Роль воды в жизни клетки кратко. Роль воды в клетке организма

Детство значительно влияет на всю жизнь человека. Хорошо, если оно прошло беззаботно под опекой любящих родителей. Однако людей, которые дали жизнь, не выбирают, потому тысячам детей приходится рано взрослеть, потому что папа, мама или оба родителя сразу пристрастились к алкоголю. Что делать ребенку, если самые дорогие люди становятся пьяницами, и как болезнь родителей влияет на детей – расскажем в этой статье.

Находим корень проблемы

Если родители часто находятся в нетрезвом состоянии, ребенку нужно выяснить причину такого их поведения. В основном, поводом для тесной дружбы с алкоголем становятся следующие ситуации:

  • проблемы на работе;
  • разногласия в семье;
  • пьющая компания.

Самую большую опасность представляет ситуация, когда от алкогольной зависимости страдали дедушка или бабушка. Это обозначает, что у родителей генетически заложена предрасположенность к алкоголизму, а значит, их ребёнок тоже в группе риска.

Чтобы не повторить судьбу родителей, ребёнок должен всю жизнь остерегаться спиртных напитков и ни в коем случае не начинать знакомство с ними в юном возрасте.

Методы влияния на пьющих родителей

Если выпивает один из родителей, первое, что нужно сделать ребенку – поговорить со вторым родителем. В случае, когда спиртное губит отца, в откровенном разговоре с мамой следует:

  • дать понять, что сын или дочь ее понимает;
  • рассказать о собственных переживаниях, связанных с пьянством отца;
  • открыть страхи на счет собственного здоровья и здоровья мамы;
  • попросить о защите.

Зачастую такая беседа побуждает женщин действовать, ведь благополучие ребенка для большинства матерей – лучшая мотивация.

Мать-алкоголик – горе в семье, но мужчины во множестве случаев пытаются не замечать, что жена часто приходит домой с ненормальным блеском в глазах. Хотя женщина на первых порах пытается скрыть свою проблему, дети могут легко учуять неестественный запах и непривычное поведение мамы. Не стоит ждать более серьезных доказательств, что мать превращается в алкоголика. Если мама часто выпившая, нельзя откладывать разговор с отцом, в котором:

  • обратить внимание папы, что мама часто употребляет алкоголь;
  • выразить тревогу о ее здоровье;
  • указать на отрицательные изменения в поведении матери.

Не нужно думать, что беседуя на эту тему, ребенок предает пьющего родителя. Это – всего лишь попытка спасти близкого человека и защитить себя.

Всегда родители-алкоголики – серьезная травма для ребенка. Но он все-таки может сделать попытку повлиять на них. Психологи дают подросткам, чьи родители пьют, такие советы:

  • Начинайте беседу с родителями, когда они находятся в трезвом адекватном состоянии.
  • Не кричите, не упрекайте и не обвиняйте, не говорите, что они превратились в алкашей.
  • Сделайте акцент на проблемах со здоровьем, которые появились у родителей в весьма молодом возрасте. Намекните, что это связано с алкоголем.
  • Не надейтесь на чудо: если родители пьют не первый год, они вряд ли сразу же обратятся за помощью к наркологу.
  • Не идите на поводу у отца и матери, откажитесь покупать им спиртное, а тем более выпивать вместе с ними.
  • Если мама и папа не хотят предавать огласке свою болезнь, объясните, что препараты от алкоголизма анонимно можно купить в интернете.

Не все взрослые станут слушать ребенка, потому не лишним будет привлечь на свою сторону кого-то из родственников: бабушку, дедушку, тетю.

Действия ребенка во время запоев родителей

Под дурманящим действием алкоголя человек часто становится неконтролируемым. Что делать, если отец-алкоголик избивает жену и несовершеннолетнего ребенка? Ни в коем случае не терпеть и ждать лучших времен. О таком положении вещей подросток может рассказать школьному психологу, адекватным родственникам или заявить в полицию. Даже если трезвый папа ведет себя прилично, в пьяном состоянии он способен причинить серьезный вред окружающим, потому терпение с надеждой на лучшее может привести к трагедии.

Как вести себя, если в пьянках участвуют и отец, и мать? Посиделки родителей в компании таких же любителей выпить зачастую заканчиваются ссорами и драками, потому детям в такой ситуации лучше на время исчезнуть из дому. Переждать можно у родственников или друзей, в крайнем случае, обратиться в детский приют. Убегать из дома навсегда и ночевать на вокзале – не самое лучшее решение для несовершеннолетнего. Бездомные любого возраста часто имеют целый букет заболеваний, в том числе , так что могут быть еще опаснее, чем нетрезвые родители.

Не пытайтесь самостоятельно выдворить из квартиры пьяную компанию, особенно, если она состоит из мужчин. Это может .

Родители-алкоголики и слышать ничего не желают о лечении и постоянно пьянствуют, не уделяя внимания детям? Ребенок должен понять, что алкоголизм – это разновидность наркотической зависимости, и избавиться от него непросто. Подросток не должен контролировать взрослых, пожертвовав собой, своими интересами. Если терпеть запои матери и отца нет сил, нужно обратиться в органы опеки. После проверки показаний ребенка суд может лишить алкоголиков родительских прав. В таком случае опекуном несовершеннолетнего может стать родственник или же интернат.

Последствия алкоголизма родителей

Людям, чьи родители злоупотребляли спиртным, приходится рано взрослеть. Болезнь родителей отнимает у них детство, заставляя нянчиться с пьяными мамой и папой или стремиться изо всех сил их порадовать. Немало детей алкоголиков опекают, лечат их до конца жизни, в ущерб себе и собственной семье. . Созависимый человек берет на себя непосильную ношу спасителя близких людей, до последнего надеясь, что они одумаются и подарят ему ту любовь, которую он не получил в детстве. В итоге пьяницам с многолетним стажем комфортно пить и дальше, зная, что сын или дочь привезут продукты и лекарства. Взрослый ребенок разрывается между родителями и собственной семьей, постоянно чувствуя себя виноватым.

Народная мудрость гласит, что родители – это не те люди, которые дали жизнь, а те, что воспитали. Потому не стоит считать себя должником людей, которым водка была дороже, чем дети.

Вторая психологическая проблема называется синдром взрослых детей алкоголиков. Если родители не проводили и дня без рюмки, ребенок зачастую пытается как можно скорее покинуть родной дом. Он мечтает забыть кошмарное детство, стать успешным человеком, создать нормальную семью. Но, «благодаря» неблагополучным родителям, даже если их уже нет в живых, многие годы ребенок не чувствует себя полноценным, имеет заниженную самооценку, что препятствует достижению поставленных целей. Женщины с синдромом ВДА не считают себя достойными любви, а мужчины нередко становится деспотами и причиняют боль близким.

В любом случае требуется психологическая помощь родственникам алкоголиков, особенно детям. Ее можно получить у психотерапевта или же на занятиях в группах людей с такими же проблемами.

Как строить жизнь детям алкозависимых

Дети не виноваты в алкоголизме родителей. Даже если пришлось попасть в интернат, это не обозначает конец света. Хотя наследственность играет значительную роль, пьющие мама, папа или брат-алкоголик не решают судьбу человека, он необязательно тоже станет таким же. Сын или дочь пьяниц должны поставить для себя цель: «Мой ребенок никогда не увидит меня в нетрезвом виде и будет иметь счастливое детство». Начать двигаться к этой цели нужно, выполняя простые правила.

  • Не общаться с компанией, где присутствуют алкоголь, наркотики, криминал.
  • Постараться хорошо учиться, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  • Найти для себя хобби, общаться с единомышленниками. Собирать гербарии, коллекционировать марки, заниматься футболом, танцами или авиамоделированием – сейчас существует множество секций для детей и подростков, где бесплатно или за символическую плату можно интересно проводить свободное время.
  • Вести здоровый образ жизни. Никакого спиртного, сигарет и прочих наркотиков.
  • Побольше читать. Книги расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, что наверняка пригодится любому человеку в жизни.

Детям людей с алкозависимостью нужно выяснить и навсегда запомнить, почему отец стал пьяницей или почему начала пить мать. Но даже если до истины докопаться не удастся, жизненный девиз ребенка алкоголиков должен звучать так: «Я буду лучше, чем мои родители, я совсем другой человек».

(Visited 2 840 times, 1 visits today)

Беседа по правовой тематике с

родителями

Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…

Уважайте труд познания…Уважайте собственность ребёнка...

Уважайте успехи и неудачи ребёнка…Уважайте текущий час

и сегодняшний день…Как ребёнок научится жить завтра,

если мы не дадим ему,сегодня,?

Януш Корчак

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с правами и обязанностями ребёнка.

2. Обозначить наличие проблемы жестокого обращения с

детьми в семье и рассмотреть методы и пути предупреждения

насилия по отношению к детям.

3. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

    Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

    Воспитывать уважительное отношение к своему ребёнку.

Форма проведения собрания : доклад, беседа, дискуссия.

Вопросы для обсуждения :

Какие права имеет ребенок в школе и дома;

Причины нарушений прав ребенка;

Жестокое обращение с детьми;

Анализ предложенных ситуаций по теме собрания;

Тестирование родителей по теме собрания;

Рассматривание рисунков и анализ детских анкет.

Подготовительная работа к собранию :

    Подготовка доклада на тему, Ребенок тоже человек: его

права, нарушение прав ребенка, жестокое обращение с детьми,

2. Подбор ситуаций для анализа с родителями.

    Подготовка теста для родителей,Вы и ваш ребенок,.

    Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса,Об уважительном отношении к ребёнку,

    Выставка рисунков детей, Я и мои права,

    Анализ детских анкет,Ребенок тоже человек,

Время проведения: 50-60 мин.

Ход собрания

    Доклад,Права ребенка в школе и дома,

Мы, учителя и родители, должны обеспечить каждому ребенку лучшее будущее. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Каждый день множество детей в мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Дети подвергаются страданиям, будучи жертвами войн, расовой дискриминации; будучи беженцами; будучи инвалидами, жертвами жестокости и эксплуатации. Каждый день дети страдают от голода, отсутствия жилья, от эпидемий. Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от СПИДа, отсутствия чистой воды, плохих санитарный условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании. Более 100 миллионов детей не имеют базового школьного образования. Детская и младенческая смертность недопустимо высока во многих частях мира. Полмиллиона матерей умирают каждый год по причинам, связанным с рождением детей.

ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Рассмотрим основные -

Права ребёнка

Право на жизнь

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Право на образование

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

    на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

    на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

    на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;

    на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала

образовательного учреждения;

5) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования,

а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования

в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

6) на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;

7) на перевод в другое образовательное учреждение, pea лизующее образовательную программу

соответствующего уровня;

Право на свободу слова .

На уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся

Право на труд

Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста;

Ребёнку не должна поручаться работа, которая была бы вредна для его здоровья, образования или

препятствовала его физическому, умственному и нравственному развитию.

Право на защиту от жестокости, на ограждение от дискриминации

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, сексуального насилия, похищения детей и торговли детьми. Ребенок должен быть огражден от расовой, религиозной и других форм дискриминации.

Право на здоровый рост и развитие

Больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь;

Больному ребенку должен быть обеспечен надлежащий уход;

Больному ребёнку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здорового ребёнка;

Государство обязано помочь родителям неизлечимо больного ребёнка лекарствами, врачами.

Право на заботу государства

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей;

Обеспечить ребенку одежду, еду, жилье;

Способствовать усыновлению, опекунству.

Кроме того ребенку должно принадлежать право на - жилище;

- развлечение;

- медицинское обслуживание.

Попробуем выделить основные

Нарушения прав ребенка в школе и дома .

1. Игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:

Неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

Пренебрежение основополагающим понятием прав человека,достоинство человека,;

- полное игнорирование детской индивидуальности;

Пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением;

Не соблюдаются гарантии на бесплатное образование;

2. Нанесение вреда здоровью ребенка

Проявления:

Несоответствие расписания нормам валеологии;

Сверхнормативное увеличение учебного плана, проведение более двух контрольных, проверочных работ в

день; большие объемы домашних заданий (у ребенка формируется страх ошибки, ребенок боится

предъ­явить неправильный ответ).

Принуждение к тяжелому физическому труду дома;

Принуждение к воровству и попрошайничеству, склонение к сектанству;

Лишение жилища, пищи, медицинских услуг;

3. Применение наказаний, ущемляющих человеческое достоинство

К их числу относятся:

Физическое насилие;

Психологическое, психическое насилие;

Система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетво­рительное поведение ребенка;

Перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Жестокое обращение с детьми

Насилие - любой вид жестокого обращения с детьми,допускаемого родителями, опекунами, педагогами, воспитателями, на­рушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию. Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Выделяется виды насилия над детьми - физическое, сексуальное, психи­ческое(психологическое), пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьез­ные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Распознавание:

Внешний вид ребенка и характер травм;

Внешние повреждения(отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги);

Повреждение внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.

Боязнь физического контакта со взрослыми;

Стремление скрыть причину травм;

Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

Негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

Попытки самоубийства.

Сексуальное насилие(развращение ) – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Распознавание:

Повреждение области половых органов;

Заболевания, передающиеся половым путем, беременность;

Ночные кошмары и страхи;

Депрессия;

Стремление полностью закрыть свое тело;

Несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Проституция.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое дли­тельное или постоянное психическое воздействие родителей (опе­кунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формирова­нию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относится:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

Угрозы в адрес ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту или возможностям;

Ложь и невыполнение взрослым обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму.

Распознавание:

Задержка физического и умственного развития;

Нервный тик, энурез;

Постоянно печальный вид;

Различные соматические заболевания;

Беспокойство, тревожность, нарушение сна;

Агрессивность;

Склонность к уединению, неумение общаться;

Плохая успеваемость.

Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособ­ность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одеж­де, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое пренебрежение - это последовательная неспо­собность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Распознавание:

Утомленный, сонный вид;

Санитарно- гигиеническая запущенность;

Отставание в физическом развитии;

Частые заболевания;

Постоянное чувство голода, кража пищи;

Задержка речевого и моторного развития;

Низкая самооценка, успеваемость;

Агрессивность и чрезмерная импульсивность;

Антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

2.АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ.

При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.

СИТУАЦИЯ 1.

Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дали ему на завтрак.

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе и в школе. Он отказывается идти в школу.

Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

СИТУАЦИЯ 3.

Случайно родители девочки, ученицы 4 класса, обнаружили на ее теле синяки. Долго выясняли причину. Услышанное повергло в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал и подвергали оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всем.

СИТУАЦИЯ 4.

Ребенок часто болел. Но учительница не признавала причину неподготовленности к урокам. Оценки стали плохие. Ребенок перестал вовсе учить уроки. Стал пропускать занятия, врать родителям. Связался с плохой компанией.

СИТУАЦИЯ 5.

Родители ограничивали ребенка в материальном плане . Заходя в магазин,он клянчил у них купить ему хоть что–нибудь . Если этого не случалось- закатывал истерику . Вскоре у родителей стали пропадать деньги. Дошло до того, что он вытащил из сумки учителя большую сумму.

    ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

ТЕСТ, ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК,

1. Ребенок подрался с одноклассниками, и Вас срочно вызывают в школу.

Как Вы поступите?

А) Сгоряча накажете ребенка.

Б) Выясните, как прошла драка, и после этого определите меру наказания.

В) Прежде всего переговорите с классным руководителем.

2.Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А) Самая первая – подзатыльник.

Б) Раздраженная фраза:, Уходи от сюда! Обойдусь без твоей помощи!,

В) Успокоите ребенка- ведь он сделал это нечаянно.

3.Если Вы наказали ребенка, а потом узнали,что поступили

несправедливо, вы:

Б) Извинитесь;

В) Признаете свою ошибку, объясните, что взрослые тоже ошибаются.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали,…

А) Обрываете его:,Дай хоть минуту отдохнуть, помолчи!,

Б) Ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить.

В) Объясните, что очень устали и попросите перенести разговор на другое время.

5.Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

А) Напишите черновик, ему останется переписать сочинения

Б) Строго скажите:,Работай сам, иначе ничему не научишься.,

В) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно

6.,Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок,-просит ребенок. Что вы ответите?

А) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

Б) Давай. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом.

В) Прежде подумай, все взвесь. Я куплю тебе рыбок, но помни, что ухаживать за ними

придется только тебе.

7.Узнав, что друг вашего ребенка вел себя недостойно, вы…

А) Запретите дружить с ним.

Б) Обсудите случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.

В) Не обращу внимания.

8. Если у вашего ребенка не получается задача,то вы…

А) Будете укорять его в тупости и лени.

Б) Постараетесь отложить дела и поможете ему.

В) Скажете, что сами не умеете решать такие задачи.

Подсчет результатов:

Если вы 6 раз выбрали ответ с цифрой,3, - вы неплохой воспитатель, ваши отношения с ребенком прочны и интересны.

Если,угадали, на половину –вам надо пересмотреть свои отношения с ребенком как можно скорее.

Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими отношениями с ребенком, иначе все может выйти из-под контроля.

4.Чтение и обсуждение советов психолога Дэвида Льюиса

Об уважительном отношении родителей к своему ребенку,

5.Рассматривание и анализ детских рисунков,Я и мои права,

6. Анализ детских анкет

Анкета для детей,Ребенок тоже человек,

    Что такое право?

    Какие права есть у тебя?

    Достаточно ли прав у детей?

    Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

  1. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав?
  2. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

    Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы ее составляли?

Здоровым может называться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде. К сожалению, в настоящее время, всё больше молодых людей начинают злоупотреблять спиртными напитками и таким образом, разрушают своё физическое и психическое здоровье. К тому есть несколько причин. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Одной из первых причин является употребление алкоголя родителями, – имеется в виду влияние алкоголя на потомство. "Пьют родители – страдают дети". Об отрицательном влиянии алкоголя на потомство известно ещё со времён далёкой древности. На всех этапах формирования организма контакт с алкогольным ядом опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья. Риск развития тяжёлых нарушений здоровья тем выше, чем более продолжительно и интенсивно воздействие алкоголя.

Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит в первую очередь к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, рождению детей с врождённым недоразвитием отдельных органов, с уродствами.

Алкоголь, принимаемый матерью в период грудного вскармливания ребёнка, вызывает у него расстройства нервной системы, нарушения в психической сфере, различные заболевания органов пищеварения, печени, почек, сердечно-сосудистой системы, лёгких, тормозит умственное развитие. В этот же период алкоголь может попасть в организм ребёнка с грудным молоком, если мать в это время употребляет любые спиртные напитки.

Врачами-педиатрами описано множество случаев алкогольного отравления младенцев через грудное молоко. Дети, матери которых употребляли спиртные напитки в период вскармливания, были очень беспокойны, нередко у них развивались судорожные явления и даже эпилептические припадки. Особенно слабой нервной системой отличались дети, рождённые от матерей, употреблявших алкоголь ещё во время беременности.

Кроме всего вышесказанного, решающее значение в возникновении хронического алкоголизма имеют традиции, обычаи, индивидуальное отношение каждого человека к употреблению алкоголя. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность будущего человека. Здесь мы рассмотрим не менее важный фактор начала употребления подростка алкоголя – нарушение взаимоотношений в семье, а именно:

    алкоголизм одного или обоих родителей;

    постоянные конфликты между родителями;

    жестокое обращение с подростком;

    семейный крах (развод, потеря одного или обоих родителей и т.д.);

    неполная семья.

Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим отцом, непоправим. Ведь в этом случае значительные материальные средства расходуются на спиртное. Ухудшается питание семьи, что тяжело складывается на физическом развитии и росте детей. Из-за ссор, скандалов, пьяных сборищ дети часто недосыпают, спят тревожно. Успеваемость учащихся резко падает. Постоянный пример алкоголика отца, находящегося перед глазами ребёнка, – грубого, несдержанного, часто неработающего, – пагубно сказывается на формировании личности будущего человека. Дети часто стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что отец пьёт и дебоширит в доме, для них это настоящее горе, и каждый ребёнок остро реагирует на него.

Ещё тяжелее складываются отношения , когда в семье пьёт мать. Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестаёт заботиться о доме, детях, опускается. К сожалению, в последнее время злоупотребление спиртным перестаёт быть "привилегией" мужчин. Алкоголизм у женщин протекает более злокачественно, чем у мужчин. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Особенно страшным такой пример может стать для подрастающей дочери.

Исследователи, изучавшие причины женского алкоголизма, указывают, что на первом месте стоит психическая травматизация, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни. Отсутствие взаимопонимания, половая неудовлетворённость, чувство одиночества, в некоторых случаях совместные выпивки – вот важные предпосылки для начала алкогольного пути женщины. Из наблюдений учёных-медиков известно, что женщины-алкоголики употребляют значительно больше алкоголя, чем мужчины, и хронический алкоголизм развивается у них значительно быстрее.

Постоянный страх перед пьяным отцом , скандалами, драками в доме, страх за мать, детей в таких семьях делает робкими, неуверенными в себе. Часто дети в семьях алкоголиков вырастают злобными, мстительными, лживыми и лицемерными. В семейных драках и скандалах их незаслуженно обижают, и они, стараясь защитить себя, со временем ожесточаются и действуют теми же методами. В таких семьях дети нередко получают тяжёлые травмы.

Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. К вопросам воспитания своих детей такие родители безразличны.

Пьянство в семье является дурным и заразительным примером для детей и подростков. Одним из серьёзных последствий пьянства в семье является раннее привыкание детей к алкоголю, способствующее развитию у них в последующие годы хронического алкоголизма. Риска заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Дети из таких семей затрудняются в принятии любых решений, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: "не говори, не доверяй, не чувствуй".

Дети боятся "высовываться" и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются.

Третье правило – "не чувствуй!" – естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что всё благополучно.

Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами проявления шизофрении).

Вышеуказанные характерологические изменения личности ребёнка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение семейных проблем и вместе с взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит в доме. Всё это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения. Учёными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности. Остановимся на десяти их описании более подробно.

1. Этот ужасный секрет семьи. В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей всё плохое, что связано с пьянством, хотя это сделать трудно. Сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Секрет семьи со временем раскрывается, но дети уже привыкли жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытым по отношению к своим проблемам и чувствам.

2. Жизнь в укрытии. По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство, и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям, и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность.

Подозрительность и злобность не позволяют членам семьи открыто проявлять свои положительные переживания, поэтому в семьях такого рода не практикуются эмоциональные тёплые объятия, нет взаимной поддержки и любви. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчуждённости членов семьи, психологической изоляции и одиночества. Ребёнок, вынужденный жить в таком окружении, не находит этому объяснения и не чувствует себя защищённым в родительском доме.

Ребёнку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надёжности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребёнок чувствует своё бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации.

3. Борьба, конфликты, ссоры. В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Словесные ссоры и сопровождающая их физическая агрессия оказывают на ребёнка психотравмирующее воздействие. Постоянно наблюдаемые ссоры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми (особенно это касается мальчиков).

4. Страхи, тревожные предчувствия. Поведение пьющих отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Всё это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом, осознанная реакция протеста в ответ на грубые действия пьяного отца. Вне дома дети пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит.

Какими бы ни были отношения детей с родителями, родители на должны выгонять ребёнка из дома. Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена протестует против их прихода, муж выгоняет её с ребёнком из дома. Ни плач, ни мольба, ни уговоры не останавливают его. Это повторяется неоднократно; ребёнок живёт в постоянном страхе, что отец возвратится домой пьяным и ситуация возобновится, поэтому ребёнок и убегает. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а всё больше усиливается, вынуждая ребёнка жить под гнётом плохих предчувствий, в постоянном ожидании жизненных катастроф.

5. Разочарования. В алкогольной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их угнетает. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. В душе дети считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что выходцы из алкогольных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, зачастую оставаясь социально незрелыми, инфантильными.

6. Слишком быстрое взросление. Дети в алкогольной семье быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам, они вынуждены заботиться о пьющих родителях и прикрывать дезорганизацию семейной жизни. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с таким ребенком невыносимой. Взросление детей из алкогольных семей бывает вынужденным и они не умеют делиться своими переживаниями. Дети вырастают и начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим – эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и незаслуженно проецируют своё недовольство на тех, кто рядом с ними.

7. Оскорбления и унижения. А также включая явное и скрытое сексуальное насилие. Пьющие родители утрачивают внутренний контроль над своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в алкогольных семьях формы наказания, унижающие человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), публичная порка.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Даже став взрослым, такой человек продолжает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играть роль жертвы во всех жизненных ситуациях, бывает пассивным, часто впадает в депрессию.

8. Заброшенный ребёнок. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными сами себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет угрозу их физическому и психическому здоровью. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и переживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье.

9. Пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствуют формированию пониженной самооценки. Прежде чем ребёнок утвердится в своей самооценке, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивают его они, переживает чувство вины, стыда за семью.

10. Жизнь в мире фантазий. Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкогольно-зависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаше всего фантазии связаны с ситуациями типа "Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые...". Но довольно часто фантазии содержат мысль о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искажённые представления об окружающем мире и своём месте в нём.

Фантазирование детей не является чем-то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Но довольно часто фантазии вытесняют реальность, заменяют ребёнку действительность. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребёнок приучается плыть по течению. Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребёнка, но и негативно сказывается на формировании его личности.

Вода (H 2 O) - важнейшее неорганическое вещество клетки. В клетке в количественном отношении вода занимает первое место среди других химических соединений. Вода выполняет различные функции: сохранение объема, упругости клетки, участие во всех химических реакциях. Все биохимические реакции происходят в водных растворах. Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.

Обрати внимание!

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.

Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях, полостях органов. Она служит для переноса веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.
Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами, волокнами и соединена с некоторыми белками.
Вода обладает рядом свойств, имеющих исключительно важное значение для живых организмов.

Структура молекулы воды

Уникальные свойства воды определяются структурой ее молекулы.

Между отдельными молекулами воды образуются водородные связи, определяющие физические и химические свойства воды.
Характерное расположение электронов в молекуле воды придает ей электрическую асимметрию. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны атомов водорода сильнее, в результате молекула воды является диполем (обладает полярностью). Каждый из двух атомов водорода обладает частично положительным зарядом, а атом кислорода несет частично отрицательный заряд.

Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул. Таким образом, каждая молекула воды стремится связаться водородной связью с четырьмя соседними молекулами воды.

Свойства воды

Так как молекулы воды полярны, то вода обладает свойством растворять полярные молекулы других веществ.
Вещества, растворимые в воде, называются гидрофильными (соли, сахара, простые спирты, аминокислоты, неорганические кислоты). Когда вещество переходит в раствор, его молекулы или ионы могут двигаться более свободно и, следовательно, реакционная способность вещества возрастает.

Вещества, нерастворимые в воде называются гидрофобными (жиры, нуклеиновые кислоты, некоторые белки). Такие вещества могут образовывать с водой поверхности раздела, на которых протекают многие химические реакции. Следовательно, тот факт, что вода не растворяет некоторые вещества, для живых организмов также очень важен.

Вода обладает высокой удельной теплоёмкостью , т.е. способностью поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Чтобы разорвать многочисленные водородные связи, имеющиеся между молекулами воды, требуется поглотить большое количество энергии. Это свойство воды обеспечивает поддержание теплового баланса в организме. Большая теплоёмкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры.
Для испарения воды необходима достаточно большая энергия. Использование значительного количества энергии на разрыв водородных связей при испарении способствует его охлаждению. Это свойство воды предохраняет организм от перегрева.

Пример:

Примерами этого могут являться транспирация у растений и потоотделение у животных.

Вода обладает также высокой теплопроводностью, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему организму.

Обрати внимание!

Высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность делает воду идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия клетки и организма.

Вода практически не сжимается , создавая тургорное давление, определяя объем и упругость клеток и тканей.

Пример:

Гидростатический скелет поддерживает форму у круглых червей, медуз и других организмов.

Благодаря силам сцепления молекул на поверхности воды создается плёнка, обладающая такой характеристикой, как поверхностное натяжение.

Пример:

Благодаря силе поверхностного натяжения происходит капиллярный кровоток, восходящий и нисходящий токи растворов в растениях.

К числу важных в физиологическом отношении свойств воды относится её способность растворять газы (O 2 , CO 2 и др.).

Вода является также источником кислорода и водорода, выделяемых при фотолизе в световую фазу фотосинтеза.

Биологические функции воды

  • Вода обеспечивает передвижение веществ в клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма. В природе вода переносит продукты жизнедеятельности в почвы и к водоемам.
  • Вода - активный участник реакций обмена веществ.
  • Вода участвует в образовании смазывающих жидкостей и слизей, секретов и соков в организме (эти жидкости находятся в суставах позвоночных животных, в плевральной полости, в околосердечной сумке).
  • Вода входит в состав слизей, которые облегчают передвижение веществ по кишечнику, создают влажную среду на слизистых оболочках дыхательных путей. Водную основу имеют и секреты, выделяемые некоторыми железами и органами: слюна, слёзы, желчь, сперма и т.д.