Виды и способы ориентирования на местности. Ориентирование - что такое? Способы ориентирования Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов

Каждый должен уметь ориентироваться на местности используя специальные средства или народные приметы. Это поможет в критической ситуации найти единственный правильный выход. Поэтому дальше рассмотрим 10 способов ориентирования на местности.

Навигатор по способам

1. Способ. Ориентирование по карте

Карта является одним из прекрасных способов ориентирования на местности. Поэтому рекомендуется перед походом обязательно взять карту, а также детально изучить ее. Нужно уметь читать все условные обозначения, поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с картой, чтобы в будущем не возникло никаких проблем.

В этой игре ты сможешь опробовать сотни моделей танков и самолетов а оказавшись внутри детализированной кабины, максимально погрузиться в атмосферу сражений. Попробуй сейчас->

Для того, чтобы ориентироваться по карте рекомендуется ее сравнивать с реальными объектами. Так нужно найти один объект на карте и в реальной жизни. Это будет отправной точкой, что позволит найти верный путь. Конечно, наилучшим решением будет с собой иметь карту и компас.

Интересно: Легкий способ испечь торт

2. Способ. Ориентирование по компасу

4 основных способа ориентирования включают в себя определение местности по компасу. Для того, чтобы получить точные данные нужно компас обязательно разместить на ровной горизонтальной поверхности. Не должно возникнуть никаких трудностей с определением сторон света. Наличие компаса позволит определить точное местоположение на карте.

3. Способ. Ориентирование по Солнцу

Так можно легко определять стороны света с помощью положения планет. Так существует специальная таблица, которая позволит вычислить местонахождение по положению Солнца в разные времена года.

Также можно воспользоваться механическими часами. При этом должна быть безоблачная погода. Часы нужно положить на горизонтальную поверхность так, чтобы главная стрелка смотрела в сторону Солнца. Далее угол между двумя стрелками нужно разделить наполовину и провести линию, которая будет указывать на юг.

4. Способ. Ориентирование по Полярной звезде

Этот способ подходит только для ночного времени и безоблачной погоды. Если видно Полярную звезду, то можно попробовать именно по ней определить стороны света. Нужно знать, что Полярная звезда находится на севере, поэтому рекомендуется стать к ней лицом, чтобы определить направление. Полярная звезда входит в созвездие Большой Медведицы.

Интересно: 2 легких способах сделать вино из винограда

5. Способ. Ориентирование по Луне

Бывает так, что кроме Луны больше ничего не видно на небе, то можно использовать именно ее положение, чтобы определить стороны света. Нужно знать, что в разное время и фазы Месяц имеет разное положение. Если иметь специальные знания, то примерно можно найти верный путь. Это были основные способы ориентирования на местности.

6. Способ. Ориентирование по растениям

Можно легко определить стороны света в лесу, если ориентироваться по растениям. Так есть определенные растения, которые любят расти на влажных местах, поэтому выбирают северную часть дерева, например, лишайник и мох. При этом трава любит расти с южной стороны от конкретного объекта. Всегда с севера на юг прорубаются в лесу просеки. С южной стороны быстрее созревают ягоды и фрукты.

7. Способ. Ориентирование по животным

Насекомые также позволяют определить нужную сторону света. Так нужно наблюдать, где находится муравейник. Если найти пенек, то муравейник от него будет находиться на южной стороне. Также обращаем внимание на форму муравейника. Если одна из сторон является более пологой, то это южная. Также южную сторону для ульев выбирают степные пчелы.

Интересно: Легкий способ приготовления домашнего мороженого

8. Способ. Ориентирование по рельефу

Нужно оценить местность, если это зима, то обращаем внимание на снег. С южной стороны снег тает быстрее. Мох растет и на стенах старых домов, конечно, что с северной стороны.

9. Способ. Ориентирование по радиосигналам

Конечно, в первую очередь нужно иметь радиоприемник для ориентации в пространстве. Для этого нужно зафиксировать сигналы наиболее мощных радиостанций с помощью азимута компаса. При этом лучше, чтобы направление сигнала совпадал с одной из сторон света. Далее при потере ориентировки нужно приемник установить в направлении худшего звучания, которое будет указывать на нужную сторону света, что была ранее зафиксирована компасом.

10. Способ. Ориентирование по сооружениям

Кроме того, можно обращать внимание на различные сооружения. Так на восток всегда обращены алтари православных храмов. На западной части всегда сооружали колокольни. Также можно посмотреть на крест. Нижняя косая перекладина указывает на юг и на север. Это соответственно нижний и верхний конец. В северную сторону развернуты двери мусульманских мечетей и еврейских синагог. На юг обращены фасады буддийских монастырей. Это наиболее популярные способы ориентирования и определение направления движения.

Понятие ориентирование на местности известно человеку с древних времен, когда он еще был первобытным человеком и искал добычу в лесу, а потом искал путь домой, в свою пещеру. Это было для него жизненно необходимо.

Так что такое ориентирование на местности?

Почему иметь навыки ориентирования на местности остается важным элементом жизни человека до сих пор? В наш век использования для навигации сотовых телефонов и спутников. Почему важно получить первые знания и навыки в ориентировании в школьные годы, как это произошло со мной? Об этом хотелось мне немного рассказать.

Еще совсем недавно, в недалеком детстве, во время учебы в школе, я и представления не имела, что есть такие слова – ориентирование на местности , а если и имела, то очень туманное.

Но именно в школьном возрасте я обрели первые навыки в ориентировании, что впоследствии меня привело в секцию по занятию туризмом.Об этом я не жалею нисколько, т.к. все то мое образование и опыт пригодились в жизни, когда я стала путешествовать уже серьезно.

Будучи ребенком, я и не думала, что каждый человек в мире, в том числе я и мои друзья,подруги ежедневно пользуются своими способностями ориентироваться на местности, хотя и не задумываются об этом.

У каждого эти способности есть и они разные: у взрослого человека и у ребенка. Особенно эти способности разные у человека обученного и безграмотного в ориентировании.

Заинтересовал,помог мне в этом разобраться и понять мой отец, бывший летчик. Он рассказал, как это важно для человека уметь ориентироваться на местности, особенно для летчиков, путешественников, геологов. Рассказал он мне, что есть такая игра и вид соревнований со смешным названием - «Охота на лис».

В игре используется знакомый всем предмет, то есть прибор- компас с магнитной стрелкой. «Лиса» прячется в лесу, а ее по компасу и карте человеку нужно найти.

Однажды отец предложил мне поиграть в эту игру. Живую лису для игры мы не нашли, но за «лису» сошла игрушечная лиса, «лиса пряталась», а я по координатам, с компасом ее находила. Оказалось, что это очень простая и забавная игра. Играть можно и в лесу и даже на улице - во дворе своего дома.

Мне показалось, что играя, я была в этот момент настоящим путешественником, кладоискателем или спасателем.

После таких игр, а особенно после изучения специальных книжек и посещения секции по туризму я поняла, что знания и опыт в ориентировании на местности очень необходимы каждому человеку. Они нужны для его же собственной обычной жизни, а особенно для безопасности человека в трудных жизненных случаях и приключениях.

Мне даже довелось в школе написать реферат на тему ориентирования. Если кому интересно, он у меня сохранился, ниже будет ссылка для скачивания реферата по ориентированию. За него я получила пятерку по географии.

Из истории спортивного ориентирования

Люди так увлеклись ориентированием, игрой в «охоту на лис», что придумали для себя новый вид спорта под названием спортивное ориентирование. Как вид спорта ориентирование зародилось в Норвегии. В 1962 году там состоялся первый турнир Европы. А первый Чемпионат Мира по ориентированию прошёл в Финляндии в 1966 году. В Россию ориентирование "проникло" через Прибалтику. Первые соревнования в нашей стране были в 1963 году в городе Ужгороде на Украине.

В наши дни спортивное ориентирование популярно во всём мире. В ориентирование играют в 50 странах мира. Национальные федерации спортивного ориентирования объединяют огромное количество взрослых и детских клубов по ориентированию. Есть даже Международная Федерация ориентирования и она постоянно проводит Чемпионаты мира.

Самые крупные международные соревнования проходят в стране Швеция и собирают около 20 тысяч участников.Это много. В чем же секрет такой популярности ориентирования в мире?

Почему ориентирование так популярно и интересно?

Секрет популярности ориентирования, как я поняла, заключается в следующем.

Во-первых, в его простоте доступности для каждого человека: для этого не требуются специальные спортивные сооружения, соревнования проводятся на свежем воздухе.

Во-вторых, ориентирование – это очень красивый и гармоничный вид спорта. Он требует физической активности, движения и хорошей работы мозгов.

В-третьих, такие соревнования вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых.

В-четвертых, ориентированием могут заниматься люди любого возраста и тренировки.

В –пятых, ориентированием заниматься можно не только бегая, но и на лыжах, велосипеде.

Что же такое собственно ориентирование и зачем это нужно

Теперь о главном, что же такое ориентирование и зачем это нужно конкретно?

Мы часто ходим в лес в поход, но не у каждого есть карта местности. Знания, которые я получила, помогают мне ориентироваться и не заблудиться в поле в лесу, без карты. Вы так же можете легко это освоить.

Ориентирование на местности - это определение Вашего или моего местоположения относительно сторон света (Юг, Север, Запад, Восток), относительно горизонта и выделяющихся предметов на местности (ориентиров) и точный выбор направления движения. Умение сохранять выбранное направление движения.

Умение быстро и точно ориентироваться на чужой местности, необходимо в чужом городе, в лесу и в условиях когда плохо видно- в тумане.

Вывод: все то поможет Вам не заблудиться и знать:где Вы находитесь и куда идти дальше.

Развить свои навыки в ориентировании легко в лесу, на туристическом сборе, например, на молодежном всероссийском слете молодых и активных людей в Селигере. Он проходит ежегодно. Если Вам туда удастся попасть. Не пожалейте времени и денег, организуйте себе отдых на Селигере – посмотреть по ссылке . Вы не пожалеете об этом. Уверяю Вас.

А теперь предлагаю скачать мой обещанный небольшой реферат на этой . Там все основные и простые навыки ориентирования и описаны мной.

| План проведения занятий на учебный год | Ориентирование на местности

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 2
Ориентирование на местности




Умение ориентироваться на местности - это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности - это значит уметь:

☛ определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад;
☛ определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.);
☛ выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место;
☛ выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути. 

При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.

Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.

Способы определения сторон горизонта

Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.

Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева - запад, а сзади - юг.

Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас. Наиболее распространённый вид компаса - компас системы Андрианова.

В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».

Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север - юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.

Определение сторон горизонта на местности можно выполнить по солнцу и часам. Этот способ менее точен, чем первый (так как наши часы показывают не местное время, а поясное), но для практики ориентирования на местности вполне приемлем. Кроме того, необходимо помнить, что на территории России стрелки часов переведены на 1 ч вперёд и полдень (время, когда солнце находится на юге) для жителей Северного полушария наступает не в 12 ч, а в 1 ч дня (13 ч).

Учитывая это, стороны горизонта по солнцу и часам определяются в следующей последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце; угол, образованный между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1, мысленно разделить пополам, т. е. провести биссектрису этого угла. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

Стороны горизонта по солнцу и часам приблизительно можно определить и другим способом.

Из курса географии вы знаете, что Земля совершает полный оборот на 360° за 24 ч. Значит, солнце перемещается по горизонту с востока на запад на 15° за 1 ч. Таким образом, если солнце в полдень в Северном полушарии находится на юге, что соответствует 180° на шкале компаса, то в 17 ч оно будет на юго-за- паде: (17 ч- 14 ч) х 15° = 45°; 180° + 45° = 225° - на компасе это соответствует юго-западному направлению. В 20 ч солнце сместится на 90° и будет на западе (180° + 90° = 270°). Таким образом, глядя на солнце и часы, приблизительно можно определить стороны горизонта.

Стороны горизонта можно определить и по некоторым местным предметам, в том числе по направлению просек и оцифровке на квартальных столбах. Просеки в лесу прорубают, как правило, почти строго по линиям север - юг и восток - запад. На торцах столбов, установленных на перекрёстках просек, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Таким образом, наименьшая цифра расположена на северо-западном срезе столба, а следующая по порядку - на северо-восточном. Эти две цифры указывают северное направление.

При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной; стволы сосен после дождя чернеют с севера; мхи и лишайники обильнее покрывают северную сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с южной стороны; северная часть муравейника располагается с южной стороны деревьев.

Определение сторон горизонта ночью
Определение сторон горизонта по квартальным столбам

Самый простой способ определения сторон горизонта ночью - определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север. Для ориентирования по Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы - это семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого ковша. Через две крайние звезды ковша созвездия Большой Медведицы мысленно проведите прямую линию, на которой мысленно отложите от конца ковша отрезок, равный пяти расстояниям между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая расположена в созвездии (тоже ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда. Если вы встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади - на юг, справа - на восток, слева - на запад.

Однако и ночью самый надёжный способ определения сторон горизонта - при помощи компаса. При определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать ошибки.

Разделы: Внеклассная работа

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

В наше время всевозможные гаджеты, GPS-навигаторы и другие технические блага цивилизации прочно вошли в жизнь современного человека. Но, к сожалению, иногда они ломаются, разряжаются, в общем, могут подвести своего обладателя в самый неподходящий момент. Поэтому любой турист должен знать проверенные временем .

Ориентирование на местности – это выявление своей дислокации относительно сторон света и каких-либо ориентиров, которые как правило берутся за точку отсчета. А также определение и выдерживание направления движения к заданному пункту назначения.

Выделяют 4 способа ориентирования на местности. В первом случае применяется географическая карта. Также для определения сторон свет могут применить компас. Немногие знают, но и небесные светила способны помочь определиться с местоположением. И наконец, подсказку могут дать природные объекты и признаки.

Для чего нужен этот навык?

Ориентирование на местности – это один из самых важных навыков, который может реально спасти не одну человеческую жизнь. Ориентирование может происходить с помощью компаса и карты. Это не очень сложно. Но, к сожалению, бывают ситуации, при которых их нет в наличии. Поэтому крайне важно также уметь ориентироваться по звездам, Луне, Солнцу и местным признакам.


Ориентирование с помощью карты

Нужно отметить, что карта — это прекрасный помощник при ориентировке на местности для человека, который умеет правильно с ней обращаться (знает условные обозначения, имеет представления о масштабировании, умеет определять стороны света).

Для того, чтобы определить свое местоположение с помощью карты необходимо сопоставить изображенные на ней объекты (дороги, реки, ЛЭП) с их реальными «двойниками» на местности. Например: выйдя на берег реки, нужно внимательно проследить ее изгибы, а затем путем поворачивания карты, соотнести реальную реку с изображенной на карте. При этом местонахождение всех остальных незначительных объектов (дерево, роща, отдельно стоящая постройка), также должно соответствовать действительности. Определив примерное расстояние между ними (на глаз или шагами), можно с точностью определить и свое местоположение. Все эти данные помогут проложить дальнейший маршрут следования.

Ориентирование с помощью компаса

Также хорошо, если человек отправляясь в поход или путешествие, имеет с собой компас. Особенно в плане ориентирования незаменим он в тех случаях, когда выбрать какой-либо ориентационный объект не предоставляется возможным (в тундре, в пустыне, в условиях тумана, в дремучем лесу).

Чтобы прибор стал настоящим помощником, нужно проверить его исправность. Дома, выбрав ровную поверхность, нужно положить на нее компас и подождать пока стрелка замрет. Далее понадобится любой металлический предмет (иголка, ножницы, нож). Поднеся его к компасу, стрелка должна вновь прийти в движение. Убрав предмет, стрелка должна снова замереть в том положении, которое она занимала до поднесения к ней металлического объекта. Если это произошло – прибор исправен и им можно пользоваться.

Также при использовании компаса нужно запомнить одно очень важное правило: данный инструмент нельзя использовать при непосредственной близости ЛЭП, больших металлических предметов, природных аномалий. Почему? Все дело в том, что действие данного навигационного прибора основано на ориентации магнитных стрелок параллельно линиям магнитного поля Земли. Иными словами, стрелки показывают на земные магнитные полюса. Перечисленные выше объекты могут вызывать отклонения стрелок компаса.

Для того, чтобы определить стороны света необходимо положить компас горизонтально и освободить его стрелку от зажима. Через некоторое время стрелка перестанет двигаться и укажет своим выделенным концом на север («северный» конец стрелки может быть окрашен в какой-либо цвет, может быть короче или иметь форму стрелочки). Определив север, без особых проблем можно найти и другие стороны света: с противоположной стороны будет юг, справа (от севера) – восток, слева – запад.

Далее, выбрав по маршруту следования хорошо видимый объект (дерево, гора, холм), нужно определить его азимут. Для этого необходимо встать лицом к объекту и совместить отметку шкалы «0» с северным концом стрелки. В этом случае цифровое значение на шкале компаса по направлению к объекту и будет его азимутом (а также путем назад).

Следует запомнить, что азимут отсчитывается исключительно по часовой стрелке. И никак иначе!

Например:

Азимут севера – 0º или 360º.

Юга — 180º.

Запада — 270º.

При возвращении обратно, компас нужно сориентировать таким образом, чтобы линия возвращения указывала вперед. Не изменяя положения прибора, медленно нужно повернуться таким образом вокруг своей оси, чтобы магнитная стрелка компаса показала на север.

Следуя по компасу, человек обязательно окажется в той точке, из которой начал совершать свой путь.

Ориентирование с помощью небесных светил

Способы ориентирования на местности без карты и способы ориентирования на местности без компаса должен знать обязательно каждый человек. Иногда случается такое, что под рукой нет никаких приборов и карт. А определить свое местоположение необходимо. Как же быть? В этом случае путешественнику могут прийти на помощь методы, которыми пользовались люди столетиями.

В давние времена особой популярностью пользовались следующие методы ориентирования:

  • По Солнцу.
  • Луне.
  • Звездам.

Солнце

При помощи Солнца можно с легкостью ориентироваться без карты и компаса по сторонам света. Правда результаты получатся приблизительные за счет погрешности (но она не так велика).

Выделяют несколько способов по определению сторон света с помощью дневного светила:

— при помощи наручных часов и Солнца;

— с помощью Солнца и создаваемой тени от предмета;

— определение сторон света на основании времен года.

Способ 1: ориентирование на местности с помощью часов и Солнца (для северного полушария)

При данном методе ориентировки на местности понадобятся часы, имеющие стрелки. Часы нужно расположить горизонтально и часовую стрелку направить на Солнце. От места крепления стрелок к корпусу изделия, нужно провести линию через деление «1 час». Далее через получившийся угол нужно провести биссектрису, которая и укажет юг.

Способ 2: с помощью тени отбрасываемой предметом

В данном случае понадобится длинный предмет (палочка или столбик воткнутый в землю). Верхушку тени, которую он отбросит, необходимо отметить. Подождав около 30 минут, снова сделать отметку (так как тень поменяет свое местоположение). Проведя линию через эти 2 точки, можно определить направление востока и запада. Для определения севера нужно чуть продлить линию после второй отметки и встать носком левой ноги напротив первой точки, а носком правой в конце продленной линии. Впереди будет север.

Способ 3: определение сторон света по основании времен года

Нужно запомнить, что:

  • С декабря по февраль Солнце восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе.
  • С июня по август восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе.
  • С марта по май и с сентября по ноябрь Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Луна

Для того, чтобы научиться ориентироваться по сторонам света с помощью Луны, нужно ознакомиться с некоторыми астрономическими фактами.

Выделяют 4 лунных фазы (изменения формы Луны, которые можно наблюдать с поверхности Земли):

  • Новолуние (Луны не видно на небе вовсе).
  • Первая четверть (видна ее правая часть).
  • Полнолуние (видна полностью).
  • Последняя четверть (видна лишь левая часть естественного спутника Земли).

Во время новолуния сориентироваться по сторонам света с помощью Луны не получится, так как она не видна на небе. В первую четверть она видна на юге, приблизительно в 18:00-19:00 часов. В 12 часов ночи она уходит за горизонт на западе. Во время полнолуния Луна видна в 18:00-18:30 часов на востоке, в 00:00-00:30 она указывает на юг, а ранним утром — на запад. В последней четверти Луна в полночь указывает на восток. Утром, во время своего захода, она укажет юг.

Звезды

К природным способам ориентирования на местности относят определение сторон света с помощью звезд. Обычно для этого используют всем известную Полярную звезду. К тому же отыскать юг можно благодаря созвездию Южный крест, а восток и запад по созвездию Орион.

Способ 1: Полярная звезда.

Полярная звезда или α Малой Медведицы расположена в «ручке» созвездия Малая Медведица. Для некоторых людей, возможно, непросто выделить данное созвездие на небосклоне. Поэтому поиск Полярной звезды лучше начинать от созвездия Большая Медведица (похоже на ковш). Нужно взять две крайние звезды (они называются Дубхе и Мерак) с правой вертикальной части «ковша». И отсчитать 5 расстояний между ними вверх. α Малой Медведицы найдена.

Далее, нужно встать к ней лицом. Это север. Если обернуться назад – будет юг. Слева — запад, справа – восток. Важно помнить, что определение сторон света при помощи Поляной звезды возможно только в северном полушарии!

Способ 2: созвездие Южный крест.

Данное созвездие может помочь ориентироваться на местности в южном полушарии.

Созвездие Южный крест состоит из 4 ярких звезд, соединив противолежащие из которых мысленной линией, можно получить крест. Для определения юга — нужно взять самый длинный отрезок из вертикальной прямой. Соответственно, противоположный конец будет указывать на север. Восток окажется слева, а запад – справа.

Способ 3: Созвездие Орион.

По созвездию Орион можно определить запад и восток. Созвездие состоит из 7 звезд, 3 из которых (Минтака, Альнилам, Альнитак) входят в так называемый Пояс Ориона. Их принято называть Поясом Ориона. Так как данное созвездие находится в области небесного экватора, в момент восхода оно будет показывать на восток, а при заходе на запад.

Случается так, что под рукой нет ни карты, ни компаса, а на небе не видно ни звезд, ни Луны, ни Солнца. Что же делать в такой критической ситуации? Можно обратиться к способам ориентирования на местности по местным признакам и объектам:

  • Обычно, кора на деревьях более тонкая и нежная с южной стороны растения и грубая – с северной.
  • Деревья, камни, кровли домов быстрее покрываются лишайником с севера.
  • Если приглядеться к хвойным деревьям, то можно заметь, что больше смолы скапливается с южной стороны.
  • Муравьи строят свои жилища по южную сторону от дерева или пня. Также северная сторона муравейника более крутая, чем южная.
  • Раньше краснеют и наливаются соком фрукты и ягоды со своей южной стороны.
  • Если обратить внимание на отдельно стоящее дерево, то можно заметить, что с его южной стороны ветки будут более густые и ветвистые.
  • Головка подсолнуха никогда не смотрит на север.
  • Снег около больших камней, пней или деревьев более рыхлый с северной стороны, а с южной покрыт корочкой.

Нужно отметить, что определить стороны света по данным природным признакам достаточно точно можно лишь в том случае, когда несколько из них дают один и тот же результат.

Навык ориентировки на незнакомой местности нужен людям различных профессий, а также тем, кто планирует отправиться в поход, в лес или просто на загородную прогулку. Иногда от того имеется ли этот навык у человека может зависеть его жизнь и здоровье. Поэтому абсолютно каждый человек должен знать и уметь приметить на практике основные способы ориентирования на местности.

И в завершении полезной статьи на тему ориентирования на местности, предлагаем Вашему вниманию не менее интересный видео-ролик.