Значение белорусских резных наличников на окна. Резные наличники на окна своими руками

Поставить наличники на окна своими руками – самый простой и дешевый способ придать наружному виду дома индивидуальность и выразить его характер, доживший с древности до наших дней, см. рис. В старину неграмотный пришлый, ориентируясь по наличникам, мог найти жилище нужного мастера, специалиста, чиновника, присутственное или злачное место. В наше время функции наличников на окнах преимущественно декоративные, но узоры на них не потеряли своего значения, см. далее.

История

Наличники на окнах жилищ народов, практиковавших массовое деревянное зодчество, появились одновременно с окнами, «застекленными» рыбьим пузырем и слюдой. Первоначально их назначение было сугубо функциональным: прикрыть утеплитель и ветроизоляцию – конопать – в щели между оконницей и срубом.

Наличники с сакральным узорами впервые отмечены у древних кельтов, но подлинный расцвет искусства создания резных наличников связан с объединением возрождающейся Руси под началом Москвы и свержением монгольского ига; мастера России в резьбе по дереву не знали себе равных. Большевики записали наличники в пережитки мещанства и объявили им войну на уничтожение, но в настоящее время художественно оформленные оконные наличники переживают второе рождение.

Эта статья предназначена по мере возможности удовлетворить читательский спрос на то, как сделать красивые наличники на окна своими руками, как придать им художественную выразительность и установить на место.

Конструкция

Виды конструктивного исполнения оконных наличников показаны на фото. Накладные наличники (поз. 1) крепятся к стене; вставные, или коробчатые (поз. 2) – к откосам оконного проема окон (так лучше) или в раме окна (хуже). Накладные наличники ставят на окна заподлицо со стеной; вставные – на окна в нишах.

По возможностям изоляции и защиты утеплителя окна наличники делятся на обрамление (поз. 3) и портал, поз. 5. Наличник-портал часто дополняется козырьком. Наличник-обрамление практически не защищает оконный утеплитель/уплотнение от замокания и ставится на окна изнутри или на окна, выходящие под навес, напр., на веранду.

Установка

Традиционно установка наличников производится креплением к стене или откосам окна. Сейчас для этого лучше всего использовать саморезы (4,2-6)х(80х150), если стена не деревянная – в пропиленовых дюбелях. Точки крепления располагают по возможности равномерно из расчета 1 точка на 5-7 кв. дм поверхности наличника, очерченной его наружным контуром. При креплении к откосам точки крепления располагают в ряд с шагом 150-300 мм (зависит от массы наличника, которая, в свою очередь, зависит от его художественного исполнения, см. далее) по осевой линии выступающей наружу части несущей (базовой) стены. Лунки с головками крепежа либо прячут в вязи верхних уровней (см. далее), либо зашпаклевывают и закрашивают основным тоном.

Наличники-«телескопы»

В современных домах, снаружи утепленных и обшитых сайдингом/вагонкой, окна часто ставят заподлицо с базовой стеной, иначе окно вообще утонет в стене. В таком случае для крепления наличника не остается ничего, кроме рамы окна. На такой случай придуманы т. наз. телескопические наличники, но вполне надежно они будут держаться только на окнах в усиленных рамах, предназначенных для регионов с суровым климатом; материал рамы – упрочненный ПВХ или модифицированная древесина (см. далее), особого значения не имеет.

Вся «телескопичность» наличников сводится к установке их на подрезаемые по месту доборные элементы, жестко связанные с рамой окна. Надежнее всего наличники на пазовых доборах, слева на рис. Телескопические системы наличников с пазом в раме (напр., справа на рис.) не предназначены для наружной установки: порывом ветра наличник может выломать, сломав заодно и раму.

Если рама окна современная деревянная или ПВХ с пазом под шпонку, телескопические наличники к такому окну можно ставить, не вынимая его. Если же ПВХ окно с стене с недоступной базовой поверхностью не предназначено для установки наличника, то нет другого выхода, как вынуть окно, поставить в проем короб под наличник, прикрепив его к базовой стене, и вновь установить окно. В таком случае короб наличника должен иметь пазы, приходящиеся на места крепления анкеров окна.

Дерево для наличников

Расписные, вырезные и прорезные наличники деревянные наличники (см. далее) делают из качественной прямослойной сосны или лиственницы без сучков. Толщина досок – от 30 мм. Суковатая ель не годится: снаружи сучки скоро обрисуются под любым покрытием, а там и выпадать начнут.

Для резных наличников требуется древесина, пригодная для резьбы – мелкослойная, вязкая, достаточно плотная – и стойкая к наружным условиям. Лучшие породы для этого – дуб и бук, но они довольно дороги. Липа, ольха и осина годятся после 2-х кратной пропитки (первая пропитка – до просачивания насквозь) водно-полимерной эмульсией; масляная, силиконовая и минеральная (раствором буры) пропитка от гниения не увеличивает вязкости и поверхностной прочности древесины. Береза абсолютно непригодна: снаружи никакая пропитка не спасет ее от поражения грибами.

Примечание: великолепный резной наличник очень просто получается из самой дешевой фанеры, дважды пропитанной водно-полимерной эмульсией. Подробнее о наличниках из фанеры см. в конце.

Щит для наличника

Иногда одной доски не хватает на желаемую ширину наличника, но скреплять 2-3 доски в щит стальным крепежом в этом случае – грубая ошибка. Деревянный щит на стали снаружи скоро расщелится, затем крепеж в зазоре между наличником и стеной поржавеет и рассыплется. Но и собирать доски в щит для наличника по-мебельному без дополнительного укрепления тоже нельзя, ведь шкаф или стол не предназначены выдерживать сильные ветра, дождь и снег. Сплачивают щиты из досок для наличника след. образом, см. также рис. ниже:

  1. На столе или верстаке расстилают полиэтиленовую пленку с 3-х кратным запасом по ширине будущего щита;
  2. Доски складывают в пакет на пленке и склеивают ПВА или водостойким столярным клеем;
  3. Когда клей схватится, пакет досок оборачивают пленкой;
  4. Под пакет в пленке подкладывают и на него накладывают фанерные щеки;
  5. Пакет со щеками туго обматывают бельевым шнуром;
  6. Под витки шнура подбивают пары деревянных клиньев, чтобы шнур натянулся как можно туже;
  7. Спустя 2-3 времени полного высыхания клея шнур, щеки и пленку снимают;
  8. С испода (тыльной стороны) щит дополнительно подкрепляют, набив бруски 40х20, уложенные плашмя, поперек досок.

Примечание: доски в пакет собирают, соблюдая правила чередования ориентации слоев дерева, как и мебельные щиты, см. слева на рис.

Не дерево

Деревянные некрашеные наличники неважно смотрятся на любой не деревянной стене, даже если ее материал хорошо имитирует расцветку дерева. В таких случаях лучше или поставить комплектные к окну простые ПВХ наличники (слева на рис.), или более дорогие наличники из полиуретана, остальные поз. на рис. Полиуретановые наличники могут имитировать наружную лепнину и раскрашенные многоуровневые вырезные наличники (справа на рис.); последний вариант может быть сборным на клею из приобретаемых по отдельности элементов.

Художества разные

Художественно оформленные оконные наличники возможно выполнить, во-первых, рамными (поз. 1 на рис. ниже) или в окладе, поз. 2; функциональность, т.е. защита уплотнения окна, тех и других одинаковы. Наличники в окладах наиболее информативны и значимы сакрально, о чем мы поговорим ниже. Рамные наличники помимо функционала преимущественно декоративны.

С точки зрения работы по дереву рамные наличники, в порядке возрастания ее сложности, делятся на:

  • Вырезные – доски или щиты обрезаются по фигурному контуру, поз. 3.
  • Прорезные, поз. 4 – в доск/щите выпиливается узор. Встречаются относительно редко, т.к. непрочны.
  • Прорезные многоуровневые, поз. 5, до 5 и более уровней – выпиленные узорчатые модули прикрепляются к прочной простой или вырезной основе. Помимо прочности, многоуровневые наличники хороши тем, что мощный крепеж к стене прячется в вязи верхних уровней, а сами верхние уровни можно крепить мелким незаметным крепежом.
  • С накладными рельефными деталями, поз. 6. В наше время технологически могут оказаться проще вырезных, т.к. на дереве вполне уместно смотрится соотв. окрашенный покупной полиуретановый рельеф.
  • С низкой выпуклой резьбой, поз. 7 – великолепно смотрятся, но очень трудоемки, нужно выбирать много древесины.
  • С низкой вдавленной резьбой, поз. 8 – трудоемкость меньше, но работа сложнее, т.к. очень трудно исправить видимые огрехи.

Примечание: на поз. 8 показан наличник с т. наз. подушечной резьбой – углы выступающих фрагментов сглажены. Смотрятся наличники с подушечной резьбой почти так же роскошно, как с выпуклой, но и трудоемки почти так же.

Что касается красочного декора, то наличники могу быть расписными, поз. 3, некрашеными лакированными, поз. 4, или естественного вида, поз. 7, окрашенными в разные цвета по уровням, поз. 5, 6, и окрашенными целиком, поз. 8. Расписными выполняются почти исключительно вырезные наличники, а естественными – из особо стойких пород дерева (мореный дуб и т.п.)

О скульптуре наличников

Вообще, о наличниках со скульптурной резьбой, высокой (круглой, полукруглой) и низкой, см. рис., можно было бы и не упоминать в статье с тегом «своими руками». Тому, кто умеет так резать по дереву, ни к чему объяснения, как сделать и поставить наличник на окно. Но есть один момент, мало известный и опытным мастерам.

МДФ – слыхали? На самом деле это калька с MDF, medium density fibreboard, деревоплита средней плотности. Всем известная ДВП это low density fibreboard, деревоплита низкой плотности. А есть еще HDF, high density fibreboard, древесноволокнистая плита высокой плотности, у нас мало известная вследствие относительной дороговизны. Все эти материалы вполне экологичны, т.к. получаются горячим прессованием древесной массы без синтетического связующего, разница только в температуре и давлении пресса.

Так вот, HDF, во-первых, при условии 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией стойка в наружных условиях. А по вязкости и плотности пригодна для тонкой резьбы по дереву, но гораздо дешевле пород дерева для художественной резьбы и выпускается большими абсолютно однородными плитами. Режется HDF не так хорошо, как орех, но вполне подобно дубу и буку.

Оклад

Полный набор элементов русского оклада наличника показан слева на рис; там же даны наименования его частей. В конкретных изделиях те или иные модули могут отсутствовать, т.к. они в значимости дублируют друг друга.

Главное сакральное значение имеют теремец с кокошником и фартук; информативно-функциональную нагрузку несут, как правило, оголовки и свесы. Тимпан с фартуком обычно обереги от зла, а кокошник с оборой, ризы и подоконник – талисманы, привлекающие добро. Конкретные фигуры для того и другого были в старой Руси свои не то что в каждой деревне, но едва ли не в каждом доме. Общего для добра прослеживается круг с радиусами, лучами или крыльями (Солнце), птица (жар-птица – наследница то ли феникса, то ли симурга), конь – символ зажиточности и общественного положения, и рыба – исконный положительный символ христианства. Универсальные обереги от зла – стилизованный растительный орнамент на основе полезных растений.

Примечание: крыло, как часть птицы, несущая ее в небе, имеет то же сакральное значение, что и птица. Крылатое Солнце – добрый вестник. Христианский шестикрылый серафим не что иное, как языческое крылатое Солнце с ангельским ликом.

В европейско-восточной традиции универсальные символы добра – картуш и медальон. Медальон, понятное дело, Солнце, а картуш это или стилизованное древо жизни, или на нем же птица феникс. То и другое ничуть не противоречит и христианству, и древним славянским верованиям. На Руси даже взялись совмещать картуш с медальоном, для чего теремец наличника сделали разрезным, справа на рис.

Обереги

В городе наибольшее значение имели оберег на тимпане и кокошник, они от порчи, дурного глаза и т.п. Шаблоны верхних оберегов наличника окна городского дома даны на рис. Верхний – с картушем, стилизованными птичками, рыбами (хвосты ясно видны) и еще не менее чем 12-ю позитивными элементами, заметными человеку сведущему.

Нижний – более для приверженцев исконных верований. Там в стилизованном солнечном круге некое древнеславянское божество. Какое – не вполне понятно, но определенно доброе. Добро это попирает зло в виде змея: обратите внимание, что нижние элементы этой доски несимметричны.

На селе и тем более в лесу нужным считалось уберечься в равной степени от верхнего (сглаз, оговор и пр.) и нижнего зла: ползучих гадов и лесной нечисти. Помочь в этом призваны были наличники с утяжеленным или тяжелым фартуком, по высоте равным или большим верхнего оберега. Пример верхней и нижней досок наличника-берегини с утяжеленным фартуком деревенского дома дан на рис. Расшифровать его можете попробовать самостоятельно.

Орнамент

Орнаменты наличников окон строятся обычно на основе т. наз. раппортов – самосопряженных в одном направлении элементов, образующих линейный бесшовный узор, слева на рис. Меняя размеры и количество раппортов, можно достаточно быстро разработать прорезной наличник на любое окно. Комбинируя всего 2-3 раппорта, возможно получить большое разнообразие узоров; трафареты нескольких видов полносопряженных раппортов даны справа на рис.

Раппорты узора не обязательно должны полностью сопрягаться друг с другом, это позволит сделать узор зрительно сложнее и эффектнее. Напр., узор верхнего ряда на след. рис. строится переворачиванием «вверх ногами» каждого последующего фрагмента относительно предыдущего. Раппорты остальных орнаментов на рис. сопряжены либо по ломаным, либо по кривым линиям (отмечено красным).

Примечание 5: оформление углов рамных наличников обычными для линий раппортов оконечными элементами нередко оказывается затруднительным, просто места на углу не хватает. На такой случай на след. рис. даны шаблоны равнобоких оконечников орнамента. Повернув на 45 градусов, из них можно строить и линейные орнаменты. Детали эти лучше всего выпиливать из фанеры, см. в конце.

Резьба

Если вы захотите сделать себе уникальные резные наличники, то главная трудность на этом пути – подбор инструмента. Помимо плоских стамесок на 5, 10, 16/18 и 24 мм (поз. А на рис.) понадобятся косые тех же ширин, но обязательно парами – правая и левая, поз. Б. Угловых стамесок достаточно будет 6, 12 и 18/24 мм на угол 90 градусов, поз. В.

Гораздо больше потребуется полукруглых стамесок, поз. Г: для начала 4, 8, 13 и 16 мм нормальных, с глубиной желоба, равной его ширине. 4 и 8-мм стамески нужны будут также глубокие, т. наз. U-образики, а 13 и 16-мм еще и отлогие.

Для тонкой художественной резьбы понадобятся еще изогнутые стамески-клюкарзы нормальные, отлогие и угловые на 60 градусов, поз. Д1, Д2, Д3. Для подушечной резьбы не обойтись без обратных клюкарз для сглаживания углов, поз. Д2а. Минимально необходимые типоразмеры отмечены на поз. Д красным.

Искать стамески для резьбы по дереву нужно в художественных магазинах, но покупать все первоначально необходимые вразброс обойдется очень дорого. Лучше сразу взять набор для резьбы по дереву, но не для тонкой скульптурной из 40-60 предметов (поз. Е), он не дешевле обойдется, а вам на первых порах просто непонятно будет, что большинством этих инструментов делать. Нужно брать набор для начинающих из 12-15 предметов, поз. Ж, к нему надо будет только прикупить ножи-косяки на 90 и 60 градусов (показаны стрелками на поз. Е). Инструментами из такого набора можно будет облагородить вырезные накладные элементы и выполнять довольно тонкую геометрическую резьбу, см. рис.:

Примечание: если у вас есть возможность воспользоваться ручной фрезерной машиной по дереву, то вырезной или прорезной наличники можно будет значительно улучшить зрительно, пустив по его краю фасонной фрезой фигурную фаску – калёвку, см. рис. справа.

Фанера

Самая дрянная упаковочная фанера после 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией становится пригодной для художественной резьбы среднего уровня, а под покраской вододисперсионной краской и лакировкой акриловым лаком оказывается снаружи стойкой, как дуб. Но что еще важнее – прочность фанеры, в отличие от досок, практически равна по всем направлениям. Необходимая для наличника минимальная толщина в 30 мм это 5 слоев фанеры и 5 уровней художественного оформления наличника. Таким образом можно сделать наличники из фанеры, зрительно почти не уступающие шедеврам мастеров прошлого; сравните слева и в центре на рис.

Старинные резные наличники, современный фанерный наличник и лобзиковый станок для выпиливания из фанеры

Однако ручным лобзиком пилить столько фанеры долго и неточно получится, а столярный электролобзик для такого тонкого кружева недопустимо груб. Нужен лобзиковый станок, он же стационарный электролобзик, справа на рис. Фирменные лобзиковые станки стоят дорого, но не уступающие им можно сделать своими руками из ручного электролобзика (который от этого не портится и остается пригодным для основной работы), старой швейной машинки и др. способами, см. напр. след. видео.

Видео: самодельный лобзиковый станок для резьбы по дереву

Примечание: станки из швейных машинок самые безопасные и могут быть не электрифицированными, если машинка с ножным приводом. В таком случае частота ходов пилки и регулируется элементарно безо всякой электроники: надо только чаще или реже дрыгать ногами.

Наличники – способ декоративного оформления оконных проемов. Однако, помимо украшения, они являются незаменимой функциональной частью, помогая закрыть щели, неровные скосы и другие погрешности.

Кроме того, они помогают сохранять тепло внутри помещения, предотвращают попадание в него осадков и пыли, а также уменьшают уровень проникновения уличного шума.

Выбор узора

Можно купить готовые наличники (самые простые или же необычные, которые готовятся на заказ). Не существует промышленного производства этих деталей, они изготавливаются мастерами на заказ в столярных мастерских. А можно проявить всю свою фантазию и собственными руками создать уникальные и неповторимые наличники. Самое главное – это наличие желания и огромного терпения!

Узоры, которые будут украшать готовое изделие, также можно найти, обратившись к тематическим источникам на бумаге или расположенным в интернет-сети. Кроме того, существует немало фирм и дизайнеров, которые готовы справиться с реализацией всех мыслей заказчика в готовый узор.

Создание рисунка можно произвести и своими руками. Лучше выбирать такие узоры, которые не перенасыщены мельчайшими деталями. Желательно, чтобы общий вид изображения легко разбирался на достаточном отдалении. Рисунки верхней и нижней части должны выполняться в едином стилистическом направлении.

Если не имеется достаточного опыта столярных работ, лучше отдавать предпочтения узорам, не требующим сложного исполнения. Тематика их может быть самой разнообразной – флора и фауна, стихии природы, солнечные знаки и т.д.


Примеры для вырезания элементов из дерева

Необходимые материалы и инструменты

Наличники могут быть изготовлены из самого разного материала:

  • Дерево (предпочтительнее всего);
  • Металл;
  • Пластик;
  • Пенопласт;
  • Полиуретан и т.д.

Кроме того, для работы также пригодится и некоторый инструмент, запастись которым следует заранее:

  • листы наждачной бумаги различных номеров;
  • электрический лобзик, с помощью которого возможно создание практически любого узора;дрель и набор сверл к ней;
  • набор стамесок;
  • различные по исполнению ножи.


Эскиз наличников

Определившись с узорами, которые будут использованы, необходимо приступить к созданию эскиза будущих наличников. Выполняя эскиз, нужно прорисовывать все элементы, включая:

  • нижнюю планку или поясок, выполняющий роль подоконника;
  • раму или вертикальные рейки;
  • верхнюю резную доску.

Кроме обязательных элементов прорисовываются также и все декоративные компоненты – диадемы, вазончики и другие.


Эскизы наличников на окна

Изготовление трафарета

По готовым эскизам и узорам будет создан трафарет. Существует несколько вариантов его создания (перенесения эскиза на материал).

С помощью графического редактора можно отредактировать абсолютно любое резное изображение. Для начала его нужно отыскать и обработать с помощью специальной программы – фотошопа. На любом компьютере присутствует стандартное приложение, которое позволяет редактировать, рисовать и раскрашивать. Именно здесь есть возможность создавать собственные изображения.

Если есть фотография конкретного узора, можно сделать его ксерокопию. После этого нужно задать необходимые параметры и получить готовый шаблон желаемого рисунка или фигуры в натуральную величину.

Также можно сканировать изображение для дальнейшей его распечатки на компьютере. Некоторые люди готовы тратить длительное время на создание эскизов. Для начала необходимый орнамент расчерчивается на равносторонние прямоугольники, при этом используется масштабирование.

Таким образом можно получить наиболее правильный трафарет наличников – даже пропорции узоров могут быть изменены собственноручно по своему усмотрению.

Чаще всего для создания трафарета используются листы плотного картона. Свой собственный шаблон должен быть создан для каждого элемента, узора или орнамента.

Следующий этап – перенесение шаблона на деревянную заготовку. Это может быть сделано с использованием самого обычного грифельного карандаша или шариковой ручки. Также шаблоны реально подготовить, воспользовавшись копировальной бумагой.

Чертеж закрепляется с помощью канцелярских кнопок и не съезжает. Далее, из полученного трафарета, происходит вырезка всех необходимых элементов.

Изготовление наличников

Для изготовления наличников своими руками потребуется цельная деревянная рама, которая состоит из нескольких частей, соединенных между собой. В первую очередь необходимо подобрать нужный материал.

Бук, береза, орех, дуб и ольха – наиболее часто используются именно эти породы дерева. Перед проведением основных работ выбранный материал поддается обработке водоотталкивающей смесью, красится или может быть покрыт лаком.

Нужно помнить о том, что наличники на всех окнах должны быть одинаковыми. Форма, размеры, узор – все должно быть идентично. Их внешний вид должен гармонировать с общим дизайнерским решением строения. Стиль выполнения резьбы может быть самым разнообразным – классический, фольклор, кантри и т.д.

  • Снятие всех необходимых замеров с оконных проемов.
  • Затем подготавливается пиломатериал. Толщина доски должна соответствовать следующим размерам: не меньше 30 мм, если используется прорезной способ, и не менее 10 мм для накладного способа нанесения узора. Сухие доски нужно строгать со всех сторон.
  • Следующий этап – вырезание заготовок.
  • Затем происходит вырезание узоров и сверление отверстий.
  • Потом проделанные отверстия поддаются обработке с помощью наждачной бумаги , пылесосом удаляется вся скопившаяся пыль и грязь.
  • Если при изготовлении была использована накладная техника нанесения узоров, то скрепление всех деталей происходит с помощью гвоздей без шляпок. Также можно произвести фиксацию при помощи клея. А вот использовать саморезы категорически не рекомендуется!

Установка наличников

После выполненных работ по изготовлению наличника необходимо позаботиться о том, чтобы правильно провести его монтаж.

Крепление может осуществляться двумя способами:

  • Глухой шип – в этом случае все крепежи находятся в наличниках, а в раме для них подготавливаются соответствующие по размеру отверстия. Шип должен быть обработан с помощью клея, затем он вводится в паз. Это позволяет сохранять внешний вид таким, какой он есть.
  • Сквозной шип – этот способ проще в установке, но в надежности он значительно уступает первому. Здесь крепеж монтируется там, где его будет непросто заметить. А место соединения деталей закрывается каким-нибудь декоративным элементом.

Вставать в гнезде шип должен плотно, но без применения особых усилий. Шипы могут быть зафиксированы и с помощью , изготавливаемых из дерева твердых пород. Клей же не могут выполнять свои функции продолжительное время из-за агрессивного воздействия природных сил.

Всегда необходимо брать во внимание то направление, куда открываются окна. Если они открываются в наружном направлении, наличник размещают выше оконных створок на 30 мм. Кроме того, не должно создаваться препятствий для полного открытия рамы.

Правила изготовления наличников

Если исходным материалом является дерево, то ширина доски должна составлять 30-40 мм. Кроме того, могут быть использованы листы металла, пластика и другие.

Ширина материала должна быть достаточной для того, чтобы скрыть края стен, а также защитить их от негативного воздействия влажности воздуха.

Расположив резные элементы вдоль древесных волокон, их растрескивание будет предотвращено. Особенно это актуально при использовании хвойных пород дерева. Также следует помнить о том, что у ажурных наконечников и изгибов толщина значительно меньше, чем у конструкции в целом, именно поэтому они наиболее хрупкие.

После установки всей конструкции не должны возникать помехи для комфортного открытия и закрытия окон. Для этого внутренний размер наличника должен быть больше на пару сантиметров размера рамы. Нижняя часть обязательно крепится под небольшим углом, что обеспечивает нормальный сток воды. Планка нижней части делается на 1 см шире верхней.


  1. Использование трафаретов при вырезании деталей – обязательно, иначе невозможно будет добиться задуманного результата!
  2. Если не хочется делать большие затраты сил и времени , рекомендуется изготовление плоских наличников.
  3. Материал для изготовления наличника должен быть устойчив к изменениям температуры и повышенной влажности. Поэтому для изготовления фасадных элементов не рекомендуется использование и фанеры.
  4. Также материал, выбираемый для изготовления наличников , должен уверенно противостоять и ветровой нагрузке.
  5. Для всех наличников необходимо соблюдать единство общего стиля.

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

1. Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главным мотивом резьбы было изображение природных сил - «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

2. Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее - «небесной твердью». Небесная хлябь - символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

3. Особый стиль.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

4. Солнышко садится и снова восходит.

5. Наличник как оберег.

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определенных символов важную роль играет местоположение самих символов.

6. Современный стиль.

Так, самым распространенным является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времен года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве - в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. Выглядит громовой знак как шести- или восьмиугольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак - символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда он обозначал смену дня и ночи.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате, - в нижней части.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными - это связано с историей, последующим перениманием символов и их адаптацией к собственной культуре разными народами.

Красивые вещи являются слабостью каждого человека, а если они сделаны своими руками, гордость за себя переполняет чувства. Именно к такому творчеству можно отнести резьбу по дереву. Как оригинально и уникально смотрится ваш дом с резными наличниками, где хозяин вложил в работу частицу своей души.

Что же представляет собой наличник? Он имеет вид декоративной накладки и монтируется с внешней стороны окна и является украшением, где применяется декоративный приём.

Это могут быть:

  1. Растения, демонстрирующие единство с природой.
  2. Солнце, расположенное на кокошнике, олицетворяющее энергию и жизнь.
  3. Серёжки, указывающие на гостеприимство владельца дома.
  4. Крест, символизирующий гармонию между духовным и материальным миром.
  5. Птица, говорящая о соединении в себя всех времён.
  6. Змея, олицетворяющая плодородие и мудрость.
  7. Крылья, подтверждающие силу и мощь.

Наличники различны по стилю, материалу, форме. Они являются завершением строительства, где подчёркивается индивидуальность и стиль жилища. И в то же время они прекрасно маскируют все недостатки проёма (щели).

Область применения


Широкое применение обрамления вокруг различных проёмов нашли себя в дверях и окнах. Расположение планок может быть как с внешней стороны улицы, так и внутри помещения.

В основном устанавливаются наличники одного типа, но резьба может отличаться. И при этом сохраняться общая тематика. Например, в детской комнате, планка будет с зайчиком. Вокруг него вырезаны цветочки. Тогда в кухне медвежонок, тоже должен быть обрамлён теми же цветами.

Сейчас брендом считаются пластиковые стеклопакеты. Некоторые люди умудряются поставить на них деревянную планку. В таком случае, надо красить её в белый цвет или выбирать стеклопакет из дерева.

Планки вокруг оконного проёма выполняют некоторые функции:

  1. Объединяют все строения во дворе в единый стиль.
  2. Снижают теплопотери.
  3. Защищают от пыли и сора, влаги, сквозняка.
  4. Повышают звукоизоляцию.
  5. Подчёркиваю уникальность жилого дома.
  6. Возможность выразить традиции региона, семьи, страны.
  7. Способность визуально вытягивать и расширять дом.
  8. Придают завершённость постройке.
  9. Закрывают монтажные швы.

Во времена наших предков, владельцы домов свято верили, что планки на окна имели не только красивый и оригинальный вид, но и являлись защитой от сглаза и нечистой силы. Поэтому, уделяли их изготовлению пристальное внимание, и старались выполнить только в уникальном виде.

Виды


Изделие может представлять собой пёструю роскошную резьбу или иметь скромные формы. Нижняя часть его называется «полотенчиком», верхняя – «кокошником.

Если рассматривать наличники по материалу, они могут быть из:

  • дерева;
  • металла;
  • пластика;
  • пенопласта и полиуретана;

По форме:

  • каплевидные;
  • фигурные;
  • полукруглые;
  • плоские;

Прежде чем начинать работу, стоит запастись шаблонами или трафаретами резных наличников, без их помощи невозможно достичь отличного результата. И выполнять своё произведение без них доступно только мастеру, который не один год трудится над резьбой по дереву.

Достать трафареты на сегодня можно свободно – это в магазинах, журналах, интернете.

На них можно нанести любой рисунок, какой только пожелает заказчик или мастер. Большой популярностью пользуются контуры растений, фигурки животных, орнаменты геометрических линий и фигур.

Стиль изделия может быть различный, и здесь реализуются самые необычные фантазии исполнителя.

Как сделать?

Трафареты, сделанные на фотошопе

Трафареты делаются разными способами:

  1. При помощи графического редактора. Находится нужное изображение и обрабатывается фотошопом. В любом компьютере есть приложение Paint, оно используется для редактирования, раскрашивания и рисования. Зайдя на эту страничку, вы можете разработать личные изображения, начиная, с простейших и заканчивая сложными проектами. Есть возможность добавить текст и различные элементы к уже существующим файлам рисунков.
  2. Ксерокопии. Выбирается рисунок, который очень понравился и при копировании сразу увеличивается до нужного размера. Вторым вариантом – это сканирование и распечатка образца на принтере.
  3. Ручным способом. Здесь используется технология масштабирования (копирование) и по клеточкам (линейное масштабирование).

Изготовление резьбы


Из картона делаем шаблон, величина должна быть натуральной. На все элементы рисунка изготавливается личный шаблон.

Теперь, его нужно уложить на доску и обвести контур карандашом.

Намечаем места для отверстий. Допустим, надо вырезать листок. Для начала просверливается отверстие, затем лобзиком вырисовывается листок. Вслед за отверстиями делаем все внутренние узоры, затем переходим к внешнему орнаменту.

Существует метод копирования, для нанесения рисунка. Здесь используем копировальную бумагу. Обводим рисунок через неё на доску и получаем узор на древесине.

Необходимые инструменты:

  • наждачная бумага различных номеров;
  • электролобзик;
  • дрель с набором свёрл;
  • набор стамесок;

Инструкция:

  1. Узор делаем одинаковым на всех окнах. Для этого используем трафарет или эскиз.
  2. Рисунок на заготовке располагаем правильно, где все элементы размещаем не поперёк волокон, а вдоль. Что не позволит растрескиваться резьбе.
  3. Прорезные участки закрашиваем карандашом.

Резьба по дереву делается двумя вариантами:

  1. Накладная. В этом варианте используем более тонкую заготовку, тогда работа упрощается. Здесь же делаем отдельные элементы, которые потом будем складывать на единой доске.
  2. Прорезная. В этом случае прорез делаем насквозь, получатся вид кружева, которое изыскано и красиво обрамляет окно.

Установка наличников


Сотворить красивое изделие – это одно. А вот правильно закрепить его на окно – другое.

Эстетический вид, и долгий срок службы вплотную зависит от качества монтажа наличников.

Существуют два способа крепления на деревянные окна:

  1. Сквозной шип. Метод является простым и не очень надёжным. Шипы следует устанавливать в местах, где их будет незаметно. Здесь получается дополнительная защита от влаги.
  2. Глухой шип. Шип заходит в наличник. Тогда как в раме просверливается отверстие для него. Надо смазать шип клеем и завести его в паз. Крепление считается сложным, но оно более надёжное, чем при первом способе.

Крепление на пластиковое окно производится жидкими гвоздями, во избежание нарушения целостности конструкции.

Пошаговое руководство:

  1. Делаем замеры с окна.
  2. Выбираем разновидность дерева и хорошо его просушиваем. Выбор ширины и высоты не играет большой роли для резных наличников, главное, чтобы толщина была 3 см. Это в том случае, если резьба будет вестись прорезная, для накладной – 1 см.
  3. Дерево обрабатываем наждачной бумагой, начиная с крупнозернистой, а в конце нулёвкой.
  4. Вырезаем трафареты.
  5. Берём простой карандаш и наносим рисунок или узор на лицевую сторону деревянной поверхности. Сквозные прорези закрашиваем.
  6. Начинаем вырезать узор. Сразу начнём со сквозных отверстий. Там, где будет входить лобзик, желательно, использовать дрель, для более аккуратного среза.
  7. Отверстия тщательно обрабатываем наждачной бумагой.
  8. Чтобы удалить пыль из несквозных отверстий, воспользуемся пылесосом.
  9. При использовании элементов накладной резьбы, крепим их на гвозди без шляпок. Причём, для надёжности пройдёмся клеем по тыльной стороне.
  10. Теперь возьмём влажную ветошь и протираем узор, до полного обеспыливания площадки.
  11. Финишной операцией будем считать морилку, которой затонируем наличник или покроем сразу лаком.


  1. Если вы только начинаете работать по трафарету над рисунком наличника, следует выбирать более простой рисунок с крупными фигурами. Чем мельче рисунок, тем он сложней. Элементы рисунка хорошо пробовать со сквозных отверстий.
  2. Лобзиком вырезаются открытые элементы.
  3. Бук, лиственница и дуб – дорогостоящий материал и трудно обрабатывается, но у них длительный срок службы.
  4. Самым лёгким в обработке является такой материал, как липа.
  5. Материал, который наиболее часто используется – сосна.

Все фото из статьи

Обрамление окон и дверей наличниками является старинной русской традицией. Наши пращуры верили, что нечистая сила способна проникать в жилище через их проемы, вследствие этого, наличники были не только украшением, но и служили оберегающим элементом. Каждый рисунок, узор либо орнамент на них имел свой смысл.

  1. Организация пространства. Так, обрамление, благодаря своей форме, способно зрительно расширить узкое либо вытянуть низкое здание.
  2. Вы можете выразить свою индивидуальность или сообщить постройке стиль определенного региона либо эпохи.
  3. Декор окон подчеркивает экстерьер дома и дает возможность совместить все здания на участке в один ансамбль.
  4. Защита стыков меж стеной и окном от проникновения влаги и пыли.
  5. Уменьшение тепловых потерь на участке сопряжения оконного блока и стены.
  6. Понижение уровня внешних шумов.

Обратите внимание! В ряде случаев резной наличник является единственно приемлемым вариантом отделки. Так, окна деревянной постройки гармонично будут смотреться лишь с таким обрамлением. Хотя цена его и будет сравнительно велика.

Минусы у такого декора тоже есть:

  1. Зависимость от атмосферных воздействий:температурных перепадов, влаги, ультрафиолета солнца. Они повреждают древесину.
  2. Исходя из этого, важна грамотность и качественность обработки материала: правильный подбор породы дерева, его тщательная пропитка защитными составами, своевременный ремонт элементов.
  3. Сложность изготовления резных узоров и рисунков.

Виды оконных наличников

На фото — накладные обрамления окон

Инструкция предупреждает, что производство отделки окон и дверей зависит от ее типа и метода установки.

Наиболее простые наличники– это стандартные либо плоские. Более сложные и красивые изделия изготавливаются на специальных станках. Наиболее эстетична резная облицовка из дерева.

На метод производства отделки оказывает влияние метод их установки.

  1. Телескопические аналоги обычно используются при обрамлении проемов дверей. Особые выступы в виде буквы «Г»отделки заходят в специальные пазы коробки. Подобное сопряжение сложное, но красивое.
  2. Накладные наличники фиксируются к раме окна клеем либо гвоздями.

Обратите внимание! очень разнообразны по форме и по наличию тех или иных элементов. Конструктивно, сложные их виды состоят из трех частей: верхняя группа называется очельем, вертикальная – обвязкой (по обе стороны от проема), а нижняя фартуком. Нередко в декоративную композицию отделки включаются и ставни.

Чертежи и шаблоны

Перед работой следует найти подходящие орнаменты наличников для электролобзика. Сейчас они реализуются в строительных магазинах, печатаются в соответствующих журналах, размещаются в интернете. Изготовить шаблоны можно из плотной бумаги, картона либо ДВП.

Основные компоненты схемы для любого типа обрамления:

  1. Верхняя планка.
  2. Вертикальные рейки или рама.
  3. Нижняя планка или подоконный пояс.

Стандартную схему можно дополнять разнообразными элементами:

  • верх обрамления: диадемой (кокошником), «ушками» очелья, «сухариками», «подзором», «лобанью», филенкой;
  • низ можно разнообразить накладками и свесами.

Способы изготовления шаблонов

Если у вас возникло желание украсить окна своего дома декоративной резьбой, следует определиться, как изготовить для нее шаблон.

На данный момент существуют такие простые способы сделать это:

  1. При помощи компьютерного графического редактора . Разработчики выпускают огромное многообразие софта для обрабатывания изображений. Наилучшим вариантом, при этом, по-прежнему, является Фотошоп.
  2. Используя ксерокопирование. Если вы не умеете пользоваться компьютерными программами — это оптимальное решение. При этом можно тут же подобрать необходимые размеры копии, уменьшив или увеличив, расширив или сжав исходник.
  3. Можно воспользоваться и принтером . Сначала сканировать, а затем распечатать схему в необходимом формате.
  4. Еще один способ воспроизвести шаблоны очелья наличников – это копирование . Данный вариант предусматривает применение копировальной бумаги.

На заготовку кладется листок«копирки», поверх него — выбранный шаблон.Далее он фиксируется канцелярскими кнопками. После этого контур рисунка обводится карандашом, при этом он воспроизводится на дереве.