Николаевский военный госпиталь. Николаевский военный госпиталь (офтальмологическое отделение): цены и отзывы

1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Известно ли вам, почему все школьники начинают свою учебу именно в этот день? Но, в самом начале хочется немного поговорить о появлении самой школы. Когда появилась первая школа?

Еще в Средние века, в Древней Греции, Риме и Египте, или может еще раньше? Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. Может быть, мы смело можем говорить о школе начиная с того времени, когда впервые появились первые учителя. Вспомнить из курса истории время, которое называют первобытным обществом. Уже с началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Правда, те первые учителя вовсе не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были уже общепринятыми в той или иной общине. От этих важных знаний и правил часто зависела даже жизнь ребенка. Особо учили детей более сложным правилам хорошего приветствия: в одних племенах принято при виде чужака садиться на корточки в знак полного миролюбия, в иных - снимать свои головные уборы, кстати, обычай дошел до наших дней среди многих народов. Были и такие племена, в которых при встрече нужно тереться носами или протягивать руку только открытой ладонью вверх, что тоже свидетельствовало о самых добрых намерениях. Сегодня часто при встрече с нашим добрым знакомым мы обмениваемся легким дружеским поцелуем, но ведь раньше многие племена считали любой поцелуй одной из форм людоедства, который был строго запрещен. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошопрясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу. После дети "сдавали" сложный экзамен - главный обряд инициации. Мальчикиотносились к инициации как к тяжелому испытанию: Их могли даже бить, сильно пытать огнем, рассекать кожу. Часто после экзамена испытуемый мог потерять сознание. Но, только "сдав экзамен", мальчик становился уже взрослым членом общества и очень этим гордился.

Шли года, века, стали уже появляться школы, которые напоминали современные.

Сведения о самых первых школах можно найти в богатой истории Древнего Востока.

Шумеры, давно исчезнувшем народе узнали только лишь в XIX веке. Жили те шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата, создавая высокую культуру. Они умели довольно многое: орошать поля, прядь и ткать, ковать из меди и бронзы свои орудия труда, знали большое гончарное искусство. За эти 3000 лет до н. э. шумеры имели свою письменность, владели основными правилами алгебры, умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были тогда и школы, которые называли"домами табличек", ведь посещавшие их ученики писали только на глиняных табличках, читали и учились тоже по ним. Будущие писцы - "дети дома табличек" - учителя держали довольно строго. Главой школы являлся наставник - уммиа. Помогали ему "старший брат" - помощник наставника, несколько учителей, человек, который всегда следил за дисциплиной. Как именно он этим занимался, ясно из наименования должности - "владеющий плетью". До настоящего времени дошло огромное множество табличек, которые были написаны учениками, из которых можно точно узнать, какие точно предметы изучали все шумерские школьники. На одной табличке ученик в своем "сочинении" благодарит всех учителей за данную науку - ведь они смогла научить его рассчитывать площадь, поэтому теперь он сможет сам производить расчеты в строительстве, рыть канал. Археологи смогли найти таблички, на которых записаны даже имена богов, те названия животных и растений, перечисленные городовые и храмовые должности со званиями - словом, все, что каждый учащийся был обязан твердо и точно знать. Обучение растянулось на много лет. Те, кто оканчивал "дома табличек", становились важными начальниками работ в мастерских, на любом строительстве, возделывая земли. Без этих школ не было у древнего народа высокой культуры: шумеры тогда умели не просто читать, умножать и делить, также писать стихи, сочинять красивую музыку, знали астрономию.

О древних жителях другого самого древнего государства - Египта - известно несравненно больше, нежели о шумерах. Знаем, что у них тоже были свои школы, что учиться в Египте было совсем не так просто. Надо было точно знать и уметь четко оперировать семью сотнями букв - иероглифов, следить, чтобы все строчки при письме были максимально ровными, а иероглифы красивыми. В одном случае следовало писать слева направо, но в других - справа налево, а вот в третьих - сверху вниз.

Как именно выглядела египетская школа тех далеких времен? Это большой двор при храме бога Амона (Ра) - главный египетский бог. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, а уже перед ними учитель. На нем надет белый набедренник, голова в знак чистоты максимально гладко выбрита, на груди большая подвеска, которая изображала павиана. Обезьяна считалась самым священным животным бога Тота - писец бога Ра и покровитель знаний, магии и медицины, ему известны все самые волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит самый непременный атрибут обучения - треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, каждый имеет свою плетеную сумку, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с необходимыми кистями, сосудик для воды и остравки- своеобразные глиняные таблички для письма, ведь на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками. Учитель строго диктует, а ученики пишут на своих табличках. Это слова из древнеегипетского "Поучения школьнику", которым всегда начинался каждый учебный день: "Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты - уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют".

В Древней Греции каждый школьный день начинался со стихов. Учитель сам читал их, а ученики за ним повторяли. Продолжалось пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок, целое произведение. Для более "лучшего" запоминания учитель ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивали учебный день: учитель снимал этот рельеф со стихами и ставил вместо него амфору, изображающую порку школьников. Каждый ученик знал строгое выражение: "Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь". Кстати, знакомое слово "педагог" в переводе с греческого означает "воспитатель", "наставник". В обязанности любого педагога входило обучать детей самым хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать в школу. В школе существовали тогда уже свои правила: "Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший". В программу основного обучения кроме письма и чтения входило еще семь свободных искусств. На первом этапе изучали основную грамматику, риторику, диалектику, а уже только на втором - арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Большое внимание уделяли физическим упражнениям. С ранних 12 лет школьники всю вторую половину дня проводили в палестре - гимнастическая школа, название "палестра" происходит от слова "палэ" - борьба. Все ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.

В Древнем Риме мальчиков начинали на обучение с 7 лет. Дети всех бедняков посещали начальную школу, в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учительв такой школе был человек более "низкого происхождения", но знавший грамоту.

Занятия проходили всегда под открытым небом, под самым простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Дабы всех мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали неким занавесом. Учебный день начинали очень рано, только в полдень дети уходили домой позавтракать, после снова возвращались в школу. Никаких определенных учебников у них не было, все записи вели под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось основное обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей свою начальную школу не посещали, главные азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.

Научившись правильно читать и писать, дети отправлялись к грамматику. Грамматики - образованнейшие люди, которые серьезно занимались историей, литературой, критикой и другими науками. Они могли толковать тесты древних авторов, составлять справочники. Основная задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно ознакомиться с литературой, дать самые начальные понятия в разных областях знаний - от философии до астрономии. После серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступать в "высшее учебное заведение" - риторскую школу.

Передо мной старинная книга. XVI век. Толстая бумага с водяными знаками, кованые застежки, тяжелый переплет из доски, обтянутой парчой. (Недаром говорили: «Прочитать от доски до доски»), я осторожно перелистываю страницы. Сколько труда, мастерства и вкуса! Великолепен орнамент заставок и буквиц. Многокрасочные миниатюры рассказывают о жизни наших предков. Здесь можно увидеть и Куликовскую битву, и мирный труд пахаря, и сцены монастырской жизни. А вот страница без заставок, буквиц и миниатюр. На ней только текст. Только текст! Но эта страница - тоже произведение искусства. Ровными рядами идут аккуратные строки полуустава. В конце каждой главы они постепенно укорачиваются, образуя своеобразный треугольник. Какое понадобилось терпение, чтобы так красиво переписать страницу за страницей огромную книгу, в которой около 400 листов. Неторопливо нанизывали переписчики на строку буквы - словно кружева плели. Долгие дни и ночи просиживали за этой работой. Но еще большего труда стоило преодолеть хитрую и мудреную науку - грамоту. Теперь даже представить себе нелегко, сколько времени и энергии некогда уходило на то, чтобы выучиться читать и писать.


Страница древнерусского букваря. Склады.

Длинный стол, лавка, на стене - полка с книгами и обязательные плетки. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, эта школа не для боярских детей и не для богачей, а для детей попроще. Во главе стола восседает учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то уже провинившийся и ожидающий возмездия. Древнерусская миниатюра изображает и сам акт наказания. Этот сюжет мы встречаем в искусстве древней Руси неоднократно. Существуют даже стихи, посвященные розге.

Розга ум острит, память возбуждает
И волю злую ко благу прелагает…
…Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте…

Однако не следует преувеличивать значение розги в системе древнерусского воспитания. Ею пользовались не чаще, чем в других странах средневековья. Летопись XVI в. сохранила наставление учителям не злоупотреблять этим «орудием обучения». Рекомендовалось «учить же их (детей) не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым рассуждением»… Таким образом, наша старинная педагогика рассчитывала не только на плетку, но и на убеждение.

Учебный день продолжался долго. В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались с часов семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Впрочем, уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил , другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было бы делать, если весь день проходил в «училище». Заучить все надо было во время занятий - это и было основной методикой. Учили вслух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учит - во всю избу кричат».

Гравюра из первого букваря, напечатанного в Москве в 1634 году.

Учили азбуку так. Каждая буква имела свое название. А - аз - личное местоимение 1-го лица, единственного числа Я. Б - буки - буква, В - веде - i знаю, Г - глаголь - говори, Д - добро, Е - есть, Ж - животе, I 3 - земля, И - иже, К - како, Л - люди, М - мыслете, Н - наш, О - он, П - покой и т. д.

Прежде всего, ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и в разбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Be, Ге, Де… Би, Ви… и т. д. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении: Буки - аз - ба. Веде - аз - ва… Люди - есть - ле… како- - иже - ки… покой - он - по. После складов в две буквы шли склады в три буквы: Бла, вла, гла и т. д.

Одолев и это, ученик переходил к изучению слов «по титлам». Некоторые слова из наиболее часто встречающихся и наиболее «важных», как «бог», «царь», «святой», «дух», «сын» писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставился особый надстрочный знак «титло»: бг, црь, стый, fix, Ен. В букваре все эти слова были помещены, и ученик должен был и их знать назубок. Наконец, выучив азбуку, пройдя склады и запомнив слова по титлам, он переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: га, жа, дра… И за каждую ошибку полагалась розга. Понятно, почему в то время, как ученик приступал к изучению грамоты, мать его частенько стояла под дверью и голосила, как по покойнику.

Некоторым грамота казалось такой мудреной, что они предпочитали выучить все наизусть с голоса, не научившись читать по буквам. Были и учителя такие, которые считали, что заставить выучить наизусть куда легче, чем научить читать. Новгородский архиепископ Геннадий (XV-XVI в.) жаловался на таких учителей, что они не учат, «а только портят». «Сперва он (учитель) научит его вчерне, и за то приносят мастеру каши да гривну денег. То же полагается и за заутреню, а за часы - плата особая… А отойдет от мастера, ничего не умеет, только бредет по книге». Далее Геннадий советовал начинать обучение с азбуки и титлов.

Древнерусская школа. Миниатюра.

Очень часто обучение грамоте входило составной частью в ремесленное обучение. Какой-нибудь портной, кузнец или сапожник брал к себе в дом ученика, обязуясь обучить его, «чему и сам горазд», а кроме того, грамоте и писать. Срок обучения - обычно пять лет, после которых ученик бывал обязан отработать еще пять лет «за ученье» и еще пять лет уже «по найму», т. е. за плату. Таким образом, ученик поступал в полное распоряжение учителя, у которого он жил, ел, спал, делал всю домашнюю работу и обучался ремеслу и грамоте.

Продолжение следует.

«На Руси учились так»

Экскурс в историю.

Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?

(Ребята отвечают.)

Летописи — исторические про- изведения XI XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».

Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?

(Ребята отвечают.)

Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.

Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.

(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)

Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.

Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)

Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)

Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

(Демонстрируются предметы на- родного быта.)

Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Давайте вспомним пословицы о грамоте.

(Ребята отвечают.)

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
  • Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
  • Аз, буки и веди — страшат, что медведи.

Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?

(Ребята отвечают.)

Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.

(Демонстрируется изображение паникадила.)

Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)

Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

(Демонстрируется гусиное перо.)

Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.

(Демонстрируется чернильный при- бор.)

Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.

(Демонстрируется промокашка.)

Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.

(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)

Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.

«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
    • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неу- ченье простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)

Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?

(Ребята отвечают.)

Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?

(Ребята отвечают.)

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?

(Ребята отвечают.)

Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.

Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?

(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)

«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»

(Ребята отгадывают загадки.)

Загадки

Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)

Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)

Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»

(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)

Вопросы

1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)

  1. Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
  2. Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
  3. За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)

5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)

  1. Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
  2. С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
  3. Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
  4. Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
  5. Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
  6. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!

Составитель: Ч.Е.А.

Использованная литература.

  1. Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
  3. Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
  4. Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
  5. Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
  6. Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
  7. Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
  8. Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
  9. Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  10. Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.