Краткое содержание рассказа державина фелица. Литературный анализ оды «Фелица

Общей циркуляцией атмосферы называют совокупность основных воздушных течений на Земном шаре. Общая циркуляция атмосферы включает воздушные течения тропо-, страто- и мезосферы. Наиболее изучена циркуляция тропосферы.

Если предположить, что поверхность Земли однородна и Земной шар освещается Солнцем одинаково в северных и южных полушариях (весна и осень), то циркуляция была бы очень простой. Над экватором будет экваториальная депрессия, у полюсов – области повышенного давления, и, следовательно, возникает меридианный перенос (от полюсов к экватору). Но т.к. Земля вращается вокруг оси, то направление движения воздуха происходит с запада на восток (геострофический ветер). Если учесть, что поверхность Земли неоднородна и нагревается и охлаждается неодинаково (особенно в умеренных широтах), то картина общей циркуляции очень усложняется и несколько изменяется по сезонам.

Летом (июль) картина поясов атмосферного давления смещается немного к северу, а зимой – немного к югу, т.к. изменяется угол падения солнечных лучей. Вслед за изменением положения поясов атмосферного давления происходит и смещение основных крупномасштабных атмосферных движений, входящих в общую циркуляцию.

Основными атмосферными движениями являются:

1) воздушные течения, вызванные разностью между температурой различных широтных зон;

2) струйные течения;

3) пассаты (тропические ветры) – их направление постоянно весь год;

4) муссоны – 2 раза в год меняют направление;

5) западные ветры (умеренных широт) – их направление постоянно весь год;

6) воздушные течения в циклонах и антициклонах.

Циклоны – восходящие атмосферные вихри с наклонной осью вращения, представляющие собой замкнутые области пониженного давления (барический минимум), с циклонической системой ветров от периферии к центру области (в северном полушарии против часовой стрелки). Антициклоны – нисходящие атмосферные вихри с наклонной осью, представляющие собой замкнутые области повышенного давления (барический максимум), с антициклонической системой ветров от центра к периферии области (в северном полушарии по часовой стрелке). Вихри эти относительно плоские, имеют в диаметре 1500-3000 км, а высота их 2-3 км (максимально до 15 км).

Циклоны образуются во фронтальной зоне. Признаками циклона в умеренных широтах являются пониженное атмосферное давление, выпадение осадков, усиление ветра, зимой - потепление, летом - похолодание. Циклоны обычно существуют несколько суток, движутся чаще всего с запада на восток со скоростью 20-40 км/ч (700 км в сутки). В начале развития циклон движется быстро, затем движение его замедляется, и циклон становится малоподвижным. Иногда циклон в конце своего развития вновь начинает развиваться, т.е. регенерирует. Это бывает в тех случаях, когда в область старого циклона вторгаются новые порции ХВ или ТВ. Так, на одном атмосферном фронте последовательно возникает до 3-4-х циклонов – серия циклонов. Прохождение серии циклонов составляет в среднем 5-6 суток, но может быть до 12 суток. Сотни фронтальных циклонов существуют одновременно в каждом полушарии, оказывая огромное влияние на погоду. В поднимающемся воздухе образуются облака, и как следствие – выпадают осадки.

В тропических широтах развиваются циклоны огромной силы, в которых возникают ураганные ветры. От циклонов умеренных широт они отличаются меньшими размерами – их поперечник не более 1000 км. В них возникают обильные ливни, сильные грозы. Образуются тропические циклоны над теплой (не ниже +27 о С) поверхностью океана, между 5 о ш. и 20 о ш. в каждом полушарии. Тропические циклоны со скоростью ветра более 30 м/с называются тропическими ураганами. Их максимальная скорость более 100 м/с.

В центре циклона (вихря) находится глаз бури – область затишья (диаметр около 30 км) – небо тут ясное, безоблачное, а вокруг – мощные «С в » облака, ливни и грозы. На Земле каждый год возникает до 70 тропических циклонов, причем в северном полушарии их бывает больше, чем в южном. Наиболее часто они зарождаются в Тихом океане, у берегов юго-восточной Азии (здесь их называют тайфунами) и в восточной акватории океана, к западу от Мексики. В Атлантическом океане наиболее часто – в Карибском море, в Индийском океане – в северной его части (Аравийское море, Бенгальский залив). Смещаясь в умеренные широты, тропический циклон теряет свои свойства и становится обычным циклоном (внетропический циклон).

В атмосфере могут образовываться и вихри малого диаметра – в несколько десятков или сотен метров. Ось такого вихря слабо наклонена. Воздух в вихре вращается со скоростью 50-200 м/с, скорость движения самого вихря – 10-20 м/с. Над морем вихрь называется смерчем, над сушей – тромбом (в Северной Америке – торнадо). Возникают такие вихри при неустойчивом вертикальном равновесии атмосферы.

Антициклоны развиваются в умеренных широтах между циклонами. Они тоже движутся с запада на восток со скоростью 30-40 км/ч. Развитие антициклона начинается с возникновения приземной области повышенного давления. В первой стадии развития молодой антициклон представляет собой сравнительно небольшой нисходящий вихрь до высоты 3 км. Во второй стадии – стадии максимального развития – в антициклонное движение включаются все более высокие слои – до высоты 8-12 км. В третьей стадии – стадии разрушения – антициклон малоподвижен.

Для антициклона характерно повышенное атмосферное давление. В антициклонах образуются температурные инверсии. Погода малооблачная и без осадков. В центре антициклона у земной поверхности – штили, на периферии могут быть ветры. Летом в умеренных широтах устанавливается жаркая погода, зимой – морозная. Антициклоны более устойчивы, чем циклоны, и более продолжительны.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы.

Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы.

Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Цели урока:

  • Образовательные : дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду.
  • Развивающие :
    • выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;
    • определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;
    • развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее время.
  • Воспитательные : способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

  • способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;
  • совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;
  • воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙДЫ 1, 2)
«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II. Мотивационный момент:

– Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.
  • узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.
  • определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III. Изучение новой темы:

– Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
– Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)
Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )
Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.
(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».
(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.
(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)
(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.
Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.
(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.
(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.
(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)
(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.
(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:
– Когда идут ливневые дожди?
– Когда наблюдается моросящий дождь?
Тёплый: http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
Холодный: http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)
(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.
(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.
Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.
(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV. Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного материала. (СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

  • Сегодня на уроке мне было …
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу…

3. (СЛАЙД 23)

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

– Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Цель урока:

    Дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат; формировать знания о главных чертах климата России.

Задачи урока:

    образовательная: сформировать знания о об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат; формировать знания о главных чертах климата России.

    развивающая: развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география;

    воспитательная: воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей.

Тип урока: изучение нового материала (рассчитан на два урока).

Методы: частично-поисковый, учебного проекта.

Виды работы учащихся: групповая

Оборудование: - карты атласа (8 кл.); учебник «География. Природа России» И.И.Баринова. 8 класс.; экран, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие , психологический настрой учеников и учителя.

Повторение пройденного материала: диск (солнечная радиация, карта радиации, циркуляция атмосферы) Тест:

А) летом б) зимой в) осенью

1в 2г 3а,б 4а 5б 6б

II. Мотивационный этап.

Учитель:

Каждое утро, когда встаете с постели, то все вы смотрите в окно. Для чего? (узнать погоду) Почему почти каждый день изменяется погода? Учитель задаёт наводящие вопросы, направляя учеников на самостоятельное определение цели урока.

Поэтому, тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

II. Изучение новой темы.

Итак, на этом уроке вы самостоятельно, работая в группах (учитель – консультант и координатор) должны будете рассмотреть:

Что такое воздушные массы, Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. (диск воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны )

Воздушные массы большие объёмы очень подвижных частей тропосферы

Атмосферные фронты – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы. Перед учащимися ставится задача: после сбора информации, обсуждения в группах собранного материала, заполнить таблицу, используя учебник с60 (57).

Теплый фронт

Холодный фронт

    Теплый воздух надвигается на холодный.

    Теплый лёгкий воздух поднимается вверх.

    Затяжные дожди

    Медленное потепление.

    Выталкивает вверх теплый лёгкий воздух

    Ливни, грозы

    Быстрое похолодание, ясная погода.

2. Конструктивный этап заполнение таблицы 1-группа –циклоны; 2-я группа - антициклоны.

    сбор и обработка требуемой информации, изучение необходимой литературы, источников информации;

    распределение обязанностей (для коллективного и группового проектов)

Признаки

Циклон

Антициклон

Что это?

Атмосферные вихри, переносящие воздушные массы

Атмосферное давление

Вихрь с низким давлением в центре

Высокое давление в центре

Движение воздуха

От периферии к центру

От центра к окраинам

Размеры

2 – 3 тыс. км в поперечнике

Скорость перемещения

30 – 40 км/ч, подвижны

Мало подвижны

Направление движения

С запада на восток

Погода

Пасмурная, с осадками

Малооблачно, летом – жарко, зимой - морозно

Рисунок

V. Подведение итогов урока. рефлексия

    защита таблицы

    самооценка качества выполненной работы (диск - практическая работа) ;

VI. Этап информации о домашнем задании.

Используя записи в тетрадях, на контурной карте обозначить основные районы циклонов и антициклонов. S 9 , C . 57 (60) , № 4 – 6

Фамилия ______________________ Тест:

    общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:

а)солнечная радиация, б)радиационный баланс в) суммарная радиация

2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:

А) песок б)лес в)чернозем г)снег

3. Над Россией зимой перемещаются … воздушные массы:

А)арктические б)умеренные в)тропические г) экваториальные

4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:

А) летом б) зимой в) осенью

5. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:

А)юг Сибири б)Северный Кавказ в) юг Дальнего Востока

6. При движении к экватору величина суммарной радиации:

А) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется

Ответ:

    Дать определения:

Воздушные массы

Атмосферные фронты - ..

    заполнить таблицу №1, используя учебник с60 (57).

Теплый фронт

Холодный фронт

    Теплый воздух надвигается на холодный

  1. Холодный воздух надвигается на теплый.

  1. Заполнить таблицу №2

Признаки

Циклон

Антициклон

Что это?

Атмосферное давление

Движение воздуха

Размеры

Скорость перемещения

Направление движения

Погода

Рисунок