Аксененко николай емельянович. Чем был известен Николай Аксененко

(15.03.1949–20.07.2005)

Несостоявшийся преемник президента Б. Н. Ельцина. Первый

вице‑премьер в правительстве В. В. Путина (19.08.1999–10.01.2000), вице‑премьер

правительства в период исполнения В. В. Путиным обязанностей Президента РФ,

министр путей сообщения РФ в первом президентском сроке В. В. Путина (10.01.

2000– 03.01.2002).

Родился в с. Новоалександровка Болотнинского района

Новосибирской области. Образование получил в Новосибирском институте инженеров

железнодорожного транспорта (1972) и в Академии народного хозяйства при Совете

министров СССР (1990). В советское время работал на различных должностях на

Восточно‑Сибирской и Юго‑Восточной железных дорогах. С 1984 г.

заместитель начальника Мурманского отделения, в 1985–1986 гг. начальник

Ленинградcко‑Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. В

1986–1992 гг. заместитель начальника, главный экономист, первый

заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 г. заместитель,

в 1996–1997 гг. первый заместитель министра путей сообщения РФ. Министр

путей сообщения РФ в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко (май – август 1998), Е. М. Примакова (сентябрь 1998 – май 1999 г.).

Входил в «премьерскую картотеку» президента Б. Н. Ельцина в числе других

кандидатур на должность председателя Правительства РФ после отставки правительства

Е. М. Примакова в мае 1999 г. Однако Б. Н. Ельцин держал его лишь в роли

хорошего запасного игрока: «Аксененко вроде бы по всем статьям подходит.

Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий

трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель. Однако

Дума изначально относится к нему неприязненно, встречает в штыки. Это хороший

вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить ее к

конфронтации. А потом выдать ей совсем другую кандидатуру. Вот только кого? Степашина или Путина? Путина или Степашина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон.

М., 2000. С. 311). В мае 1999 г. Н. Е. Аксененко получил статус первого

вице‑премьера в правительстве С. В. Степашина в связи с тем, что

президент Б. Н. Ельцин рассматривал возможность использования полузакрытого

бюджета Министерства путей сообщения для проведения предвыборной президентской

кампании кандидата от «партии власти». Но затем ситуация изменилась: В. В.

Путин оказался способен одержать победу на выборах и без масштабных

предвыборных трат, связанных с бюджетным популизмом, и Н. Е. Аксененко вернулся

на министерский пост. Работая в правительстве С. В. Степашина, демонстрировал

свою независимость. В интервью подчеркивал собственное особое мнение, которое

не совпадало с мнением С. В. Степашина. Имел имидж человека «семьи» Б. Н.

Ельцина, представителями которой В. В. Путин начинал тяготиться. Некоторое

время после победы В. В. Путина на президентских выборах продолжал возглавлять

железнодорожное ведомство, потому что у нового главы государства не было

близкого к нему человека на роль руководителя МПС. Н. Е. Аксененко пытался

всячески заверить В. В. Путина в своей лояльности, рассчитывая, что этот ход

может сработать. В сентябре и октябре 2001 г. получал вызовы в Генеральную

прокуратуру, но туда не являлся. В конце октября того же года прибыл к

Генпрокуратуру, где ему предъявили обвинение в превышении должностных

полномочий, принесших крупный ущерб государству. Сразу после возвращения из

Генпрокуратуры созвал пресс‑конференцию, на которой отрицал предъявленные

ему обвинения и обещал обратиться к президенту В. В. Путину. Однако В. В. Путин

его не принимал, и Н. Е. Аксененко подал в отставку с должности министра путей

сообщения. 03.01.2002 г. освобожден от должности. В октябре 2003 г.

утвержденное Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е.

Аксененко было направлено в суд. Судебное разбирательство не состоялось из‑за

отъезда Н. Е. Аксененко на лечение за границу. По утверждениям прессы, улетел в

Европу на частном самолете. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III

степени (1999). Супруга – сестра жены Г. М. Фадеева , предшественника и

преемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ. Н. Е. Аксененко Отличное определение

Неполное определение ↓

Чтобы прокормить родню, министр вынужден путать "свою шерсть с государственной"

Алексей Фомин

Империя МПС планомерно готовится к самоликвидации. Аксененко, не дожидаясь, пока реформу самой мощной и громоздкой отрасли народного хозяйства навяжут извне, сам составил план переустройства и предельно ясно сформулировал его в одном из интервью.

"Суть реструктуризации, – сказал министр, – состоит в том, чтобы разделить функции государственного регулирования и хозяйственного управления отраслью, которыми сейчас МПС ведает в одном лице. В результате хозяйствующим субъектом – владельцем всей инфраструктуры – становится вновь создаваемая акционерная компания, весь пакет акций которой будет принадлежать государству, а МПС будет проводить государственную политику в области транспорта".

План правительству и Путину не понравился. Однако полностью отвергать его не торопятся. Железнодорожное ведомство – это сейчас то поле, где каждый норовит играть сам за себя. Игроков трое: "семья", Путин и собственно Аксененко, который формально выступает в "семейной" футболке. Но при этом он не прочь забить гол в ворота "родной" команды, так как одноклубники ничего, кроме скамейки запасных, предложить не могут.

В упрощенном варианте ситуация выглядит примерно так. Возложенные на Путина ельцинской командой надежды рушатся одна за одной. После оккупации властных вершин питерцами и чекистами у "семьи" осталось несколько крупных бастионов, которые она усердно обороняет. Это Администрация Президента, МВД и МПС. С МВД, под руководством друга Березовского Рушайло, осаду на ближайший год удалось снять (см. "!" №6). С Волошиным – главой президентской администрации – вопрос решен, но просто так выставить его из Кремля Путину пока не под силу. Мешает одно условие: для Александра Стальевича необходимо подобрать кресло руководителя какой-либо естественной монополии.

Куда Волошина газетчики только не сватали! И в Газпром, и в РАО ЕЭС – все напрасно. Теперь прошел слух, что Александр Стальевич возглавит ОАО "Российские железные дороги", которого еще не существует в природе. Свою карьеру нынешний глава президентской администрации начинал помощником машиниста. Помнит, с какой стороны подходить к тепловозу, и на новой должности подвести не должен.

Можно предположить, что перед Аксененко поставлена задача: создать максимально прибыльное предприятие. А кому это предприятие в конечном итоге достанется, не сказали.

Однако главный российский железнодорожник – фигура достаточно самостоятельная и, видимо, без боя сдаваться не намерен. РЖД – это его детище, и собирать деньги за перевозку грузов по государственной "железке" он хочет сам.

Прибытие поезда

Российская железнодорожная империя оставалась незыблемой с тех пор, как Анна Каренина предприняла неудачную попытку остановить телом паровоз. При социализме каждый подданный империи был уверен, что пути, по которым он ездит и которые обслуживает, должны вести в светлое будущее. То есть "вперед – к коммунизму".

Неожиданное изменение ленинского направления вызвало у железнодорожников растерянность. Однако отлаженный механизм продолжал исправно работать. МПС оставалось государством в государстве со всеми положенными государству атрибутами: милицией, контрразведкой, войсками, вузами, футбольной командой, газетами, больницами, поликлиниками, домами отдыха, пионерскими лагерями и т.д.

На коммерческие рельсы государственное ведомство встало тихо и незаметно. В 1994 году в здании на Новой Басманной улице прочно обосновался Николай Емельянович Аксененко. Человек отнюдь не пришлый. Аксененко окончил институт инженеров железнодорожного транспорта в Новосибирске и академию народного хозяйства. На железной дороге 22 года. Начинал с дежурного по станции. Отрасль знает "от и до".

Видишь деньги – не теряй время

Жизнь редко предоставляет шанс оказаться в нужное время в нужном месте. И не все этим шансом могут правильно воспользоваться. К Аксененко это не относится. Перебравшись в столицу, нынешний министр быстро разобрался, с кем водить дружбу, на кого поставить. Поставил на Абрамовича – и не ошибся. Уже тогда юный Рома демонстрировал чудеса предприимчивости и находчивости, обнаруживая в себе задатки будущего олигарха.

Как утверждают знающие люди, сотрудничество Аксененко и Абрамовича началось еще в 1992 году. Последний возглавлял тогда малое предприятие "АВК". По подложным документам руководство этой фирмы купило на ухтинском нефтеперерабатывающем заводе 55 цистерн дизельного топлива, якобы для отправки в Калининградскую область в одну из воинских частей. Однако благодаря стараниям "некоторых железнодорожников" состав с горючим почему-то отправился в Ригу, где и растворился. Топливо было реализовано через подставные фирмы. Прибыль, около 4 миллионов рублей, распределилась по цепочке.

В 1997 году Абрамович уже хозяйничал в "Сибнефти" и с помощью Березовского налаживал прочные связи в Кремле. Поэтому, когда встал вопрос о кандидатуре нового министра путей сообщения, соперников у Аксененко не оказалось.

Вскоре после того как Николай Емельянович освоил новый кабинет, "Сибнефть" получила от МПС льготный тариф на транспортировку нефти за границу и пользовалась им, на зависть другим экспортерам, в течение года. За это министр удостоился права называться другом "семьи" и обеспечил себе полную неприкосновенность.

В то время как другие олигархи бились друг с другом за право приобрести на аукционах приватизируемые госпредприятия, Абрамович и Березовский, не напрягаясь, взяли транспортную монополию, указав ее руководителю, как и куда нужно пустить финансовые потоки МПС, чтобы всем было хорошо.

Ежегодно через МПС проходит порядка 10 миллиардов долларов, так что при распределении прибыли хватает всем.

Министр Аксененко оказался неплохим менеджером. Свое ведомство он уже давно считает коммерческим предприятием, которое должно развиваться, приносить прибыль и осваивать новые виды бизнеса. Одна беда – он никак не может научиться отличать свою шерсть от государственной.
Став министром, Николай Емельянович сразу же упорядочил расчеты за перевозки, 70 процентов которых до него производилось по бартеру. Он добился участия в перевозочном процессе фирм-экспедиторов и права предоставления им льготных тарифов. В итоге МПС избавилось от натуральных расчетов, а фирмы за счет льгот стали получать реальную прибыль. В основные льготники, а соответственно, в передовики выбились те предприятия, у руля которых стояли либо друзья, либо родственники министра и его приближенных.

За счет прибылей министерства Аксененко принялся развивать инфраструктуру отрасли и ее социальную базу. Начал строить дома, больницы и поликлиники для железнодорожников, современные офисные здания для руководителей дорог. Правда, выбор подрядчиков ограничивался одной или двумя строительными компаниями, которыми, по странному стечению обстоятельств, тоже руководили не чужие министру люди.

Самой удачливой конторой здесь можно считать "Балтийскую строительную компанию". Ее МПС просто завалило заказами. Да и не только МПС. Сейчас БСК приводит в порядок новую резиденцию Ельцина в Барвихе, куда Борис Николаевич должен перебраться из "Горок".

Опять же, как заправский предприниматель, Аксененко стал вкладывать деньги в создание прибыльных предприятий. Покупал заводы, порты, осваивал нефтяные и угольные месторождения. Выступил учредителем телекоммуникационной компании "Транстелеком" – второго крупнейшего оператора дальней связи в России. Счетная палата РФ почему-то квалифицировала эти действия как нецелевое использование государственных средств. Хотя вопрос спорный. Просто цели у Аксененко и государства разные, а средства – одни.

Запасной аэродром

Несмотря на прочные связи во властной верхушке государства, Аксененко всегда осознавал, что кресло министра – довольно шаткий объект, с которого, при нынешней российской политической ситуации, можно слететь в любой момент.

Один раз подобное едва не произошло, когда Абрамович направил его работать вице-премьером. Потом эта идея кому-то не понравилась, и Аксененко чуть было без работы не остался. Спешным порядком ему пришлось возвращаться на родную дорогу и освобождать от министра Старостенко главный кабинет в здании на Новой Басманной. У Николая Емельяновича жена, двое детей и масса племянников. Все хотят есть. Поэтому к прощанию с министерским креслом он на этот раз начал готовиться заранее.

Общая протяженность российских железных дорог – 87 тысяч километров. Вдоль них – полоса отчуждения, которая никак не используется и где запрещено всякое строительство. Этот факт и взволновал министра.

Ход мысли был, видимо, таким: раз дороги наши, то и полоса эта принадлежит МПС. Если проложить вдоль дороги оптоволоконный кабель, то получится компания "Транстелеком", которая при правильном использовании может приносить баснословные прибыли и обогнать монополиста в этой области – "Ростелеком". Телекоммуникации – это телевидение, мобильная и спутниковая связь, Интернет. Это будущее, это спокойная сытая старость министру и безбедное существование его потомкам.

Работа закипела. С тех пор каждую свободную копеечку Аксененко тащит в "Транстелеком" на прокладку кабелей и запуск спутников. Официально это называется вкладыванием средств в развитие информационных технологий отрасли для более качественного и оперативного управления громоздким железнодорожным хозяйством. Ежемесячно на эти нужды МПС отстегивает более 50 миллионов долларов (заметим, МПС, а вовсе не его руководитель). Основной расчет состоит в том, что железнодорожникам вполне достаточно и 20 процентов емкости сети, остальные 80 процентов можно продавать, причем по демпинговым ценам, сманивая таким образом клиентов у "Ростелекома".

К будущему году протяженность линий связи компании составит 35 тысяч километров. Для этого потребуется около миллиарда долларов.

Все шло хорошо, пока в правительстве не обеспокоились реформой МПС. "Транстелеком" неожиданно объявил о продаже 49 процентов акций компании, причем одним пакетом. Формальный предлог – привлечение средств для прокладки сети. Хотя все это больше напоминает увод активов предприятия, чтобы оно после реструктуризации не осталось полностью в руках государства.

Можно легко предположить, от чьего лица будет выступать стратегический инвестор, готовый вложить сотни миллионов долларов в выгодный проект. "Это наша корова, и мы ее будем доить!" – так, кажется, выразился герой одного из модных отечественных телесериалов.

В общем, грядущие перемены Николай Емельянович встречает во всеоружии, с четким личным планом действий, чего нельзя сказать о рядовых железнодорожниках. Для них реформа – настоящая трагедия. Неизвестность душит путейца.

Заповедник

Как уже было сказано выше, несмотря на все катаклизмы, происходившие в России, МПС оставалось нерушимой структурой – настоящим заповедником встречных планов, селекторных совещаний, трудовых династий, шифрованной терминологии, карманного профсоюза и здорового стукачества.

Четкая иерархия, почти военная дисциплина. Высокое начальство здесь не просто уважают и боятся, его здесь боготворят. Достаточно заглянуть в ведомственную газету "Гудок", и все станет ясно. Кстати, это едва ли не единственная газета в стране, где с недавних пор используется буква "ё". Коллектив редакции решил таким образом угодить министру, фамилия которого пишется через незаслуженно униженную русскую букву.

В МПС никто и никогда не осмелится поставить под сомнение авторитет Аксененко. Несмотря на то что руководители всех семнадцати дорог являются фигурами достаточно независимыми. Их должности приравнены к рангу министра, а назначение они принимают лично от президента.

Излишнюю самостоятельность пытался проявить только бывший начальник Октябрьской дороги Кузнецов, за что сразу же был уволен. Поэтому его коллеги молча взирают на коммерческую активность Аксененко, неся при этом убытки и закрывая глаза на деятельность некоторых фирм-экспедиторов.

На выпады со стороны министр реагирует болезненно, а чтобы их было как можно меньше, оплачивает мощный пиар в СМИ и пускает пыль в глаза налогоплательщикам и правительству с помощью всевозможных акций. Устанавливает турникеты на московских вокзалах, объявляя войну зайцам, отправляет сотни пассажирских вагонов в Чечню для проживания беженцев, раз в полгода запускает в строй комфортабельные электрички.

За этими шоу обывателю не видно, что отрасль стремительно хиреет. Вагонный парк сокращается, а новых вагонов почти не закупают, мосты рушатся, на вокзалы и станции в глубинке без слез не взглянешь. Приключения курортников, пытавшихся добраться минувшим летом до юга, а потом выбраться обратно, вообще можно не комментировать.

Все претензии к своему ведомству Аксененко любит переадресовывать государству, которое плохо дотирует отрасль, не торопится с выдачей стабилизационных кредитов. Энергетики не хотят прощать долги МПС. При этом министр забывает о сверхприбылях МПС, получаемых за счет высоких тарифов. Правда, прибыли эти по-прежнему растворяются в недрах "дружественных" посреднических контор.

Perestroyka

Задуманная реформа МПС – это не шаг вперед, а попытка сохранить то, что осталось. Один из первых замов Аксененко так сформулировал необходимость начала реструктуризации: "К сожалению, железные дороги подошли к тому критическому рубежу, за которым нет больше возможности черпать свои внутренние ресурсы, – и они оказались не бездонными. А с другой стороны, железнодорожный транспорт из островка благоденствия стал превращаться в монстра, который больше не вписывается в существующую экономическую и законодательную модель".

Звучит как приговор. Доктор сказал: в морг – значит, в морг.

Как реформировать МПС, толком никто не знает. Боязно. Малейшая оплошность в таком деле может привести к параличу почти всей промышленности.

Главное – определиться с целями реформы, потому что у всех заинтересованных участников процесса они разные. У Аксененко – одна, у Волошина – другая, у государства в лице Министерства экономического развития и МАП – третья.

Основная битва предстоит за право регулирования железнодорожных тарифов. Аксененко хочет вывести их из-под контроля МАП. Определять стоимость проезда и перевозок он намерен сам. Министерство по антимонопольной политике резко против. При таком раскладе уже ничто не защитит клиента от необоснованного роста тарифов, а льготами будут по-прежнему обладать только друзья и родственники хозяина монополии.

Не устраивает экономистов и МПСовский подход к дорогам. Министр хочет лишить их статуса государственных унитарных предприятий, полностью подчинить их центральному офису компании "РЖД" и управлять ресурсами и финансовыми потоками из Москвы. Региональные бюджеты при этом лишаются поступлений от деятельности железных дорог.

Торг между МПС и правительством будет долгим. Итог же пока просматривается один: на главном кабинете просто сменят табличку. Неизвестно только, чья фамилия будет красоваться на главном кабинете.

Справка

АКСЕНЕНКО Николай Емельянович

Место рождения: cело Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области.

Образование: окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1972 г. Специальность – инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Окончил академию народного хозяйства в 1990 г.

Семейное положение: женат. Имеет двоих детей. Сыну – 25 лет, дочери – 21 год.

Увлечения: любит слушать классическую музыку, особенно оперную. Любимые писатели, философы – Бердяев, Розанов, Бунин, Толстой, Тургенев.

Основные этапы биографии:

Трудовую деятельность начал в 1966 г. слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода. Параллельно учился в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог".

С 1972 по 1978 гг. работал дежурным по станциям, начальником станций Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1978–1984 гг. – заместитель начальника станции, начальник отдела движения, заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместитель начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги.

С 1984 по 1994 гг. – заместитель начальника Мурманского отделения, начальник Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, заместитель начальника и главный экономист Октябрьской железной дороги, первый заместитель начальника дороги.

В 1994–1997 гг. – заместитель министра путей сообщения РФ.

С 1997 г. – министр путей сообщения РФ.

12 мая 1999 г. указом Президента РФ “579 назначен первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

10 января 2000 г. указом исполняющего обязанности Президента России Владимира Путина Николай Аксененко освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства РФ и назначен министром путей сообщения РФ.

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством".

Прямая речь

Нас было семеро братьев и шесть сестер. Я – самый младший, тринадцатый. К сожалению, живы не все... Разница между старшим и младшим – 24 года. Старшие сестры – им сейчас за семьдесят уже – относились ко мне, как к своему сыну...

Как и у многих, наверное, сыграли свою роль и элемент случайности, и элемент зависимости от общих обстоятельств. Отец был железнодорожником – инженер, локомотивщик... Он, кстати, не советовал мне поступать в институт. Отговаривал он меня потому, что знал: это – адская работа.

Мне кажется, если "руки не дошли" до Бердяева, до Бунина, Розанова – тех классиков, которые, на мой взгляд, очень подробно и многосторонне описывали ситуацию в России накануне революции и после нее, и воспринимали ее "изнутри", а не отрешенно со стороны – то как можно в таком случае пытаться понять наше вчера и сегодня?

С женой мы познакомились еще в институте и с тех пор вместе. Мне очень повезло, что судьба свела меня именно с ней. Нам удалось сохранить чувства и восприятие друг друга такими, какими они были еще в студенческие годы. Должен признаться, что в большей степени это заслуга жены. Как только я начал работать, у меня на семью всегда оставалось очень мало времени. Но никогда семья для меня не была на втором месте. Жена работала тоже. Дети, дом, очереди за продуктами – все это доставалось ей. Мы жили и становились на ноги самостоятельно. Никто нам не помогал ничем, кроме доброго слова.

Дочери 21 год, она учится в Санкт-Петербурге, в университете имени Пальмиро Тольятти, изучает экономику и финансы. Сыну – 25. Закончил этот же институт, изучал управление, финансы, экономику. Сегодня он абсолютно самостоятельный человек.

В его дела я принципиально не вмешиваюсь. Моя задача, как я всегда считал, – дать детям воспитание, образование, и еще мне было важно, чтобы они понимали, что такое порядочность...

Каждый человек имеет право сам решать, пить ему или не пить, курить или не курить. Но быть зависимым от дурных привычек, я считаю, недостойно... Курить я попробовал однажды, лет в семнадцать – на спор, в затяжку. Это было в первый и в последний раз. А к спиртному, сколько помню, отрицательное отношение было всегда. Всякий раз, когда я видел, как человек, выпив, теряет рассудок, мне было противно. По-моему, нетрезвый человек – это оскорбительный вызов окружающим. А кроме того, как можно работать в полную силу, потакая подобным слабостям и допуская их для себя?

А как вы думаете, врагов у вас много?

Скорее, можно сказать о тех, кто стремится помешать созидательной работе в интересах государства, большинства населения России. Таких людей, к сожалению, пока немало...

Я не мстительный человек. Это, конечно, не означает, что я не принимаю жестких решений. Это – разные вещи, разные подходы.

ВСЕ ФОТО

9 октября 2001 года на Николая Аксененко завели уголовное дело. 3 января 2002 года он подал заявление об отставке с поста министра. Осенью 2003 года с него, уже неизлечимо больного, сняли подписку о невыезде, отпустив лечиться за границу. Но шансов побед

Скончался бывший министр путей сообщения РФ Николай Аксененко. Как сообщил в окружении экс-министра, Аксененко умер после продолжительной болезни на 57-м году жизни. В последнее время Аксененко проходил курс лечения за рубежом.

Николай Емельянович Аксененко родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Новосибирской области. В 1972 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, а в 1990 году - Академию народного хозяйства.

Трудовую деятельность начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода. С 1972 года занимал различные ответственные должности на Восточно-Сибирской, Юго-Восточной и Октябрьской железных дорогах.

Николай Аксененко вполне мог стать президентом России. По крайней мере, входил в круг кандидатур возможных преемников Бориса Ельцина, пишет "Время новостей" . Он стал одним из самых ярких государственных чиновников-хозяйственников в новейшей истории страны. В итоге его ждали уголовное дело и смерть на чужбине от неизлечимой болезни.

При Аксененко железные дороги стали одной из динамично развивающихся отраслей российской экономики, любимый им футбольный клуб "Локомотив" - самой стабильной командой страны, а "Локомотив-Белогорье" из Белгорода - флагманом отечественного волейбола. Николай Аксененко выделил деньги и на строительство лучшего в России стадиона "Локомотив". На должности министра путей сообщения России проработал до 2002 года.

Начав свою карьеру в 17 лет слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода, он выучился в институте на "инженера путей сообщения по эксплуатации железных дорог". Такая специальность была записана в дипломе. Дальше за всю свою "советскую" жизнь не занимал ни одной политической должности ни в партии, ни в комсомоле, а только исключительно хозяйственные.

Как писали в советские времена, "прошел путь от дежурного по станции до заместителя начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги". Советские времена закончились, а Аксененко по-прежнему продолжал занимать высокие хозяйственные посты на железных дорогах. С должности первого заместителя главы Октябрьской железной дороги в 1994 году он перешел на должность замминистра путей сообщения.

В 1997 году в правительстве Виктора Черномырдина он стал министром и провел в этом качестве с небольшим перерывом на должность освобожденного первого вице-премьера четыре с половиной года.

Весной 1999 года, после отставки Евгения Примакова, Николай Аксененко едва не возглавил правительство. Тогда Борис Ельцин, как известно, позвонил спикеру Госдумы Геннадию Селезневу и сказал, что вносит на рассмотрение депутатов кандидатуру Аксененко. Но главой правительства стал Сергей Степашин. Ельцин в своей книге "Президентский марафон" вспоминал впоследствии, что уже тогда считал преемником Владимира Путина, но хотел дать стране "передышку", а потому рассматривал запасные варианты - Аксененко и Степашина.

"Итак, кто у меня в списке сейчас? Николай Аксененко, министр путей сообщения, - пишет Борис Ельцин. - Тоже хороший запасной игрок. Опять он в моей "премьерской картотеке". Аксененко вроде бы по всем статьям подходит. Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встретит в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить ее к конфронтации. А потом выдать ей совсем другую кандидатуру".

И чуть ниже: "Итак, решено. Вношу кандидатуру Степашина. Но мне нравится, как я завернул интригу с Аксененко. Этакая загогулина. Думцы ждут именно его, готовятся к бою. А я в этот момент дам им другую кандидатуру".

Как бы то ни было, ельцинская "загогулина" и репутация "человека Березовского" поставили крест на карьерных перспективах Николая Аксененко. В январе 2000 года Михаил Касьянов освободил его с поста первого вице-премьера, оставив "простым" министром. 9 октября 2001 года на Николая Аксененко завели уголовное дело. 3 января 2002 года он подал заявление об отставке с поста министра. Осенью 2003 года с него, уже неизлечимо больного, сняли подписку о невыезде, отпустив лечиться за границу. Но шансов победить болезнь уже не было.

www.vedomosti.ru

Повернись судьба чуть иначе, бывший министр путей сообщения и вице-премьер Николай Аксененко был бы президентом. Жесткий и бескомпромиссный руководитель - так характеризуют его бывшие подчиненные и кремлевское начальство. В среду в Мюнхене он скончался от лейкемии.

Аксененко родился в 1949 г. в приобском селе на полпути между Новосибирском и Томском. В семье он был самым младшим, 11-м ребенком. Его отец работал локомотивщиком, и Николай решил продолжить династию. Окончив школу, он работал слесарем на заводе и учился на инженера-путейщика.

За 20 с небольшим лет Аксененко дорос до замминистра путей сообщения: с дежурного на одной из сибирских станций до замначальника Октябрьской дороги, откуда в 1994 г. и был вызван в Москву. В 1997 г. он возглавил МПС и успел поработать при шести премьерах.

Без пяти минут президент

Политическая карьера Николая Аксененко была недолгой, но бурной. В мае 1999 г. он был назначен вице-премьером в правительстве Евгения Примакова. Этим выдвижением президент Борис Ельцин стал готовить почву для отстранения премьера. Ельцин, по рассказам правительственных чиновников, стимулировал политические амбиции Аксененко, намекая, что со временем передаст ему всю полноту власти. Аксененко был одним из кандидатов в президенты, подтверждает близкий к Кремлю источник, хорошо знающий и самого президента, и Аксененко. “Ельцин рассматривал его в качестве кандидата, это был его личный проект, он ему симпатизировал”, - рассказывает он.

После отставки Примакова Ельцин обещал тогдашнему спикеру Думы Геннадию Селезневу прислать представление на Аксененко в качестве кандидата в премьеры. Селезнев известил об этом депутатов. Но предправления РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу удалось в считанные часы переубедить Ельцина, и в Думу пришел пакет на Сергея Степашина. В новом кабинете Аксененко, поддерживаемый главой администрации Александром Волошиным, имел вес, едва ли не равный премьерскому. При формировании правительства он вместе с Волошиным приехал к Ельцину, отдыхавшему в Бочаровом ручье, раньше Степашина. К удивлению последнего, многое уже было решено. Ельцин отказал Степашину в назначении Михаила Задорнова министром финансов, предпочтение отдали тогдашнему замминистра финансов Михаилу Касьянову.

“Железный дорожник”

О норове сибиряка Аксененко ходили легенды. В правительстве он возглавил комиссию по оперативным вопросам и мог устроить разнос любому министру. Бывший крупный чиновник, хорошо знавший Аксененко, характеризует его так: “Крепкий хозяйственник, советского типа”. “Нельзя назвать его современным руководителем, но реально он был боевой, очень жесткий, армейский”, - рассказывает он.

Аксененко, по словам экс-министра энергетики Виктора Калюжного, был трудоголиком - его рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался ближе к ночи. Совещания Аксененко длились не больше 35 минут, а выходя с них, каждый понимал, что нужно делать и куда идти.

Держался Аксененко независимо. Он не пошел в Думу, когда депутаты хотели заслушать информацию о финансовых отношениях МПС со швейцарской компанией “Трансрейл”. При таком энергичном подчиненном Степашин не продержался и трех месяцев. Сообщая об отставке членам правительства, он открыто дал понять, что обязан этим не в последнюю очередь “Николаю Емельяновичу”.

Но Ельцину нашли другого преемника, Владимира Путина. В августе 1999 г. Путин стал премьером, а Аксененко - первым вице-премьером. Но он умел держать удар и “спокойно пережил это”, рассказывает близкий к Кремлю собеседник “Ведомостей”. “Он был сильным человеком, перескакивал через обиды и продолжал пахать”, - вспоминает он.

При новом фаворите Аксененко остался своевольным и независимым. Воспользовавшись отсутствием премьера, Аксененко в сентябре 1999 г. подписал распоряжение об отставке президента “Транснефти” Дмитрия Савельева, ставленника Сергея Кириенко. Через несколько часов Савельева выкинули из офиса “Транснефти” омоновцы. На вопрос “Ведомостей”, почему он снял Савельева за спиной Путина, не дожидаясь его возвращения из Новой Зеландии, Аксененко тогда сказал: “У меня было право - я исполнял обязанности премьера”.

Не остановил Аксененко и Путин-президент. В январе 2000 г. произошла авария на Октябрьской железной дороге, которую возглавлял Александр Кузнецов. По рассказу чиновника Белого дома, он имел хорошие отношения с Путиным со времен работы последнего в мэрии Санкт-Петербурга. “Хотя Путин в то время исполнял обязанности президента, аппаратно он был еще слаб и не сумел отстоять [Кузнецова], увольнения которого требовал Аксененко, - рассказывает чиновник Белого дома. - Это было тем более унизительно, что своей подписью Путин увольнял человека, которого думал со временем поставить во главе МПС”. Связаться с Морозовым, работающим сейчас в “Северстальтрансе”, не удалось.

В правительстве Касьянова Аксененко вице-премьерской должности не нашлось, и в 2000 г. тот остался “главным по железке”. “Он спокойно отреагировал на вопрос Касьянова, кем он хочет оставаться - министром или вице-премьером? - рассказывает близкий к Кремлю источник, - и сказал, что министром, потому что это мое родное”.

Министр-бизнесмен

Аксененко-бизнесмен привлекал к себе не меньше внимания, чем Аксененко-политик. Будучи главой МПС, он проводил политику предоставления скидок, за которую его критиковали. В 2001 г. Минэкономразвития провело исследование, показавшее, что различные компании получали от МПС скидки в 30-80% от предельных ставок импортных тарифов. Общий объем скидок Минэкономразвития оценило в $2 млрд в год. Сам Аксененко в 2001 г. заявлял, что с 1997 г., когда он принял министерство, ему удалось принести государству более 400 млрд руб. допдоходов “за счет мягкой тарифной политики”. Оценку Минэкономразвития в интервью “Ведомостям” он называл “махровой ложью”. Но потом уже преемник Аксененко Геннадий Фадеев оценил объем скидок МПС в 54 млрд руб. в год.

С 2001 г. правительство начало программу унификации тарифов. МПС было против, а сам Аксененко постоянно переносил сроки реализации этой программы и заявлял о многомиллиардных убытках МПС, пытаясь оставить МПС “государством в государстве”, вспоминают его коллеги.

Весной 2001 г. Счетную палату возглавил Степашин, работа Аксененко оказалась под прицелом аудиторов. Советник Степашина Владислав Игнатов отрицает ангажированность проверки МПС и то, что Степашин сводил счеты с Аксененко. Аудиторы утверждали, что немалая часть прибыли железных дорог концентрировалась в различных фондах МПС, из которых проводились нецелевые операции. МПС покупало своим сотрудникам квартиры по $400 000-800 000. Необоснованными аудиторы назвали вложения МПС 4,3 млрд руб. в строительство глобальной магистральной сети связи “Транстелеком”. Аудиторы обвиняли Аксененко в выборе слишком дорогих подрядов, которые доставались Балтийской строительной компании. На счетах в Транскредитбанке, купленном МПС, укрывалась прибыль всех участников цепочек и схем по этим подрядам, утверждали аудиторы. На счетах в том же банке, как утверждали аудиторы, “неправомерно консолидировались” 100% амортизационных отчислений предприятий отрасли, которые в 2000 г. составили 52,8 млрд руб.

С именем Аксененко связывали учрежденную МПС в 1989 г. компанию “Трансрейл”. До конца 90-х она была основным экспедитор омминистерства. Но, по словам бывших коллег Аксененко по МПС, сам он никогда не был совладельцем “Трансрейла”. “Когда он встал во главе МПС, он сразу же отменил для него скидки, поэтому связывать его с «Трансрейлом» просто нелогично”, - говорит один из собеседников “Ведомостей”.

“Аксененко вообще не занимался бизнесом, это была прерогатива его сына Рустама, которого он, естественно, поддерживал, чаще всего зря”, - говорит коллега Аксененко по МПС. Рустам Аксененко владел сразу несколькими транспортными активами, крупнейшие из которых - “БалтТрансСервис” (теперь у “Северсталь-Транса”) и экспедиторская компания “Иристон”, где его партнерами были Максим Ликсутов и Сергей Глинка. Позже они расстались, а Глинка и Ликсутов перешли в “Трансгрупп”, которую создали совместно с Искандером Махмудовым. И ничего существенного Аксененко-младший, проживающий сейчас в Швейцарии, в нашей стране уже не оставил, рассказывают два знакомых с ним источника.

Конец пути

“А дальше возникли уголовные дела”, - рассказывает собеседник “Ведомостей”, близкий к Кремлю. Уголовное дело в отношении Аксененко Генпрокуратура возбудила в октябре 2001 г., за три месяца до его отставки с поста министра. В основу легли материалы Счетной палаты. Прокуратура обвинила его в превышении служебных полномочий (ст. 286 УК) и присвоении вверенных средств (ст. 160 УК), которые заключалось в расширении штата центрального аппарата министерства на 250 человек, выплате премий и завышенных командировочных сотрудникам этого аппарата, на что ушло 70 млн руб. Пытались Аксененко обвинить и в превышении полномочий при создании внебюджетных фондов образования и здравоохранения, однако в окончательном варианте эти обвинения не фигурировали. В 2003 г. дело было передано в Мосгорсуд.

“Они неспроста возникли, с ним, конечно, боролись… силовики. Видимо, они считали, что он по-прежнему кандидат”, - продолжает собеседник “Ведомостей”. По его мнению, Путин к этому не имел отношения: “Президенту, чтобы уволить человека, не надо заводить уголовные дела”.

Касьянов и Чубайс публично заступались за опального чиновника. “Материалы, которые я видел, не подтверждают фактов злоупотреблений”, - сказал Касьянов осенью 2001 г. К моменту, когда Аксененко заболел, в обвинениях осталось ненормативное расходование средств в основном на благотворительность, рассказывает близкий к Кремлю источник. “Похоже, это все было не очень законно с точки зрения правовой, а с точки зрения целей ничего криминального не было”, - говорит он.

Генпрокуратура сняла с Аксененко подписку о невыезде, и в 2002 г. он выехал на лечение в Германию. К рассмотрению дела суд до самой смерти Аксененко так и не приступил. “Политические амбиции были уже убиты, и Аксененко отпустили за границу, как оказалось, умирать”, - сказал чиновник Белого дома. 20 июля 2005 г. Аксененко умер, перенеся две операции, в одной из которых донором выступал его сын Рустам.

“Трагизм Аксененко был в том, что своим сибирским ребячеством он создавал себе врагов на пустом месте, - считает один из бывших замов Аксененко. - Одной только своей фразой «Мне в правительстве до всего есть дело» он половину Белого дома настроил против себя”. “Николай Емельянович был сложной, но сильной личностью, - добавляет вице-президент РЖД Анна Белова. - Безусловно, им было много сделано, что вызывает вопросы, но фундамент для сегодняшнего РЖД заложил именно он”.

Александр БЕККЕР, Елена МАЗНЕВА, Екатерина ДЕРБИЛОВА

Николай Аксененко фотография

Сын - Рустам Николаевич Аксёненко (род. 29 июля 1974 года) - закончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию и университет Уэстбера в Женеве. Экономист, акционер различных транспортных компаний. Основатель частной инвестиционной компаниии «Финартис». Проживает в Швейцарии. В 2005 году получил эстонское гражданство за особые заслуги перед страной.

Дочь - Олеся Николаевна Аксёненко (род. в 1977 году) - закончила Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, обучалась в Великобритании.

Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребенком. В 1951 году семья переехала в Мошково.

В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

В 1969 году вступил в КПСС.

Работа на железной дороге

В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

Лучшие дня

С 1978 по 1979 год - заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

С 1979 года работал заместителем начальника, позднее - начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.

В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

в 1990 году закончил Академию народного хозяйства.

Работа в Министерстве путей сообщения

В 1994-1996 годах - занимал пост заместителя министра, с 1996 года - первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года - министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

Назначение вице-премьером

19 мая 1999 года Аксененко был назначен Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в составе кабинета Сергея Степашина. Ранее рассматривался Борисом Ельциным как кандидат на премьерский пост, о чём спикер Думы Геннадий Селезнёв успел объявить публично, но в конечном счёте в Думу была внесена кандидатура Степашина.

Одновременно с назначением вице-премьером был освобождён от должности министра путей сообщения.

16 сентября 1999 года вновь назначен министром путей сообщения в кабинете Владимира Путина, сохранив за собой должность первого вице-премьера.

С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года возглавлял Комиссию Правительства РФ по оперативным вопросам.

В сентябре 1999 года исполнял обязанности Председателя Правительства РФ во время поездки Владимира Путина в Новую Зеландию.

10 января 2000 года, через 10 дней после отставки Бориса Ельцина, покинул пост вице-премьера, оставшись только министром. Согласно некоторым источникам, ему был предложено остаться лишь на одной из занимаемых должностей, и он выбрал министерскую.

Уголовное дело

19 октября 2001 года Аксёненко был вызван в генеральную прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий.

Дело Аксёненко основано на проверке Счетной палаты, результаты которой были обнародованы в июне 2001 года. Как утверждали аудиторы, руководство МПС отвлекало деньги от инвестпрограммы министерства, чтобы покупать себе квартиры по 400-800 тыс. $. Также, по версии Счетной палаты, немалая часть балансовый прибыли отрасли оказывалась на счетах многочисленных целевых фондов; часть нарушений была связана с деятельностью железнодорожных ГУПов.

23 октября Генеральная прокуратура изменила в своём обвинении пункт 2 на пункт 3 статьи 286, также новое обвинение содержало пункт 3 статьи 160 УК РФ. Двумя днями позже Аксёненко взял отпуск до 7 декабря.

31 октября представители Генпрокуратуры сообщили, что в результате противоправных действий Аксёненко государству был нанесен ущерб более чем в 11 миллиардов рублей.

3 января 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов во время встречи с президентом Путиным выступил с предложением об освобождении Аксёненко от должности министра путей сообщения. В тот же день президентом был подписан соответствующий указ, а Аксёненко, в свою очередь, сам подал заявление об уходе с поста министра, мотивировав свои действия тем, что его отставка создаст более благоприятные условия для работы отрасли. Он также заявил, что морально ответственен за возникшие в подведомственной ему сфере проблемы.

6 октября 2003 года адвокат Аксёненко Галина Крылова обратилась в Генпрокуратуру с ходатайством о выдаче подзащитному разрешения временно покинуть пределы России для прохождения обследования и курса лечения в одной из зарубежных клиник (Аксёненко страдал лейкозом крови). Через три дня с него сняли подписку о невыезде и разрешили выехать за границу, но «в обмен» он подписал протокол отказа от дальнейшего ознакомления с делом.

13 октября 2003 года Генеральная прокуратура передала дело в отношении Аксёненко в суд. Однако судопроизводство фактически не велось.

15 апреля 2005 года Президиум Верховного суда обязал президиум Мосгорсуда «возбудить надзорное производство». Но это решение принято не было.

Смерть

Николай Аксёненко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике Гросс-Хадерн от лейкемии. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Увековечение памяти

Именем Н. Е. Аксененко в 2006 году названа привокзальная площадь станции Мошково на Транссибирской магистрали.

В Сибирском университете путей сообщения открыта лаборатория «Безопасность движения» имени Н. Е. Аксененко.