Пророк софония. Богиня астарта в семитской мифологии Символом ассиро вавилонской богини астарты

Сегодня 31.03.2013г. (в месяц Дайлетъ, 28-го дня), Православные Славяне и Арии, Староверы почитают Богиню Тару, Небесную Хранительницу Священных Рощ, Лесов, Дубрав. В этот день Природа активно пробуждается.

БОГИНЯ ТАРА (Тарина, Тая, Табити) - младшая сестра Бога Тарха, названного - Даждьбогом, дочь Небесного Бога Перуна.
Богиня Тара всегда искрится добротой, любовью, нежностью, заботой и вниманием. Ее благодать изливается не только на Природу, но и на людей.

Вечнопрекрасная Богиня Тара является Небесной Хранительницей Священных Рощ, Лесов, Дубрав и Священных Деревьев Великой Расы - Дуба, Кедра, Вяза, Березы и Ясеня. В связи с тем, что Богиня Тара вместе со своим старшим братом Тархом Даждьбогом охраняют безкрайние земли Беловодья и Свята Расы, данные территории называют землями Тарха и Тары, т.е. Великой Тартарией (Grand Tartaria).

У староверов Богиня Тара - весьма почитаема и любима, ей приносились и приносятся безкровные жертвы. Символ Тары: Вайга-солярный природный знак, олицетворяющий Богиню Тару. Сия мудрая Богиня оберегает четыре Высших Духовных Пути, по коим идёт человек. Но эти Пути также открыты четырём Великим Ветрам, которые стремятся помешать человеку достичь своей цели.

Славянские предания о Таре: Бог Митра, спас Роды Рассенов и Святорусов от засухи, даровал им воду и пищу и указал каким Родам в какие земли цветущие переселиться. За то, что Митра спас Роды, тёмные силы его приковали цепями к горам Кавказским и посылали диких прит клевать его плоть. Митра три дня находлся между Жизнью и Смертью. Из Родов Святорусов была избрана дружина из тридевяти наилучших воинов, которую возглавила Жрица - Воительница Ас"Тара. Она привела воинов к месту мучения Митры, где были разбиты тёмные силы, освободила Митру от оков, оживила его Силой своей Любви, после чего на Огненной Божественной Колеснице поднялась с Митрой в Небеса. С той поры многие Роды Южной Скифии почитали Ас"Тару как Богиню Высшей Спасительной Любви и Возрождения.

Тарх Даждьбог сражался с тёмными силами и они запросили пощады, перемирия и устроили пир. На пире в питьё Тарху подсыпали Сонного Зелья, а когда он уснул, приковали его цепями к горам Кавказским, чтобы хищные прицы и звери терзали его плоть. Богиня Джива освободила его от оков, перенесла на своих Лебединых Крыльях в урочище Тары на слияние Раты и Ирия, где вместе с сестрой Тарха - Богиней Тарой они залечили его телесные раны, а Богиня Джива силой Высшей Спасительной Любви и Возрождения вдохнула в него новые силы и Жизнь, после чего состоялась свадьба Тарха Даждьбога и Богини Дживы.

Даждьбог, так же, как и Митра был три дня прикован к Кавказским горам и находился между Жизнью и Смертью.

Слава Богине Таре, Перуновой Дщери! Слава Родным Богам! Слава Родной Земле!

Этот праздник отмечается в дни Весеннего Равноденствие, конец Зимы и начало сезона возрождения.

Праздник возвещает собой полное возвращение жизненных сил природы. Английское название этого праздника (Easter) - тевтонское по происхождению (равно как и немецкое Ostern). Eostre или Ostara - имя германской богини плодородия и утренней зари, которой и посвящен праздник (у славян это богиня Тара из рода богов АСов).
Возвращение Астары из подземного царства немцы чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. В этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц - вестников настоящей весны, а также праздновали первый приплод и начало лактации у овец. Астара - одна из самый "старых" богинь, свидетельства о поклонении ей датируются концом 2-го тысячелетия до н.э.!
Весенний праздник Астара посвящен Богине плодородия и отмечается как говорилось выше в период весеннего равноденствия, когда день равен ночи и находится в полном равновесии.

После него дневные часы будут превосходить ночные до летнего солнцестояния, когда в самый длинный день года будет торжествовать солнце.
Тотем Астары заяц - это наследие древних ритуалов плодородия. Также её символами являются растения которые просыпаются в эти дни и поэтому земля становится зеленой, увеличивается световой день.

Праздник Астары пронизан мотивами равновесия, плодородия и роста.
Это самое подходящее время, чтобы подключиться к окружающим потокам энергии, задуматься о равновесии в жизни, о собственном потенциале развития.
В этот период можно медитировать, прислоняясь спиной к дереву, пытаясь почувствовать жизнь, поднимающуюся от его корней по стволу к ветвям.

Астару еще называют праздником деревьев, в это время можно изучать традиции, обычаи и магические обряды, связанные с деревьями.
Традиционно в этот день проводить ритуалы плодородия, готовности к зачатию и вообще любые ритуалы, связанные с рождением, ростом и жизненной силой. Весеннее Равноденствие олицетворяет собой торжество жизни. Этот день - праздник радости и гармонии. Даже если погода будет не слишком благоприятной, Астару надо встречать на природе, желательно за пределами города.

Великая Дева, наша Богиня Тара, Услышь нас, детей твоих, Мы взываем к тебе ныне. Раздели с нами эту радость, Приди к нам Великая, Спустись к нам, чтобы вместе смогли Отпраздновать день Равноденствия. Мы взываем к тебе, Дева, Мы просим тебя: приди, Наполни нас и это место своей силой.

Весеннее равноденствие почти повсеместно воспринимается как праздник начала весны и «отворения земли». В зависимости от климатической зоны считалось, что этот день либо окончательно заканчивает зиму и начинает весну, в других, где похолоднее, полагали, что в этот день весна побеждает зиму, но еще не прогоняет ее. У многих народов год отсчитывался с весеннего равноденствия, и поэтому сопровождался многочисленными обрядами и магическими действиями, особенное значение придавалось красному цвету (цвету жизни) или сочетанию красного и белого цветов - цветам жизни и смерти, лета и зимы и т.п. У гуцул считается, что красный и белый - это цвета крови и молока, и детей в марте поят кровью козлят или ягнят, смешанной с молоком - чтобы росли сильными и не болели.

Если проследить народную обрядность, праздник оказывается связан с очищением и защитой - например, проводились обряды изгнания змей (Болгария, Словакия) - так как «раскрывшаяся» земля в этот день выпускает наружу зимовавших «гадов» - змей, лягушек, жаб, кусачих насекомых и т.д. Это любопытная группа ритуалов, призванная отогнать или напугать змей - собирали и сжигали весь мусор, накопившийся в доме и дворе (не спрашивайте меня, как это связано со змеями - видимо, змеи охотнее кусают барахольщиков и скопидомов), вокруг дома раскидывали горящие тряпки или навоз, обходили его с медными колотушками, били камнями по камням - но в то же время запрещалось убивать змей или наносить им какой-либо вред.

Кстати, с этим же днём связаны поверья и о том, что просыпаются медведи и домовые (поэтому проводились игры "пробуждения медведя", выставлялось угощения для домового). Там, где разводили пчел, проводили очистительное окуривание травами пасеки, или (в более теплом климате) праздновали вылет первого роя.
Проводились обряды по защите стад от волков - звонили в колокольчики, били в металлическую посуду и громко кричали: считалось, что волк не подойдет к стадам ближе того расстояния, на которое разносится звон и крик.

Дома в некоторых регионах (Украина, Польша) обводили по кругу топором, чтобы нечисть не переступила, и старались ничего не давать из дома, ни вещей, ни еды (кроме заранее испечённых для этих дней хлебцев) - чтобы не сглазили хозяев и хозяйство. Те, у кого были соломенные тюфяки - сжигали их, и набивали новые.
Считалось в этот день грехом работать - даже делать самую легкую работу, нельзя было печь хлеб и топить печь (чтобы «не запечь землю», не сделать ее неплодной). Женщины в этот день избегали расчёсывать волосы, чтобы куры летом не «расчёсывали» грядки на огороде, а девушки не плели кос, чтобы потом год не плутать в лесу. В этот день не спаривали скот, не сажали птиц на яйца, да и сексуальные отношения между женами и мужьями тоже не приветствовались. Дом к этому дню должен быть прибран и вычищен, требовалось избегать злых слов и поступков, ссор, обид и ругани.

Считается, что именно в это время птицы возвращаются из Вырия, «развязываются птичьи языки», и они начинают петь. Первое птичье пение следовало встречать, имея в кармане хоть немного денег - иначе до следующей весны будешь ходить голодным, сердитым и неимущим. Существовало поверье, что нехорошо в этот день увидеть одинокую ласточку - весь год будешь одиноким или схоронишь супруга. Особенное значение придавалось аистам, как птицам, сулящим домашнее благополучие, и жаворонкам - птицам, приносящим на крыльях весну.

В это же время у славян начинались заклички весны, дети пели веснянки. В день прилёта аистов пекли специальные хлебцы в виде аистиной лапы, и раздавали их детям. Один такой хлебец старались закинуть в аистиное гнездо. Другая ритуальная «птичья» выпечка - «жаворонки» и «кулики», использовавшиеся в закличках птиц и весны (детские обряды).
Обязательно зажигались костры, через которые следовало прыгать для защиты от зла и очищения, с той же целью на рассвете умывались водой из реки или источника.

В эти дни также праздновали и проводы зимы (череда этих праздников называлась масленица), которые проходили шумно, бурно, с «медведЯми, чучелАми» и прочими ряжеными. Кроме того, веселье и шум масленицы - средство обеспечения благополучия для всех участников и наблюдателей. Кроме того, частыми атрибутами праздника по всей Европе являются «ритуальное обжорство», очистительные действия (обливание, окуривание, огонь) и разного рода битвы (вплоть до баталии спелыми апельсинами - Португалия), состязания и танцы с оружием.

Традиция шумных шествий и гуляний во время проводов зимы и встречи весны - общеевропейская, за исключением разве что островной Британии, куда этот обычай «доплыл» только в средние века - там весенние карнавалы праздновались довольно широко в 14-16 вв., а потом нехарактерная традиция постепенно сошла «на нет», и к 19 веку ужалась до одного дня. В Шотландии готовили так называемые Festy, лепёшки из овсяной муки - надо было набрать муку в горсть, между ладонями, потом опустить руки в холодную воду… полученный комочек пекли в горячей золе. Блины из жидкого теста пекли в Ирландии, в Шотландии и Британии наблюдается невероятное количество рецептов разных блинов - из теста от крутого до полужидкого, и замешанных как на привычных нам молоке и воде, так и на бульоне, в том числе и рыбном, и на разных сортах муки. Последний блин предназначался для гадания - это был так называемый «сонный блин». Положив кусочек такого блина под подушку, можно было увидеть вещий сон - шотландцы храбрый народ, их не пугает стирка постельного белья. Так же на празднике сжигалось соломенное чучело.
Этот праздник назывался (как говорилось выше) масленица, но в старину он был известен и как Красногор. На масленицу имеет место ряжение, очень сходное со святочным, но, в отличие от шествий начала зимы, страшный персонаж шествия - уже не Покойник (атрибут Морены-зимы), а Медведь - животное-предок и символ лета. У большинства славянских народностей в масленичных играх присутствует ритуальное «пробуждение медведя», очень архаичная часть обрядности, хранящая следы почитания этого зверя и жертвоприношений ему.

Праздник также непосредственно был связан с солнцем и отогреванием земли - поэтому обязательно разводились костры, запускались огненные колёса с гор, поджигались соломенные венки на высоких шестах. Вода тоже имела большое значение - много где практиковалось обливание и обрызгивание, умывание водой из источников в определенные дни и т.п.

www.vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/03/blog-post_3856.html

Наша жизнь связана с древней культурой намного больше, чем может показаться. Имена древних богов встречаются в названиях фирм, на неоновых вывесках, в фильмах и т.д. Видя красивое название, мы часто не понимаем, что за ним стоит, с чем оно связано. Древнюю историю необходимо знать, чтобы не допускать нелепых ошибок, свидетельствующих о невежестве.

Кто такая Астарта?

Астарта - это богиня, которая почиталась во всех культурах древности. Первые упоминания о ней появились в колыбели цивилизаций Месопотамии. Она символизировала:

  • женское начало;
  • материнство;
  • красоту;
  • любовь;
  • плодородие.

Богиня Астарта являлась главной женщиной в пантеоне божеств, считалась покровительницей сражений и богиней-целительницей. Но так ее называли только в Древней Греции. Также ее называли:

  • на Востоке - ;
  • на Руси - Лада;
  • в Скандинавии - Фрейя;
  • жители Вавилона - Анну;
  • римляне - Венерой.

Кочевые финикийцы распространили поклонение богине по всему северу Африки и Средиземноморью. У древних было свое понимание о “святости”, поэтому культ Астарты состоял в “священных” оргиях и проституции, процветавших в ее храмах. Ей поклонялись как богине охоты, войны, материнства и часто изображали:

  • полностью голой с рогами на голове, скачущей на лошади и стреляющей из лука;
  • со змеиными хвостам вместо ног в Древней Каббале.

Символ Астарты

Для всех почитавших ее народов Астарта - богиня весны была еще и богиней утреней и вечерней звезд. У нее много символов, но главными считаются:


Астарта - мифология

Согласно дошедшим легендам, эта богиня была дочерью Ра и помогла богам разобраться с могущественным богом моря. Йам решил, что он главный и обложил других богов непомерными налогами. Объединившись, они уговорили Астарту соблазнить бога моря, и уговорить его отменить дань. Так как Астарта - богиня любви и плодородия была самой прекрасной, она влюбила в себя грозного Йама, и он отменил свое решение.

Демон Астарта

Роль богини Иштар в мифологии со временем менялась. В древнеегипетских письменах она носила имя Аштарот и была женой Сета, олицетворяя супружескую верность и поддержку мужа во всем. Но уже в эпосе о Гильгамеше она совращает главного героя, символизируя распутство и неверность. Демонизацией образа богини вовсю занялись иудеи. До формирования иудаизма богиня Астарта была главным женским божеством. Но это религия объявил жестокую войну всем древним богам и культам. Библия донесла до наших дней упоминание о поклонении Астарте царя Соломона, за что он и был наказан.

Считалось, что Астарта и Астарот, верховный демон ада, были супругами. И стала олицетворять:

  • распутство;
  • неудержимую похоть;
  • женское коварство;
  • изощренное предательство.

Астарта и Ваал

Больше всего Астарту почитали финикийцы - многочисленный народ древности. Ведя кочевой образ жизни, они распространяли свой культ далеко за пределами страны - от Средиземноморья, Африки до Британии. Согласно их верованиям богиня Иштар была женой Ваала, являющегося главным божеством всего пантеона.

Святой пророк Софония - один из 12-ти малых пророков, написавший Книгу пророка Софонии, девятую среди книг «малых пророков».

Имя Софония (по-еврейски звучащее как "Сефания" ) означает того, кому покровительствует, кого защищает Иегова.

Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Софонии в исторической и современной пророческой письменности Ветхого Завета не сохранилось. Мы знаем о нем только, что он был сын Хусия, внук Годолия, правнук Амории и праправнук Езекии (Соф.1:1), происходил, по преданию, из колена Симеонова, из горной страны Саравафа (Палестина). Как можно видеть, родословие пророка дается на четыре поколения назад до Езекии, чего нет ни в одной другой пророческой книге. Это предполагает, что он был человеком знатного, даже царского происхождения. Ряд исследователей считают Софония праправнуком иудейского царя Езекии, следовательно, он был дальним родственником царя Иосии, в годы правления которого (640—609 гг. до Р.Х.) Софония проповедовал.

Известно, что на протяжении длительного 55-летнего правления сына иудейского царя Езекии царя Манассии в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Тогда Ассирия достигла наивысшего могущества, даже египетские фараоны являлись всего лишь ее вассалами, а тем более Финикия и Иудея, стоящие на порядок ниже в культурном и других отношениях. Они были простыми ассирийскими провинциями.

Манассия всячески потворствовал практике идолопоклонства (тем самым он отошел от принципов веры в единого Бога), увлекался культурой Ассирии и Вавилона. Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4 Цар. 21:2-7). При нем повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение солнцу, луне и звездам, процветали колдовство и чародейство. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Он пожертвовал детей в честь Молоха в долине Енномовой (Геенна) на высотах Тофета (4-я Цар.21:6, Иер. 32:35).

Несколько слов о сущности этих языческих культов, чтобы легче было понять, почему Бог устами пророка Софонии (и не только его) произносит впоследствии грозные приговоры.

Ваал - «господин» — финикийский бог, сначала был олицетворением природы в целом, потом разделился на мужское божество - активное начало - (собственно Ваал), и на женское божество - пассивное начало - Астарта. Поскольку солнце всегда считалось зиждительной силой,

Культ Ваала и Астарты соединился с обоготворением солнца. Но солнце может приносить как пользу, так и вред. Отсюда божество стало почитаться под разными формами: благодетельные к человеку и несущие вред и разрушение. Но чаще благодеющее по отношению к человеку начало природы почиталось под именам Ваал и Ашера, враждебное - Молох и Астарта.

Культ Ваала и Ашеры сопровождался весельем, доходящим до разнузданности, при храмах Ашеры появился особый женский класс, служащий божеству развратом.

Культ Молоха - олицетворения вредного действия солнечного зноя, гневного божества - требовал тяжелых жертв для умилостивления - человеческих, причем не рабов, не пленных, а любимых детей.

Культ Астарты - богини смерти и разрушения. Лучшей жертвой ей считалось самооскопление.

Все эти культы были распространены среди евреев.

Также «поклонялся Манассия всему воинству небесному, и служил ему». Воинство небесное - это ассирийско-вавилонский культ поклонения небесным светилам во главе с солнцем и луной, ниже в иерархии стояли планеты, а потом - знаки зодиака. Солнце у финикиян почиталось как мировая божественная сила, а другие светила - как второстепенные боги. Волю верховного божества (солнца) можно, как они верили, читать по расположению и движению светил. Так возникла халдейская астрология. Поклонение небесным светилам не требовало существования храмов, осуществлялось прямо на кровлях домов и состояло лишь в поклонении, курении и возлиянии, кровавые жертвы не приносились.

Манассия извратил истинную религию, поставив Иегову в число «воинства небесного», «гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников…». Хотя по Закону некромания наказывалась у евреев.

И забыл народ Божий, что Иегова - единственный Бог истинный, поэтому уже стало нормой клясться, например, и именем Иеговы и тут же именем Молоха; и, покадив Ваалу, сразу же после этого возносить молитвы Иегове. Люди, естественно, в конце концов, охладели к религии отцов или совсем потеряли всякую веру, говоря «не делает Господь ни добра, ни зла».

Несмотря на то, что в вавилонском плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство, в Библии Манассия рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма.

Сын Манассии, Амон , пошёл по стопам отца, но он правил всего 2 года и был убит в результате заговора, организованного своими родственниками.

Царствования Манассии и Амона были самой мрачной эпохой в истории Иудеи.

После убийства Амона на престол взошел его 8-летний сын Иосия. Фактически правителями оказалась группа царедворцев, не хотевших продолжения прежней политики.

Царствование Иосии было отмечено духовно-религиозным возрождением и религиозными реформами, направленными к искоренению язычества и идолослужения среди народа Божия — наследия отца Иосии Амона и его деда Манассии.

Иосия реформатор

Иосия восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к восстановлению истинной веры, попытка обратить народ к Единому Богу не удалась, поскольку ей предшествовали 70 лет совсем другой жизни. Иудеи, из страха пред властью царскою, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестью.


Шнорр фон Карольсфельд. Царь Иосия слушает чтение свитка.

Исследователи считают, что в период реформ Иосии в Иудее проповедовал пророк Иеремия, а Софония проповедовал в дореформенный период царствования Иосии.

Бог избрал Софонию Своим пророком и повелел ему возвестить иудеям грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение ложным богам. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию. Не пространна была проповедь его, но по силе и глубине напоминала пламенные речи великих пророков Исаии и Иеремии.

«Вот, что говорит Господь, - так начал свое пророчество Софония, - Все истреблю с лица земли: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому убойтесь все пред лицем Господа, Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это будет день гнева, день скорби и стенания, день смятения и волнения, день тьмы и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые, за то, что они погрешили против Господа; и прольется кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз» (Соф. 1:2-4; Соф. 1:14-18).

Возвещая такое наказание иудеям, Софония, вместе с тем, предсказал близкую гибель языческих народов - филистимлян, моавитян, аммонитян, ефиоплян, ассириян за величавость их и превозношение над народом Божиим (Соф. гл. 2).

Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с иудеями, и маовитян, и аммонитян, и филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора - Набопаласаре.

Обращаясь затем снова к родному Иерусалиму, пророк Софония с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. За это, говорит пророк, нечестивый город (Иерусалим) будет разорен, а с ним погибнет и земля иудейская.

Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при царе Иосии вторгнулись сильные тогда враги египтяне. Их царь, фараон Нехао, в битве при Меггедоне (Палестина) разбил иудеев. Благочестивый царь Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание иудеев и исполнение пророческих угроз. Вскоре после смерти Иосии иудеи были порабощены египтянами и обложены тяжкою данью, а затем вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а иудейский народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании иудеев за нечестие.

Пророк Софония о дне своей смерти узнал по откровению свыше, скончался он в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме.

Книга пророка Софонии

Святой пророк Софония оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав.

По своему содержанию книга пророка Софонии может быть подразделена на три части, в общем совпадающие с делением книги на три главы.

Глава первая изображает ожидающий Иудею суд Божий за идолослужение и нечестие её жителей. Пророк изображает современный ему мир в самых мрачных красках. Злоба, насилие, нечестие, озверение народов привели их на грань гибели. Создалось то положение вещей, которое некогда предшествовало Потопу. Перейдена черта, где кончается долготерпение Божье. Люди пожнут то, что посеяли. Напрасно они думают, что Господь бессилен. Нарушен нравственный миропорядок, и это влечет за собой глобальное возмездие, подобное Потопу. В книге практически нет увещаний к покаянию, потому что евреи уже неспособны их воспринять , народ Божий окончательно созрел «быть пожженным огнем гнева Иеговы» (Соф. 1:17-18).

Глава вторая предвещает погибель других, языческих народов (Соф. 2:4-15); главная мысль второй главы в том, что судьба всех в руках Господа , Он накажет обидчиков народа Своего.

Глава третья — после повторного изображения наказания Иудеи и других народов (Соф. 3:1-8), дает величественное изображение грядущей новой формы жизни — спасения иудеев и язычников.

Т.е. предстоящий суд Господень будет карательным, но и очистительным . На суд предстанут все, весь мир. И этот суд будет средством и путем к цели общего спасения , начатками которого будут «смиренные земли, исполняющие законы Иеговы» (Соф. 2:3), не делающие неправды остатки Израиля (Соф. 3:13), из которых возникнет новая теократическая община. Она не будет похожа на современное пророку общество (Соф. 3:11-13).

Изменится и отношение Иеговы к народу. Он перестанет быть лишь Судьей, но станет Царем, Покровителем, Защитником, будет относится к народу как жених к невесте (Соф. 3:14-17). Другие народы тоже примут участие в спасении, а их боги будут истреблены (Соф. 2:11).

Среди всеобщего хаоса устоят только "бедняки Божии", "смиренные земли".

В заключение Софония возвещает о спасении, о том, что Бог отменил Свой приговор Иерусалиму. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!», встречая своего истинного Царя — Господа. Но не только ветхозаветная Церковь будет помилована. Все народы отвергнут идолов и обратятся к истинному Богу.

Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные мессианские времена вообще и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда весь Сион с вайями в руках, с восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встречал Его как царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги пророка Софонии, именно то место, где пророк говорит о радостном дне, ожидающем Сион.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Явился еси светозарен божественным духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: ращуйся зело дщи Сионя, Иерусалимови проповеждь: се Царь твой грядет спасаяй.

Бог евреев - Яхве. Но они живут среди идолопоклонников, и языческий культ, несмотря на гнев пророков, оказывает на них влияние.

Ваал - один из главных богов хананейского пантеона. Он отвечает за плодородие полей и тучность стад: его почитают и хананеяне, и евреи, приносящие ему в жертву вино, масло, первый приплод скота. Его культ предполагает также ритуальные трапезы и экстатические танцы, оргии. Вероятно, древние евреи отступались от своего сурового Бога Синая, чтобы предаться этим ритуальным мероприятиям. Постоянство и страстность осуждения пророками идолопоклонства свидетельствуют о том, насколько были распространены эти проявления языческого культа даже у царей Иудеи и Израиля во все периоды монархии. Царевны, например Иезавель, дочь царя-священника Тира, Гофолия, дочка Иезавели и жена Иеорама, царя Иудеи, поклонялись Ваалу и Астарте.

Астарта была не менее притягательна для евреев, чем Ваал. Под именем Ашера она упоминается в Библии сорок раз, в Книгах Царств и Паралипоменоне. Это имя называет непосредственно богиню или ее изображения. Ашера - жена бога Эля, главного божества Древней Азии. Ее часто изображали в виде беременной, но девственной женщины. Она - богиня сексуальной жизни и войны. Ее храмы были официальными местами оргий: еврейские женщины присоединялись к хананеянкам, чтобы предаться священной проституции. Ее почитали в южной Аравии и у Аморреев под именем «богини неба». Эта восточная Венера изображалась в многочисленных каменных статуэтках в вызывающей наготе, с обнаженной грудью, мощными бедрами, пухлым животом и смелым взглядом.

Упомянем также грозного бога Востока Молоха- царя: он требовал приносить себе в жертву детей. В тех областях, где был распространен его культ, было найдено много детских скелетов, павших жертвой ужасных обрядов. Книга Царств свидетельствует о внедрении культа Молоха в Израиле царем Манассией. Этому Богу поклонялись хананеяне, и он, конечно, нашел своих приверженцев у древних евреев. Царь Иосия изгнал этот культ из страны, но его сын Иоаким опять возродил поклонение Молоху, и жестокие обряды продолжали существовать на протяжении всего монархического периода. Иеремия и Иезекииль возмущались этими чудовищными жертвоприношениями: ребенку перерезали горло или родители сжигали его живым на алтаре.

Один из самых знаменитых центров культа Молоха располагался поблизости от библейского Иерусалима, в долине Геенна, там, где позднее римляне распинали приговоренных. Отсюда страшная репутация этого, теперь цветущего, места на юго-востоке Иерусалима. Его название, в итоге ставшее наименованием ада - Геенна, происходит от имени древнего владельца долины - Гйнома.