Ссузы россии в рамках нового закона "об образовании". Что такое колледж, техникум, училище

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на ССУЗы России новый закон "Об образовании"? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО - со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России "Об образовании" от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как , так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе "пугали" ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон "Об образовании" - попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона "Об образовании", из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, "добила" и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут , которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде, поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон "Об образовании" не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного - поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО - это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

Средние Специальные Учебные Заведения в Энциклопедическом словаре:
Средние Специальные Учебные Заведения - в Российской Федерации - готовятспециалистов средней квалификации для работ в отраслях экономики,здравоохранения, культуры: техникумы (промышленные, горные, строительные,сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские,музыкальные, художественные, различные профессиональные колледжи и др.).Срок обучения на дневных отделениях для выпускников неполной средней школы3-4 года (профессиональная подготовка сочетается с получением полногосреднего образования), для окончивших среднюю школу - 1 1/2 - 3 года; навечерних и заочных отделениях - на 1 год В нач. 90-х гг.насчитывалось ок. 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с 2,27млн. учащихся.

Определение «Средние Специальные Учебные Заведения» по БСЭ:
Средние специальные учебные заведения - СССР, готовят кадры со средним специальным образованием для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения - организаторов труда низовых рабочих звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, непосредственных исполнителей квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующих теоретических знаний; осуществляют повышение квалификации этих кадров.
Первые средние специальные (технические, медицинские, с.-х., педагогической и др.) училища и школы военные и гражданские появились в Европе в 18 в., и России - Горнозаводские школы на Урале, артиллерийская школа (основана в 1712), военная фельдшерская школа (1754), театральное училище (1783), учительская семинария (1786), акушерская школа (1797) - в Петербурге; военная фельдшерская школа (1764), коммерческое училище (1773), акушерская школа (1797) - в Москве и др. С развитием промышленности, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться промышленные, технические, с.-х. и др. училища и школы: Московская земледельческая школа (1822), Красноуфимское (1875), Московское (1883), Иркутское (1889) промышленные технические училища, Комиссаровское (1886, в Москве), Брянское (1890) технические училища, Харьковское с.-х. училище (1855).
Выпускники получали звание техника (по механическим, строительным, химическим, горнозаводским и др. специальностям), младшего агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроительные училища, в том числе Архангельское дальнего плавания (1841), Ростовское мореходное (1876), Одесское торгового мореплавания (1898); служащих банков, торговых фирм и коммерсантов для ведения самостоятельных торговых операций - коммерческие училища; учителей начальник школ - учительские семинарии; фельдшеров - гражданские фельдшерские школы. К концу 19 в. было 143 С. с. у. з., в том числе 14 средних технических училищ, 12 с.-х., 11 мореходных, судостроительных и училищ судовых механиков, 64 учительские семинарии, 34 фельдшерские школы и др. В начале 20 в. царское правительство вынуждено было расширить сеть С. с. у. з. В 1914/15 действовало 450 С. с. у. з. (54 тыс. учащихся), в том числе 50 промышленных, строительных и транспортных, свыше 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских. В Киргизии, Таджикистане и Туркмении не было ни одного С. с. у. з., в Узбекистане и Армении - по одному.
В первые годы Советской власти было организовано около 450 новых С. с. у. з. (получивших наименование Техникумов). В 1921/22 работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), которые готовили кадры по отраслевым группам специальностей - горные, металлургические, механические, электромеханические, химические, строительные, текстильные, пищевые, индустриально-земледельческие, фотокинотехнические, транспортные, с.-х., медицинские, педагогические и др. В 30-е гг. номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 - при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, республиках Средней Азии - преимущественно вблизи крупных промышленных строек. В 1940 было 3773 С. с. у. з. (974,8 тыс. учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 свыше 600 С. с. у. з. было разрушено; в 1945-46 действовало 3169 техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-е гг. для подготовки специалистов без отрыва от работы на производстве были открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть вечерних и заочных отделений при дневных учебных заведениях.
В 1975 работало около 4300 С. с. у. з., в том числе 41 заочное и 223 вечерних (4,5 млн. учащихся, из них 2,8 млн. в системе дневного обучения, 53% учащихся составляли женщины). С. с. у. з. созданы во всех союзных республиках (см. табл.).





















1914/15
(в современных границах)
1974/75
число учебных
заведений
количество
учащихся, тыс.
число учебных
заведений
количество
учащихся, тыс.
Всего в СССР 450 54,3 4286 1477
В том числе:
РСФСР 297 35,4 2477 2673
Украинская ССР 88 12,5 731 779
Белорусская ССР 15 1,4 131 152
Узбекская ССР 1 0,1 183 176
Казахская ССР 7 0,3 207 226
Грузинская ССР 5 0,5 95 50
Азербайджанская ССР 3 0,5 77 71
Литовская ССР 13 1,5 78 67
Молдавская ССР 5 0,5 47 53
Латвийская ССР 11 1,3 54 40
Киргизская ССР 1 0,1 37 42
Таджикская ССР 4 0,2 38 38
Армянская ССР 64 51
Туркменская ССР 30 28
Эстонская ССР 37 24

Различают две основные группы С. с. у. з.: техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, кооперативные и др.) и училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные и др.). Некоторые по традиции называются школами (культпросвет-школы, школы милиции); некоторые (морские и речные, технические) сохраняют традиционные название училищ. Особая группа - средние Военно-учебные заведения. В 60-е гг. сформировался новый тип С. с. у. з. - совхоз-техникум, где учебный процесс органически сочетается с производством с.-х. продукции. В 1975 было свыше 200 совхозов-техникумов.
С. с. у. з., как правило, осуществляют подготовку специалистов по нескольким близким по профилю специальностям, в отдельных случаях создаются политехнические учебные заведения.
Структура и содержание работы С. с. у. з. определены «Положением о средних специальных учебных заведениях СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969. С. с. у. з. обычно находятся в ведении отраслевых министерств, для которых они готовят специалистов, некоторые - министерств высшего и среднего специального образования или министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Общее руководство осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР.
В состав С. с. у. з. входят отделения, которые создаются как по формам обучения (дневные, вечерние, заочные), так и по группам однородных специальностей (технологические, электротехнические, механические и др.). Многие техникумы и училища имеют свои филиалы, учебно-консультационные пункты на предприятиях, стройках, в организациях и учреждениях и т.д.
Учебный процесс организуется по учебным планам и программам, утвержденным министерством высшего и среднего специального образования СССР. Программы некоторых специальных предметов разрабатываются и утверждаются по поручению министерства высшего и среднего специального образования СССР отраслевыми министерствами или ведомствами.
Существуют единые правила приёма в С. с. у. з. Право поступления гарантировано всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и имущественного положения. На дневные отделения принимаются лица до 30 лет (на вечерние и заочные - без ограничения возраста), окончившие не

Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают востребованную на рынке труда профессию, такую как: машинист поезда, автослесарь, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и другие. Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также оплачивают прохождение производственной практики . Выпускники профильных колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику. Кроме специального образования студенты на базе основного общего образования, получают совместно с профессиональной программой, среднее (полное) общее образование.

См. также

  • Городская целевая программа Правительства Москвы «Рабочие кадры»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Среднее специальное учебное заведение" в других словарях:

    Словарь терминов по социальной статистике

    среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) - – учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум предприятие (учреждение). Средние… … Социальная статистика. Словарь

    Школьник в школьной форме (Пакистан) Медресе в Серекунде (Гамбия) Файл:Iran s school.jpg Иранская школа Школа (от греч … Википедия

    Высшее учебное заведение - образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник

    - (СПО) средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России … Википедия

    ЗАВЕДЕНИЕ, я, ср. (устар.). Предприятие, учреждение. Торговое, промышленное з. Учебное заведение учреждение, занимающееся обучением и воспитанием, дающее образование. Высшее, среднее, специальное учебное заведение. Такое заведение (здесь, у… … Толковый словарь Ожегова

    А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Среднее специальное учебное заведение «для приготовления к торговой деятельности юношей из купеческих, мещанских, ремесленных и крестьянских семей». Основано 19 февраля 1880 Московским биржевым обществом по инициативе Н.А. Найдёнова в память 25… … Москва (энциклопедия)

    Техникумы и колледжи: типовое положение - Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543. Документ отменил ранее… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Художественно графический факультет Курский государственный университет Год основания 1947 Декан Виктор Иванович Жилин … Википедия

  • Среднее специальное учебное заведение (ссуз) - профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища (медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические)), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.

    Основой массового появления системы ссузов в нашей стране явилась образовательная революционная реформа наркома Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа - техникумов, промежуточного звена между средней школой и вузом. Первым образцовым техникумом новой революционной реформы образования, по решению Луначарского, стал с 24 мая 1923 года Томский практический политехнический институт, преобразуемый в образцовый Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева.

    В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.

    В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).

    Система ссузов состоит из:

    СПО - учреждений среднего профессионального образования: медицинское и ряд др. гуманитарно-культурных училищ (кроме СПТУ), технических лицеев (кроме лицеев на правах СПТУ), техникумов, колледжей.

    Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал - десятники, техники и даже мастера участков в цехе, - производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.

    Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.

Что такое ссуз? Средне–специальные учебные заведения. Обычно профессиональное обучение желают получить выпускники 9-х классов. Причины разные: не интересно учиться в школе, учеба дается с большим трудом, не собираются поступать в вузы, не имеют возможности продолжать обучение в школе, исторически не складываются отношения с одноклассниками и учителями…

В техникумах и колледжах готовят квалифицированных специалистов среднего звена с хорошей практической подготовкой для здравоохранения, промышленности, транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства, работников в сфере культуры. В техникумах получают знания базового уровня, а в колледжах – базового и повышенного. Как выбрать учебное заведение, где ребенок успешно продолжит свое обучение и освоит профессию?

Сначала нужно определиться, чем нравится заниматься ребенку. Исходя из его интересов, способностей выбрать круг специальностей.

Далее внимательно изучите спрос на рынке труда: в каких специалистах особо нуждается экономика. Проанализируйте прогнозы, какие специальности будут наиболее востребованы. Востребованность – очень значимый фактор выбора. Ведь получение популярной в данный момент, престижной профессии не всегда обеспечивает нахождение работы с достойной заработной платой после окончания ссуза, хотя бы из-за переполненности рынка труда такими специалистами. Нужно выбрать специальность, которая позволит ребенку и реализовать себя, и иметь достойную работу и зарплату. К сожалению, приходится считаться с реалиями жизни. Если устроиться по интересующей профессии в будущем маловероятно, да и зарплата невелика, то стоит поискать вместе с ребенком какие-то приемлемые близкие специальности, но более успешные, жизнеспособные.

Затем выяснить, в каких ссузах готовят таких специалистов. Например, посмотреть печатные справочники, покопаться в интернете, расспросить знакомых, родителей одноклассников ребенка, у которых дети тоже уходят из школы после 9-го класса.

Собрать более подробную информацию об отобранных техникумах, колледжах. Самое первое и важное, что необходимо выяснить о каждом из них, – имеется ли государственная аккредитация и государственная лицензия. Иначе в один прекрасный момент ребенок может прийти к закрытой двери любимого учебного учреждения.

В техникумах и колледжах, как и в вузах, имеются дни открытых дверей. Непременно посетите их вместе с сыном или дочерью. Вас подробно познакомят с уставом учебного учреждения, образовательными программами, правилами приема в текущем году, количеством бюджетных и платных мест по каждому направлению, проходными баллами. Вы сможете убедиться в наличии у учебного учреждения гос. аккредитации и лицензии. Увидите аудитории и помещения для практических занятий, ознакомитесь со столовой, физкультурным залом. Вам будут представлены и преподаватели. Возможно, вас заинтересует наличие общежития и свободных мест в нем, правила предоставления его, включая оплату. Оцените, удобно ли добираться, дорого ли стоит проезд. Личное знакомство поможет сделать окончательный выбор.

Уточните, есть ли возможность поступить в вуз после данного ссуза и какие льготы имеет при этом выпускник. Сейчас при многих университетах имеются колледжи, студенты которых ориентированы на продолжение образования в вузе. Можно ориентироваться на поступление именно в такое учебное учреждение. Как аппетит приходит во время еды, так и желание совершенствоваться в любимой профессии может охватить вашего ребенка во время непосредственного теоретического и практического знакомства с ней. Поэтому вариант продолжения обучения нужно обязательно рассмотреть еще до поступления в ссуз.

Важно выяснить, какие имеются формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная.

Обратите внимание на сроки обучения. Обычно 2-4 года.

Некоторые ссузы имеют контакты с работодателями и трудоустраивают своих выпускников. Проясните этот вопрос.

Узнайте, есть ли платное отделение в выбранном учебном заведении. Если ребенок не пройдет на бюджетное место, то будет возможность учиться хотя бы платно. Также уточните стоимость обучения, каков порядок оплаты, с какой периодичностью (раз в семестр, квартал, месяц) нужно вносить деньги. Заранее рассчитайте свои финансовые возможности – доступно ли оно?

Правильный выбор учебного учреждения – это гарантия успешного начала самостоятельной жизни вашего ребенка и его карьеры.v