Императрица Мария Александровна в воспоминаниях камер-юнгферы А.И. Яковлевой



Великая Княжна Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская ,

Герцогиня Саксен-Кобург-Готская

Будущая герцогиня Саксен-Кобург-Готская получила свое имя в честь матери, цесаревны Марии Александровны. Появившаяся на свет 5 октября 1852 года девочка была большой радостью в семье, ее очень ждали, так как после великой княжны Александры, скончавшейся в возрасте семи лет, у цесаревны рождались только сыновья. И вот наконец-то дочь. Радость была безграничной

Александра Александровна, В.И.Гау

Маленькая Мария благотворно действовала на жизнь всей семьи. Не только родители, но и братья очень любили очаровательную малышку. Отец, вступивший на престол спустя два года после рождения Марии, буквально боготворил свою единственную дочь.


Мария с Анной Тютчевой.

В воспоминаниях фрейлины Анны Федоровны Тютчевой, которая почти тринадцать лет провела при дворе, можно прочесть следующие строки: «Я почти каждый вечер прихожу кормить супом этого херувимчика - это единственная хорошая минута во весь день, единственное время, когда я забываю подавляющие меня заботы», - признался как-то Александр II. А румяный ребенок в лентах и кружевах на высоком стульчике радостно улыбался отцу-императору ».

Прошли годы. Подошло время подумать о замужестве великой княжны. Кому вверить судьбу своей любимицы, в семье решили не сразу. Ясно было лишь одно - следует продолжить семейную традицию Романовых, то есть использовать дочь во благо династических и политических амбиций императорского Дома.

Мария была выдана замуж в возрасте двадцати лет за герцога Эдинбургского, принца Великобританского Альфреда Эрнеста, второго сына королевы Виктории.

Он служил в британском флоте. Ему было тридцать лет, и уже в течение пяти лет этот «морской волк», хорошо известный своими любовными похождениями, добивался благосклонности дочери российского императора.

http://aljena-lee.livejournal.com/334784.html

Альфред Эдинбургский

Его мать этому не препятствовала и дала разрешение на брак. Таким образом, герцог решил сделать официальное предложение царской дочери не без согласия матери-королевы, которая была известна своей нелюбовью к России. Как выяснилось, и сама великая княжна Мария относилась с симпатией к бравому морскому офицеру Альфреду Эдинбургскому. Оставалось лишь соблюсти династический этикет: принц должен был просить у императора Александра II руки его дочери.

Мария с женихом Альфредом, отцом и братом Алексеем.

Именно с этой целью герцог Альфред Эдинбургский в июне 1873 года прибыл в Дармштадт, где в то время находились императорская чета и их дочь. Согласие на брак было получено, и о помолвке официально объявили. Свадьбу наметили на следующий год.

Darmstad

Однако королева Виктория не скрывала своего недовольства, что ее сын, как она считала, женится, принимая довольно унизительные условия, продиктованные русским императорским Домом. Ей даже не была предоставлена возможность познакомиться с будущей невесткой, хотя с такой просьбой Виктория обращалась к своим «русским родственникам». Ею было высказано пожелание, чтобы Александр II привез дочь в Осборн, где королева в то время находилась.

Об этом сообщили императору, который, услышав о столь «дерзкой воле», попросил передать Виктории, что он «очень занят» и, к сожалению, не может, воспользовавшись случаем, погостить в Осборне. Александр II решил, что суверенный монарх не может ездить «на поклон» к другому монарху, да к тому же без официального приглашения. Мать невесты, императрица Мария Александровна, предложила Виктории встретиться на нейтральной территории, например в Кельне. Этим она вызвала негодование привыкшей к особому почитанию британской королевы.

Свадьба состоялась 23 января 1874 года в Петербурге, в Зимнем дворце. По случаю бракосочетания русской великой княжны и английского принца в столицу приехали высокие особы из разных стран. Мать жениха, королева Виктория, приехать не пожелала.

Прибытие герцога Единбургского в Петербург, 1874

Британское посольство, иллюминированное к свадьбе. 1874

Свадьба герцога Единбургского, иллюминация на Невском, 1874

Прибытие шлюпок "Мария" и "Альфред" в Петербург, свадебный подарок герцогу и герцогини Единбургским от британцев, 1874

Свадебная процессия на шлюпках, 1874

Таким образом, Романовы сочетались узами брака с английским королевским Домом. Впервые в истории британский монарх стал близким родственником русского императора. Этому родственному союзу сразу стали приписывать большое политическое значение. Считалось, что брак дочери русского царя с британским принцем поможет России и Англии преодолеть взаимную враждебность, сохранявшуюся со времен Крымской войны.

Отец-император дал любимой дочери в приданое огромную по тем временам сумму - 100 тысяч фунтов. Сверх того Марии выделялось ежегодное пособие в 20 тысяч фунтов. Согласно придворному протоколу после замужества из великой княжны она превратилась в великую княгиню. По традиции императорского Дома Мария числилась шефом, то есть почетным командиром, одной из военных частей - 14-го Ямбургского уланского полка. Вот в таком качестве единственная дочь императора Александра II, отныне герцогиня Эдинбургская, вместе с мужем, сыном британской королевы Виктории, весной 1874 года покинула Петербург.

Герцог и Герцогиня Эдинбургские на улицах Петербурга, 1874

Уезжая из России, великая княгиня была очень озабочена, оставляя свою мать в печали. После смерти восемь лет назад старшего сына Николая императрица так и не смогла оправиться.

Покидая свою родину, Мария оставляла любимую мать наедине с ее страданиями. Понимая, что разлука с единственной дочерью для матери-императрицы большое горе, Мария с грустью ощущала, как той одиноко.

Молодожены поселились в Лондоне. Однако местное общество не проявило сердечности к прибывшей из России великой княгине. Ее сочли слишком надменной. Да еще возникли разногласия с королевой относительно титула ее русской невестки. Император Александр II настаивал, чтобы к его дочери обращались не иначе как «Ваше Императорское Высочество» - титул этот принадлежал ей по рождению. Королева же выразила свое категорическое несогласие, заявив, что к герцогине Эдинбургской следует обращаться «Ваше Королевское Высочество».

Казалось, речь идет лишь о формальных моментах. Но эти разногласия не облегчали положения Марии в чужой для нее стране. Здесь были иные приоритеты, царили иные обычаи, звучал иной язык…

Однако, несмотря ни на что, семейная жизнь русской невестки английской королевы началась по обычным супружеским законам. В том же 1874 году Мария стала матерью: она родила сына, названного в честь отца - Альфред.

Мария и Альфред с первенцем

Герцог Эдинбургский не скрывал своей гордости русской женой - она подарила ему наследника. В течение последующих четырех лет в семье сына королевы Виктории родились три девочки: Мария, Виктория и Александра. Однако основное внимание родителей всегда было обращено на воспитание и образование сына. Мария Александровна считала, что образование нужно только мужчинам, а женщинам необходимы лишь хорошие манеры и умение вести себя в высшем свете. Поэтому ее дочери получили, как принято было говорить, типично британское воспитание. Их детство прошло в парках английских замков, а юность на великосветских балах. На семейных фотографиях можно видеть милых девочек в скромных платьях и элегантных шляпках, чинно рассаженных за традиционным чаем рядом с бабушкой, повелительницей Британской империи.

В июне 1880 года Мария Александровна узнала о смерти своей многострадальной матери. Никто не был с ней в момент смерти. Дочь очень переживала, что не могла присутствовать при последних днях жизни матери. А когда она узнала, что отец, не дождавшись окончания срока траура, обвенчался с Екатериной Михайловной Долгорукой (к тому времени она была матерью трех его детей), то отправила Александру II из Лондона резкую телеграмму: «Я молю Бога, чтобы я и мои младшие братья, бывшие ближе всех к мама́, сумели бы однажды простить Вас …»

Прошло всего девять месяцев после смерти матери, и вновь произошла трагедия: в Петербурге бомба террористов, брошенная под ноги императору, буквально растерзала его.

Потеря любимых родителей была страшным потрясением для великой княгини, вынужденной жить за пределами своей родины, вдали от близких людей.

В 1884 году герцогиня Эдинбургская родила еще одну дочь - Беатрису. Это был последний ребенок в семье герцога. Красота Марии Александровны увядала, муж, бравый адмирал британского флота, часто отсутствовал, супружеские отношения стали разлаживаться…

Мария Александровна с детьми

Не раз Мария Александровна бывала в России. Летом, когда все семейство Романовых находилось за пределами Петербурга, в Петергофе, Павловске или Стрельне, приезжали обычно и родственники из Европы. «Одной из самых частых гостей , - пишет великая княгиня Ольга Александровна в своих мемуаpax, - была герцогиня Эдинбургская, единственная сестра Александра III. Приезжала она часто, у нее постоянно были нелады с ее свекровью. По словам отца, королева Виктория была противной, во все сующей свой нос старухой, а та считала его (брата Марии, императора Александра III) грубияном. Я любила тетю Марию; не думаю, чтобы она была счастлива. Но в Петергофе она отдыхала от всех забот ».

Постепенно жизнь русской великой княгини, герцогини Эдинбургской, на британском острове становилась с каждым годом все более невыносимой. Поэтому, когда в 1893 году к ее супругу перешло герцогство Саксен-Кобург-Гота и семья покинула Англию, она была безгранично счастлива.

Резиденцией герцогов Саксен-Кобург-Готских являлся город Кобург. Расположенный в живописных лесах на севере Баварии, он впервые упоминался еще в XI веке, но права города получил в 1231 году. Династическими браками герцоги были связаны со многими правящими домами Европы, в том числе Великобритании, Бельгии, России, Португалии, Болгарии. Английская королева Виктория была дочерью принцессы Кобургской и сама вышла замуж за Альберта Кобургского.

Королева Виктория и ее родня. Кобург. Апрель 1894 г.

Итак, супруг Марии Александровны из британского принца превратился во владетельного государя Германской империи. Чтобы изучить условия жизни в Германии, он прошел университетский курс в Бонне. Однако приход английского герцога к власти комментировался в немецкой прессе в агрессивно-националистических тонах. Считалось, что, будучи сыном английской королевы, он не сможет выполнять обязанности германского владетельного князя. Трудности действительно возникли сразу: немецкий язык новый герцог знал плохо, общение было затруднительным.

А как жила дочь русского царя? Что изменилось для нее после того, как она навсегда покинула Англию?

Бесспорно, изменилось многое, причем в лучшую сторону. Германия была ближе сердцу дочери урожденной немецкой принцессы. Отныне Мария Александровна стала именоваться герцогиней Саксен-Кобург-Готской, сохранив при этом и титул герцогини Эдинбургской.

Семья поселилась в кобургском замке.

Казалось, отношения между супругами вновь наладились. Но прошло совсем немного времени, и принц Альфред, вынужденный оставить свою службу в британском флоте и покинуть любимый Лондон, начал жаловаться на скучную жизнь в Кобуpre. У него не было больше и возможности заниматься любимым хобби: Альфред был известным филателистом.

Мария Александровна свою главную задачу все эти годы видела в удачном замужестве повзрослевших дочерей. Русская невестка английской королевы, хотя прожила в Англии два десятка лет, была не слишком расположена к этой стране. По воспоминаниям современников, она была против брака своей старшей дочери с одним из многочисленных кузенов, внуков свекрови-королевы. Поэтому, вопреки пожеланиям английской бабушки, свою дочь Марию, славящуюся редкой красотой, в 1893 году она выдала замуж за наследного принца Румынии, принца Гогенцоллернского Фердинанда. (Через год Мария подарила матери первую внучку.)

Принцесса Мария -Мисси 1875-1938

Три другие дочери покинули британский остров вместе с родителями. Уже в апреле 1894 года в Кобурге состоялась свадьба восемнадцатилетней принцессы Виктории с владетельным герцогом Эрнестом Людвигом Гессенским, на которой присутствовали родственники не только из Германии, но также из Англии и России. Даже бабушка, королева Виктория, прибыла в Кобург. Примечательно, что именно на этих свадебных торжествах было объявлено о помолвке будущего царя Николая II, племянника Марии Александровны, с гессенской принцессой Алике, родной сестрой герцога.

Принцесса Виктория-Мелита - Дакки

Ровно через два года Мария Александровна выдала замуж третью дочь, Александру, за князя Эрнста VII Гогенлоэ-Лангенбургского.

Принцесса Александра 1878-1942

А в 1896 году родительский дом покинула и младшая - Беатриса. Она вступила в брак с принцем Орлеанским Альфонсом, инфантом Испании, и переехала в Мадрид.

Младшая дочь Беатриса

Все дочери русской великой княгини сделали хорошие партии. На ступеньке семейной лестницы остался лишь единственный сын герцогской четы, наследный принц Альфред. И тут случилось непредсказуемое.

В день празднования двадцать пятой годовщины свадьбы родителей внук императора Александра II совершил попытку самоубийства. Как стало известно позже, вступив во внебрачные отношения, он заразился венерической болезнью. Узнав об этом, чтобы избежать позора, он выстрелил себе в голову. Спасти его не удалось, наследный принц Саксен-Кобургский умер через две недели. Ему было двадцать пять лет.

Альфред "Affie", наследник герцогства Саксен-Кобург-Готский

Смерть сына была страшной трагедией для родителей, их горе было безграничным. Пережив столь сильное нервное потрясение, стал жаловаться на недомогание супруг Марии Александровны. Не прошло и полутора лет после смерти сына, как он скончался от рака горла. Это случилось в июле 1900 года. Так для великой княгини наступили годы вдовства длиной в двадцать лет.

Alfred, Herzog von Edinburgh und Sachsen-Coburg-Gotha

Вдовствующая герцогиня после смерти мужа продолжила жить в Кобурге и лишь спустя несколько лет переехала в Швейцарию. При кобургском дворе продолжали соблюдать строгий этикет. Служащие всегда были подтянуты, одеты в придворные ливреи и свято соблюдали установленные распорядки и традиции. Мария Александровна большую часть времени проводила на вилле «Эдинбург». Трехэтажное здание, в котором находилась и домашняя церковь с иконами и убранством походной церкви Александра II, стало ее домом. (Позже великая княгиня подарила эту виллу дочери Виктории.) В гостиной висели большая картина, изображающая всех дочерей великой княгини еще юными принцессами, и портрет самой Марии, написанный вскоре после ее замужества.

Последние годы жизни герцогиня Саксен-Кобург-Готская прожила в Цюрихе. В Швейцарию перебралась из Финляндии и ее дочь Виктория с семьей. Но вновь быть вместе им пришлось совсем недолго. 24 октября 1920 года русская великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II, скончалась. Ее похоронили в Кобурге, в фамильном склепе герцогов Кобургских.


Мариинский (государственный академический театр оперы и балета) театр в Санкт-Петербурге, Театральная площадь, д.1

Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (то есть художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились иностранные гастролеры, а в царской ложе сидел царь. В 1990-х и 2000-х театр не утратил своей популярности: впервые в послереволюционной истории России Валерий Гергиев исполнил тетралогию Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана».

Мария Александровна. 1859. Третьяковская галерея

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. На сцене театра блистали артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский.

Мария Александровна, в честь которой театр зовётся "Мариинкой", была женой российского императора Александра II.

Кристина Робертсон Портрет Великой княгини Марии Александровны Романовой

Мария Александровна Романова была дочерью великого герцога гессенского Людвига, в девичестве принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-М ария. Она родилась 27 июля 1824 года. Цесаревич Александр, путешествуя по Западной Европе (1838-39), по влечению сердца избрал Марию Александровну подругой жизни. Летом 1840 г. она прибыла в Россию, а 16 апреля 1841 г. состоялось бракосочетание.

После кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860) Мария Александровна стала проявлять активную деятельность на поприще благотворительности. Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и институтов: по личной ее инициативе приняты были меры не только к охранению здоровья и физических сил детей, путем устранения из круга их занятий всего имеющего характер лишь механического, малопроизводительного труда, но и к большему сближению воспитанниц с семьей и с окружающей родительский дом средой, для чего им стали разрешать отпуск в дома родителей и ближайших родственников на каникулярное и праздничное время.

По инициативе Марии Александровны стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей заслугой Марии Александровны является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-Турецкой войны она положила много труда и расходов, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Покровительству Марии Александровны обязаны своим развитием и преуспеянием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и многие другие благотворительные учреждения.

Художник И. К. Макаров, 1866. Императрица Мария Александровна, жена Александра II

Мария Александровна хорошо разбиралась в музыке, прекрасно знала новейшую европейскую литературу. Вообще широта ее интересов и душевные качества приводили в восторг многих из тех, с кем ей довелось встречаться. «Своим умом, - писал известный поэт и драматург А. К. Толстой, - она превосходит не только других женщин, но и большинство мужчин. Это небывалое сочетание ума с чисто женским обаянием и… прелестным характером».

Другой поэт, Ф. И. Тютчев, посвятил великой княгине возвышенные и искренние строки:

Кто б ни был ты, но встретясь с ней,

Душою чистой иль греховной,

Ты вдруг почувствуешь живей,

Что есть мир лучший, мир духовный…

Ф. К. Винтерхальтер Портрет Марии Александровны

Александр II, их сын, будущий Александр III и Мария Александровна

Императрица Мария Александровна совершила самый главный подвиг своей жизни - укрепила престол династии многочисленными наследниками. Она родила восьмерых детей: двух дочерей и шестерых сыновей. Ей довелось пережить двоих из них - Августейшую дочь Александру и наследника Цесаревича Николая в 1849 и 1865 годах.

Дети:

Александра (1842—1849)

Николай (1843—1865), воспитывался как наследник престола, умер от воспаления лёгких в Ницце

Александр III (1845—1894) — император России в 1881—1894 годах

Владимир (1847—1909)

Алексей (1850—1908)

Мария (1853—1920), великая княгиня, герцогиня Великобритании и Германии, супруга Альфреда Эдинбургского

Сергей (1857—1905)

Павел (1860—1919)

Мария Александровна (1824 - 1880)

В честь Марии Александровны были названы три города: Мариинский Посад, Мариинск (Кемеровская область), Мариенхамн (главный город Аландских островов, автономной территории в составе Финляндии), а также Мариинский (Санкт-Петербург) театр и Мариинский дворец в Киеве.

Бюст Марии Александровны в Сан-Ремо. Подарок Санкт-Петербурга.

Памятник русской императрице Марии Александровне Романовой, супруге Александра II, открылся в 2010 году в итальянском курортном городе Сан-Ремо. Мария Александровна провела там несколько зим, подарила городу пальмовую аллею и звание любимого курорта русской аристократии. Чтобы напомнить об этом историческом факте, петербуржцы подарили Сан-Ремо монумент. Бюст сооружён на центральной набережной курорта, названной в честь Марии Александровны бульваром Императрицы. Эту набережную украшает подарок русской царицы - тысяча пальм. Автор памятника Владимир Горевой.

3 сентября вернулась из-за границы императрица с принцессою. Государыня в сопровождении всего семейства привела принцессу в приготовленные для нее комнаты в верхнем этаже. Императрица сняла с шеи батистовую косынку, подала ее мне и спросила как моя фамилия, где я воспитывалась, давно ли кончила курс. Потом она прибавила: - Я вас прошу с принцессой всегда говорить по-русски.

Сентября 7 -го был торжественный въезд высоконареченной невесты в столицу. Погода была превосходная; царская фамилия выехала из Царского Села в экипажах, остановилась в загородном путевом дворце Четыре Рогатки; тут был завтрак и небольшой отдых, после которого императрица, великие княжны и принцесса переоделись в русские платья. По церемониалу все разместились в золоченые кареты и торжественный поезд двинулся шагом к столице.

Принцессе отведены были комнаты в нижнем этаже окнами на Неву, на ряду с комнатами великих княжен Ольги и Александры Николаевн. После приема, принцесса вернулась в свои покои, где мне пришлось снимать с ее головы и шеи драгоценнейшие бриллиантовые уборы, какие я видела в первый раз в жизни. На принцессе был голубого цвета шлейф весь вышитый серебром и белый шелковый сарафан, перед которого тоже был вышит серебром, а вместо пуговиц нашиты были бриллианты и рубины; повязка, темно-малинового бархата, обшитая бриллиантами, с головы спадала серебром вышитая вуаль.

Сентября 9-го, был парадный спектакль, а вскоре за тем Царская фамилия снова вернулась в Царское село, где и провела всю осень в больших развлечениях. Непременно каждое воскресенье был парадный обед у императрицы, туалеты были почти бальные: нарядные платья с открытыми лифами, короткими рукавами, белые башмаки, цветы и бриллианты. Французские спектакли давались на маленьком Царскосельском театре. Великая княгиня Елена Павловна, отличавшаяся большим вкусом, устраивала изящные праздники в честь невесты и жениха. Иногда ездили в Петербург слушать оперу или посмотреть новый балет.

К сожалению, принцесса не всегда могла участвовать в празднествах и удовольствиях. Вероятно, от непривычки к суровому климату, у нее на одной щеке под глазом образовалось красное пятно величиной с голубиное яйцо. Хотя оно не очень беспокоило ее, доктора не советовали ей выезжать на мороз. Вообще она каталась мало и то, в закрытом экипаже, большей частью она прогуливалась или в залах Зимнего дворца или в Зимнем саду.

5-го декабря был день миропомазания принцессы. В этот день на ней был надет белый атласный сарафан и шлейф; последний был весь опушен лебяжьим пухом; волосы были убраны очень просто: их сбили спереди в длинные, почти прозрачные локоны; эта прическа была ей очень к лицу, весь туалет отличался простотою: на ней не было никаких драгоценных украшений. На следующий день было обручение цесаревича с великой княжной Марией Александровной.

Квартира, предназначенная молодым в Зимнем дворце, выходила окнами частью на Адмиралтейство, частью на площадь Александровской колонны. Первая комната была большая приемная, вторая - кабинет, за колоннами в алькове - спальня, потом - комната, где цесаревич принимал по утрам ординарцев. Дальше начиналась половина цесаревны. Первая комната была уборная, вторая - ванная, третья - очень большая спальня. Четвертая комната - кабинет, пятая - парадный кабинет, шестая - золотая комната, седьмая - огромное белое зало.

1841 года, 16-го апреля в 8 часов утра пятью пушечными выстрелами возвестили столице, что высочайшее бракосочетание имеет быть сегодня. Мы были в белых платьях и надели только что полученные от цесаревича в подарок бриллиантовые фермуары. При одевании невестой венчального туалета присутствовали статс-дамы и фрейлины.

Белые сарафан ее был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента, пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах. На голове - бриллиантовая диадема, серьги, ожерелье, браслеты - бриллиантовые. В сопровождении своего штата великая княжна пришла в комнаты императрицы, где ей надели бриллиантовую корону. Императрица сознавала, что не драгоценные алмазы должны в этот день украшать невинное и чистое чело молодой принцессы; она не удержалась от желания украсить голову невесты цветком, служащем эмблемой чистоты и невинности. Императрица приказала принести несколько веток живых померанцевых цветов и сама воткнула их между бриллиантов в корону; маленькую ветку приколола на груди; бледный цветок не был заметен среди регалий и драгоценных бриллиантов, но символический блеск его умилял многих.

В церкви уже заняли места приглашенные иностранные гости, посланники и представители иностранных дворов в блестящих придворных костюмах, дамы в богатых парадных придворных платьях своих дворов. На хорах тех зал, по которым должно было пройти шествие, толпилась масса публики. На хорах публика была в самых богатых туалетах, случилось, однако, что у одной дамы была надета черная кружевная накидка, тотчас является скороход и просит от имени гофмаршала Олсуфьева снять черную накидку. Дама конечно моментально исполняет желание гофмаршала, сбрасывает накидку и держит ее на руках; вторично появляется скороход, прося унести или так спрятать, чтобы вовсе не было видно ничего черного.

Звон колоколов не умолкал весь день. Когда стемнело, весь город был залит огнями великолепной иллюминации. Вечером был бал, к которому были допущены только первые три класса чинов, первые две гильдии купцов и иностранные купцы.

Июня 25, в день рожденья государя Николая Павловича, обыкновенно был раут. После свадьбы цесаревича императрице вздумалось устроить этот раут в виде сельского праздника под открытым небом в саду Монплезира, при чем она пожелала, чтобы туалеты соответствовали своей простотой. Дамы преимущественно были в легких белых платьях. Белое платье императрицы было украшено букетами из васильков (ее любимый цветок), голова убрана такими же цветами. Белое платье цесаревны было вышито соломой, голова убрана красным маком и колосьями, платье украшено такими же цветами, в руках букет из таких же цветов. Костюмы остальных лиц более или менее носили характер простоты. За то украшению драгоценностями не полагалось границ. Масса белых платьев производила большой эффект, но главную красоту им придавали бриллианты. У императрицы, у цесаревны, и у других великих княгинь и княжен, цветы были усеяны бриллиантами: в средину каждого цветка на серебряной проволочке был прикреплен бриллиант; он изображал как бы росу и эффектно колебался на своем гибком стебельке.

Платье расшитое соломкой. Российская Империя, 1840 гг.

Дамы, гулявшие в саду Монплезира и на его платформе, выходящей на залив, в белых нарядах, блестевших всеми цветами радуги драгоценных камней, казались нимфами, особенно на платформе берега, где последние лучи заходящего солнца еще несколько минут освещали эти блестящие движущиеся существа и придавали им какую-то розовую прозрачность. В залах и в саду играла музыка. Масса публики окружала сад Монплезира и любовалась истинно великолепным зрелищем.

В первых числах августа царская фамилия переехала в Царское Село, которое было любимым местоприбыванием великой княгини Марии Александровны. Великая княгиня вставала обыкновенно часов в 8-9 и затем кушала чай в Екатерининской спальне с великим князем, который к этому времени возвращался с прогулки вокруг озера. Утренний ее туалет был весьма прост: легкое батистовое или жаконетовое платье с белым вышитым воротничком, соломенная шляпа с лентами под цвет соломы, коричневая вуаль, коричневый зонтик, шведские перчатки и клетчатый, пестрый манто. Так одетая, она каждое утро отправлялась с цесаревичем в пролетке к императрице.

Великий князь часто уезжал работать к государю, а великая княгиня в это время в сопровождении одной из своих фрейлин, княжны Евгении Долгоруковой или Софии Дашковой, отправлялась гулять пешком; это прогулки иногда длились часа два. Бывало, она вернется с прогулки усталая, разгоряченная, торопится переменить платье на шлюмпер (а белье на ней хоть выжми) в то же время торопит, чтобы подали скорее сельтерскую воду. Кувшин воды подавали буквально ледяной, его едва можно было держать в руке. В стакан выжимали пол-лимона и треть стакана всыпали мельчайшего сахара; она держала стакан в руке и быстро мешала ложкой, пока вливали воду; от лимона с сахаром вода сильно пенилась, и великая княгиня залпом выпивала стакан холодной сельтерской воды, после чего уходила в кабинет и ложилась на кушетку отдыхать. Вот может быть причина начала ее болезни и преждевременной кончины. Меня крайне удивлял подобный режим, но я не имела права говорить об этом. Часто, возвратясь из собрания разгоряченная, она находила ночь такой соблазнительно-прохладной, что отправлялась кататься. Случалось даже зимой, что, сменив наряд на простое неглиже, она в открытых санях каталась с великим князем. Великий князь иногда уезжал в Петербург, в государственный совет с 10 часов утра и возвращался обедать к 7 часам; а великая княгиня не завтракала без него и таким образом не принимала пищи более 10 часов. Едва ли это могло не вредить ее нежному организму.

Осенью царская фамилия жила более трех месяцев в Царском Селе; август и сентябрь проводили в летних развлечениях: в долгих прогулках, в катаниях и т.п. Иногда вечером ездили в английских экипажах в Павловск на музыку.

Из Царского Села предположено было дней на 10-12 ехать в Гатчино. Первым делом была прогулка по дворцу; великой княгине показывали все достопримечательности дворца, потом были прогулки по паркам, которые действительно хороши. Объявили, что будет спектакль, пройдет водевиль «Ложа первого яруса». Назначены были ежедневные репетиции. Тотчас после завтрака, с веселыми возгласами, смехом, все общество спешило в зал, где устроен театр. Великая княгиня возвращалась с репетиций веселая, пела, старалась говорить нам что-нибудь забавное, чтобы рассмешить нас. Снимая перчатки, и с усмешкою показывая их нам, говорила:

Vous vous-etonnez? (Вы удивляетесь?) и действительно было чему удивляться: перчатки в первый раз надетые были буквально изодраны, как оказалось, вследствие усердных аплодисментов. На правой руке, на четвертом пальце великая княгиня носила множество колец; это были воспоминания ее детства, юности, тут были кольца ее матери, все недорогие и даже не имевшие особенного наружного достоинства. На левой руке она носила очень толстое обручальное кольцо и другое, такое же толстое, с узорчатой чеканкой, поперечник такой же толщины был прикреплен большим рубином. Это - фамильное кольцо, подаренное государем всем членам царской семьи. Эти-то кольца помогли при аплодировании так изорвать перчатки.
Великая княгиня Мария Александровна неохотно оставляла более или менее спокойную жизнь в Царском Селе, чтобы снова погрузиться в жизнь столичную этикетную с беспрестанными аудиенциями, представлениями новых лиц, необходимыми выездами на балы, концертами, спектаклями, строго соблюдаемыми визитами и поздравлениями между царскими особами. Немыслимо было не являться на ежедневные собрания к императрице. Когда собрание состояло из небольшого кружка приглашенных, то дамы занимались рукоделием; они вышивали по канве шерстями полосу шириною ½ аршина, а длиною около 6-7 аршин, на конце каждой полосы вышивалось имя вышивавшей. Мы в дежурный день вышивали по рисунку половину стежка, так что великой княгине приходилось только застилать полувышитые стежки. Эта вышивка предназначалась для одной из комнат Гатчинского дворца. Между каждой вышитой полосой была вставлена такой же ширины полоса отполированого орехового дерева.

На масленице государь пригласил все свое семейство и несколько избранных лиц на блины, а после блинов предполагалось танцевать. Это было совершенно новое удовольствие: днем танцевать у государя в маленьких тесных комнатах! Оно было принято с восторгом! В видах тесноты было решено одеться очень просто: белые кисейные платья, бантик или цветок на голове, зато драгоценные украшения пополняли собою туалет и вознаградили простоту. К 12 часам все собрались на блины, после которых тотчас стали танцевать во всех комнатах. Теснота и толкотня были ужасные, но тем было веселее. Протанцевав до 6-ти часов все пришли домой усталые, раскрасневшиеся, с оборванными платьями, и с восторгом утверждали, что еще никогда так не веселились как в этот день и называли его «Folle journee» (шальной день).

Императрица Александра Федоровна знала, что государь большой знаток дамских нарядов и любит что-нибудь оригинальное; она придумала для всех дам царской семьи платья одинакового цвета и покроя. Однажды был назначен фамильный обед; на такой обед никого не приглашали: государь обедал в своей семье.

К этому дню сюрпризом были приготовлены фамильные платья. Сшиты были они из синей шелковой материи (gros d’Afrique) очень просто, но оригинально: юбка из 6-7 полотнищ собрана и пришита к поясу; лиф с мысом. Начиная с мыса сделаны три складки, которые на мысе и до половины талии пришиты плотно, так что они почти незаметны; с половины талии они начинают расходиться и уже у самого ворота, т.е. на груди образуют три, трубочками сложенные, складки, которые своей внутренней стороной слегка прикреплены к белой шелковой подкладке лифа; край отстающих складок обшит узенькой бархатной ленточкой, а вокруг ворота белого лифа пришита в вершок ширины белая кисейная буффа; в верхнюю часть ее вдета узенькая бархатная ленточка, чтобы можно было на плечах и груди немного стянуть буффу. Из-под синих коротеньких рукавчиков в виде эполетки спускаются длинные широкие белые кисейные рукава, зашитые только до сгиба локтя, оставляя остальную часть руки обнаженной. На руках фамильный браслет. На голове два золотых обруча в ½ вершка ширины: первый на лбу, у самых волос, второй окружал косу, из которой выпадали 3-4 длинных локона.

Государь подарил совершенно одинаковые браслеты всем дамам семейства. Браслет шириною в ½ вершка состоял из разных драгоценных каменьев в форме параллелограммов одинаковой величины, каждый камень был оправлен отдельно и мог быть отстегнут от другого. Государь, войдя в комнаты императрицы и увидав всю свою семью в античной прическе и в платьях насколько возможно близко подходящих к греческому покрою, был приятно поражен этой метаморфозой.

Однажды, войдя в уборную, я совершенно неожиданно застала там великую княгиню Марию Александровну и великую княгиню Елену Павловну; обеони сидели в креслах. Мне надо было пройти мимо великой княгини Елены Павловны. Она тревожно обратилась ко мне, видимо, оберегая что-то на полу и сказала: - Je vous en prie, ne marches pas sur mon chapeau! (Пожалуйста, н наступите на мою шляпу). Я увидала на полу ее шляпу и поспешно хотела ее поднять, но великая княгиня не допустила, прибавив: - Non, non, laissez le, ou il est. (Нет, нет, оставьте ее, где она лежит). Оказалось, что она из почтения к великой княгине не сочла возможным положить шляпку на стул, стол или диван, а положила возле себя на пол.

Раз великая княгиня вернулась из церкви раньше окончания обедни - с нею сделалось дурно. Великая княгиня Мария Николаевна, проводив ее в ее комнаты, обратилась к нам с радостным поздравлением.

Поздравляю, поздравляю… перешивайте платья.

С этого времени великая княгиня стала чаще оставаться дома. Принц Александр и фрейлина Гранси проводили с нею время.

С первыми лучами весеннего солнца, великая княгиня спешила покинуть душную столицу, чтобы снова зажить на просторе, на чистом воздухе, который был еще очень свеж, но великая княгиня очень любила гулять по несколько часов в день. Нежная кожа ее на руках и лице покрывалась какой-то перхотью и грубела, на руках даже лопалась; доктора советовали ей вместо воды для умывания рук употреблять отвар овсяных круп, а для лица миндальные отруби. Весною, когда наставала жара, великая княгиня загорала не столько от солнца, сколько от воздуха. По возвращении с прогулки ей тотчас подавали свежий огурец, она его разрезала во всю длину пополам и внутренней стороной обтирала себе лицо; это очень освежало ее.

Чтобы не оставались на ночь комары в спальне, так как великая княгиня не ложилась в постель, если слышала писк комара, употребляли следующее средство: откроют все окна, потушат все огни, лакей внесет умывальную чашку, наполненную водою и зажигает ветку можжевельника, держа ее над чашкой, чтобы искры не падали на ковер. Комната наполняется можжевеловым дымом и комары вместе с ним стремятся в открытые окна. Когда воздух более или менее очистится, тогда закрывают окна и вносят снова огонь.

В то время императрица была за границей, а великие князья Николай и Михаил Николаевичи оставались в Царском Селе; они почти ежедневно во время своей утренней прогулки, заходили к великой княгине. Они шутили, шалили, болтали, смешили великую княгиню и нас. Однажды они стали представлять, как будут выбирать себе невест (им было тогда 10-11 лет). Зеленые ширмы у кровати изображали целый ряд иностранных принцесс, а они, проходя мимо, обозревали их и, указывая на каждую рукой, приговаривали: «Laide, laide, passable, passable, laide!» («Безобразная, безобразная, посредственная, посредственная, безобразная»). Великая княгиня смеялась и дразнила их, что таким образом они рискуют остаться холостяками.

Платье цесаревны Марии Александровны

Из Царского Села императорская фамилия переехала в Петергоф; в это лето великая княгиня должна была отказаться от парадных выходов, обедов и балов, чему впрочем она была очень рада, потому что предпочитала более спокойную жизнь. Зато она очень усердно гуляла пешком; дурная, дождливая погода ее нисколько не удерживала. Ноги ее очень опухали вследствие ее положения; надо было заказывать ботинки и калоши огромных размеров; калоши были ей невыносимы, тяготили и жали ноги. M-me Брюно (башмачница) умудрилась ей делать калоши из перчаточной кожи на очень легкой и мягкой подкладке; конечно, гуляя в дождь и по топким дорожкам, не окорачивая платья и юбок, великая княгиня возвращалась с прогулки в таком виде, что надо было не только переодеться, но снятые платья и юбки (она носила белые шелковые юбки) оказывались негодными для дальнейшего употребления; калоши размокали и представляли нечто мягкое и неуловимо скользкое, а красная подкладка окрашивала и ботинки, и чулки; всю эту обувь едва можно было стянуть с ноги. Вследствие всего этого ботинки и калоши заказывались дюжинами; калоши служили только на одну прогулку.

В начале августа все перебрались из Петергофа в Царское Село. Наконец настал день родин. Государь Николай Павлович с утра был у великой княгини, позднее приехала императрица. Когда акушер мог с достоверностью определить близость родов, государь ушел в Екатерининскую спальню, где на столе был приготовлен образ и теплящаяся лампадка; тут Николай Павлович усердно молился о благополучном разрешении. Когда он случайно зашел в дежурную комнату, где мы все, дежурные и свободные, находились, то посмотрел на нас и сказал камер-фрау, чтобы нас освободили на несколько дней от службы, так как таким молоденьким девочкам тут делать нечего.

Когда на другой день нас допустили поздравить великую княгиню, новорожденная лежала в корзинке, обтянутой зеленой тафтой, в изголовье и в ногах были откидывающиеся кибиточки; корзинка стояла на постели возле великой княгини.

На девятый день великая княгиня встала; к этому дню великий князь подарил ей утренний капот, серый кашемировый, на голубой шелковой подкладке и чепчик с голубыми лентами. Когда она совершенно оделась, пришел великий князь, обнял, поцеловал ее и под руку повел в ее кабинет, где она принимала великих княгинь и великих князей, приезжавших с поздравлением, тут она оставалась до 8 часов, после чего ее снова уложили в постель.

С этого дня ребенка поместили в приготовленные для него комнаты. Великая княгиня выразила желание самой кормить, но государь воспротивился этому. Августа 30-го в Царскосельской церкви совершились крестины.

Как-то раз великая княгиня, вернувшись из французского театра, сказала камер-фрау, что она в этот вечер видела у мадам Аллан (знаменитая французская актриса) очень красивую ленту, надетую вместо кушака. Великая княгиня описала ленту и прибавила:

Посмотрите в магазинах, не найдете ли что-нибудь подобное.
Через несколько дней камер-фрау приносит ленту длиною около 4 аршин, совершенно такую, как описала великая княгиня, и говорит, что более таких лент нет, все раскуплено. Великая княгиня удовлетворилась и приказала и приказала сделать кушак с длинными концами, и надевала его на белые платья. А нам камер-фрау призналась, что она ездила к м-м Аллан и упросила ее уступить эту ленту великой княгине.

Как государь, так и великий князь очень обращали внимание на туалеты. Государь питал антипатию к черным галстучкам. Тогда галстучек был необходимой принадлежностью туалета; в угоду государю можно было носить только цветные. Когда государю случалось проходить через дежурную комнату и заметить на ком-нибудь из нас черный галстучек, он непременно спрашивал:

Давно овдовели?
А если был в дурном расположении духа, то говорил:
-Что за ворона!

В Дармштадте есть обыкновение к Рождеству печь анисовые пряники. Великая княгиня их очень любила. Луиза Бегер подносила великой княгине их каждый год к Рождеству. Впоследствии их стали печь в придворной кондитерской, но великая княгиня находила, что их не так хорошо приготовляют.

В один из больших праздников, перед переездом в Царское Село, при дворе был выход. Императрица надела драгоценное жемчужное ожерелье, состоявшее из четырех ниток крупного жемчуга; крупнейшие зерна находились на середине, менее крупные к концам и замыкались большим фермуаром из жемчуга же.

Вскоре опять был выход и императрица пожелала снова надеть то же ожерелье. Надо заметить, что жемчуг был так математически верно подобран по величине, и нитки лежали так плотно одна к другой, что составляло как бы нечто сплошное. В этот же день, к крайнему изумлению всех, ожерелье ни коим образом не могли уложить ровно: верхняя нитка постоянно падала на следующую; как ни поправляли, ожерелье было невозможно надеть. Императрица, конечно, этим осталась очень недовольна; она надела длинную нитку крупного жемчуга, спускавшуюся ниже пояса.

Как только государыня ушла в церковь, камер-фрау послала тотчас же за придворным ювелиром и таксиром - Кеммерером. Он знал все бриллианты и драгоценности государыни. Придя, Кеммерер уложил ожерелье в ящик, в котором были сделаны четыре желобка, куда всыпаются зерна, когда их нанизывают. Сейчас же обнаружилось, что тут не все зерна; но симметрическое распределение жемчуга по величине не было нарушено, поэтому и было трудно тотчас определить, сколько и каких зерен не хватает. По весу и справке в книге, ювелир объявил, что не хватает 8 жемчужин, стоимостью в 800 рублей. Несчастная камер-фрау пришла в отчаянье; она не находила покоя, измученная и озабоченная невозможностью найти виновного и узнать, каким способом и когда могли извлечь из замкнутой витрины жемчуг.

Тотчас дано было знать о пропаже обер-полицмейстеру: конечно, за всеми был учрежден строгий секретный надзор.

На другой день неожиданно приходит к камер-фрау женщина, бросается перед нею на колени, умоляя не погубить ее, и объявляет, что она может указать кем похищен жемчуг.
Камер-фрау успокаивает ее, обещая не только не погубить, но даже наградить, если показания ее окажутся верными. Тогда эта женщина, оказавшаяся крепостной горничной камер-юнгферы О…ниной, называет виновницу и рассказывает как было дело.

В дежурной комнате по очереди ночевали: камер-фрау и старшая камер-юнгфера. Когда О. была дежурная ночью и горничная пришла в дежурную комнату слать постель и помочь раздеться, то увидала в руках О. ожерелье. О. принуждала свою горничную помочь ей перенизать бусы; у нее заранее было подготовлено несколько ниток белого тамбурного шелку, какой обыкновенно употребляют ювелиры для нанизываения бус; на каждом конце нитки были всучены тонкие золотые проволочки, служившие вместо иголки.

Горничная умоляла свою госпожу не трогать жемчуга. О. ничего не хотела слышать и продолжала приводить в исполнение свое намерение. Горничная сообщила, что жемчуг где то заложен. Камер-фрау запретив горничной рассказывать кому бы то ни было о том, что она сообщила, написала и показала императрице анонимное письмо, будто сейчас полученное ею, в котором названа преступница. Тотчас дано было знать об этом обер-полицмейстеру. Уже по первому заявлению о пропаже, полиция объездила всех ростовщиков и напала на след. О..ну поджидал сыщик у одного ростовщика, рассчитав совершенно верно, что она поторопится выкупить жемчуг. Выкупив жемчуг она возвращалась домой, но ее арестовали у дверей квартиры и отвезли в полицию, где ей отвели комнату с одним окном за железною решеткой и крошечным отверстием в дверях, в которое постоянно наблюдал часовой с ружьем. Ее несколько раз допрашивали, но она не сознавалась.

Наконец, к ней в комнату вошел молодой человек приятной наружности; он стал с большим участием расспрашивать и жалеть ее, советовать лучше самой сознаться, чем ждать пока все будет раскрыто полицией; но виновница стойко поддерживала свою невиновность. Тогда, с видом участия, он стал говорить, что совершенно понимает, что любящая женщина на все готова решиться и жертвовать собою для любимого человека; он знает, что для этого она заложила жемчуг за 800 рублей, знает, что она его выкупила, как только разнесся слух о пропаже, но что не успела его вернуть обратно. Она все еще упорствовала и не сознавалась.
Наконец, он сказал, что такого-то числа в таком то доме она позвонила и ей открыл дверь лакей, который видел как она выкупала жемчуг, а этот лакей был он сам, и что в эту минуту жемчуг лежит у нее в сак-вояже. Гораздо лучше, если она сейчас ему его отдаст; тогда он найдет возможность вернуть жемчуг по принадлежности, и никто не будет знать, где он его нашел.
Видя, что все открыто и больше запираться нельзя, она, рыдая, во всем созналась, отдала ему жемчуг и отвечала на все его вопросы, а тем временем за стеною все ея ответы записывались.

Государь приказал ей в 24 часа оставить Петербург с запрещением когда-либо в него вернуться. Кажется, ей было указано жить в Новгороде. Государыня ассигновала ей 400 рублей пенсии.
Года через два, три, она все таки решилась приехать в Петербург и даже показаться в Царском Селе, неподалеку от дворца. Государь, возвращаясь с прогулки, издали ее узнал и тотчас велел полицейскому, стоящему у дворца, немедленно отправить ее обратно на местожительство и повторить ей запрещение показываться в Петербурге и его окрестностях.

В день серебряной свадьбы покойного государя, явилось множество желавших принести свои верноподданические поздравления царской чете. Между поздравляющими находились бывшие камер-юнгферы покойной императрицы Александры Федоровны, давно вышедшие замуж. Они любопытствовали видеть, что государь подарил государыне пару бриллиантовых запонок к рукавичкам и еще две или три безделушки, тогда как государь Николай Павлович подарил государыне Александре Федоровне к серебряной свадьбе бриллиантовый эсклаваж с семью по числу детей грушеобразными крупными подвесками.

Императрица Мария Александровна имела огромное количество драгоценностей, которые редко надевала. Она давно отказалась от дорогих подарков, а принимала их от государя деньгами, много золотых и драгоценных вещей превращала в деньги; во время войны она даже отказалась шить себе новые платья, и все эти сбережения отдавала на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

не-опыт-ная 14-лет-няя де-вуш-ка за-ли-лась крас-кой, пред-по-ла-гая, что ис-ку-шен-ный принц наб-лю-да-ет за ней в лор-нет.
А ис-ку-шен-но-му прин-цу был 21 год.

Она была очень высокая и такая худенькая и хрупкая, что захватывало дух,
и она была необычайно изящна, как мадонна Альбрехта Дюрера..
Черты её лица не были правильны. Но прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Рот был тонкий, со сжатыми губами, что свидетельствовало о сдержанности, а едва заметная ироническая улыбка составляла странный контраст к выражению её глаз.

**********


Император Александр II и императрица Мария Александровна.

После долгих раздумий императрица-мать Александра Фёдоровна, решив «спасти Россию», пересмотрела свое отношение к будущей невестке, и, считая, что брак сына с Марией Дармштадской самый приемлемый из всех последующих вариантов, сама бросилась в Дармштадт за невестой для сына.

Этим решительным шагом царица Александра Федоровна произвела сенсацию, лично прикатив в Дармштадт за принцессой Марией-Софией. Завистники всех европейских дворов простить не могли Дармштадской принцессе такого счастья не по её происхождению.

В сен-тяб-ре 1840 го-да им-пе-рат-ри-ца при-вез-ла Ма-рию в Рос-сию, в Цар-ское се-ло.


Ма-рия удив-ля-лась и по-ра-жа-лась аб-со-лют-но все-му, по-го-де, при-ро-де, язы-ку, бо-гатс-тву им-пе-ра-тор-ской семьи, на-ря-дам и дра-го-цен-нос-тям, свек-ровь по-да-ри-ла ей не-обык-но-вен-ное бо-га-тое платье. За-тем сос-то-ялась по-мол-вка, и да-ли мно-жес-тво ба-лов по это-му слу-чаю. 5 де-каб-ря 1940 со-вер-ши-лось ми-ро-по-ма-за-ние и дарм-штад-ская прин-цес-са в пра-вос-ла-вии ста-ла Ма-ри-ей Алек-сан-дров-ной. А 16 ап-ре-ля 1841 го-да сос-то-ялось вен-ча-ние це-са-ре-ви-ча Алек-сан-дра и пе-рек-ре-щен-ной в пра-вос-ла-вие кня-ги-ни Ма-рии Алек-сан-дров-ны.
Хо-тя впос-ледс-твии брак ока-зал-ся нес-час-тли-вым из-за влюб-чи-вос-ти рус-ско-го ца-ря и бес-ко-неч-ных бо-лез-ней суп-ру-ги, он все же по-че-му-то счи-тал-ся гар-мо-нич-ным.

Ма-рия Алек-сан-дров-на в де-ви-чес-тве Мак-си-ми-ли-ана-Виль-гель-ми-на-Ав-гус-т а-Со-фия-Ма-рия Дарм-штад-ская, чувс-тво-ва-ла се-бя очень оди-но-кой и не по-ня-той при рус-ском цар-ском дво-ре, не мно-гие зна-ли, что у нее раз-ви-ва-лась не-из-ле-чи-мая бо-лезнь сер-дца и лег-ких.

А царс-твен-ный суп-руг так по-на-ча-лу ею ув-ле-чен-ный, в даль-ней-шем не осо-бо вос-хи-щал-ся ее пре-лес-тя-ми, был ув-ле-чен по-ли-ти-кой и де-ла-ми го-су-дарс-твен-ны-ми, а так-же дру-ги-ми жен-щи-на-ми, ма-ло уде-ляя вни-ма-ния же-не.
Кро-ме то-го су-ро-вый пе-тер-бург-ский кли-мат ей сов-сем не под-хо-дил, в цар-ских по-ко-ях бы-ло слиш-ком хо-лод-но, им-пе-рат-ри-ца Ма-рия Алек-сан-дров-на веч-но прос-ту-жа-лась. Гла-за у нее из-за деп-рес-сии, бо-лез-ней и оди-но-чес-тва всег-да бы-ли на мок-ром мес-те, она пла-ка-ла "дож-дя-ми Дарм-штад-та" ча-ще, чем улы-ба-лась, но что-бы быс-тро при-вес-ти се-бя в по-ря-док пос-ле оче-ред-но-го ти-хо-го сле-зоп-ро-ли-тия, Ма-рия от-кры-ва-ла ок-но в по-ко-ях, вста-ва-ла к не-му вплот-ную и об-ма-хи-ва-лась ве-ером. В ре-зуль-та-те на ли-це у нее вско-чил ог-ром-ный фу-рун-кул, ко-то-рый дол-гое вре-мя не про-хо-дил, и как наз-ло, от та-ких воз-душ-ных про-це-дур, она под-це-пи-ла сна-ча-ла двус-то-рон-нее вос-па-ле-ние лег-ких, а за-тем ухит-ри-лась за-ра-зить-ся ту-бер-ку-ле-зом.
Са-ма Мак-си-ми-ли-ана-Виль-гель-ми-на-Ав-гус-т а - Ма-рия-Со-фия Дарм-штад-ская, а в за-му-жес-тве им-пе-рат-ри-ца Ма-рия Алек-сан-дров-на Ро-ма-но-ва всю жизнь чувс-тво-ва-ла свою ущер-бность, не-уве-рен-ность в се-бе, но бы-ла очень бла-го-дар-на Алек-сан-дру II за то, что он из-брал ее сво-ей суп-ру-гой, ма-терью нас-лед-ни-ков.

Труд-но объ-ек-тив-но оце-нить им-пе-рат-ри-цу Ма-рию Алек-сан-дров-ну, ведь сре-ди ее сов-ре-мен-ни-ков бы-ли за-вис-тни-ки и не-на-вис-тни-ки и, на-обо-рот, лю-бя-щие ее прид-вор-ные да-мы, а иног-да и ли-зоб-лю-ды. Так од-на часть ее ок-ру-же-ния счи-та-ет, что, ком-плек-суя в свя-зи со сво-им сом-ни-тель-ным про-ис-хож-де-ни-ем, от сво-ей нез-на-чи-тель-нос-ти, от сво-их пре-тен-зий к му-жу и его семье, она ос-та-ва-лась ма-ло-раз-ви-той нем-кой. Нель-зя ска-зать, что ее раз-ви-тие ос-та-но-ви-лось в 14-15-лет-нем воз-рас-те, ког-да ее прис-мот-рел в не-вес-ты це-са-ре-вич Алек-сандр. Но она рез-ко прек-ра-ти-ла за-ни-мать-ся сво-им са-мо-об-ра-зо-ва-ни-ем и са-мо-со-вер-шенс-тво-ва-ни-ем, ког-да ста-ла чувс-тво-вать се-бя сов-сем оди-но-кой и не по-ня-той при дво-ре. Дру-гая часть дво-ра, в час-тнос-ти друг Алек-сан-дра II Алек-сей Кон-стан-ти-но-вич Тол-стой счи-тал: "Сво-им умом Ма-рия Алек-сан-дров-на пре-вос-хо-дит не толь-ко дру-гих жен-щин, но и боль-шинс-тво муж-чин. Это не-бы-ва-лое со-че-та-ние ума с чис-то жен-ским оба-яни-ем и... пре-лес-тным ха-рак-те-ром". Очень ува-жа-ли Ма-рию Дарм-штад-скую и фрей-лина Тют-че-ва и по-эт Тют-чев, ко-то-рый пос-вя-тил ей сти-хи. Из-вес-тно, что Ма-рия Алек-сан-дров-на хо-ро-шо раз-би-ра-лась в му-зы-ке, прек-рас-но зна-ла но-вей-шую ев-ро-пей-скую ли-те-ра-ту-ру, она раз-би-ра-лась в по-ли-ти-ке. Но по-фран-цуз-ски го-во-ри-ла и по-ни-ма-ла не-дос-та-точ-но хо-ро-шо, ве-ла се-бя скром-но и сдер-жан-но. Во-об-ще ши-ро-та ее ин-те-ре-сов и ду-шев-ные ка-чес-тва при-во-ди-ли в вос-торг мно-гих из тех, с кем ей до-ве-лось встре-чать-ся. В рам-ках бла-гот-во-ри-тель-нос-ти, она за-ни-ма-лась воп-ро-са-ми об-ра-зо-ва-ния в Рос-сии, воп-ро-са-ми раз-ви-тия куль-ту-ры. Но это все-го лишь свет-ские про-то-коль-ные за-ня-тия. А из до-ку-мен-тов нель-зя по-нять, её ли это бы-ла ини-ци-ати-ва или прос-то рус-ская пра-вос-лав-ная цер-ковь и ле-то-пис-цы ди-нас-тии Ро-ма-но-вых при-пи-са-ли ей ве-ли-кие зас-лу-ги в воп-ро-сах раз-ви-тия об-ра-зо-ва-ния в Рос-сии, соз-да-ли ей по-ло-жи-тель-ный имидж ра-де-ющей за Рос-сию им-пе-рат-ри-цы. Не сто-ит го-во-рить, что Ма-рия Дарм-штад-ская бы-ла по-ме-ша-на на до-ка-за-тель-ствах сво-его за-кон-но-го про-ис-хож-де-ния и на сво-ем не-мец-ком арис-ток-ра-тиз-ме. Им-пе-рат-ри-ца Ма-рия Алек-сан-дров-на все же до-воль-но прох-лад-но от-но-си-лась к жиз-ни в Рос-сии, му-жа сво-его Алек-сан-дра она сов-сем не на-учи-лась по-ни-мать и це-нить, а так-же за-бо-тить-ся о нём, всег-да ос-та-нав-ли-ва-ла его по-ры-вы страс-ти сво-ей хо-лод-нос-тью. Ма-рия Дарм-штад-ская всег-да бы-ла во влас-ти сво-их бо-лез-ней, мрач-ных мыс-лей, ком-плек-сов и, что-бы от-влечь-ся, она за-ни-ма-лась боль-ше все-го вы-ши-вань-ем или вя-зань-ем да сплет-ня-ми о прид-вор-ных ро-ма-нах, ин-три-гах, свадь-бах и по-хо-ро-нах при дво-рах Ев-ро-пы. Хо-тя, су-дя по ее ред-ким за-пи-сям и выс-ка-зы-ва-ни-ям, она все же от-да-ва-ла дол-жное Алек-сан-дру за то, что он вы-вез её из бо-гом за-бы-то-го кня-жес-тва и уса-дил ря-дом с со-бой на рус-ский прес-тол, так она по-лу-чи-ла боль-шее ува-же-ние сре-ди пред-ста-ви-те-лей Ев-ро-пей-ских ди-нас-тий. Кро-ме то-го, Алек-сандр от-да-вал ей не-ко-то-рый долг ува-же-ния и не раз-во-дил-ся с ней, да-же имея вто-рую семью.

За-то Го-су-да-ры-ня Ма-рия Алек-сан-дров-на вы-пол-ни-ла ос-нов-ное пред-наз-на-че-ние суп-ру-ги ца-ря - ро-ди-ла нас-лед-ни-ков для рос-сий-ского прес-то-ла. Пос-ле рож-де-ния шес-то-го ре-бен-ка вра-чи зап-ре-ти-ли ей ро-жать, а все-го ро-ди-лось у нее 8 де-тей, двое из них умер-ли. Доч-ка - княж-на Ма-ша бы-ла единс-твен-ной лю-би-мой до-черью. До Ма-ши у ца-ри-цы в 1842 ро-ди-лась дочь Алек-сан-дра Алек-сан-дров-на, но она скон-ча-лась в 1849. С тех пор в цар-ской семье ста-ра-лись не на-зы-вать де-во-чек Алек-сан-дрой.
И все же суп-ру-жес-тво Алек-сан-дра Вто-ро-го и Ма-рии Алек-сан-дров-ны счи-та-лось гар-мо-нич-ным, и, од-но вре-мя да-же ка-за-лось, что нич-то не смо-жет на-ру-шить эту гар-мо-нию, но все из-ме-ни-лось пос-ле смер-ти их стар-ше-го сы-на Ни-ко-лая в 1865 го-ду в Ниц-це. Ма-рия Алек-сан-дров-на мед-лен-но уга-са-ла от бо-лез-ней и от го-ря и не мог-ла снис-кать се-бе под-дер-жки ни у му-жа, ни у родс-твен-ни-ков или прид-вор-ных.

Вслед за Ма-ри-ей Дарм-штад-ской в Рос-сию пе-ре-ехал и её млад-ший брат Алек-сандр, ко-то-рый то-же, воз-мож-но, был рож-дён не от гер-цо-га Лю-до-ви-ка Вто-ро-го, а от его прид-вор-но-го. Но пе-ре-езд род-но-го бра-та не из-ба-вил Ма-рию Алек-сан-дров-ну от тос-ки и оди-но-чес-тва, тем бо-лее, что бра-та вско-ре выс-ла-ли из Рос-сии по нас-то-янию Ни-ко-лая I из-за не-рав-но-го бра-ка с фрей-линой Га-ук.

От Алек-сан-дра Дарм-штадт-ско-го и фрей-лины Юлии Га-уке (фрей-лина прус-ской ко-ро-лев-ны Алек-сан-дры Фё-до-ров-ны, же-ны Ни-ко-лая I) по-шел ан-глий-ский род Ма-ун-тбет-те-нов, а по-то-мок это-го ро-да - Фи-липп стал прин-цем Эдин-бург-ским, му-жем пра-вя-щей с се-ре-ды 20 ве-ка по на-ча-ло 21 ве-ка ко-ро-ле-вы Ве-ли-коб-ри-та-нии Ели-за-ве-ты II.

Приехала в Петербург в сентябре 1840. Невесту Александра Николаевича встречали радушно и отвели ей покои на первом этаже Зимнего дворца с видом на Неву. В письмах родственникам гостья с восторгом описывала обставленные специально для нее комнаты. В них Марии Александровне предстояло жить до свадьбы.

Бракосочетание состоялось в апреле 1841. После этого бывшая принцесса Гессенская, великая княгиня Мария Александровна расположилась в покоях, приготовленных для нее в бельэтаже дворца. Белый зал, Золотая гостиная, Зеленая столовая, Малиновый кабинет, Будуар и Синяя спальня отныне принадлежали цесаревне. Помещения были отреставрированы в середине XX века и открыты для посещения в главном музейном комплексе Государственного Эрмитажа .

Интерьеры в стиле историзма

Знаменитые интерьеры были выполены по проектам Александра Павловича Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. В 50-е и 60-е годы XIX века Мария Александровна пожелала изменить убранство, и отделкой комнат занялись знаменитые архитекторы Андрей Иванович Штакеншнейдер и Гаральд Андреевич Боссе. Интерьеры были выполнены в стиле историзма, который в то время царил в архитектуре. Это направление старалось воспроизвести черты стилей прошлого, иногда полностью копируя знаменитые образцы. Неороманский стиль в США и Канаде, неоготика в Англии, неоренессанс и необарокко во многих других странах — все они обращались к «большим стилям» прошлого. За смешение множество разных черт историзм часто оценивали негативно и называли «эклектикой». В Германии мастерами этого стиля считаются, например, Лео фон Кленце и Готфрид Земплер, во Франции — Эжен Виолле-ле-Дюк, в Австрии — Отто Вагнер, а в России — Николай Леонтьевич и Леонтий Николаевич Бенуа.

Черты историзма в покоях Марии Александровны видны невооруженным взглядом: в первую очередь бросается в глаза оформление анфилад. Во времена барокко и классицизма украшения комнат могли различаться, но в итоге все равно складывались в общую картину. Историзм отвергал старые правила и предлагал каждое помещение оформлять особенным образом, вне зависимости от сочетания стиля, формы и даже цвета с соседними комнатами. Так у каждого зала появилось собственное убранство, в зависимости от того, чем в этой комнате занималась будущая императрица.

Туалетная комната

Туалетная комната служила Марии Александровне также и кабинетом. От кабинета Александра она была отделена лишь библиотекой и комнатой камердинера. Покои были оформлены в розовых оттенках, позже обивку изменили на светло-лиловую. Стены были обтянуты шелком с растительным узором, этой же тканью была обита мебель, из нее были выполнены портьеры, ширма и драпировка. Здесь же висели несколько портретов — Александра Николаевича, Николая I и брата Марии Александра Гессенского.

Ванная и кислородная комната

Ванная цесаревны была выполнена в голубых тонах с растительным орнаментом, камин украшали лепниной барельеф и две кариатиды. Мебель была выполнена из клена, столик стоял на небольшой витой колонке с тремя ножками в виде львиных лап. Выделялась своим оформлением ширма, стоящая под окном: на ней были высечены цветы, птицы и бабочки и стояло имя итальянского мастера, выполнившего ее. В целом при создании убранства ванной комнаты Александр Брюллов явно вдохновлялся архитектурой любимой им Италии.

Спальня

Спальня будущей императрицы была отделана в светло-голубых тонах, несколько позже стены обтянули более темной синей тканью. Оформление было выполнено местами в стиле ренессанса, но многие черты были также характерны и для эпохи классицизма. После ремонта Мария Александровна особенно восхищалась малиновым ковром и киотом с образницей, созданным по рисункам Олсуфьева, гофмаршала двора цесаревны.

Л. Премацци, спальня императрицы Марии Александровны. (wikipedia.org)

Обставлена спальня была мебелью в стиле «буль»: так называли особый декоративный стиль, по имении его создателя французского мастера Андре-Шарля Будя. Он прославился благодаря искусным инкрустациям из латуни, бронзы, панциря черепахи. Такую мебель нередко подделывали, используя более дешевые аналоги материалов, но почти все убранство в комнатах цесаревны было подлинным. Рядом со спальней была оборудована небольшая комната, которую прозвали «кислородной»: в ней Марий Александровна лечилась, вдыхая травяные отвары и щелочные пары.

Будуар

Больше всего Мария Александровна любила свой будуар, где она часто пила чай с супругом и беседовала с детьми. Поначалу он был оформлен в светлых тонах и украшен голубыми и золотыми орнаментами. Затем будуар переделали и оформили в стиле второго рококо: появился альков с аркой и кариатидами, гранатовую обивку стен украсили причудливые растительные орнаменты.


Э. Гау, будуар Марии Александровны, 1861. (wikipedia.org)

Малиновый кабинет

Малиновый кабинет цесаревны отделывали дважды. Кабинетом эту комнату называли из-за большого письменного стола, на деле же Мария Александровна принимала здесь гостей, слушала чтение вслух и занималась вязанием, пока ее муж тут же играл в карты. Стены были обиты малиновой тканью — отсюда и цвет в названии — а потолок был украшен золочеными арабесками.


Э. Гау, малиновый кабинет, 1860-е. (wikipedia.org)

Вторая отделка значительно изменила облик кабинета. После ремонта кабинет украшали шедевры живописи, которые до сих пор хранятся в Государственном Эрмитаже: например, «Мадонна Литта» Да Винчи. Некоторое время малиновый кабинет служил и столовой: здесь обедали в узком семейном кругу.

Золотая гостиная

Золотую гостиную Мария Александровна с гордостью описывала своим родственникам, рассказывая, что она оформлена подобно тронным залам баварских королей. Из окон комнату заливало солнце. Ее украшал большой мраморный камин с мозаикой, белые стены из искусственного мрамора и вызолоченная мебель. Особенно выделялись столики с мозаичным набором. Здесь тоже часто обедали — но уже в большой компании.


А. Кольб, золотая гостиная, 1860-е. (wikipedia.org)

Столовая

Настоящую столовую вскоре тоже оборудовали — ее назвали зеленой столовой. Ее устроили между белым залом и золотой гостиной, и справиться со своей задачей архитектор должен был в сжатые сроки: пока царская семья летом отсутствовала во дворце. Светло-розовая и светло-зеленая отделка с позолотой, многочисленные растительные орнаменты — архитектору Штакеншнейдеру удалось удивить монарших особ.

Белый зал

Завершает анфиладу белый зал. Сама цесаревна не уделяла его описанию большого внимания: она лишь рассказывала о большом белом зале с итальянскими статуями. Поначалу кажется, будто помещение выполнено в элементах классицизма, однако построение пространства намного более сложное. Оформление также вызывает ассоциации с базиликами Древнего Рима.

Каждая из комнат Марии Александровны имела собственный характер, но все они, по воспоминаниям современников, отражали вкусы и взгляды их хозяйки, которая славилась тонким вкусом и, как писал баварский король Людвиг II, была «осенена ореолом святой».