Кафедральный собор в праге. Кафедральный собор святого вита

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.

Ротонда и базилика - предшественники Собора святого Вита

Место, на котором в середине XIV века воздвигли собор, имеет длинную историю. Археологи полагают, что здесь издавна находилось капище Святовита , языческого бога войны и победы, которого чешские племена почитали верховным богом. В конце IX века представители правящего княжеского рода Пржемысловичей начали насильственную христианизацию подконтрольных им земель (Богемия и Моравия), однако приживалась новая религия сложно, несколько раз вспыхивали вооруженные восстания.

В начале X века князь Вацлав , чтобы сгладить восприятие христианства, на месте капища Святовита распорядился построить каменную ротонду в честь святого Вита, чью десницу (часть руки) германский король Генрих I намедни преподнёс ему в дар. Расчёт был прост: раньше молились Святовиту - сейчас будут почитать святого Вита. Строительство круглой ротонды диаметром 13 метров завершилось в 930 году .

Вит (годы жизни: 290–303). Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого не сохранилось. По преданиям, 13-летний юноша отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого Вит отказался помолиться римским богам. Его арестовали и за отказ признавать римскую религию бросили к голодным львам, но те не тронули Вита. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом.

В 935 году князя Вацлава убил родной брат-язычник, который через несколько лет раскаялся в содеянном и способствовал его канонизации. Гибель Вацлава была представлена как смерть за христианскую веру, а не результат княжеских амбиций младшего брата. Вскоре Вацлав стал первым чешским святым, а его могила в Ротонде святого Вита - главным объектом паломничества христиан в чешских землях. Уже в середине X века сформировался серьёзный по влиянию культ святого Вацлава, который не только способствовал окончанию христианизации, но и стал символом национальной государственности.

Базилика святого Вита

В связи с почитанием святого Вацлава в 1060–1096 годах ротонда (как место его захоронения) была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха в романском стиле, размеры которой составили 70 × 35 метров. Базилика должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения, то есть стала главным христианским сооружением Чехии. Кроме уже известных Вита и Вацлава, базилика была посвящена и святому Войтеху .

В наше время руины стен базилики законсервированы, но их можно осмотреть через специальные окна с южной стороны собора.

Постройка Собора святого Вита

Идейным вдохновителем величественного кафедрального собора был будущий король и император Карл IV , который поставил себе цель превратить Прагу в один из лучших городов Европы. Непосредственным поводом для постройки послужило важное событие преобразования епархии Праги в архиепархию 30 апреля 1344 года. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и проходило в несколько этапов.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Первый этап постройки: 1344 - 1419 годы

В качестве главного архитектора был выбран фламандский мастер Матьё Аррасский , с которым Карл IV познакомился во время его работы при папском дворе в Авиньоне. Он создал проект собора в готическом стиле, взяв за основу облик южнофранцузских соборов (Родезского, Нарбоннского), и заложил фундамент, но построить успел только основание стен и аркады восточной части. Матьё Аррасский умер на восьмой год строительства, в 1352 году.

Строительство продолжил 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Сначала он работал в соответствии с проектом Матьё Аррасского, но когда выполнил его, начал реализовывать собственные идеи и планы. Его смелость и творческая мысль привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример - сконструированный им свод, который представляет собой двойные диагональные балки, вместе они создают неповторимый орнамент. В то время как Матьё по складу ума был математиком, из-за чего его конструкции полны чистого расчёта, Парлерж был больше художником и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов и декоративных элементов.


Золотые ворота (южный портал)

Золотые ворота были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд » (1370–1372 годы), фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторы мозаики - неизвестные венецианские мастера, в своём шедевре они использовали около миллиона стеклянных фрагментов 33 оттенков. В центральной части мозаики изображён Иисус Христос, вершащий Страшный суд. К нему взывают шесть покровителей чешских земель (Прокоп, Вит, Людмила, Сигизмунд, Вацлав, Адальберт). Уровнем ниже изображены Карл IV и его жена Элишка Померанская. В правой части мозаики изображены спасённые верующие, в левой - отвергнутые грешники, осуждённые на пребывание в адском пламени. Тему Страшного суда продолжает витраж над мозаикой.

12 знаков зодиака

Отдельного внимания заслуживает декоративная ограда в виде решётки перед Золотыми воротами. На ней можно увидеть 12 скульптурных композиций, которые изображают бытовые занятия для каждого знака зодиака. Это очень интересный момент - ведь Церковь никогда не «дружила» с астрологией.

Башню начали возводить уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. В середине XVI века готическая башня обрела черты ренессансного стиля.

На уровне второго яруса за изящной позолоченной решёткой находятся колокола. Главным считается 14-тонный «Зикмунд » - самый тяжелый колокол на территории Чехии. Он был отлит в 1549 году мастером по имени Томаш Ярош, который также известен Поющим фонтаном . Другими важными колоколами, сохранившимися до наших дней, являются «Вацлав» (4500 кг, 1542 год) и «Иоанн Креститель» (3500 кг, 1546 год).

Чуть выше второго яруса находится стилизованная монограмма «R» с короной, орденом Золотого руна и двумя пальмовыми листами. Она символизирует вклад Рудольфа II , который щедро финансировал отделочные работы. Ещё выше можно увидеть два часовых механизма . Верхний циферблат показывает часы, нижний - минуты и четверти.

Если преодолеть 287 ступеней, можно подняться на смотровую площадку , откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу. Площадка находится на уровне 56 метров, высота башни - 97 метров. Длительное время именно башня-колокольня была самой высокой постройкой Праги.

Кенотаф Яна Непомуцкого

Кенотаф - надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.

(портал справа) и святого (портал слева).

Бронзовая дверь

Бронзовая дверь центрального портала западного фасада включает 10 панелей, на которых изображены важные события истории чешских земель и строительства собора.

Роза (окно)

Главная достопримечательность второго яруса западного фасада - роза (большое круглое окно) на сюжет о сотворении мира. У основания розы можно разглядеть бюсты четырёх архитекторов (Франтишек Кисела, Зденек Вирт, Камил Гильберт, Йозеф Моцкер), сыгравших главную роль в окончании строительства собора.

Две западные башни (обе - по 80 метров) полностью выполнены в готическом стиле.

Гаргульи

Многочисленные гаргульи собора, оформленные в виде животных, птиц и мифических существ, отпугивают злых духов (так считалось в Средние века) и служат водостоками.

Внутреннее пространство собора представляет собой латинский крест с размерами 124 × 60 метров. 28 колонн являются опорами для нервюрного свода цилиндрического типа, который расположен на высоте 33 метров. Трифорий (галерея второго яруса на высоте 14 метров) проходит по всему внутреннему периметру. Вдоль внешних стен находится 17 капелл. Главный алтарь расположен в восточной части собора.


Создан по проекту Йозефа Краннера 1868 года. Его основой служит престол, периметр которого украшен заключёнными в круг изображениями ветхозаветных пророков (слева направо: Иоиль, Амос, Осия, Малахия, Иезекииль, Исайя, Моисей, Иеремия, Даниил, Захария, Михей, Иона, Аггей) работы скульптора Йозефа Шимека. В 1902 году передняя часть престола была закрыта антепендиумом, рисунки и вышивка на котором изображают в духе типологического параллелизма прообразы литургического жертвоприношения: жертвоприношение Каина и Авеля, освящение хлебов и жертвоприношение Авраама.

Запрестольный образ с пределлой имеет форму готического ковчега. Над ним вздымается центральный балдахин - табернакль, остроконечное завершение которого украшено крестоцветом. Боковые части балдахина представляют собой открытые тройные аркады с треугольными фронтонами. Над старинным табернаклем с эмблемой пражской архиепархии помещено Распятие. Во всех шести боковых арках находятся реликварии в форме домиков. Их передней стенкой служит украшенная эмалью металлическая пластина, которую изготовил по проекту живописца Франтишека Секвенса Ян Хадт. На пластине запечатлены страдания христианских мучеников и прославленные деяния покровителей чешских земель: слева - св. Войтеха, св. Кирилла и св. Вита, справа - св. Вацлава, св. Людмилы и св. Прокопа. Как и в основании статуи св. Вита здесь недостает изображения св. Сигизмунда. Работа над алтарем была завершена в 1873 году Йозефом Моцкером, который практически ни в чём не отступил от проекта Краннера. Только ангелов, которые по замыслу Краннера должны были украшать лестницу за алтарем, Моцкер заменил подсвечниками.

Мавзолей был заказан у голландского скульптора Александра Колина из Инсбрука после смерти Фердинанда I (1564 год) его детьми Максимилианом II и Фердинандом Тирольским, а принимал готовую работу уже его внук Рудольф II в 1589 году. Позже мавзолей был окружён кованой ренессансной решёткой работы Георгия Шмидтгаммера.

Создана в конце XV века для короля Владислава II Ягеллона и его семьи. Находится на уровне второго этажа и соединена крытым коридором со Старым королевским двором , чтобы представители королевской династии могли посетить службу, ни с кем не пересекаясь. Капелла украшена декоративными ветвями засохшего кустарника и монограммой короля Владислава II - латинской буквой W. На внешней стороне балкона находятся гербы земель (Богемия, Польша, Венгрия, Мора­вия, Силезия, Лужица, Далмация, Босния), которые находились под управлением династии Ягеллонов.

Капеллу украшают скульптуры рудокопов в стиле барокко. Они символизируют шахтёров серебряных рудников района Кутна-Гора, доходы с которых составляли важную часть королевской казны, позволяли финансировать отделочные работы в соборе и строительство многих других объектов в ягеллонский период.






Капеллы в Соборе святого Вита

Капелла - отдельное небольшое помещение в боковом нефе для молитвы. В Средние века почти все капеллы в Соборе святого Вита были семейными, что означало почётную привилегию для дворянского рода молиться в отдельном помещении. Взамен представители рода брали на себя обязанность по обустройству капеллы. Они приглашали скульпторов и художников, старались купить святые мощи или заполучить ценную реликвию, чтобы разместить их в своей капелле. Называть капеллы родовыми именами было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих меценатах ().

21 . Обустроена за счёт рода Бартонь из Добенина, владельцев текстильных фабрик. Анежка Пржемысловна (1211–1282) - сестра короля Вацлава I Одноглазого, всю жизнь посвятила служению Богу, основала монастырь, играла важную роль в культурной и социальной жизни Праги. Капелла украшена бронзовой скульптурой святой и витражом с изображением восьми блаженств.

22 Находилась под опекой одного из самых влиятельных родов Богемии и Австрии - Шварценбергов . В капелле расположен Чимлитский ковчег с росписью на тему поклонения волхвов.

23 . С 1909 года служит местом погребения пражских архиепископов (до этого их хоронили за , там, где сейчас находится , № 45).

Главная ценность капеллы - витраж Альфонса Мухи на тему распространения христианства в Чехии. Витраж изображает более десяти исторических сюжетов, в том числе чествование миссионеров Кирилла и Мефодия, которые принесли новую религию славянам, а также обряд крещения князя Борживоя , его жены Людмилы и их юного внука, будущего святого Вацлава . Считается, что Альфонс Муха, не зная, каким образом изобразить маленького Вацлава, нарисовал своего сына.

Алтарная фреска капеллы называется «Вознесение Девы Марии» и принадлежит кисти Бартоломеуса Спрангера, придворного художника Рудольфа II .

24 . Главная достопримечательность - лестница Камила Гильберта в стиле английской готики. Раньше в капелле находилась сокровищница собора, однако в конце XX века её ценности послужили основой для создания экспозиции «Святовицкий поклад» , которую разместили в Капелле святого Креста .

25 - Новая сакристия . Место для хранения церковной утвари, риз и облачений священников.

26 - Cеверный трансепт . На уровне второго яруса расположен орган середины XVIII века в стиле барокко, под ним - три больших арочных проёма с массивными деревянными панелями, украшенные резьбой с изображением святых покровителей чешских земель. Их создал Кашпар Бехтелер в начале XVII века.

27 - . Служила молельней для представителей рода Черниных . В середине XIV века мощи Сигизмунда (король бургундов в 516–524 годах) доставили в Собор святого Вита из Франции по личному распоряжению Карла IV . С тех пор святой считается покровителем Чехии и почитается как пример искреннего раскаяния за тяжкий грех: будучи королём приказал убить собственного сына от первого брака, который оскорблял его вторую жену.


28 . До сих пор используется по своему прямому назначению (хранение церковной утвари, риз и облачений священников). Справа от входа находятся скульптура святого Михаила и исповедальня, над которой можно увидеть копию картины Тициана «Вход Христа в Иерусалим», а слева - картина Петра Брандля.


29 . Была под покровительством рода Ностицких.

Анна - мать Девы Марии, стены капеллы расписаны фресками из её жизни. Алтарь украшают статуи святой Анны, святых Луки и Мефодия.


30 . В полу и в стенах находятся надгробные плиты и могилы архиепископов Праги. Также здесь можно увидеть саркофаг высочайшего канцлера королевства Вратислава Пернштейна .


31 . Здесь покоятся князья Борживой II и его брат Бржетислав II (оба правили на рубеже XI–XII веков). В стены также встроены мраморные надгробия архиепископов. Алтарь украшают статуи Иоанна Крестителя, Кирилла и Мефодия. В капелле находится, так называемый, Иерусалимский подсвечник - знаменитый памятник романского литейного дела.

32 . В центре расположен алтарь со сценами из жизни Богородицы. Две панели слева изображают Благовещение (вверху) и Сретение (внизу), панели справа - Умиление (вверху) и проповедующего Христа (внизу). У основания алтаря можно увидеть сцену свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность.

В капелле находятся саркофаги князей Спытигнева II и Бржетислава I. Последнего называют чешским Ахиллесом, так как он похитил 15-летнюю девушку Юдифь из монастыря в городе Швайнфурт (Германия) и женился на ней. Однако настоящая причина такого поступка неизвестна. Романтическая литература объясняет его чувством пламенной любви, охватившей сердце чешского князя, когда он первый раз увидел девушку. Историки же склоняются к более прагматичной версии, что заключается в желании породниться с влиятельным родом Бабенбергов, к которому принадлежала Юдифь. В браке она родила мужу пятерых сыновей.


33 . Находилась под покровительством влиятельного рода Штернбергов . Центральное место занимает алтарь, в котором хранятся мощи, собранные Карлом IV . По сторонам находятся саркофаги Отокара I и Отокара II . У последнего были обнаружены его погребальная корона, скипетр и держава из позолоченного серебра. Скипетр относится к самым старым из сохранившихся в центральной Европе. Правую стену капеллы украшает роспись «Поклонение трёх волхвов Богородице». На колонне слева (на высоте 3–4 метров) можно увидеть пушечное ядро, которое напоминает об обстреле собора во время осады Праги (Семилетняя война, 1756–1763).


34 Непомуцкого в Риме в 1729 году процессия несла эту картину как хоругвь.

37 . Находилась под покровительством Мартиницкого рода.

38 - Библиотека . Раньше здесь размещалась редкая коллекция рукописей и старых изданий, которые в наше время хранятся в Архиве Пражского Града.

39 . Отличается скромным убранством. Алтарь в стиле классицизма украшен картиной с изображением мёртвого Иисуса с ангелами. На стенах капеллы размещены надгробные плиты.

40 . Украшена витражом на тему деяний милосердных, таких как принесение хлеба голодным и воды жаждущим, освобождение пойманных животных и другие. Алтарь XVII века украшен картиной с изображением маленькой Марии и её родителей.


41 . Раньше использовалась в качестве баптистерия (помещение для совершения крещения), поэтому на одной из стен находится мозаика «Крещение Господне». Витраж выполнен на тему ниспослания Святого Духа. Также в капелле можно увидеть скульптуру святой Людмилы , которая изображена в момент своего убийства - в 921 году она была задушена во время молитвы своим же платком.

Людмила сыграла важную роль в процессе христианизации чешских земель.

Отдельные произведения искусства

42 . Выполнен из разных пород дерева и имеет высокую художественную ценность. Создан скульптором и резчиком Франтишеком Билеком в начале XX века для будущего президента Томаша Масарика, который пожертвовал алтарь собору.

43 . Представляет собой богато декорированную трибуну, с которой духовное лицо читает проповедь. Кафедру украшают изображения Отцов Церкви и орудий Страстей Христовых, а также голубь (символ Святого Духа), череп и песочные часы (символы бренности бытия).

44 , фельдмаршала и верховного канцлера Чешского королевства во время войны за испанское наследство (1701–1714).

Общая высота памятника - 9 метров. Его главной частью является обелиск из тёмно-красного мрамора, в центре которого находится овальная ниша с бюстом Леопольда Шлика. Слева от обелиска установлена статуя бога войны Марса, справа - статуя Минервы (богини мудрости), которая лавровым венком венчает бюст. Эти две статуи символизируют военную карьеру умершего и заслуги в качестве чиновника. У основания обелиска геральдический лев держит сломанный меч (символ смерти), а на его вершине - позолоченный шар (символ вечности). Над обелиском можно увидеть статую крылатой Фамы (богини молвы и репутации).

Одно из самых посещаемых туристических мест в Праге. Естественно, уже выложены тысячи прекрасных фотографий. Но мне хочется узнать об этом Соборе побольше и поподробнее. Поэтому, если есть желание - приглашаю

Вообще-то в Собор Святого Вита вход абсолютно свободный. Даже нет запрета на фотографии. Но осмотреть можно только небольшую его часть, - у входа. Билет у нас есть, поэтому мы можем пройти в глубь Собора. Не будем спешить - давайте все-таки немного истории. Кто такой Святой Вит? Мне это имя было абсолютно не известно. Хотя "болезнь Святого Вита" была на слуху. Но почему ему посвящен самый роскошный Собор в Праге?

Сведений о Святом Вите немного. Поминается он вместе со своим воспитателем Модестом и няней Крискентией 15 июня. Зародился культ Святого Вита еще в 5 веке в Сицилии и лишь в 8-9 веке добрался до Центральной Европы.
Отрок Вит (ему было от 7 до 12 лет) жил в Сицилии во времена императора Диоклитиана в богатой и знатной семье. Его отец "придерживался еллинского нечестия", а "отроку была дарована от Бога сила творить чудеса". Он изгонял бесов и исцелял больных. Когда же император приказал отроку молиться языческим богам,он отказался. За что и был брошен в клетку ко львам, которые его не тронули. Затем беднягу бросили в котел с кипящим маслом. Но и это было бесполезно. "Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, вместе с ними также и святую Крискентию, воспитательницу Витову, которая, придя к тому месту, исповедала себя христианкой, царя же обличила за его нечестие и мучение святых; потом мучитель приказал строгать обнаженные тела святых железными орудиями. При этом святой Вит сказал царю: «Ты показываешь силу твою немощной и достойной смеха, когда мучаешь женщину».

Теперь насчет пляски Святого Вита. Еще с 16 века в Германии и в Италии плясали перед статуями Святого Вита для того, чтобы весь последующий год быть здоровыми. По некоторым источникам эти пляски в Италии затем стали называть тарантеллой, так как они,якобы, избавляли от последствий укуса тарантула. А потом почему-то заболевание нервной системы - хорею, при которой происходят подергивания всего тела,тоже стали называть болезнью Святого Вита.
Вот такой оказался интересный Святой со многими неизвестными. Какое отношение имел Святой Вит к королю Карлу Четвертому, который начал строительство этого собора в 1344 году, я так точно и не выяснила. Хотя вычитала в Википедии, что Вацлав (впоследствии - Святой Вацлав, покровитель Чехии), который в 905 году на этом месте построил небольшую капеллу, имел священную реликвию - руку Святого Вита.
Во время правления короля Карла Четвертого Прага пережила невиданный расцвет.
Но,очевидно,всевозможные новшества и украшения города, в том числе и строительство Карлова Моста, не дали возможность королю завершить строительство Собора.
Собор был освящен лишь спустя 6 веков - в 1929 году! Вот такой получился долгострой. Хотя глядя на Собор никогда не скажешь, что он построен в прошлом веке.
Сфотографировать Собор целиком удалось только со стороны Хоров, т.е. сзади. Но здесь видно,какой он огромный. Длина Собора -124 метра.

Подходим к центральному входу. Собор Святого Вита строился для коронации королей и для их почивания в Вечности.
Видите центральную розетку? Она всегда помещается над входом.
Справа - небольшие башенки.

На одной из этих башенок - Петушок. Иногда Святого Вита изображают с петухом.
Это не моя фотография - это известный фотограф Фил Дуглас. Всегда радуюсь, когда вижу такие чудесные фотографии. Обалдеть!
Здание по центру - церковь Святого Георгия. Узнаете? Мы там уже были.

Это уже моя фотография. Чувствуете разницу? Но придется вам ими довольствоваться. Потому что очень хочется показать вам все чудеса этого неоготического сооружения.
Вот такие горгульи. Конечно, это не горульи и химеры Нотр Дам де Пари, про которые я писала >. И назначение их уж очень прозаическое - сток воды. Но все-равно - впечатляют.

Так же,как и этот бесподобный портал - вход в Собор.


Обойдем еще Собор со стороны. Здесь есть на что посмотреть.

Это колокольня Святого Вита. Здесь,за этой изумительной позолоченной решеткой с 1549 года висит "Зигмунд", самый тяжелый колокол чехии. Его вес - 18 тонн.
Здесь же видите стилизованную букву R - память об императоре Рудольфе Первом Габсбургском, родоначальнике всей Габсбургской династии. (Помним, что до 1918 года Чехия входила в состав Австро-Венрии).
И очень интересные часы с циферблатами,на которых по одной стрелке. Верхние часы показывают ЧАСЫ.А нижние - минуты и четверти минут.

И вот - известнейшие Золотые Ворота (Porta Aurea). Через эти ворота проходили будущие короли,направляясь в Собор для коронации.

Бесподобная стеклянная мозаика выполнена венецианскими мастерами в 14 веке. По заказу Карла Четвертого. Изображена картина Страшного суда. На центральной мозаике,внизу можно рассмотреть фигуры кающихся Карла Четвертого и его супруги. Наверняка, Страшный суд их миновал.

Не менее интересны и решетки перед золотыми воротами. На них изображены все знаки зодиака. Интересное "решение". впервые вижу на культовом сооружении астрологическую символику. Вроде бы церкоь не признает астрологию?

Нашла свой знак. Можно юзерпик себе сделать... Чем это народ занимается? Похоже, что картошку садит.

И еще очень интересное изображение,наводящее на размышления.
В нише Золотых ворот я рассмотрела вот это мозаичное Распятие. Собор Святого Вита - католический храм. А Распятие изображено по православным канонам. Ведь до сих пор ведется спор - сколько было гвоздей, которыми пригвоздили Спасителя - три или четыре. Здесь явное указание на четыре гвоздя, такое изображение всегда в православных храмах. Хотя в Соборе Вита есть еще одно, подобное изображение.

Проходим немного дальше. Мы стоим перед капеллой Святого Яна Непомуцкого. Она внутри Собора.Мы с вами уже встречались с этим Святым, когда были в Чешском Крумлове. Напомню, что Ян Непомуцкий - Saint John of Nepomuk здесь очень почитаем - он небесный покровитель Праги и всей Чехии. И хотя это имя известно во всей Европе,именно здесь в 1393 году трагически расстался с жизнью исповедник короля Вацлава Четвертого. И это не легенда.

Чем же так не угодил исповедник чешскому королю? В 1393 году в пражскую тюрьму было брошено три священнослужителя, которые не соглашались с превосходством светской власти над церковной. Вскоре два священника были выпущены на свободу, а Ян Непомуцкий был подвергнут страшным пыткам. После чего его в мешке бросили во Влтаву. Тело нашли, но король не разрешал достать его. Но когда над ним зажглись чудесные огни, жители Праги не выдержали. Поняв, что это святой, они извлекли мученики и похоронили.
Когда же в Соборе Святого Вита сделали достойную усыпальницу, Святой Ян Непомуцкий был помещен туда.
Считается, что Ян Непомуцкий не раскрыл тайну исповеди. А именно этого добивался у него король Вацлав. Очень уж хотел узнать в чем каялась перед Богом его супруга.
Атрибутами Святого Яна Непомуцкого являются крест с распятием,ореол из звезд вокруг головы и пальмовая ветвь. Все это мы и видим на этой замечательной скульптуре.

Раз уж мы с вами стоим на площади перед Собором, то давайте посмотрим на обелиск. Он интересен своим недостроем. Высота обелиска 17 метров, установлен в память о жертвах Первой мировой войны. Выполнен из монолитного гранитного блока. У подножия должна была быть могила неизвестного солдата. Но до сегодняшнего дня обелиск не завершен.

Очень интересн дом с розовыми вставками. Это бывшая резиденция пражских епископов, построенная в 18 веке.

И еще смотрим на скульптуру,изображающую Святого Георгия. Она была создана в 1373 году. Не буду вводить вас в заблуждение - это всего лишь копия. Интересна она тем, что никто не знает,как раньше выглядел конь Святого Георгия. Этот конь был разрушен во время одного из турниров в 1562 году. Оригинал без коня сохранился, а для копии архитектор придумал нового коня.

Давайте еще раз посмотрим на расчудесный Собор Святого Вита.

А теперь для тех, кто досмотрел мои "мемуары" до конца - сюрприз.
Предлагаю посмотреть этот ролик и немного расслабиться. Потому что впереди нас ждет экскурсия по мрачному готическому псевдоготическому Собору - усыпальнице Святых, королей и приближенных к ним лицам.
Там уже будет не до веселья.... Но интересно и красиво. Обещаю.

Собор Святого Вита (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Чехию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Святого Вита - шедевр готической архитектуры и символ Праги, столицы Чехии. Свою историю этот архитектурный памятник ведет с 1344 года. Расположенный на территории Пражского Града, сегодня он служит резиденцией для архиепископа Пражского. Сложно описать словами величие и красоту этого здания, которое многократно, на протяжении столетий, достраивалось и совершенствовалось, чтобы приобрести свою нынешнюю, непередаваемую красоту.

По сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства - от готики до неоготики, от рококо и ренессанса - до барокко. Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы. Это не только духовная и художественная святыня страны, с костелом Святого Вита связаны и важные исторические события Чехии - в его приделах (в специально отведенной части здания) погребены чешские архиепископы и монархи, здесь же, еще со средних веков, хранятся разнообразные коронационные регалии.

Прага. Собор Святого Вита

Еще до начала строительства собора Святого Вита на его месте находилась маленькая, круглая церквушка. Собор начали возводить в XIV веке, а закончилось строительство только в начале XX. На сегодняшний день здание считается самым долгим «долгостроем» из зданий Европы наряду с собором в Кёльне.

В главной части собора, над алтарем, вы сможете увидеть галерею скульптур основателей костела и его первых строителей - например, бюст Карла IV, мастеров Петра Парлержа и Матье из Арраса, которые были похоронены в стенах здания, пражских архиепископов и других важных лиц государства и архитекторов, причастных к строительству костела. В средневековом искусстве Европы не существует аналогичных памятников.

Каменная резьба украшает величественные фасады собора, а над порталом его южного фасада вы сможете увидеть самую раннюю из ныне сохранившихся чешских мозаик под названием «Страшный суд». На протяжении многих веков башня-колокольня костела считалась самым высоким сооружением чешской столицы.

Высота большой башни собора - около 100 метров, а ведущая на смотровую площадку лестница собора состоит из трехсот каменных ступеней.

Роскошный интерьер собора Святого Вита хорошо известен по открыткам и туристическим путеводителям - золото, словно кружевные стены, многочисленные скульптуры, пышно украшенная резьбой кафедра, цветные витражи, сквозь которые в здание проникают лучи света.

Витражи собора, яркие рисунки которых создают иллюзию солнечного дня в костеле, были выполнены по эскизам Альфонса Мухи.

В богатой библиотеке собора собрано множество средневековых рукописей - таких, как, например, написанное во второй половине XI века Евангелие. Собор Святого Вита славится и своим органом - чуть ли не лучшим в Европе, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно посетите концерты органной музыки, проходящие в костеле.

Посещение собора Святого Вита входит в обязательную программу осмотра достопримечательностей Праги. Это один из самых величественных храмов, который часто называют духовным центром всей Чехии, национальной и культурной святыней страны. А ещё говорят, что к виду собора привыкнуть невозможно сколько ни приходи сюда, его величие восхищает, готические элементы пугают, а красота изумляет.

Как добраться

Добраться до Пражского Града можно пешком от Малостранской площади или на трамвае № 22 до остановки «Пражский Град» (Pražský hrad). Найти Собор в Пражском граде - несложно, его видно издалека и к нему постоянно стремятся потоки туристов.

И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.


Капелла святого Вацлава

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.