Апостолы-евангелисты. Что означают образы ангела, тельца, льва и орла на иконах святых, написавших книги евангелия

Четыре апостола, Матфей, Марк, Лука и Иоанн оставили нам Евангелие – описание жизни Господа Иисуса Христа. Из них Матфей и Иоанн принадлежали к числу двенадцати апостолов, Марк же и Лука были из числа семидесяти учеников Христа.

Видение пророком Иезекиилем славы Божией


В церкви мы видим изображение этих четырех Евангелистов на Царских вратах, у алтаря.

Часто эти апостолы изображены на иконах с какими-то таинственными изображениями. Апостол Матфей – с ангелом, апостол Марк – с головой льва, апостол Лука – с головой тельца, а апостол Иоанн – с головой орла.

Почему это так?



Святой а постол и евангелист
Иоанн Богослов


Святой апостол и евангелист
Марк



Святой апостол и евангелист
Матфей



Святой апостол и евангелист
Лука


О том, что Спаситель придет на землю, что Бог исполнит Свое oбещаниe, и о том, как Христос будет жить на земле, предсказывали многие пророки. И вот один из пророков, который жил приблизительно за 600 лет до Рождества Христова, видел одно таинственное видениe, которое раскрыло ему, как слово Божие через четырех Евангелистов распространится по всему миpy, во все концы вселенной.

Он увидел, что бурный ветер шел от севера, великое облако и огонь. И видно было в этом огне подобие четырех животных. У каждаго из них было четыре лица и четыре крыла. Эти крылья касались одно другого. А лица их были, одно – лицо человека, другое – лицо льва, третье – лицо тельца «и четвертое – лицо орла. И шли эти животныя каждое в свою сторону и вид их был, как вид горящих углей или как вид лампад. Животные так быстро двигались, что казалось, что сверкает молния. Над головами животных было подобие свода, чистаго, как изумительный кристалл, и свод этот они поддерживали своими крыльями.

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: "Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк - это лев, Лука - крылатый бык, а Иоанн - орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?"

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

"О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, - говорит архимандрит Пафнутий. - В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами - человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов - мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых "парусах", поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка - вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был "гласом вопиющего в пустыне" и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил "Сегодня" архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал "преференции" от римлян - им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.

Изображения Апостолов известны с III - IV веков. В ранний период существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.)

Некоторые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой; ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).

Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV века

Апостол Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы

Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года

С VI в. Апостолы стали изображаться с нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.

Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года

В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.

Атрибутами Апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите (Египет), VI век

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века

Также атрибутами апостолов был крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), а также венок - символ победы. Например, мозаики баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500 года. Возможно и сочетание - крест и венок - рельеф саркофага "Ринальдо" в Равенне, V века.

Отличительный атрибут апостола Петра, согласно евангельскому тексту - ключи (Мф 16.:19), появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме, IV век.

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенн

Известны изображения Апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей Лапидарий. Арль).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Трулльского собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме (526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (549 год), рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век).

***

  • О святых иконах в вопросах и ответах - Библиотека православного христианина
  • Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение - протоиерей Дмитрий Владыков
  • Иконопочитание в Православии - митрополит Макарий Булгаков
  • Мир иконы - диакон Андрей Кураев
  • Икона в русской словесности XIX - XX веков - Валерий Лепахин
  • Развитие иконографии князя Владимира - Валерий Лепахин
  • Православие и иконопочитание - Сергей Говорун
  • Почем баптистский опиум для народа?! или Зачем баптисты лгут об иконопочитании? - Александр Пикалев
  • Первое послание святого отца нашего Григория , папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Против лютеран - Слово о поклонении святым иконам - преподобный Максим Грек
  • Психологический символизм жестов в христианской иконографии - иерей Дмитрий Юревич
  • Почему так много икон Богородицы? - Ирина Языкова

***

Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 Апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима).

Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), - представлено 6 Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., "Плотин с учениками" - рельеф саркофага (270 год).

С IV века композиция двенадцати апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды Церкци Сан-Лоренцо в Милане (I V век), и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).

Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век

В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой. Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно - саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из Церкви святого Иоанна Студийского в К-поле, V в.).

Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год

В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года).

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне

С сер. IV в. получает распространение композиция "Traditio Legis" (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа.

В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).

Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)

Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане

Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век

В конце V - VI веков изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря. Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в Равенне (около 547 года) - на арках алтарного свода; Кафоликон монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) - в апсиде; Церовь Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI века) - на триумфальной арке).

Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне

В VI в. появляется иконография "Причащение апостолов".

В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Аапостолов.

Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (например мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).

12 Апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)

Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год

Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV - начало XV ка

12 Апостолов входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях "Собор двенадцати апостолов" (икона, XIV века), "Отослание апостолов на проповедь" (Токалы-килисе (Каппадокия), икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII век. и клеймо иконы "Похвала Богоматери с Акафистом", XIV века.

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век

Изображения апостолов на клеймах иконы "Похвала Богоматери, XIV век

Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года

На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции "Собор двенадцати апостолов" в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в., икона, XVI в., фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями "Древо Иессеево" и "Лоза Христова", вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век

12 Апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях "Успение Богоматери", "Страшный Суд", "Евхаристия".

Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.

Состав А. в этих композициях может варьироваться.

Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).

Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648, XIII в.).

Апостол Павел. Миниатюры из "Деяния и Послания апостолов", 1072 год

Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий Апостолов.

Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви Святых апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка.

В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам:

Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.

История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 год.

В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу.

Таковы росписи Церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. ("Св. Иоанн Богослов в житии", кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), "Апостолы Петр и Павел с житием", XVI в. (НГОМЗ), "Ап. Матфей в житии", кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевропейской традиции создаются образы на тему апостольских страданий, например, икона "Апостольская проповедь" мастера Феодора Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.

Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов

В XVI - XVII веках в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, Церковь Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689).

Почитание Апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII - начало ХIII в.)

Нина Квливидзе

ЗАДАНИЕ 1.


1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» ?

А. Александра Федоровна Романова

2. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный» . Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий

3. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…

Г. Крым

4. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

Д. Цветаева М.А.

5. В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?

А. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II

6. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

8. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

9. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

Г. Митра

10. « Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля(по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите иконы святых Апостолов.

Каждый из них изображен пишущим Евангелие.

В Новом Завете на первом месте обычно располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым на данных иконах изображен Ангел. В других случаях вместо Ангела изображен человек - в ознаменование того, что в этом Евангелии повествуется о происхождении Спасителя по человечеству.

На втором месте располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым изображен лев, т.к. это Евангелие начинается словами о «гласе вопиющего в пустыне».

На третьем - того, рядом с которым телец, т.к. это Евангелие начинается рассказом о жертвоприношении Захарии.

На четвертом - того, рядом с которым орел - в ознаменование высоты богословия пролога этого Евангелия.

Под каждым изображением подпишите имя Апостола.

Имя: Иоанн Имя: Матфей Имя: Марк Имя: Лука

Каким другим словом можно назвать этих четырех Апостолов?

Евангелисты

Один из этих Апостолов за проповедь Евангелия был сослан на остров Патмос. Впишите его имя в стихотворение «Патмос» архиепископа Иоанна Сан-Францисского. В этом стихотворении упоминается животное, изображаемое на иконах рядом с этим Апостолом.


Здесь Иоанн свою пещеру,

Как землю новую, обрёл,

И из пещеры вынес веру

На крыльях медленных орёл,

И всё кружил над пеной белой,

И отлетел в свой Горний Град.

С тех пор на Патмосе закат

Стоит средь волн осиротелых.


Система оценивания:

За каждое правильно указанное имя под изображением начисляется 1,5 балла .

За правильное указание названия начисляется 0,5балла .

За правильно указанное имя в стихотворении начисляется 1 балл .

Максимум 7,5 баллов за задание 2 .

ЗАДАНИЕ 3. Продолжите логический ряд. Для каждой логической цепочки напишите обобщающее слово.

(в логическом ряду семь позиций) Покаяние, Елеосвящение, Венчание…

… Крещение, Миропомазание, Причащение, Священство

Обобщающее слово: Таинство

(в логическом ряду двенадцать позиций) Вход Господень в Иерусалим, Рождество Христово, Богоявление…

… Рождество Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Вознесение Господне; День Святой Троицы; Преображение Господне; Успение Богородицы

Обобщающее слово: Двунадесятый праздник

Система оценивания:

За каждую правильно указанную позицию в логических цепочках начисляется 0,5 балла .

За каждое правильно указанное обобщающее слово начисляется 1 балл .

Максимум 8,5 баллов за задание 3 .

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте факты о Крыме царских времен.

Факт: Императрица Мария Александровна пожелала назвать будущий храм в Ливадии в честь одного из наиболее почитаемых двунадесятых православных праздников. Этот праздник связан со следующими событиями: в IV веке мать византийского императора Константина, Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где обрела подлинный Крест, на котором был распят Иисус Христос, и вновь воздвигла его на горе Голгофе - там, где совершилось распятие.

Напишите название воздвигнутого в Ливадии храма: Крестовоздвиженский храм (церковь)

Факт: Однако на последующие Высочайшие приезды в Крым уже легла тень постоянной угрозы жизни членам царской семьи от рук террористов: имение стало более тщательно охраняться, и допуск посетителей во время пребывания Императора по распоряжению Министра Двора Адлерберга ограничили.

О каком императоре идет речь?Александр II

Факт: Именно то, что в этом выдающемся сыне России «струилась царская кровь», стало причиной полного забвения его имени на многие десятилетия. Несколько поколений советских людей, слушая шедевры мировой вокальной культуры - романсы Чайковского и Глазунова «Растворил я окно», «Сирень», «Повеяло черемухой», «О дитя, под окошком твоим», не знали, что музыку к ним великие композиторы сочиняли на его стихи.

О каком князе идет речь?князь Константин Романов (К.Р.)

Факт: За всю историю императорского южнобережного имения только один раз Романовы встречали в нем Рождество и Новый год - зимой 1900/1901 гг. Есть что-то символическое в том, как начался XX век для царской семьи: обстоятельства, заставившие их остаться в Крыму, сама обстановка встречи первого года нового столетия как будто предрекали трагические события последующих лет...

Напишите название имения, где императорская семья встретила новое столетие:

Ливадия

Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 4 начисляется 1 балл .

Максимум за задание 4 начисляется 4 балла .

Всего за все задания 30 баллов.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08