Головной мозг таблица по биологии. Головной мозг

Савельич характеристика и образ в повести Пушкина Капитанская дочка

План

1. Главные герои произведения.

2. Савельич. Характеристика и образ в повести “ ”

2.1. Характер героя.

2.2. “Не старый пес, а верный ваш слуга”.

2.3. Подвиги Савельича.

3. Трагизм крепостного права.

“Капитанская дочка” - историческая повесть а, основанная на реальных событиях. Главные герои произведения - смелый и благородный офицер Гринев, беззащитная и мужественная красавица Маша Миронова, жестокий и двуличный предатель Швабрин и, конечно же, безжалостный и добросердечный . Эти колоритные многогранные образы не перестают удивлять и завораживать читателя на страницах повести.

Однако не менее важным и ярким героем является и Савельич - старый слуга Гринева. На первый взгляд он занимает малозначительное место в повествовании, но, внимательно присмотревшись к его словам и поступкам, начинаешь понимать, что пожилой прислужник играет особенную, значимую роль в жизни главных героев. Например, если бы не он - то натворил бы за свою юность множество ошибок и даже был бы казнен, если б не заступничество старого слуги.

В повести Савельич предстает перед читателями пожилым человеком, немного ворчливым, немного глуповатым, но очень смекалистым и преданным. Гринев характеризирует его как непьющего, что было редкостью для одинокого крепостного того времени, “за трезвое поведение пожалованного… в дядьки”. Савельич очень привязан к своему барину, он обучал его грамоте и относился к нему, как к сыну. Скорее всего, все хорошее, что имел в себе Гринев, досталось ему от примера верного слуги.

Пожилой крепостной описывается очень хозяйственным, домовитым человеком: “…Я пошел на квартиру, мне отведенную, где Савельич уже хозяйничал”. Он умеет правильно распоряжаться деньгами, хорошо убирает и готовит. Несмотря на свое зависимое положение, старик умеет читать и писать, любит отстаивать свое личное мнение, даже спорить с барином. К тому же, Савельич обладает проницательностью и наблюдательностью: “Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого”.

Примечательны отношения старого слуги со своими господами. Он любит их от всего сердца, усердно заботится об их благополучии. Для него крепостное право - это образ жизни, он не осознает, что может быть как-то иначе, он смиренно подчиняется барину и искренно любит его. Поэтому Пугачева - освободителя крестьян, он называет “злодеем и разбойником”. И хотя Савельич относится к Гриневу как к собственному ребенку, видно, что молодой человек не питает к старому слуге ответных чувств.

Конечно, он по-своему привязан к своему “дядьке”, уважает его, прислушивается к его советам, иногда разговаривает с ним на равных, но в то же время в обращении офицера к своему слуге сквозит насмешливость, снисходительность и холодность. Особенно это очевидно, когда молодой человек несправедливо обругал Савельича за то, что тот рассказал его отцу о дуэли. А Гринев-старший, в свою очередь, оскорбляет слугу за то, что тот не доложил о ней! В этой нелепой ситуации старый крепостной выглядит благородным и справедливым человеком. Он не обижается на своих хозяев, так как понимает их чувства, не затаивает злобу. Он твердо отстаивает свое человеческое достоинство, но делает это смиренно, заглушив в себе обиду: “Я не старый пес, а верный ваш слуга, господских указаний слушаюсь…”

Несмотря на свой почтенный возраст и рабскую покорность, Савельич готов идти на жертвы ради своего юного господина. Он кидается в ноги Пугачеву и просит казнить себя вместо молодого хозяина. Он, рискуя жизнью, предъявляет главарю бунтарей счет, вступаясь за барское добро. Но многие добрые и смелые поступки Савельича остаются незамеченными его повелителями. В этом и заключается весь трагизм и вся жестокость крепостного права, где слуг не считали за людей, где жертвы крестьян принимались как должное, где не было дружеских уз, обыкновенной благодарности и искренней привязанности между богатыми и бедными.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Архип Савельич, представленный писателем в образе верного слуги главного героя повести Петра Гринева.

Савельич, ранее бывший стременным и участвующий в боевых походах вместе со старшим Гриневым, отличается здравым честолюбием, честностью, разумностью и исполнительностью. Старик бережно относиться к барскому имуществу и знает цену деньгам, поэтому способен биться за каждую хозяйскую копейку, а также одежду и утварь, проявляя порой при этом забавные черты, сочетающиеся с небывалым упрямством во всем, что касается вещей барина.

К молодому господину Савельич испытывает чувства, схожие с отеческими, переживая за барина и, ворча, давая ему правильные советы. Будучи истинным русским представителем крестьянского сословия, Савельич верно чтит заповеди прадедов и отцов, исправно выполняя барскую волю и усердно заботясь о Петруше Гриневе, не обижаясь на оскорбления и браные слова хозяина.

Характерные черты старика Савельича проявляются в его поступках по отношению к любимому барину, в которых Савельич готов пожертвовать своей жизнью ради спасения Петруши. Это происходит и в момент дуэли Гринева со Швабриным, и при встрече с Емельяном Пугачевым, когда Савельич бросается на колени перед предводителем с мольбой о спасении барина от виселицы и предлагает обменять Гринева на его собственную персону. При этом Савельич не получает никакого поощрения в виде благодарных слов от Петра, который воспринимает действия слуги в качестве его обычного исполнения своих обязанностей, выговаривая Савельичу о его долге повиноваться боярским приказам. Савельич не обижается на Петрушу, так как воспринимает подобную холодность и равнодушие барина как единственно возможный факт отношения к человеку его простого происхождения.

Раскрывая образ старого Савельича в романе, писатель описывает на его примере типичного представителя простого русского народа, являющегося крепостным крестьянином, отличающегося преданностью, верностью, чувством собственного достоинства и характеризующегося положительными качества характера, способного на самопожертвование, любовь, сострадание и великодушие.

Сочинение Савельич в рассказе Капитанская дочка

Раньше в каждой богатой русской семье к ребенку приставляли слугу, который его всему обучал, во всем помогал и поддерживал до конца жизни. Не исключением стал и маленький Гринёв, которому в слуги назначили Свельича.

Савельич довольно старый человек, который оберегает молодого барина Гринёва. Гринёв в одном моменте говорит, что Савельич бережет не только его самого, но и его сбережения и одежду. Старый слуга не любит всё иностранное и нерусское, он очень опасается по поводу того, что один из учителей Гринёва - француз. Опасения эти подтверждаются тем, что молодой Гринёв становится зависим от человека не самого благородного, который любит многих девушек, много пьёт и не исполняет добросовестно свои обязанности.

Савельич не похож на обычных слуг того времени, потому что он не пресмыкается перед своим барином, он сильный характером, немного гордый и не боится говорить или делать что-то наперекор Гринёву, не потому, что не уважает его, а потому, что он гораздо старше, а потому мудрее и зачастую знает, как правильно нужно поступить.

Савельич очень храбрый человек, что особенно подчёркивается в ситуации, когда Гринёва хотят казнить. Очень важная сцена между Гринёвым и Савельичем происходит, когда человек от Зурина приходит за деньгами, которые были проиграны в карты. Гринёв велит отдать деньги, а старик всячески сопротивляется. Тогда Пётр переступает грань дружеских отношений и показывает Савельичу, что в этом доме он хозяин, он барин. Савельичу стало горько от такого отношения и слов своего друга, которого он считал чуть ли не своим ребёнком, к которому проявлял настоящую родительскую любовь. Отдавая сто рублей, Савельич осознаёт, что последнее решение всегда всё равно за барином, за Гринёвым, но с заботой пытается как можно скорее уберечь Петра от трактира.

Савельич уважает себя, о чём свидетельствует его ответ на письмо отца Петра Гринёва, где тот называет Савельича собакой и всячески ругает. Сам же Савельич говорит, что он не собака, а преданный и верный слуга, что в его понимании очень разные понятия.

Я думаю, что Савельич - благородный, умный и преданный слуга своего любимого Петра, которого он нянчил и учил всему с пяти лет. Если задуматься, то настоящим отцом для Гринёва стал не его родной отец, а Савельич. Мне жаль, что почти никто не видел этого, отец Гринёва вечно ругал Савельича, сам Гринёв не понимал чрезмерной заботы старика.

Вариант 3

Смысл жизни Савельича сводится к тому, чтобы оберегать и защищать Петра Андреевича от опасностей, отстаивать его интересы, сохранить барское имущество. Преданность этого человека абсолютно безгранична: он готов пойти на погибель ради своего барина, защищая его от сабли Швабрина и виселицы Пугачева.

Несмотря на подобную самоотверженность, поведение Савельича нельзя назвать проявлением нравственного холопства. В определенной степени он независим, ворчлив, упрям. Старик отличается добрым нравом, хотя своим упрямством, наивностью и простодушием он порой доставляет Гриневу немало хлопот. Савельич знает цену вещам и деньгам, поэтому долго сердится на Гринева за подаренный им разбойнику заячий тулуп.

С самого начала романа и до последних его событий Архип Савельич находится рядом со своим воспитанником. В прежние годы он принимал участие в военных походах премьер-майора в отставке, отца П.А. Гринева. Зная, насколько отважен, исполнителен и разумен его боевой товарищ, Андрей Гринев, ни минуты не сомневаясь, доверил ему начальное воспитание сына.

Как только мальчику исполнилось 12 лет, к нему приставили французского гувернера, выписанного специально из Москвы. Савельич не одобрил такое решение, потому как чувствовал некоторую ревность к французскому учителю. Эта ревность проявлялась в ворчании старика. При этом, будучи свидетелем загулов французского гувернера, Савельич никогда не занимался доносительством. Учитель этим пользовался и продолжал делать вид, что обучает ребенка наукам. Когда юноше исполнилось 17 лет, старший Гринёв решил отправить сына на службу, и в качестве стремянного и слуги отправил с ним Савельича. За время службы Гринев по достоинству оценил преданность и надежность Савельича. Именно поэтому он доверил ему судьбу Маши Мироновой, которую отправил вместе со своим дядькой в имение своих родителей.

Савельич обладает чувством собственного достоинства. Особенно ярко эта черта проявляется в сравнении с дворянином и офицером Швабриным, который обладал рабским сознанием и ради спасения своей жизни был готов упасть в ноги к разбойнику.

Образ Савельича несколько комичен. Об этом говорят ситуации, в которых персонаж совершает нелепые поступки. Тем не менее, в роковой момент, когда главного героя вели на повешение, именно Савельич спас Гринева.

Этот герой воплощает в себе образ верного слуги старой эпохи, русского крестьянина того времени, который стал предшественником подобных образов в других произведениях отечественной художественной литературы

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение о книге Человек-амфибия Беляева (отзыв, моя любимая книга)

    Роман написан советским писателем Беляевым еще в прошлом веке, но не утратил своей актуальности до сих пор. Описанные в романе события происходят в Южной Америке. Задолго, до событий

  • Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

    Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.

  • Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

    Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

  • Сочинение по рассказу Судьба человека Шолохова рассуждение

    Судьба... Сколько загадок в этом слове, время от времени я задумываюсь о том, а что же есть судьба. Мне кажется, что судьбой можно назвать все те события, которые происходили или происходят с нами. Ведь не зря же говорят

  • Лето самое прекрасное время года. Вся природа в это время цветет, растет и дает плоды. Насекомые, птицы и животные весь день заняты своими делами. Многие делают запасы на зиму, чтобы с комфортом пережить холода.

Головной мозг – важнейший орган ЦНС, с точки зрения физиологии, состоящий из множества нервных клеток и отростков. Орган представляет собой функциональный регулятор, отвечающий за выполнение всевозможных процессов, которые происходят в организме человека. На данный момент продолжается изучение структуры и функций, но и сегодня нельзя сказать о том, что орган изучен хотя бы наполовину. Схема строения самая сложная, если сравнивать с другими органами человеческого организма.

Мозг состоит из серого вещества, представляющего собой грандиозное количество нейронов. Он покрыт тремя различными оболочками. Вес варьируется от 1200 до 1400 г. (у маленького ребенка – примерно 300-400 г). Вопреки распространенному мнению, размеры и вес органа никак не влияют на интеллектуальные способности индивида.

Интеллектуальные способности, эрудиция, работоспособность – всё это обеспечивается качественные насыщением сосудов мозга полезными микроэлементами и кислородом, что орган получает исключительно с помощью кровеносных сосудов.

Все отделы головного мозга должны работать максимально слажено и без нарушений, потому что от качества этой работы будет зависеть и уровень жизни человека. В этой области повышенное внимание отведено клеткам, передающим и формирующим импульсы.

Кратко можно рассказать о следующих важных отделах:

  • Продолговатый. Регулирует обмен веществ, проводит анализ нервных импульсов, обрабатывает полученную информацию от глаз, ушей, носа и других органов чувств. В данном отделе находятся центральные механизмы, отвечающие за формирование голода и жажды. Отдельно стоит отметить координацию движений, которая также находится в зоне ответственности продолговатого отдела.
  • Передний. В состав этого отдела входят два полушария с серым веществом коры. Данная зона отвечает за множество важнейших функций: высшая психическая деятельность, формирование рефлексов на раздражители, демонстрация человеком элементарных эмоций и создание характерных эмоциональных реакций, сосредоточение внимания, деятельность в сфере познания и мышления. Также принято считать, что здесь располагаются центры удовольствия.
  • Средний. В состав входят большие полушария, промежуточный мозг. Отдел несет ответственность за двигательную активность глазных яблок, формирование мимики на лице человека.
  • Мозжечок. Выступает в качестве связующей части между мостом и задним мозгом, выполняет множество важных функций, о которых будет сказано далее.
  • Мост. Большой отдел мозга, включающий в себя центры зрения и слуха. Он выполняет огромное количество функций: настройка кривизны хрусталика глаза, размеры зрачков в различных условиях, поддержание равновесия и устойчивости тела в пространстве, формирование рефлексов при воздействии раздражителей для защиты организма (кашель, рвота, чихание и т.д.), контроль над сердцебиением, работа сердечно-сосудистой системы, помощь в функционировании других внутренних органов.
  • Желудочки (всего 4 штуки). Наполнены спинномозговой жидкостью, защищают наиболее важные органы ЦНС, создают ликвор, стабилизируют внутренний микроклимат ЦНС, выполняют фильтрующие функции, контролируют циркуляцию ликвора.
  • Центры Вернике и Брока (отвечают за речевые способности человека – распознавание речи, ее понимание, воспроизведение и т.д.).
  • Мозговой ствол. Выделяющийся отдел, который представляет собой достаточно длинное образование, продолжающее спинной мозг.

Все отделы в целом отвечают также за биоритмы – это одна из разновидностей спонтанной фоновой электрической активности. Подробно рассмотреть все доли и отделы органа можно с помощью фронтального среза.

Распространено мнение, что мы используем возможности своего мозга на 10 процентов. Это заблуждение, т.к. те клетки, которые не участвуют в функциональной деятельности, попросту отмирают. Поэтому мозг нами используется на 100%.

Конечный мозг

В состав конечного мозга принято включать полушария с уникальным строением, огромным числом извилин и борозд. Принимая во внимание асимметрию мозга, каждая гемисфера имеет в своем составе ядро, мантию, обонятельный мозг.

Гемисферы представлены в виде многофункциональной системы с множеством уровней, в состав которой входят свод и мозолистое тело, соединяющие полушария между собой. Уровнями этой системы являются: кора, подкорка, лобная, затылочная, теменная доли. Лобная необходима для обеспечения нормальной двигательной активности конечностей человека.

Промежуточный мозг

Специфика строения головного мозга сказывается на структуре его основных отделов. К примеру, промежуточный мозг также состоит из двух основных частей: вентральной и дорсальной. Дорсальный отдел включает в себя эпиталамус, таламус, метаталамус, а вентральная – гипоталамус. В структуре промежуточной зоны принято различать эпифиз и эпиталамус, которые регулируют приспособление организма к перемене биологического ритма.

Таламус является одной из важнейших частей, потому что он необходим человеку для обработки и регуляции различных внешних раздражителей и возможности приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Основное предназначение – сбор и анализ разных чувственных восприятий (за исключением обоняния), передача соответствующих импульсов в большие гемисферы.

Учитывая особенности строения и функции головного мозга, стоит отметить гипоталамус. Это специальный отдельный подкорковый центр, полностью сосредоточенный на работе с различными вегетативными функциями организма человека. Воздействие отдела на внутренние органы и системы осуществляется с помощью ЦНС и желез внутренней секреции. Гипоталамус выполняет также следующие характерные функции:

  • создание и поддержка режимов сна и бодрствования в повседневной жизни.
  • терморегуляция (поддержка нормальной температуры тела);
  • регулирование сердечного ритма, дыхания, давления;
  • контроль работы потовых желез;
  • регулирование перистальтики кишечника.

Также гипоталамус обеспечивает начальную реакцию человека на стресс, несет ответственность за сексуальное поведение, поэтому его можно охарактеризовать в качестве одного из наиболее важных отделов. При совместной работе с гипофизом гипоталамус оказывает стимулирующее воздействие на формирование гормонов, помогающих нам адаптировать организм к стрессовой ситуации. Тесно связан с работой эндокринной системы.

Гипофиз имеет сравнительно малые размеры (примерно с семечко подсолнуха), но отвечает за продукцию огромного количества гормонов, в том числе за синтез половых гормонов у мужчин и женщин. Располагается за носовой полостью, обеспечивает нормальный обмен веществ, контролирует функционирование щитовидной, половой желез, надпочечников.

Головной мозг, находясь в спокойном состоянии, расходует огромный объем энергии – примерно в 10-20 раз больше, чем мышцы (относительно своей массы). Потребление находится в пределах 25% от всей имеющейся энергии.

Средний мозг

Средний мозг имеет сравнительно простую структуру, небольшие размеры, включает в себя две основных части: крыша (расположены центры слуха и зрения, находящиеся в подкорковой части); ножки (размещают в себе проводящие пути). Также в структуру одела принято включать черное вещество и красные ядра.

Центры подкорки, которые входят в состав этого отдела, работают на поддержание нормального функционирования центров слуха и зрения. Также здесь расположены ядра нервов, обеспечивающие работу мышц глаз, височные доли, обрабатывающие различные слуховые ощущения, превращающие их в привычные для человека звуковые образы, и височно-теменной узел.

Выделяют также следующие функции мозга: контролирование (вместе с продолговатым отделом) возникающих рефлексов при воздействии раздражителя, помощь при ориентации в пространстве, формирование соответствующей реакции на раздражители, поворот тела в желаемом направлении.

Серое вещество в этой части – это высокая концентрация нервных клеток, которые формируют ядра нервов внутри черепа.

Мозг активно развивается в возрасте от двух до одиннадцати лет. Наиболее эффективным методом улучшения своих интеллектуальных способностей является занятие незнакомой деятельностью.

Продолговатый мозг

Важный отдел ЦНС, который в различных медицинских описаниях называют бульбусом. Располагается он между мозжечком, мостом, спинным отделом. Бульбус, будучи частью ствола ЦНС, отвечает за функционирование дыхательной системы, регулирование артериального давления, что для человека является жизненно важным.

В связи с этим, если данный отдел будет поврежден каким-то образом (механическое повреждение, патологии, инсульты и т.д.), то высока вероятность смерти человека.

Наиболее важными функциями продолговатого отдела являются:

  • Совместная работа с мозжечком для обеспечения равновесия, координации человеческого тела.
  • В состав отдела входит блуждающий нерв с вегетативными волокнами, который способствует обеспечению работы пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, кровообращения.
  • Обеспечение глотания пищи и жидкости.
  • Наличие рефлексов кашля и чихания.
  • Регулирование работы органов дыхания, кровоснабжения отдельных органов.

Продолговатый мозг, строение и функции которого отличаются от спинного мозга, имеет с ним множество общих структур.

Мозг содержит около 50-55% жира и по этому показателю он намного опережает остальные органы человеческого тела.

Мозжечок

С точки зрения анатомии в мозжечке принято различать задний и передний край, нижнюю и верхнюю поверхность. В этой зоне есть средний отдел и полушария, разделенные на три доли бороздами. Это одна из важнейших структур мозга.

Главной функцией этого отдела считается регулирование работы скелетных мышц. Вместе с корковым слоем мозжечок принимает участие в координации произвольных движений, что происходит за счет наличия связей отдела с рецепторами, которые заложены в скелетных мышцах, сухожилиях, суставах.

Мозжечок оказывает также воздействие на регулирование равновесия тела при активности человека и во время ходьбы, что осуществляется совместно с вестибулярным аппаратом полукружных каналов внутреннего уха, которые передают в ЦНС информацию о положении тела и головы в пространстве. Это является одной из наиболее важных функций головного мозга.

Мозжечок обеспечивает координацию движений скелетных мышц с помощью проводящих волокон, которые проходят от него к передним рогам спинного мозга в место, где начинаются периферические двигательные нервы скелетных мышц.

Головной мозг является главным регулятором всех функций организма, обеспечивает высшую нервную деятельность человека.

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400-1500 г.

Головной мозг состоит из пяти отделов:

  • продолговатый мозг,
  • средний мозг (иногда в среднем мозге выделяют еще один отдел - мост или варолиев мост),
  • мозжечок,
  • промежуточный мозг,
  • большие полушария мозга.

Самую древнюю часть головного мозга ствол мозга , который составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов , которые соединяют мозг человека с органами чувств, мышцами и железами, расположенными в основном в области головы.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он выполняет рефлекторную и проводниковую функцию.

В продолговатом мозге находятся следующие центры:

  • дыхательный;
  • сердечной деятельности;
  • сосудодвигательный;
  • безусловных пищевых рефлексов;
  • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);
  • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.

Его основные функции:

  • регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса;
  • координация медленных произвольных движений с позой всего тела (ходьба, плавание);
  • обеспечение точности быстрых произвольных движений (письмо).

При поражении мозжечка его обладатель не может стоять с закрытыми глазами, конечности дрожат, точность движений нарушена, речь делается невнятной.

В среднем мозге находятся ядра, регулирующие напряжение мышц или мышечный тонус. Идущие от ядер импульсы обеспечивают соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Они проявляются в поворотах головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Через таламус проходят к коре больших полушарий нервные импульсы от всех органов чувств (зрения, слуха, вкуса и др.). Большая часть сложных движений, таких, как ходьба, бег, плавание, связана с промежуточным мозгом. Сверху к таламусу прилегает эпифиз - железа внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции - гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, участвует в поддержании на оптимальном уровне обмена веществ и энергии, в терморегуляции, в регуляции деятельности пищеварительной, сердечно сосудистой, дыхательной и эндокринной систем. Под его контролем находятся такие железы внутренней секреции как гипофиз, щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечники.

В промежуточном мозге находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Конспект урока биологии 8 класса

Тема: Строение и функции головного мозга.

Цель: сформировать понятия о строении головного мозга и функций его отделов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Рассмотреть общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях;
  2. раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Воспитательные:

  1. антиалкогольная пропаганда;
  2. формирование сознательного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

  1. продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Тип урока:

  1. По содержанию – анатомический;
  2. По дидактической цели – комбинированный;
  3. По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация муляжей, таблиц.

Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Таблица “Строение головного мозга”,разборные модели головного мозга ; материалы для урока на печатной основе (таблица, тест)

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Актуализация знаний о головном мозге
  4. Изучение нового материала
  1. Местоположение, размеры головного мозга (сообщение учащегося)
  2. Строение головного мозга
  3. Отделы головного мозга
  1. Продолговатый мозг
  2. Мост
  3. Средний мозг
  4. Промежуточный мозг
  5. Мозжечок
  1. Общие выводы, заключение.
  2. Закрепление изученного материала (тест)

Ход урока

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

  1. Организационный момент : приветствие, сообщение темы и задач на урок.
  2. Проверка знаний

Каждый учащийся выбирает одно из заданий:

1. тест для проверки знаний основных понятий;

2. задание по рисунку Спинной мозг (назовите части спинного мозга, отмеченные цифрами);

3. фронтальная беседа по вопросам:

  1. Каковы строение и функции нервной системы?
  2. Строение спинного мозга
  3. Функции спинного мозга
  4. Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

III. Изучение нового материала

Запись темы и даты в тетрадь

1. Актуализация знаний о головном мозге.

Что вам известно о головном мозге?

Что хотели бы узнать?

Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока.

Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.

2. Местоположение, размеры головного мозга (сообщение учащегося)

Все мы знаем, что головной мозг человека является одним из важнейших органов, который обеспечивает нас полноценной жизнью. Как утверждают ученые, в головном мозге содержатся определенные участки, контролирующие наши чувства, а именно зрение, слух, осязание, сокращение определенных мышц, и др. То есть, этот орган всегда контролирует все процессы, которые могут происходить с человеком и его телом.

Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму и студнеобразную консистенцию. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела.

Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Запись в тетрадь: головной мозг располагается в полости черепа, его масса составляет 1100-2000 г

3. Строение головного мозга

Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:

Расположение белого и серого вещества;

Наличие извилин;

Кора больших полушарий.

Спинной и головной мозг состоят из двух типов нервной ткани – серого и белого вещества. Серое вещество отвечает за возникновение нервных импульсов. Наружный слой больших полушарий головного мозга (новая кора) состоит из серого вещества. Белое вещество располагается под корой больших полушарий, образуя их основную часть. Состоит из нервных волокон и передает нервные импульсы внутри головного мозга и к другим частям тела.

Между черепом и мозгом в качестве дополнительной защиты существует три мембраны, называемые оболочками (твердая, паутинная и мягкая мозговые оболочки).

Мозг «плавает» в защитном слое спинномозговой жидкости, образуемой специализированными клетками в четырех полостях головного мозга – желудочках.

Почти вся поверхность полушарий головного мозга представляет собой совокупность извитых гребней и складок.

Почему для мозга человека характерна такая складчатость?

Такая складчатость позволяет большой поверхности коры мозга разместиться внутри ограниченного пространства черепа. Гребни называются извилинами, а складки между ними – бороздами.

4. Отделы головного мозга

Изучаем отделы головного мозга по рисунку

Изучаем схему:

5. Строение и функции отделов головного мозга

Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга.

Работа учащихся с учебником и поэтапное проведение опытов, сопровождающееся заполнением таблицы.

Отдел головного мозга

Структуры отделов

Функции

Ствол

Продолговатый мозг

Рефлекторная, проводящая

Мост

Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями

Средний мозг

Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.

Промежуточный мозг

Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.

Мозжечок

Координация движений.

Полушария большого мозга

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. (Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Опыт №2 Раздражение внутреннего уголка глаза. Вызовет мигательный рефлекс. Его центры находятся в продолговатом мозге, но симметричное мигание сразу двумя глазами осуществляется средним мозгом.

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями, движением глазных яблок

Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт № 3. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну, и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева.

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Свойства таламуса не сводятся только к рефлекторной деятельности. Здесь фильтруется информация, поступающая в мозг. Проходит только та, которая важна для организма именно в данный момент. Организуются такие сложные действия, как ходьба, бег, прыжки, плавание. В гипоталамусе находятся центры голода и насыщения, жажды и ее утоления. Более того, здесь регулируются все функции, связанные с обменом веществ.

Опыт №4. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”.

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Опыт №5. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Для того чтобы попасть в цель, необходимо определить траекторию движения. Эту функцию выполняет мозжечок, координируя работу многочисленных мышц, принимающих участие в движении.

Опыт № 6. Один из испытуемых кладет на стол руку ладонью вверх. Его сосед по парте должен удерживать руку испытуемого, стремящегося поднять ее вверх, а затем неожиданно отпускает. После короткого рывка вверх рука испытуемого останавливается. Опыт показывает способность мозжечка гасить движения, возникающие в силу инерции. После того как руку испытуемого, стремящуюся двигаться вверх, перестали удерживать, она сделала короткий рывок и остановилась. Ненужное движение было заблокировано. Толчки в транспорте тоже заставляют наше тело двигаться по инерции, но благодаря мозжечку эти ненужные движения блокируются.

Поражение мозжечка при опьянении:

Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести?

IV. Общие выводы, заключение

  1. 1) Что нового и важного узнали для себя о головном мозге?
  2. 2) Чему научились?
  3. 3) Какие выводы сделали?

Задание: на немом рисунке подпишите названия всех отделов.

IV. Закрепление знаний.

Проверка степени усвоения знаний проводится с помощью теста.

Тест

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:

А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г

2. Головной мозг человека состоит из:

А) ствола и полушарий большого мозга;

Б) мозжечка и полушарий большого мозга;

В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга

Б) мозжечок и промежуточный мозг;

В) полушария большого мозга и мозжечок.

5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:

А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост

6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:

А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг

7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг.

VI. Домашнее задание.

1. Изучить тему «Строение и функции головного мозга» по учебнику §45

2. Практическое задание по выбору:

а) изобразить рис. 93 стр.228 и подписать отделы головного мозга;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: