Как заработали состояние владельцы «Киевской площади» Год Нисанов и Зарах Илиев. Зарах илиев и год нисанов скупают подмосковье Нисанов живет

Нисанов Год Семенович

Нисанов Год Семёнович - председатель совета директоров ОАО «Киевская площадь» , председатель совета директоров строительного ОАО «Сафра Инструментс». Генеральный директор ООО «Бисквит». Президент ООО «Гранд Титул».

Активы

Основные активы Года Нисанова сосредоточены:

  • гостиничная недвижимость (гостиница «Украина», «Radisson SAS Славянская», «Союз»);
  • рыночная торговля (торговый центр «Европейский», рынок «Садовод», ОАО «Киевская площадь» , магазин электротехники «Электронный рай», торговый центр «Панорама» в Новых Черемушках, торгово-ярмарочный комплекс «Москва», автомобильный торговый центр «Москва» на Каширском шоссе, мебельный центр «Гранд» в Химках, несколько ресторанов и компания, специализирующейся на организации круизов на ледокольных яхтах и пр.).

Получает прибыль в ООО «Гранд титул», ООО «Бисквит», прибыль от вклада в банке «Зенит» .

Имущество

Имеет три квартиры в Москве общей площадью более 280 кв. м и вклад в Ситибанке на 1,56 миллионов рублей .

Состояние

Биография

Образование

Окончил сначала финансово-кредитный техникум, а затем юридический институт в Баку .

Карьера

1992 г. - стал помогать в оптовой торговле своему земляку Зараху Илиеву , с которым жили в одном дворе в Кубе и были знакомы с детства.

2000-2005 гг. - работал в компании по обработке алмазов - ООО «Даймонд каттерс».

2006 г. - совладелец торгового комплекса «Европейский» возле Киевского вокзала.

2009 г. - московские власти закрыли Черкизовский рынок.

2011 г. - член совета директоров ОАО «Всероссийский выставочный центр» .

Общественно-политическая деятельность

2007 г. - баллотировался на пост депутата Государственной думы по списку партии ЛДПР, но был исключён из предвыборных списков по причине отсутствия гражданства РФ.

Жертвует средства на нужды движения ХАБАД .

2011 г. - почетный гостем президента Федерации еврейских общин СНГ Л.Леваева на конференции посланников движения ХАБАД. За столом для почетным гостей Нисанов был посажен рядом с Л.Леваевым и Б.Нетаниягу .

2012 г. - обьявил о намерении инвестировать почти 1,5 миллиарда долларов в реконструкцию Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) .

2012 г. - Зарах Илиев и Год Нисанов решили провести благоустройство сквера Тараса Шевченко, прилегающего к отелю, отреставрировать памятник украинскому поэту, почистить фасады и построить у «Украины» городскую подземную стоянку на 800 машино-мест. Илиев и Нисанов вложат в благоустройство и строительство парковки около 100 миллионов долларов

Модой давно стало проведение всевозможных экономических форумов, круглых столов, научно-практических конференций, на которых светила науки и выдающиеся практики пытаются разгадать секрет успеха и сформулировать надежный рецепт, чтобы направить страну в верном направлении развития. Жители небольшого азербайджанского селения Красная Слобода, расположенного совсем близко к границе с российским Дагестаном, слушая или читая новости об очередном глобальном слете экономистов, наверное, усмехаются.

Не там ищут истину отечественные и зарубежные ученые. Для каждого жителя поселка не существует больше тайн в экономической теории. Выходцы из Красной Слободы давно нашли ответы на все вопросы. В пору поселку присваивать звание «наукограда» или переносить сюда из Подмосковья Сколково. По числу рожденных на душу населения миллионеров и миллиардеров Красная Слобода вне конкуренции не только на просторах всего СНГ, но и мира. Издавна в этом месте проживала самая крупная община горских евреев. Выгнанные из Испании в самом конце 15-го века евреи осели сначала в Персии, а потом по приглашению Кубинского хана поселились неподалеку от его резиденции.

Многие поколения татов, а так их называют азербайджанцы, веками занимались ремеслами и торговлей, превратив Красную Слободу в ухоженный городок, весьма непохожий на пыльные поселки коренного населения тех мест. Теперь численность постоянно проживающих жителей в Слободе уменьшилась почти в 3 раза. Большинство уехало зарабатывать деньги далеко от родного дома и, как правило, на жизнь не жалуется. Крупнейшая община татов сейчас проживает в российской столице. Их в ней около 15 тысяч человек.

Зарах Илиев, родившийся в Красной Слободе в 1966 году, с детства начал помогать отцу. Вместе они шили кепки ─ самый популярный в советское время головной убор среди всех закавказских народов. Едва окончив школу, Зарах сразу подался в Москву к родному брату на заработки. Шел 1981 год, но уже тогда в столице монопольным правом на торговлю цветами обладали выходцы из Азербайджана. Русские не различали их ─ азербайджанцы или таты.

Первая торговая точка Зараха Илиева расположилась в Черемушках. Сейчас он отгрохал на том месте не памятник, а торговый центр «Панорама». При желании преуспевающий бизнесмен мог бы повесить при входе мемориальную доску в назидание потомкам и самому себе в радость. Ведь Зарах Илиев является единственным владельцем здания. После цветов уже в годы перестройки Зарах Илиев снабжал коньяком маленький магазинчик родственников в районе Лубянки. Собственное дело он открыл в пору начавшегося подъема рыночной торговли. Все оказалось предельно просто. Зарах выкупил несколько грузовых контейнеров на Измайловском рынке и начал сдавать их под склады-торговые точки предпринимателям.

Заработав стартовый капитал, вместе с другим горским евреем Илиев приступил к превращению в крупнейшую оптово-розничную торговую площадку Москвы. В 1993 году фирма Зараха Илиева взяла в управление 15 гектар земли на территории Черкизона. Дуэт двух горских евреев быстро доказал, что в организации торговли они могут дать фору всем вместе взятым зарубежным ритейлерам.

Дело было поставлено таким образом, что арендаторам торговых мест на рынке оставалось думать только о реализации своего товара, пополнении ассортимента и определении стоимости, учитывающей баланс спроса и предложения. Стихийность и привычный беспорядок, вечно присущий торговле на открытых рынках, быстро были полностью устранены. До всех участников торговли был доведен свод нехитрых правил, которые они должны были неукоснительно соблюдать. Решение остальных вопросов взяла на себя администрация рынка. Она смогла договориться с контролирующими органами без особой надобности не досаждать проверками.

Порядок на рынке поддерживала собственная охрана, сумевшая вытеснить из толп покупателей привычных при больших скоплениях народа . Организаторы рыночной торговли установили гибкую систему арендной платы за торговые места, причем, частенько разрешая пользоваться ими под честное слово в долг.

Зарах Илиев и Год Нисанов

Зарах Илиев все же оказался гораздо проницательнее и мудрее Тельмана Исмаилова. Он воспринимал Черкизовскй рынок, лишь как временный инструмент для получения капитала, который должен быть обязательно вложен в проекты, устремленные в будущее. Стратегией Илиева стала подготовка перевода торговли «под крышу». Пробный камень он бросил в Люблино в 2001 году. Огромные заброшенные площади Московского шарикоподшипникового завода были переоборудованы под торговые павильоны.

Проект получил название «Оптово-розничный торговый центр «Москва» и поражал воображение гигантскими масштабами. Около 200 тысяч квадратных метров были предоставлены всем желающим для ведения торговли во вполне цивилизованных условиях. Владельцем центра стало акционерное общество с аналогичным наименованием, в котором 57% акций принадлежало Зараху Илиеву. Остальной частью владела московская мэрия, ставшая после этого главным стратегическим партнером коммерсанта.

В Люблино началось многолетнее сотрудничество Зараха Илиева с еще одним горским евреем Годом Нисановым, заменившим ему Тельмана Исмаилова. Специально для инвестирования следующих проектов Зарах Илиев учредил в декабре 2000 года компанию «Сафра Инструментс». В 2005 году на пару с культовым скульптуром-авангардистом Зурабом Церетели Илиев основал компанию «Город чудес». Оперативным управлением компании опять занялся Год Нисанов. «Город чудес» был учрежден для реализации двух глобальных проектов ─ детского парка развлечений в Мневниках и реконструкции ВВЦ. Обе попытки проникнуть в иную сферу бизнеса остались не реализованными

К 2009 году имущество Зараха Илиева приросло долями в ТЦ «Электронный рай», мебельным центром «Гранд» и автомобильным гипермаркетом «Москва» на Каширском шоссе. В автоцентре Илиев установил свое запатентованное изобретение ─ демонстрационный стенд для представления покупателям одновременно 7-ми автомобилей. Еще раз бизнесмен проявил техническую смекалку, спроектировав глобус, установленный перед ТЦ «Европейский». Со скульптором Церетели, помимо бизнес-интересов, у него была еще одна тема для общения. Зарах Илиев считал себя творческим человеком, увлекающимся живописью. С мэтром отечественного монументального искусства он мог обсуждать его и свои художественные творения.

С привлечением Года Нисанова удалось перестроить бывшую гостиницу сталинско-хрущевских времен «Украина» в современный отель Radisson Royal Moscow. Гостиничная тема продолжилась отелем Radisson CAC «Славянская». Не все и всегда шло гладко. Отчаянные попытки построить хотя бы одно из запланированных «чудес» успехом не увенчались. Во Мневниках дело дальше забора вокруг пустыря не двинулось. Обещание воздвигнуть на территории ВВЦ гигантский «Мосаквариум» закончилось тем, что строительством на самом деле занимался не Илиев, а олигарх . Но на презентации построенного объекта президенту Путину в свите встречающих первое лицо государства бизнесмен все же присутствовал.

Свобода от рэкета

Еще с рыночной молодости Зарах Илиев всегда стоял в одном шаге от организованного криминала. Каким то образом ему удалось освободить торговцев Черкизовского рынка от пресса рэкетиров. Вполне вероятно, что он сам выплачивал деньги «крыше», закладывая определенный процент в арендную плату. Черкизон со временем превратился в огромный центр контрабанды, нелегальной эмиграции и рабского труда, и один из его владельцев Зарах Илиев не мог не знать про эту его «темную» сторону.

В 2009 году рынок, наконец, был закрыт столичными властями, похоронив дальнейшую карьеру Тельмана Исмаилова, в итоге объявившего себя банкротом. Большинство участников торговли нашли себе новые места в торговых павильонах Зараха Илиева. Два московских тата к моменту завершения эпохи Черкизона полностью переключились на строительство коммерческой недвижимости, превратившись в крупнейших столичных ее собственников.

Опять же на пару они учредили ЗАО «Киевская площадь», занявшееся приданию современного облика торговой площадки перед Киевским вокзалом. Зарах Илиев обладал выходом на столичного мэра Лужкова и его бизнесвумен Батурину. Без доброй воли московской власти ему, конечно же, не удалось бы построить ТЦ «Европейский» в водоохранной зоне Москвы-реки и заодно вырубить под строительную площадку сквер. Такое в Москве не позволялось делать никому.

Вскоре растущие аппетиты вынудили Илиева искать место для застройки за пределами городской черты. На Каширском шоссе, повторив удачный опыт с цехами шарикоподшипникового завода, вместо производственных строений ФГУП «Элерон» возник гипермаркет автомобилей «Москва». На 14-ом километре МКАД Илиев построил ТК «Садовод», а чуть дальше ТК «Южные ворота», чем еще больше усугубил транспортную ситуацию на этом участке кольцевой дороги. Специалисты по дорожному движению предупреждали московскую администрацию о такой перспективе, но в очередной раз аргументы Зараха Илиева оказались весомее.

Погоня за прибылью заставляет его закрывать глаза на многие недопустимые вещи. Его продовольственный терминал «Фуд Сити» мало того, что стал причиной постоянных гигантских пробок, так и размещен в месте, плохо сочетаемом с торговлей продуктами питания. Рядом с ним находится Николо-Хованское кладбище и совсем недавно законсервированный полигон бытовых отходов ─ Саларьевская свалка, отравляющая окрестности вонючим газом и ядовитыми стоками.

Сброшенные за десятилетия существования городской помойки отходы уходят в толщу земли на глубину 27-этажного здания. Сложную техногенную обстановку дополняют протянувшиеся совсем рядом газопровод высокого давления и ЛЭП. Аренда торговых площадей ежегодно приносит Зараху Илиеву около $500 млн. Большую часть доходов он упорно инвестирует в новые проекты. Суммарный капитал российского бизнесмена давно перевалил за $1 млрд. На своей родине в далекой Красной Слободе оставшиеся соплеменники могут гордиться Илиевым и ставить его в пример всем, кто решил схватить за хвост «птицу удачи».

Год Семёнович Нисанов (род. 24 апреля 1972 года, Красная Слобода, Азербайджанская ССР, СССР) — российский предприниматель, председатель совета директоров компании «Киевская площадь». Год Нисанов является совладельцем мебельного центра "Гранд", отелей Radisson Royal hotel Moscow (гостиница Украина), «Radisson Славянская», владельцем части международного делового центра "Москва — Сити".

Биография

Год Нисанов родился 24 апреля 1972 года в посёлке Красная Слобода в Азербайджане, в семье Семёна Давыдовича Нисанова и Маргариты Мордехаевны Нисановой (урожденной Абрамовой). Первый опыт руководителя получил на предприятии отца, исполняя обязанности управляющего. В 1992 году вместе со своим другом и земляком Зарахом Илиевым занялся бизнесом, связанным с оптовой торговлей.

Сегодня основные интересы предпринимателя сосредоточены на развитии социально-значимых проектов, таких, как первый в стране агрокластер — «Фуд Сити », который был открыт Годом Нисановым и мэром Москвы Сергеем Собяниным осенью 2014 года. Уже в 2015 году данный формат мэрия Москвы признала оптимальным для продовольственного снабжения мегаполиса.


Эти и другие проекты Года Нисанова были оценены Президентом РФ Владимиром Путиным по заслугам. В 2014 году Владимир Путин наградил Нисанова Орденом Дружбы с формулировкой «за большой вклад в реализацию экономических проектов и привлечение инвестиционных средств в экономику Российской Федерации». Годом позже Путин подписал приказ о вручении Нисанову памятной медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Помимо реализации социально-значимых проектов, Год Нисанов активно занимается благотворительной деятельностью. Он внес значительный вклад в восстановление Кронштадтского Морского собора имени Святителя Николая Чудотворца .

В 2015 году при содействии Года Нисанова была построена еврейская школа «Хедер Менахем»

В сентябре 2014 г. Год Нисанов был выбран вице-президентом Всемирного еврейского конгресса, объединяющего общины 115 стран.

А в декабре 2016 года его выбрали вице-президентом Всероссийского Азербайджанского Конгресса, объединяющего азербайджанскую диаспору Российской Федерации.

Новый проект Года Нисанова - отель класса «люкс», который появится в самом начале улицы Варварка и будет вплотную примыкать к парку «Зарядье». Входящая в группу компаний «Киевская площадь» ООО «МФК» приступает к реконструкции комплекса зданий в центре Москвы. Чтобы объект органично вписался в городской ансамбль исторической застройки, решено вернуть зданию дореволюционный облик. Фасады бывшего доходного дома «Якорь» будут восстановлены по сохранившимся образцам и чертежам. Проект предполагает, что конструкция здания позволит переходить с оживленной улицы в парк и обратно. Атриум отеля станет продолжением парка "Зарядье" - пространство будет обустроено на уровне земли, а во внутреннем дворе появятся плодовые деревья. Часть здания, обращённая в сторону парка, будет иметь современный вид и станет деликатным фоном для исторических построек района. Срок реализации проекта - три года два месяца.

«Киевская площадь» стала и единственным гастрономическим оператором парка «Зарядье». Компания выиграла городской тендер и взяла в аренду два ресторанных объекта , общая сумма инвестиций в которые составила около 600 млн рублей. В гастрономическом центре «Зарядье» можно попробовать блюда традиционной русской кухни . Ресторан «Восход» предлагает посетителям оценить кулинарные традиции бывших союзных республик.

В январе 2017 года было объявлено ещё об одном проекте "Киевской площади" - строительстве центра океанографии и морской биологии в Санкт-Петербурге. Сам проект и его инвестор признаны стратегическими для города, об этом заявили в комитете по инвестициям Санкт-Петербурга. Проект создания крупнейшего в городе океанариума - уникальный для Петербурга. Посетители смогут увидеть морских обитателей, ранее не представленных в океанариумах России. Реализацией проекта займётся ООО "Оптима", которое входит в группу компаний "Киевская площадь". Объём инвестиций составит около 15 миллиардов рублей. Океанариум займёт площадь более 15 тысяч квадратных метров, одновременно там смогут находиться 750 посетителей. Также в комплексе появится центр морской биологии площадью 9,2 тысячи квадратных метров, зона экстремального спорта площадью более 10 тысяч квадратных метров, парковка, магазины, кафе и кинотеатр. Проект планируется осуществить в течение пяти лет.

В декабре 2017 года группа компаний «Киевская площадь» приобрела спорткомплекс «Олимпийский». В скором будущем жители столицы получат современный спортивно-развлекательный комплекс XXI века. Новые собственники намерены превратить его в площадку с лучшими в России и Европе возможностями для профессиональных тренировок, проведения соревнований и концертов. Реконструкция, которая начнётся в 2019 году, предусматривает полное сохранение исторических объектов СК «Олимпийский» . Все они сохранят свое функциональное назначение. Реконструкция будет проходить поэтапно и займёт два года.

Новым социально-значимым проектом компании «Киевская площадь» стала покупка и реконструкция одного из старейших рынков Москвы - Велозаводского . Как и крупнейший в России агрокластер «Фуд Сити», он решает задачи продовольственной безопасности столицы и обеспечивает жителей юго-востока Москвы свежими, экологически чистыми продуктами напрямую от производителей. Кроме того, особенностью обновлённого сельскохозяйственного комплекса стало то, что наравне с крупными фермерскими хозяйствами из регионов России, свою продукцию на Велозаводском рынке за символическую аренду могут реализовать владельцы приусадебных участков.

Состояние

По версии журнала «Forbes», состояние Года Нисанова в 2015 составляло - $4.3 млрд.

Год Нисанов увлекается подводным плаванием и конным спортом. Владеет шестью иностранными языками, в том числе арабским, турецким, фарси.

Награды

  • Почетная грамота президента РФ (за восстановление Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца в Кронштадте, 2012 год).
  • Орден Дружбы (за большой вклад в реализацию экономических проектов и привлечение инвестиционных средств в экономику Российской Федерации, 2014 год).
  • Награда "За лидерство" (2014 год).
  • Премия Федерации еврейских общин России (ФЕОР) "Скрипач на крыше ", 2015 год.
  • Памятная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (за активное участие в патриотическом воспитании граждан и решении социально-экономических проблем ветеранов Великой Отечественной войны, 2015 год).
  • Орден «За службу Отечеству» (Год Нисанов Указом Президента Азербайджана Ильхама Алиева награжден орденом «За службу Отечеству» 3-й степени за заслуги в области укрепления дружбы между народами.)

Горские евреи/Красная Слобода/Нисанов и Илиев

Слобода миллиардеров

Как выглядит малая родина Года Нисанова и Зараха Илиева.

Ирина Телицына

Небольшой поселок Красная Слобода на севере Азербайджана точно лидирует на постсоветском пространстве по плотности миллиардеров на душу населения - их двое на 3000 жителей. Здесь, в 168 км от Баку, родились Зарах Илиев и Год Нисанов, крупнейшие владельцы коммерческой недвижимости в Москве. Им принадлежат гостиницы «Украина» и «Radisson Славянская», ТЦ «Европейский», оптово-розничные комплексы «Садовод», «Москва», «Лотос-Сити». Среди текущих проектов - реконструкция ВВЦ и строительство небоскреба в Москва-Сити.

Одна из составляющих успеха Нисанова и Илиева - опора на диаспору. Красная Слобода, расположенная через реку от азербайджанского города Куба, - место компактного проживания горских евреев, пришедших в Закавказье из Персии. «Мы не сефарды - наши предки никогда не жили в Испании, они потомки пленников ассирийского царя Синаххериба, угнанных из Иудеи в VII веке до н. э.», - говорит Вячеслав Симандуев, директор местной школы. Изучение истории народа, создание краеведческого музея, как и многие другие значимые для поселка проекты, финансируют преуспевшие в Москве бизнесмены.

«Отец Года тоже меценатом был. Он возглавлял консервный завод в Кубе, многим семьям помогал. В экономике хорошо разбирался», - говорит Евда Абрамов, член парламента Азербайджана. «Несмотря на его высокое положение, и Год, и его брат Лев были проще самых бедных, - вспоминает Псах Исхаков, глава местной администрации, бывший школьный завуч. - Год вожаком у ребят всегда был, Лев поспокойнее. Оба способные были». Брат Нисанова Лев, как и его друг детства Герман Захарьяев, участвуют в бизнесе миллиардеров.

Что представляет собой малая родина крупнейших столичных рантье и как они с ней связаны?

«Я в поселке не так часто бываю, как хотелось бы», - сожалеет Год Нисанов

Многие дома сейчас пустуют. Большинство жителей уезжают в Москву, где заводят свой бизнес. На рынках Илиева и Нисанова многие арендаторы - уроженцы Красной Слободы

Этот отель для гостей, приезжающих в Красную Слободу, построил брат Илиева Ярхом. Илиев и Нисанов не только партнеры по бизнесу, но и друзья. Знакомы были с детства - брат Илиева Савелий учился в одном классе со Львом Нисановым, как рассказывают земляки. А сдружились крепко, когда начали совместно заниматься бизнесом в Москве

Парк в честь Гейдара Алиева построен на деньги фонда, финансируемого бизнесменами. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, по словам местных жителей, когда едет на север страны, нередко заезжает в Красную Слободу и разговаривает с людьми. Когда они рассказывают об этом соплеменникам в других мусульманских странах, те удивляются

Комиссионный магазин, занимавший первый этаж этого купеческого дома, был первым бизнесом Года Нисанова и его друга Германа Захарьяева. Многие люди из поселка, как только открыли границы, уехали в Израиль, ОАЭ, Германию и США. Все они отправляли на родину посылки. Часть товаров привозили «челноки» из Ирана и Турции. «Магазин этот по всей стране знали. Из Баку сюда за подвенечными платьями для дочек замы министров даже приезжали», - вспоминает Псах Исхаков

В доме этой семьи раньше перед Пейсахом делали мацу на весь поселок. Сейчас благотворительный фонд присылает каждой семье все, что необходимо для праздника: и мацу из Израиля, и кидуш - виноградный сок

До 1937 года в слободе было 13 синагог. Сейчас действующих всего две. Эта шестикупольная синагога входит в туристические справочники Азербайджана - аналогичная есть только в Стамбуле. В советское время здесь была чулочная фабрика, восстанавливали здание после разрухи всей общиной в течение пяти лет

Горские евреи бережно хранят традиции. Мальчики после школы учат иврит. Жениться предпочитают внутри диаспоры

В августе в Красную Слободу съезжаются земляки со всего мира. По традиции на родительский день принято посещать кладбище. На фото: могилы дедушки и бабушки Нисанова

«Честно признаюсь, я в чайхане вообще ни разу в жизни не был», - говорит Год Нисанов. Земляки подтверждают: у него никогда не было времени на домино и нарды, постоянно чем-то занят

На поминках. Кухня у горских евреев в основном кавказская. Создавая сеть ресторанов «Шашлык-машлык», Нисанов с Илиевым забрали в Москву повара Ханифу, делающего лучший в Азербайджане шах-плов



Forbes Life/коллекции/от первого лица

Рецепт вечной жизни

Акушер-гинеколог Марк Курцер о своей коллекции художников-нонконформистов.

Юлия Чайкина

Создатель и председатель совета директоров группы компаний «Мать и дитя» Марк Курцер (№ 139, $750 млн) заразился коллекционированием 15 лет назад. Утром он делает обход своей новой клиники в Лапино, днем оперирует и общается с менеджментом (в октябре 2012-го «Мать и дитя» провела IPO и привлекла $300 млн), а потом обязательно звонит куратору своей коллекции. Картинам Курцер готов уделять все свободное время, хотя времени у него не так много. С куратором он обсуждает культурные события в Москве, новые приобретения, вопросы реставрации и обязательно - когда и на какую выставку можно предоставить полотна из личной коллекции.


Я родился в обычной московской коммуналке, на стенах которой никогда не висели картины, жители которой никогда не спорили об искусстве. Впрочем, и врачей в той коммуналке тоже не было. Однако тот период моей жизни поясняет, почему я собираю именно нонконформистов - тех, кого называли «неофициальным искусством СССР». Тех, кто очень хорошо помнит то самое коммунальное детство. Хотя мне ближе иное определение - «другое искусство», самый точный и исчерпывающий термин, в котором выражена сама суть явления. Имея те же самые холсты и краски, что и коллеги по цеху, выполняющие официальные заказы КПСС, художники-шестидесятники изображали совершенно другую сторону жизни.

К коллекционированию меня приобщил студенческий друг, ныне прекрасный кардиохирург и увлеченный собиратель Михаил Алшибая (профессор, руководитель отделения коронарной хирургии НЦССХ им. Бакулева. - Forbes). Кстати, советские врачи традиционно любили искусство. В СССР были известные коллекции главного хирурга НИИ им. Склифосовского Сергея Юдина, академика и терапевта Александра Мясникова, академика Владимира Виноградова, хирурга-онколога Николая Блохина.

Владимир Вейсберг «Портрет Ани Блиновой (Гудзенко)», 1958 год

Моего друга Алшибая отличает удивительная эрудиция и глубокая погруженность в сам процесс собирательства. Он проявляет живой интерес к современному искусству, никогда не боится увлекаться незнакомыми именами, разыскивает наследие забытых художников. Его увлеченность дала мне первый (и главный) импульс к коллекционированию живописи.

Благодаря Алшибая я наткнулся на пласт художников-шестидесятников, пласт не такой раскрученный и востребованный, как, например, соцреализм. Я увидел картины и почувствовал, что это моя молодость. Это не ностальгия, просто все, что рисовали шестидесятники, - это мое детство, мой быт.

Второй импульс к собирательству я получил, когда при участии того же Алшибая оказался в мастерской замечательного художника Юрия Злотникова. Это случилось в конце 1990-х, что смело можно называть началом периода моего коллекционирования. Юрий Савельевич - один из классиков «второй волны» советского авангарда. Меня поразил тогда и продолжает поражать сейчас этот энергичный, живой, везде успевающий и всем восхищающийся эрудированный человек (Злотников родился в 1930 году. - Forbes). Именно его работы стали первыми экземплярами моей коллекции. Его «Коктебель» до сих пор висит в моей спальне.

Я вообще предпочитаю покупать картины в мастерских у самих художников, благо многие из них живы. Покупка у автора - это особенный, можно даже сказать интимный процесс, когда художник рассказывает мне лично о сути полотна, вложенных в него смыслах. Не буду скрывать, что в этот момент я чувствую себя одновременно и меценатом, который помогает художнику, а затем продлит жизнь картины. Я категорически уверен, что задача правильного коллекционера - не скупить все, а найти малоизвестные картины и дать им жизнь. Такая же задача и у врача. А раскрученные картины уже не требуют поддержки коллекционеров, их место - в музее.

Эдуард Штейнберг «Композиция (Рыба)», 1966 год

Я не искусствовед, я не ищу специально определенных авторов. Я ищу картины, которые, уходя из рук художника, начинают новую жизнь в моей коллекции, моей квартире. Но моя коллекция не закрытая. Мы, например, с Мишей Алшибая в 2007 году вместе провели выставку «Пятьдесят на пятьдесят: Живопись и графика из коллекций Алшибая и Курцера» в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. А в прошлом году там же презентовали мою книгу «В поисках другого искусства».

Картину важно демонстрировать окружающим, а не скрывать в хранилище. Это мой принцип собирательства. Ну, а факт покупки у самого автора - это еще и гарантия подлинности. Нередко бывает так, что прихожу за одним произведением, а рядом висит картина, история происхождения которой напоминает что-то из детства, и ее я тоже обязательно покупаю.

Занимаюсь коллекцией не так много, как хотелось бы. Но с ее куратором Александрой Смык общаюсь каждый день. Мы ведь организуем еще и выставки современников в клиниках в Лапино и на Севастопольском проспекте.

Лидия Мастеркова «Дворец», 1968 год

Сейчас в собрании несколько сотен работ. Часто спрашивают, какая самая любимая. У меня это «Три цветка» Владимира Яковлева. Во-первых, она невероятно красивая. Во-вторых, благодаря этой картине я познакомился с крупнейшим московским собирателем из плеяды «старых коллекционеров», ученым-востоковедом Игорем Сановичем. Да и досталась она не за деньги, а путем обмена. Да-да, у коллекционеров принято меняться экспонатами.

Встреча с Игорем Григорьевичем Сановичем (1923–2010. - Forbes) сыграла в моей жизни огромную роль. Я впервые познакомился с представителем старшего поколения собирателей советской поры, реалии которой сегодня трудно себе представить. Тогда для создания коллекции деньги, конечно, значили много, но главным было наличие свободного времени и умения общаться с людьми. Его неистовая любовь к искусству поражала. Я помню, с какой гордостью Игорь (он в 1945 году трижды штурмовал Берлин, после войны и до самой пенсии работал в Институте востоковедения РАН, дружил с Лилей Брик, художниками и искусствоведами) говорил о себе: «Я - коллекционер». Так вот, «Три цветка» у меня появились в обмен на серебряный ларец Сазикова - одной из старейших ювелирных фирм России начала - середины XIX века.

Еще одна любимая работа - «Портрет Ани Блиновой (Гудзенко)», написанный в 1958 году Владимиром Вейсбергом. В те годы Анна была женой того самого коллекционера Сановича. Она известный в советские годы историк и писатель, автор книг «Клара Лучко», «Нина Ургант», «Экран и Владимир Высоцкий». Ее портрет я приобрел в 2005 году у самой Анны Иосифовны. Она рассказывала, как Вейсберг велел ей на две недели «превратиться в натюрморт, в изваяние, на четыре часа в день, из которых 45 минут неподвижности и 15 минут переменкой, как в школе».

Автор портрета Вейсберг (он умер в 1985 году, я с ним не общался лично) не получил официального профессионального образования, но много занимался самообразованием. Он создал свою собственную живописную систему «невидимой живописи»: цветовые соотношения в его картинках настолько тонкие, что глаз зрителя не отмечает этих градаций. Его позднюю живопись называют «белое на белом». Его две картины я повесил в своей служебной квартире, в медцентре Лапино, где в рабочую неделю мы обитаем с супругой и детьми.

Юрий Злотников «Абстрактная композиция», 1983 год

Там же в Лапино висит «Дворец» Лидии Мастерковой - «амазонки русского авангарда». Ее мужем был художник Немухин Владимир Николаевич (родился в 1925 году. - Forbes) - классик искусства нонконформизма и очень близкий, дорогой мне человек. Он всегда самый почетный гость на вернисажах, его воспоминания и рассказы бесценны. Так было и на открытии выставки «Искусство врачевать и собирать искусство», которую в 2010 году провели три врача-коллекционера - я, Михаил Алшибая и еще один выдающийся врач-кардиолог Давид Иоселиани.

Очень интересна история «Дворца» Лидии Мастерковой. Поверхность картины выполнена в технике аппликации. В 1960-е вместе с Немухиным они ездили по заброшенным деревням, собирали старинное кружево и золотое шитье, которое она потом использовала при создании «Дворца». На обороте картины находится стихотворное посвящение ее возлюбленному другу, таинственной личности времен СССР, которого окружающие знали исключительно по имени Тень: «Под стать тебе Дворец построит Мастерица. Лишь Тень от наших встреч в нем может поселиться». Ко мне эта работа попала непосредственно из собрания Тени.

К великому сожалению, время неумолимо, и поколение художников-шестидесятников уходит от нас. Казалось, еще недавно я был в Париже в доме Оскара Рабина и Валентины Кропивницкой. Теперь в коллекции у меня есть три чудные работы этой удивительной художницы, а самой ее уже нет на свете, она умерла в июне 2008 года. Месяцем ранее там же, во Франции, скончалась Лидия Мастеркова. И 2012–2013 годы были печальными - ушли из жизни Эдуард Штейнберг, Дмитрий Плавинский, Игорь Вулох, Олег Васильев.

Пророчески и даже страшно в этой связи выглядит полотно Оскара Рабина «Кладбище № 2 имени Леонардо да Винчи», которое я купил у него в Париже. Написанное в 1994 году, оно изображает кладбище с надгробиями и портретами умерших художников-шестидесятников. Рядом с Владимиром Вейсбергом, Анатолием Зверевым и другими художниками есть также крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, который в советские времена работал сначала шофером, а потом администратором посольства Канады и на небольшие деньги поддерживал молодых художников, чье творчество официально было запрещено. Два пустых надгробия оставлены Рабиным для себя и Кропивницкой. А совсем недавно мне удалось купить на аукционе картину еще одной «героини» этого полотна Рабина - его соратницы и ученицы Надежды Эльской, которая рано умерла, и ее работ сейчас практически не осталось.

В Париже я познакомился с Эдуардом Штейнбергом. Пока Штейнберг жил в России, работал он очень много. Из-за отсутствия мастерской он часто раздавал холсты близким друзьям, чтобы они висели на стенах. Много работ Штейнберга находилось у его друга, художника и коллекционера Михаила Гробмана. Среди них и картина, которая теперь в моей коллекции - «Композиция (Рыба), 1966 год». Гробман вспоминал, как несли пешком этот холст размером 1×1,76 м через всю Москву в Текстильщики из-за ее большого размера. Штейнберг недавно умер в Париже, но похоронить себя завещал в Тарусе.

Главный смысл моей профессиональной деятельности - дать и продлить человеческую жизнь. А искусство стало для меня воплощением жизни бесконечной, возможности продлить ее, запечатлеть талант. В моем доме висит много картин и каждая из них - такой «отпечаток в вечности».

На одной из медицинских конференций я начал свой показ со слайда художественных произведений. Работы нонконформистов Вечтомова, Вейсберга, Краснопевцева из моей коллекции соседствовали с примерами официального искусства СССР. Для меня это сопоставление наполнено глубоким смыслом. С одной стороны, пример огромной смелости художника в доверии к самому себе и своей интуиции, с другой - делать то, что от тебя ждут, идти по проторенной дороге. И каков результат? Скоро различать картины официальных художников смогут только специалисты, а имена шестидесятников теперь хорошо известны, их работы вдохновляют, их собирают и ценят.

Я никогда не оценивал свою коллекцию, потому что собираю не для того, чтобы ее перепродать. Для меня она бесценна, хотя в совокупности я потратил на покупку картин не так много денег. Поверьте, по меркам бизнесмена-москвича это совсем небольшие деньги. Я собираю коллекцию, потом что мне нравится это искусство. Я с огромным уважением отношусь к художникам - это мужественные талантливые люди, которые в свое время не побоялись сделать определенный шаг и помогли приблизить ту самую горбачевскую перестройку, которая, признаюсь честно, стала самым эпохальным событием за мою жизнь. В этом смысле любая работа шестидесятника бесценна.



Мнение/предприниматели/ценности

О пользе риска

Мы постоянно платим за свою любовь к стабильности.

​Сергей Петров

Основатель группы «Рольф», депутат Государственной думы, №109 в списке Forbes forbes.ru/petrov

В нашем обществе довольно предвзятое отношение к богатству. Крупный бизнес, сформировавшийся в 1990-е годы, считают криминальным. Забывают о том, что из пришедших тогда в бизнес остались лишь те, кто умел что-то делать. Я не идеализирую наших предпринимателей. Они уступают по эффективности западному конкурентному бизнесу. Мы это видим на примере российских компаний, купивших активы в Европе (скажем, металлургические заводы), а потом вынужденных с ними расставаться. Истории успеха редки. Наши бизнесмены используют не те компетенции, которые нужны для победы на современных рынках. Им комфортнее работать в России, где есть связи, наезды, хорошие отношения с министром или губернатором.

И все же они лучше следующей волны «олигархов», для которых чем больше налогов с нас, тем лучше - больше будет госзаказ, с которого они зарабатывают. Не всегда они отвечают за большие заводы и компании, за десятки тысяч рабочих мест, главное для них - получить господряд, который затем можно отдать субподрядчикам. Такой бизнес не приведет страну к успеху. Будут сильные госкорпорации, но слабая экономика.

Это процесс, который неизбежно закончится крахом, иначе бы у нас до сих пор работал Госплан. Неэффективность накапливается, распространяется на другие сектора: мы видим, как госбанки все больше берут на себя риски госкомпаний.

Бизнес - это всегда немного хаос. Это процесс, азарт, поиск. У нас готовность граждан рисковать и начинать свой бизнес довольно низкая, и за последние 10 лет она еще уменьшилась. Зато создается много чиновничьих и просто бюджетных рабочих мест. Поэтому люди сейчас все чаще ищут работу, не связанную с рынком и упорным трудом, приносящим видимый, реальный результат.

Попробуйте взять в аренду катер в Петербурге, чтобы возить туристов по Неве, - вы устанете получать разрешения. Поэтому нет лоукостеров, нет трехзвездочных гостиниц. Потому что есть нефть. Проще перетащить в Петербург офис «Газпрома», чем выстраивать среду для малого бизнеса.

К сожалению, у власти сейчас стоят люди, лишенные бизнес-логики. Они могут принимать решение, после которого закроются 500 000 малых предприятий, как было недавно после повышения страховых платежей.

На совещании в правительстве я недавно слышал, как высокий чиновник рассуждал так: вот частник производит шоколадки и платит хорошие зарплаты. А мы из-за этого не можем в свою корпорацию найти молодых специалистов на 35 000 рублей. В какой еще стране бизнес противопоставляют государству? С такой логикой ничего никогда не создашь.

Мы постоянно платим за иррациональные решения начальников: 75 млрд рублей в кризис отдали АвтоВАЗу, хотя за эти деньги можно было бы построить три-четыре современных завода. Мы за счет госдотаций выпускаем плохой, но дешевый продукт, и со стороны кажется, что у нас есть экономика. А в конкурентной ситуации мы видим, что почти ничего у нас нет и надо все строить заново.

За ошибки надо платить - это логика в духе Forbes, как мне кажется. Но для начала их необходимо признать, тогда появляется шанс на перемены к лучшему.