урок мировой экономический кризис 1929 1933.

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок истории

9 класс

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.

Учитель истории Кожемякина Наталья Юрьевна

2011-2012 уч.год

Урок 51. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Цели и задачи урока:

  1. Определить причины мирового кризиса;
  2. Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
  3. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления, его особенностях;
  4. Развивать навык нахождения причинно-следственных связей исторических фактов;
  5. Способствовать формированию чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально-экономическом и морально-психологическом положении в связи с мировым кризисом 1929-1933 гг.

Основные понятия: экономический кризис,

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Сороко-Цюпы О.С. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». М., 2011; мультимедиапрезентация «Мировой экономический кризис 1929-1933».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Слайд 1.

Тема урока: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Слайд 2

План урока:

Причины и начало мирового экономического кризиса
- Великая депрессия
- «Новый курс» Франклина Рузвельта
- Экономический кризис в странах мира

  1. Изучение нового материала

К 1929 г. многие держатели акций пришли к выводу, что они на самом деле не стоят того, что за эти акции было заплачено, и стали быстро от них избавляться. Запаниковав, ринулись продавать свои пакеты и прочие владельцы акций. Цены на бирже, естественно, рухнули, и за один день, 24 октября, 13 млн. акций перешли из рук в руки. За неделю американские инвесторы лишились свыше 40 млн. долларов. Этот обвал называли уоллстритским крахом. Всего за несколько месяцев экономика США проделала путь от бума до глубокого спада. Тысячи людей бросились в банки, стремясь забрать все свои сбережения. Подобный наплыв клиентов застиг банкиров врасплох, так как они не имели наличных средств, чтобы рассчитаться со всеми вкладчиками. В итоге свыше 9 тысяч банков вынуждены были закрыться, а многие их клиенты лишились всех своих сбережений. В самые тяжелые годы кризиса, с 1929 по 1933 г., цены на сельскохозяйственную продукцию снизились почти на две трети, объем промышленного производства сократился вдвое, множество компаний разорились и миллионы людей потеряли работу. (Хопкинсон К. Двадцатый век.- М., 1997.- С. 18.)

Вопросы для обсуждения.

1) Как называется явление, охватившее США и другие страны в 1929-1933 гг.?

Слайд 3

События и явления, о которых идет речь, были вызваны рядом проблем конца 20-х гг. На представленной схеме видно, что всегда за кризисом следует оживление, а затем подъем. Значит, без кризиса невозможен подъем.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Задание: Вспомните основные события, происшедшие в мире накануне кризиса. (Первая мировая война и ее экономическое влияние на страны-победительницы, проигравшие государства и особенно на США.)

Слайд 5

Кризис 1929-1932 гг. в США (Великая депрессия)

Задание: после просмотра видеоролика назвать черты кризиса в США.

Просмотр видеоролика и прослушивание фрагмента текста

«И вот поиски работы - сначала энергичные и с надеждой, затем - мрачные, потом отчаянные. Длинные очереди перед конторами по найму, глаза, напряженно ищущие слов надежды на меловых досках, бесконечный обход предприятий, ожидание целыми ночами, чтобы первому получить работу, если она будет утром. И неумолимые слова, короткие, безличные, скрывающие страх: «Рабочие не нужны...», «Нам не нужен никто...», «Проходи, Том, проходи...». Поиски продолжаются, одежда превращается в лохмотья, обувь расползается. Газета под рубашкой спасает от мороза, картон утепляет стельку, вата в носках ботинок облегчает долгие часы стояния у фабричных ворот. А тем временем сбережения семьи все тают. Отец растерял свою бодрость, он долгие часы проводит дома, раздраженный, виноватый... Мясо исчезает со стола, лярд заменяет масло, отец все реже выходит на улицу, он ужасно тих... Тени сгущаются в темных, холодных комнатах, отец зол, беспомощен и полон стыда, исхудавшие дети все чаще болеют, а мать, бодрящаяся днем, тихо льет слезы в подушку по ночам». (Книга для чтения по новейшей истории: 1917—1945.— М., 1976.— С. 140.)

Слайд 6

Слайд 7

Франклин Рузвельт - президент США периода Великой депрессии

Выступление ученика с краткой исторической справкой

Сообщение ученика

Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 г. в штате Нью-Йорк. Вошел в историю как американский государственный деятель, 32-й президент США. Рузвельт - единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Его имя ассоциируется с реформами «Нового курса», становлением и упрочением антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, военными успехами союзников, с планами послевоенного устройства мира и идеей создания ООН.

Будущий президент родился в богатой и респектабельной семье Джеймса Рузвельта, предки которого эмигрировали из Голландии в Новый Амстердам в 1740-х гг. До 14 лет Рузвельт получал домашнее образование. Затем учился в одной из привилегированных школ. С 1900 г. продолжил образование в Гарвардском университете, где получил степень бакалавра, и юридической школе Колумбийского университета. Став адвокатом, будущий президент начал работу в солидной юридической фирме на Уолл-стрит.

С 1910 г. Рузвельт являлся членом Демократической партии США, победил на выборах в сенат от родного штата. В предвыборной президентской кампании 1912 г. он активно поддержал демократа Т.В. Вильсона. В администрации президента Вильсона Рузвельту был предложен пост помощника морского министра. Находясь на этом посту он выступал за усиление флота, укрепление обороноспособности США, сильную президентскую власть и активную внешнюю политику. 1928 г. он был избран губернатором влиятельного в экономическом и политическом отношении штата Нью-Йорк, что открывало дорогу в Белый дом. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, пригодившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате временную чрезвычайную администрацию по оказанию помощи семьям безработных.

В президентской кампании 1932 г. Рузвельт одержал внушительную победу над своим соперником, не сумевшим вывести страну из экономического кризиса 1929-1933 гг. В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических преобразований, названные по рекомендации его советников «Новым курсом».

Внимание на избирательную программу:

Работа с учебником параграф 8, п. «Новый курс» Ф.Рузвельта.

Выписать основные пункты программы.

Слайд 8

Слайд 9

  1. Закрепление

Вопросы учителя

- Входил ли СССР в число стран, переживавших кризис? Если нет, то почему мировой экономический кризис нас миновал? Если да, то какой путь выхода из кризиса избрала наша страна? (Нет. Кризис в основном коснулся стран находящихся на пике индустриального развития, а СССР в число таких стран не входил.)

  1. Итог урока. Выставление оценок, Домашнее задание § 7, 8, вопросы


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:

ФИО (полностью)

Пермякова Светлана Семеновна

Место работы

Филиал №3 ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области

Должность

Учитель истории и обществознания

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Базовый учебник

Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран ХХ век.- М.: Русское слово, 2008

    Цель урока:

Образовательная цель: Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления и о влиянии политических режимов на масштабы и характер вмешательства государства в экономическую и повседневную жизнь общества и индивидуума.

Развивающая цель : формирование учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций учащихся на основе анализа графической и текстовой информации, обобщения и систематизации полученных знаний, умения и навыка самостоятельной работы с цифровым образовательным ресурсом, развитие рефлексивных умений.

Воспитательная цель: формирование у школьников чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально- экономическом и морально- психологическом положении в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933гг.

ориентировать учащихся на демократические способы разрешения противоречий между личностью, обществом и государством.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Ф орма урока : комбинированный.

    М етоды обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблицы, работа с ЭОР.

    Средства обучения : модуль ФЦИОР «Великая депрессия».

    Формы работы учащихся : анализ текстовой и графической информации, подготовка устных сообщений по теме, групповая работа с текстом учебника и ЭОР.

    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран.

Этап урока.

Название используемых ЭОР (с указанием их порядкового номера в таблице №2

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1.Орг. момент.

Тема урока на доске, проверка оборудования

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь

2.Ввод в изучение темы, актуализация знаний.

Беседа с классом. В наше вы часто слышите с экрана ставшее привычным слово «кризис». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

Учитель обобщает ответы и озвучивает тему урока, формулирует цель: изучить основные события мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., его причины, формы проявления и пути выхода из него в разных странах мира.

Учащиеся называют ассоциации и высказывают мнения о том, что эта тема актуальна.

Запись темы и плана урока в тетрадь.

3. Изучение нового материала

Модуль 1 «Великая депрессия»

(информацион

Демонстрация страниц модуля.

1страница:
Кризис в США

    Мир накануне кризиса : работа с понятием «стабилизация капитализма»

2) Экономика США накануне кризиса.

А) портрет Ч. Дауэса.

Б) Задание: Составить логическую цепочку, приведшую к кризису.

В) Вопрос: Можно ли было избежать создания финансовых пирамид?

3) Начало Великого кризиса и его причины.

А) Портрет Г.Гувера, фотографии тех лет.

Задание: Назовите причины кризиса

4) Распространение кризиса

А) фото «Социальная столовая»

Б) фото «Безработный, торгующий яблоками»

Вопрос: Какого цвета кризис?

5) «Новый курс» Ф.Рузвельта

А) фото «Трущобы на окраинах мегаполиса – гувервили», «Быт гувервиля», «Карикатура

эпохи депрессии – гувервили»

Задание: Прокомментируйте карикатуру.

Портрет Ф.Рузвельта

Портрет Д. Кейнса

На основе текста модуля

выпишите основные черты политики «нового курса» и объясните, в чем его новизна.

6) Эффективность политики «нового курса»

Работа с пропагандистскими плакатами тех лет в США.

Вопрос: Что означают изображения игральных карт и счастливой семьи?

2 страница: Экономический кризис в Европе

Задание: Изучите материал в группе для заполнения таблицы №1

См. Приложение 1 .

3 страница:

Фашистские

диктатуры в 1930-е гг.

А) Нацизм в Германии

Задание. Просмотрев фотографии, ответьте на вопрос: В чем вы видите причины популярности Гитлера?

Б) Гитлер у власти

Учитель дает задание заполнить таблицу №1 (материал о Германии)

В) Фашизация Европы

Работа с исторической картой

Запись понятия в тетрадь

Краткая справка учащегося

Составление логической цепочки: экономическое первенство США - высокий уровень жизни -покупка акций в кредит -образование финансовых пирамид

Отвечают на вопрос.

Учащиеся называют причины кризиса:

1.Стабилизация и экономический бум при отсутствии массового потребления.

2.Нерегулируемость рынка.

3.Создание финансовых пирамид.

4.Зависимость мировой экономики от США.

Учащиеся называют цвет серый, темно-зеленый.

Учащиеся комментируют карикатуру

Краткая справка учащегося о Ф.Рузвельте

Краткое сообщение учащегося об английском экономисте Д.М. Кейнсе и его теории «эффективного спроса»

Учащиеся выписывают основные реформы «Нового курса» в таблицу: №1

Ответы учащихся

Учащиеся работают в группах и самостоятельно изучают блоки страницы: Великобритания, Кризис во Франции, Фашизм и Народный фронт», Германия в эпоху кризиса.

Краткая справка о А.Гитлере.

Ответы учащихся

Учащиеся заполняют таблицу №1

Учащиеся находят страны, в которых установились фашистские режимы.

4.Первичное

закрепление темы

Обсуждение итогов работы по составлению таблицы

Учащиеся докладывают о результатах своей работы

5.Закрепление темы

Модуль 2

(практикум)

Фронтальная работа с модулем 2

Учащиеся выполняют задания Модуля 2

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Учащиеся записывают д/з и оценивают свою работу на уроке.


Приложение№1 к плану-конспекту урока

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Таблица№1

Страна

Особенности проявления

кризиса

Меры по преодолению кризиса

Политический режим

Великобритания

Франция

Германия

Таблица№2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Модуль 1 Великая депрессия

Информационный модуль

Иллюстрация, фото, текст

/card/1009/velikaya-depressiya-1929-1933-gg.html

Модуль 2 Великая депрессия

  • М инистерство образования и науки Российской Федерации (13)

    Основная образовательная программа

    Пособия, конспекты лекций, ... 1986. Тема 10. Мировой экономический кризис (1929 1933 гг .) План : Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг . Варианты... урок всеобщего финансового, экономического , нравственно-духовного кризиса ...

  • Учебно-методический комплекс

    И уроки . ... формах конспекта , ... планов Экономические кризис 1929 ... Тема гг . Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс

    И уроки . ... формах конспекта , ... планов развития народного хозяйства СССР. Экономические дискуссии 1920-х годов. Политический кризис 1929 ... Тема 46. Внешняя политика и международное положение СССР в 1920-е –1930-е гг . Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг ...

  • «россия в мировой цивилизации» учебно-методическое пособие волгоград 2004

    Учебно-методическое пособие

    Просмотра конспекта лекции по теме и... плана семинарских занятий следует начать с определения понятия “мировой экономический кризис ... развитие экономического сотрудничества. Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг . и... к извлечению уроков из поражений...

  • Конспект урока для 11 класса.

    Мировой экономический кризис.

    Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.

    Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.

    Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.

    Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

    Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»

    План урока.

    1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
    2. Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
    3. Выход из кризиса в США
    4. Особенности эконом. кризиса в странах Запада

    Ход урока

    I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.

    Причины стабилизации послевоенного развития Запада:

    1. революционные движения подавлены
    2. расширение рынков сбыта продукции
    3. выплата репараций
    4. отмена ограничений военного времени
    5. сокращено государственное регулирование экономики

    В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.

    США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.

    В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

    1. Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
    2. Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»

    Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)

    II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:

    1. Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
    2. Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
    3. Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
    4. Зависимость мировой экономики и финансов от США.

    С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.

    Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.

    Слайды №№ 6, 7, 8

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.

    Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США

    (Слайд № 9)

    Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.

    Последствия кризиса:

    1. Огромные масштабы кризиса
    2. Падение объема производства
    3. Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
    4. Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
    5. Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
    6. Безработица (13 мил. человек).
    7. Уменьшение заработной платы на 33%.
    8. Уменьшение доходов фермеров на 50%
    9. Падение уровня жизни населения.

    Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.

    Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.

    III. Выход из кризиса в США

    Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:

    Кто сумел вывести страну из кризиса?

    Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

    (Слайды №№ 10, 11, 12)

    США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

    Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

    (Слайд № 13, 14)

    3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

    Финансовые

    Экономические

    Социальные

    Временное закрытие всех банков

    На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

    Усиление государственного контроля в банковской сфере.

    Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

    Ограничивались спекуляции на бирже.

    “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

    “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

    “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

    Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

    Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

    Организовывались общественные работы

    VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.

    Задание 3.

    1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

    Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской бирже 24 октября 1929 г., когда миллионы акций упали в цене на многие миллиарды долларов. Это был крах рынка ценных бумаг. Так неизбежно должны были кончиться биржевые спекуляции акциями и искусственное завышение их курсов, особенно во время экономического бума 1928-1929 гг. Однако крах на бирже был лишь внешним проявлением кризиса в сфере экономики. Этот кризис завершил историческую эволюцию того типа капиталистического хозяйства, который был характерен для конца XIX и начала XX в.

    Одной из главных причин экономических кризисов, которые являются неизбежным и необходимым элементом экономического цикла, обычно считают конфликт между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает спрос на них. Это кризис относительного перепроизводства и перенакопления капитала. Чтобы избавиться от затоваривания, производители во время кризиса занижают цены, сокращают производство, увольняют рабочих, прекращают капиталовложения. Когда производство товаров и спрос на них выравниваются, начинается выход из кризиса в новый экономический цикл. Это типичная картина. Однако экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным. Циклический кризис перепроизводства совпал со структурным кризисом и с низшей точкой так называемой длинной волны в развитии капитализма. Русский ученый Н. Д. Кондратьев еще в 20-е гг. разработал теорию длинных волн развития капитализма. Под длинными волнами подразумеваются периодические колебания экономической активности продолжительностью 40-60 лет. Такие колебания отмечаются с конца XVIII в., и на 1929-1933 г. приходится, как считают экономисты, 4-я волна в низшей фазе. В эти периоды с полувековым интервалом происходит смена технической и технологической базы экономики и распространение ее на все отрасли хозяйства.

    Новая техника и технология, созданные в 20-е и 30-е гг., могли обеспечить массовое производство, но этот процесс обновления не мог выйти на уровень подъема без обеспечения условий массового потребления. Для массового производства нужен был массовый покупатель. Другая острая проблема, обнаженная кризисом, - его небывало затяжной характер (пять лет!). Это свидетельствовало о том, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает и, следовательно, рыночный механизм автоматического выхода из кризиса должен быть дополнен механизмами государственного регулирования. Наконец, кризис породил небывало огромную безработицу, угрозу голода для многих сотен тысяч людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний, т. е. обострились социальные проблемы, решение которых было возможно только с изменением социальных функций государства.



    Пути выхода из кризиса.

    В конечном счете все дискуссии сводились к главному вопросу -о роли государства, государственной собственности, государственном регулировании и пр. При всей укоренелости индивидуализма в американском обществе даже в США эти идеи занимали в это время умы буржуазных политиков, экономистов, бизнесменов. В Европе немарксистская политэкономия еще в прошлом веке обосновывала важную роль государственного регулирования, особенно в конце XIX в., когда выявились негативные последствия для свободной конкуренции ускорившегося процесса концентрации капитала и производства с его тенденцией к монополии.

    Вопрос о роли государственного регулирования вплетался в ткань всего клубка проблем, связанных с путями выхода из экономического кризиса и социальных потрясений 20-30-х гг. Эта проблема прямо выходила на главный идейно-политический конфликт того времени между тоталитаризмом и либеральной демократией, на их принципиально противоположное понимание отношения государства и личности. Это не был абстрактный теоретический вопрос, это была сама суть борьбы между тоталитаризмом и демократией, составляющей стержень политической истории XX в.

    Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Б. Муссолини в своей книге «Учение о фашизме» писал: «Для фашизма государство абсолютно, перед которым индивидуумы и группы - относительны... Не индивидуумы, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим в данной области». Отсюда тоталитаризм враждебен и непримирим к либерализму, демократии, плюрализму мнении, свободе мысли и организации.



    Идейной основой европейской демократии были и остаются принципы традиционного либерализма (дополненного в XX в. новым реформизмом), принципы, уходящие корнями в XVII-XVIII вв. Под этими принципами имеются в виду не экономическая доктрина и политика невмешательства в хозяйственную жизнь, а комплекс общественных и политических взглядов, предполагающих всеобщее и равное для всех применение закона, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства. В этом принципиальное различие в отношении государства и личности между тоталитаризмом и демократией.

    Что касается механизмов государственного регулирования, то все зависит от степени такого регулирования и его социальной направленности. Тоталитаризм за всеобщность, тотальность государственного регулирования, он превращает личность в ничто. Напротив, либеральная демократия в конкретных условиях 30-х гг. выступала за государственное регулирование такого характера, чтобы защитить интересы индивидуума от монополистического интереса. В этом было принципиальное различие тоталитарной и неолиберальной доктрин о соотношении государства и личности.

    Подобное различие существует и в вопросе о соотношении государственного регулирования и рыночных отношений. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае и частная собственность ликвидируется или настолько ограничивается, что исчезает экономическая основа свободы личности.

    Вполне закономерно тогда левыми силами ставились вопросы: не является ли этот кризис тем историческим тупиком капитализма, из которого единственный выход в созидании предсказанного марксизмом социализма? Не есть ли сам кризис показатель необходимости смены общественно-экономической системы капитализма новой социально-экономической системой социализма? Не настало ли время для мировой социалистической революции, которую надо только подтолкнуть?

    Коммунистические партии и их международный центр Коминтерн именно так оценивали ситуацию в мире: программы большинства этих партий в то время ставили непосредственной целью борьбу за социализм. Выдвигая на повестку дня лозунги непосредственной борьбы за социализм, компартии рассчитывали стать во главе движений социального протеста. Однако за массы боролись не только компартии. Лозунги социализма, правда, социализма для своей нации и арийской расы, эксплуатировали и германские фашисты. Национал-социализм не гнушался антикапиталистической и социалистической фразеологией, обещая равенство и справедливость.

    Экономический кризис 1929-1933 гг. создал сложные проблемы для правящих кругов капиталистических государств. Кризис подсказывал решение, ибо кризис - это умирание старого и рождение нового. Экономисты искали пути выхода из кризиса как методом проб и ошибок, так и с помощью теории. Наиболее успешно поисками путей выхода из кризиса занимался видный английский экономист Дж. М. Кейнс. Его теория - (кейнсианство) стала практическим руководством после второй мировой войны для правительств большинства капиталистических государств. Тогда, в 30-е гг., Кейнс заложил основы своей теории в книге «Теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

    Кейнсианство и реформы

    Кейнс предложил прежде всего изменить экономическую стратегию предпринимателей и правительств. Кейнс верно оценил ситуацию: массовое производство, новые производственные возможности натолкнулись на ограниченную способность общества потребить продукты массового производства. Для сбалансированного и устойчивого развития такого массового производства ему должно соответствовать массовое потребление. При нищете населения и «выжимании пота» путем понижения оплаты труда, т. е. путем понижения покупательной способности, такое массовое производство из тупика относительного избытка товаров на складах избавиться не может. Выход может быть найден, если повысить покупательную способность (у Кейнса создать «эффективный спрос») трудящихся, повышая оплату труда, или перенести (через государственные расходы) избыток средств на общественное потребление, в сферу затрат на общественные услуги, образование и т. д. Возможен и третий вариант - милитаризация, т. е. «пушки вместо масла». Таким образом, теория Кейнса предлагала расширить объем потребления, спрос путем увеличения государственных расходов из бюджета и даже за счет государственного долга, чтобы не допустить затоваривания и в то же время произвести, таким образом, перераспределение средств в пользу особо нуждающихся, для организации общественных работ, новых рабочих мест. Так можно было решать и проблему сокращения безработицы.

    Кейнс также предложил ряд практических мер по антикризисному регулированию экономики. Он предлагал систему мер государственного регулирования экономики в целом через увеличение или уменьшение государственных расходов, понижение или повышение налогов, манипулирование банковским процентом в зависимости от экономической конъюнктуры. Предлагалось в условиях кризиса осуществлять «накачку спроса», т. е. увеличивать государственные расходы, понижать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства и занятости, а в условиях «перегрева» экономики и инфляции - сокращать расходы, повышать налоги и банковский процент. Эти меры государственного регулирования были названы принципом «стой - иди». Эти меры позволяли смягчать циклические колебания в экономике и тем самым сохранять сравнительно стабильный уровень занятости.

    С кейнсианством связаны также предложения по созданию структур социального партнерства и стабильности оплаты труда и ее росту в связи с ростом производительности труда. Основой этих мер явилась практика заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями. В таких договорах, заключаемых свободно, без участия государства, между профсоюзами и предпринимателями фиксировались условия оплаты труда, ее повышение в зависимости от роста производительности труда. Государственное законодательство определяет законные рамки такого социального партнерства, обеспечивает справедливые условия и пути решения конфликтов, вмешиваясь лишь в качестве посредника в случае неразрешимых противоречий.

    Противоречия по оплате труда решаются за столом переговоров. Конечно, это компромиссы. При условии, что партнерами выступают сильные профсоюзы и ассоциации предпринимателей, такие компромиссы вполне могут быть взаимно выгодны. Таким образом, сфера государственного регулирования расширяется также в области социальной политики. Массовое производство, рост производительности труда создают материальные возможности для оказания хотя бы минимальной со стороны государства помощи инвалидам, слабым, больным, безработным и неустроенным маргиналам. Там, где проводились демократические реформы, снимался с повестки дня вопрос о революциях. В условиях либеральной демократии реформы могут стать нормальным процессом общественного развития, осуществление которого невозможно без достаточной поддержки массовых движений. В 30-е гг. реформистский путь выхода из кризиса был характерен для стран, обладающих резервами, прочными демократическими традициями и сохранивших буржуазно-демократические режимы. К числу таких стран относились Великобритания, Франция, Скандинавские страны, США, Канада, Мексика и ряд других.

    Тоталитаризм.

    В годы кризиса все большую силу набирал иной путь преодоления кризисных потрясений и социальных конфликтов - активизировалось фашистское движение и установились тоталитарные режимы вслед за Италией также в Германии, Португалии, Испании (иберийский вариант).

    Кроме того, к началу мировой войны авторитарные политические режимы утвердились в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Югославии. Они занимали прогерманскую ориентацию или оказались под прямым или косвенным германским господством. К концу июня 1940 г., т. е. после того как под ударами гитлеровских войск пала Франция, всю континентальную Европу от границ Советского Союза и до Атлантики занимали страны с фашистскими или авторитарными режимами, за небольшими исключениями - нейтральных Швеции, Швейцарии и др. Если взглянуть на карту Европы и Азии, то можно наглядно оценить, сколь малые острова демократии и свободы остались в мире к середине XX в.

    В области политической тоталитаризм означал уничтожение режима буржуазной демократии, установление государственно-партийной диктатуры. В идеологической сфере фашизм представлял собой эклектическое соединение националистических и социалистических идей, антидемократизм, антилиберализм, антимарксизм. Это идеология отрицания и в то же время вера в утопическую доктрину преобразования общества на основе умозрительной концепции «нового порядка», насаждаемого насилием и страхом. В области экономической фашизм создал систему государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку войны. При фашистском режиме классовая борьба, традиционное противоборство труда и капитала подавлялись насилием со стороны репрессивного и государственно-партийного аппарата; профсоюзы были разогнаны и созданы искусственные марионеточные организации, а социальное партнерство сведено на уровень беспрекословного повиновения предпринимателю и тоталитарному государству. Однако фашистский режим использовал не только страх и насилие; определенные слои общества разделяли фашистские идеи, расовую теорию, получали и материальные выгоды, а другие были повязаны круговой порукой преступлений.

    Уже в начале 30-х гг. угроза фашизма требовала объединения всех демократических сил. Это сознавали и политики и деятели культуры самой разной политической ориентации от коммунистов до либерал-демократов и радикалов. Важную роль в сплочении антифашистских сил призван был сыграть VII конгресс Коминтерна, состоявшийся летом 1935 г. Коминтерн, правда с запозданием, принял ряд важных решений, призывающих к единству всех демократических сил в борьбе против фашизма и войны. Компартиям предписывалось сделать решительный поворот от сектантской замкнутости, от негативного отношения к социал-демократии и шедшим за социал-демократическими партиями массам, к тактике широких классовых союзов с тем, чтобы создать Народный фронт. Термин «Народный фронт» появился осенью 1934 г. как обозначение широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных общей программой борьбы против фашизма, за улучшение условий жизни широких слоев трудящихся.

    Наибольших успехов движение Народного фронта достигло во Франции, Испании и Чили, где на этой широкой массовой базе были в 30-е гг. сформированы коалиционные правительства. Создание народных фронтов было новым явлением в общественно-политической жизни капиталистических стран. Однако результаты этой борьбы в различных странах были неодинаковыми. Во Франции и Чили эти движения исчерпали себя к концу 30-х гг. В других странах они не получили достаточно зрелого развития, чтобы определить особенности политической обстановки.

    В Испании правительство Народного фронта, стало организатором борьбы народа против фашистского мятежа, поднятого генералом Франко в Испанском Марокко летом 1936 г. Почти три года длилась гражданская война между республиканской армией и фашистскими мятежниками, которым на помощь пришли режимы фашистской Италии и нацистской Германии, пославшие Франко вооружение и войска. На стороне республиканцев сражались добровольцы-демократы многих стран мира. Советский Союз также оказывал им военную помощь, в том числе и людьми.

    Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

    Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг . Кризис начался с паники на Нью-Йоркской бирже 24 октября 1929 г., когда миллионы акций упали в цене на многие миллиарды долларов. Это был крах рынка ценных бумаг. Так неизбежно должны были кончиться биржевые спекуляции акциями и искусственное завышение их курсов, особенно во время экономического бума 1928—1929 гг. Однако крах на бирже был лишь внешним проявлением кризиса в сфере экономики. Этот кризис завершил историческую эволюцию того типа капиталистического хозяйства, который был характерен для конца XIX и начала XX в.
    Одной из главных причин экономических кризисов, которые являются неизбежным и необходимым элементом экономического цикла, обычно считают конфликт между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает спрос на них. Это кризис относительного перепроизводства и перенакопления капитала. Чтобы избавиться от затоваривания, производители во время кризиса занижают цены, сокращают производство, увольняют рабочих, прекращают капиталовложения. Когда производство товаров и спрос на них выравниваются, начинается выход из кризиса в новый экономический цикл. Это типичная картина. Однако экономический кризис 1929—1933 гг. был необычным. Циклический кризис перепроизводства совпал со структурным кризисом и с низшей точкой так называемой длинной волны в развитии капитализма. Русский ученый Н. Д. Кондратьев еще в 20-е гг. разработал теорию длинных волн развития капитализма. Под длинными волнами подразумеваются периодические колебания экономической активности продолжительностью 40—60 лет. Такие колебания отмечаются с конца XVIII в., и на 1929—1933 г. приходится, как считают экономисты, 4-я волна в низшей фазе. В эти периоды с полувековым интервалом происходит смена технической и технологической базы экономики и распространение ее на все отрасли хозяйства. Новая техника и технология, созданные в 20-е и 30-е гг., могли обеспечить массовое производство, но этот процесс обновления не мог выйти на уровень подъема без обеспечения условий массового потребления. Для массового производства нужен был массовый покупатель. Другая острая проблема, обнаженная кризисом, — его небывало затяжной характер (пять лет!). Это свидетельствовало о том, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает и, следовательно, рыночный механизм автоматического выхода из кризиса должен быть дополнен механизмами государственного регулирования. Наконец, кризис породил небывало огромную безработицу, угрозу голода для многих сотен тысяч людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний, т. е. обострились социальные проблемы, решение которых было возможно только с изменением социальных функций государства.

    Пути выхода из кризиса.

    В конечном счете все дискуссии сводились к главному вопросу —о роли государства, государственной собственности, государственном регулировании и пр. При всей укоренелости индивидуализма в американском обществе даже в США эти идеи занимали в это время умы буржуазных политиков, экономистов, бизнесменов. В Европе немарксистская политэкономия еще в прошлом веке обосновывала важную роль государственного регулирования, особенно в конце XIX в., когда выявились негативные последствия для свободной конкуренции ускорившегося процесса концентрации капитала и производства с его тенденцией к монополии.
    Вопрос о роли государственного регулирования вплетался в ткань всего клубка проблем, связанных с путями выхода из экономического кризиса и социальных потрясений 20—30-х гг. Эта проблема прямо выходила на главный идейно-политический конфликт того времени между тоталитаризмом и либеральной демократией, на их принципиально противоположное понимание отношения государства и личности. Это не был абстрактный теоретический вопрос, это была сама суть борьбы между тоталитаризмом и демократией, составляющей стержень политической истории XX в.
    Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Б. Муссолини в своей книге «Учение о фашизме» писал: «Для фашизма государство абсолютно, перед которым индивидуумы и группы — относительны... Не индивидуумы, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим в данной области». Отсюда тоталитаризм враждебен и непримирим к либерализму, демократии, плюрализму мнении, свободе мысли и организации.
    Идейной основой европейской демократии были и остаются принципы традиционного либерализма (дополненного в XX в. новым реформизмом), принципы, уходящие корнями в XVII—XVIII вв. Под этими принципами имеются в виду не экономическая доктрина и политика невмешательства в хозяйственную жизнь, а комплекс общественных и политических взглядов, предполагающих всеобщее и равное для всех применение закона, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства. В этом принципиальное различие в отношении государства и личности между тоталитаризмом и демократией.
    Что касается механизмов государственного регулирования, то все зависит от степени такого регулирования и его социальной направленности. Тоталитаризм за всеобщность, тотальность государственного регулирования, он превращает личность в ничто. Напротив, либеральная демократия в конкретных условиях 30-х гг. выступала за государственное регулирование такого характера, чтобы защитить интересы индивидуума от монополистического интереса. В этом было принципиальное различие тоталитарной и неолиберальной доктрин о соотношении государства и личности.
    Подобное различие существует и в вопросе о соотношении государственного регулирования и рыночных отношений. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае и частная собственность ликвидируется или настолько ограничивается, что исчезает экономическая основа свободы личности.
    Вполне закономерно тогда левыми силами ставились вопросы: не является ли этот кризис тем историческим тупиком капитализма, из которого единственный выход в созидании предсказанного марксизмом социализма? Не есть ли сам кризис показатель необходимости смены общественно-экономической системы капитализма новой социально-экономической системой социализма? Не настало ли время для мировой социалистической революции, которую надо только подтолкнуть?
    Коммунистические партии и их международный центр Коминтерн именно так оценивали ситуацию в мире: программы большинства этих партий в то время ставили непосредственной целью борьбу за социализм. Выдвигая на повестку дня лозунги непосредственной борьбы за социализм, компартии рассчитывали стать во главе движений социального протеста. Однако за массы боролись не только компартии. Лозунги социализма, правда, социализма для своей нации и арийской расы, эксплуатировали и германские фашисты. Национал-социализм не гнушался антикапиталистической и социалистической фразеологией, обещая равенство и справедливость.
    Экономический кризис 1929—1933 гг. создал сложные проблемы для правящих кругов капиталистических государств. Кризис подсказывал решение, ибо кризис — это умирание старого и рождение нового. Экономисты искали пути выхода из кризиса как методом проб и ошибок, так и с помощью теории. Наиболее успешно поисками путей выхода из кризиса занимался видный английский экономист Дж. М. Кейнс. Его теория — (кейнсианство) стала практическим руководством после второй мировой войны для правительств большинства капиталистических государств. Тогда, в 30-е гг., Кейнс заложил основы своей теории в книге «Теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

    Кейнсианство и реформы

    Кейнс предложил прежде всего изменить экономическую стратегию предпринимателей и правительств. Кейнс верно оценил ситуацию: массовое производство, новые производственные возможности натолкнулись на ограниченную способность общества потребить продукты массового производства. Для сбалансированного и устойчивого развития такого массового производства ему должно соответствовать массовое потребление. При нищете населения и «выжимании пота» путем понижения оплаты труда, т. е. путем понижения покупательной способности, такое массовое производство из тупика относительного избытка товаров на складах избавиться не может. Выход может быть найден, если повысить покупательную способность (у Кейнса создать «эффективный спрос») трудящихся, повышая оплату труда, или перенести (через государственные расходы) избыток средств на общественное потребление, в сферу затрат на общественные услуги, образование и т. д. Возможен и третий вариант — милитаризация, т. е. «пушки вместо масла». Таким образом, теория Кейнса предлагала расширить объем потребления, спрос путем увеличения государственных расходов из бюджета и даже за счет государственного долга, чтобы не допустить затоваривания и в то же время произвести, таким образом, перераспределение средств в пользу особо нуждающихся, для организации общественных работ, новых рабочих мест. Так можно было решать и проблему сокращения безработицы.
    Кейнс также предложил ряд практических мер по антикризисному регулированию экономики. Он предлагал систему мер государственного регулирования экономики в целом через увеличение или уменьшение государственных расходов, понижение или повышение налогов, манипулирование банковским процентом в зависимости от экономической конъюнктуры. Предлагалось в условиях кризиса осуществлять «накачку спроса», т. е. увеличивать государственные расходы, понижать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства и занятости, а в условиях «перегрева» экономики и инфляции — сокращать расходы, повышать налоги и банковский процент. Эти меры государственного регулирования были названы принципом «стой — иди». Эти меры позволяли смягчать циклические колебания в экономике и тем самым сохранять сравнительно стабильный уровень занятости.
    С кейнсианством связаны также предложения по созданию структур социального партнерства и стабильности оплаты труда и ее росту в связи с ростом производительности труда. Основой этих мер явилась практика заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями. В таких договорах, заключаемых свободно, без участия государства, между профсоюзами и предпринимателями фиксировались условия оплаты труда, ее повышение в зависимости от роста производительности труда. Государственное законодательство определяет законные рамки такого социального партнерства, обеспечивает справедливые условия и пути решения конфликтов, вмешиваясь лишь в качестве посредника в случае неразрешимых противоречий.
    Противоречия по оплате труда решаются за столом переговоров. Конечно, это компромиссы. При условии, что партнерами выступают сильные профсоюзы и ассоциации предпринимателей, такие компромиссы вполне могут быть взаимно выгодны. Таким образом, сфера государственного регулирования расширяется также в области социальной политики. Массовое производство, рост производительности труда создают материальные возможности для оказания хотя бы минимальной со стороны государства помощи инвалидам, слабым, больным, безработным и неустроенным маргиналам. Там, где проводились демократические реформы, снимался с повестки дня вопрос о революциях. В условиях либеральной демократии реформы могут стать нормальным процессом общественного развития, осуществление которого невозможно без достаточной поддержки массовых движений. В 30-е гг. реформистский путь выхода из кризиса был характерен для стран, обладающих резервами, прочными демократическими традициями и сохранивших буржуазно-демократические режимы. К числу таких стран относились Великобритания, Франция, Скандинавские страны, США, Канада, Мексика и ряд других.

    Тоталитаризм.

    В годы кризиса все большую силу набирал иной путь преодоления кризисных потрясений и социальных конфликтов — активизировалось фашистское движение и установились тоталитарные режимы вслед за Италией также в Германии, Португалии, Испании (иберийский вариант).
    Кроме того, к началу мировой войны авторитарные политические режимы утвердились в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Югославии. Они занимали прогерманскую ориентацию или оказались под прямым или косвенным германским господством. К концу июня 1940 г., т. е. после того как под ударами гитлеровских войск пала Франция, всю континентальную Европу от границ Советского Союза и до Атлантики занимали страны с фашистскими или авторитарными режимами, за небольшими исключениями — нейтральных Швеции, Швейцарии и др. Если взглянуть на карту Европы и Азии, то можно наглядно оценить, сколь малые острова демократии и свободы остались в мире к середине XX в.
    В области политической тоталитаризм означал уничтожение режима буржуазной демократии, установление государственно-партийной диктатуры. В идеологической сфере фашизм представлял собой эклектическое соединение националистических и социалистических идей, антидемократизм, антилиберализм, антимарксизм. Это идеология отрицания и в то же время вера в утопическую доктрину преобразования общества на основе умозрительной концепции «нового порядка», насаждаемого насилием и страхом. В области экономической фашизм создал систему государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку войны. При фашистском режиме классовая борьба, традиционное противоборство труда и капитала подавлялись насилием со стороны репрессивного и государственно-партийного аппарата; профсоюзы были разогнаны и созданы искусственные марионеточные организации, а социальное партнерство сведено на уровень беспрекословного повиновения предпринимателю и тоталитарному государству. Однако фашистский режим использовал не только страх и насилие; определенные слои общества разделяли фашистские идеи, расовую теорию, получали и материальные выгоды, а другие были повязаны круговой порукой преступлений.
    Уже в начале 30-х гг. угроза фашизма требовала объединения всех демократических сил. Это сознавали и политики и деятели культуры самой разной политической ориентации от коммунистов до либерал-демократов и радикалов. Важную роль в сплочении антифашистских сил призван был сыграть VII конгресс Коминтерна, состоявшийся летом 1935 г. Коминтерн, правда с запозданием, принял ряд важных решений, призывающих к единству всех демократических сил в борьбе против фашизма и войны. Компартиям предписывалось сделать решительный поворот от сектантской замкнутости, от негативного отношения к социал-демократии и шедшим за социал-демократическими партиями массам, к тактике широких классовых союзов с тем, чтобы создать Народный фронт. Термин «Народный фронт» появился осенью 1934 г. как обозначение широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных общей программой борьбы против фашизма, за улучшение условий жизни широких слоев трудящихся.
    Наибольших успехов движение Народного фронта достигло во Франции, Испании и Чили, где на этой широкой массовой базе были в 30-е гг. сформированы коалиционные правительства. Создание народных фронтов было новым явлением в общественно-политической жизни капиталистических стран. Однако результаты этой борьбы в различных странах были неодинаковыми. Во Франции и Чили эти движения исчерпали себя к концу 30-х гг. В других странах они не получили достаточно зрелого развития, чтобы определить особенности политической обстановки.
    В Испании правительство Народного фронта, стало организатором борьбы народа против фашистского мятежа, поднятого генералом Франко в Испанском Марокко летом 1936 г. Почти три года длилась гражданская война между республиканской армией и фашистскими мятежниками, которым на помощь пришли режимы фашистской Италии и нацистской Германии, пославшие Франко вооружение и войска. На стороне республиканцев сражались добровольцы-демократы многих стран мира. Советский Союз также оказывал им военную помощь, в том числе и людьми.

    Страна

    Особенности проявления кризиса

    Меры, предпринятые для преодоления кризиса

    Великобритания

    страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

    пик кризиса – 1932 г.

    начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

    Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

    Протекционистские меры по защите английской экономики.

    Франция

    Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

    Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

    Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

    Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

    Под контроль государства поставлен французский банк,

    Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

    Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

    Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

    Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

    Запрет фашистских организаций.

    В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.