24 сентября какой праздник у православных христиан. Праздник православных Святых угодников божих

23 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Церковь чествует трех святых девиц, родных сестер родом из Вифинии (Малая Азия). Были преданы мукам за веру в Христа по приказу правителя Вифинской области Фронтона.

Преподобного Павла Послушливого, Печерского

День памяти подвижника Дальних пещер в Киеве Павла (XIII-XIV вв.).

Преподобного Иоасафа Каменского (в миру князя Андрея Вологодского), чудотворца Спасокубенского

Является днем памяти святого Иоасафа (в миру - князь Андрей). Погребен в Спасо-Каменном монастыре.

Какой церковный праздник сегодня, 24 сентября 2018 года

24 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Федорины вечерки

Преподобной Феодоры Александрийской Младшей

Почтение памяти святой Феодоры родом из Александрии. Подвизалась в мужском монастыре в мужском образе.

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Праздник в честь последнего перенесения святых мощей двух основателей Валаамского монастыря из Великого Новгорода обратно в построенную ними обитель после нашествия шведов в 1163-1164 гг.

Преподобного Силуана Афонского

Посвящен монаху Константинопольского Патриархата, подвизавшемуся на Афоне - Силуану (мирское имя - Семен Антонов). Канонизирован в 1988 году.

Церковные православные праздники

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название – Светлое Христово Воскресение) – важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово – 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) – 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне – 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне – 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии – матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии – матери Иисуса Христа – в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники – 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне – 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Полное название праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты – периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы – недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших – дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

По церковному календарю 7 апреля 2019 года отмечают день памяти Иоанна Лествичника - известного христианского духовного писателя.

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы, а также о Святом Иоанне и почему он упоминается в церковном календаре.

Благовещение

По церковному календарю 7 апреля православные празднуют один из главных христианских праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы.

В церковный праздник Благовещения вспоминают, как архангел Гавриил явился Пресвятой Деве и сообщил, что ей предстоит родить Сына Божья.

Марию, которая до 14 лет воспитывалась при храме, обручили с Иосифом. В доме своего нареченного супруга, который должен был оберегать невинность Девы, она вела тихую молитвенную жизнь. Потому она искренне удивилась, как может родить, не зная мужа.

Архангел, по преданию, объяснил ей: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя". На что Мария смиренно ответила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Это событие дало начало Евангельской истории.

Готовность и согласие Пречистой Богородицы принять все, Ей уготованное - пример для каждого христианина, какими должны быть отношения между Богом и человеком. Их смысл заключен в сотрудничестве, то есть не только в принятии Воли Божьей, но и в проявлении на пути к Господу собственной доброй воли.

Иоанн Лествичник

По церковному календарю, 7 апреля поминают Иоанна Лествичника — автора книги "Лествица", то есть лестница - символ духовного восхождения, посвященная вопросам монашеской жизни и духовного совершенствования.

На рубеже VI-VII веков 16-летний Иоанн пришел в Синайский монастырь Святой Екатерины в Египте. После смерти своего наставника Мартирия, у которого Иоанн обучался послушанию, труду и молитве, он на долгие годы удалился в пустыню с учеником Моисеем и предался покаянию.

Со временем праведность пустынника явила себя в чудесах. Однажды его ученик Моисей прилег отдохнуть в тени большого камня. Иоанну в это время явился в келье ангел, упрекнувший его, что пока он отдыхает, Моисей находится в опасности. Вскочив на ноги, старец стал усердно молиться.

Ученик, вернувшись рассказал, что во сне, услышав зов Иоанна, он, проснувшись, побежал к келье. В ту же секунду камень, под которым он только что лежал, рухнул.

В Синайский монастырь ему пришлось вернуться в возрасте 75 лет и по желанию братии возглавить обитель. Это бремя он принял как новое послушание.

Через некоторое время игумен другого монастыря попросил Иоанна написать небольшое наставление для иноков. Внутреннему взору преподобного необыкновенную ясность придал 40-летний опыт покаяния. Так родилась знаменитая "Лествица".

"Лествицу" другие Святые на протяжении веков не раз называли лучшей книгой "для спасительного руководства". Книга преподобного обращена в равной степени как к монахам, так и мирянам.

Монашеские идеалы Святого получили широкое распространение, его книга еще в древности была переведена на многие языки и стала любимым духовным чтением не только монахов, но и для мирян.

Именины

Материал подготовлен на основе открытых источников

Реклама

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными.

Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался.

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в ХIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года.

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.
Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Прп. Феодоры Александрийской (474-491).

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении.

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918).

Сщмч. Карпа пресвитера (1937).

Прп. Силуана Афонского (1938).

Сщмч. Николая диакона (1942).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I).

Мчч. Диодора и Дидима, Сирских.

Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364).

Прп. Евфросина повара (IX).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.

Прп. Пафнутия, испов., еп. в Фиваиде Египетской.

Прпмц. Феодоры Вастийской, Пелопонесской.

Прп. Илии пещерского Калабрийского (960).

Прославление блж. Ксении, Петерсбургской.

В сентябре завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье — то большое, мужики богаты!

Что мужики — то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Сегодня православные, церковные праздники, святые угодники божии: Преподобная Феодора. Преподобные Сергий и Герман. Преподобный Силуан.

Сегодня 24 сентября (11 сентября по старому стилю) праздники православные, церковные, праздник святых угодников божиих:

* Преподобной Феодоры Александрийской (ок. 474-491). *** Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). * Преподобного Силуана Афонского (1938).
Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).

Праздник православных Святых угодников божих

Преподобная Феодора

Преподобная Феодора жила в Александрии в V в. Имея мужем доброго человека, она жила счастливо. Но случилось, что полюбил ее некий богач и всячески старался склонить к измене мужу. Св. Феодора боялась оскорбить Бога этой изменой и долго боролась с искушением. Наконец, при посредничестве одной женщины, богач достиг своей цели. Тогда совесть начала мучить Феодору: она стыдилась смотреть на своего мужа, родных и знакомых. Придя в монастырь к знакомой игуменье, она исповедала свой грех и спрашивала, можно ли ей надеяться на милость Божию и спасение? Игуменья успокаивала Феодору, говоря: «Велик грех твой, но велико и милосердие Божие, и нет греха, который превышал бы его. Кайся, и спасешься». Тогда Феодора решила удалиться в монастырь, но, боясь, чтобы муж не отыскал ее в женском монастыре, остригла волосы, надела мужское платье и с именем Феодора пришла в мужской монастырь в Египте. Игумен не хотел принимать ее, видя ее молодость; но св. Феодора слезно молила его и обещала исполнять все монашеские послушания. Восемь лет провела св. Феодора в монастыре в великих трудах, посте, богомыслии и молитве. Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось св. Феодоре останавливаться по делам монастыря, соблазнившись красотой молодого монаха, склоняла его ко греху. Получив отказ, а после того родив незаконно дитя, оклеветала во грехе преподобную. Игумен и братия разгневались на нее и выгнали из монастыря. Но св. Феодора, не желая открыть свою тайну, взяла ребенка и поселилась в шалаше неподалеку от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка. Сколько пришлось ей перенести разных насмешек! Кроме того, терпела она и жар, и холод. Наконец, ее вновь приняли в монастырь, где, прожив два года, она скончалась. Тогда узнали, что она была женщиной, Бог же открыл игумену о ее святости. Игумен рассказал об этом братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись, что тяжко согрешали против нее. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он оставил мир и принял постриг.

Преподобный Силуан

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии в крестьянской семье. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру благодати, которая обычно дается совершенным, и особенно остро переживают ее неизбежное умаление. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон, где осенью 1892 г. поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице.

Афонский вековой уклад вводил его на стезю духовного подвига, он скоро получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар «самодвижной» молитвы. Вместе с тем неопытный инок подвергался многочисленным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними, когда брат Симеон изнемог, почувствовал полную оставленность, а душу его охватила смертная тоска, молодому послушнику было видение самого Иисуса Христа. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан, неся монастырские послушания, в глубине сердца обучался «умному трезвению» - борьбе с помыслами, нес подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве, и провел в непрестанной борьбе пятнадцать лет. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, преподобного Силуана охватило болезненное томление: сколько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи! ...Что должен я делать, чтобы молится Тебе чистым умом? ...Чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Откровение Господа преподобному Силуану в краткой форме содержало вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. С этого времени преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но еще только через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он написал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.

Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. (1938 г.).

Преподобные Сергий и Герман

Преподобные Сергий и Герман называются валаамскими чудотворцами, потому что были-основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Кто были они по происхождению - неизвестно. Некоторые думают, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего остров и благословившего его крестом из камня, а Герман - учеником Сергия. Иные думают, что они были современниками князя Владимира Великого и в то время основали свой монастырь; но всего вероятнее, что святые Сергий и Герман подвизались в середине XIV в. В этом веке шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, принуждали православных карелов принимать католичество. В это время старцы Сергий и Герман поселились в стране карелов для поддержки православия своим учением и жизнью и основали обитель на Валааме. Им пришлось потерпеть немало скорбей, особенно от короля шведского Магнуса, ревнителя католичества, который огнем и мечом заставлял переходить в католическую веру. Братство иноков на Валааме с самого начала было многолюдное, устав - общежительный и строгий. Кончина святых валаамских угодников относится к 1353 г., а обретение их мощей к 1400 г. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра:

Ожидаются праздники:
10.03.2020 -
11.03.2020 -
12.03.2020 -
13.03.2020 -

24 сентября (11 сентября по старому стилю - церковному юлианскому календарю). 16-я неделя по Пятидесятнице (шестнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется неделей, после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поименно угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобная Феодора Александрийская . Пример этой святой V столетия от Рождества Христова, подобно подвигу преподобной Марии Египетской , совершенному несколькими десятилетиями позднее, наглядно демонстрирует силу искреннего покаяния.

В молодости Феодора, супруга одного знатного христианина, была соблазнена и впала в грех прелюбодеяния. Вскоре она осознала тяжесть своего греха, ушла из дома, переодевшись мужчиной. Будущая святая поступила в мужской монастырь, где стала совершать самые тяжелые послушания, пребывая в непрестанной покаянной молитве.

Однажды святую Феодору, которую все считали монахом Феодором, оклеветали. Одной девицей, вступившей в блудную связь и родившей младенца, был распущен слух, будто этот ребенок не от кого бы то ни было, а именно от самой Феодоры. Она покорилась этому, взяла младенца и ушла с ним из монастыря, приняв это изгнание как наказание за свой старый грех. Только через семь лет ее приняли с повзрослевшим отроком обратно в монастырь.

Господь даровал преподобной матери Феодоре не только прощение, но и дар чудотворений. Так, по ее молитвам во время засухи в давно иссохшем колодце появилась вода. Несколько лет святая старица прожила в обители, и только после ее блаженной кончины игумену и монахам открылось, что это была женщина в мужском образе. Со слезами они просили прощения у святой Феодоры. А когда ее бывший супруг узнал об этом, то и сам принял постриг в этой обители. А много лет спустя ее настоятелем стал воспитанный преподобной Феодорой отрок.

Преподобный Силуан Афонский . В течение тысячи лет на Святой горе Афон подвизалось множество русских монахов. Последним русским старцем с Афона, причисленным к лику святых, стал преподобный Силуан, родившийся на Тамбовщине в 1866 году .

В юности будущий старец был простым крестьянином Семеном Антоновым. Он был наделен недюжинной силой и часто не знал, куда ее деть: пил вино да дрался. Но однажды этому необузданному, дерзкому парню приснилось, будто ему в рот заползла змея. Внезапно он услышал: "Ты проглотил змею во сне и тебе противно. Так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь". И понял Семен, что это был голос Богородицы. С тех пор юноша укрепился в решении уйти в монастырь, и в итоге в 1892 году Господь привел его на Святую гору Афон.

На Афоне отец Силуан прожил большую часть жизни - 46 лет из 72. В храме у мельницы, где святой нес свое первое послушание, произошло то, что потрясло до глубины души еще молодого инока. В церкви пророка Ильи направо от Царских врат, возле иконы Спасителя он увидел живого Христа. Тогда все существо его наполнилось огнем благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям. И вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

В рамках краткого материала очень сложно рассказать о духовных подвигах и наставлениях этого великого святого, а потому рекомендуем к прочтению его пространное Житие, а также книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан".

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их . Святой Димитрий был знатного рода и в I веке от Рождества Христова являлся правителем города Скепсия в местности Геллеспонт.

Однажды святой Корнилий Сотник , бывший язычник, обращенный ко Христу самим первоверховным апостолом Петром , пришел в Скепсию с проповедью Слова Божия. Язычники схватили проповедника и привели к Димитрию, который пытался заставить святого отречься от Христа и даже подвергал его пыткам.

Святой Корнилий стойко выдержал истязания, а потом одной силой молитвы сокрушил языческих идолов. После этого Димитрий уверовал во Христа и даже вместе со всей своей семьей принял святое Крещение. За это разъяренные язычники бросили своего бывшего правителя в темницу, где уморили всех троих страдальцев голодом.

Мученица Ия . Эта святая страдалица за Христа и Его Церковь в числе 9 тысяч христиан была пленена персидским царем Сапором II. В городе Визад местный главный волхв пытался заставить ее отречься от христианской веры, но даже под пытками она не предала Христа. Святую Ию, которая, по некоторым сведениям, была знатной римлянкой, а возможно, и монахиней, обезглавили около 362-364 годов от Рождества Христова.

Преподобный Евфросин Палестинский . Святой IX столетия от Рождества Христова, сподобившийся прославления в лике святых за свою кротость и послушание. Сам Господь еще при жизни преподобного Евфросина открыл одному священнику в видении святость этого скромного монаха. Узнав об этом, он ушел из обители и завершил свои земные дни в отшельническом уединении.

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские (Сирские) . Об этих святых страдальцах известно немного. Мы знаем лишь то, что они проповедовали Слово Божие язычникам, многих из которых крестили. Лаодикийский правитель отдал приказ схватить их и пытать, после чего мученики скончались.

Священномученики Николай Подьяков и Виктор, пресвитеры (1918), Карп Эльб, пресвитер (1937), и Николай Широгоров, диакон (1942) . Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновской . Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской епархии. Именно у него молился царь Петр I накануне Полтавской битвы 1709 года , которую молитвами Божией Матери русские войска блестяще выиграли.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"