Знать что такое ювенальная юстиция. Основные принципы ювенальной юстиции и что это такое

В настоящее время в России широко обсуждается возможность введения ювенальной юстиции. Но на самом деле собственно ювенальная юстиция – это только вершина айсберга. Более правильно говорить о ювенальной системе или системе ювенальной юстиции.

Для того, чтобы рассмотреть детально ювенальную систему, сначала приведем определения, данные юристами.

Ювенальная юстиция (Juvenile Justice) – в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних».

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия . Все это называется ювенальной системой.

Вот несколько определений ювенальной системы или системы ювенальной юстиции .

С истем а ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) .

В состав ювенальной системы входят уполномоченные по правам ребенка, институт ювенального суда с сопутствующими органами ювенальной юстиции, инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, телефоны доверия со штатом своих работников, другие организации – прим. ).

Ювенальные технологии - комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних… Считается, что ювенальная юстиция является частью ювенальных технологий .

В чем опасность ювенальной системы?

Ювенальные суды. На Западе во многих странах ювенальные суды действуют закрыто, быстро (в течение нескольких дней) принимают решения об изъятии детей, без адвокатов, не подчиняясь общей системе юстиции. Все это напоминает действие троек ВЧК, которые нашей стране так же в 30-е годы быстро, тайно, без адвокатов и открытого судебного процесса вершили судьбы людей.

Права детей получают приоритет над правами всех остальных категорий граждан, что делает последних совершенно бесправными. Это оборачивается разрушением семей и горем родителей и детей. Кроме того существует практика полной отмены наказаний несовершеннолетних даже за уголовные преступления, что делает невозможным справиться с детской преступностью. Ни в одной стране мира ювенальная юстиция не привела к уменьшению детской преступности, наоборот, по статистике в спокойных скандинавских странах с развитой ювенальной системой детская преступность за последние годы выросла в 20 раз.

Права детей понимаются в совершенно извращенном виде, в том смысле, что детям разрешено все, а любые попытки воспитания и наказания их родителями рассматриваются как нарушение их прав и преступление, что влечет за собой лишение родительских прав и наказание (вплоть до уголовного) родителей. «Преступлением» является даже материнская любовь, за которую у русской актрисы Натальи Захаровой во Франции изъяли дочь.

Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Когда на Западе начала вводиться ювенальная система, и в нашей стране во время правления Н.С. Хрущева были переняты с Запада и введены Комиссии по делам несовершеннолетних. В то время Советское государство сделало их орудием борьбы с верой: у верующих родителей отнимали детей и помещали их в детские дома. В последующее время такая практика прекратилась и работа КДН стала носить плодотворный характер. Они стали заниматься трудными подростками и, думается, принесли немало пользы. Но если внедряемое с Запада понимание «прав» детей будет применяться у нас в стране, существует опасность повторения того, что было в хрущевские времена. И в некоторых регионах эти опасения уже подтверждаются, причем в самой худшей форме: детей изымают по любому поводу, как не сказочно это звучит, но даже за немытый пол, неуплату за квартиру, разбросанные игрушки, крошки на полу, не говоря уже о случайном синяке у ребенка. Так в Екатеринбурге проводилась операция «Малыш», где детей изымали за бедность. Христос учит помогать нуждающимся, а его обезьяна – сатана учит добивать их. Поэтому с духовной точки зрения понятно, кто за этим стоит. С точки же зрения христианства: Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище (Прит. 15, 16). И еще: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). И еще: утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32, 15). А с точки зрения светских понятий, «бедным запрещено размножаться» - это фашистская идеология, ставящая бедных в положение людей второго сорта, недочеловеков. Действуют КДН в этих операциях по изъятию детей совместно с органами опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения . Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями , опекунами , приёмными родителями, патронатными воспитателями .

История опеки неразрывно связана с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование опеки можно найти начиная с древней православной Руси. Издревле при подборе опекунов главенствовал принцип "кто детям ближе буде". Ими могли быть ближайшие родственники и порядочные высоконравственные люди. Основные принципы опеки и, в частности, принцип сословности оставались неизменными долгие годы. В конце XIX в. число видов опеки превысило 20.

Сословный характер опеки был упразднен после Октябрьского переворота 1917 года. Опека приобрела государственный характер. Учреждениями, ведающими всякой опекой, являлись в те времена губернские отделы социального обеспечения. Специфика послереволюционного периода связана со стремлением устроить ребенка в детские дом, а не в семью. Это объяснялось господствовавшей в то время идеологией приоритетности государственного воспитания. Зачастую опека вводилась при живых родителях по классовым соображениям, если эти родители были противниками идеологии социализма. Данная направленность в правовом регулировании института опеки господствовала на протяжении 50 лет и претерпела существенное изменение только после принятия КоБС РСФСР 1969 г.

Веяния с Запада в 90-е годы ХХ века снова привели к кардинальному изменению законодательства в нашей стране. Новые права органы опеки получили со внесением существенных изменений в семейное законодательство Законом СССР от 22 мая 1990 г. Данный закон предоставлял детям право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Был введен институт немедленного отобрания детей у родителей этими органами с последующим предъявлением иска в суд о лишении родительских прав .

В современной практике во многих регионах вместе с извращенным пониманием прав детей, происходит дальнейшее деформирование деятельности органов опеки. Вместо защиты и сохранения семьи часто органы опеки выступают инициаторами вмешательства в семью, разрушения воспитания детей, разрушения семей и изъятия детей под видом защиты их «прав», что ведет к горю и неисчислимым страданиям как детей, так и родителей, то есть опять возвращается тенденция обобществления детей и разрушения семьи. Способствуют этому и различные учебные пособия, которые издаются для обучения работников этих органов. Например, в таком пособии: Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми, жестоким обращением с детьми считается неполноценное питание, несвоевременные медосмотры, плохое состояние зубов и так далее, и этого, как пишется в этой книге, ребенка может быть достаточно для вмешательства в семью вплоть до изъятия детей у родителей. Нужно признать изъятие ребенка по этим принципам проявлением фашизма и садизма, а такие пособия человеконенавистническими.

Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены). Призваны они защищать права детей. Это еще одна ювенальная технология принесенная к нам с Запада. Но выделение и противопоставление прав детей правам остальных категорий граждан, а особенно родителям, ведет к противоборству вместо послушания и нарушению одной из главнейших заповедей Божиих о почитании родителей и разрушению семьи. То есть здесь опять мы видим истинного зачинщика ювенальной системы – врага рода человеческого. Приоритет же прав детей ведет к полному бесправию перед «защитниками детей» всех остальных.

9 ноября 2010 г. прошла конференция Совета Европы совместно с омбудсменами и фондом ЮНИСЕФ, где говорилось, что насилие над ребенком – это любое нарушение его «прав» (делать все что угодно, любой грех), а главный источник насилия над ребенком – семья. Продолжением этой конференции был закрытый семинар омбудсменов в Санкт-Петербурге. Поэтому на самом деле омбудсмены призваны разрушать семью и защищать зло, которое делают дети, под видом их прав, чтобы и дети забыли заповеди Божии, забыли Бога. Так в Москве в некоторых школах уже ввели посты уполномоченных по правам детей. Результатом их деятельности стало то, что дети перестали слушаться родителей, предъявляют им свои претензии и даже требуют денег за домашний труд.

Телефоны доверия. Эта ювенальная технология способствует тому же – доносительству детей на своих родителей, что можно назвать так же и предательством. Если обратиться к Священному Писанию то, примерно то же самое в свое время сделали Хам и Иуда Искариот. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! (Втор. 27, 16), злословящий отца или мать смертью да умрет (Мк. 7, 10). Так говорит закон Божий. Но здесь нужно заметить, что бывают случаи действительной прямой угрозы жизни и угрозы сексуального насилия детей. В этом случае такой телефон доверия мог бы помочь защитить детей, но тогда должны быть выработаны строгие правила, чтобы кроме этих случаев, вмешательства в семью не было, а позвонившему ребенку объясняли, что если его наказывают родители, нужно просить у них прощения, исправляться и по таким поводам не звонить по этому телефону, так как это есть предательство своих родителей. Но такого подхода вряд ли стоит ожидать.

Современное законодательство. Существует международная конвенция прав детей, где прописано приоритетное право детей воспитываться в семье и есть еще много хороших положений. Но здесь же стоит приписка: если это не противоречит интересам ребенка. Так как в настоящее время семья и родители на Западе и многими «правозащитниками» у нас в стране стали считаться потенциальной угрозой для детей, а дети сами еще своих прав не знают и защищать себя не умеют, то защищать эти интересы ребенка берутся все вышеперечисленные организации и вопреки воле детей и их родителей изымают детей за все, что кажется работникам этих организаций нарушающим права детей.

В настоящем Российском законодательстве существует 77-я статья Семейного Кодекса, позволяющая органам опеки отбирать детей без суда в случае угрозы жизни с последующим обращением в суд о лишении родительских прав. Есть в правовой системе «Гарант» комментарии на эту статью, где написано: «Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания… грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п.». То есть основанием применения этой статьи по этому комментарию может быть все что угодно. И во многих регионах эта статья именно так и применяется. Кроме того в последнее время участились попытки введения новых ювенальных поправок к федеральным и местным законам, позволяющие чиновникам все более вторгаться в семью и изымать детей.

Все это создает систему произвола, насилия над родителями и детьми, разрушения воспитания детей, разрушения семьи, а с духовной точки зрения – это хитрое изобретение диавола созданное для гибели в вечной муке душ детей и их родителей.

Детские дома и приюты. С одной стороны они необходимы, так как есть дети-сироты и дети, оставленные родителями. И бывает, что работники этих учреждений, честно трудятся, по мере своих сил заботясь о детях. Но совершенно другое дело, когда идет речь об изъятии детей из семьи. «Практика показывает, что в государственных приютах, особенно крупных, дети гораздо более несчастны, чем даже в семьях, где есть проблемы. Это учреждения-монстры, в которых содержатся сотни детей, и царят элементы криминальной «культуры», жестокость, насилие, утилитарный подход к детям. Вот почему из этих детских домов дети так часто пытаются убежать. И стремятся вернуться даже в самую «трудную» семью» .

В некоторых кругах считают, что лучше всего детей воспитают не родители – «некомпетентные» и «непросвещенные» – а государство или структуры, руководимые педагогической элитой. С таким подходом согласиться никак нельзя. Родители, согласно Конституции РФ, российским законам и международному праву, да и здравому смыслу, наконец, должны иметь определяющее влияние на образ жизни своих детей, на их мировоззрение. Грубое вмешательство чиновников в воспитательный процесс является ничем иным, как явным отходом от этих правовых норм .

Как совершенно справедливо отметила председатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, суть ювенальных технологий состоит в отобрании ребенка из семьи и подмене института семьи государственными институтами, а не в чем-то другом.

С духовной точки зрения детей дает родителям Господь Бог, семья – это основа миропорядка, созданного Богом, и разрушение ее и изъятие детей без самой крайней нужды – это очередное восстание на Бога. Как сатана восстал на Отца Небесного - Творца Неба и земли и был низвергнут с Небес, также он хочет, чтобы дети вместо послушания родителям, восставали на них, предъявляли им свои «права», чтобы они как хамы открывали недостатки своих родителей, чтобы как иуды предавали их и доносили на них ювенальным органам, чтобы подготовить поколения людей, которые к концу времен с радостью встретят приход антихриста.

священник Николай Баринов

Примечание Здесь нужно определиться с терминами, из-за которых происходит непонимание со многими юристами. Они понимают под ювенальной юстицией любую систему детского правосудия, в том числе и ту, которая была и есть. Но мы понимаем под ювенальной юстицией ту неприемлемую западную модель, которую пытаются навязать нашей стане. Конечно, правосудие должно быть и защищать детей от маньяков и педофилов тоже необходимо, но как святой царь Николай II запрещал коверкать Русский язык иностранными словами, то и любую, в том числе нормальную систему правосудия я бы не называл вслед за юристами ювенальной юстицией, но русскими словами: Правосудие для несовершеннолетних. Та система правосудия, которая была у нас, конечно несовершенна и она нуждается в очень продуманной корректировке, но та система западных ювенальных технологий и принципов, которая навязывается у нас в стране и которую мы называем ювенальной юстицией в подавляющем большинстве неприемлема, антихристианская по своей сути, а с духовной точки зрения - изобретение диавола.

Конституционное (государственное) право Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. Исмаилов Б.И. (Ташкент) - 2002. http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5790.htm

Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) http://juvenilejustice.ru/files/attachements/documents/261_389.doc

Пронин А.А. Ювенальное право. Ростов-на-Дону., 2011 – С.143

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ювенальные_технологии

Http://ru.wikipedia.org/wiki/ Органы_опеки_и_попечительства_в_Российской_Федерации

Энциклопедия юриста. 2005. Опека. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1448/%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%9A%D0%90

Семейное право: вопросы и ответы http://www.studfiles.ru/dir/cat25/subj212/file11469/view122005/page2.html

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. «Детская болезнь» юстиции. Газета Благовест (Рязань), №3/2011

Теги: ювенальная юстиция, ювенальная система, ювенальные технологии, ювенальный фашизм, ювенальный сатанизм, ювенальный садизм, ювенальная юстиция - опасность, ювенальная юстиция - восстание на Бога, ювенальная юстиция - угроза семье, ювенальная юстиция - угроза нашим детям.

В широком смысле слова ювенальная юстиция представляет собой особую систему, защищающую права несовершеннолетних, которая состоит из специального правосудия

Что такое Ювенальная юстиция?

Не только родители, но и специалисты пока не успели разобраться в вопросе о том, что собой представляет понятие «Ювенальная юстиция».

Часто сторонники введения «ювенальной юстиции» в России говорят о необходимости особой заботы государства и общества о детях. Между тем, все далеко не так просто и однозначно. Чтобы быть осведомленным в данном вопросе, необходимо знать основные этапы реализации этого проекта, его предысторию, цели и задачи.

На сегодняшний день в тридцати различных российских регионах проходит интереснейший, по мнению правительства, эксперимент по введению ювенальной юстиции.

Допустимость проведения таких экспериментов на территории России весьма сомнительна , но некоторые результаты введения ювенальной юстиции есть уже сейчас.

В широком смысле слова ювенальная юстиция представляет собой особую систему, защищающую права несовершеннолетних, которая состоит из специального правосудия. Это правосудие по своей сути предназначено исключительно для несовершеннолетних, оно представляет собой ювенальные технологии, предусматривающие защиту детей с помощью специальных органов, и ювенальные суды.

Правда, прикрываясь защитой интересов и прав детей, ювенальная система ни во что не ставит права родителей, а нередко даже противопоставляет их правам детей, в связи с чем сейчас значительно участились случаи разлучения детей с родителями. Стоит отметить, что от такого, в первую очередь, страдают именно дети, ведь, по сути, калечатся их судьбы.

Незаконна ли ювенальная юстиция?

Достаточно часто можно встретить заявление, что ювенальная юстиция является незаконной. Так ли это? На самом деле, эксперимент с ювенальной юстицией в некоторой мере противоречит Конституции РФ (ст. 118, ч. 3), которая провозглашает, что судебная система государства должна быть установлена федеральным конституционным законом и самой Конституцией, но говорить о незаконности данного законопроекта всё же не стоит.

Ювенальные технологии уже активно внедряются в западных странах, и практика эта демонстрирует достаточно негативные результаты: значительное возрастание преступности именно среди несовершеннолетних, распространение среди молодёжи порочных привычек, увеличение социального сиротства, распад семей, а также унижение родительских прав.

Очень часто против ювенальной юстиции как в России, так и за рубежом выступают люди, которым, в принципе, и не грозит изъятие детей. Государственные органы объясняют это тем, что таким образом прикрываются недобросовестные родители, которые действительно достойны наказания.

Но, так ли это на самом деле? С помощью ювенальной юстиции детей можно отобрать не только из-за низкого уровня жизни в материальном плане, но и в связи с протестами родителей против «сексуального просвещения», которое проходит в школе. К слову, за границей такие случаи уже стали массовыми.

К сожалению, об опасности ювенальной юстиции в нашей стране говорят очень неохотно и невероятно мало. Так, против системы выступил Межрелигиозный совет, возглавляемый Патриархом, а об этом не написала еще ни одна крупная газета.

В текущем году проблема ювенальной юстиции и её непринятия общественностью была прокомментирована президентом РФ. Владимир Путин на Съезде родителей России, который состоялся в феврале в Москве, сообщил о своём противоречивом отношении к данному вопросу.

Глава государства отметил, что непродуманное внедрение подобных механизмов сможет провоцировать коррупцию в данной сфере. Ряд положений законопроекта Путин назвал неоднозначными, а также подметил, что ювенальная юстиция не в полной мере учитывает многие семейные традиции россиян.

С чего всего начиналось

На самом деле, внедрение ювенальной системы в России началось много лет назад, просто особое внимание общественности к этому приковано лишь с недавних пор из-за некоторых резонансных случаев. Происходило введение этой системы по определенному, очень логичному и правильному (опять же, по мнению правительства) сценарию, который лишь в последнее время наткнулся на неожиданное и массовое сопротивление.

Началось дело еще в далеком 1990 году после принятия властями решения о ратификации Конвенции ООН о правах ребенка. Это стало ничем иным, как бомбой замедленного действия. На долгих 12 лет о системе никто даже не вспоминал, но в 2002 году в первом чтении Государственной думой был принят законопроект «О судебной системе в РФ», которая как раз и предусматривала создание системы ювенальных судов. К слову, формально эта система до сих пор находится на рассмотрении, ведь санкционирования, подтвержденного государством, на введение данной системы не было получено.

Ювенальный путь

Ювенальные суды в своей основе имеют международные технологии, о которых сейчас не распространяется никакой конкретной информации. В 1995 году был принят Семейный кодекс, согласно которому несовершеннолетние самостоятельно могут обратиться в органы опеки с жалобами на нарушение их интересов и прав. После достижения 14-летнего возраста дети могут обращаться самостоятельно и в суды.

За время существования законодательство всё время дополнялось разнообразными законодательными актами, которые могли бы «усовершенствовать» действие ювенальной юстиции.

Новые и дополненные законы могли ограничивать и лишать родительских прав в отношении некоторых детей, а также отправлять их в специализированные учреждения.

Из-за этого началось массовое изъятие детей по всей стране, реакцией на это стала настоящая и многочисленная волна протестов, в связи с чем в государственные органы поступила масса просьб прекратить внедрение подобной системе в РФ. Но, даже это не смогло стать на пути того, что в 2009 году некоторые акты ювенальной юстиции были приняты Государственной Думой.

На практике всё это означает лишь то, что из-за бедности у семьи запросто можно изъять ребенка, вне зависимости от вины родителей. К слову, законопроект чётко определяет, какой именно уровень жизни должен быть, благодаря чему признать неблагополучной можно почти каждую российскую семью. Также предлагаются стабильно высокие штрафы за плохое (или ненадлежащее) исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего.

Уголовное наказание в ювенальной юстиции также не обошли стороной.

Для жестокого обращения с детьми выбрана новая мера наказания – это лишение свободы до 3-х лет. А вот под «жестоким обращением» в данной системе подразумевается пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство и грубое обращение с несовершеннолетними, учитывая психическое и физическое насилие.

Из данного определения можно сделать вывод, что относится «жестокое обращение» не только к физическим наказаниям, но и к другим мерам воспитательного характера. Что интересно, при этом говорится не столько об истязаниях и побоях, столько о мерах воспитательного характера, которые могут быть применены родителями и не причиняют какого-либо вреда здоровью детей.

То есть, теперь даже неосторожное слово или безобидный шлепок могут обеспечить любому родителю 3 года за решеткой. Кстати, привлечение к уголовной ответственности сопровождается одновременным изъятием ребенка из семьи.

Для работы с признанными нуждающимися в помощи государства детьми, к которым может быть отнесен практически любой ребенок в рамках ювенальной юстиции, комиссией должен быть утвержден индивидуальный план.

Заключается такой план в проведении профилактической работы в определенной семье, а, возможно, и устройство ребенка в различные реабилитационные центры. Если же родители откажутся от такой помощи или как-то плохо будут соблюдать правила, то разговор с ними будет максимально простым и коротким, ведь они могут просто лишиться родительских прав.

Предполагаемая модернизация имеет некоторые ключевые моменты, один из которых заключается в делегировании функций, ранее принадлежавшим органам опеки, различным уполномоченным органам, которыми выступают НКО и патронатные воспитатели. Именно эти организации получают беспрекословное право проведения проверок в семьях, а также они приобретают, можно сказать, эксклюзивное право диктовать условия родителям и устраивать детей в приёмные семьи (читать: «работать на заказ»).

Но, что самое удивительное: общественный статус таких организаций напрочь лишает их даже возможности быть ответственными за свои действия. Поскольку Комиссия является общественным коллегиальным органом, то её не члены не несут никакой ответственности за решения, принимаемые коллективом.

Нужна ли ювенальная юстиция в России?

Ювенальные защитники настолько лицемерны, что это не может не удивлять. На самом деле, их совершенно не интересуют проблемы самой настоящей жестокости, которая повсеместно происходит по отношению к несовершеннолетним, а также беспризорность, смертельно больные дети и прочие «радости», которых в нашей стране, увы, много. А, если существуют такие реальные беды, то непонятно зачем государство начинает бороться с родителями, которые «крикнут» или, возможно, «будут способствовать принижению успехов ребенка»?

Конечно же, система защиты детей и их детства просто необходима , но должна она осуществляться на продуманной, здравой основе, которой, к сожалению, не соответствуют принципы ювенальной юстиции.

Ни в коем случае и никем не должно ставиться под сомнение право родителей на воспитание своего (!) ребенка, и, конечно же, недопустимым является любое вмешательство или диктат в данном вопросе.

Ну и, естественно, не нужно создавать системы сбора конфиденциальной информации и доносительства, прикрывая благими намерениями «защиты детей».

Вопрос, казалось бы, простой. Однако однозначной позиции при ответе на него нет даже среди сторонников ювенальной юстиции. Их утверждения разнятся до противоположностей: от категоричного «никакой ювенальной юстиции в России нет» до не менее категоричного «что значит “вводить ли” ювенальную юстицию в России? Ничего “вводить” не надо. У нас она УЖЕ есть». Таким образом, вопрос становится нетривиальным. Для ответа на него проанализируем опыт последних лет с тем, чтобы понять, что конкретно сделано де-факто для внедрения ювенальной юстиции в России.

Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в России в сентябре 1995 г. в документе «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденном Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. В нем было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних, создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков.

В 1998 г. в России началось становление института уполномоченных по правам ребенка. В рамках проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социального развития РФ должности уполномоченных по правам ребенка были введены в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В 2005 г. между детскими уполномоченными (омбудсменами) было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в интересах детей и создана Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Институт уполномоченных по правам ребенка активно развивается на уровне муниципальных образований, а также в образовательных учреждениях многих регионов.

1 сентября 2009 г. Президент Д. Медведев подписал Указ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Первым эту должность занял А. Головань, 30 декабря 2009 г. федеральным детским омбудсменом стал П. Астахов. Региональные уполномоченные по правам ребенка созданы практически во всех субъектах федерации.

В декабре 2011 г. в рамках совершенствования законодательства об уполномоченном по правам ребенка произошло расширение прав омбудсмена в сфере получения сведений о детях-сиротах из баз данных. Кроме того, закон установил административную ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченного. В соответствии с новыми правилами, содержащиеся под стражей несовершеннолетние смогут обращаться к уполномоченному напрямую. Омбудсмен, в свою очередь, получает право беспрепятственно посещать учреждения и органы исполнения наказания, осуществлять общественный контроль учреждений системы исполнения наказаний, если в них содержатся несовершеннолетние или беременные женщины.

Активная деятельность по введению в России механизмов ювенальной юстиции началась в 2000 г.

Стали развивать пилотные проекты создания ювенальных судов в ряде регионов России. Одной из первых экспериментальных площадок стала Ростовская область в ходе реализации в 2001–2003 гг. проекта Программы Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) «Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних».

К 2011 г. в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды общей юрисдикции Ростовской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской областей, Еврейской автономной области, Пермского края, республик Хакасия и Карелия, городов Санкт-Петербурга и Москвы. Судьи здесь рассматривают материалы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также с учетом рекомендаций, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В регионах, где суды с «ювенальным составом» не образованы, уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают председатели или заместители председателей районных (городских) судов, наиболее опытные судьи, имеющие большой стаж работы и жизненный опыт. Связано это с незначительным количеством уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Тем не менее следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих данную категорию дел, повышать личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения.

Объяснение народных выступлений против введения ювенальной юстиции связано с тем, что ситуация видится как наделение органов, осуществляющих защиту прав и интересов ребенка, чрезмерно широкими полномочиями, позволяющими под различными предлогами вмешиваться во внутренние дела семьи, проводить изъятие ребенка из семьи без учета интересов родителей, а также возможность через сращивание с ювенальной судебной системой поставить этот процесс на поток, решая на самом деле совсем иные задачи. Вмешательство органов по защите прав и интересов несовершеннолетних, наделенных, как не безосновательно считает общественность, чрезмерными полномочиями, в дела по воспитанию ребенка в семье и в дальнейшую социализацию никакого ожидаемого положительного эффекта не принесет, но может способствовать формированию извращенного сознания несовершеннолетнего и развития иных непрогнозируемых социально-правовых последствий.

До сих пор термины «ювенальные технологии», «ювенальная юстиция», «отдельные элементы ювенальных технологий», «ювенальные суды» являются искусственными и не имеют ясного и единообразного содержания, что порождает бессодержательные дискуссии о необходимости их применения и вносит путаницу в судебную практику.

В Москве и Московской области развитие институтов ювенальной юстиции получило широкое развитие посредством реализации социальных пилотных проектов различной направленности. В 2006 г. на территории Юго-Западного округа Москвы стартовали несколько пилотных проектов, реализуемых Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), в партнерстве с Префектурой ЮЗАО, Гагаринским, Черемушкинским и Зюзинским межрайонными судами, Управлением социальной защиты ЮЗАО и Уголовно-исполнительной инспекцией № 6.

Проекты имеют наименования: «Отработка модели ключевого элемента ювенальных технологий – службы социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории ЮЗАО г. Москвы» и «Создание модели института пробации для несовершеннолетних правонарушителей на территории ЮЗАО г. Москвы». Целью первого проекта является отработка модели социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушение, на стадии предсудебных процедур и судебного разбирательства для более полного анализа причин правонарушения, совершенного несовершеннолетним. Мероприятия направлены на выработку судебного решения, устраняющего причины асоциального поведения несовершеннолетнего, его социализацию и реабилитацию.

Цель второго проекта – формирование модели пробации как комплекса социально-правовых технологий, обеспечивающих практическое взаимодействие государственных структур, призванных заниматься условно осужденными несовершеннолетними, и, с другой стороны, создание лечебно-реабилитационных и социально-психологических государственных и негосударственных ювенальных служб в целях создания условий ресоциализации и снижения уровня рецидивной преступности среди условно осужденных несовершеннолетних. В Саратовской области целью проекта является ознакомление работников судебной системы, правоохранительных органов и органов и учреждений системы профилактики с международно-правовыми стандартами в данной области, а также образование Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области. Ее назначение – осуществлять ежемесячный сбор информации от муниципальных комиссий и ведомств, входящих в систему органов профилактики и проводить проверки в соответствии с направлением деятельности.

В Санкт-Петербурге при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Программы развития ООН в РФ (ПРООН), Программы поддержки правительства Франции и Швеции идет создание элементов ювенальной юстиции в рамках проекта «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». Предполагается, что реформирование системы правосудия будет осуществляться по французской модели, в которой судья является важнейшим звеном профилактической работы с подростком. Причем судья занимается не только правонарушителями, но и детьми, попавшими в социально опасные ситуации еще до совершения противоправного деяния.

Большая часть всей работы судьи проходит не в зале суда, а в кабинете.

Именно там судья пытается наладить контакт с ребенком, а потом совместно с ним ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прибегая к помощи различных социальных служб. К формальной судебной процедуре судья прибегает исключительно редко – только в самых крайних случаях, когда все иные возможности помочь исчерпаны. Предполагается, что результатом проекта станет разработка необходимого инструментария для организации социальной работы с несовершеннолетними в ходе досудебного разбирательства.

Ставропольский край в вопросах воплощения отдельных институтов ювенальной юстиции пошел по пути создания системы реабилитационного пространства, восстановления и сохранения безопасной среды на уровне местного сообщества посредством привлечения молодежи, проживающей в микрорайоне, к социально полезной деятельности в рамках проекта «Остров безопасности». Проект реализуется Ставропольским региональным отделением российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании».

В этом направлении были также сделаны шаги по усовершенствованию работы организаций и учреждений, занимающихся решением проблем детей и молодежи группы риска, для чего в рамках проекта «Седьмой континент» в Южном федеральном округе был создан общественно-государственный Центр ювенальных технологий «Дети Юга», осуществляющий подготовку национальных кадров для работы с данной целевой группой.

В Брянской области стартовал региональный проект «Изучение и внедрение инновационных моделей ювенальных технологий с молодежью группы риска (МГР)». Базой для него стала лаборатория ювенальных технологий в Брянском филиале Московского психолого-социального института. Проект также реализуется Брянским региональным отделением Всероссийского фонда «Нет алкоголизму и наркомании». Целью проекта является организация и проведение коллективных исследований ювенальных технологий, подготовка аналитической информации, изучение международного опыта, проведение семинаров и круглых столов со специалистами, а также разработка рекомендаций для организаций и служб, участвующих в работе с несовершеннолетними из групп риска.

Развитие институтов ювенальной юстиции в Волгоградской области основывается на том, что дети в семейных воспитательных группах накапливают позитивный социальный опыт, восполняют недостающий опыт семейной жизни с образцами построения конструктивных семейных взаимоотношений. Взрослые реализуют свой воспитательный потенциал, расширяя круг необходимых знаний и умений. Проект Волгоградской области опирается на системный подход к организации и сопровождению деятельности семейных воспитательных групп, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур. Таким образом, проект Администрации Волгоградской области «Организация семейных воспитательных групп» преследует цель сформировать у детей и взрослых психологические механизмы адаптации и интеграции в области семейно-ролевых отношений.

Одновременно Волгоградский областной суд в партнерстве с Администрацией Волгоградской области, Управлением судебного департамента при Верховном суде РФ в Волгоградской области выступил с инициативным проектом «Введение элементов ювенальной юстиции в судах Волгоградской области», направленным на распространение практики внедрения элементов ювенальной юстиции.

В Кемеровской области при Департаменте образования создана Служба судебных психологов для несовершеннолетних в целях проведения эксперимента по совершенствованию государственной политики защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Среди направлений деятельности судебного психолога можно отметить изучение психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальных, семейных и педагогических факторов среды, оказавших влияние на мотив совершения им преступления, взаимодействие с правоохранительными органами, судами, адвокатурой, общественными организациями, учреждениями и службами органов исполнительной муниципальной власти.

В Костромской области приняты областные программы, призванные решить вопросы профилактической работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Это межведомственная комплексная программа «Интеграция детей и молодежи “группы риска” в социум», областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и незаконному обороту в Костромской области» и др.

В целях повышения уровня правосознания несовершеннолетних и внедрения элементов ювенальной восстановительной юстиции, а также проведения реабилитационной работы по индивидуальным программам в Кисловодске создан Межшкольный ювенальный центр на базе Кисловодского института экономики и права, ориентированный на организацию мобильной социальной работы с детьми и молодежью, оказавшейся в социально опасном положении.

С апреля 2008 г. в Республике Марий Эл региональная общественная организация «Человек и Закон» совместно с Министерством внутренних дел по Республике Марий Эл приступили к реализации проекта «Соблюдение прав ребенка – будущее страны». Проект направлен на защиту прав детей, ставших жертвами преступлений и насилия, а также детей, вступивших в конфликт с законом. В ходе проекта планируется создание Центра помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних, органов государственной власти, общественных объединений и представителей бизнеса.

Цель работы центра – оказание юридической, психологической, социальной, гуманитарной, информационной помощи этим детям и их родителям, а также создание специальной экспериментальной комнаты при МВД по работе с детьми – жертвами преступления. Задачами проекта являются: просвещение сотрудников МВД по Марий Эл в области защиты прав несовершеннолетних правонарушителей, ознакомление их с новыми формами и методами работы, проведение круглых столов и семинаров с сотрудниками МВД по теме «Психологические особенности несовершеннолетних и необходимость соблюдения их прав».

При обзоре опыта развития ювенальной юстиции в регионах обращает на себя внимание то обстоятельство, что законотворческая деятельность на местах носит фрагментарный характер, ограничивается лишь принятием нормативно-правовых актов, расширяющих сферы полномочий органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и номинацией различных проектов в молодежной и школьной среде.

В то же время, при фактическом отказе от учета мнения родителей несовершеннолетних в вопросах развития, воспитания и образования, задача по созданию системы номинального обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних отодвигается на второй план.

Данное обстоятельство породило массу протестов в обществе в отношении развития институтов ювенальной юстиции в России.

Как уже отмечалось, опыт работы в направлении развития системы ювенальной юстиции сложился в ряде регионов при проведении в период 1999-2005 гг. пилотных проектов Программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации», «Развитие правосудия в отдельных регионах Российской Федерации». В ходе реализации этих проектов были созданы службы социальных работников в Ростовской и Саратовской областях, в Санкт-Петербурге. В ряде регионов, участвовавших в эксперименте, апробирование элементов ювенальных технологий не получило дальнейшего развития в связи с окончанием финансирования проектов. Например, в Нижегородской области, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Ингушетия.

Основное содержание указанных проектов можно обозначить как сокращение уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему правонарушителю в реабилитации и предупреждении рецидива, введение в качестве участника судебного процесса новой для России должности социального работника при суде. Он осуществляет социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних подсудимых в судебном процессе и обеспечивает психокоррекционное содержание судебных заседаний, готовит для суда доклад о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания. При установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего (на образование, трудоустройство, социальные пособия и т. п.) социальный работник готовит для судьи предложения о привлечении органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к участию в разрешении проблем подростка, устранению причин и условий совершения преступления, формированию реабилитационных профилактических программ.

Параллельно идут процессы гуманизации уголовного законодательства в соответствии с канонами ювенальной юстиции. В 2000-х гг. в Уголовный кодекс РФ были внесены поправки, заложившие основу для изменения направленности правосудия в отношении несовершеннолетних. В соответствии с ч.2 ст.87 новой редакции Уголовного кодекса РФ, при решении судьбы ребенка в суде в первую очередь рассматривается возможность применения мер воспитательного воздействия, а затем уже назначается наказание. А при освобождении несовершеннолетнего от наказания предусматривается возможность помещения ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Был принят пакет законодательных актов, направленных на обеспечение прав детей не только в сфере осуществления правосудия, но и в других областях. […]В октябре 2009 г. Россия ратифицировала Европейскую социальную Хартию. 23 апреля 2009 г. Председатель Правительственной комиссии по профилактике правонарушений Р.Г. Нургалиев направил руководителю Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкину письмо с ходатайством о подготовке пакета законопроектов, обеспечивающих создание ювенальной юстиции. В первую очередь речь шла о проекте федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

В ст. 3 этого проекта прямо записано, что деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется не только в отношении детей, нуждающихся в защите, в первую очередь беспризорных и безнадзорных, детей, признанных потерпевшими, либо совершивших правонарушения, но и в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей. Президент РФ дал поручение Правительству совместно с Верховным Судом и Генеральной прокуратурой рассмотреть обращение Р.Г. Нургалиева и выработать согласованный подход к решению вопросов создания в Российской Федерации судов, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних.

6 августа 2009 г. Президиум Совета Судей Российской Федерации приниял постановление № 815 «О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации» и создал Рабочую группу по созданию, развитию и мониторингу внедрения механизмов ювенальной юстиции в системе правосудия. Развивая тему внедрения элементов ювенальной юстиции, нельзя не остановиться на попытках повсеместного введения Паспорта здоровья школьника.

Паспорт здоровья школьника, разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации, - это комплексный документ, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения. Разработчики заявляют, что проект по введению Паспортов здоровья школьников «должен способствовать формированию у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью.… А оценка состояния здоровья детей в каждом классе каждой школы позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья детей в стране, вносить необходимые изменения в условия обучения, в организацию оздоровления и отдыха детей, чтобы эффективно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья школьников, формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни».

Однако, как представляется, ни о каком мониторинге данных в целях улучшения здоровья и социального положения школьников не может быть речи. Подробная информация, дающая яркую картину медико-социального состояния российских детей в каждом регионе, содержится как в отчетах Минздравсоцразвития, так и в текущей статистке Росстата, Минэкономразвития и других ведомств. Появление идеи «паспортизации» можно легко объяснить, если рассмотреть данную меру как одну из технологий формируемой ювенальной системы. В таком контексте личная информация школьников, безусловно, имеет высочайшую ценность, поскольку раскрывает весь внутренний мир семьи. В Паспорт здоровья вносятся подробные сведения о личности ребенка и членов его семьи за весь период обучения в школе, включая вредные привычки родителей и других членов семьи, подробную характеристику занимаемого жилого помещения с приложением фотографии или плана, показатели обучаемости учащегося, информация о предпочтениях, данные о материальном состоянии семьи, режиме питания, показатели развития ребенка.

Скрупулезность и настойчивость инициаторов проекта по заполнению Паспорта здоровья представляется ни чем иным, как попыткой системного сбора максимально возможной информации о внутренних делах семьи,

позволяющей изымать детей (основанием могут послужить бедность, стесненные жилищные условия, отсутствие работы, тяжелые заболевания, вредные привычки родителей и пр.) органами ювенальной юстиции. А при компьютерной обработке данных элементарно можно получить чуть ли не «географическую карту действий». Причем, из текста документа и сопровождающей информации невозможно сделать вывод, куда будут направляться собранные данные, не предусмотрены статус и ответственность лиц, задействованных в реализации проекта на местах.

Таким образом, инициировать проверку «семейного благополучия» становится с каждым днем все проще, а с учетом системного подхода – это более чем реально в недалекой перспективе, что вызывает закономерные вопросы в части национальной безопасности страны. В российской современной практике есть масса случаев, когда досье на граждан (базы данных) «утекает» из правоохранительных органов на свободный рынок информационных продаж. Нужно ли сомневаться, что подробнейшая информация о российских семьях «утечет» к тем хорошо известным зарубежным центрам, которые мониторируют Россию с целью манипулировать и управлять ею в своих, а не российских интересах. Если зарубежные центры умудряются проводить социологические исследования даже в вооруженных силах России, то уж знание о семье – российской первооснове государства – им, конечно, нужно позарез для воздействия в целях ее как минимум радикальной мутации.

Таким образом, при отсутствии законодательной базы в России тем не менее формируется устойчивая практика, аналогичная практике классической западной модели ювенальной юстиции. Нельзя сказать, что все без исключения привносимые порядки, процедуры и механизмы содержат негативный потенциал. Многие целесообразны и благотворны. Но достоверно диагностируется, что благими намерениями явно прикрывается внедрение разрушительных и контрпродуктивных порядков. Сам достаточно масштабный пилотный эксперимент показал, что баланс результатов пока что в пользу деструктивного итога. Не оценивать его и не корректировать, не фильтровать подходы далее представляется уже недопустимым.

Что такое ювенальная юстиция?

Исторически определение «ювенальная юстиция» относилось к отдельной системе правосудия, специальным судам для несовершеннолетних, которые в конце XIX — — начале XX века появились как в Европе, Штатах, так и в России. Предполагалось, что совершивших преступление несовершеннолетних можно направить на путь исправления без применения к ним наказания, передавая их под присмотр органов опеки и попечительства.

В современном мире ювенальная юстиция трактуется как система организаций и учреждений, правовых механизмов, социальных, психолого-педагогических и реабилитационных программ, направленных на защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних. В настоящее время в мировой практике установилось несколько типов таких систем:

  • англо-американская,
  • континентальная,
  • скандинавская.

Англо-американская модель направлена, в первую очередь, на профилактику детской преступности. Содержит специализированную систему мер воздействия на ребенка, в зависимости от возраста и тяжести совершенного правонарушения.

Континентальная модель основной фигурой исправления и воспитания ставит судью, который сопровождает правонарушителя с первого факта нарушения и выполняет функции не только судьи, но и соцработника.

Скандинавская модель наиболее близка к российским реалиям работы с трудными подростками. Эту модель отличают:

  • ведущая роль социальных работников;
  • редкие случаи лишения правонарушителя свободы до совершеннолетия.

Международными специалистами по инициативе ЮНИСЕФ (детского фонда ООН) было подготовлено «Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних», которым определено 15 показателей, характеризующих рамки правосудия в отношении детей. Основные из них:

  • дети, помещенные в заключение;
  • дети, состоящие в предварительном заключении;
  • санкции в виде лишения свободы;
  • особая система правосудия по делам несовершеннолетних.

Ювенальная юстиция в России - это что?

Ювенальная юстиция в России — это судебно-правовая система, основной задачей которой является защита прав несовершеннолетних граждан.

В том или ином виде ювенальная юстиция существует в России достаточно давно. Работа органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних — это тоже элемент большой системы, направленной на защиту прав, интересов и исправление несовершеннолетних. В более узком смысле — это разделы уголовного и уголовно-исполнительного кодексов, посвященные особенностям уголовной ответственности и отбывания наказания несовершеннолетними.

Между тем с начала 2000 годов ведется активная работа по внедрению системы ювенальной юстиции в России в упорядоченном виде, которая будет включать в себя, прежде всего, общую законодательную базу, организованную деятельность судебных, правоохранительных, попечительских, медико-социальных и реабилитационных учреждений и организаций, просветительскую деятельность.

Не знаете свои права?

В 2004 году в Таганроге был создан первый в России ювенальный суд. На практике все закончилось выделением отдельного здания и отдельных судей, рассматривающих дела только по правонарушениям несовершеннолетних. Никаких других мероприятий, первоочередные из которых — социально-психологическая помощь, реабилитация и профилактика, не проводилось.

По данным на 2017-2018 годы в России действует 11 составов судей по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции в следующих регионах России:

  • Таганрогский, Шахтинский и Азовский городские суды, Егорлыкский районный суд — в Ростовской области;
  • Ангарский городской суд — в Иркутской области;
  • Абаканский городской суд — в республике Хакасия;
  • Петропавловск-Камчатский городской суд — в Камчатском крае;
  • Елецкий районный суд — в Липецкой области;
  • Володарский и Бежецкий районные суды г. Брянска, Дубровский районный суд- в Брянской области;
  • Ульяновский областной суд (специализированный состав при коллегии по уголовным делам).

Закон о ювенальной юстиции в РФ

В настоящее время законодательную основу того, что можно назвать ювенальной юстицией, в России составляют:

  • Семейный кодекс РФ (в частности глава 22, которая содержит положения о возможности изъятия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из семей);
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ;
  • Постановление пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Как такового закона о ювенальной юстиции в России не существует. Однако на протяжении длительного времени ведется деятельность по разработке и принятию либо отдельного закона, либо внесению изменений и дополнений в уже существующие. Так, разработаны проекты федеральных законов по внесению изменений и дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ; федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ; в Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ.

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» разъясняется предполагаемый порядок реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних:

  • 1 этап — подготовка и утверждение упомянутого федерального закона;
  • 2 этап — подготовка и утверждение закона «О ювенальных судах в РФ»;
  • 3 этап — подготовка и утверждение обобщающего закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

Однако в настоящее время ничего не разработано и не принято.

Мнения «за» ювенальную юстицию

Сторонниками введения, а точнее сказать законодательного оформления, ювенальной юстиции в Российской Федерации являются, как правило, люди, профессиональная и трудовая деятельность которых связана с работой с несовершеннолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей.

Сталкиваясь каждый день с малолетними преступниками, работники правоохранительных органов, к примеру, понимают, что нельзя детскую преступность нельзя мерить общими категориями и подходить одинаково к взрослым нарушителям закона и детям. Ведь реальное наказание исправляет не всегда, а иногда даже и наоборот — усугубляет имеющуюся проблему.

Сотрудники органов опеки, работая с неблагополучными семьями, как никто другой знают, насколько бесправны и беззащитны могут быть в семье дети и насколько бессильны могут быть органы опеки, призванные стоять на страже прав ребенка.

Несмотря на бытующее мнение, что введение в действие ювенальной юстиции приведет к массовому отлучению детей от их родителей, сторонники введения ювенальной юстиции отмечают, что основной задачей этого института должно стать сохранение кровной семьи для ребенка.

Среди сторонников ювенальной юстиции в России можно назвать Шилова Н. И. — председателя Василеостровского суда Санкт-Петербурга и председателя Ассоциации судей России по делам несовершеннолетних; Маркова И. И. — председателя Липецкого облсуда и председателя рабочей группы по созданию, внедрению и развитию механизмов ювенальной юстиции в системе правосудия России; Кучерену А. Г. — главу комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты РФ.

Мнения «против» ювенальной юстиции

Противников введения ювенальной юстиции в России более чем достаточно. Их всех можно условно разделить на три группы.

  • 1-я группа — граждане, которые заблуждаются в своем мнении о задачах, целях, назначении и устройстве института ювенальной юстиции. Проще говоря, протестуют от незнания и недостатка информации.
  • 2-я группа — граждане, которые опасаются, что контролирующие органы получат неограниченные полномочия в осуществлении проверок семей, будут противопоставлены родителям в связке «родитель-ребенок».
  • 3-я группа — граждане, протестующие из религиозных соображений. Эта категория граждан считает, что принципы ювенальной юстиции не соответствуют российской традиционной культуре, православной духовности.

Найти мнения противников ювенальной юстиции в прессе, сети интернет гораздо проще, чем мнения сторонников. Создается впечатление, что противников этой идеи гораздо больше, чем сторонников. Возможно, так оно и есть, но это вовсе не потому, что идея системы ювенальной юстиции никуда не годится. Зачастую противники и сторонники говорят о разных вещах.

Как правило, поддерживающие введение института ювенальной юстиции граждане ограничиваются идеей внедрения особой системы судов в отношении несовершеннолетних и системы учреждений по реабилитации малолетних правонарушителей. Противники же склонны включать в понятие ювенальной юстиции все мероприятия, что касаются несовершеннолетних: и контроль семьи со стороны органов опеки, и паспорта здоровья, и систему омбудсменов, и другие. А поскольку многие из них в России абсолютно новы, не проработаны, иногда сомнительны, то почва для опасений весьма благодатна.

В последнее время много шума в обществе о том, что ювенальный закон в России вводят для того, чтобы обижать, а не защищать детей. А он касается именно жизни и здоровья несовершеннолетних. Давайте разберемся, как расшифровывается иностранный термин «ювенальный», это нововведение полезно стране или приведет к ее деградации. Дело довольно непростое. В российском обществе традиционно трепетно относятся к подрастающему поколению. Если, к примеру, нововведения в экономике или политической системе народ готов терпеть, то к переменам в такой области, как воспитание детей, относится с подозрением.

Что такое «ювенальный»?

Это слово есть в любом сборнике, растолковывающем смысл терминов. Никаких особых разъяснений там не дается. Слово происходит от латинского juvenalis, «юношеский» в переводе. Ювенальный - это неполовозрелый. Понятно, что речь идет о детях, неспособных физиологически к зачатию.

Психологи утверждают, что личность неполовозрелого человека еще не сформирована до конца, ее можно изменить, влияя в нужную сторону. Во главу угла поставлены «права ребенка». В кавычках, потому что гипертрофировано почти до неузнаваемости.

Следует заметить, что термин «ювенальный» - это западное нововведение. История его внедрения в общество насчитывает десятилетия. В прошлом веке все страны столкнулись с детской преступностью. Это явление было совершенно естественным последствием войн и экономического упадка на территории Европы, СССР, США и других государств. Решали ее разными способами. В Стране Советов организовали специальные государственные органы, которые занимались каждой судьбой, с учетом приоритета воспитания в семье.

Западный путь

Другое дело - страны капиталистического мира, где деньги важнее души. Вместо того, чтобы разбираться, почему родители не создают условия для воспитания детей, на Западе ввели систему наказаний за каждую малейшую провинность. Нынче могут забрать ребенка за то, что полы в квартире не вымыты или игрушки разбросаны. Система развивалась по принципу: детям можно все. Теперь эта идея гипертрофировалась в такой принцип: за провинность - значит нарушать его права. Ювенальный закон предполагает рассмотрение семейных недоразумений под углом полного приоритета «прав» детей. Если чадо плачет - родители виноваты, обиделось - забрать из семьи и тому подобное. Доходит до того, что мама с папой становятся рабами своих отпрысков, «кнутом» которых выступает государственная система. Эксплуатируется при такой системе, естественно, родительская любовь.

Ювенальная система

Демократическое общество сильно своими писаными законами. Граждане поставлены государством в условия, когда правила нарушать нельзя ни в коем случае. Малейшее отклонение от закона тянет за собой мгновенное наказание. Однако если при обычных нарушениях гражданин может обратиться за защитой своих прав в суд, то совсем иначе обстоят дела при реализации ювенальной системы. В ее состав входят специальные органы, выискивающие случаи ущемления прав ребенка. Действуют они быстро и закрыто, то есть детей изымают в любом месте, не сообщая о месте их нахождения родителям. В течение нескольких дней дело поступает в закрытый суд. Решение этого органа тоже принимается быстро. Ребенок навсегда изымается из семьи, без возможности опротестовать такое действие любой из сторон. Государство берет чадо под свою опеку, вернуть его крайне сложно.

Ювенальный закон в России

Почти на всей территории постсоветского пространства до последнего времени продолжали работать еще старые органы, занимающиеся правами несовершеннолетних. Принцип их, напомним, приоритетность семейного воспитания. Но демократические преобразования дошли и до этой чувствительной для всего общества сферы. Запад на экспертном уровне твердит, что никакая система не может быть столь же полезной и рациональной для детворы, как ювенальная. Россия решила внедрять у себя в стране ее принципы. Зачем в нашем обществе законы, абсолютно противоречащие народным традициям, никто только не пояснил. Со времен царя Гороха в большой России считалось, что семья - это главная составляющая крепкого и сильного государства. Ее еще называли «ячейка» общества. В семье дети получают навыки нормальной жизнедеятельности, впитывают традиции народа и тому подобное.

Противники и критики ювенальной системы

Необходимо отметить, что описываемый взгляд на воспитание вызвал серьезные волнения среди граждан. На настоящее время закон о ювенальной юстиции в России уже принят. Этот документ носит название: «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Тревожные звоночки превратились в гул набата. Дело в том, что введение ювенальной системы создает гигантский раскол между обществом и властью. В первую очередь он связан с закрытостью принятия решения органами ювенальной юстиции. Государство вмешивается в дела семейные, которые у нас по традиции решают сами граждане по своему усмотрению. И они имеют право (пусть оно и не закреплено законодательно) принимать решение, как воспитывать отпрысков, в том числе и какими методами.

Но это только первый слой проблемы

Самый главный раскол пойдет по оси доверия граждан власти. Согласно ювенальным принципам, государство берет заботу о детях на себя. А вы знаете тех, кто добровольно отдаст свое любимое чадо посторонним людям? Общество, как надеются инициаторы такого законодательства, открыто и откровенно выразит недоверие действующей власти. А это, по видимому, именно то, чего добиваются новаторы, стремящиеся разрушить благополучие России и ее граждан. Других выводов из понятия «ювенальный» для нашего общества, с учетом практики западных стран, пока не просматривается.