Египетская боевая колесница рисунок. Боевые колесницы

Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.


По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.

Тяжелые ассирийские колесницы

Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.

Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным .

В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.

К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.

Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.

Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.

Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.

К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.

Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.

И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.

Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.

Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.

В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.

Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.

Использованы материалы:
http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2687
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F1%ED%E8%F6%E0

Нефертити - юная жена фараона. Ее удивительный портрет настолько потряс нас, людей XX века, что фотографию этой небольшой работы скульптора Тутмеса можно встретить почти в каждом доме. Лицо царицы стало привычным, им украшают витрины, его печатают на этикетках.

Но почему же именно в XV веке до нашей эры египетское искусство достигло такого расцвета?

Муж Нефертити - умный и отважный фараон Аменхотеп IV - открыто выступил против засилья жрецов. Придя к власти, он отменил культы всех прежних богов, перенес столицу в новое место, окружил себя талантливыми выходцами из простых людей.

Сторонник решительных перемен, он даже от имени своего отказался и принял новое - Эхнатон.

Саркофаг Тутанхамона. Египет. XIV в. до н. э

Под этим именем фараон-реформатор и вошел в историю.

После его смерти всесильные жрецы вновь прибрали Египет к рукам. Новая столица была разрушена, все реформы отменены, и даже имя ненавистного жрецам фараона было стерто с памятников. И только искусство сумело сохранить и воплотить в жизнь прогрессивные идеи, которым открыл дорогу Эхнатон.

Одно из таких произведений - портрет юной царицы.

Но откуда же взял силу фараон для борьбы с могуществом жрецов?

Такую силу немощному царю - как иногда называют его историки, поскольку фараон здоровьем похвастать не мог - давала конница, новый, только что возникший род войск.


Египетские лучники

Обычно египетское войско состояло из ополчения, которым командовали жрецы.

Они-то и вели войны, прежде всего ради собственного обогащения.

Естественно, на такую армию фараон опереться не мог.

Но начиная с XVII века до нашей эры все большее значение получает конница. А точнее - боевые колесницы.

Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет.

Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет.

Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть - в колесницах ездили стоя).

Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.


Коневоды готовят тяжелую колесницу к бою

Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы - они резали вражескую пехоту, как траву.

Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.


Фараон в битве. Колесницам удалось сокрушить пехоту врага, и теперь египтяне штурмуют стены

В Египте появился первый "кавалерийский" устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар "гнев фараона", когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

Египтяне, вероятно, были одним из первых народов, которые начали планомерно выводить новые породы лошадей. Там, в сумраке фараонских конюшен, и началось таинство создания непревзойденной арабской лошади: собирание, отшлифовка ее скаковых качеств.


Битва конницы. Египетские колесницы атакуют в правильном строю. Кони противника, не укрытые защитными попонами, убиты лучниками

Только оседлый народ, с развитой экономикой, с сильным государственным строем мог взяться за такое сложное и дорогое дело.

Кони на египетских фресках отдаленно напоминают современных "арабов".

Тот же легкий скок, те же некрупные копыта, высоко посаженная голова, горделивый рисунок контура. Вот мчатся они на свирепых львов, и стройный фараон поражает зверей стрелами.

А вот и наша знакомая - красавица Нефертити - в сцене парадного царского выезда.

Она следует на своей колеснице за фараоном, легко сдерживая горячих коней.

Каким грациозным движением она вздымает кнут!

Колесницы часто ассоциируются с древней египетской цивилизацией. Их использовали в качестве оружия во время Нового царства. Многие считают колесницу супероружием древнего мира. /сайт/

Некоторые полагают, что колесницы были созданы во время вторжения гиксосов (хотя нет никаких фактических доказательств в поддержку этой гипотезы). История колесницы, однако, началась за тысячу лет до её появления в древнем Египте. Нужно отправиться на запад Египта, чтобы обнаружить её древние корни.

В 1927-1928 гг. британский археолог Леонард Вулли проводил раскопки королевского кладбища Ура, расположенного на территории современного Ирака. Он обнаружил артефакт, известный сегодня как королевский стандарт Ура (третье тысячелетие до нашей эры). На одной стороне этого артефакта изображена месопотамская военная машина, похожая на четырёхколесную повозку, которую тянут четыре осла. Художник даже показал, как используется это оружие, изобразив его в различных состояниях движения. Ослы сначала идут, потом бегут, а затем скачут. Для уточнения, что это было оружие войны, художник добавил растоптанных врагов под колесницей. Это одно из самых ранних известных изображений колесницы, хотя она сильно отличается от тех, которые использовались египтянами. Помимо того, было четыре, а не два колеса, другое отличие в том, что колеса месопотамских колесниц были сплошными, а не со спицами. В некотором смысле это можно рассматривать как протоколесницу.

Археологи Е Лоуренс и Леонард Вулли перед плитой хеттов на раскопках в Кархемише близ Алеппо, до начала Первой мировой войны. На плите изображён лучник на колеснице. Фото: Wikimedia Commons

Стандарт Ура, XXVI века до нашей эры. Нижняя панель показывает колесницы в действии. Фото: Public Domain

Принято считать, что конструкция колеса была в дальнейшем усовершенствована на Ближнем Востоке, колесница стала такой, с какой мы больше знакомы сегодня. Изображение колесницы можно видеть, например, на анатолийских печатях второго тысячелетия до нашей эры. В отличие от своих месопотамских предшественников, эти колесницы имеют колёса с четырьмя спицами. Авторы археологического исследования предположили, что этот этап развития колесниц проходил в более ранние времена в степях Евразии. Раскопки курганов культуры Синташта-Петровка дали объекты, напоминающие части колесницы. В то время как сама колесница сгнила и превратилась в пыль, нижние части колёс оставили отпечатки на земляном полу погребальной камеры. Некоторые части колесницы сохранились. Археологи отметили, что эта колесница, возможно, была использована не в военных походах, а в ритуальных гонках, которые были обычной арийской практикой.

Кибела в колеснице со львами (справа). Выше бог Солнца и небесные объекты. Ай Ханум, Бактрия (Афганистан), 2 г. до н.э. Фото: Public Domain

Колесница была больше, чем просто эффективной машиной для убийства. В IX веке до нашей эры колесницы использовались в составе ударных войск ассирийцев. Позже колесницы на поле боя заменила более эффективная кавалерия. Тем не менее колесницы ещё сохранились у ассирийцев. Вместо военных кампаний их использовали в различных церемониях.

Сцена из Ашурбанипала (668-627 гг. до н.э.), взятие эламского города Hamaru. Ассирийская колесница с возницей и лучником, которых защищают щитами воины. Ассирийский рельеф из Ниневии, алебастр, около 650 г. до нашей эры. Фото: Wikimedia Commons

На рельефе, украшающем зал во дворце Ашурбанипала в Ниневии, изображён царь на колеснице (увенчанный зонтом) во время депортации врагов. Другой рельеф из дворца показывает, что колесницы также использовались ассирийцами во время охоты львов. В египетской гробнице Амарна есть рельеф, на котором изображён фараон Эхнатон и его жена Нефертити, едущие на колеснице.

Рамзес II в битве при Кадес едет на колеснице (рельеф в Абу-Симбел). Фото: Public Domain

Другие фараоны, однако, использовали колесницы во время войны. Самым известным, возможно, является Рамсес II. В битве при Кадес, и у египтян, и их врагов хеттов, были колесницы. Колесницы египтян, однако, сильно отличались от колесниц хеттов. Египетские колесницы были легче и быстрее.

Битва на колесницах, Каркемиш, IX век до нашей эры; базальтовый рельеф. Фото: Wikimedia Commons

Египетские колесницы использовались в основном для защиты пехоты, и территории Египта и Ханаана не подходили для развёртывания тяжёлых колесниц. Египетские колесницы использовались в качестве мобильных платформ для ведения огня. Воины на колеснице были вооружены луками и стрелами, а также несколькими короткими копьями, они обрушивали на врага град стрел. Кроме того, колесницы также идеально подходили для того, чтобы догонять и поражать бегущего противника.

Большинство людей знают об использовании колесниц в древности на Ближнем Востоке, меньше известно о том, что колесницы были и в других древних государствах. Об этом мы расскажем в следующей статье.

Колесницы фараона

В Исходе 14:7 написано: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников (шалишим) над всеми ими».

Египетская колесница (Мемфисский храм).

Фараон мобилизовал все быстроходные колесницы, чтобы преследовать сынов Израиля. В египетской армии в 13 в. до н. э. охранники фараона являлись элитной частью. Подразделение, под началом командира, включало двадцать пять колесниц. Вероятно, эти командиры и были упоминаемые «шалишим» – начальники над колесницами. Кстати, слово «шалишим» не египетское, а семитское.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1069: Слова Аллаха Всевышнего: «Привёл Аллах в пример тем, кто уверовал, жену фараона. Вот она сказала: “О Господь мой, построй мне дом в раю (поблизости) от Тебя, и избавь меня от фараона и избавь меня от людей несправедливых!” (И привёл Он в пример) Марйам, дочь ‘Имрана,

Из книги Сутра сердца: Учения о Праджняпарамите автора Гьяцо Тензин

Истоки учения Великой Колесницы После паринирваны Будды все его учения были собраны некоторыми из главных учеников. В действительности это собирание происходило не одновременно, а в три этапа. Кроме того, совершенно ясно, что писания Махаяны не входят в те три корпуса

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Чин освящения колесницы. Священник: Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.Чтец: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю? Небе?сный: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: О?тче наш: Священник: Я?ко Твое? есть Ца?рство: Чтец: Ами?нь. Го?споди, поми?луй, 12.

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛЕСНИЦЫ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 41 Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. Сны фараона 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Из книги Советы от всего сердца автора Ринпоче Дуджом

21. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22. каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. 9. С ним отправились также

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

ТРИ КОЛЕСНИЦЫ Каково происхождение этого высокого учения? Оно пришло к нам от совершенного Будды, чет–вертого из тысячи двух будд, которым надлежит явить себя в ходе Счастливой кальпы. Мы живем в такое время, когда его учение еще существует. Более того, хотя все будды

Из книги Рамаяна автора

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: передо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвёртую - пегие; все они - кони сильные.4 Я спросил

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: предо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвертую - пегие; все они - кони сильные a.4 Я спросил

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Глава 7. Описание небесной колесницы Пушпака Могучий Хануман продолжал осматривать дворцовые палаты с золотыми окнами, усеянные изумрудами, напоминавшие груду облаков в период дождей, разрываемых молнией, мимо которых пролетают стаи журавлей. Он увидел различные залы и

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Глава 8. Дальнейшее описание небесной колесницы Пушпака Разумный Хануман, рожденный Паваной, остановился, чтобы внимательно рассмотреть великолепную колесницу, инкрустированную золотом и драгоценностями. Отделанная золотом и украшенная несравненными произведениями

Из книги автора

§ 14. Буддизм «алмазной колесницы» В середине I в. н. э. в Индии складывается новое направление махаяны – ваджраяна («алмазная колесница»), или тантраяна, которая с философской точки зрения полностью согласуется с махаяной и может считаться небольшим ее отклонением.

Из книги автора

Сны фараона После этого прошло два года, и фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и оттуда одна за другой выходят семь коров, красивых и упитанных, и пасутся в прибрежных тростниках. Вслед за ними из воды выходят семь других коров, безобразных и тощих. И они

Из книги автора

Глава 41. Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. 1. Сны фараона. 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Когда-то много веков назад по мощенным камнем улицам и пыльным дорогам Греции мчались колесницы. Никто тогда и не подозревал, что быстрых коней сменит мощный мотор, а вожжи в руках трансформируются в удобный руль. Древним людям даже в самых райских грезах не мог представиться красавец шевроле круз. Каждому времени своя жизнь! На тот момент и колесница казалась быстрее ветра!
Колесницы использовались для ведения боевых действий многими армиями - Египта, Греции, Рима, Ассирии, Персии. Воины на этом уникальном транспортном средстве представляли собой мобильное ударное звено, которое сметало на своем пути все живое. Они шли впереди или действовали на флангах пехоты. Такие боевые звенья в один миг расстраивали ряды противника, благодаря чему следовавшая следом пехота просто добивала тех, кто успевал увернуться от колесницы. Прием жесткий, но эффективный. Как бы то ни было, о могуществе древнего войска судили именно по количеству используемых колесниц.
Известен факт, что в 1312 году до нашей эры в боях между египтянами и хеттами участвовало почти 2500 колесниц с каждой стороны. Такое сражение можно сравнить разве что с битвой танков под Прохоровкой на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны . В древние же годы победили египтяне . Их колесницы оказались легче, а оружия и воинов на них было больше. Хеттские же колесницы были тяжеловесны, неуклюжи, потому их быстро выводили из строя.
В древние века использовалось немало разных видов подобной «техники» - двухколесные с упряжкой из одной или двух лошадей, четырехколесные с целой четверкой лошадей и прочие. Их кузов фиксировался на низких колесах, что придавало устойчивость конструкции. В передней части колесницы устанавливались перила. За них можно было держаться во время движения и привязывать вожжи. Задняя часть колесницы была полностью открыта, за счет этого воины могли лихо соскакивать или запрыгивать на нее на ходу.
На древнем Востоке колесница была распространена во многих странах. Она известна с начала III тысячелетия до н. э. по шумерским изображениям. Широкое развитие получила колесница в Хеттском государстве, в Египте, Северной Сирии, особенно прославленной была ассирийская колесница. Греция и Рим заимствовали колесницу у народов древнего Востока. Можно проследить закономерности развития ее форм на протяжении многих веков и особенности конструкций в разных странах.
Ранние ассирийские колесницы, относящиеся ко времени до правления Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.), отличаются массивностью кузова, удлиненным щитом над дышлом колесницы, которое от низа кузова отходит почти под прямым углом и имеет резкий выгиб к ярму. Дугообразное дышло, характерное для шумерских колесниц, в ассирийских отсутствует. Колеса в ранний период имели шесть спиц.

Колесницы времени после правления Тиглатпаласара III (вторая половина VIII в. и VII в до н. э.) особенно хорошо представлены на рельефах Саргона, Синахериба и Ашурбанипала. Они отличались легкостью, щит над дышлом заменялся тягой, скреплявшей верхнюю часть дышла с кузовом. Колеса делались легче и имели восемь спиц. Ось находилась у самого задка кузова.
Сопоставления урартских колесниц с ассирийскими не оставляют сомнения в том, что урартские повторяли форму ассирийских второго периода и имели также легкий кузов, дышло без щита и в колесах преимущественно восемь спиц.
Персидская военная колесница имела более сложное устройство. У нее перила располагались со всех сторон, а к дышлу привязывались копья. Лошадь же была защищена специальным панцирем. Подобный жест был продиктован тем, что во время боя колесницы и воины на них нещадно обстреливались. Стрела, попавшая в лошадь, вызывала падение животного, потери равновесия воинов и опрокидывание колесницы. В таком ДТП несложно было сломать себе шею, так и не доехав до позиций врага. Кстати говоря, эффективным приемом борьбы с колесницами были рвы, которые специально выкапывались рабами в местах предполагаемого прохождения древней «техники».

Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет. Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет. Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть - в колесницах ездили стоя). Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.
Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы - они резали вражескую пехоту, как траву. Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.
В Египте появился первый "кавалерийский" устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар "гнев фараона", когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

Сегодня археологи находят многочисленные захоронения, где помимо людей в гробницах вместе с ними покоятся и колесницы. Обычай хоронить мертвых вместе со средством передвижения известен с давних времен. Первые такие захоронения, относительно малочисленные, относятся к XIII в. до нашей эры и встречаются практически на всем протяжении континентальной Европы. Традиция более плотно входит в обиход жителей начиная с железного века. По берегам Рейна и Дуная встречаются многочисленные усыпальницы вождей и жрецов, похороненных вместе со своими колесницами. Простой люд хоронили, конечно же, без них. Захоронения вождей железного века встречаются в центральной Европе, а также во Франции. В них находят также многочисленные предметы утвари, сделанные из глины, украшения, оружие. Наиболее известные захоронения с колесницами найдены в Виксе и Хохдорфе.