але суворим; серйозним, але не лютим; шанобливим, але спокійним.
  7. Музика Шао вважалась філософом найбільш прекрасною і моральною.
  8. Конфуцій порівнює маленьких людей з жінками: коли з ними зближуєшся, вони перестають тебе поважати, а коли віддаляєшся, - починають ненавидіти.
  9. За словами учнів, він був шанобливим, скромним, поступливим, тому завжди привертав до себе людей.
  10. Коли він не мав забагато справ, то був радісним і безтурботним.

Цитати Конфуція

Ось деякі з цитат, якими я хочу з вами поділитися.

  1. Правитель може обтяжувати свій народ після того, як отримає його довіру. В іншому випадку народ вважатиме служіння йому за тиранію. Так само і правителя можна хвалити лише після того, як він став вірити тобі, в іншому випадку він вважатиме це за лихослів’я.
  2. З жінками, та й зі слугами, важко впоратися. Наблизивши їх, вони стають непокірними, а віддалиш - нарікають.
  3. Вуличні чутки і вигадки - це наруга чесноти! (Пліткувати погано).
  4. Корисних друзів троє і шкідливих троє. Корисні друзі - це друг прямий, друг щирий і друг, що багато чув. Шкідливі друзі - це друг лицемірний, друг улесливий і друг балакучий.
  5. Я цілі дні проводив без їжі й цілі ночі - без сну, але знайшов, що одні роздуми не приносять користі і що краще вчитися.
  6. Помилки, які не справляються, - ось справжні помилки.
  7. Філософ вільний від наступних чотирьох речей: упередженого погляду, впевненості, впертості і егоїзму.
  8. Улесливі промови заплутують чесноту, а маленьке нетерпіння псує великі задуми.
  9. Благородний муж шукає причини своїх невдач в собі самому, а підла людина шукає їх в інших.
  10. Благородний муж важливий, але не сварливий, товариський, але не ні з ким не йде на змову.
  11. Не говорити з людиною, з якою можна говорити - означає втратити цю людину; говорити з людиною, з якою не можна говорити, - значить втратити слова. Розумна людина не втрачає людей і не втрачає слів.
  12. Шляхетна людина суворо дотримується себе в обмеженому стані, а підла (низька) стає розпущеною, здатною на беззаконня.
  13. Ніщо так легко не збуджує людину і не доводить його до самозабуття, що тягне до згубних наслідків, як миттєві спалахи гніву й розчарування, а тому для уникнення великих помилок необхідно розрізняти їх в самому зародку.
  14. Під впливом хвилинного розчарування забувати себе і своїх батьків - хіба це не помилка?
  15. Чого не бажаєш собі, не роби і іншим.
  16. Вчися так, як ніби боїшся не вивчити предмет, та ще побоюєшся втратити його.
  17. Не втручайся у не свої справи.
  18. Щиро віруй і люби вчитися, бережи до смерті свої переконання і вдосконалюй свій шлях.
  19. У державу, що знаходиться в небезпеці, не заходь; у державі, охоплений заколотом, не живи. З’являйся, коли у Всесвіті панує закон, і ховайся в епоху беззаконня.
  20. Соромно бути бідним і займати низьке положення, коли в державі панує закон. Так само соромно бути багатим і знаним, коли в державі панує беззаконня.
  21. Народ можна примушувати слідувати належним шляхом, але не можна йому пояснити, чому.
  22. Народ за своїм неуцтвом не зможе зрозуміти абстрактних міркувань про моральну діяльність, йому потрібен живий приклад керівників і правителів.
  23. Гарні правителі - хороший і народ. І навпаки.
  24. Народ можна примушувати слідувати належним шляхом, але не можна йому пояснити чому.
  25. Благородний муж безтурботний і вільний, а низька людина розчарована і скорботна.
  26. Коли природа бере перевагу над штучністю, ми отримаємо грубість. А коли штучність переважає над природою - ми маємо лицемірство. І тільки пропорційне поєднання природи і штучності дає шляхетну людину.
  27. Доброчесність не буває одинокою, у неї неодмінно є послідовники.
  28. При вигляді гідної людини думай про те, щоб зрівнятися з нею, а при вигляді недостойної - досліджуй самого себе (бійся, як би в тебе не було таких же недоліків).
  29. Благородний муж пам’ятає про зобов’язання, а низька людина пам’ятає про вигоду.
  30. Не турбуйся, що у тебе немає посади, а турбуйся, яким чином встояти на ній.
  31. Не турбуйся, що люди не знають тебе, а старайся робити так, щоб тебе могли знати.
  32. Якщо хтось зможе керувати державою з поступливістю, необхідними церемоніями, то які труднощі зустріне він? Якщо хтось не зможе керувати державою із поступливістю, до якої зобов’язують церемонії, то для чого йому ці церемонії?
  33. Шляхетний чоловік думає про чесноти, а низький - про спокій.
  34. З вченим, який, прагнучи до істини, в той же час соромиться поганого одягу і поганої їжі, не варто міркувати про Вчення.
  35. Багатство і знаність становлять предмет людських бажань, але благородний муж ними не користується, якщо вони дісталися незаконним шляхом.
  36. Бідність і низьке положення служать для людини предметом відрази, але благородний муж не гребує ними (не цурається їх), якщо вони не заслужені.
  37. Як може благородний муж користуватися цим ім’ям без гуманності? Благородний муж ні на годину не розлучається з гуманністю, в метушні і в руйнуванні вона неодмінно з ним.
  38. Тільки гуманіст може любити людей і ненавидіти їх. Таке право набувається ним у силу того, що тільки він має цілковиту неупередженість, безкорисливість і правоту.
  39. Людина, яка не має любові, не може довго виносити бідність і не може постійно перебувати в радості.
  40. Той, хто любить людей, знаходить спокій у любові, а мудрий знаходить в ній вигоду.
  41. Прекрасне те село, де панує любов. Якщо при виборі місця ми не будемо селитися там, де панує любов, то звідки ми зможемо набратися розуму?
  42. Благородний муж ні в чому не змагається.
  43. Обережність в словах і вчинках є вірним шляхом до отримання платні.
  44. Вчення без роздумів є марним, але й роздуми без навчання небезпечні.
  45. Хто такий благородний муж? Той, який спочатку діє, а потім говорить.
  46. Якщо керувати народом за допомогою законів і підтримувати порядок за допомогою покарань, то хоча він і буде намагатися уникати їх, але у нього не буде почуття сорому. Якщо ж керувати ним за допомогою чесноти і підтримувати в ньому порядок за допомогою церемоній, то у нього буде відчуття сорому і він буде виправлятися.
  47. Хто керує за допомогою чесноти, того можна уподібнити північній Полярній Зірці, яка перебуває на своєму місці, а інші зірки з повагою оточують її.
  48. Не турбуйся про те, що люди не знають тебе, а турбуйся про те, що ти не знаєш людей.
  49. Цзи-гун запитав: «Що ви скажете про людину, яка в бідності не плазує, а в багатстві не заноситься?» Філософ відповів: «Годиться, але вона нижча за ту, яка в бідності веселиться, а в багатстві є благопристойною».
  50. Про того благородного мужа, який в їжі не піклується про насичення, в житлі не шукає комфорту, швидкий в діяльності, обережний у промовах і звертається для виправлення себе до людей моральних, можна сказати, що він любить вчитися.
  51. Аніж каятися згодом, чи не краще бути обережним спочатку?
  52. Цзи-цинь запитав у Цзи-гуна: філософ, прибувши до відомої держави, неодмінно збирав відомості про її керівництво. Шукав він сам чи йому допомагали? Цзи-гун відповідав: Філософ оттримував ці дані завдяки своїй люб’язності, прямоті, шанобливості, скромності і поступливості. Чи не відзначався його спосіб збирання їх від способу інших людей?
  53. Якщо шляхетний чоловік не є солідним, то він не буде викликати поваги до себе в інших, і знання його нестійкі. Тому постав собі за головне відданість і щирість; не дружи з людьми, які гірші за тебе; а якщо помилився, не бійся виправитися.
  54. Він говорить так, щоб нікого не втомити. Коли він веселий, він сміється, але так, щоб нікого не зачепити. Коли треба взяти по справедливості, він бере, але так, щоб ні у кого не викликати осуду.
  55. Якщо до самого себе будеш вимогливішим, ніж до інших, то уникнеш образ.
  56. Що можна сказати про людину, яку любить все село?
    - Це нікчемна людина, - відповів Конфуцій.
    - А що можна сказати про людину, яку все село ненавидить?
    - І це нікчемна людина, - сказав Конфуцій.
    - Було б набагато краще, якби добрі люди з цього села його любили, а погані - ненавиділи.
  57. У того, хто безсоромно вимовляє слова, з трудом виконуються справи.
  58. Якщо єство в людині здолає культуру - вийде дикун. Якщо культура здолає єство - вийде книжник. Лише той, в кого єство і культура врівноважені, може стати благородним чоловіком.
  59. Йдучи в компанії двох людей, я все одно знайду, чому навчитися у них. Хороші якості я постараюся перейняти, а дізнавшись про погані риси у інших, я намагатимусь виправити те ж саме у себе.
  60. Якщо в громаді панує людинолюбство, це прекрасно. Хіба можна вважати мудрим того, хто поселяється там, де не панує людинолюбство?
  61. Благородний чоловік вимогливий до себе, на відміну від маленької людини, яка вимоглива до інших.