Консультация для педагогов: «Гиперактивный ребенок в дошкольном образовательном учреждении. Консультация для педагогов детского сада: Гиперактивный ребенок Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком

Психологическая консультация

Мой ребенок гиперактивный?!

Гиперактивные дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответст­венны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникнове­нию конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забы­вают. Такому ребенку трудно кон­центрировать свое внимание, он легко от­влекается, часто задает множество вопро­сов. но редко дожидается ответов.

Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

Гиперактивности обычно со­путствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень ин­теллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и ча­ще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

При­чины возникновения гиперактивности

    Генетические факторы

    Особенности строения и функционирования головного мозга

    Родовые травмы

    Инфек­ционные заболевания, перенесенные ре­бенком в первые месяцы жизни, и т.д.

Диагноз – гиперактивность ставит врач-невропатолог после проведенного специального диагностического обследования. Но родители могут предположить наличие гиперактивности у своего ребенка, наблюдая за ним и отмечая особенности его поведения и деятельности.

КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ)

Дефицит активного внимания

1. Не последователен, ему трудно ДОЛГО удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает ею.

4. Испытывает трудности в организа­ции.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умст­венных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем дру­гие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, преры­вает разговор.

3. Плохо сосредотачивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграж­дения (если между действием и воз­награждением есть пауза).

5. Не может контролировать и ре­гулировать свои действия. Поведе­ние слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные ре­зультаты: на некоторых занятиях спокоен, на других - нет; на одних занятиях успе­шен, на других - нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Психологическая консультация

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»:

    Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.

2. .

3 . Чаще говорите «да» ,

4. ,

5.

6.

7. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8.

    Детям.

9. Не навязывайте ему жестких правил.

10. .

    :

11. - прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и тоже время.

12. - идеально было бы

    отдается голубому цвету.

13. .

14. ,

15.

16.

17. Помните! .

18.

    длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

    переутомляйте ребенка.

19. .

    Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»:

    Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте

даже незначительные успехи.

    Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию . Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку, совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите «да» , избегайте слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ему часть домашних дел , которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в детском саду. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, поведение в детском саду, выполнение домашних заданий.

6. Введите знаковую систему вознаграждения - можно каждый хороший поступок отмечать фишкой, звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

7. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя.

    Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы!

    Несмотря на наличие определенных недостатков, эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к обычным детям.

9. Не навязывайте ему жестких правил.

    Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

    Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение вашего ребенка - это его способ привлечь ваше внимание .

    Проводите с ним больше времени : играйте, учите как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня - прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и тоже время.

    Награждайте ребенка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку - идеально было бы предоставить ему отдельную комнату.

    В ней должно быть минимальное количество предметов, которые

будут отвлекать, рассеивать его внимание.

    Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество

отдается голубому цвету.

    Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с

перекладиной для подтягивания, гантели, эспандеры, коврик и др.).

    У ребенка должен быть свой уголок для занятий. Во время занятий на

столе не должно быть предметов, отвлекающих внимание. Над

столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

13. Избегайте по возможности больших скоплений людей . Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

14. Оберегайте ребенка от переутомления , поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.

    Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

15. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался - недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

16. Учите ребенка контролировать себя - развивайте осознанное торможение.

    Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

17. Помните! Ваше спокойствие- лучший пример для ребенка .

18. Давайте ребенку больше расходовать избыточную энергию.

    Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -

длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

    Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

19. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе, ведь ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Каждому нужно быть в чем-то «докой».

    Успешные занятия будут «полигоном» для выработки стратегии успеха.

    Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Психологическая консультация

Педагог-психолог

Мельникова

Римма Ивановна

    Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.

    Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

    Используйте поощрения. Например, если ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.

    Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.

    При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.

    Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

    Обеспечивайте для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).

    Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

    В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах (разработать систему поощрений за целенаправленную деятельность и штрафов за нарушение поведения).

    Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

    Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

    Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

    Ребенку дается одновременно не более 1-2 инструкций, которые носят конкретный характер.

    Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Использовать эффективные способы напоминания:

    Развешивание специальных листов – памяток, где информация дана:

    В письменной форме.

    В форме рисунков.

    Применение цветовой маркировки для определения местоположения вещей в комнате.

    Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

    Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

    Оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей.

    Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

    Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

    При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления 1 проблему на определенный период времени (чтобы добиться существенных изменений в поведении ребенка требуется обычно не менее нескольких месяцев).

    Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздражением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удовлетворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны. К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем? Каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окружение? Как может быть организована помощь с учетом местных условий?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Особенности работы с гиперактивными детьми»

Воспитатель: Смирнова Ю.В.

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их.
Дети с неуемной жаждой движения. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздражением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удовлетворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны. К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем? Каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окружение? Как может быть организована помощь с учетом местных условий?

Характеристика гиперактивного ребёнка

Причины возникновения гиперактивности у детей

Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование. Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гиперактивные дети объект научных исследований уже с давних времен,

их наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература.

Это дети с родовой травмой в анамнезе, последствия которой у российских авторов называются по-разному: это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость. В отечественной литературе наиболее часто встречается термин минимальных мозговых дисфункций. В соответствии с диагностическими критериями, разработанными Американской психиатрической ассоциацией и опубликованными в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-1V) диагностика этого синдрома осуществляется в двух измерениях: это нарушение внимания и гиперактивность-импульсивность.
Эти дети перенесли в период рождения, или в первые несколько дней жизни, или во внутриутробный период жизни какие-либо трудности, которые сопровождались кислородным голоданием клеток головного мозга. И это кислородное голодание (гипоксия) привело к так называемой биохимической травме. Одним из последствий этой биохимической травмы является повышение внутричерепного давления и/или хронический тонус сосудов головного мозга в какой-либо его области (как реакция на травму).

Учёные Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния.

В результате всех этих последствий, изучение которых входит в компетенцию невропатологов, нейропсихологов и физиологов, состояние центральной нервной системы у этих детей изменяется, и они приобретают особенности, которые внешне выражаются в характерном поведении. Эти изменения в поведении, в развитии ребенка могут быть скорректированы, скомпенсированы, и ребенок со временем может войти в нормальное русло развития соответственно возрасту.

Если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности,а диагноз в медицинской карте не поставлен, родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт, педагогу необходимо в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Важно убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. ].
Распространенность гиперактивности высока, с каждым годом ей страдают все больше детей дошкольного и школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.

Взаимодействие педагога с гиперактивным ребёнком

С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. Да и сам гиперактивный ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребёнок становится лидером в коллективе.

Такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т.п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы. Часто у них появляются подёргивания и тики.

Многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

Как показала практика эффективными в работе с гиперактивными детьми являются следующие игры:

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развивать умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

При общении с гиперактивными детьми важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Также очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.

Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо поддерживать распорядок дня, соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения заданий, игр. Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Дав ребёнку новое задание, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определённый отрезок времени, можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить. Сначала следует обговорить задание, а потом подключать технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.

Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание и т.п.), должен быть вознаграждён: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения.

Прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Как ни странно, таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.

Весьма не легко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приёмами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по голове, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить что-то рассказать.

У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.

Коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности, если она организуется на основе:

*синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);

*сочетание разных видов художественного творчества;

*простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);

*яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребёнку чувство удовлетворения;

*сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребёнком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологами и другими педагогами.

Приложение 1

Памятка воспитателю

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Приложение 2

Памятка родителям

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ

* поддерживать дома чёткий распорядок дня;

* выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);

* автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

* отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);

* сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

* оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

* не запрещать действие ребёнка в категоричной форме;

* не приказывать, а просить (но не заискивать);

* не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.


образовательном учреждении»

Воспитатель МДОУ № 183

Лебедева С. А.

Ярославль 2012

1. История изучения и статистика детской гиперактивности.

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.


Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности только в 1972 г., когда на симпозиуме врачей, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделили группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.
В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры , требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Но большинство исследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения, т.е. в 6-7 лет.
Вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
2. Клиническая картина и диагностика гиперактивности.
Дети с симптомами гиперактивности неспособны или не желают выражать сдерживаемые чувства, но в силу неразвитости эмоционально-волевых процессов им трудно быть спокойными и сосредоточенными, концентрировать внимание, они постоянно перескакивают с одного занятия на другое. Матери гиперактивных детей отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр и проявляют агрессивность.
Все это осложняет положение гиперактивного ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения, формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, чем доставляют окружающим много хлопот, они крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей.
Американские психологи, условно разделили признаки гиперактивности на три основных блока, в которых сгруппированы критерии гиперактивного поведения.
Блок 1. Дефицит активного внимания.
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3.С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4.Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Блок 2. Двигательная расторможенность.
1. Постоянно ерзает.
2.Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4.Очень говорлив.
Блок 3. Импульсивность.
1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4.Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.


6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).
Таким образом, если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.
Исследования в области нейропсихологии привели ученых к выводу, что причиной гиперактивного поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Было обнаружено, что за энергию, двигательную активность и выраженность эмоций отвечает ретикулярная формация. Ретикулярная формация - сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга. В функциональном отношении ее рассматривают как: - своеобразный “генератор энергии”, способный активизировать и поддерживать в рабочем состоянии все остальные нейроны;

Регулятор функционального состояния нейронов (угнетение, активация, выключение;

Сложный рефлекторный центр, принимающий участие в контроле мышечного тонуса и стереотипных движений;

Центральную энцефалическую систему, отвечающую за работу всего мозга;

Биоэнергетическую систему всего организма;

Центр, определяющий и регулирующий волю человека.

Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

При диагностике гиперактивности ребенка психолог, невролог предлагает родителям и педагогам разработанный Всемирным Обществом Здравоохранения список симптомов гиперактивности.

Диагностические симптомы гиперактивных детей.
1.Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2.Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4.С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5.На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6.При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7.С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8.Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9.Не может играть тихо, спокойно.
10.Болтливый.
11.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13.Часто теряет вещи, необходимые в детском саду , школе, дома, на улице.
14.Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если наличествуют по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Если ребенок действительно признается гиперактивным, для того, чтобы разработать коррекционные меры, психологу необходимо выяснить возможные причины гиперактивного поведения ребенка.

3. Причины гиперактивности.

Причины гиперактивности очень индивидуальны и в большинстве случаев это сочетание различных факторов, среди которых:


· Наследственность. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственников гиперактивен.
· Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой, экземой или мигренью.
· Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
· Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме.
· Окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
· Дефицит питательных элементов. По данным исследований у многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.
· Питание. Сообщения доктора B.F.Feingolda (1975) о том, то у 35-50% гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения после исключения из их диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, но эти данные последующими исследованиями не подтвердились.
· Отношения внутри семьи. Причиной формирования гиперактивности может стать и микросоциальная среда ребенка – его семья, по данным исследований (Barkley, 1998b) не менее чем в 15% случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенка с матерью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновение гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром . Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.
Гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.
Две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:
· с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
· с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
· семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
· семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции , потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.
Варианты синдрома

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;

  • синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Чаще всего встречается первый вариант заболевания - сочетание гиперактивности и невнимательности.
Вторым по распространённости является невнимательный вариант без гиперактивности. Он встречается гораздо чаще у девочек, чем у мальчиков и отличается своеобразным уходом в свои фантазии и мечтания, то есть ребёнок в течение дня может периодически витать в облаках.
Наконец, третий гиперактивный вариант без нарушения внимания может с одинаковой степенью вероятности быть проявлением определённых нарушений центральной нервной системы и также инвидуальными свойствами темперамента. Кроме того, нарушением внимания страдают дети с неврозами и невротическими реакциями. Другие заболевания также могут сопровождаться подобными нарушениями.

Тревожные сигналы

Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование.


Прежде, чем определить с какими именно проблемами сталкивается ребёнок, его поведение наблюдается в течение определённого времени дома и в детском саду. Только после этого, сравнивая наблюдения, психологи и педагоги могут говорить о конкретных трудностях , которые испытывает ребёнок.
4. Роль педагогов в коррекции гиперактивности детей.

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.


Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещения напротив стола воспитателя, классной доски.
Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.
Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки).
На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА.

1. Изменение окружения:


  • изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

  • оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.

  • измените режим урока с включением физкультминуток;

  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

  • предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

  • направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:


  • введите знаковую систему оценивания;

  • чаще хвалите ребенка;

  • расписание уроков должно быть постоянным;

  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

  • вводите проблемное обучение;

  • используйте на уроке элементы игры и соревнования:

  • давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

  • большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

  • научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных ;

  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:


  • способствуйте элиминации агрессии;

  • обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:


  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Ольга Чернышова
Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?»

Гиперактивный ребенок - диагноз 21 века , который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели , как правило, не в силах справиться с такими детьми : у них нет ни желания, ни времени это сделать, а родители не понимают активного поведения своих малышей.

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении : они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель , не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания» , мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев» . Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности : излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через :

чрезмерную невнимательность;

отвлекаемость;

импульсивность;

подвижность.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.

Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания .

Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей , прежде всего, является :

патология беременности, родов;

инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

генетическая обусловленность.

Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.

С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить , что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.

Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать :

снятию напряжения;

снижению агрессивности;

развитию умения концентрировать внимание.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком .

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком :

«не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

применять при необходимости позитивный физический контакт : взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;

хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания , а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.

Публикации по теме:

Гиперактивный ребенок. В каждой группе детского сада есть дети, которые отличаются излишней подвижностью. Таким детям очень тяжело усидеть на месте, они непоследовательны,.

Внимание! Гиперактивный ребенок.

Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание Содержание Как отличить активного ребенка, от гиперактивного Причины гиперактивности Лечение гиперактивности у детей Такое понятие,.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.

Данный семинар-практикум может быть использован для педагогов или родителей. Содержит теоретические и практические материалы для оптимизации взаимоотношений с гиперактивными детьми.

Семинар-практикум «Гиперактивные дети.

Дата проведения:____________

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.

Цель: расширение представлений педагогов (родителей) о гиперактивных детях и приемах работы с ними.

Задачи:

Познакомить педагогов (родителей) с особенностями гиперактивных детей;

Показать отличия гиперактивных детей от активных;

Познакомить с играми для таких детей.

Предварительная работа: проведение диагностики неконструктивного поведения детей, анкеты-опроса для педагогов «Моя группа», что даст сведения психологу о наличии импульсивных и очень подвижных детях.

План:

  1. Дискуссия «Особенности гиперактивных детей».
  2. Практическое упражнение «Отличия».
  3. Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми».
  4. Диагностика гиперактивных детей.
  5. Практикум «Игры для гиперактивных детей».
  6. Памятка «Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми», отдельно муз руку и физруку.
  7. Картотека игр (раздаточный материал)

Ход семинара

  1. -Здравствуйте, уважаемые педагоги (родители)! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети».

Упражнение «ассоциации»: записать 5 ассоциаций к словосочетанию «гиперактивный ребенок».

Обсуждение различных точек зрения.

Дискуссия «Особенности гиперактивных детей»

Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.

Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.

Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностируется он с началом учебной деятельности.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.

В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии .

  1. Практическое упражнение признаки активных и гиперактивных детей (Приложение 1).

Участникам необходимо разделить карточки на 2 стопки: Признаки гиперактивного ребенка и признаки активного ребенка.

Карточки и ответы:

Активный ребенок:

— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.

— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

  1. 3. Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми»:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями , благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать

Аккуратности сильно не требовать.

Инструкции четкими и краткими, не более 10 слов.

Работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Учить анализировать и оценивать поступки других, книги, себя.

гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Избегать утомления

ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Партнер гиперактивного ребенка должен быть уравновешенными и спокойными.

  1. 4. Диагностика гиперактивных детей.

Признаки гиперактивности:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

Наблюдение за ребенком должно проводиться в течение длительного времени (6 месяцев). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности ставится только медицинской комиссией в период начала обучения (то есть с 6-7 лет)! Но иногда и раньше.

В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность это, скорее всего, связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

  1. 5. Практикум «Игры для гиперактивных детей».

Для коррекции гиперактивности и ее признаков педагогу следует выполнять ряд рекомендаций. Также существует ряд игр, которые помогают в снижении признаков гиперактивности (картотека).

Педагоги делятся по 4 группы (по количеству направлений игр), каждая из которых читает игры, делает их анализ и проводит понравившуюся игру со всеми педагогами (родителями).

Картотека коррекционных игр для геперактивных детей:

Памятка педагогу (родителю)

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1. Принять ребенка таким, каков он есть.

2. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

3. Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом.

4. На занятии использовать визуальные опоры.

5. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

6. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

7. Убрать лишние раздражители из поля зрения ребенка.

8. Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.

9. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

10. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания).

11. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

12. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

13. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

14. Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребенок справиться.

15. Предоставлять ребенку возможность выбора.

16. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребенком.

17. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

18. Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.

19. Посадите его рядом со спокойным ребенком.

20. Не допускайте утомления ребенка.

21. Ограничьте участи такого ребенка в мероприятиях с большим скоплением людей.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Старайтесь чаще его хвалить. Если есть необходи­мость сделать замечание, делайте его сразу и спокойным го­лосом, избегая словосочетаний: «ты как всегда», «постоян­но говорю тебе об этом» и т.п. Старайтесь, чтобы похвала звучала гораздо чаще, чем замечания. Помните, что гипе­рактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но очень чувствительны к похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на стра­хе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникающие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегая слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходи­мо выполнять ежедневно (кормить собаку и гулять с ней, выносить мусор).

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его достижения.

6. Введите знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой, походом в парк и т.п.).

7. Избегайте завышенных или заниженных требований. Старай­тесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его возрасту и способностям.

8. Никогда не обсуждайте негативные стороны вашего ребен­ка при нем - кроме агрессии, это ни к чему не приведет.

9. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет ни­какой пользы. Несмотря на наличие определенных недо­статков, гиперактивные дети должны справляться с обыч­ными для всех проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнять пра­вила, касающиеся его безопасности и здоровья.

11. Вызывающее поведение вашего ребенка - это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, кото­рые могут отвлекать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдается голубо­му цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортив­ный уголок.

14. Создайте необходимые условия для детского творчества. Ис­пользуйте краски и пластилин (это развивает усидчивость).

15. Избегайте по возможности большого скопления людей. Пре­бывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка возбуждающее действие.

16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приво­дит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.

17. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению состояния внимания и само­контроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контроли­ровать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает медленно до 5.

19. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка.

20. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточ­ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные пешие прогулки, плавание. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание.

21. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.

Литература :

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. - М. : Флинта: МПСИ, 2009. - 152 с.