Не стреляйте в белых содержание анализ. Главные герои романа "Не стреляйте в белых лебедей"? Бурьянов и его сын

Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем, все называли ее просто Харей. Еще у него есть сын Колька, который добродушием и любовью ко всему живому пошел в своего отца.

Работал Егор на совесть, топором владел отменно и рад был трудиться, но только ему постоянно не везло. «Управлять тобой надо», - говорил ему свояк, Бурьянов Федор Ипатович. Федор Ипатович был муж Марьи, сестры Харитины. Жили они богато, и очень этим кичились. А разбогатели они тогда, когда вокруг поселка совсем не осталось лесов, а единственную рощу вдоль озера прозвали заповедной и назначили Федора Ипатовича туда лесником.

Дом у них в деревне самый большой и красивый – Егор своими руками строил, а за это Федор Ипатович обещал ему свой старый уступить. Избу то он уступил, вот только вынес оттуда все, что можно было. У Бурьяновых тоже был сын, Вовка. Хоть они с Колькой и были одного возраста, но совсем друг на друга не походили. Колька никогда ни на кого не держал обиды и всех любил, а Вовка с младенчества умел свою выгоду искать.

Когда семья Полушкиных переехала на новое место, у Егора сразу не заладилось с работой. Плотником он был искусным, вот только слишком уж он был совестливый и честный, и потому срывал все планы строительства. Ушел он из строительной бригады, устроился разнорабочим. Поручили ему копать траншею под канализационную трубу. Он копал усердно, а когда на пути попался муравейник, пожалел муравьиную семью, и обогнул его. За это его подняли на смех, и на новой работе Егор не задержался. Устроился он на лодочную станцию, да и там у него не сложилось.

Начальник станции Яков Прокопыч, видя усердие своего работника, доверил ему перевозить туристов на другой берег. Однажды, когда Егор помогал группе туристов обустраиваться на лесной опушке, он наткнулся на гигантский муравейник, и предложил туристам найти другое место, чтобы муравьи их не беспокоили. Однако один из мужчин попросил у Егора немного бензина, а тот, не догадываясь для чего он ему понадобился, с радостью его поднес. Ни Егор, ни помогавший отцу Колька, не ожидали, что турист заживо сожжет всю муравьиную семью. Туристы развеселились, решили выпить водки, а перед глазами отца и сына все еще стоял образ корчившихся в пламени муравьев. Чувствуя тяжесть на душе, Егор принял протянутую кружку с водкой и выпил ее залпом. А пил он редко, и пьянел быстро. А когда пьянел, то совсем не держался на ногах и очень от этого веселился. Туристы попросили его станцевать и смеялись, глядя на его неуклюжие попытки. Колька попытался остановить отца, но туристы подговаривали Егора поставить сына на место, и тот дал ему оплеуху. Колька с обидой убежал, а Егор, пытаясь вернуться на станцию, потерял с лодки мотор и весла.

Чтобы расплатиться с начальником, Егору пришлось заколоть кабанчика, да и тут его обманули, и выручил он только половину настоящей стоимости. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Егор решил собрать липовое лыко, но отправившись в лес, увидел, что жители уже сгубили деревья ради денег. Отчаявшись, Егор меняется. Он больше не вкладывал в работу душу, а делал только то, что от него требовали. А еще он запил.

Так он жил, пока случай не завел его к учительнице своего сына, Нонне Юрьевне. Он помог ей отремонтировать крышу, а когда ее навестил лесничий, Егор проводил его на Черное озеро. Увидев, как искренне Полушкин любит лес и как готов ухаживать за ним, лесничий ставит его на место местного лесника.

Роман Васильева повествует о красоте природы, о человеколюбии и жалости ко всему живому. Он учит ценить жизнь выше денег и прислушиваться к своей совести.

Картинка или рисунок Не стреляйте в белых лебедей

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Камень Мазарини Конан Дойла

    Правительство, обращаясь за помощью к детективу Шерлоку Холмсу по деликатному вопросу совсем, не подозревало о масштабах похищения. Министр внутренних дел и премьер-министр приходят за помощью к детективу и его помощнику.

В романе «Не стреляйте в белых лебедей» герои, самые обычные люди, показывают пример извечной борьбы со злом. Главный герой, непутевый русский мужик, погибает в схватке с врагами, но до конца жизни остается настоящим человеком. У него остается сын, вобравший в себя все хорошие качества отца, и хочется верить, что он станет достойным продолжателем праведной борьбы с недостатками, мешающими построить счастливое будущее. В число главных героев «Не стреляйте в белых лебедей», с уверенностью можно включить и живую природу, сыгравшую свою немаловажную роль в жизни людей.

Характеристика героев «Не стреляйте в белых лебедей»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Харитина Макаровна

Жена Полушкина. Всю жизнь приходится страдать от своего имени, которым ее назвали. Хорошая, добрая женщина, но не разделяет взглядов своего мужа, мучается от его «неумения жить, как люди», от бесхитростности и неприспособленности бестолкового супруга. В какое-то время она даже хочет уйти от него, и лишь позже понимает, какой великой души человек ее муж.

Колька

Сын Егора. Хороший, отзывчивый мальчик, характером удался в отца. Легкоранимый мальчик, любит природу и разную живность, полностью поддерживает отца, помогает ему во всем. Глубоко развито чувство сострадания. Написал стихи, которые Полушкин развешал в лесу вместо скучных безжизненных плакатов.

Федор Ипатович Бурьянов

Лесник, имеет вес в поселке, так как занимается распределением леса. Человек без совести, жадный и корыстный. Использует свое служебное положение в личных целях. Также использует своего свояка Егора. Готов на все ради наживы. Участвует в его убийстве, пытаясь уйти от ответственности, хочет его подкупить.

Марья Бурьянова

Жена Бурьянова, сестра Харитины. Два сапога пара со своим мужем. Уговорила Полушкиных переехать в поселок, преследуя корыстную цель, чтобы Егор «по-родственному» построил им новый дом. Считает себя прогрессивной женщиной.

Вовка

Сын Бурьяновых, полная противоположность Кольке. Весь в родителей, такой же жадный и завистливый, хитрый и изворотливый. Лживый и хвастливый. Любит действовать исподтишка. Как и отец, стремится во всем найти выгоду, издевается над животными.

Нонна Юрьевна

Учительница сельской школы. Справедливая, умная и порядочная молодая женщина. Ценительница прекрасного, находит понимание с Полушкиным. Влюблена в Чувалова. Узнав из его рассказа о том, что он женат, уезжает в Ленинград, чувствуя себя обманутой.

Юрий Петрович Чувалов

Новый лесничий поселка. Решительный, честный и справедливый. Относится к своей работе с большой ответственностью. Хорошо разбирается в людях, ценит Егора за отличную работу и творческий подход к делу. Узаконивает завязавшиеся отношения с молодой учительницей.

Филя и Черпак

Никчемные люди, шабашники. Шабашат и выпивают вместе с Полушкиным, но это не мешает им принять участие в убийстве Егора. Только после смерти товарища в Филе просыпается совесть, и к нему приходит раскаяние, он ухаживает за его могилой.

Это была краткая характеристика персонажей романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», дающая возможность глубже понять внутреннюю сущность каждого из героев.

Главный персонаж произведения – Егор Полушкин, простой работящий человек средних лет. Егор считался неудачником у себя в поселке, и жители даже издевательски прозвали его «бедоносец». Жил он небогато, с супругой Харитоной, сыном Колей и дочерью Ольгой.

Двоюродный брат героя, Бурьянов Федор, отдал свой старый дом для проживания Полушкину с семьей. Егор построил за это Бурьянову новое жилище, несмотря на то, что был достаточно расстроен вырубкой деревьев в заповедной зоне ради древесины.

Здание получилось очень красивым и крепким, за что Полушкина приняли в бригаду строителей. Однако, на новом месте им остаются недовольны из-за медлительности в сдаче строений. Тогда Егор начал работать копальщиком, но однажды он не разорил стоящий на пути муравейник, а обогнул его ровом. Такое сострадание к насекомым привело к тому, что весь поселок стал потешаться над Полушкиным, а над сыном Колей стали издеваться сверстники.

Вскоре в заповеднике, откуда Бурьянов вырубал деревья для своего дома, появляется новый лесничий – Чувалов, который требует оплатить причиненный ущерб.

В это время Полушкин переходит работать на лодочную станцию. Новый начальник, Сазанов, оказывается добрым человеком, и Егору очень нравится работа. Лодочная станция размещала туристов, и однажды один из них поджег муравейник на поляне. Егор видел это, и от переживаний напился при Кольке. Добираясь домой в пьяном состоянии, Полушкин случайно потерял мотор от лодки и вёсла, за что в дальнейшем выплатил большой штраф.

После произошедшего сын очень обиделся на Егора и ушел на несколько дней жить к учителю – Нонне Юрьевне.
Происходящие события ломают Полушкина, и он начинает пить, перебиваясь подработками. Однажды он ремонтирует дом учительницы Коли, и лесничий, видя на редкость добросовестный труд, приглашает Полушкина с сыном на Черное озеро. У водоема лесничий рассказывает, что когда-то тут жили лебеди, но браконьеры убили их.

После общения лесничий понял, что Полушкин очень любит природу, поэтому уступил ему свою должность. Егор был очень рад новой работе, и даже вскоре заслужил поездку на столичный съезд лесников. Возвращаясь из Москвы, он покупает двух лебедей чтобы выпустить на Черное озеро.

Вскоре ночью слышатся выстрелы в лесу, и Егор приезжает на место. Открывшаяся картина шокировала его – отдыхающие туристы жарили на костре убитых лебедей. Полушкин пытался заступиться за птиц, за что туристы жестоко его избили. Травмы привели к смерти Егора в больнице.

Чувалов, ухаживавший за Нонной Юрьевной, женится на ней. Колька больше никогда не приходил на Черное озеро.

Читательский дневник.

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.

Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.

Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).

Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.

Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».

Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.

Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).

Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.

Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».

Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.

Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.

— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.

Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».

Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…

Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».

В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.

Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).

Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »

Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.

Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.

Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.

В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.

Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».

Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.

Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.

Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.

Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.

Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».

Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»

Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».

Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.

Вопросы и задания для учащихся:

1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»

Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (в некоторых изданиях – «Не стреляйте белых лебедей») был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1973 году. В 1980 году режиссёром Родионом Нахапетовым был снят одноимённый фильм.

Семья Бурьяновых переехала жить в отдалённый посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Глава семьи Фёдор Ипатович получил место лесника и очень быстро стал самым богатым и уважаемым человеком в посёлке. У жены Фёдора Марьицы есть замужняя сестра Харитина. Марьица уговорила сестру переехать в тот же населённый пункт, чтобы быть ближе к родственникам.

Харитина с мужем и детьми переезжают в посёлок. Однако вместо того, чтобы помочь близким родственникам хорошо устроиться, Фёдор Ипатович пытается всячески пользоваться своим добрым и простодушным свояком Егором Полушкиным. В это время на пост лесничего назначают Юрия Петровича Чувалова. Новый лесничий обнаружил, что дом Бурьянова построен из государственного леса. Видя, что лесник – нечестный человек, Чувалов назначает на эту должность Егора Полушкина.

Фёдор Ипатович решил отомстить свояку. Услышав, как кто-то глушит ночью рыбу в местном озере, Егор поспешил к водоёму. Браконьеры напали на нового лесника и сильно избили. Полушкин узнал своих обидчиков, среди которых был и его свояк Фёдор, но так никого и не выдал милиции. Бурьянов пришёл в больницу к Егору, чтобы попросить у него прощения. Лесник простил свояка и вскоре умер.

Семья Бурьяновых

Глава семейства Фёдор Ипатович характеризуется, как человек хитрый и безжалостный, способный пойти на всё ради достижения своих собственных целей. Даже близкого родственника Бурьянов рассматривает, как бесплатную рабсилу. Переехав в новый дом, построенный Егором, Фёдор «милостиво» оставил семье свояка старую избушку, из которой забрал даже полы. Зная, что Полушкин простит его, Бурьянов организовал нападение на своего родственника.

Под стать отцу и сын Вовка. Уже в свои юные годы мальчик знает, как можно манипулировать окружающими, играя на их слабостях. Чтобы заполучить новый компас своего двоюродного брата Кольки Полушкина, Вовка угрожает утопить щенка. Компас должен стать выкупом. Однако и после получения желанной вещи, мальчик не останавливается на достигнутом. Вовка продолжает удерживать щенка у себя, утверждая, что он не стоит одного компаса. Необходимо отдать что-то ещё.

Семья Полушкиных

Полушкин получил своё имя в честь Егора (Георгия) Победоносца. Знакомые же называют его бедоносцем из-за того, что Егор постоянно попадает в неприятные ситуации. Большинство таких ситуаций возникает лишь потому, что Полушкин – добрый и честный человек, не терпящий насилия даже по отношению к насекомым. Показателен случай отказа Егора рыть канаву для канализации по прямой, как это было необходимо. Во время работы Полушкин заметил муравейник и не захотел его уничтожать.

Егор – талантливый плотник. Он умеет не только строить, но и украшать, вырезать из дерева причудливые фигурки. Однако ни на одном из рабочих мест мастер не задерживается надолго. Он работает с душой над каждой деталью, а значит, и времени на труд у него всегда уходит немало. Ни одна плотницкая артель не хочет сотрудничать с таким плотником. Полушкин срывает сроки, что приводит к конфликтам с заказчиками. Егор никогда не видит своей выгоды и не пытается её искать. Стремление к красоте заставляет плотника забывать обо всём на свете. Оказавшись в столице, он, в первую очередь, идёт в зоопарк, а не в магазины, как это обычно делают приезжие из глубинки. Поражённый красотой лебедей, Егор не мог не купить прекрасных птиц, чтобы поселить их на озере.

Добротой в семье Полушкиных отличается не только глава, но и его жена и сын. Харитина – ворчливая женщина. Она считает, что её жизнь не задалась с детства, с тех пор, как во время крещения пьяный поп дал ей странное имя. Самым главным испытанием для Харитины стал муж. Прекрасный семьянин и верный супруг, Егор, тем не менее, не может хорошо устроиться в жизни. Несмотря на постоянные недовольства и ворчание, Харитина способна отдать последнее, как и её муж. Сын Полушкиных Колька безумно любит своего отца-неудачника и всегда обижается, когда Егора называют бедоносцем. Колька не пожалел ни компаса, ни спиннинга ради спасения щенка.

Юрий Чувалов

Второстепенный персонаж романа, благодаря которому Полушкин получил место лесника, предстаёт положительным героем. Он обличает нечистого на руку Бурьянова и смещает его с занимаемой должности.

Постепенно образ Чувалова начинает «чернеть» и раскрывается окончательно после того, как лесничий провёл ночь с поселковой учительницей Нонной Юрьевной. Только утром Чувалов признался, что не свободен. Когда-то он соблазнил девушку по имени Марина. После свадьбы Марина уехала от супруга в Москву, где «потеряла» паспорт и получила новый, в котором не было печати о вступлении в брак.

В конце романа Чувалову удалось себя реабилитировать. Он женился на беременной Нонне Юрьевне. У бывшей жены лесничего к тому времени уже давно была другая семья.

Главная идея

Нравственный поступок не всегда получает материальное вознаграждение. Однако поступившего по совести ожидает намного более высокая награда – это право чувствовать себя Человеком.

Анализ произведения

Даже краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» способно произвести неизгладимое впечатление на читателя. Автор использует образы, «цепляющие» публику, надолго удерживающие её внимание, заставляющие следить за ходом повествования, сопереживать героям.

Провести границу между добротой и бездушием персонажей помогает живая и неживая природа. Если для семьи Полушкиных драгоценна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто облили его бензином и подожгли. Егор настолько был поражён видом горящих муравьёв, что позволил себе выпить лишнего.

Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть