Лак побелел после нанесения. Возможные проблемы при нанесении лака и способы их устранения

Дефекты ремонтной покраски.

Процесс кузовного ремонта скрывает в себе огромное количество подводных камней, о которые может споткнуться подготовщик и маляр. Именно такие «камни» делают покрасочные работы дорогостоящими, если требуется хорошее качество. Кроме того, лакокрасочное покрытие подвергается многим негативным факторам со стороны окружающей среды.

Просадка материала (просады).


После покраски автомобиля растворитель постепенно испаряется из материалов, и те начинают «проведать» - часть материала становится тоньше и ниже и образует «риски». Такое может возникнуть по нескольким причинам:

  • несоблюдение правил градации абразивного материала (крупную риску перебить средней, и только потом мелкой);
  • слишком толстые слои грунта или шпатлёвки;
  • недостаточное время сушки материалов;
  • неправильное количество разбавителей или отвердителей;
  • низкокачественные материалы.

Для исправления ошибки в лучшем случае придётся заново покрыть элемент лаком, в худшем – снова грунтовать.


Через какое-то время после нанесения лака на нём появляются белые точки. Такой эффект называют закипанием лака – растворитель, содержащийся в лаке, не успел испариться и выйти наружу, «упёрся» в уже твёрдый верхний слой и остался в лаке в виде пузырька. Такое происходит:

  • из-за слишком толстых слоёв лака (для каждого лака есть своя технология и свой размер слоя);
  • слишком быстрое высыхание верхнего слоя лака (использование разных лаков на одной покраске или слишком сильная сушка в камере или под лампами).

Такой дефект устранит только перекраска элемента.

Кратеры.


После высыхания лака или почти сразу на нём появляются углубления, иногда довольно крупные (до 3 мм) – кратеры. Такой эффкт еще называют «»посиликонило». Возникают они только по одной причине – наличие силикона (жира). Силикон попадает по разным причинам:

  • недостаточно обезжиренная поверхность;
  • наличие масла в компрессоре;
  • наличие силикона в воздухе – недостаточная уборка помещения;
  • наличие силикона на старой поверхности (использование различной химии для натирания автомобиля).

Такие дефекты можно убрать только новым покрытием лаком, однако при этом нужно убедиться, что силикон больше не попадёт. В такой ситуации хуже всего, если на автомобиле использовались различные чистящие средства (PLAK и т.д.).

Эффект голограммы (после полировки).


Свежеокрашенную деталь полируют, а вместо блеска и глянца она становится мутной и с эффектом голограммы. Причинами могут быть:

  • недостаточное высыхание лака;
  • слишком толстый слой лака;
  • неправильное количество отвердителя в лаке;
  • неправильная технология полировки или низкокачественные материалы.

Если причина была не в полировке, то детали придётся заново покрыть лаком.

Точечные проколы.


Сразу после нанесения или после высыхания на лаке появляются маленькие точечные дырочки. От следов силикона отличаются острыми и ровными краями и маленькими размерами. Основные причины две:

  • плохая изоляция от шпатлёвок (полиэфирные материалы);
  • незашлифованные поры.

Для удаления придётся перекрасить деталь заново.

Появление пузырей.


Сразу после окрашивания или через какое-то время на поверхности появляются вздутия краски. Такие пузырьки могут быть вызваны разными причинами:

  • недостаточно очищенная поверхность;
  • наличие влаги – недостаточная сушка или работа на «мокрую» со шпатлёвками;
  • недостаточное удаление микроочагов коррозии;
  • наличие микротрещин и микроотверстий в металле.

Отличить, влагой или коррозией вызвана проблема, можно. При коррозии такие пузырьки чаще всего проявляются в единичном или малом количестве, а при наличие влаги – в большом. С коррозией придётся все снимать до металла и удалять её, с влагой бороться проще – скорее всего, поможет просто перекраска.

Эффект «сморщивания».


По-другому про него еще говорят «пожевало». Такое явление может произойти на достаточно большой поверхности или только в некоторых местах. К причинам относятся:

  • несовместимость материалов – основная причина. Чаще всего происходит при ремонте поверхностей, где раньше использовались дешёвые материалы (баллончики и т.д.). Растворитель свежего материала подрастворяет старый, и тот начинает реагировать. Частенько можно увидеть ореолы такой «пожёванности» в местах протирания нового грунта до старого материала, а потом нанесения ЛКП;
  • слишком толстые слои материалов;
  • недостаточное просыхание материалов.

Убрать такой дефект можно только перекраской элемента с применением изоляционных материалов.


После нанесения лака на поверхности появляются белые пятна. Причины:

  • попадание воды на недосохший лак (или неправильно смешанный с отвердителем).

Убрать дефект можно перекраской.


Один из дефектов покраски, влияющий на попадание цвета. Цвет меняется сразу после нанесения лака на базу или постепенно, через некоторое время. Основные причины:

  • использование некачественных материалов (грунтов, лаков и т.д.);
  • неправильное количественное соотношение отвердителей в материалах;
  • недостаточная изоляция полиэфирных материалов (шпатлёвки), реактивных праймеров;
  • остатки битума, смол и других реагентов на поверхности (например, смола, накапавшая на машину с дерева, или птичьи экскременты могут давать такой дефект).

Устранить его поможет только перекраска и удаления причины – те же следы от смолы приходится иногда вырезать до металла.

Крупная шагрень (апельсиновая корка).


Этот дефект возникает при нанесении лака и часто случается у неопытных маляров. Причинами являются:

  • слишком толстый или, наоборот, тонкий слой лака;
  • слишком большое расстояние между пистолетом и поверхностью при нанесении;
  • слишком низкое давление в пистолете;
  • слишком маленькое сопло пистолета.

В некоторых случаях можно убрать полировкой, однако при слишком большой шагрени или слишком тонком слое лака придётся наносить лак заново.

Потёки лака или базы.


На поверхности сразу во время нанесения краски или лака или через непродолжительное время возникают потёки. Причины:

  • слишком большая подача или давление в пистолете;
  • слишком густой материал;
  • слишком маленькое расстояние между пистолетом и поверхностью при нанесении.

Потёки лака (или акриловой краски), если они некрупные, можно убрать наждачкой (иногда даже приходится их шпатлевать) и заполировать. Однако крупные потёки скорее всего вызовут протиры до базы, и тогда элемент придётся красить заново. При потёках базы вариант только один – перекраска.

Растрескивание покрытия (эрозия).


После высыхания лак растрескивается. Основные причины:

  • экстремальные температурные скачки или несоблюдение температурных технологий;
  • неправильное использование отвердителей;
  • несоответствие материалов (времени сушки).

Такой дефект придётся перекрашивать.

Облачность («яюлоки»).


На свету на большой поверхности (капот) видны полосы или пятна, немного отличающиеся по цвету от основного. Такой дефект возможен только на зерновых базовых красках. Причины:

  • неправильное нанесение базы;
  • недостаточное просыхание базы перед нанесением лака;
  • низкокачественная базовая краска.

Чаще всего дефект возникает на серых металликах. Для удаления необходима перекраска.

Отслоение краски или лака.



Дефект может выглядеть по-разному, в зависимости от того, какой материал с каким утратил адгезию (сцепление). Может отслаиваться лак от базы, база от грунта, грунт от пластика или металла. Основными причинами являются:

  • несоблюдение технологий нанесения (неправильная сушка, несоблюдение градаций абразивов, неправильное использование отвердителей и т.д.);
  • неправильная обработка пластмасс или не использование праймеров для пластмасс;
  • низкокачественные материалы.

Конечно, такой дефект можно удалить только перекраской.


При покраске автомобиля вне специальной камеры практически всегда сопровождается таким дефектом – попадание мусора в базу или лак. Некоторое количество сорности присутствует и в камерах, и считается допустимым. Основные причины:

  • недостаточная очистка поверхностей или помещения;
  • пренебрежение процеживанием материалов через фильтра-ситечки;
  • плохая вентиляция.

Мусор в лаке чаще всего удаётся удалить полировкой, а вот в базе – необходимо перекрашивать.

→ Белые пятна

Убрать белые пятна на мебели от спирта, ацетона, утюга, воды можно различными способами. Полировка, регенерация лака, полная замена лакового покрытия. Наша мастерская убирает белые пятна как при полной, так и частичной реставрации.

Белые пятна – это разрушенный лак. Убираются методом удаления повреждения с последующей полировкой. Возникают, по разным причинам, следствием которых является разрушение плёнки или ей отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

Белые пятна от спирта

Спиртосодержащие жидкости оставляют белые пятна благодаря химической активности раствора. Молекулы спирта вступают в реакцию с молекулами лаковой отделки, разрушают её, нарушается прозрачность лака. Не глубокие разрушения современного лака можно попытаться устранить методом полировки. Для этого тонкой абразивной пастой снимаем повреждение до сохранившейся в неприкосновенности полировки. Лак станет тоньше, но пятна не будет.

Меры профилактики: накрыть столешницу дорогой мебели вырезанным по форме органическим стеклом.

Пятна от ацетона

Механизм появления пятен от ацетона тот, что и в предыдущем случае, но ацетон активнее, разрушение происходит глубже, быстрее. Исправление дефекта полной заменой отделки лаком.

Пятна от утюга, горячего, прямых солнечных лучей

Белые пятна оставляют чашки с горячими напитками. Очень некрасивые отметины в форме полумесяцев кругов следствие воздействия горячих банок, стаканов, бутылок.

При нагревании полимер, коим является любой современный лак, меняет плотность, следовательно, изменяются физические свойства, а именно – прозрачность. Это происходит на всю глубину отделки. Устранение – полная замена в условиях реставрационной мастерской профессиональным реставратором, с использованием специального оборудования.

Белые пятна от воды

Появляются на антикварной мебели, отделанной шеллаком. Или современной мебели после применения дорогих средств по уходу, содержащих воск, красители, натуральные смолы (канифоль, шеллак). При взаимодействии с влагой смола белеет, краситель обесцвечивается. Если побелело средство, его удаляют с помощью сухой суконки. Если же пришла в негодность шеллачная отделка - реставрации не избежать.

Бесформенные светлые пятна возникают на современной деревянной мебели вследствие попадания влаги под слой прочного влагостойкого лака. Вода по щелям и царапинам, попавшая под него, долго не испаряется, пропитывает древесину, провоцируя отслоение. В местах повреждений, наблюдается искажение цвета.

В настоящее время существует большое количество современных прочных средств для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо – они не годятся для антикварной мебели. Современные лаки, придают дереву внешние свойства пластика. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для отделки старинной мебели.

Все спиртовые политуры, для дерева, которыми покрывали мебель с 18 века вплоть до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Даже влажный воздух, проникая в трещинки, провоцирует повреждения в виде белых пятен.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия – полировщик. Так как полировка шеллаком нежная, каждые шесть месяцев, в богатые дома с дорогой обстановкой приглашался полировщик который полировал всю мебель, попутно очищая, убирая белый налёт. Со временем слой шеллака увеличивался. Шеллачная политура имеет золотисто коричневый цвет, с ростом толщины, увеличивается и интенсивность цвета. Так старинная мебель с течением времени становится красивее.

Диагноз следующий: побелел лак. Утратил прозрачность. Как орг. стекло после воздействия на него химического вещества или абразива. Это могло произойти по нескольким причинам.

Итак, разберем различные дефекты возникающие при покраске кузова автомобиля и которые встречаются наиболее часто на сложном пути автомаляра, причем, даже весьма опытного. Как их "лечить" и не допустить появления в будущем.

Пыль и мусор

Наиболее часто встречающийся дефекты покраски ЛКП (лако-красочного покрытия) на кузове автомобиля, это, несомненно, мусор и пылинки на свежеокрашенной поверхности.
Причины и способы борьбы с этими дефектами подробно описаны в статье «Как бороться с пылью и мусором при покраске автомобиля» , но, что же делать, если, не смотря на все наши героические усилия мусор все-таки прилип к свежей краске?
Способ только один, дождавшись окончательного отвердевания лака или эмали, сошлифовать верхний слой.

Шлифуется поверхность двумя способами: по сухому орбитально-шлифовальной машинкой или с водой вручную. На машинке применяют абразивные кружки на липучке, с зерном Р1000-2000. Постепенно переходя от грубого зерна к более мелкому.

При использовании мокрого способа, для устранения дефекта шкурку нужно брать с более мелким зерном от 2000. Потом все дефекты покраски зашлифовываются. Технология подробно описана в статье «Как правильно отполировать автомобиль» . Шлифовать окрашенную деталь, следует осторожно и нежно, дабы не протереться до нижнего слоя.


Потеки краски (лака)

Потеки или «сопли» при покраске - ну как без них! Практически любой, пробующий свои силы в малярном деле, проходит через это недоразумение. Даже у опытных маляров случаются такие казусы.
Причин у данного дефекта покраски очень много.

Перечислю просто через запятую возможные причины данного дефекта: слишком жидкая краска или лак, недостаточна промежуточная сушка между нанесением последующего слоя, распыл краски проводился с очень близкого расстояния, температура окрашиваемой поверхности более холодная, чем краска.

Исправляется довольно сложно, чаще приходится все смывать и перекрашивать. Но если набраться терпения и «сопли» не очень развесистые, то можно попытаться поправить данный дефект покраски.


Кратерообразование (рыбий глаз)

Еще один неприятный дефект покраски, так называемый «рыбий глаз», организуется в виде кратера на первом же слое краски, через который проглядывает грунтовка. На покрытии видны маленькие отверстия. Иногда на дне кратера виден нижележащий слой.

Причины чаще всего прозаические. Плохо обезжиренная поверхность (касались пальцами после обезжиривания и т.п.), не обработана антисиликоном, масляные брызги из воздухопровода от компрессора.

Проявляется данный дефект обычно на первом слое наносимого пигмента (автоэмали, краски), поэтому, если его присушить немного дольше обычного, то возможно последующими слоями удастся залить «рыбий глаз». Особенно, такой способ прокатывает при покраске «металликом», при нанесении первого слоя базы (пигмента).

При фатальных «глазах», от больших окуней, спасает только полное перекрашивание детали.


Матовая поверхность

Поверхность краски после высыхания становится матовой. Такой дефект покраски проявляется не сразу. После покраски, вы не нарадуетесь, все блестит, вроде все тип-топ! Приходите на следующий день, а вся окрашенная поверхность помутнела, как бы стала матовой.

Такой дефект при покраске может возникнуть по нескольким причинам. Одна из основных, это высокая влажность воздуха, повышенное давление в системе при нанесении, что приводит к охлаждению краски (лака), а, следовательно, к конденсации влаги на поверхности покрытия.
Также, возможно использовался слишком быстрый разбавитель, что приводит к охлаждению поверхности и вызывает конденсацию влаги на свеженанесенном покрытии.

Лечится это безобразие только глубокой полировкой, возможно совместно со шлифовкой.


Прорыв пузырьков

На поверхности свежевыкрашенной детали, после непродолжительной просушки, появляются мельчайшие отверстия от лопнувших пузырьков, которые выглядят как уколы булавкой.

Этот дефект покраски, проявляется из-за неправильного применения растворителя (разбавителя), например, слишком быстрый для окружающей температуры.

Очень толстые слои нанесены через непродолжительное время межслойной сушки.
- Нагрев элемента (сушка) был включен сразу после окраски или температура сушки слишком высока.

Частично ликвидировать этот дефект поможет только шлифовка с последующей полировкой.


Опыл на свежеокрашенной поверхности

Еще один, часто встречающийся дефект - опыл краски на свежеокрашенной поверхности.
Такой казус получается, когда, на уже немного подсохшую поверхность, попадает вскользь новая порция краски. И засыхая, становится шершаво-матовой (как песок).

Поверхность из-за прилипших частиц сухой краски имеет на ощупь шершавую песчаную фактуру. Возможно также, что краска (лак) слишком вязки из-за недостатка разбавителя, или скорость движения окрасочного пистолета слишком быстрая.
Возможно, расстояние от пистолета до окрашиваемой поверхности очень велико или на выходе краскопульта имеет быть слишком большое давление.

Лечится только шлифованием и полировкой.


Непрокрашенная поверхность (неравномерно окрашенная)

И один из самых простых, но в тоже время самый неприятный дефект, это недостаточно прокрашенная поверхность. Или как его называют маляры - "непрокрасы".

Когда, после высыхания, явно проглядывает грунт, или нанесенные слои краски (пигмента) смотрятся зеброй или облаками. Сквозь отделочное покрытие виден нижележащий слой.
Обычно непрокрас имеет место на трудно-окрашиваемых поверхностях, углах и кромках, а также по низам автомобиля. Уберечься можно лишь правильной техникой нанесения слоев, с перекрытием в одну треть, а также хорошим освещением, дабы видеть, что творишь.

Исправляется этот дефект только перекрашиванием.

Риски под лаком

Данный дефект часто проявляется у неопытных автомаляров, которые в недостаточной степени контролируют размер абразива, которым они например, сошкуривают грунт на детали перед покраской. Иногда, стремясь побыстрее сточить грунт или старую краску используют абразивную шкурку с крупным зерном, риски от которой невозможно в дальнейшем залить краской и лаком. Также возможна просто не аккуратность при подготовке, маляр мог просто не обратить внимание на то, что он не перетер крупные риски более мелким абразивом. И, конечно, в этом случае при высыхании ЛКП начинают проступать их очертания.

Лечится этот дефект только шлифованием и полировкой, при условии, что риски не очень глубокие, а лака налито весьма неплохо (есть, что стачивать).

Мошкара и как от неё избавиться

Еще один неприятный дефект возникает часто при покраске в гараже в летнее время - это подлые мошки и другие насекомые, которые слетаются на запах краски и всеми своими ногами просто вляпываются в свежеокрашенную поверхность, застревая в лаке и иногда пытаясь даже проделать в нем борозду ища выход к свободе.

Борьба с этим злом одна, у вас всегда должна быть на готове длинная швейная игла, которой можно аккуратно подцепить подлое насекомое и вытащить его из еще не застывшего лака.

В дальнейшем, лечится только шлифовкой и полировкой.

В этой статье мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся дефекты покраски у начинающих маляров. Это основные, но конечно, отнюдь не все проблемы с которыми сталкивается маляр при покраске автомобиля. В основном все дефекты, если не слишком серьезные исправляются шлифованием и полировкой абразивной пастой и лишь запущенные варианты можно вылечить лишь перекраской.

И помните, клиент платит за покраску, а за перекраску платит маляр!

Если при первых опытах покраски автомобиля вы обнаружите вышеперечисленные дефекты, сильно не переживайте и не отчаивайтесь. Практически, все маляры проходят через это, и данная статья поможет вам избежать подобных проблем в дальнейшем.

1. Лак не высыхает

· Вещества (природные масла, смолы и т.п.), содержащиеся в толще древесины, затрудняют высыхание. Например, в некоторых случаях при работе лаками на основе искусственных смол по экзотическим породам древесины;

· Старый, пропитанный воском пол - остатки воска вызывают задержку высыхания ПУ-, кислотоотверждаемых и лаков на основе искусственных смол;

· Слишком мало или полностью отсутствует отвердитель (для двухкомпонентных лаков);

· Слишком низкая температура воздуха в помещении (ниже +10°);

· Высокая температура воздуха в помещении, но низкая температура паркета, соответственно недостаточный приток кислорода (затруднен доступ свежего воздуха);

· Использован «не тот» отвердитель, например в кислотоотверждаемый лак добавлен отвердитель для ПУ-лака.

Если задержка в высыхании лака вызвана содержащимися в древесине веществами или слишком низкой температурой, то для устранения этой проблемы обычно достаточно поднять температуру до +20ºС и обеспечить хороший доступ воздуха (не сквозняк!!!) . Через какое-то время процесс высыхания вновь активизируется и лак нормально просохнет. При использовании ошибочного отвердителя лак, скорее всего придется смыть. В некоторых случаях для кислотоотверждаемых лаков достаточно нанести на клейкую поверхность тонкий слой чистого отвердителя. Однако, после застывания лака всю поверхность будет необходимо полностью перешлифовать.

2. Появление мутных, белых пятен и дорожек

· Температура использованного лака была слишком низкой;

· Температура пола была низкой. Влажность воздуха очень высока;

· Общая влажность в помещении (особенно в новостройках) слишком высока.

Белые пятна всегда указывают на то, что на свежую лаковую пленку выпала сконденсировавшаяся избыточная влажность. Обычно достаточно обработать побелевшие участки растворителем, обращайте внимание на содержание в нем опасных веществ! В любом случае после этой операции необходимо нанести ещё один слой лака, предварительно обязательно повысив температуру в помещение до требуемого значения.

3. «Вздутие» (вспучивание) лака

· Ошибочно выбрана схема построения лакового слоя - например, с нитроцеллюлозной грунтовкой используется ПУ-лак на растворителях;

· «не тот» растворитель;

· Рабочий инструмент ещё пропитан очистителем, который смешивается с используемым лаком.

«Вздутие» на ограниченном участке можно ликвидировать путем шлифовки и последующего нанесения ещё одного слоя лака, если же «поднялась» вся поверхность, необходимо полностью сошлифовать весь лак и нанести его заново.

4. Образование пузырьков

· Холодный лак;

· Слишком толстый слой лака;

· Попадание прямых солнечных лучей;

· Неподходящие валики или кисти.

Пузырьки в лаке возникают тогда, когда на поверхности лакового слоя уже образовалась пленка, а нижняя его часть остается жидкой. Испаряющиеся, поднимающиеся вверх пары растворителя стремятся «пробить» пленку, «выдувая» таким образом пузыри. Выход - только полная шлифовка и нанесение лака заново.

5. «Накипь», наслоение лака

· Слишком высокая температура в помещении или на поверхности пола;

· Слишком толстый слой лака;

· Медленный темп выполнения работ;

· Недобросовестный подход к режиму работ или «не тот» рабочий инструмент.

С помощью добавления растворителя можно изменить степень вязкости практически любого лака, повысив таким образом его текучесть. Но обычно бывает достаточно изменить ритм проведения работ, максимально сократив время «стыковки» ранее обработанного участка с новым. Во время отопительного периода следует значительно уменьшить температуру батарей. Избегайте сквозняков!!!

6. Образование «кратеров»

· рабочий инструмент не в порядке (особенно валики);

· ошибочно выбран растворитель;

· сквозняк;

· лак слишком холодный;

· поверхность загрязнена силиконом.

Устранить «кратеры» можно путем тщательной (матовой) промежуточной шлифовки и не менее тщательной обработки поверхности металлическим шпателем, так называемой «НОЛЬ-ШПАТЛЕВКИ». Нанесенный с помощью шпателя лак должен хорошо высохнуть, шлифовать его не следует. После этого наносится ещё один слой лака. Очень многие паркетные лаки подвержены этой «болезни» в местах сквозняков, а так же если лак долго хранился при очень низкой температуре и плохо («толсто») растекается.

7. «Шероховатости»

· Равномерно распределенные пузырьки;

· Мелкие частицы лаковой пленки из рабочей емкости;

· Неправильная шлифовка.

«Шероховатость» вызывает зачастую наибольшие трудности, поскольку часто приводятся неполные данные о причинах её появления. В действительности основа большинства рекламаций - грязь, хотя часто определить причину шероховатости можно только с помощью лупы. Комочки лака из рабочей емкости - вторая наиболее распространенная причина. Поэтому особенно важно, чтобы перед началом работ все инструменты, емкости и рабочая одежда были идеально чистыми. Лак, содержащий твердые частицы, необходимо пропустить через сито.

8. «Морщины»

· Слишком раннее нанесение последующего слоя лака;

· Слишком толстое нанесение последующего слоя лака;

· «не тот» растворитель.

Это явление наблюдается в особенности у лаков на основе искусственных смол - при чересчур толстом или быстром нанесении каждого следующего слоя лака. В случае, если «морщинами» покрылась вся поверхность, без полной перешлифовки не обойтись.

9. Матово-глянцевые участки, образование «облаков»

Многие матовые лаки предназначены для нанесения слоем max. до 150 г/м. кв.. При нанесении более толстого слоя матирующие вещества «расплываются» неравномерно, осаждаясь в каждом свежем слое. В результате этого возникают матово-глянцевые участки, особенно в местах «стыковки». Исправить положение можно с помощью промежуточной шлифовки и последующего нанесения матового лака тонким слоем.

ЛАК МЕДЛЕННО ТВЕРДЕЕТ

Причины: вещества, содержащиеся в древесине (природные масла), препятствуют твердению лака. Например, лак на основе искусственных масляных смол (уретаналкидный, алкидный) не сохнет на древесине некоторых экзотических пород (оливы, тика, камше); плохо отшлифована поверхность, остатки восковых мастик сохранились в старых напольных покрытиях и препятствуют твердению лакового слоя. Это может случиться, например, при использовании полиуретановых безводных, кислотных, уретаналкидных и алкидных лаков; отвердитель в двухкомпонентный лак добавлен в недостаточном количестве, не размешан или плохо размешан, либо вообще не внесен; слишком низкая температура в помещении (ниже 10 С); температура в помещении достаточно высокая, но поверхность пола холодная; недостаточный доступ свежего воздуха (отсутствие проветривания); неправильный подбор отвердителя, например, вместо кислотного отвердителя в лак добавлен отвердитель для полиуретанового лака.

Способы устранения: если замедление процесса твердения лака связано с содержащимися в древесине веществами или слишком низкой температурой в помещении, то в большинстве случаев достаточно увеличить температуру до 20 С и усилить проветривание. Через некоторое время процесс твердения вновь активизируется и лак засохнет; если был использован несоответствующий отвердитель или он был внесен в недостаточном количестве, то в большинстве случаев приходится сошлифовывать нанесенное покрытие; в некоторых случаях при использовании кислотных лаков положение можно исправить, если на поверхность незастывшего лака нанести кистью чистый кислотный отвердитель. Но после такой операции необходимо заново отполировать лаковый слой.


БЕЛЕСЫЕ НАПЛЫВЫ

Причины: лак наносился в слишком холодном состоянии; температура поверхности пола слишком низкая, влажность воздуха слишком высокая; общая влажность в помещении слишком высокая (бывает в новостройках).

Способы устранения: Белесые наплывы всегда указывают на то, что на свеженанесенном слое лака сконденсировалась влага из воздуха. В большинстве случаев помогает обработка белесых наплывов растворителем. После этого всегда следует проводить повторное покрытие лаком. Перед нанесением следующего слоя необходимо прогреть помещение и особенно важно повысить температуру поверхности пола. Вспучивание лакового слоя.

ОТСЛОЕНИЕ

Причины: несовместимость слоев лака в связи с разным химическим составом. Например, на слой водно-дисперсионного лака нанесен лицевой слой двухкомпонентного полиуретанового лака; неправильный выбор разбавителя; инструмент для нанесения лака пропитан очищающим препаратом и при нанесении лак смешался с этим препаратом или плохо очищен инструмент; недостаточность промежуточного шлифования.

Способы устранения: при вспучивании на небольших участках возможна подшлифовка и нанесение нового слоя; при вспучивании по всей поверхности исправить положение можно только путем полной сошлифовки нанесенного лакового покрытия.

ОБРАЗОВАНИЕ ПУЗЫРЬКОВ

Причины: лак слишком холодный; слой лака слишком толстый; засветка солнечными лучами; неправильный подбор валика или кисти для нанесения лака.

Способы устранения: Пузырьки образуются тогда, когда лаковый слой затвердевает только на поверхности, а внутри остается жидким. Испаряющийся и поднимающийся вверх растворитель не может проникнуть сквозь затвердевшую пленку и скапливается в виде пузырьков. Исправить положение можно только отполировав поверхность пленки и заново нанеся слой лака.

">

ПОЛОСАТОСТЬ ПОКРЫТИЯ



Причины: слишком высокая температура воздуха в помещении или высокая температура пола; слой наносимого лака слишком толстый; темп работы слишком низкий, покрытые лаком участки успевают высохнуть до покрытия соседнего участка, и между соседними пленками не происходит сцепления; неаккуратность в работе или неправильный подбор инструмента для нанесения лака.

Способы устранения: вязкость всех лаков, а значит их технологические свойства, в т. ч. адгезию, можно несколько улучшить путем добавления разбавителей; при нанесении первого слоя впитывающая составляющая всегда больше, чем при покрытии остальных слоев лака. При нанесении второго и последующих слоев желательно добавлять в лак небольшое количество растворителя, чтобы улучшить адгезию с предыдущей пленкой; в большинстве случаев достаточно изменить ритм работы, чтобы соседние участки покрывались лаком как можно быстрее и не успевали высыхать; чтобы снизить скорость высыхания пленки, помогает уменьшение отопления и снижение интенсивности проветривания.

ОБРАЗОВАНИЕ КРАТЕРОВ

Причины: инструмент для нанесения лака не в порядке; особенно это относится к валикам; неправильный выбор разбавителя; сквозняк; наносимый лак слишком холодный; «силиконовое отравление» поверхности лака.

Способы устранения: В условиях сквозняка на объекте многие паркетные лаки склонны к кратерообразованию, особенно если наносимый лак был переохлажден при складировании и из-за этого стал чрезмерно вязким. Положение можно исправить проведением полной промежуточной полировки лицевого слоя. После этого отполированная пленка шлифуется металлическим шпателем с острыми кромками. После шпатлевания поверхность хорошо просушивается, но подшлифовываться больше не должна; затем наносится новый слой лака.


ШЕРХОВАТОСТЬ ">

">

Точное определение понятию «шероховатость» в большинстве случаев дать очень трудно, поскольку параметры шероховатости часто недостаточно известны.

Причины: очень мелкие пузырьки распределены по пленке; на пленку попала пыль; неправильное промежуточное шлифование (полировка) лака; на пленку попали остатки лаковой корочки из емкости для нанесения лака; жировые отпечатки пальцев на инструменте.