Психологические тренинги: история, виды и их последствия.

Понятие и история развития социально-психологического тренинга как сферы деятельности и научно-практического метода

1. Понятие социально-психологического тренинга

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она не имеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины, например, лабораторный тренинг, активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение и пр. Термин «социально-психологический тренинг» употребляется чаще и, по-видимому, является более устоявшимся по сравнению с другими.

Понятие «социально-психологический тренинг» входит в более широкое понятие «тренинг», которое употребляется во многих областях деятельности человека для обозначения действий, направленных на изменение каких-либо характеристик тренируемого. Например, в спорте, рабочих профессиях или армии существуют виды деятельности которые представители этих сфер определяют как тренинг. Необходимо определиться, какое понимание тренинга включает в себя область социально-психологического тренинга. Можно выделить четыре смысла использования термина «тренинг»:

1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательным или положительным подкреплением) вырабатывается нужное поведение тренируемых.

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование новых свойств и отработка умений и навыков.

3. Тренинг как метод активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем.

В любом случае тренинг понимается как метод воздействия с целью изменений определенных характеристик участников.

В прикладной психологии в ходе тренинга могут применяться все указанные методы: и воздействие подкреплением, и тренировка как многократное повторение, и передача знаний и умений с активным включением тренируемого в учебный процесс, и методы самоанализа. Таким образом степень агрессивности воздействия не является достаточным фактором отличия тренинга, применяемого в прикладной психологии от других употреблений этого термина. Тренинг в психологическом понимании этого термина может использоваться для работы с любыми категориями здоровых людей, в том числе и для работы со спортсменами, трудовыми коллективами или в военных структурах. То есть по критерию объекта воздействия мы можем лишь развести тренинги, применяемые как метод работы с психически нездоровыми людьми (например в области психотерапии) и тренинги, применяемые для работы с психически здоровыми людьми. Но этого не достаточно, так как в работе с здоровыми людьми понятие «тренинг» используется для обозначения самых разных типов воздействия. Уместным представляется использования критерия предмета изменений, которые подразумеваются в ходе тренингового воздействия. В практической психологии под тренингом понимают метод или совокупность методов, которые обеспечивают формирование новых качеств или навыков с целью решения психологических проблем тренируемого и повышения эффективности его социальных контактов. Тренинги направлены на самопознание и саморегуляцию, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Примером может служит групповой тренинг, называемый «Телесно-ориентированная терапия» В. Райха, в котором применяются упражнения, активно влияющие на физиологию человека, но при этом предметом воздействия остаются социально-психологические барьеры участников, а тело служит лишь средством проведения изменений.

В рамках понятия «тренинг» выделяют множество видов тренингов. В диссертационной работе мы рассматриваем такой вид тренинга как «социально-психологический тренинг». Приведем несколько примеров опубликованных определений социально-психологического тренинга. В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: «Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе» . К. Рудестам говорит о социально-психологическом тренинге как о совокупности методов опытного обучения, Л. Петровская предлагает обозначить термином социально-психологический тренинг практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. С. Макшанов определяет СПТ как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации .

Многие авторы вводят понятие социально-психологического тренинга как совокупность методов. Однако, определяя границы понятия СПТ, И. Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах» . Действительно, рассматривая СПТ в рамках деятельности по развитию личности, мы сталкиваемся с разнообразными методами групповой психологической работы, граничащими с обучением, терапией и коррекцией.


Рис. 1 Соотношение понятий «социально-психологический тренинг», «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».

Емельянов указывает, что существуют формы психологической работы, которые не укладываются в границы понятия «социально-психологического тренинга». Он предлагает обозначение «активные групповые методы», считая психологическую работу с коммуникативной стороной деятельности своих клиентов выходящей за рамки понятия СПТ . Социально-психологический тренинг представляет совокупность методов с четко обозначенными целями и характеристиками, и входит в группу активных групповых методов психологического воздействия. Ряд методов, применяемых в СПТ применим и в других областях практической психологии, из которых в свою очередь СПТ заимствует некоторые методы работы с психически здоровыми людьми.

Однако, определяя понятие «социально-психологический тренинг» мы не согласимся с мнением Емельянова, что социально-психологический тренинг, это только наименование набора активных групповых методов, которое не содержит указания на целевое применение . Г. Марасанов вводит понятие «активные методы практической психологии», понимая под этим совокупность приемов, форм и способов психологической практики, входящих в понятие «социально-психологический тренинг» . В данной работе мы будем исходить из положения о том, что социально- психологический тренинг можно определить не только как совокупность методов, но и как самостоятельную сферу деятельности, отличную от таких сфер как психотерапия, психокоррекция и обучение. Как сфера деятельности, социально-психологический тренинг является одной из сфер применения активных групповых методов как целенаправленного инструментального действия, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор «культурных орудий» для овладения новым поведением или изменения старого поведения.

Для разграничения СПТ и других сфер применения активных групповых методов обозначим некоторые параметры, совокупность которых характеризует именно социально-психологический тренинг.

4 Работа ведется с психически здоровыми людьми.

5 Применяется групповая форма работы.

6 Используются методы практической психологии, подразумевающие активное вовлечение участников группы.

7 В ходе тренинга решаются задачи по развитию и совершенствованию личности в целом и личностных качеств, необходимых для улучшения социального бытия участников.

Все методы СПТ характеризуются, во-первых, ориентацией на достижение обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности участника путем включения элементов исследования в процесс тренинга. В-третьих, методы предполагают обучение на моделях, принцип метафоризации группового опыта. Под принципом метафоризации мы понимаем использование образов и игровых ситуаций для выявления тех эмоций, действий и установок, которые сложно проявляются при анализе эпизодов обыденной жизни. Примером могут служить такие приемы как сравнивание участниками себя с деревом или другим предметом, графическое изображение своей жизни, упражнения, помещающие участников в экстремальные ситуации: в пустыне, в тюрьме, на Луне и пр.

Все множество форм СПТ можно разделить на три больших класса.

1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений и навыков в сфере общения (умение вести дискуссию, умение разрешать конфликты, навыки самопрезентации и пр.)

2. Тренинги, нацеленные на углубление опыта анализа ситуации общения. Имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Следует отметить, что последняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая.

3. Тренинги, направленные на изменение личностных диспозиций, аттитъюдов. Затрагивается область мотивов поведения участников.

Изменения, происходящие в социально-психологических характеристиках личности под воздействием СПТ можно соотнести с областями структуры личности, выделяемыми Н. Леонтьевым: область мотивов, область умений и область навыков.

Тренинги первого класса направлены на изменение и формирование навыков, необходимых для эффективного социального поведения, тренинги второго класса развивают умения, изначально присущие человеку. Основной акцент ставится на восприятии и анализе воспринимаемого. Трений класс тренингов направлен на изменения в личностных диспозиций, входящий в область мотивов.

Современную ситуацию в практике тренингов можно охарактеризовать тем, что классифицировать тренинги по целям и направленности воздействия намного проще, чем по применяемым методам воздействия. Основными методами в СПТ являются игры и групповые дискуссии, которые применяются во всех видах СПТ и разрабатываются в соответствии с конкретной целью тренинга, а также с учетом других параметров, таких как состав группы, количество и продолжительность тренинговых сессий, материальной базы. В России еще недостаточно развита методическая база игр и упражнений, поэтому зачатую одни и те же игры используются в разных тренингах с разными целями. Поэтому использовать критерий метода для определения видов СПТ представляется нецелесообразным.

2. Развитие социально-психологического тренинга как совокупности активных групповых методов психологического воздействия

2.1 Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие

Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности жизни и заболеваний, а также способов избавления от них. Такая система, независимо от того, отвечала ли она господствующему в данном обществе уровню знания, имела ли характер концепции - анимистической, магической, демонологической, натуралистической, механистической и т. д., - становилась всегда компонентом господствующей культуры. Ее содержание сообщалось больному индивиду через его референтную группу, а также лиц, обладающих атрибутами знания и власти, - шамана, волшебника, жреца. То есть еще с древних времен признавалась возможность благотворного влияния социального воздействия на психологическое состояние индивида.

Начиная с конца ХVIII века вместе с активным развитием социальной философии и медицины стала развиваться и социальная психология. Наилучшее развитие социальная психология получила в западных странах, особенно в США.

Постепенно происходил переход от изучения исключительно причин и природы социальных и психологических феноменов к изучению и практике методов воздействия на группы и личность с целью привнесения позитивных изменений. «Обращение к истории и зарубежной психологии конца XIX, начала XX веков обнаруживает, что все крупнейшие теоретические системы обычно сочетают построение схем, объясняющих психологическую природу личности или социальных групп, с разработкой принципов активного вмешательства, воздействия на группы и личность.

В частности это отчетливо видно на примере концептуальных схем Д. Морено, К. Левина, Ф. Скиннера, К. Роджерса и др., причем в одних концепциях указанные два аспекта представлены более или менее пропорционально, в то время как в других делается больший акцент на одном из них» .

Социальные (групповые) переменные в эмпирическое поле исследований человеческого поведения вошли на рубеже XIX-XX вв. Первой поставленной в этой области проблемой был вопрос о том, изменяется ли деятельность индивида под влиянием фактора присутствия других лиц.

Ю.Н. Емельянов приводит некоторые примеры исследований в области межличностного взаимодействия.

Американский исследователь Н. Триплетт в 1898 году, изучая результаты соревнований по велосипедному спорту, обратил внимание на то, что скорость велогонщиков, находившихся в поле зрения болельщиков, на 20% превышала их же скорость на безлюдных участках трассы.

В Германии А. Майер изучал успешность усвоения материала учащимися в школе и дома. Его данные подтвердили более высокую результативность классной формы занятий по сравнению с индивидуальной учебной подготовкой.

В первые десятилетия XX в. начинает складываться экспериментальная техника исследования малых групп или «группового разума», как в то время было принято называть феномен межличностного взаимодействия.

В. Бехтерев в 1911г. впервые показал эффект изменения индивидуальных суждений морального характера в результате групповой дискуссии, а также сформулировал принципы целесообразности коллективного труда.

В 1913г. В. Меде разработал программу исследования сотрудничающих групп. Он поставил ряд лабораторных экспериментов в группах из 2-3 и до 16 человек. Его результаты показали общее повышение работоспособности в условиях изолированной деятельности в группе. При этом благотворное влияние испытывали в большей степени слабые члены группы. Но возрастание их работоспособности с избытком покрывало снижение работоспособности у сильных .

С 1907 г. К.С. Станиславский работал над системой подготовки актера во взаимодействии с другими создателями спектакля, давшей много ценного для дидактики групповых творческих методов.

К середине ХХ века значимость межличностного и группового влияния на развитие личности не вызывала сомнений. Стали появляться теории, развивающие различные аспекты межличностного взаимодействия. В том числе большое внимание уделялось изучению влияния группы на индивида, а также методам активного группового психологического воздействия.

2.2 Развитие активных групповых методов в России и в западных странах

Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга.

До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивных индивидуальных изменений было в большей степени обусловлено возрастанием знаний проблем, связанных с человеком .

В западных станах интенсивнее всего активные групповые методы развивались в сфере медицины с целью оказания психологической помощи. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале XX столетия .

Творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой, считается австрийский врач Ф. Месмер. Он осуществлял лечебные воздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятий у пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. В последующие десятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практике влияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал факт несомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях; сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепцию реактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешними силами.

Такой образ человека не был также чужд концепциям творцов терапевтической идеологии, действовавших одновременно с Ф. Месмером в англосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской и пуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачи пациентам собственных ценностей и образцов поведения.

Одним из первых специалистов, также практиковавших «репрессивно-вдохновляющий» подход был Джозеф Пратт, бостонский врач – интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению, заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь в 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

Именно с началом работы с психически здоровыми людьми в научных публикациях наметилось новое направление в применении активных групповых методов. Эти методы применялись в целях обучения и коррекции поведения психически здоровых людей. Начали формироваться службы и центры, где проводилась работа с группами людей, объединенных сходными проблемами: одинокие матери, больные онкологическими заболеваниями, жертвы пожаров, люди с излишним весом, эмигранты и пр.

«Говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современные активные групповые методы, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия» . Свой метод Я. Морено построил на основе опыта театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией, а предназначалась для развития творческого потенциала человека. Но внутри – и межличностные изменения, достигаемые участниками послужили основой для развития психодрамы как активного группового метода психологического воздействия. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре. Исполняя различные роли, человек получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами .

В начале 50-х годов ХХ века В. Байон сформулировал динамическую теорию функционирования группы. Его концепция оказала большое влияние на теоретическое осознание групповых явлений. На основе спонтанного развития группы он выделил две доминирующие в ней формы деятельности: 1) целевую активность на рациональной основе и 2) активность, продиктованную эмоциями, которая, однако, укладывается в определённый тип взаимодействия. Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Байон говорит о возможности конфликтов между этими планами и закономерности формирования «коллективных защитных механизмов». Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа .

Одним из наиболее уважаемых в западной социальной психологии специалистов по активным групповым методам считается К. Левин, который также использовал малые группы, прежде всего, не в целях лечения, а для развития участников. К. Левин, так же как и З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, с помощью понятия «поля» объяснял процесс развития личности. Подобно тому, как в физике использование механистической модели оказывается во многих случаях недостаточным, Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личности необходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющих собой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние со стороны других людей. Поэтому, вполне естественно, что Левин заинтересовался взаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем и теоретиком, Левин проводил эксперименты с группами, рассматривая их как средство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности и развития групповой морали. После второй мировой война К. Левин продолжил свою работу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского института технологии. Работа Центра стала первым академическим проектом, посвященным изучению динамики малых групп.

В 1947 году, в год смерти К. Левина, трое его студентов – К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпет - начали серию исследований в Бетеле, штат Мейн. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью, так называемых групп сензитивности и Т-групп.

В середине 50-х годов ХХ века В. Беннис и Г. Шеппард сформулировали теорию группового развития, которая выходила за рамки психоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шеппарда построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах или группах тренинга человеческих отношений. Такие группы впоследствии получили широкое распространение и активно применяются в западном обществе до настоящего времени. Сейчас Т-группы считают одним из видов социально-психологического тренинга. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия. Предметом дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

Согласно положениям его основоположников тренинг является методом формирования, опирающимся на проблемное обучение через действия и опыт. В тренинге используются данные об актуальном поведении участников и о возникающих в группах ситуациях, о попытках изменения, в частности, через взаимодействие. Основные составляющие тренинга - это расширение и углубление сознания и познания участников, изменение их установок посредством сознательного выбора, сотрудничества и совместной ответственности в рациональном решении проблем и выполнении задач, что достигается главным образом через самостоятельную активность участников при минимальном структурировании их деятельности тренером. Рост сознания связан со столкновением мнений и установок с пережитым опытом, с констатацией ошибок и деформаций, открытием реальных фактов, направлением мышления на планирование и предвидение будущего. В результате этого процесса в личности могут произойти изменения в области восприятия себя, социальных ролей, групп и структур.

Очень существенным в рамках концепции К. Левина считались указанные последние изменения: лучшее понимание динамики групп, организационных проблем, способность использовать малые группы для наиболее чёткого функционирования общественных структур. Это послужило важной причиной широкого использования метода Т-групп для формирования управленческих кадров, специалистов, а также ожидания со стороны администраторов ощутимой пользы этого метода для функционирования различных учреждений и организаций.

Параллельно с развитием школы К. Левина и его последователей формировалась и другая школа, объединяющая тех, кто работал с малыми группами. Ее возглавил К. Рождерс из Чикагского университета. Работа этой школы первоначально была связана с подготовкой в послевоенные годы консультантов для Veterans Administration. Основное отличие подхода Роджерса от подхода Левина заключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. В 1970 году К. Роджерс писал: «Чикагские группы ориентировались главным образом на личностный рост, а также на развитие и совершенствование навыков межличностной коммуникации. Кроме того, в отличие от созданных в Бетеле групп, они имели преимущественно практическую и психотерапевтическую направленность» .

Для обозначения направления, развитого Роджерсом, используют разные названия: недирективное консультирование, недирективная психотерапия, клиент-центрированная психотерапия. Это направление активных групповых методов также имеет широкое применение и в настоящее время. Метод Роджерса концентрируется на субъективном опыте участников. В работе группы заложен принцип самоактуализации, которая способствует улучшению состояния и развитию личности участников. Тренер или консультант выступает в роли помощника в устранении эмоциональных блоков и препятствий к росту и способствует большей зрелости и усвоению нового опыта .

Таким образом, начиная с 40-х годов тренинг как вид активных групповых методов представлял собой отдельное направление, представленное двумя школами. Одна из них была связана с деятельностью К. Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями К. Роджерса и использовала группы главным образом для эмоциональной стабилизации и личностного роста.

Итак, развитие представлений о межличностном взаимодействии и активных групповых методов как технологии, основанной на влиянии одной личности на другую, а также на принципе группового воздействия имело ряд этапов. Дж. Рутан и У. Стоун , проводя анализ развития тренинговых методов, указывают, что первоначально деятельность психодинамических групп осуществлялась методом проб и ошибок. При этом для объяснения наблюдаемых феноменов специалисты использовали идеи Лебона, Мак-Даугалла, Левина и других, дополняя их теориями личности, прежде всего, теорией Фрейда. Тем не менее, им не удавалось в достаточной степени интегрировать оба подхода; разные исследователи делали акцент либо на групповых феноменах, либо на индивидуальных психических проявлениях. Тесно связанным с практикой применения активных групповых методов, и в частности групп тренинга было представление о том, что межличностное взаимодействие в группе может отражать внутрипсихические конфликты ее членов, а также сопровождаться проявлением групповых процессов. Хотя вплоть до настоящего времени у нас нет общей теории для обоснования своей работы, большинство специалистов сочетает представления о групповой динамике с идеями межличностного взаимодействия и индивидуальной психологии.

В России в начале ХХ века, как уже было сказано, применение активных групповых методов развивалось в областях медицины, педагогики и андрогогической практике (обучение взрослых). Яркими представителями этих направлений можно считать В.М. Бехтерева, К.С. Станиславского, А.С. Макаренко.

Но механизмы и принципы группового взаимодействия не являлись самостоятельным объектом изучения.

Между первой и второй мировыми войнами формируются принципы коллективной психотерапии. Б.Н. Бирман, М.А. Чалисов разработали методику групповых собраний, А.М. Дружинин и М.Г. Иткин начали создавать амбулаторные группы, применяя в них параллельно групповую и индивидуальную психотерапию.

Но в России и в странах так называемого «социалистического лагеря», кроме упомянутых пионерских попыток в 20-х годах, развитие и широкое распространение активных групповых методов в работе с психически здоровыми людьми несколько запоздали. Работа в области межличностных отношений всегда связана с социальными нормами и ценностями, законами общественного существования. А в период 20-х – 50-х годов в России обсуждение различных механизмов развития личности и влияния группы на индивида было практически невозможным из-за сильнейшего идеологического давления. Законы общественного устройства подразумевали единственно правильный способ функционирования общества как единого целого и не приветствовали развитие личности с ее уникальными способностями и качествами.

Лишь в 60-х годах наступили существенные изменения. В 60-х годах выходят работы В.Н. Мясищева и В.С. Мерлина по теории психологии отношений. Но несмотря на «оттепель» российская наука ощущала нехватку теоретического и методического материала для успешного развития.

Дальнейшее развитие групповых методов достаточно долго оставалось в рамках двух направлений: лечебного воздействия и педагогической практики.

Эти два направления сильно различались друг от друга и практически не имели взаимного влияния. Во многом применение активных групповых методов было направлено на достижение политических целей и служило для формирования определенных ценностей и установок, соответствующих государственной идеологии.

В последние десятилетия методы активного группового обучения и коррекции личности стали весьма модными, вызывающими всеобщий интерес. К сожалению, быстрый рост популярности этих методов в немалой степени обусловлен не только активностью специалистов, но недобросовестной деятельностью дилетантов, которые используют активные методы психологического воздействия для достижения коммерческих целей. «Не последнюю роль играла также рекламная деятельность многочисленных предприимчивых создателей рецептов счастья и хорошей полноценной жизни» .

Развитие активных групповых методов в России в период 80-90-х годов ХХ века характеризуется большим количеством заимствований из западного опыта. Заимствуются как теоретические подходы, так и практический опыт, методическая база. Так же как и на Западе практика в нашей стране имеет тенденцию опережать развитие теоретического обоснования. Как у практиков активных групповых методов, так и у потенциальных участников еще не сформировалось структурированное представление о всей области применения АГМ. Проблемы развития АГМ и, в частности, социально-психологического тренинга, были связаны также с отсутствием четко определенных терминов и понятий в области практической психологии. Под понятием «тренинг» могли иметься в виду и действительно активные групповые методы, а могли пониматься и обычные методы лекции или семинара. Можно было даже встретить словосочетание «прослушать тренинг», что противоречит основному принципу активного вовлечения участника в работу группы.

Наблюдался также процесс размывания принципов, по которым дифференцируются области применения активных групповых методов в лечебных целях и в целях, касающихся совершенствования личности человека, межчеловеческих отношений, семейных структур, структур социального окружения психически здоровых людей.

Однако, можно отметить, что в последнее десятилетие происходят некоторые позитивные изменения, связанные с разработкой российских теорий и методов активного группового психологического воздействия. Начали появляться устоявшиеся термины для обозначения разных направлений практической психологии и особенно области тренинга. Более четко формулируются цели применения того или иного метода.

В настоящее время в распоряжении психологов-практиков и тренеров уже оказалось весьма большое количество разнообразной литературы, отражающей так или иначе теоретические, практические, прикладные аспекты групповой психологической работы. Анализ западного опыта и разработки российских специалистов отражены в работах Дубовской (1991), Емельянова (1985), Жукова (1990), Петровской (1989), Эйдемиллера (1990) и др.

Российскими специалистами активно ведется разработка тренинговых программ, основанных на российском опыте. Позитивными примерами могут служить разработки Г.И. Марасанова – «тренинг взаимовосприятия и понимания», «тренинг убеждающего воздействия», Л.М. Кроля и Е.Л. Михайловой «тренинг тренеров», С.А. Беличевой «тренинг глубинного обучения для социальных педагогов».

3.1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали еще наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию "животного магнетизма" Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. На Левина оказали влияние работы социолога Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические исследования из лаборатории в полевые условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими. Его идея создания групп и изучения их деятельности на основе научно обоснованных фактов стала краеугольным камнем движения Т-групп. Подход Левина к изучению Т-групп получил название "действенного исследования".

Первая Т-группа возникла случайно. В 1946 г. несколько специалистов в области общественных наук во главе с Лилендом Брэдфордом, Рональдом Липпиттом и Куртом Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и общественным лидерам успешно применять принятый незадолго до этого Закон (акт) о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Вскоре стало ясно, что наблюдения специалистов не всегда совпадают с восприятием участников группы. Эти вечерние встречи оказались столь привлекательными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.

Успех нового метода исследования групповой динамики привел к созданию в следующем году в г. Бетеле, штат Мэн, Национальной лаборатории тренинга (НЛТ), вслед за которой возник целый ряд аналогичных лабораторий. В основе практики Т-группы- групповая дискуссия. Предметом групповой дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей – изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

В теоретическом плане на практику Т-групп несомненно влияние психоаналитической традиции. Это проявляется в акценте на возможности расширения опыта личности путем доведения до осознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые функционируют, используются личностью, но не осознаются ею. В целом, теоретическое обоснование практики Т-групп остается недостаточным. Одна из попыток построения теории – теория группового развития Бенниса и Шепарда (см. вопрос про психоаналитический подход).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов.

      Понятие СПТ.

Существует большое количество определений СПТ. Во всех определениях: 1) отмечается, что в тренинге используются активные методы обучения, под которым понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения, отчеты о работе в подгруппах; 2) отсутствует указание четкой целевой отнесенности, конкретизации. Цели могут быть связаны с развитием разных структур.

Одним из наиболее комплексным определением СПТ является следующее:

СПТ – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности (Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и Растянников П.В.).

Под активными методами понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

    Совокупность определенных знаний (в том числе - знания о нормах, правилах поведения в социальных ситуациях);

    Коммуникативные умения (определенные техники общения);

    Коммуникативные установки (на тот или иной вид общения, н-р, закрытое или открытое общение).

Специфические особенности тренинга:

      наличие группы , которая в течение определенного времени находится вместе и ведет работу.

      В тренинговой работе соблюдается ряд принципов (тренинговое обучение отличается от традиционного).

Основные правила групповой работы:

    "Здесь и теперь"

Предмет анализа - процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

    Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

    Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

    Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

    Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

      Основные цели и задачи СПТ.

Цели могут стоять самые разные, но так как речь идет о тренинге коммуникативной компетентности, то в целом, результатом тренинга должна быть возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, целей, стратегий поведения партнеров по общению, осмысление помех взаимопонимания, и т.д. На групповом уровне целью является установление валидной коммуникации: 1) каждый член группы способен точно и свободно сообщать о своих чувствах, мотивах, интенциях и т.д. 2) восприятие каждым членом своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы (Беннис, Шепард).

      Виды тренинговых групп.

Подход Жукова

Существуетдва «процедурно-технологических» подхода к практике тренинга: компетенциарный (фокусированный на компетенциях) и экспериентальный (основанный на опыте).

В компетенциарном подходе акцент делается на предмете тренинга- на системе компетенций, т.е. в рамках компетенциарного подхода разработана дифференцированная система понятий для описания и оценки того, что подлежит формированию, совершенствованию и развитию. Компетенциарный подход популярен в бизнес-среде (отбор, аттестация, оценка, обучение кадров). Различают понятие компетентности, компетенции и компетенций. Компетентность- преимущественно субъектная характеристика (то, что относится к индивиду как к объекту профессиональной деятельности), компетенция – характеристика позиции (роли, должности),компетенции – то, что индивид должен сделать, когда занимают определенную позицию в соответствии с предписаниями и стандартами, соответствующими этой позиции. На основе компетенциарного подхода выстраивают интегрированные системы оценки и обучения. Плюсы подхода: создание гибкого и дифференцированного концептуального аппарата, способного описывать круг требований, предъявляемых к человеку на рабочем месте и связанных с его функционированием в профессиональной и социальной среде. Критика подхода: невозможность формирования компетентностей высшего порядка, ориентированных не на реагирование на уже свершившееся и устоявшееся, а тех, которые нацелены в будущее. .

Экспериентальный подход сосредоточен на методах обучения, т.е. на том, как учить и учиться. В рамках этого подхода разработана совокупность моделей процесса обучения (процесса приобретения опята). Предмет тренинга при этом находится на втором месте. Классическая модель экспериентиального обучения – модель Д. Колба: процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз – конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование. Плюсы: разработана внушительная совокупность представлений о процессе научения, осуществляющемся как в «стихийном порядке», так и в ходе участия в специальных образовательных программах. Недостатки: неразработанность центрального понятия концепции - понятия опыта.

      Организация и проведение СПТ.

Тренинговые занятия должны проходить в специально подготовленных помещениях. Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Поскольку занятия могут длиться достаточно долго, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Перерывы в работе делаются в среднем через полтора – два часа на 10- 15 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв. Все зависит от программы тренинга (сколько по времени длится, если целый день, то понятно, что нужен обеденный перерыв и т.п.)

      Структура групп СПТ (состав группы).

При рассмотрении структурных элементов тренинговых групп выделяются следующие аспекты: количественный и качественный состав группы, ролевое распределение в группе, цели и нормы групповой работы.

Количественного состав группы . Оптимальное число участников в группе обычно фиксируется в промежутке между 6 и 14. Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ее неотъемлемой частью (Рудестам). В большинстве случаев программы тренинга предусматривают участие лиц, которые ранее не были знакомы друг с другом.

Под качественным составом группы понимается распределение в группе профессионально-демографических, должностных и личностных характеристик участников. Разные авторы приводят свои аргументы, как в пользу однородности, так и разнородности группы, однако в большинстве случаев специалисты склоняются к мнению, что умеренно разнородные группы обладают преимуществом, связанным с наличием разносторонних точек зрения на решаемые в группе проблемы.

Нормы , устанавливаемые в группе, должны соответствовать целям группы. Нормы помогают решать вопросы о том, надо ли выражать свои чувства, как это правильно делать, как строить взаимоотношения с другими участниками группы. Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например, от группового статуса участника: при низком статусе нормы игнорируются, тогда как при среднем статусе участники склонны придерживаться существующим стандартам. Наибольшая готовность к принятию групповых норм наблюдается в сплоченных группах (придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки).

Ролевой репертуар . На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: "козел отпущения", "эксперт", "аутсайдер", "тряпка", "обвинитель", "хулиган", "жертва" и т. п. Основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

      Требования к ведущему.

Функция руководителя – включить участников в работу и постепенно устраняться от руководящей роли (становясь латентным руководителем), предоставляя участникам свободу для самовыражения. Основные функции ведущего (по Рудестаму):

    функция эксперта: комментирует то, что происходит в группе (поведенческий аспект);

    катализатор – способствует развитию событий и побуждает к активности, привлекает внимание к текущим задачам и чувствам участников.

    Дирижер – регулирует взаимообмен между участниками, облегчает передачу информации, которая касается их эмоционального состояния.

    Образец – демонстрирует, как вести себя в группе.

Личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Требования к ведущему (лекции Прихидько):

    Умение сохранять спокойствие, не поддаваться всеобщему волнению

    Ролевая гибкость

    Ведущий должен быть хорошим стратегом и организатором

    Хорошо, если у ведущего есть свой собственный стиль

    Ведущий е должен искать в группе социального признания (искушения воздвижения на пьедестал)

      Основные стадии развития тренинговой группы.

Выделяют 4 этапа в развитии тренинговой группы: начальную, кризисную, рабочую и завершающую.

Начальная стадия . Наличие тревоги у участников, волнение, страх неизвестности и неопределенности, подчеркнутая доброжелательность, псевдосплоченность. На этой стадии происходит установление норм группы, формирование ролевой структуры.

Кризисная стадия . Возрастание скептицизма и недовольства участников группы. Кризис вызывается, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими.

Рабочая стадия.

Преодоление периода кризиса. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Участники переосмысливают свое поведение, свою личность, они все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Основным результатом этой стадии является выбор и принятие решения действовать.

Завершающая стадия.

Психологический смысл этой завершающей стадии – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию.

Иногда участникам тренинга сложно расставаться, так как для многих людей в группах участники становятся эмоционально более близкими, чем родственники и друзья.

      Основные принципы конструирования программы СПТ.

Выбор того или иного методического приема определяется следующими факторами:

В последнее время акцент смещается на всё более «свободное» построение тренинговых программ. Каждое отдельное занятие, каждая встреча представляет собой самостоятельную ценность, отдельный блок в составе целостной программы (модуль) - Жуков.

Три части модуля:

    вступительная (увертюра). Момент встречи, установление контакта, знакомство, прояснение целей и задач тренинга.

    Основная часть. Разогревы, мини-лекции, основные упражнения, дискуссии, анализ и подведение итогов конкретных упражнений. Шерринг.

    Подведение итогов (в широком смысле слова). Ведущий уточняет какие-либо моменты, отвечает на вопросы, благодарит участников за работу.

В состав каждого модуля также входят отдельные элементы – номера. Каждый номер имеет определённую цель, тему, сюжет, схему позиционирования участников, правила поведения, структуру исходов, критерии оценки и ключи анализа. Цели номера – это те задачи, которые он выполняет в целостной программе тренинга. Два блока целей номера: содержательные или предметные (отражают основное содержание модуля или всей программы тренинга) и функциональные или динамические (обеспечивают более эффективное протекание процессов в группе). Участники тренинга перед началом номера получают информацию о его содержании, необходимую для его проведения (инструкцию). Также проводится позиционирование участников – распределение ролей, комплектование подгрупп, установка очерёдности. Она может производится как тренером, так и самими участниками. Важнейшим компонентом проведения номера является обратная связь, которую участники могут получать как во время, так и после упражнений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема Психологический тренинг: определение, история возникновения

Психологический тренинг - это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.

Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут выглядеть по-иному и именно через это и делаются новые ценные открытия. психологический тренинг група психоаналитический

Проходя этот путь познаний, человек получает доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования. Кьелл Эрик Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» М.: Прогресс, 1990 - СПб.: Питер Ком, 1998

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его "классный метод" работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии служит благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений. Ли Д. Практика группового тренинга - СПб.: Питер, 2002

Хотя работы Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы отождествлять себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ориентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался групповой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962). Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997

Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного пациента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) в 1929 году и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.

Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как автор Морено был очень плодовит, а его деятельность охватывает несколько этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина "групповая психотерапия" в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.

Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй - применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии (Appley and Winder, 1973). В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998

Сами группы называются по-разному: терапевтические группы, инкаунтер-группы, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок. А для всех таких групп выбран термин "психокоррекционные группы". По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы скорее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.

Огромный вклад в развитие гуманистической психологии внёс Карл Роджерс. В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психологами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах. Считается, что первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт (Triplett, 1897), когда определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом "социального облегчения" (social facilitation). Эффект "социального облегчения" служит примером проявления социопсихологического принципа, который помогает понять, что происходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах исследователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу, получила название "сдвига к риску" (risky shift). Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000

Такие британские психотерапевты, как С.X.Фоукс, У.У.Байон и X.Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результаты экспериментальных исследований по групповой динамике. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его "теорию поля" в качестве концептуального ядра теории групп. Он предположил, что "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности" (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.

Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Шютц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шютц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики и навыки проведения групп в НЛТ. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шютц стал "гуру" движения инкаунтер-групп, назвав свою форму обучения "открытой встречей" (open encounter). Используя разработки Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, Шютц разработал понятие о единстве тела и сознания - центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шютц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.

Хотя современные группы в Эсалене используют принципы и методы психологического воздействия различных групповых подходов, складывается впечатление, что в современном групповом движении можно выделить, по крайней мере, два основных направления: первое - соматически, или телесно, ориентированные группы, например, группы первичной терапии, биоэнергетики и структурной интеграции; и второе - группы, в большей степени направленные на осознание внутриличностных и межличностных проблем. Это такие группы, как инкаунтер-группы, группы психодрамы и гештальт-группы, которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками инкаунтер-групп. Многие лидеры инкаунтер-групп основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций.

Определение инкаунтер-группы Шютцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, сознавание себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и сейчас". Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997

Список литературы

1. Кьелл Эрик Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» М.: Прогресс, 1990. СПб.: Питер Ком, 1998.

2. Битянова М.А. Журнал “Первое сентября” №13, 14, 17 2000.

3. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998.

4. Емельянов Ю.Н. “Активное социально-психологическое обучение” Л. 1985.

5. Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000.

6. Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997.

7. Ли Д. Практика группового тренинга - СПб.: Питер, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.

    реферат , добавлен 15.08.2010

    Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.

    реферат , добавлен 29.08.2010

    Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Классификация эффектов социально-психологического тренинга и проблема изучения их долговременности. Этические проблемы применимости результатов вне тренингового пространства. Определение роли ведущего занятий и особенности отбора участников группы.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Анализ социально-психологического климата предприятия и решение следующих задач: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; выявление лидера группы, а также определение возможных микрогрупп. Сценарий психологического занятия "Круг помощи".

    практическая работа , добавлен 22.06.2012

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

Комментарий: Насколько я смогла разобраться, к методам воздействия в социальной психологии относят групповую дискуссию (как метод принятия групповых решений, к ней же относится и мозговой штурм), игровые методы и социально-психологический тренинг. Причем, в тренинге, очевидно, применяется и групповая дискуссия (но уже как обсуждение), и различные игровые упражнения. Надо сказать, что какой-то единодушной классификации этого всего не существует, каждый автор волен в интерпретациях, в этом варианте ответа я в основном опиралась на структуру курса Прихидько и лекции, слайды Гулевич (что касается групповой дискуссии и мозгового штурма). На экзамене могут начать спрашивать про цели и задачи каждого метода, про специфику и прочее, обратите на это внимание и подумайте над этим на досуге). Кроме того, как сказала Белинская, к методам воздействия можно отнести всю массовую коммуникацию, но это я уже не стала писать, смотрите соответствующие вопросы.

План ответа

    Групповая дискуссия.

    Игровые методы.

    Социально-психологический тренинг (СПТ).

3.1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

3.2. Понятие СПТ.

3.3. Основные цели и задачи СПТ

3.4. Виды тренинговых групп.

3.5. Организация и проведение СПТ.

3.6. Структура групп СПТ.

3.7. Требования к ведущему.

3.8. Основные стадии развития тренинговой группы.

3.9. Основные принципы конструирования программы СПТ.

3.10. Оценка эффективности СПТ.

1.Групповая дискуссия.

Групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности, цель которого - интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Функции групповой дискуссии:

1) Изменение мнения.

Социально-психологическое изучение групповой дискуссии связано с работами К.Левина, появившимися в 1940-е г. Цель экспериментальной работы - заставить американских домохозяек покупать субпродукты. После обычной лекции о пользе субпродуктов – только 3% слушателей лекции изменили свое отношение к субпродуктам, а после группового обсуждения – 32%.

Члены группы искренне соглашаются с групповым решением и изменяют поведение в соответствии с ним.

2) Качество решения.

  • Повышение активности членов группы

  • всестороннее обсуждение проблемы

    принятие более качественных решений по сравнению с индивидуальными

Причины некачественных решений:

    Нормативное влияние

    Информационное влияние

    Иллюзия продуктивности

    Распределение ответственности

    Неспособность скоординировать усилия, обсуждение только той информации, которая известна всем

Стадии групповой дискуссии (подробнее - см. слайды Гулевич по психологии коммуникаций, тема 9)

    Стадия подготовки

    Стадия сбора информации

    Стадия интерпретация информации

    Стадия оценки принятого решения

Мозговой штурм (А. Осборн). - На этапе выработке идей запрещается критика, что способствует выработке максимально креативных решений.

Виды мозгового штурма:

    Обратный – узкий, несколько человек;

    Коллективный – 200-250 участников делятся на подгруппы, а потом пленарное заседание;

Упрощенные процедуры:

    Совет пиратов – участники высказывают решение по иерархии, в итоге решает капитан.

    Каскадное решение - сначала одни люди, потом другие.

    Синектика (У.Гордон) – использование аналогий, метафор. Участники представляют, что бы они почувствовали, если бы были элементом проблемы.

Условия эффективности мозгового штурма:

Процедура проведения:

    инкубационный период

    узнавание высказавшего идею

    ориентация на оценку личности

    знакомство с другими идеями

    фиксация решений

Особенности задачи: важность

Особенности участников:

    конкурентная ориентация

    знания и опыт

Стадия оценки принятого решения:

    экспертная оценка

    метод усредненного мнения группы

    правило большинства

    метод единодушного решения

    метод консенсуса

2.Игровые методы.

Подразделяются на операционные и ролевые. Операционные (деловые) игры имеют сценарий и очень четко ориентируются на инструментальный аспект деятельности. Определяются как метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Часто их называют имитационными управленческими играми. Ролевые игры направлены на изменение установок, мешающих эффективному взаимодействию людей с окружением. Одна из форм ролевой игры – техника психодрамы, разработанная Дж. Морено. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании ситуации конкретного человека, чьи проблемы и конфликты предстоит решать группе, и других действующих лиц.

    Ролевая игра создает участникам условия для того, чтобы они смогли:

    Уяснить нормы поведения и общения, а также собственные представления, чувства и мысли, связанные с той или иной ролью.

    Развить умение входить в положение других людей, лучше понимать их позиции и чувства, что непосредственно связано с социально-психологическими явлениями идентификации и эмпатии;

    Опробовать новые роли и формы общения в ситуациях, моделирующих реальную жизнь.

Введение

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов -- теоретических, методических, исследовательских. Тем не менее, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой. Прежде всего, я хотела сформировать для себя представление о том, как нужно планировать, осуществлять и анализировать работу группы.

Навыки общения усваиваются точно так же, как любые другие навыки.

Чтобы им научиться, нужна практика. Это примерно тоже, что управлять автомобилем, или иметь какой-либо другой навык: езду на велосипеде, катание на лыжах или любой другой вид спорта. Если вы помните, как впервые пытались овладеть сложным навыком вождения автомобиля, то обнаружите, что вам приходилось контролировать много разных вещей сразу. Вам надо было следить за тем, что делают ваши ноги, и это было не легкой задачей. На все это вам приходилось обращать внимание, и вдобавок отдавать себе некоторый отчет в том, что происходит вне машины.

На психологических тренингах клиенты делают то же, чего требует любой сложный навык: задача раскладывается на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами откроются новые возможности - другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые компоненты до уровня бессознательного, эффективного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательного внимания.

Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом -- тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

Психологический тренинг -- это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Из этого понимания я и постараюсь исходить, ведя разговор о социально-психологическом тренинге (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

История появления тренинга

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его "классный метод" работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии служит благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.

Хотя работы Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы отождествлять себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ориентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался групповой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962).

Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного пациента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) в 1929 году и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.

Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как автор Морено был очень плодовит, а его деятельность охватывает несколько этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина "групповая психотерапия" в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.

Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй - применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии (Appley and Winder, 1973).

Сами группы называются по-разному: терапевтические группы, инкаунтер-группы, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок, который станет понятным из дальнейшего изложения. А для всех таких групп в этой книге выбран термин "психокоррекционные группы". По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы скорее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.

Огромный вклад в развитие гуманистической психологии внёс Карл Роджерс. О его концепции позже будет рассказано подробнее. В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психологами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах. Считается, что первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт (Triplett, 1897), когда определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом "социального облегчения" (social facilitation). Эффект "социального облегчения" служит примером проявления социопсихологического принципа, который помогает понять, что происходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах исследователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу, получила название "сдвига к риску" (risky shift).

Такие британские психотерапевты, как С.X.Фоукс, У.У.Байон и X.Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результаты экспериментальных исследований по групповой динамике. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его "теорию поля" в качестве концептуального ядра теории групп. Он предположил, что "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности" (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.

Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Шютц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шютц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики (см. 6-ю главу) и навыки проведения групп в НЛТ. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шютц стал "гуру" движения инкаунтер-групп, назвав свою форму обучения "открытой встречей" (open encounter). Используя разработки Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, всех тех телесных терапевтов, кого мы будем обсуждать в 6-й главе, Шютц разработал понятие о единстве тела и сознания - центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шютц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.

Хотя современные группы в Эсалене используют принципы и методы психологического воздействия различных групповых подходов, складывается впечатление, что в современном групповом движении можно выделить, по крайней мере, два основных направления: первое - соматически, или телесно, ориентированные группы, например, группы первичной терапии, биоэнергетики и структурной интеграции; и второе - группы, в большей степени направленные на осознание внутриличностных и межличностных проблем. Это такие группы, как инкаунтер-группы, группы психодрамы и гештальт-группы, которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками инкаунтер-групп. Многие лидеры инкаунтер-групп основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций.

Определение инкаунтер-группы Шютцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, сознавание себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и сейчас".