С нато или без - швеция и финляндия хотят защититься от россии. Швеция неожиданно отказалась от вступления в нато

К бомбардировкам Ливии готова присоединиться не входящая в НАТО, но мощная в военном отношении Швеция. Фактически это означает активизацию сотрудничества шведов с Североатлантическим альянсом. И данный факт может неприятно отразиться на геополитическом положении не столько далекой Ливии, сколько России.

Первым инициативу об участии скандинавов в военной операции против Муаммара Каддафи озвучил глава МИД Швеции Карл Бильдт. Этот политик, занимавший в свое время пост премьера, известен своим благожелательным отношением к сотрудничеству своей до сих пор нейтральной страны с НАТО. Как выяснилось, почин главы шведской дипломатии поддержал и премьер Фредрик Рейнфельдт.

В канун встречи с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном Рейнфельдт выступил с предложением отправить в Ливию восемь шведских истребителей "Грипен", военно-транспортный лайнер "Геркулес" и разведывательный самолет. Окончательное решение о посылке шведских самолетов в Африку должен принять парламент. Рейнфельдт надеется, что депутаты Риксдага одобрят его планы.

Вопрос об участии шведов в ливийской операции НАТО может стать примером скрепления их "боевого братства", за которым может последовать, в том числе, и присоединение Швеции к Североатлантическому альянсу. А это ведет к изменению сил у самых границ России — на Балтийском море и в Арктике.

Вот уже почти 200 лет Швеция является нейтральной страной. Однако этот нейтралитет в последнее время кажется декларативным. Шведы (как и так же внеблоковая Финляндия) участвуют в программе НАТО "Партнерство ради мира". Натовские силы все чаще проводят учения на шведской территории. Два года назад Швеция и Финляндия договорились с входящими в альянс Норвегией, Данией и Исландией о совместном патрулировании морских границ в Арктике, создании общих ВМФ и отряда быстрого реагирования.

А в начале этого года по инициативе Великобритании в Лондоне прошла встреча с участием англичан, прибалтов и представителей всех пяти стран Северной Европы. Речь на ней шла об укреплении военного сотрудничества в арктическом и балтийском регионах. Организация уже получила название "Арктическое мини-НАТО". Видимо, ее будущие контуры и станут обсуждать генсек НАТО и бывший датский премьер Расмуссен и глава шведского правительства Рейнфельдт завтра.

Многое говорит о том, что недолго осталось ждать часа, когда Швеция поступится нейтралитетом и войдет в Североатлантический блок. Если события станут развиваться подобным образом, шведы станут для НАТО не обузой, а приобретением. Само собой разумеется, что альянс получит новую страну на Балтике близ российских границ. Но этим ценность Швеции не исчерпывается.

Небольшая девятимиллионная страна имеет сильные для своих размеров армию и военно-промышленный комплекс. Еще в годы холодной войны нейтральная Швеция была десятым в мире экспортером оружия. За последние же 20 лет она и вовсе поднялась на седьмое место, продавая вооружения на сумму почти в два миллиарда долларов. Покупателями продукции шведского ВПК являются Голландия, Индия, Пакистан, ЮАР, страны Латинской Америки и даже… США и Великобритания.

Особую славу снискали себе истребители JAS 39 Gripen (те самые, что готовы лететь на бомбардировки Ливии), БМП CV90 и артиллерийские радары ARTHUR. Шведский ВПК выпускаеттакже вертолеты, подлодки, надводные корабли и радары для них, системы дальнего радиолокационного обнаружения, танки, самоходные гаубицы, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК).

Численность шведской армии составляет 25 тысяч человек, но местный Генштаб разработал план, позволяющий быстро ее удвоить. На вооружении скандинавской военной машины состоят 165 боевых и 102 вспомогательных самолета, свыше 50 надводных кораблей и пять подлодок. Примечательно, что решения о наращивании боевой мощи Швеции и активизации сотрудничества были приняты… после войны в Южной Осетии.

Так что участие Швеции в бомбардировках Ливии — возможный пробный шаг к членству в Североатлантическом альянсе или, по крайней мере, к установлению с ним особых отношений. Как это изменит положение у российских границ? Какие неприятности для России может повлечь за собой членство Швеции в НАТО? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждают военные эксперты Леонид Ивашов и Анатолий Цыганок.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем:

— Нельзя сказать, что Швеция имеет слишком уж сильную армию, способную решать сверхкрупные боевые задачи. Она больше думает о том, как поддерживать свой более высокий статус по сравнению с Норвегией и Финляндией. Последние десятилетия у нас со шведами складывалось очень неплохое сотрудничество, отношения были довольно теплыми. И шведский генерал фон Сюдов очень радовался тому, что его страна не участвовала в агрессии НАТО против Югославии. Этот факт надо отметить особо.

Однако США проводят активную политику по окружению России. Вокруг нас создается кольцо военных баз. Они есть в черноморском регионе, есть они и у наших северных рубежей. Вот американцы и приступили к обработке Швеции на предмет втягивания ее в НАТО. Похоже, политическое решение принято и шведы вступят в Североатлантический блок. Участие в бомбардировках в Ливии и создание "Арктического мини-НАТО" — шаги именно на этом пути.

Сама по себе Швеция в одиночку России вряд ли угрожает. Однако в составе НАТО она уже куда опаснее. Североатлантический альянс — это отлаженная, продуманная американцами система по окружению нас. И в этом смысле окончание эпохи шведского нейтралитета для нас неприятно.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

— На сегодняшний момент в шведском обществе нет единства по поводу возможного вступления в НАТО. Сторонники указывают на опасность, исходящую от России, противники — на издержки членства в альянсе. Однако тот факт, что шведы в последнее время тесно координируют с НАТО свои усилия, а теперь еще и самолеты в Ливию посылают, говорит о том, что "атлантический" вектор шведской политики сегодня сильнее.

Если Швеция войдет в Североатлантический альянс, это создаст России немало проблем и на Балтике, и в Арктике. Так, на севере близ наших границ появится совместная шведско-норвежская ударная группировка, теоретически способная выступить и против нашего Балтийского и Северного флотов. Сегодня НАТО наращивает свое присутствие в Арктике. И пополнение в этой связи рядов альянса Швецией — очень неприятный для нас сигнал.

11/01/2018

По прошествии двадцати лет сотрудничества с НАТО, начав с «Партнерства ради мира» в 1994 году, Швеция стала одним из пяти партнеров, которым были предоставлены расширенные возможности для диалога и сотрудничества с НАТО на саммите организации в Уэльсе в 2014 году, в котором мне впервые довелось участвовать в качестве посла Швеции при НАТО. Статус партнера с расширенными возможностями предоставил платформу для развития более гибких и индивидуальных отношений, помимо других форматов партнерства. Это совпало с российской незаконной аннексией Крыма и военным вмешательством на востоке Украины, а также с принятием нашего закона об обороне на период с 2016 по 2020 годы. Необходимость пересмотреть нашу собственную оборонную политику в сочетании с серьезным сигналом, свидетельствующим о готовности европейской страны нарушить существующий порядок безопасности с помощью военной силы, придали импульс новой платформе партнерства.

Восстановление равновесия в национальной обороне

В Швеции, как и в большинстве европейских стран, события 2014 года снова вывели политику обороны и безопасности на первый план политической повестки дня. С окончанием «холодной войны» зародилась концепция воцарения вечного мира, и в последовавшие за этим десятилетия национальной обороне уделялось меньше внимания. В связи с отсутствием четких угроз нашей национальной безопасности мы постепенно отказались от предыдущей концепции мощной национальной обороны, призванной не допустить и предотвратить возможное полномасштабное вторжение. Сменившие затем друг друга правительства сокращали оборонный бюджет. Первоочередной задачей стало внесение вклада в международные миссии, нацеленные на обеспечение стабильности в Европе и в соседних регионах. Оборона страны была переведена на более гибкие и скромные рельсы, при этом особый упор делался на экспедиционные войска.

Шведская офицер по связи и взаимодействию служит в составе Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане, миссия которых закончилась в декабре 2014 г. © Министерство обороны Швеции

В настоящий момент наш самый крупный международный военный вклад – в Мали (МИНУСМА). За истекший период более 80 000 шведских мужчин и женщин служили в миссиях по поддержанию мира, проводившихся ООН, ЕС и НАТО в различных точках мира. Швеция участвовала во всех операциях под руководством НАТО, проводившихся по мандату ООН, и по-прежнему оказывает активную поддержку Силам для Косово на Западных Балканах и миссии «Решительная поддержка» по учебной подготовке, консультированию и содействию национальным силам безопасности и учреждениям в Афганистане. Это имеет принципиальное значение для повышения оперативной совместимости между вооруженными силами Швеции и международными партнерами, и это также должно восприниматься как проявление международной солидарности.

По окончании эпохи «холодной войны» (1949-1989) и в последующие десятилетия НАТО уделяла основное внимание международным миссиям по кризисному регулированию, и наш новый статус партнера с расширенными возможностями также совпал с решением НАТО адаптироваться и перенаправить свое внимание в соответствии с новыми реалиями. Ухудшение условий безопасности и необходимость для НАТО сосредоточиться на коллективной обороне и обороне Европы подчеркнули нашу общую заинтересованность в еще более тесной совместной работе. Тот факт, что район Балтийского моря надо воспринимать как один стратегический район, стал естественным движущим фактором расширения нашего сотрудничества.

Швеция наметила три первоочередных направления: политические консультации, учения и обмен информацией. За последние три года мы проделали огромную работу по всем ним. На встрече на высшем уровне в Варшаве в 2016 году НАТО подчеркнула, что необходимо развивать регулярные политические консультации, обмениваться информацией об обстановке и проводить совместные учения с Финляндией и Швецией. Работа с коллегами из стран НАТО и сотрудниками НАТО по данной повестке дня была для нас поучительной и полезной.

Вызовы миропорядку

Общие вызовы, стоящие перед нами, масштабны и сложны, как никогда за последние десятилетия. Региональные державы и негосударственные субъекты проверяют свою силу на соседях, других государствах и международных учреждениях. Угроз множество, и они более сложны. Готовность и боеспособность вооруженных сил будут и впредь сохранять жизненно важное значение, но их будет недостаточно, чтобы действовать в ответ на террористические, кибернетические или гибридные угрозы. С ними можно справиться только расширяя международное сотрудничество, а не сворачивая его.

Шведские войска участвуют в учениях НАТО «Балтопс – 2015».

В этой связи отрадно отметить недавние шаги вперед в сотрудничестве между НАТО и ЕС. Швеция вместе с рядом других государств-членов ЕС заявила о своем намерении присоединиться к новому Постоянному структурированному сотрудничеству (ПЕСКО) – структуре и процессу, в основе которых лежит договор и которые призваны углубить сотрудничество в области обороны и безопасности в Европейском союзе между теми государствами, которые способны и готовы к этому. Европейский союз, НАТО и США, вместе с глобальными партнерами должны и впредь отстаивать миропорядок, основанный на международном праве и уважении прав человека. Прочная трансатлантическая связь важна для стабильности НАТО и Европы. Действуя вместе на международных площадках, при проведении операций и учений мы повышаем порог, ограждающий нас от агрессии.

Наряду с уставом ООН принципы и обязательства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) образуют нормативно-правовую основу европейской безопасности. При этом важнейший элемент – право всех государств на территориальную целостность и на самостоятельный выбор политики безопасности, включая принцип, согласно которому границы стран нельзя менять с помощью силы. Швеция приветствует Европейскую инициативу сдерживания, выдвинутую США, а также усиленное присутствие НАТО в районе Балтийского моря, что способствует региональной стабильности в целом. Среди ответных мер, принятых Швецией в связи с агрессивной военной линией и непредсказуемыми действиями России: укрепление национальной обороны и расширение сотрудничества в области безопасности. В сочетании с активной дипломатией посредством диалога это дает возможность вновь заявить о нашей неизменной поддержке международного права, демократических ценностей и принципов.

Преобразование оборонной политики Швеции

Обеспечение безопасности нашей страны – наша основная обязанность, и это непосредственно связано с миром и стабильностью на севере Европы. В этом году правительство Швеции приняло стратегию национальной безопасности – рамочный документ, в котором определены национальные интересы и угрозы в различных областях. Оборонная политика Швеции сосредоточена на двух направлениях: модернизация военного потенциала страны и углубление сотрудничества с другими странами и организациями. Эта политика пользуется широкой поддержкой со стороны парламента.

Швеция инвестирует в новые силы и средства, в частности новое поколение самолетов-истребителей Gripen («Грипен»). Фото любезно предоставлено Luftstridsskolan and Forsvarsmakten

С 2015 года наметилась новая тенденция в оборонных расходах Швеции. Тогда правительство впервые за более чем два с половиной десятилетия приняло решение об увеличении оборонных расходов на 11 процентов до 2020 года. В этом году с заключением многостороннего соглашения бюджет вырос еще больше, и таким образом за пять лет он увеличится в общей сложности на 17 процентов.

В настоящий момент Швеция создает сеть оборонного сотрудничества. У нас давно сложились особые отношения с Финляндией – страной, которая, как и мы, не присоединилась к военным союзам и является партнером с расширенными возможностями. Вместе мы планируем совместные действия в мирное время и не только. Мы работаем в тесной увязке с североевропейскими и балтийскими странами, а также с Германией, Польшей, Соединенным Королевством и США.

Призыв, силы и средства, устойчивость

В этом году правительство Швеции решило вновь ввести систему набора по призыву. Призыв для мужчин и женщин начнется 1 января 2018 года, и в первый год планируется набрать около 4000 человек.

Среди примеров наших первоочередных задач – обеспечение вновь военного присутствия на острове Готланд и более активная учебная подготовка и учения. Участие в самых продвинутых и комплексных учениях НАТО принципиально важно для повышения оперативной совместимости и подготовки к возможной координации в будущем со странами-партнерами. Строятся две подводные лодки следующего поколения. Будут вложены дополнительные инвестиции в силы и средства противолодочной борьбы. Что касается противовоздушной обороны, мы и впредь будем вкладывать средства в создание нового поколения самолетов-истребителей Gripen («Грипен»), и недавно правительство приняло решение о начале процесса закупок комплекса ПВО «Патриот». Окончательное решение о закупках ожидается в 2018 году.

Основной приоритет в законе об обороне – повысить боеспособность вооруженных сил, что также предусматривает возрождение подхода к обеспечению безопасности с участием всего правительства, укрепление устойчивости в соответствии с семью базовыми требованиями, принятыми НАТО на встрече на высшем уровне в Варшаве.

Все эти меры четко обозначают, что мы серьезно подходим к вопросу безопасности.

Неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет

Хотя Швеция до сих пор не присоединилась к военным союзам, она больше не стремится к нейтралитету в случае конфликта, как во время «холодной войны». Тогда наша доктрина гласила, что в мирное время мы не состоим в военных союзах, чтобы сохранять нейтралитет в случае войны. Когда в 1995 году мы вступили в Европейский союз, наша бывшая доктрина нейтралитета устарела, особенно с подписанием в 2007 году Лиссабонского договора и статьи 42.7 этого договора (которая обязывает государства-члены ЕС оказывать содействие и поддержку всеми средствами государству-члену, подвергшемуся нападению, в соответствии со статьей 51 Устава ООН).

С 11 по 29 сентября 2017 года Швеция провела свои самые крупные за более чем двадцать лет военные учения – «Аврора – 17». На фото – батальон морского десанта передвигается в боевом порядке по южному архипелагу Швеции, географическое местоположение которого имеет важнейшее стратегическое значение для защиты столицы страны – Стокгольма.
© Вооруженные силы Швеции

В 2009 году парламент Швеции единодушно принял заявление о солидарности, которое с тех пор стало частью нашей доктрины безопасности. В заявлении в частности сказано: «Швеция не состоит ни в одном военном союзе. Оптимальный способ избежать угроз миру и нашей безопасности – действовать сообща и сотрудничать с другими странами. Невозможно представить себе военные конфликты в нашем регионе, которые коснулись бы лишь одной страны. Швеция не будет оставаться пассивной, если какое-либо государство-член ЕС или североевропейская страна пострадает от бедствия или подвергнется нападению. Мы ожидаем, что эти страны поступят аналогичным образом, если пострадает Швеция. И поэтому Швеция должна быть способна предоставлять военную поддержку и получать ее. »

В 2016 году правительство приняло закон о «Меморандуме о взаимопонимании о поддержке принимающей страны». Цель этого меморандума с НАТО – сделать так, чтобы Швеция как принимающая страна могла оказывать эффективную поддержку военным мероприятиям на территории Швеции в связи с учениями, кризисами или военными операциями в Швеции и в близлежащем районе. В сентябре этого года мы провели учения «Аврора», в которых участвовали ряд европейских стран и США. Эти учения стали самыми крупными военными учениями Швеции более чем за двадцать лет: в них было задействовано почти 20000 военнослужащих и более 40 организаций. При планировании и проведении этих учений мы руководствовались принципом транспарентности. В соответствии с Венским документом (соглашение между государствами-участниками ОБСЕ, предназначенное для осуществления мер укрепления доверия и безопасности), были приглашены международные наблюдатели, в том числе из России и Беларуси.

Надежный партнер, но не член

В результате положительной оценки первых лет нашей работы в качестве партнера с расширенными возможностями этот статус был продлен еще на три года. Я убежден, что мы сможем продолжать развивать наше сотрудничество дальше. Хотя в основе лежит общность наших интересов и ценностей, мы также должны учитывать политические и военные ограничения, проводящие различие между странами-партнерами и странами-членами НАТО. Мы с нетерпением ждем консультаций со странами НАТО и должностными лицами организации о возможных последующих шагах и первоочередных задачах. В заключение позвольте высказать признательность за щедрую поддержку, оказанную нам коллегами из стран НАТО и сотрудниками организации в деле дальнейшего продвижения вперед нашего партнерства!

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Публикации «Вестника НАТО» необязательно отражают официальную позицию или политику правительств государств-членов НАТО или самой организации.

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Правообладатель иллюстрации AFP

Шведские военные . Финские - на демилитаризованных Аландских островах.

Эти территории долгие годы были вдалеке от очагов напряженности, но теперь Балтика, на четверть века забывшая о холодной войне, похоже, опять становится местом противостояния России и Запада.

В докладе генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по итогам 2015 года говорится, что за последние три года Россия провела как минимум 18 крупномасштабных учений, в каждом из которых участвовало до 100 тысяч военных.

В ходе некоторых из учений отрабатывался ядерный удар по союзникам и партнерам НАТО, говорится в докладе. В качестве примера приводится как раз отработка военных действий против Швеции.

В России, в свою очередь, говорят, что эти страны стремительно сближаются с блоком НАТО, который в Кремле снова считают главной угрозой.

На случай войны

Разговоры о движении Швеции и Финляндии в направлении НАТО идут уже несколько лет.

В апреле 2014 года скандинавские страны - Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия - подписали документ о более тесном военном сотрудничестве.

Этот документ не имеет статуса соглашения, обязательного к выполнению, но уже тогда заговорили о сближении двух нейтральных стран, Швеции и Финляндии, с Североатлантическим альянсом, в котором состоят остальные подписанты этой декларации.

Милитаризация островов в Балтийском море двумя нейтральными государствами обсуждается формально в рамках укрепления национальной обороны.

Более того - там не планируется размещать крупные силы, но в случае угрозы гарнизоны можно быстро пополнить.

Многие эксперты считают, что, учитывая подписанную декларацию, а также участие Швеции и Финляндии в различных учениях в рамках Альянса, в случае войны эти страны как минимум предоставят свою территорию, военные объекты для войск НАТО.

Угроза с Запада

В России НАТО официально считается главной угрозой безопасности страны. Этот тезис содержится в утвержденной Владимиром Путиным в последний день 2015 года обновленной стратегии национальной безопасности.

В начале декабря, выступая на расширенной коллегии в министерстве обороны, министр Сергей Шойгу сразу же заговорил об опасности расширения НАТО.

"Только за этот год в странах Балтии, Польше, Румынии натовский контингент увеличился по самолетам в 8 раз, а по количеству военнослужащих - в 13", - сказал министр.

По его словам, сегодня активно готовятся к вступлению в блок Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Грузия, Украина.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Финляндия, как и Швеция, участвует не только в натовских маневрах, но также готовится самостоятельно оборонять свою территорию

Отдельно министр обороны России упомянул Финляндию, Швецию, Сербию и Молдавию, которые, по его словам, вовлекаются в сферу интересов альянса.

В январе стало известно, что Западном военном округе Россия в дополнение к 1-й танковой армии, которую также создают на этом направлении.

Нервозность в отношениях Москвы и Стокгольма из-за сотрудничества Швеции с Альянсом проявилась в начале сентября. Тогда представитель МИД России Мария Захарова сделала заявление, предупредив Швецию о возможных последствиях.

"Присоединение Швеции к НАТО имело бы военно-политические и внешнеполитические последствия, которые потребовали бы необходимых ответных шагов с российской стороны, - заявила она, - Мы по-прежнему рассматриваем политику неучастия Швеции в военных блоках как важный фактор обеспечения стабильности на севере Европы".

В ответ шведский МИД вызвал российского посла в Стокгольме, где ему было заявлено, что подобные угрозы российских властей абсолютно неприемлемы.

"Мы являемся суверенным государством и самостоятельно принимаем решения относительно нашей политики в области безопасности", - сказала министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрем.

Под впечатлением от Крыма

Хотя Швеция и Финляндия по сей день не являются членами НАТО, с Североатлантическим союзом их связывает тесное сотрудничество.

Обе страны в 2015 году участвовали в двух крупных учениях НАТО, Швеция предоставляла воздушное пространство для еще одного.

И Финляндия, и Швеция крайне серьезно относятся к возросшей активности российских вооруженных сил на северо-востоке Европы, однако сильным импульсом для собственных действий по укреплению обороны стала внезапная аннексия Крыма.

"Мы предвидели возможность аннексии Крыма? Мы понимали, что они собирались начать что-то на востоке Украины?" – задавал риторические вопросы в интервью Би-би-си верховный командующий шведскими вооруженными силами Микаэль Бюден.

Швеция и Финляндия откроют свое небо для операций, которые будут проходить в рамках крупнейших за последние несколько лет учений НАТО Trident Juncture. «Единый трезубец» начнется 25 октября в Норвегии, куда уже прибывают войска стран альянса.

Отношения между Швецией, Финляндией и Североатлантическим альянсом в течение последних нескольких лет можно назвать вполне достойными стать основой для сценария к юмористическому сериалу. НАТО ненавязчиво, но методично вовлекает Стокгольм и Хельсинки в совместную деятельность. Финны и шведы сначала долго отказываются, потом нехотя соглашаются, и одновременно начинают еще решительнее заявлять о своем нейтралитете и о том, что они не собираются ни к кому присоединяться. А когда Россия, едва сдерживая улыбку, говорит, что какие-то они не очень нейтральные получаются, огрызаются. Но потом успокаиваются и говорят, что мы с Россией все равно будем отношения поддерживать, но вы перестаньте над нами подшучивать, а то обидно очень.

Никого не удивляющим результатом такой «политики нейтралитета» стали учения НАТО, которые пройдут в Норвегии. 9 октября генерал-лейтенант норвежских вооруженных сил заявил еще и о том, что Швеция и Финляндия на время учений откроют свое воздушное пространство для самолетов НАТО.

Занимательный факт: участниками маневров станут все 29 стран-участниц альянса, а среди приглашенных «гостей» – Финляндия, Швеция и Украина. Трудно сказать, как себя чувствуют шведы и финны на одной скамейке с украинцами. Все-таки северяне все еще пытаются сохранять серьезное лицо и делать вид, что их чуть ли не заставляют, а вот Киев не стесняется рассказывать всему миру о том, как он хочет поскорее попасть в альянс и на что он ради этого готов. Поведение разное, а результат один.

Кстати, у украинского правительства появился новый повод для расстройства. 9 октября в норвежском Боде прошла пресс-конференция, посвященная учениям. Отвечали на вопросы во время пресс-конференции командующий ВМС США в Европеи возглавляющий объединенные силы союзников НАТО в Неаполе адмирал Джеймс Фогго и начальник главного оперативного командования вооруженных сил Норвегии генерал-лейтенант Рюне Якобсен. Они упомянули всех причастных – и 29 стран, и шведов, и финнов, а Германию так вообще несколько минут расхваливали. А вот про Украину ни слова.

Даже Россию вспомнили. Когда модератор спросил двух военных о том, как далеко от российской границы будут проходить учения, они туманно ответили, что, конечно, Норвегия граничит с Россией. Понимай, как хочешь. Но потом, правда, добавили, что НАТО будет отрабатывать действия против гипотетического противника, а не против кого-то противника. «У России нет повода переживать». Какое счастье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В последнее время в Финляндии и Швеции значительно активизировалась дискуссия вокруг вопроса о возможном вступлении этих стран в Североатлантический союз. Пока обсуждение ведется главным образом на экспертном уровне и в средствах массовой информации, но к нему все более подключаются также ведущие политические силы обоих государств. Очередным толчком к актуализации данной проблемы послужило подписание финским президентом и шведским правительством на саммите НАТО в Уэльсе (сентябрь 2014 г.) соглашения Host nations support, которое предполагает предоставление альянсу права проводить учения на территории этих стран и направлять туда свои Силы реагирования (NSR) в кризисных ситуациях. Следует, однако, отметить, что в данном случае предоставление такого права требует согласования с принимающей стороной. В Финляндии это соглашение уже действует, а в Швеции оно вступит в силу 1 июля 2016 г., если его одобрит парламент весной с.г. В преддверии голосования по данному вопросу сторонниками вступления Швеции в НАТО была развернута антироссийская кампания в местных СМИ с целью обоснования необходимости отхода страны от политики неприсоединения к военным блокам «перед лицом угрозы, которую сейчас представляют имперские амбиции руководства РФ». Существенным раздражителем стало высказывание генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в его отчете о работе альянса за 2015 г. о том, что «еще весной 2013 г. Россия проводила учения, где апробировались ядерные удары по Швеции». (см Рис. 1)

Если говорить о результатах социологических исследований, то популярность идеи вхождения в НАТО в Хельсинки значительно ниже, чем в Стокгольме (27 и 49 % соответственно). К тому же на последних парламентских выборах в Финляндии победила оппозиционная партия «Центр» – противник вхождения страны в Североатлантический союз. Причиной таких расхождений во мнениях может являться то обстоятельство, что в отличие от Швеции, где уровень доверия к армии как к гаранту обеспечения национальной безопасности достаточно низок, население Финляндии более доверительно относится к собственным ВС, а также достаточно высоко оценивает сложившиеся добрососедские связи с Россией, в то время как у шведов все еще сильны опасения по поводу возможной агрессии со стороны Москвы. (см. Рис. 2)

С точки зрения политической конъюнктуры в данных странах их скорое вступление в НАТО маловероятно. Правительство Стефана Лёвена твердо придерживается принципа неприсоединения к военным блокам, что, несмотря на распространение в шведском парламенте антироссийских настроений, не позволяет рассчитывать на актуализацию обсуждения этого вопроса на официальном уровне до всеобщих выборов 2018 г.

Приоритеты правительства Финляндии также отнюдь не в пользу присоединения к Североатлантическому союзу. Все восемь представленных в финском парламенте партий согласны с тем, что прежде всего следует развивать военное сотрудничество со Швецией. Статус Финляндии как буфера между Россией и НАТО в случае вхождения в альянс Швеции не может устроить руководство как одного, так и другого государства. Поэтому большинство финских политиков выступают за тщательную проработку всех аргументов «за» и «против» присоединения их страны к Североатлантическому союзу, и такая работа уже началась. Окончательные результаты будут известны весной с.г.

Таким образом, несмотря на насаждаемую антироссийскую риторику, «евронейтралы» по-прежнему не рассматривают НАТО как наиболее надежный инструмент обеспечения национальной безопасности, предпочитая альтернативную военную интеграцию внутри Прибалтики и Восточной Европы, а также двустороннее сотрудничество.

В частности, за последние полтора года в рамках укрепления шведско-финского взаимодействия в военной сфере создано объединенное военно-морское подразделение, которое должно нарастить свои оперативные возможности к 2023 г. Кроме того, существуют планы по расширению доступа к базам морской пехоты обоих государств, а также по проведению совместных подводных учений. К 2020 г. предполагается разработать концепцию финско-шведских армейских подразделений. Еще одним важным шагом можно считать подписание в конце января с.г. соглашения о военной помощи между Финляндией, Швецией и Эстонией. Такой тройственный союз интересен с той точки зрения, что Эстония, являясь членом НАТО, способствует проведению Хельсинки и Стокгольмом политики на сближение с альянсом, а не на вступление в него. По всей видимости, по мере реализации этой стратегии Швеция и Финляндия рассчитывают распространить на себя принцип коллективной безопасности Североатлантического союза, формально оставаясь нейтральными странами.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие выводы:

  1. Политические элиты Финляндии и Швеции в значительной части «за» вступление в НАТО, народ – «против»;
  2. Набирает обороты «пронатовская» кампания в СМИ с целью привития обществу алармизма в отношении РФ;
  3. Синхронность Швеции и Финляндии в принятии решений по вопросам обеспечения региональной безопасности, при вступлении одного из государств в НАТО, скорее всего, повлечет за собой аналогичные действия со стороны другого;
  4. Многое будет зависеть от возможных референдумов по членству в альянсе, которые намечены на 2018 г.;
  5. Являясь участниками широкого спектра программ НАТО, Финляндия и Швеция без труда могут интегрироваться в Североатлантический союз, в случае принятия положительного политического решения;
  6. Учитывая общественно-политическую обстановку в Финляндии и Швеции, вступление этих государств в альянс может состояться в районе 2020 г., не ранее.