Прокариоты делятся на подцарства. Царство прокариоты подцарство бактерии бактерии

«Вавилонское царство» - Все земли считались принадлежащими царю. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Завоевания Вавилона. Развивались ремесла. Рабовладение достигло значительного развития. Чудесная архитектура Вавилона. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”.

«Царства живых организмов» - Мир живых организмов нашей планеты очень разнообразен! Плесневые (пеницилл, мукор). Шляпочные. Дрожжи. Позвоночные. Растения. Царство Растения. Живой организм. Млекопитающие. Птицы. Многообразие живых организмов. Роль бактерий в природе и жизни человека разнообразна. Живые организмы Царства живых организмов Среды жизни Подумай!

«Царства природы» - Царство животных в земле в воде на земле в воздухе. Неживая природа. Признаки живой природы: Царство грибов царство микроорганизмов. Что такое окружающий мир? Природа. Рождение дыхание питание рост движение старение умирание. Царство живой природы. Живая неживая. Камни солнце воздух вода луна звезды.

«Царство вирусов» - Изучение вирусов. Как увидеть и рассмотреть то, что увидеть и рассмотреть невозможно? Большинство вирионов имеет форму палочек или неправильных многогранников. Появление электронного микроскопа значительно помогло в изучении вирусов. Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют ещё и внешнюю оболочку.

«Царство растений» - Что такое «царство»? Поэтому все живые организмы делятся на царства живой природы. Что изучает биология? Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст. Справка: Ботаника – наука о растениях. Для чего надо изучать науку о растениях? Ботаника -. Поэтому в истории науки Теофраста называют «отцом ботаники».

«Царство грибов» - Значение грибов в природе. Строение гриба. «Микос»- гриб «логос»-учение. Сравнение. Что такое грибы? Мы -исследователи. Царства живой природы. Добро пожаловать в царство грибов! Грибы. Микология. Спасибо за урок! Значение. Растения. Растения Животные Грибы? Зеленый цвет-хлорофилл Создают питательные вещества.

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. При помощи жгутиков

Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи

B. При помощи крылышек

Г. Все утверждения верны


9. Установите последовательность процессов при размножении бактерии.

A. Образование дочерних клеток

Б. Клетка удлиняется

B. Образуется поперечная перетяжка

Г. Удвоение бактериальной хромосомы
10. Установите последовательность процессов при спорообразовании.

A. Прекращение обмена веществ в клетке

Б. Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал

B. Образование толстой многослойной капсулы

Г. Клетка становится меньших размеров
11. Спора бактерий – это...

A. Половая клетка

Б. Форма для размножения

B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях

Г. Название бактерий
12. Для получения энергии бактерии используют:

A. Органические соединения

Б. Неорганические соединения

B. Солнечный свет

Г. Все утверждения верны
Найдите соответствие.

13. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:

I. Гетеротрофы

II. Автотрофы хемосинтеза

III. Автотрофы фотосинтеза

A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света

Б. Питаются готовыми органическими веществами

B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ


14. Из предложенных терминов составить схему биологического круговорота:

I. Органические вещества

II. Неорганические вещества

III. Живые организмы

IV. Отмершие части живых организмов и останки

V. Бактерии разрушители

Сделайте вывод о роли бактерий разрушителей в биологическом круговороте.
15. Дополните и составьте схему «Роль бактерий в жизни человека».

Используя схему, составьте рассказ о роли бактерий в жизни человека .


16. Используя предложенные термины, заполните схему:

I. Серобактерии

II. Метанобактерии

III. Болота, очистные сооружения, рубец животных

IV. Газ метан

V. Сера и соединения серы

VI. Серная кислота

VII. Месторождения серы

VIII. Архебактерии
Используя схему, подготовьте рассказ о значении археобактерий в природе.

17. Найдите ошибку в предложении.

По форме бактерии делятся на кокки, бациллы, спириллы, талломы, вибрионы.
Выберите верное утверждение.

18. 1. Бактерии – диплококки представляют собой скопления плотных пачек.

2. На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.

3. Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.

Д. Наличие гликогена

Е. Питание за счет всасывания
3. Грибы размножаются:

A. Вегетативно

Б. Спорами

B. Семенами

Г. Половым путем
4. У грибов споры развиваются в:

A. Гифах


Б. Спорангиях

Г. Микоризе
5. Вставьте пропущенное слово.

А. Симбиоз возникает между... и...

Б. Грибница заменяет деревьям...
6. Микориза – это:

A. Название гриба

Б. Грибокорень

B. Разновидность грибницы

Г. Спора
7. Установите последовательность процессов при размножении гриба:

A. Прорастание споры

Б. Деление клеток

B. Созревание споры

Г. Образование плодового тела

Д. Образование гифов

Е. Образование грибницы
8. Из перечисленных терминов составьте схему поступления воды и питательных веществ, используя знаки?, =

A. Гифы


Б. Грибница

B. Мицелий

Г. Плодовое тело
9. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:

A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы

Б. Образуется спора

B. Запасается большое количество воды

Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
10. К классу базидиомицеты относятся:

A. Сыроежка

Б. Трутовик

B. Звездовик

Г. Картофельный гриб
11. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?

A. Спорынья

Б. Пеницилл

B. Фитофтора

Г. Дрожжи
12. Образует плесень на пищевых продуктах:

A. Мукор


Б. Пеницилл

B. Спорынья

Г. Фитофтора
Вставьте пропущенное слово.

13. Грибница, расположенная в почве, называется..., наружная часть грибницы – это...


14. Псевдомицелий образуется у... в результате...
15. Найдите ошибку в утверждении .

Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.


16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:

I. Грибница

III. Вода и минеральные вещества

IV. Органические вещества

V. Корни деревьев


17. В схеме «Грибы в хозяйственной жизни человека» заполните пропуски, подобрав по смыслу нужные слова.
Используя схему, подготовьте рассказ о роли грибов в хозяйственной деятельности человека.
Найдите соответствие.

18. Какие признаки характерны для грибов класса:

I. Хитридиомицеты

II. Зигомицеты

III. Аскомицеты, или сумчатые грибы

IV. Базидиомицеты

Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей – одиночные почкующиеся клетки

19. 1. Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.

2. Шляпочные грибы содержат пигмент.

3. Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.

4. Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.

5. Одноклеточные грибы – дрожжи.

A. Вдоль нижнего коркового слоя

Б. В сердцевине

B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем

Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем
10. Лишайники крепятся к грунту с помощью:

A. Ризоидов

B. Ризоидов и гифов

Г. Специального клейкого вещества
11. Лишайники встречаются в:

A. Холодных областях Земли

Б. Умеренных широтах

B. Горах


Г. Все утверждения верны
Выберите верное утверждение.

12. 1. Лишайники – это группа симбиотических организмов.

2. Два компонента лишайников: водоросль – гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.

3. Для каждого вида лишайников характерны определенные гриб и водоросль.

4. Наиболее сложно устроены накипные лишайники.

5. Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей .

6. Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.

7. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.

8. Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.

9. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.

10. Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствия влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.

11. Лишайники размножаются частями слоевища, т. е. вегетативно.

12. Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.

13. Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.

Ответы к школьным учебникам

В строении бактериальной клетки выделяют следующие особенности:

  • нет оформленного ядра (наследственный материал (нуклеоид) не отграничен от цитоплазмы оболочкой);
  • на поверхности клеток часто имеются разного рода жгутики и ворсинки - органоиды движения;
  • есть клеточная стенка, ее основу составляет вещество, близкое к целлюлозе, или клетчатке; многие бактерии снаружи покрыты слоем слизи;
  • имеется цитоплазматическая мембрана, отделяющая цитоплазму изнутри от клеточной стенки;
  • в цитоплазме мембран мало, они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны:
  • нет органоидов, окруженных мембраной (митохондрий, пластид, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи и др.);
  • рибосомы имеют меньший размер, чем у эукариот;
  • ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.

2. Назовите основные формы бактериальных клеток.

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, шарообразной формы; диплококки, состоящие из попарно сближенных кокков; стрептококки, образованные кокками, сближенными в виде цепочки, сарцины - кокки, имеющие вид плотных пачек; стафилококки - скопления кокков в виде виноградной грозди; бациллы, или палочки, - вытянутые в длину бактерии: вибрионы - дугообразно изогнутые бактерии; спириллы - бактерии с вытянутой шпорообразной извитой формой и т. д.

3. Как перемещаются бактерии?

Бактерии перемещаются с помощью жгутиков и ворсинок путем скольжения. Некоторые, перемещаясь реактивным способом, выбрасывают слизь.

4. На какие группы по способам получения энергии делятся бактерии?

По способу получения энергии бактерии подразделяют на гетеротрофных, питающихся готовыми органическими веществами и автотрофных, способных самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических путем фотосинтеза или хемосинтеза. Так, например, готовыми органическими веществами питаются гнилостные, патогенные и многие другие бактерии. Способностью к фотосинтезу обладают цианобактерии, к хемосинтезу - серобактерии и др.

5. Встречаются ли среди бактерий хищники?

Да. Известны хищные бактерии, поедающие представителей других видов прокариот или одноклеточных эукариот.

6. Какую систематическую группу прокариот образуют архебактерии?

Архебактерии - древнейшие из ныне живущих прокариот - образуют под царство.

7. Какие организмы называют аэробами?

Аэробами называют организмы, существующие только в кислородной среде и использующие для процессов обмена веществ кислород.

8. Перечислите особенности строения клеток цианобактерий.

Клетки цианобактерий, наряду со всеми признаками, свойственными бактериальной клетке, имеют свои характерные особенности:

  • содержат пигменты - хлорофиллы, каротиноиды и др. (цианобактерии способны к фотосинтезу);
  • в цитоплазме находятся газовые псевдовакуоли, придающие цианобактериям бурый цвет;
  • на поверхность клетки часто выделяют слизь в виде толстого чехла, окруженного у некоторых форм плотной оболочкой;
  • жгутиков не имеют;
  • клетки могут оставаться одиночными, объединяться в колонии и образовывать многоклеточные нити, а у некоторых видов нити ветвятся и местами образуют многорядные слоевища.

9. Как размножаются бактерии?

Обычно бактерии размножаются делением надвое. Вначале происходит удвоение наследственного материала - ДНК; клетка удлиняется, в ней постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся или остаются связанными в характерные группы - цепочки, пакеты и т. д.

10. Какова роль бактерий в природе?

Бактерии очень широко распространены в природе. Они населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества - остатков погибших животных и растений. Бактерии очищают поверхность планеты от гниющих остатков, преобразуя органические молекулы в неорганические, таким образом возвращая химические элементы в биологический круговорот. Важное значение имеет и азотфиксирование - связывание азота воздуха и перевод его в форму, доступную для усвоения растениями, которым азот абсолютно необходим для жизнедеятельности. Способностью к азотофиксации обладают, например, клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корешках бобовых растений.

11. Какое значение имеют бактерии в жизни человека?

Бактерии играют огромную роль в жизни человека. Например, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бактерий брожения. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а также ферменты, спирты, лимонную кислоту. Процессы квашения пищевых продуктов тоже связаны с активностью бактериальных клеток.

Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги и сено. Наиболее опасные патогенные бактерии - источник различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллез, чума, холера и др.


  • Бактерии относятся к прокариотам.

Это самые простые, наиболее мелкие и

широко распространенные организмы,

которые существуют на земле более 2 млрд. лет, но вместе с тем постоянно

развивающиеся. Бактерии настолько

отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий.

Они обитают в воде, почве, воздухе,

внутри и на поверхности тел животных

и растений.




ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ

  • кокки (шаровидные) - одиночные
  • диплококки (собраны по два)
  • стрептококки (в виде цепочки)



По способу питания бактерии подразделяют на две группы

ГЕТЕРОТРОФЫ

(они не способны

синтезировать

органическое

вещество,

а питаются готовым)

АВТОТРОФЫ

(способны

синтезировать

органические вещества

неорганических)

Гетеротрофы подразделяются на три группы

САПРОФИТЫ

бактерии, которые

питаются органическими

веществами отмрших

организмов

(молочно-кислые

бактерии,

бактерии гниения)

Бактерии, которые

питаются

органическими

веществами живых

организмов

(менингококки,

гонококки)

СИМБИОНТЫ

тесное сожительство

бактерий с живыми

организмами,

приносящее пользу

друг другу

(клубеньковые бактерии

на корнях бобовых)



Бактерии по способу питания делят на две группы

Аэробные

Анаэробные









Положительное значение бактерий

  • Определяется их участием во многих биологических процессах, особенно в круговороте веществ в природе. Бактерии, в результате своей жизнедеятельности, способны разлагать сложные органические соединения до простых неорганических веществ, которые снова используются зелеными растениями. Бактерии способны разлагать белки, углеводы, жиры.




Отрицательная роль бактерий

  • Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т.д., вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.

Бактерии относятся к прокариотам. Это самые простые, наиболее мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на земле более 2 млрд. лет, но вместе с тем постоянно развивающиеся. Бактерии настолько отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий. Они обитают в воде, почве, воздухе, внутри и на поверхности тел животных и растений.

ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ § кокки (шаровидные) - одиночные § диплококки (собраны по два) § стрептококки (в виде цепочки)

§ стафилококки (в виде виноградной грозди) § сарцины (в виде плотных пачек) § бациллы (палочковидные)

По способу питания бактерии подразделяют на две группы ГЕТЕРОТРОФЫ АВТОТРОФЫ (они не способны синтезировать органическое вещество, а питаются готовым) (способны синтезировать органические вещества из неорганических)

Большая часть бактерий может использовать в качестве источника энергии почти любые органические соединения, даже вещества, применяемые для их уничтожения (например, пенициллин, убивающий многие бактерии). Это связано с тем, что бактерии могут жить как в присутствии кислорода в среде, так и при его отсутствии.

Бактерии по способу питания делят на две группы Аэробные (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества) Анаэробные (разлагают органические вещества без участия кислорода)

По отношению к температуре развития бактерии также весьма разнообразны: одни развиваются при широком диапазоне изменения температуры, другие - только при определенных температурах (низких, высоких или в узком диапазоне температур).

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

Образование спор При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, несколько сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор у бактерий - это не способ размножения, так каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает.

При образовании споры клетка ссыхается, округляется в пределах имеющейся клеточной стенки и выделяет новую толстую стенку внутри старой. При благоприятных условиях (во влажных условиях) спора прорастает. Споры очень стойки: выдерживают длительное высушивание, кипячение в течение нескольких часов, сухое нагревание до 140 o. С. Некоторые споры выдерживают температуру -245 o. С. Стойки они и к действию ядовитых веществ, сохраняют жизнеспособность длительное время. Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет.

Выживание бактерий при высушивании Холерный вибрион до 2 дней Чумная палочка до 8 дней Палочка дифтерии до 30 дней Палочка тифа до 70 дней Туберкулезная палочка до 90 дней Палочка стафилококка до 90 дней

Положительное значение бактерий Определяется их участием во многих биологических процессах, особенно в круговороте веществ в природе. Бактерии, в результате своей жизнедеятельности, способны разлагать сложные органические соединения до простых неорганических веществ, которые снова используются зелеными растениями. Бактерии способны разлагать белки, углеводы, жиры.

Ряд веществ, образуемых бактериями в результате обмена веществ, весьма ценен для человека. Деятельность бактерий используется в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства для получения молочнокислых продуктов, для квашения капусты, силосования кормов, получения органических кислот, спиртов, ацетона, ферментативных препаратов и др.

В настоящее время бактерии приобретают исключительно большое значение как продуценты многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве. Без участия бактерий невозможны процессы, происходящие приготовлении кожи для дубления, мацерации волокон льна и пеньки.

Человек использует бактерии и для обработки сточных вод: при медленном пропускании сточных вод над гравием и песком твердые частицы оседают и под действием разных бактерий превращаются в материал, который после высушивания используется как удобрение. При прохождении сквозь песок и гравий болезнетворные бактерии погибают и перевариваются гнилостными бактериями.

Отрицательная роль бактерий Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т. д. , вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.

Из болезней растений, вызываемых бактериями, известны: ожог, поражающий плодовые растения - яблони, груши и др. ; черная гниль капусты; мягкая гниль многих растений; опухоли корней растений Несмотря на вред, приносимый (бактериальный корневой рак); опухолевидные наросты на листьях (галлы) и др.