Виктор розов в поисках радости анализ произведения. Верной дорогой

В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина. У неё четверо детей, все живут с нею. Старший Федор - химик, кандидат наук, недавно женился. Его жену зовут Лена. Дочь Татьяна - ей девятнадцать лет - учится в институте. Восемнадцатилетний Николай работает в ремонтных мастерских. Младшему - Олегу - пятнадцать.

Утром Лена спешит на распродажу чешских сервантов. Им скоро должны дать отдельную квартиру, и поэтому Лена целыми днями простаивает в очередях за красивой, дорогой мебелью. Комната, в которой происходит действие пьесы, вся заставлена уже купленной мебелью. Мебель закрыта чехлами и тряпками, и к ней никто не прикасается, так как Лена боится что-либо «попортить». Она говорит с мужем только о мебели и о деньгах, «точит его и точит».

К Савиным заходят Иван Никитич Лапшин и его сын Гена. Они вот уже который год приезжают в Москву к брату Ивана Никитича, который Савиным - сосед. Лапшин пришёл попросить «заварочки». Гене неловко. Он влюблён в Таню и стесняется своего отца, который предпочитает занять у другого, чем потратить своё. Иван Никитич все пытается женить сына и для этого купил ему аккордеон, чтобы «девок приманивал», так как с инструментом «уважение будет». Он считает, что молодёжь растёт слишком умная, много стала рассуждать. За завтраком он смеётся над сыном, при всех рассказывая о нем разные смешные и нелепые подробности. Олег сочувствует Гене и, когда Лапшин пытается поучать и его, взрывается и делает Лапшину замечание. Тот обижается и уходит.

Олег извиняется перед Геной и говорит, что не терпит, когда людей оскорбляют. Гена же говорит, что со временем Олег к этому привыкнет. Он бесстрастно рассказывает о том, что отец бьёт его и мать. Олег в ужасе, а Гена говорит, что «дублёной коже износу нет», вытаскивает из отцовского пиджака сотню, прячет. Олег опять ужасается, но для Гены - все в порядке вещей.

К Федору заходит Леонид Павлович. Ему тридцать два года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители сейчас в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена, увидев его, хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок, аквариум с которыми стоит на окне. Отходя от окна, Олег прыгает через новый письменный стол, за которым Федор разрешил Тане позаниматься, и опрокидывает пузырёк с чернилами. Чернила заливают стол. Олег в ужасе. Они с Геной тщетно пытаются вытереть лужу. Гена собирается брать вину на себя, но Олег не соглашается: должна же Лена понять, что он сделал это нечаянно.

Лена привозит сервант. Она сияет, любуется вещью и рассказывает, что она из-за него вынесла. Олег пытается заговорить с ней, но она отмахивается, заводит разговор с Таней о Леониде, уговаривает ее выйти за него замуж, так как он - блестящая партия. Олегу наконец удаётся все рассказать. Перед этим он берет с Лены слово, что та не будет его ругать. Но Лена словно с цепи срывается, обзывает Олега «гадиной» и «хулиганом», а узнав, что это произошло из-за рыб, хватает аквариум и швыряет его в окно. Олег бросается за ними во двор, но не успевает: рыб съедают кошки. Вернувшись, он, плача, срывает чехлы с мебели, хватает саблю, висящую над диваном, и начинает рубить вещи. Потом убегает. Гена и Коля бросаются за ним. Лена, как безумная, мечется от вещи к вещи. Федор растерянно бегает за ней следом.

Часть вещей выносят. Лене плохо. Дядя Вася - сосед Савиных - обещает починить испорченную мебель. Клавдия Васильевна беспокоится, что Олег убежал из дома. Леонид и Таня остаются одни. Леонид использует момент, чтобы ещё раз напомнить Тане о своих чувствах. Таня его не слушает: ей нужно выговориться. Она вспоминает, как дружно и счастливо они жили когда-то. Теперь все это изменилось, так как изменился Федор, которого все очень любили. Таня интересуется, как к Федору относятся на работе. Леонид говорит, что их коллектив - вечная склока, борьба. Федор «танцует на прежней высоте, желая взять от неё все». Ему стали завидовать. По словам Леонида, Федор вырабатывает своё поведение в жизни. Таня поражена и разочарована.

Федор пытается успокоить Лену. Та упрекает мужа, что он привык жить в «клоповнике целым кагалом», что ему на неё наплевать, что все ее оскорбляют и ненавидят и что она больше здесь жить не желает ни одного дня. уходит. Федор пытается оправдать Лену перед матерью. Но она только сожалеет, что сын становится другим, мещанином, что он давно уже забросил своё «заветное» дело и вряд ли у него будут силы его продолжить. Говорит, что хорошая жена должна в первую очередь заботиться о человеческом достоинстве своего мужа. Федора зовёт Лена. Разговор прерывается.

Приходят Олег и Геннадий, который прятал Олега в своей комнате, пока не улёгся скандал. Гену уводит отец - собираться домой. Входят Федор и Лена. Лена пытается побить Олега. Федор их разнимает. Когда Лена уходит, Олег говорит, что отдаст все деньги за мебель, когда вырастет, и замечает, что Федор плачет. Приходит Гена и дарит Олегу новый аквариум. Олег сначала радуется, но, вспомнив, что рыбы куплены на украденную сотню, отказывается от подарка.

Лена просит Леонида пустить их с Федором до осени пожить к себе. Леонид согласен. Федор не рад переезду. Гена просит у Федора взаймы сто рублей. Лена ему отказывает, но под уговорами мужа все же даёт деньги. Гена приносит ей в залог аккордеон.

Когда Гена и Таня остаются одни, тот дарит Тане духи и признается в любви. Таня удивлена красноречием Гены. Она зовёт его с отцом выпить чаю перед отъездом. Неожиданно Гена признается отцу, что украл у него деньги, и отдаёт ему сотню. Олег бежит в коридор и приносит аквариум, подаренный Геной, ставит его на место прежнего. За столом опять спор. Клавдия Васильевна уверена, что Лена за вещи продаёт лучшие человеческие качества, что жизнь слишком коротка, чтобы оставлять все, к чему стремишься, только для того, чтобы обставить квартиру. Таня называет Лену прорвой. Лена же говорит, что они ее никогда не поймут и что им лучше жить врозь. Клавдия Васильевна против Фединого переезда. Федор колеблется, но под давлением Лены и Леонида уступает им. Он отдаёт матери свою главную рукопись и просит сохранить ее.

Лапшин в гневе, что Гена признался о деньгах при всех, хочет его побить, но тот в первый раз оказывает ему сопротивление. Гена сильнее отца и с этого момента запрещает ему бить себя и мать. Лапшин удивлён и очень горд поведением сына. Таня зовёт Гену на будущий год в Москву, обещает написать. Леонид, Федор и Лена уезжают.

Пересказала

Пьеса В. Розова "В поисках радости" в Центральном детском театре.

Драматург Виктор Розов неизменно верен своему восприятию людей, основной теме своего творчества. Как относиться к жизни: творчески или потребительски? В чем назначение человека: в том ли, чтобы создавать материальные и духовные ценности, или в том только, чтобы иждивенчески Пользоваться благами, которые они при носят? Розов во всех своих пьесах дает на это прямой ответ.

Говорит ли писатель о выборе профессии, как в произведение «В добрый час», о верности в дружбе и любви, как «Вечно живых», противопоставляет ли он богатство мыслей чувств достойных членов социалистического общества стяжательству мелких корыстолюбцев, как в пьесе «В поисках радости», - всегда и всюду он решает именно эту тему. Вот почему в фокусе его авторского внимания оказывается молодёжь.

С добрым беспокойством опрашивает Розов юношей и девушек: «Какова дорога, которой ты идёшь?». Не случайно -именно таково второе и более точное название его новой пьесы. А ведь выбор жизненного пути, поиски на нём радости, осознание того, что является радостью подлинной, а что мнимой, неразрывно связаны воспитанием чувств, мысли, воли. Педагогическое звучание пьес Розова объясняет естественность творческой дружбы драматурга с Центральным детским театром. Именно здесь нашёлся режиссер, близкий по своему сценическому почерку литературной манере Розова. Режиссёр этот - А. Эфросе. Он, как и Розов, понимает, чувствует психологию советского молодого человека и стремится воспроизвести правду жизни в ёе повседневном будничном процессе.

На этот раз «повседневность», в которой раскрывается сюжет пьесы, подчеркнута и выбором рядовой семья я коротким отрезком времени действия, когда успевает, в сущности, совершиться лишь одно событие: разрыв (притом, по-видимому, временный) с родными молодого учёного Федора Савина., переезжающего из родного дома на другую квартиру по требованию эгоистичной и корыстолюбивой жены.

И хотя в течение одного весеннего дня в маленьком старом доме, расположенном в тихом московском переулке, не происходит ничего, что выходило бы за пределы семейного быта я могло бы, казалось, общественно нас взволновать, - пьеса и спектакль не только смотрятся с вниманием, но и горячо волнуют, увлекают зрителей.

Чем это объясняется? Очевидно, тем, что правда жизни, когда она раскрывается не прямолинейно, а в подлинном движении, в истинных противоречиях, в столкновении живых характеров, не может оставлять зрителей равнодушными. Вот откуда серьёзность, с которой смотрится спектакль, жизнеутверждающий смех и аплодисменты, вспыхивающие во время действия, чувство нравственного удовлетворения, испытываемое зрителем.

Вместе с Клавдией Васильевной Савиной мы верим ее младшим детям, когда под занавес спектакля Олег успокаивает ее, огорченную, оскорбленную переездом Федора: «Мы тебя любим. Не бойся за нас...». Вместе с Олегом, утешающим мать, Розов как бы говорит нам, что в доме остались теперь только хорошие, честные, благородные люди. Доброе побеждает злое, правда побеждает ложь, торжествуют высокие принципы нашей советской морали.

Ранним весенним утром пробуждается жизнь в семье Савиных, и художник спектакля М. Курилко активно помогает режиссёру и актерам перенести нас в атмосферу старого московского дома, куда сквозь плотные занавеси пробиваются робкие лучи солнца. С беседы младших сыновей начинается действие, и умение Розова проникнуть в юношескую душу, найти для ее выражения слова точные и тонкие сразу вызывает хорошее зрительское ослабнет и в этом - немалая заслуга и Розова, и Эфроса, и многих исполнителей.

Олег становится для нас главным героем пьесы, а его будущая судьба-наиболее нам дорогой и близкой. Образ Олега находит настолько достоверное и обаятельное воплощение в игре К. Устюгова, что кажется, будто ииым и не может выглядеть этот романтичный и чистый, поэтичный и мужественный подросток. А рядом с ним - Геннадий в очень чутком, убедительном исполнении А. Шмакова: загнанный волчонок, наученный мерзавцем отцом, будто «люди звери и на них злобу надо иметь», и вызывающийся на нравственную сво-боду, угадывающий правду хороших людей - Олега, его сестры Тани (ее умно и приятно играет Надеждина), их матери Клавдии Васильевны. Образ этой самоотверженной русской женщины В.Сперантова рисует штрихами скупыми и сильными, вызывая к умной, доброй, благородной Савиной нашу любовь и уважение.

Многокрасочной, а потому столь выразительной артистической кистью рисует Е. Перов образ Лапшина, отца Геннадия. Исполнитель помогает нам угадать биографию этого «крутого», каок он себя рекомендует, жестокого и алчного Самодура, на котором трудно разглядеть родимые пятна капитализма только потому, что он целиком является сплошным темным пятном.

Есть в пьесе Розова еще один удавшийся ему характер. Это Леночка, жена Федора. Ее «трезвый взгляд на жизнь», ее уверенность, что главное-«не зевать в жизни», ее всепоглощающая страсть к заграничной мебели, к заграничным вещам, ее стремление превратить мужа в дойную корову -- это то, что мы зовём мещанством и с чем еще приходится воевать. И всё это исполнительница роли М. Куприянова отражает в своей игре, во сценические средства, . которыми она этого достигает, подчас чересчур прямолинейны, слишком сатирически обнажены. Такую Леночку, какую создает Куприянова, не мог бы любить даже слабовольный Федор. Кстати, чем, кроме слабоволия и влюблепности в жену, наделил Федора автор? Ничем! Еще менее удались в пьесе образы Николая, Таисии, Марины, Леонида, Василия Ипполитовича. Не будем же пенять на актеров за то, что они не оживили этих персонажен, но пожалеем, что театр не помог драматургу их дорисовать

Режессура Эфроса сильна там, где силен Розов. Правду жизни постановщик и актёры увидели сквозь «магический кристалл» драматургии. Так родился этот одновременно скромный и значительный спектакль, вызывающий молодое поколение на раздумья о человеческом достоинстве, о любви к людям, о честности и чистоте чувств, о ненависти к мещанскому корыстолюбию и эгоизму; на светлые раздумья о том, что в нашем обществе каждый человек должен идти к большой цели своей жизни прямой и верной дорогой.

Розов Виктор

В поисках радости

Виктор Розов

В поисках радости

КОМЕДИЯ в двух действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Клавдия Васильевна Савина -- 48 лет.

Федор -- 28 лет; Татьяна -- 19 лет; Николай -- 18 лет; Олег -- 15 лет ее дети.

Леночка, жена Федора,-- 27 лет.

Иван Никитич Лапшин -- 46 лет.

Геннадий, его сын -- 19 лет.

Таисия Николаевна -- 43 лет.

Марина, ее дочь,-- 18 лет.

Леонид Павлович -- 32 лет.

Василий Ипполитович (дядя Вася) -- сосед Савиных.

Фира Канторович, Вера Третьякова - ученицы 8-го класса.

Действие первое

Комната в московской квартире, в старом доме, где-то в отдаленном от центра переулке. Справа -- дверь, ведущая в прихожую. Слева -- дверь в комнату, в которой живут Федор и его жена Лена. В середине, ближе к левому углу, дверь, которая редко бывает закрыта. Там виден небольшой коридор, заставленный домашним скарбом. В этом коридоре две двери по левой стороне: одна -- в комнату матери и Татьяны (та, что ближе) и вторая -- в кухню, и еще дверь -- прямо, она ведет во двор (черный ход). Когда эта дверь открывается, видна часть двора с только начинающими зеленеть деревьями, яркой травой, надворными постройками. В квартире голландское отопление. Правее от центральной двери -- два окна. Слева, почти у авансцены, стоит ширма, за которой, видимо, кто-то спит, так как на ширме висят брюки, рубашка и носки с резинками. Посреди комнаты -- небольшой круглый стол и старые сборные стулья. Комнате придают странный вид какие-то громоздкие предметы, укрытые материей, газетами, всевозможным тряпьем. Сейчас

они имеют фантастический вид, так как в комнате темно и только сквозь плотные шторы, вернее, через щели бьет яркий утренний свет. За ширмой горит свет -- маленькая электрическая лампочка.

Но вот она погасла.

Тихо открывается входная дверь. Стараясь не шуметь, входит Коля. Он подходит к буфету, достает ломоть хлеба, ест жадно, с аппетитом,--видимо, проголодался сильно. Подходит к ширме, отодвигает две ее створки (те, что на зрителя). За ширмой виден потрепанный диван со спинкой, на котором спит, лицом к стене, его младший брат Олег, и раскладная кровать -- постель Коли. Над диваном висит потрет молодого мужчины, а под ним на гвозде -- сабля. Николай сел на раскладушку, ест хлеб.

Олег (вдруг повернувшись, шипит). Ты дождешься, я маме скажу!

Коля продолжает есть.

Который час?

Коля. Пятый. Олег. Ого! (Нырнул под одеяло.)

Коля. Стихи, что ли, писал, полоумный?

Олег (высунув голову из-под одеяла). А ты -- бабник! (И скрылся.)

Коля продолжает есть, думая о своем.

(Снова высунулся из-под одеяла.) Ты знаешь, я ведь тоже люблю.

Коля. Чего, пирожки с мясом?

Олег. Я серьезно...

Олег (говорит, как на исповеди). Я... вот этого никто не знает... ужасно влюбчивая натура. Да, да!.. И давно!.. В четвертом классе мне одна нравилась, Женька Капустина... Хотел ее имя ножом на руке вырезать, да не получилось -- больно. Прошло... В шестом классе--Нинка Камаева... Я ее из жалости полюбил -- забитая такая была, тихая... Потом она в комсорги пролезла -- горластая стала -- жуть! -- разлюбил. А сейчас -- двоих... Да; да! Ну вот что такое -- сам не пойму. Мучаюсь ужасно!.. Верку Третьякову и Фирку Канторович... Верка -- каштановая, а Фирка -- черная... У нее глаза, знаешь, огромные и темно-претемно-синие... Я в Парке культуры анютины глазки такого цвета видел... Ну вот, клянусь тебе, наглядеться не могу! А у Верки -- коса толстая и до подколенок, а на кончике завивается. Как она ее носить не боится?.. Еще отрежут хулиганы на улице.

Коля. Они знают?

Олег. Что?

Коля. Ну, что ты влюблен в них?

Олег. Откуда же?

Коля. Не говорил?

Олег. Что ты! Так я им и скажу!.. Мучаюсь я очень... Как это у меня получилось -- сразу двоих, -- не пойму! Вот ты ведь одну любишь? Одну? Да?

Коля (нехотя). Одну.

Олег. Видишь, нормально! Я вот что придумал: напишу записку.

Коля. Кому?

Олег. Одной из них.

Коля. И что напишешь?

Олег. Не скажу.

Коля. А другой?

Олег. А другой ничего не напишу. Только я не решил, которой из них написать. Это, знаешь, самое сложное. Но решу я сразу, категорично... и никаких!

Коля. А на другой что -- жениться собираешься?

Олег. Я никогда не женюсь. Это-то решено твердо. Вон Федька наш женился -- вижу я! Вечером, когда ты ушел, тут опять чуть свара не поднялась.

Коля. Ругались?

Олег. Не очень. Я читал на диване, а они пили чай... Купила она шоколадных конфет, так мне только одну швырнула, как собаке. Хотел я эту конфету выбросить к черту, да не выдержал, съел... Сидят они за столом, и она его точит, точит... Все деньги в уме какие-то подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях разговаривает... Федьке ведь это неинтересно, а она его пилит, пилит!.. А он только: "Леночка, хорошо! Леночка, сделаю!" Тьфу!

Коля. Что особенного? Федор квартиру получает-- вот они и думают, как ее обставить. (Начинает снимать ботинки.)

Олег. А ты на Марине тоже жениться будешь?

Коля. Ну, спи!

Олег. Колька, не женись! Ну кому это вообще надо?! Занимались бы, понимаешь, люди делом, а то женятся, ругаются, пузатые буфеты покупают -разве это жизнь?!

Коля. Давай спать, Олег, не нашего ума это дело.

Олег. В общем, конечно, но обидно... Мне Федю жаль. Вечером к нему Леонид Павлович приходил... Ты знаешь, Леонид Павлович из-за нашей Таньки сюда ходит, честное слово! Она ему нравится. Татьяна, может быть, за него замуж выйдет... Только вот мне почему-то не хочется, чтобы за Леонида Павловича...

Коля. Он аспирант, зарабатывает хорошо, квартира есть...

Олег. А зачем все это? Я бы вот этот свой диван ни на что в мире не променял!.. Разве что на путешествия!.. Гена Лапшин тоже заходил на минуточку. Увидел Леонида Павловича и ушел. Они с отцом скоро обратно уезжают. Ему наша Танька тоже нравится...

Коля. Уж очень ты много видишь...

Олег. Все вижу и молчу. Думают -- маленький. Вот только тебе... Мне ведь, в общем, конечно, все равно, только интересно...

Коля (вешая рубашку на ширму). А чего не спал?

Олег. Сначала читал, а потом стихи сочинял в уме. Вчера туман над Москвой был, помнишь?.. Я и сочинил про туман.

Коля. Сочинил?

Олег. Не до конца.

Сегодня за окном туман,-

Открою двери и растаю!

Домов верблюжий караван

Куда-то в дымке уплывает.

Дороги шум и улиц гам

Как будто тонут в хлопьях ваты,

И я плыву по облакам,

И невесомый и крылатый...

Пока все.

Коля. Куда же ты плывешь?

Олег. Не знаю. (Задумался.) Давай спать. (Скрылся под одеялом.)

Коля закрывает ширму. На ширме появляются его брюки. Через некоторое время входит Клавдия Васильевна. Она прикрыла дверцу буфета, которую не закрыл Коля, посмотрела на ширму, достала из шкафа две рубашки, сняла с ширмы рубашки ребят и повесила туда чистые. За окном слышатся нечастые удары топора по дереву. Входит Леночка.

Семья Савиных живет в Москве в старой квартире. Мать – Клавдия Васильевна, Федор – старший сын, защитил кандидатскую, женился. Дочь Татьяна поступила в институт, Николаю восемнадцать лет – он работает в мастерской по ремонту изделий. Олег ходит в школу, ему пятнадцать.

Елена - жена Федора бегает по магазинам и скупает дорогую мебель. Савиным вскоре дадут новую жилплощадь. Купленную мебель Лена закрывает тканью, чтобы не поцарапать. С мужем она разговаривает только о деньгах и новой мебели.

Соседи Иван Никитич Лапшин и сын Гена зашли к Савиным, чтобы одолжить чайную заварку. Они часто приезжают в гости к брату. Гене нравится Татьяна, но он испытывает неловкость перед девушкой. Лапшин хочет скорее женить Гену. Потратился на аккордеон, чтобы сына больше уважали. Во время завтрака Иван Никитич рассказывает Савиным нелепые истории, произошедшие с сыном. Гене очень неприятно. Олег поддерживает Гену, когда Лапшин начинает учить и его, подросток делает ему замечание. Мужчина, обидевшись, уходит домой.

Олег просит прощения у Гены. Он объясняет, что не намерен терпеть, когда людей унижают. Гена рассказывает, что отец поколачивает его и мать, потом достает из кармана отцовского пиджака деньги и прячет у себя. Олег с недоумением и удивлением смотрит на Гену.

В гости к Федору заходит друг Леонид Павлович. Он состоявшийся в жизни тридцатидвухлетний аспирант. Мужчина ухаживает за Татьяной. Гена хочет уйти, но Олег предлагает ему посмотреть аквариумных рыбок на подоконнике. Отходя от окна, Олег перепрыгивает письменный стол, который недавно купила Елена. Федор разрешил Тане временно заниматься за ним. Стоящая на столе чернильница падает и разливается. Ребята пытаются убрать лужу, но чернила впитываются в покрытие стола. Гена хочет сказать, что это он виноват в произошедшем. Но Олег отказывается. По его мнению, Лена должна понять, что он пролил чернила нечаянно.

Входит Лена. Грузчики заносят новый сервант. Женщина в хорошем настроении. Она рассказывает, что ей пришлось пережить из-за покупки серванта. Олег хочет рассказать о том, что случилось. Лена не слушает его. Она пытается убедить Татьяну в том, что Леонид очень выгодная партия для замужества. Наконец Олег сообщает Лене об испорченном столе. Женщина кричит и обзывает Олега «гадиной». Она хватает аквариум и бросает в окно. Олег бежит на улицу, но поздно рыбы съедены кошками. Вернувшись домой, Олег хватает со стены саблю и рубит новые вещи. Обезумевшая Лена рыдает и бегает вокруг мебели. Федор пытается ее успокоить. Олег убегает из дома.

Лена почти в обмороке. Клавдия Ивановна переживает за Олега. Леонид и Татьяна остаются наедине. Мужчина еще раз говорит о своих чувствах к девушке. Но она не слушает его. Таня рассказывает о том, как дружно когда-то жила их семья.

Федор пытается успокоить жену. Но Лена кричит и оскорбляет всю его семью. Клавдия Ивановна говорит, что, прежде всего жена должна заботиться о муже и его достоинстве.

Олег говорит, что заработает и отдаст деньги за всю испорченную мебель. Он отказывается от подаренного Геной нового аквариума, потому что знает, что он куплен на украденные у отца деньги.

Лена с Федором временно переезжают жить к Леониду. Гена рассказал отцу, что вытащил у него сто рублей. Лапшин в очередной раз пытается ударить сына. Молодой человек первый раз дает отпор отцу. Гена признается Тане в любви и дарит ей духи. Девушка приглашает его на следующий год приехать в Москву и обещает писать.

Произведение учит читателей, что в жизни материальные ценности не заменят человеческого тепла, достоинства, уважения и любви.

Картинка или рисунок Розов - В поисках радости

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Звезды под дождем Крапивина

    Звезды под дождем – звучит очень красиво и романтично. Но на свете стало столько практичных людей и совсем не романтиков, что иногда становиться скучно жить, ведь на свете столько всего интересного

  • Краткое содержание Чехов Шуточка

    В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается

  • Краткое содержание Вадим Новгородский Княжнина

    В городе Новгороде, двое посадников Пренест и Вигор, ожидая Вадима, обсудили причины, почему же он не хочет говорить о своем приезде в Новгород.

  • Краткое содержание Толстой Хаджи Мурат

    Хаджи-Мурата – один из сильнейших чеченских воинов имама Шамиля. Он ведет борьбу с ним за освобождение своей семьи из плена.

  • Краткое содержание Возвращение Ремарк

    Роман Эриха Марии Ремарка «Возвращение» - произведение о жизни солдат из Германии. Они молодые юноши, что недавно окончили школу, а уже побывали на войне. Это люди с душевной травмой, которую невозможно истребить или вылечить

КОМЕДИЯ в двух действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Клавдия Васильевна Савина -- 48 лет.

Федор -- 28 лет; Татьяна -- 19 лет; Николай -- 18 лет; Олег -- 15 лет ее дети.

Леночка, жена Федора,-- 27 лет.

Иван Никитич Лапшин -- 46 лет.

Геннадий, его сын -- 19 лет.

Таисия Николаевна -- 43 лет.

Марина, ее дочь,-- 18 лет.

Леонид Павлович -- 32 лет.

Василий Ипполитович (дядя Вася) -- сосед Савиных.

Фира Канторович, Вера Третьякова - ученицы 8-го класса.

Действие первое

Комната в московской квартире, в старом доме, где-то в отдаленном от центра переулке. Справа -- дверь, ведущая в прихожую. Слева -- дверь в комнату, в которой живут Федор и его жена Лена. В середине, ближе к левому углу, дверь, которая редко бывает закрыта. Там виден небольшой коридор, заставленный домашним скарбом. В этом коридоре две двери по левой стороне: одна -- в комнату матери и Татьяны (та, что ближе) и вторая -- в кухню, и еще дверь -- прямо, она ведет во двор (черный ход). Когда эта дверь открывается, видна часть двора с только начинающими зеленеть деревьями, яркой травой, надворными постройками. В квартире голландское отопление. Правее от центральной двери -- два окна. Слева, почти у авансцены, стоит ширма, за которой, видимо, кто-то спит, так как на ширме висят брюки, рубашка и носки с резинками. Посреди комнаты -- небольшой круглый стол и старые сборные стулья. Комнате придают странный вид какие-то громоздкие предметы, укрытые материей, газетами, всевозможным тряпьем. Сейчас

они имеют фантастический вид, так как в комнате темно и только сквозь плотные шторы, вернее, через щели бьет яркий утренний свет. За ширмой горит свет -- маленькая электрическая лампочка.

Но вот она погасла.

Тихо открывается входная дверь. Стараясь не шуметь, входит Коля. Он подходит к буфету, достает ломоть хлеба, ест жадно, с аппетитом,--видимо, проголодался сильно. Подходит к ширме, отодвигает две ее створки (те, что на зрителя). За ширмой виден потрепанный диван со спинкой, на котором спит, лицом к стене, его младший брат Олег, и раскладная кровать -- постель Коли. Над диваном висит потрет молодого мужчины, а под ним на гвозде -- сабля. Николай сел на раскладушку, ест хлеб.

Олег (вдруг повернувшись, шипит). Ты дождешься, я маме скажу!

Коля продолжает есть.

Который час?

Коля. Пятый. Олег. Ого! (Нырнул под одеяло.)

Коля. Стихи, что ли, писал, полоумный?

Олег (высунув голову из-под одеяла). А ты -- бабник! (И скрылся.)

Коля продолжает есть, думая о своем.

(Снова высунулся из-под одеяла.) Ты знаешь, я ведь тоже люблю.

Коля. Чего, пирожки с мясом?

Олег. Я серьезно...

Олег (говорит, как на исповеди). Я... вот этого никто не знает... ужасно влюбчивая натура. Да, да!.. И давно!.. В четвертом классе мне одна нравилась, Женька Капустина... Хотел ее имя ножом на руке вырезать, да не получилось -- больно. Прошло... В шестом классе--Нинка Камаева... Я ее из жалости полюбил -- забитая такая была, тихая... Потом она в комсорги пролезла -- горластая стала -- жуть! -- разлюбил. А сейчас -- двоих... Да; да! Ну вот что такое -- сам не пойму. Мучаюсь ужасно!.. Верку Третьякову и Фирку Канторович... Верка -- каштановая, а Фирка -- черная... У нее глаза, знаешь, огромные и темно-претемно-синие... Я в Парке культуры анютины глазки такого цвета видел... Ну вот, клянусь тебе, наглядеться не могу! А у Верки -- коса толстая и до подколенок, а на кончике завивается. Как она ее носить не боится?.. Еще отрежут хулиганы на улице.

Коля. Они знают?

Олег. Что?

Коля. Ну, что ты влюблен в них?

Олег. Откуда же?

Коля. Не говорил?

Олег. Что ты! Так я им и скажу!.. Мучаюсь я очень... Как это у меня получилось -- сразу двоих, -- не пойму! Вот ты ведь одну любишь? Одну? Да?

Коля (нехотя). Одну.

Олег. Видишь, нормально! Я вот что придумал: напишу записку.

Коля. Кому?

Олег. Одной из них.

Коля. И что напишешь?

Олег. Не скажу.

Коля. А другой?

Олег. А другой ничего не напишу. Только я не решил, которой из них написать. Это, знаешь, самое сложное. Но решу я сразу, категорично... и никаких!

Коля. А на другой что -- жениться собираешься?

Олег. Я никогда не женюсь. Это-то решено твердо. Вон Федька наш женился -- вижу я! Вечером, когда ты ушел, тут опять чуть свара не поднялась.

Коля. Ругались?

Олег. Не очень. Я читал на диване, а они пили чай... Купила она шоколадных конфет, так мне только одну швырнула, как собаке. Хотел я эту конфету выбросить к черту, да не выдержал, съел... Сидят они за столом, и она его точит, точит... Все деньги в уме какие-то подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях разговаривает... Федьке ведь это неинтересно, а она его пилит, пилит!.. А он только: "Леночка, хорошо! Леночка, сделаю!" Тьфу!

Коля. Что особенного? Федор квартиру получает-- вот они и думают, как ее обставить. (Начинает снимать ботинки.)

Олег. А ты на Марине тоже жениться будешь?

Коля. Ну, спи!

Олег. Колька, не женись! Ну кому это вообще надо?! Занимались бы, понимаешь, люди делом, а то женятся, ругаются, пузатые буфеты покупают -разве это жизнь?!

Коля. Давай спать, Олег, не нашего ума это дело.

Олег. В общем, конечно, но обидно... Мне Федю жаль. Вечером к нему Леонид Павлович приходил... Ты знаешь, Леонид Павлович из-за нашей Таньки сюда ходит, честное слово! Она ему нравится. Татьяна, может быть, за него замуж выйдет... Только вот мне почему-то не хочется, чтобы за Леонида Павловича...

Коля. Он аспирант, зарабатывает хорошо, квартира есть...

Олег. А зачем все это? Я бы вот этот свой диван ни на что в мире не променял!.. Разве что на путешествия!.. Гена Лапшин тоже заходил на минуточку. Увидел Леонида Павловича и ушел. Они с отцом скоро обратно уезжают. Ему наша Танька тоже нравится...

Коля. Уж очень ты много видишь...

Олег. Все вижу и молчу. Думают -- маленький. Вот только тебе... Мне ведь, в общем, конечно, все равно, только интересно...

Коля (вешая рубашку на ширму). А чего не спал?

Олег. Сначала читал, а потом стихи сочинял в уме. Вчера туман над Москвой был, помнишь?.. Я и сочинил про туман.

Коля. Сочинил?

Олег. Не до конца.

Сегодня за окном туман,-

Открою двери и растаю!

Домов верблюжий караван

Куда-то в дымке уплывает.

Дороги шум и улиц гам

Как будто тонут в хлопьях ваты,

И я плыву по облакам,

И невесомый и крылатый...

Пока все.

Коля. Куда же ты плывешь?

Олег. Не знаю. (Задумался.) Давай спать. (Скрылся под одеялом.)

Коля закрывает ширму. На ширме появляются его брюки. Через некоторое время входит Клавдия Васильевна. Она прикрыла дверцу буфета, которую не закрыл Коля, посмотрела на ширму, достала из шкафа две рубашки, сняла с ширмы рубашки ребят и повесила туда чистые. За окном слышатся нечастые удары топора по дереву. Входит Леночка.

Клавдия Васильевна. Вы что рано, Леночка? Леночка. Поеду в центр. На Дмитровке, сказали, сегодня будут чешские серванты давать. Займу очередь. Клавдия Васильевна. Я поставлю чайник.

Леночка. Нет, нет! Что-нибудь на скорую руку. У нас, кажется, еще ветчина есть. (Ушла в свою комнату и быстро возвратилась со сверточком. Развернула его, села к столу, торопливо закусывает.)

Клавдия Васильевна. Может быть, повременить, Леночка?

Леночка. Такие серванты раз в году бывают, а квартиру мы получим самое позднее к августу -- дом уже достраивается. Вы думаете, я сама не понимаю, мама? Конечно, этим вещам здесь не место, могут попортить. Мальчики такие неаккуратные! Ну, вот! Кажется, кто-то рылся в книгах! (Подошла, приподняла материю, скрывающую какой-то предмет. Это -- груда книг.) Конечно! Нет седьмого тома Джека Лондона!.. Мы же просили не трогать! Подписное издание! Уж брали бы что-нибудь из современных -- не жалко!