Действующие лица, возглавившие евангельское движение в России конца XIX века.

(1922 )

Елизавета Ивановна Черткова (урождённая графиня Чернышёва-Кругликова ; 12 сентября - 1922) - благотворительница, последовательница лорда Редстока ; внучка графа Г. И. Чернышёва .

Детство и юность провела с родителями за границей, в основном в Италии. Получила хорошее домашнее образование. Летом 1847 года после смерти матери с отцом вернулась в Россию, где осенью того же года скончался и он. Находилась под опекой графа М. Ю. Виельгорского .

В 1851 году стала женой будущего генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова (1828-1884), имевшего репутацию человека прямого и честного. Супруги жили в собственном особняке на Английской наб., 38 и были весьма близки к царскому двору. В их доме собиралось все высшее петербургское общество и часто бывал император Александр II . Елизавета Ивановна считалась одной из первых красавиц столицы. По словам современника, она

В её обращении к Богу решающую роль сыграла болезнь и смерть двух сыновей, Михаила и Григория. Живя с ними за границей, она посещала протестантские церкви в Англии, Германии и Швейцарии. По словам Лескова , в Россию Черткова вернулась «полностью другим человеком». Она оставила придворную жизнь и начала заниматься широкой благотворительностью, а также проповедью Евангелия. В 1874 году пригласила в Россию лорда Редстока , с которым познакомилась на евангелическом собрании в Париже в 1868 году. Этот визит стимулировал Духовное пробуждение в России .

Сама Черткова организовала Дамский комитет посетительниц тюрем и ночлежный приют для бездомных. После эмиграции лидера русских евангельских христиан Пашкова (замужем за которым была её родная сестра) возглавила евангельских христиан Санкт-Петербурга .

В начале 1890-х годов Черткова приобрела участок земли на Васильевском острове , где построила деревянный одноэтажный особняк. Он стал одним из трёх центров евангельского христианства в Санкт-Петербурге . Также она распространяла евангельское христианство и в Воронежской губернии (ныне Лизиновское сельское поселение), где было имение её мужа. Организовывала праздники и чтения Евангелий. В 1897-1908 годах была вынуждена жить в Англии.

C 1908 года принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в Санкт-Петербурге (24-й линия Васильевского острова , д. 3/7.), который был открыт 25 декабря 1911 года . Умерла в 1922 году.

Дети

В браке имели трёх сыновей:

  • Григорий Григорьевич (15.12.1852-29.11.1868)
  • Владимир Григорьевич (22.10.1854-9.11.1936), писатель, англоман и общественный деятель.
  • Михаил Григорьевич (22.10.1856-3.12.1866)

Напишите отзыв о статье "Черткова, Елизавета Ивановна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черткова, Елизавета Ивановна

– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.

Во второй половине 19 века духовное состояние России было в полном упадке. Православная церковь, будучи тогда государственной религией, сильно погрязла в традициях. Церковная служба велась на старославянском языке, который большинство простых людей не понимало. Среди народа процветали пьянство, насилие и грабежи... И вот посреди этого духовного мрака Бог избрал одну женщину, принадлежащую к высшим слоям Петербурга, для того, чтобы она стала катализатором Великого Евангельского Пробуждения в России.

Так, начиная с 1874 года, десятки тысяч людей оставляли мертвую религию и начинали познавать живого Бога. Интереснейшей особенностью этого пробуждения было то, что в основном оно зацепило высшие круги населения Российской Империи.

Но, давайте обо всем по-порядку.

После того, как Петр I "прорубил окно" в Европу, в Россию начали приезжать работать иностранцы: архитекторы, аптекари, повары и учителя. Таким образом знаменитая семья Чертковых из Петербурга наняла на работу молодого учителя из Германии для обучения своего маленького сына Михаила. Стоит отметить, что семья Чертковых была одной из самых богатых и влиятельных в то время семьёй в России. Григорий Чертков служил флигель-адъютантом при царе Николае l, а также генералом-адъютантом при царе Александре ll. Его жена, Елизавета Черткова, дочь графа Чернышёва-Кругликова была одной из самых влиятельных и властных женщин в Петербурге. Супруга Александра II, императрица Мария Александровна, даже как-то предлагала Чертковой должность статс-дамы во дворце.

Так вот этот учитель из Германии, имя которого мы даже не знаем, оказался глубоко верующим христианином. Помимо изучения иностранных языков, он постоянно рассказывал маленькому Мише Черткову о Боге.

Внезапно в семье Чертковых случилось несчастье. Девятилетний мальчик Миша сильно заболел скоротечной чахоткой. Его мама, графиня Елизавета, решила увезти мальчика от сырой петербургской погоды на юг Франции, для лечения. К сожалению все её усилия не принесли ожидаемого результата. Жизнь маленького Миши начала угасать.

Но на удивление родителям, мальчик совсем не унывал, а наоборот, даже подбадривал их. Однажды Миша сказал своей маме: "Если я умру сейчас, то я буду с Богом, а если останусь жив, то когда я вырасту, может я буду любить Бога меньше. Многие убийцы тоже любили Бога в детстве... Я готов умереть мама, только одно меня беспокоит: ведь я никогда не работал для Бога!" Уже лёжа при смерти, Миша попросил маму читать ему стихи из Евангелия. Для графини Елизаветы, с её православным воспитанием, это казалось немного странным...

Однажды, во время чтения Библии глаза Миши заблестели, и он сказал пророческие слова: "Я знаю, мама, что ты будешь делать после моей смерти. Ты будешь распространять Евангелие и помогать бедным людям!" Через два месяца после того события душа Миши Черткова покинула его измученное тело. Елизавета Ивановна долго не могла прийти в себя. Понять горе матери может только тот, кто пережил подобную потерю…

Так смерть сына подтолкнула Елизавету к духовным поискам. В1874 году, находясь в Париже, графиня Елизавета попала на служение евангельских христиан, где услышала проповедь английского барона Гренвилла Редстока.

Она никогда раньше не видела и не слышала ничего подобного. Барон Редсток проповедовал без рясы и кадила. На простом, доступном языке он рассказывал о важности примирения с Богом. Находясь на том собрании, Черткова пережила сильное присутствие Божье и получила духовное исцеление.

"Вот такой человек нужен нам в России", - подумала Елизавета и решила после служения пригласить барона Редстока в Петербург. К её большому удивлению Редсток сразу же согласился, отметив, что он уже 10 лет молится за Россию!

И вот в конце 1874 года барон Гренвилл Редсток приехал в Петербург. Огромный дом четы Чертковых превратился в евангельскую церковь, куда стекались состоятельные петербуржцы и приближённые царского двора. Елизавета Черткова стала как-бы звеном между высшими слоями Петербурга и лордом Редстоком, который проповедовал доступные проповеди на французском языке, на которым свободно разговаривала элита Петербурга. Интересно отметить, что собрания, которые проходили в доме Чертковой, попали в роман Льва Толстого "Анна Каренина", где автор иронично описывает кружок Лидии Ивановны.

Слухи о живых проповедях лорда Редстока начали распространяться по всему Петербургу, в результате чего его начали приглашать на вечеринки, балы и другие светские мероприятия, где Редсток всегда делился Словом Божьим. Так великосветские салоны Петербурга начали превращаться в христианские собрания.

Слово Божье начало касаться аристократов, и они один за другим начали отдавать свои жизни Богу. Среди первых новообращённых были церемониймейстер царского двора Модест Корф, отставной полковник кавалергардского полка, один из самых богатых людей России Василий Пашков, министр путей сообщения Алексей Бобринский, графиня Софья Ливен (именно она детально описала историю этого пробуждения в своей книге "Духовное пробуждение в России"), семья Гагариных и другие.

Несмотря на то, что лорд Редсток провёл в Петербурге всего шесть месяцев, за это время организовалась группа Евангельских христиан, которую в народе называли редстокистами, а позже пашковцами или прохановцами. После уезда Редстока в Англию, полковник Пашков возглавил новое движение. Вместе с Модестом Корфом и Елизаветой Чертковой они продолжали распространять Евангелие по всей Российской империи.

Особенно активной среди них была графиня Елизавета. Вместе со своей родной сестрой, супругой Василия Пашкова, они по всему Петербургу открыли швейные мастерские, где обучали шитью молодых девушек из бедных семей, а также делились с ними Евангелием. Елизавета организовала в Петербурге комитет посетительниц тюрем для того, чтобы приходить к заключённым и делиться с ними Благой Вестью. Её не пугали инфекции, больничная вонь и грязь. Так новообращенные аристократы трудились для Бога, не жалея сил, энергии и денег.

Но в 1884 году случилась трагедия. Умер муж Елизаветы - Григорий Чертков, а также усилились гонения на евангельских христиан. Руководителя движения Василия Пашкова и его помощника Модеста Корфа выслали из страны, а верующим запретили собираться. Также готовился приказ и о высылке из страны Елизаветы Чертковой, как самой активной участницы евангельских христиан, но этот замысел остался не реализован. Говорят, что царь лично вступился за неё по старой дружбе, сказав: "Оставьте вдову в покое".

После уезда Василия Пашкова, Елизавета взяла на себя руководство движением и продолжала тайно проводить собрания. В 1891 году в Петербурге она построила новый дом у самой гавани с большим залом для молитвенных собраний.

В 1898 году в дом вдовы Елизаветы Чертковой всё-таки нагрянула полиция с обыском, после чего Елизавета вынуждена была покинуть Россию вместе со своим сыном Владимиром, который являлся личным администратором Льва Толстого. Стоит отметить, что Лев Толстой в завещании на право печатания всех своих трудов указал именно Владимира Черткова.

Елизавета смогла вернуться на родину только через десять лет, когда наступила духовная оттепель. Как раз в то время в Петербург приехал трудиться пастор Вильгельм Фетлер (о котором я писал ), и Елизавета снова включилась в духовную работу. Когда пастор Фетлер начал строить новое церковное здание на 2000 мест, известное как Дом Евангелия, то Елизавета продала большую часть своих семейных драгоценностей и пожертвовала деньги на строительство храма.

После этого она уехала в Воронежскую губернию, чтобы проповедовать крестьянам в родовом имении своего мужа. Елизавета Черткова умерла в 1922 году, совершив великий труд для Бога.

Великое Евангельское пробуждение, которое принёс в Россию лорд Редсток, является одним из самых мощных пробуждений в истории современной церкви. После революции 1917 года под предводительством Ивана Степановича Проханова, все евангельские (прохановские) церкви объединились во Всероссийский Союз Евангельских Христиан (ВСЕХ), который просуществовал до 1944 года. После Второй Мировой войны, под нажимом правительства, евангельских христиан объединили в один союз с баптистами, в результате чего получилось новое объединение, которое получило название Евангельские Христиане и Баптисты (ЕХиБ). Позже букву "и" заменили на тире, а ещё позже тире убрали и получилось ЕХБ.

Из доклада Ивана Степановича Проханова, который он сделал на всемирном съезде баптистов в Англии, в России, на момент революции, благодаря Великому Евангельскому Пробуждению, было более 500 тысяч Евангельских Христиан.

Но мало кто сегодня знает о том, что в истоках того мощного пробуждения, стояла женщина-аристократка, которая в своей скорби нашла утешение в Боге и была используема Им для Его Великого дела.

Елизавета Ивановна Черткова была дочерью героя войны 1812 г. графа И. Чернышева-Кругликова. В ее доме начались первые собрания представителей петербургской аристократии. Оставив пышный двор Александра II, она посвятила себя на служение Богу и нуждающимся всех сословий до конца своей жизни. Ее сын стал секретарем и ближайшим соратником Л.Н. Толстого.

Став евангельской христианкой, Е.И. Черткова много сил и времени начала отдавать как благовествованию, так и благотворительности. Она построила специальный дом для молитвенных собраний.

Ей удалось открыть в Петербурге несколько швейных мастерских и магазинов. Для детей работавших в них женщин устраивались христианские праздники. Девочкам-подросткам предоставлялась возможность обучаться шитью у хороших мастериц. Во время обучения и работы им читали вслух Евангелие и поясняли смысл тех мест, которые оказывались трудны для понимания.

Все доходы от продажи швейных изделий направлялись на различные благотворительные цели и в первую очередь, на помощь неимущим. Е.И. Черткова вошла в Дамский комитет посетительниц женских тюрем, регулярно посещала тюремные больницы.

Н.С. Лесков, характеризуя Е.И. Черткову в своей книге «Великосветский раскол», называл ее очень благородной и уважаемой женщиной, образцом строгой честности, всегда остававшейся совершенно чистой от всяких нареканий.

Княгиня

Елизавета Ивановна ЧЕРТКОВА (1834-1923)

Обратилась ко Христу под влиянием безвременной

Смерти сына Миши.

Оставив царский двор Александра II,

Посвятила себя служению на ниве Христовой,

Жертвовала на это большие средства.

С детства отличалась набожностью. К ее сыну Мише был приглашен домашний учитель, который оказался протестантом. Мальчик через него уверовал в Христа, стал читать Евангелие и усердно молиться. Внезапно мальчик заболел. Во время болезни он часто молился, говорил матери о Христе, просил ее поверить в Него, любить Его и жить по Его заветам. И с этими словами он и умер. Мать, пораженная смертью сына, отказалась от прежних светских развлечений. Ее главным желанием стало стремление услышать слова утешения, которые были бы созвучны тому, о чем ей говорил сын. Одновременно перед ней встала во всей ее жесткой неумолимости вечная богословско-этическая проблема, издавна называемая теодицеей. Она во что бы то ни стало хотела понять, как благой и справедливый Бог допускает то, что в ее глазах выглядело жестокой несправедливостью. Не найдя ответа в православии, она во время заграничных поездок заинтересовалась католичеством, слушала проповеди знаменитых католических пастырей, но католичкой не стала. Близкое знакомство с немецкими и английскими протестантами тоже не оставило глубокого следа в ее душе. В Париже она познакомилась с английским проповедником-дарбистом ирландского происхождения лордом Редстоком, который помог ей увидеть смысл своих страданий, покаяться и примириться с Богом. Именно от нее Редсток получил приглашение посетить Россию. В ее большом петербургском доме в Гавани, на Среднем проспекте Васильевского острова, зазвучали его первые проповеди. Е. И. Черткова стала связующим звеном между дотоле ни кому не известным англичанином и высшей петербургской аристократией. Благодаря ей перед ним распахнулись двери самых значительных салонов и модных великосветских гостиных. Лесков считал его самым добрым и искренним человеком и называл «Дон-Кихотом проповедничества». Лорд Редсток появляется у Толстого в романе "Анна Каренина" под именем "сэра Джона". Став евангельской христианкой, Е. И. Черткова много сил и времени начала отдавать делам благовестия и благотворительности. Она построила специальный дом для молитвенных собраний. Ей удалось открыть в Петербурге несколько швейных мастерских и магазинов. Для работавших в них женщин и их детей устраивались христианские праздники. Девочкам-подросткам предоставлялась возможность обучаться шитью у хороших мастериц. Во время обучения и работы им читали вслух Евангелие и поясняли смысл тех мест, которые были трудны для понимания. Все доходы от продажи швейных изделий направлялись на различные благотворительные цели и в первую очередь на помощь обездоленным. Н. С. Лесков, характеризуя Е. И. Черткову в своей книге «Великосветский раскол», называл ее очень благородной и уважаемой женщиной, образцом строгой честности, всегда остававшейся совершенно чистой от всяких нареканий. Черткова вошла в Дамский комитет посетительниц женских тюрем, регулярно бывала в тюремных больницах.

Бог послал его трудиться именно в эту страну. "Лорд, вы нужны России", - такими были решающие слова Елизаветы Ивановны. Так началась миссия "лорда-апостола" в Петербурге. От него уверовал богатейший человек России - полковник Пашков, и была создана община петербургских верующих. Божьими свидетелями становились дворники, горничные, швеи, студенты, рабочие, шло благовестие и в многочисленных имениях аристократов. И всюду поспевала Елизавета Ивановна, за что ее прозвали "старостихой" всего евангельского движения.

Елизавета Ивановна помнила глубину отчаяния, в которой нашел ее Христос. И потому с самого создания "Дамского комитета посетительниц тюрем" она принимала в его работе активное участие.

Уверенность в спасении, в безмерной любви Бога, глубокое доверие Ему давали ей силы для служения. И потому она умела находить самые нужные и сильные слова, которые убеждали других в том, что составляло суть ее собственной веры. Так, у постели умирающей, но покаявшейся заключенной она ободряла:

О, барыня, но ведь будет еще "долина смертной тени", как же я перейду ее?

Не бойся, - отвечала Елизавета Ивановна, - Спаситель будет и там!

Встречи с заключенными часто обескураживали ее, и порой она чувствовала себя разбитой, но вот чье-то горячее покаяние — и сила вновь обретенной веры подкрепляла ее в трудах для Господа.

Вместе с другими сестрами-аристократками она организовала швейные мастерские. Работали там неверующие женщины. Но всегда и везде есть место для Благой вести. Прежде всего, для этих женщин свидетельствовали дела верующих хозяек мастерской: деньги выплачивали сразу же по исполнении работы и новые заказы давали без задержки. Затем их навещали во время болезни. Дамы посещали петербургские трущобы, старались найти подход к самым обездоленным сердцам. Работниц приглашали на христианские праздники, где их ожидали подарки и угощение. Дамы-христианки учили их дочерей шить, и во время этих уроков читали Евангелие.

Елизавета Ивановна была миссионером и в своем имении в Воронежской губернии, где, благодаря ее стараниям, была создана впоследствии община евангельских христиан.

Большие средства Елизавета Ивановна вкладывала в издательскую деятельность Пашкова. Благодаря ее единовременному пожертвованию был построен Молитвенный дом.

После десятилетия свободной деятельности на членов общины обрушились запреты и гонения. Пашков и его единомышленники были высланы из России, и община лишилась своих проповедников. И тогда Елизавета Ивановна вместе с княгиней Надеждой Федоровной Ливен заняли их место и начали проповедовать. Так эти две русские женщины спасли общину, сохранив ее до прибытия в Петербург брата Каргеля.

Писатель Лесков в книге "Великосветский раскол", где он стремился высмеять "новую" веру, при всей предвзятости не смог удержаться от похвалы в адрес Чертковой: "Старостиха"... замечательна уже тем, что, несмотря на всю прямоту и кипучую деятельность, она остается совершенно чистой от всяких нареканий... ее даже клевета не очернила. Она всегда считалась образцом строгой честности".

Лескову, увы, не удалось увидеть то, что видим мы: все ее источники были во Христе, и она служила только Ему - как миссионер, как организатор, как проповедник.

Марина КАРЕТНИКОВА журнал *МАРИЯ*

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Елизавета Ивановна Черткова
Портрет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Детство и юность провела с родителями за границей, в основном в Италии. Получила хорошее домашнее образование. Летом 1847 года после смерти матери с отцом вернулась в Россию, где осенью того же года скончался и он. Находилась под опекой графа М. Ю. Виельгорского .

В 1851 году стала женой будущего генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова (1828-1884), имевшего репутацию человека прямого и честного. Супруги жили в собственном особняке на Английской наб., 38 и были весьма близки к царскому двору. В их доме собиралось все высшее петербургское общество и часто бывал император Александр II . Елизавета Ивановна считалась одной из первых красавиц столицы. По словам современника, она

В её обращении к Богу решающую роль сыграла болезнь и смерть двух сыновей, Михаила и Григория. Живя с ними за границей, она посещала протестантские церкви в Англии, Германии и Швейцарии. По словам Лескова , в Россию Черткова вернулась «полностью другим человеком». Она оставила придворную жизнь и начала заниматься широкой благотворительностью, а также проповедью Евангелия. В 1874 году пригласила в Россию лорда Редстока , с которым познакомилась на евангелическом собрании в Париже в 1868 году. Этот визит стимулировал Духовное пробуждение в России .

Сама Черткова организовала Дамский комитет посетительниц тюрем и ночлежный приют для бездомных. После эмиграции лидера русских евангельских христиан Пашкова (замужем за которым была её родная сестра) возглавила евангельских христиан Санкт-Петербурга .

В начале 1890-х годов Черткова приобрела участок земли на Васильевском острове , где построила деревянный одноэтажный особняк. Он стал одним из трёх центров евангельского христианства в Санкт-Петербурге . Также она распространяла евангельское христианство и в Воронежской губернии (ныне Лизиновское сельское поселение), где было имение её мужа. Организовывала праздники и чтения Евангелий. В 1897-1908 годах была вынуждена жить в Англии.

C 1908 года принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в Санкт-Петербурге (24-й линия Васильевского острова , д. 3/7.), который был открыт 25 декабря 1911 года . Умерла в 1922 году.

Дети

В браке имели трёх сыновей:

  • Григорий Григорьевич (15.12.1852-29.11.1868)
  • Владимир Григорьевич (22.10.1854-9.11.1936), писатель, англоман и общественный деятель.
  • Михаил Григорьевич (22.10.1856-3.12.1866)

Напишите отзыв о статье "Черткова, Елизавета Ивановна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черткова, Елизавета Ивановна

Спустя шесть месяцев после смерти моего дедушки случилось событие, которое, по моему понятию, заслуживает особого упоминания. Была зимняя ночь (а зимы в то время в Литве были очень холодные!). Я только что легла спать, как вдруг почувствовала странный и очень мягкий «призыв». Как будто кто-то звал меня откуда-то издалека. Я встала и подошла к окну. Ночь была очень тихая, ясная и спокойная. Глубокий снежный покров блистал и переливался холодными искрами по всему спящему саду, как будто отблеск множества звёзд спокойно ткал на нём свою сверкающую серебряную паутину. Было так тихо, как будто мир застыл в каком-то странном летаргическом сне…
Вдруг прямо перед моим окном я увидела светящуюся фигуру женщины. Она была очень высокой, выше трёх метров, абсолютно прозрачной и сверкала, как будто была соткана из миллиардов звёзд. Я почувствовала странное тепло, исходящее от неё, которое обволакивало и как бы звало куда-то. Незнакомка взмахнула рукой, приглашая следовать за ней. И я пошла. Окна в моей комнате были очень большими и низкими, нестандартными по нормальным меркам. Внизу они доходили почти до земли, так что я могла свободно в любое время вылезти наружу. Я последовала за своей гостьей не испытывая ни малейшего страха. И что было очень странно – абсолютно не чувствовала холода, хотя на улице в тот момент было градусов двадцать ниже нуля, а я была только в моей детской ночной рубашонке.
Женщина (если её можно так назвать) опять взмахнула рукой, как бы приглашая следовать за собой. Меня очень удивило, что нормальная «лунная дорога» вдруг, изменив своё направление, «последовала» за незнакомкой, как бы создавая светящуюся тропинку. И я поняла, что должна идти именно туда. Так я проследовала за моей гостьей до самого леса. Везде была такая же щемящая, застывшая тишина. Всё вокруг сверкало и переливалось в молчаливом сиянии лунного света. Весь мир как будто замер в ожидании того, что должно было вот-вот произойти. Прозрачная фигура двигалась дальше, а я, как завороженная, следовала за ней. Всё так же не появлялось чувство холода, хотя, как я потом поняла, я всё это время шла босиком. И что также было весьма странным, мои ступни не проваливались в снег, а как будто плыли по поверхности, не оставляя на снегу никаких следов...
Наконец мы подошли к небольшой круглой поляне. И там… освещённые луной, по кругу стояли необыкновенно высокие, сверкающие фигуры. Они были очень похожи на людей, только абсолютно прозрачные и невесомые, как и моя необычная гостья. Все они были в длинных развевающихся одеждах, похожих на белые мерцающие плащи. Четверо фигур были мужскими, с абсолютно белыми (возможно седыми), очень длинными волосами, перехваченными ярко светящимися обручами на лбу. И две фигуры женские, которые были очень похожими на мою гостью, с такими же длинными волосами и огромным сверкающим кристаллом в середине лба. От них исходило то же самое успокаивающее тепло и я каким-то образом понимала, что со мной ничего плохого не может произойти.

Я не помню, как очутилась в центре этого круга. Помню только, как вдруг от всех этих фигур пошли ярко светящиеся зелёные лучи и соединились прямо на мне, в районе, где должно было быть моё сердце. Всё моё тело начало тихо «звучать»… (не знаю как можно было бы точнее определить моё тогдашнее состояние, потому что это было именно ощущение звука внутри). Звук становился всё сильнее и сильнее, моё тело стало невесомым и я повисла над землёй так же, как эти шестеро фигур. Зелёный свет стал нестерпимо ярким, полностью заполняя всё моё тело. Появилось ощущение невероятной лёгкости, будто я вот-вот собиралась взлететь. Вдруг в голове вспыхнула ослепительная радуга, как будто открылась дверь и я увидела какой-то совершенно незнакомый мир. Ощущение было очень странным – как будто я знала этот мир очень давно и в то же время, не знала его никогда.
Как мне позже объяснил мой муж, я увидела в тот момент Священную Даарию, далёкую и удивительную прародину наших предков. Но тогда я была всего лишь маленькой девочкой и видела только необыкновенной красоты хрустальный город, похожий на один из удивительных городов моих сказок… Потом эти видения вдруг исчезли и появились другие, уже совершенно непонятные. Перед моими глазами проплывал мощный искрящийся поток каких-то незнакомых знаков, похожих на странные и очень красивые буквы… (которые я узнала намного позже, читая старинные славянские Веды). Я увидела огромную хрустальную лестницу, такую высокую, что создавалось впечатление как будто она идёт в никуда. И один из шести показал, что я должна идти по ней наверх.