Чукотка: советская ядерная база у границ США и поселок Угольные Копи. Общие сведения

НА фото: Чукотка, поселок Угольные Копи, улица Комсомольская

У́гольные Копи - посёлок городского типа, административный центр Анадырского района Чукотского автономного округа. Находится он на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив города Анадырь. В 2010 году здесь проживало 3367 человек, что значительно ниже по сравнеию с переписью 2002 года - тогда тут жило 3863 чел.

Основу экономики составляет добыча бурого угля. Близ посёлка также расположен международный аэропорт Угольный, крупнейший на Чукотке.

В поселке есть Храм Почаевской иконы Божией Матери. Он необычная архитектура для церкви.

Зимой, когда акватория Анадырского лимана покрывается толстым льдом, открывается ледовая дорога, и тогда время в пути на машине из Анадыря до Угольных Копей всго 30 минут. Анадырский лиман является частью Берингова моря и Анадырского залива. Своим происхождением, как объясняют ученые он обязан реке Анадырь. Это одна из самых больших рек не только Чукотского полуострова, но и всего Северо - Востока.

НА фото: Чукотка, закат на Анадырском лимане

Основан поселок в начале XX века как поселение шахтеров, снабжавших пост Ново-Мариинск углем. Районное управление в разные годы находилось то в Анадыре, то в Шахтерском. С 1997 года окончательно центром района становится поселок городского типа Угольные Копи. Здесь находятся все районные учреждения, несколько воинских частей. Есть сеть магазинов, узел связи, библиотека, школы, дом культуры. Поселок вытянут вдоль дороги аэропорт - Шахтерский. Самым благоустроенным является микрорайон "Первомайка". Гостиницы в посел ке нет, но она есть в аэропорту.

Окрестности поселка очень живописны с видом на Анадырский лиман, бескрайнюю тундру. Летом здесь прекрасная рыбалка и обилие ягод и грибов

Посёлок городского типа, в составе Анадырского района Чукотского автономного округа, расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив Анадыря.

Население по результатам переписи 2002 года - 3863 человека, по переписи 2010 года составляло 3368 человек, в 2015г - 3666 чел.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 2607 человек

Это рабочий поселок. Здесь живут шахтеры, военные, рабочие, служащие, авиаторы, Расположен на левом берегу Анадырского лимана. Добраться до него можно из аэропорта Анадырь на такси или рейсовом автобусе за 15-20 мин. Из окружного центра летом можно доехать рейсовым катером, а потом на автобусе. Время в пути - около 1 ч. Зимой, когда акватория Анадырского лимана покрывается толстым льдом, открывается ледовая дорога, и тогда время в пути на машине из Анадыря до Угольных Копей не превысит 30 мин.
Основан населенный пункт в начале XX в. как поселение шахтеров, снабжавших пост Ново-Мариинск углем. Районное управление в разные годы находилось то в Анадыре, то в Шахтерском. С 1997 г. окончательно центром района становятся Угольные Копи. Здесь находятся все районные учреждения, несколько воинских частей. Есть сеть магазинов, узел связи, библиотека, школы, дом культуры. Поселок вытянут вдоль дороги аэропорт - Шахтерский. Самым благоустроенным является микрорайон "Первомайка". Гостиницы в поселке нет, но есть в аэропорту. Очень живописны окрестности поселка с видом на лиман, бескрайнюю тундру. Летом здесь прекрасная рыбалка и обилие ягод и грибов
---
На протяжении десятилетий на карте Анадырского района долгое время административным центром был поселок Комбинат, переименованный в начале 1960-х годов в Шахтёрский. В 2007 году он был окончательно ликвидирован. Поселок располагался на противоположной от Анадыря стороне лимана, между берегом бухты Мелкой и подножием Второй Горки, и долгое время был как бы отдельным микрорайоном столицы Чукотки. Первые сведения об освоении этих мест относятся еще к началу XX века. Примерно в 1909 году здесь обосновался крупный капиталист из Владивостока, владелец рыбных промыслов Грушецкий. Он был также единоличным владельцем «Тихоокеанской пароходной компании «Грушец­кий и К°». Кроме обычных грузовых пароходов он владел и двумя рефрижераторами, а по тем временам суда такого типа были довольно редкими. В 1906-1908 годах на левой стороне лимана добывали золото на американском акционерном прииске «Дискавери». Прииск закрыли, но ожидания остались. Вот и решил Грушецкий обосноваться поближе к местам желанных будущих открытий золота, чтобы не упустить свой шанс. А пока он вложил свободные капиталы в строительство первых двух на северо-востоке России рыбо-разводных заводов на западном берегу Камчатки. А заодно добился статуса поставщика двора его императорского величества самого вкусного на Дальнем Востоке анадырского лосося. По сведениям известного геолога Петра Полевого, изучавшего Чукотку в 1912-1913 годах, только рефрижератор «Евгения» увозил к царскому столу небывалый улов - 72 тысячи пудов за лето. Из-за малолюдства населения в округе на свои рыбалки Грушецкий чаще всего привозил корейских рабочих из Владивостока.
В 1910-1920-х годах старатели после летних поисков золота зимой на левом берегу лимана проходили шурфы по разведке найденного здесь угля. В 1928 году Акционерное Камчатское общество (АКО), созданное годом раньше, направило крупную по тому времени даже для страны геологическую экспедицию под руководством В.В. Купер-Конина. В ее распоряжении были два буровых станка, два гусеничных трактора с прицепами, морские и речные катера, баржи, мастерская для ремонта оборудования, оснащенная различными станками. Катера и баржи обосновались в бухте Мелкой. Золота на месте бывших работ прииска «Дискавери» и на соседних водотоках бассейна реки Волчьей экспедиция, работавшая до 1930 года, не нашла, зато сделала предварительный подсчет запасов угля на левом берегу Анадырского лимана. По ее оценке, они составляли 17,6 миллиона тонн. Это оказалось очень кстати, так как на прежних разработках, на месте первых угольных копей на другой стороне лимана, из-за пожара пласт в 1929 году в значительной мере выгорел.
В 1929 году АКО решило осваивать богатые запасы местного лосося и создало Анадырский рыбоконсервный комбинат. На берегу бухты Мелкой в том же году началось строительство Анадырского рыбозавода, одной из рыболовецких баз комбината. Через два года здесь вступила в строй электростанция мощностью в 44 кВт. Следующим летом уже было выпущено 12 500 ящиков рыбных консервов. Каждый из них содержал по 48 банок. В состав комбината входило пять рыболовецких баз, консервный завод, кустарная разработка местных углей на левом берегу лимана, другие объекты. А с появлением второго консервного завода на юге района, в Мейныпилыыно, где была также одна из рыболовецких баз, рыбоконсервный комбинат разделился на два комбината - Анадырский и Мейныпилыынский. Максимального вылова и выпуска продукции оба комбината достигли в 1943 году. Большая часть улова шла на засолку, и ее в бочках отправляли для питания заключенных, добывавших олово на оборонных предприятиях Дальстроя в Чаунском районе и работавших также на других объектах.
В то время, когда строили корпус комбината, не только на Чукотке, но и в стране еще не было опыта строительства в условиях вечной мерзлоты, да и сами ее особенности требовали всестороннего изучения. И так получилось, что здание, построенное без учета знаний о мерзлоте, через пару лет начало разрушаться. Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Недалеко от берега бухты Мелкой в 1935 году была основана Анадырская научно-исследовательская мерзлотная станция, ставшая первым академическим научным учреждением на Чукотке. В разное время на станции ра­ботали талантливые специалисты, ставшие со временем крупными учеными с мировым именем. Ее основатель, кандидат наук П.Ф. Швецов, за выдающиеся работы был избран членом-корреспондентом Академии наук, минуя докторскую степень. Как крупный ученый, Петр Филимонович долгое время возглавлял Институт мерзлотоведения Академии наук СССР, был удостоен Государственной премии.
Бухта Мелкая и Вторая Горка, между которыми расположен Комбинат, ставший после войны центром района, сыграли выдающуюся роль в истории округа. Вначале бухта прославилась обильными уловами рыбы. В 1932 году на ее водную гладь совершил посадку гидросамолет летчика Г. Страубе. Отсюда же с его экипажем стартовала летная экспедиция геолога С. Обручева и картографа К. Салищева на поплавковом самоле­те ЮГ-1. В полетах в небе Чукотки возглавил экипаж морской летчик Ф.К. Куканов. Пройдут десятилетия, и работы геологов с применением авиации станут обычным явлением, а сам метод получит название групповой съемки.
В апреле 1940 года в окрестностях Комбината завершился первый авиарейс, связавший Москву с Анадырем. Его выполнил один из первых Героев Советского Союза М.В. Водопьянов. А летом на новой авиалинии посадка на самолеты Н-309, вылетающие с Анадыря в Москву, шла из деревянного морского причала у берега бухты. На Второй Горке еще до войны стартовали в небо первые летчики из числа коренных жителей края. Тогда же первые парашютисты Чукотки «приземлялись» на лед бухты. Уходили в небо тогда с грунтовой полосы Второй Горки и льда бухты многие летчики Чукотской авиагруппы. Один из них, В.И. Масленников, в годы войны стал командиром эскадрильи авиации дальнего действия. За бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу врага и выполнение других боевых заданий Виталий Иванович в 1943 году был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Он награжден также 4 орденами Ленина, орденами Боевого Красного Знамени и Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями. Столь внушительного числа наград не было ни у одного гражданского летчика страны. После войны Виталий Иванович снова не раз сажал свою машину на лед бухты уже как летчик полярной авиации и перерывах между полетами с большим увлечением пре­красно писал маслом чукотские пейзажи. Всего Виталий Иванович летал в Арктике полных тридцать лет.
Особенно важную роль выпало сыграть бухте Мелкой и Второй Горке в годы Великой Отечественной войны. Летом самолеты садились на дозаправку на Горку, а зимой на лед, как на запасной аэродром. Это были сотни самолетов, перегоняемых с Аляски к фронту по системе договоров ленд-лиза по знаменитой и секретной тогда авиатрассе АлСиб, экипажи которых совершали посадку на лед зимой. Садились здесь командир Краснознаменной Красноярской перегоночной дивизии Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук, известный американский летчик Томас Уотсон, другие знаменитые летчики. В конце 1970 - начале 1980-х годов Томас Уотсон был послом США в Советском Союзе. В 1987 году 73-летний бывший посол США во время кругосветного перелета с запада на восток был принят в Москве Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко в Москве, а потом были незабываемые встречи на земле Чукотки и в Анадыре, где в годы войны прошла боевая молодость Томаса Уотсона.
Напомним, авиалиния Москва-Анадырь-Москва была открыта в 1940 году. Двадцать лет ее конечным пунктом оставалась Вторая Горка. Все это время самолеты сначала шли на юг, в направлении Хабаровска, а потом уже на Москву. Во время частых посадок самолетов на заправку не редкими были и пересадки на другие типы самолетов. В 1960 году на авиатрассе Москва-Анадырь- Москва, которая пролегала по северному маршруту с посадками в Амдерме, Хатанге и Тикси, стали летать более комфортабельные и современные машины - первенец советской гражданской реактивной авиации Ту-104 и турбовинтовой самолет Ил-18. Они перевозили не только пассажиров, но и грузы, особенно свежие овощи, в аэропорт столицы округа. Самолеты садились и взлетали с первой бетонной полосы округа - военного аэродрома, но еще долго, до сентября 1974 года, часть служб гражданской авиации, пока не был построен аэровокзальный комплекс, находилась на Второй Горке. Такой «разброс» служб гражданской авиации делал в ту пору Анадырский аэропорт самым сложным в стране.
Комбинат и аэропорт соединяет грунтовая дорога. Ее последние километры проходят через Угольные Копи. У поселка есть ряд микрорайо­нов, включая аэропорт.
Дату основания Угольных Копей условно можно отнести к концу 1920-х годов, когда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта. Тогда же здесь был создан вспомогательный учас­ток Анадырского рыбокомбината. После ликвидации последнего в 1957 году шахта стала самостоятельным предприятием. На протяжении десятилетий уголь отсюда поступал не только в окружной центр, но и в глубинные пункты по реке Анадырь, на Эгвекинотскую ГРЭС. В виде эксперимента в конце 1960 - начале 1970-х годов были поставки на Камчатку и в Японию. Коллективы подземщиков по уровню производительности на однотипном оборудовании входили в число лучших в стране. Сейчас уголь добывают уже из четвертой шахты. Его подают по конвейеру на причал, где летом загружают на плавсредства. Зимой более сотни тысяч тонн завозят на Анадырскую ТЭЦ автомашинами по ледовой переправе через лиман. Для шахтеров и работников других учреждений построен по современным проектам микрорайон Первомайка.
Недалеко от шахты в 1930-х годах построили передающую радиостанцию и антенное поле. Приемная станция была создана на мысе Обсервации. Передающая и приемная станция десятки лет считались комплексом правительственной связи.
В Угольных Копях долгое время находились воинские части Анадырского гарнизона.
Как военный гарнизон поселок Угольные Копи сейчас утратил свое значение. Летом 1983 года расположенную здесь дивизию ПВО подняли по тревоге и развернули ее маршрут вглубь страны. Уже в воздухе командир дивизии получил координаты назначения - Гудаута, побережье Черного моря.

В последние годы воинские части из Угольных Копей и окрестностей поселка выведены. Но надо назвать еще один объект - Жиловая Кошка.
В водах на траверзе кошки (косы) и скалистого островка Алюмка всегда был обильный ход лосося на нерест. Там, на косе, до середины 1940-х годов было старинное село Тавайваам. Но военные «положили глаз» на мыс Селения, которым оканчивается кошка, и, не поделив места с рыбой, решили построить бетонный причал. Жителям Тавайваама пришлось «потесниться», и их переселили на другой берег лимана, в окрестности Анадыря.
Сейчас Тавайваам, оставаясь селом, находится под управлением администрации города. А к первому, когда-то бетонному причалу, который давно утратил прежнее военное значение, в навигацию швартуются теплоходы с грузами для левой стороны лимана.
От этого причала начинается также пассажирская линия, связывающая левый берег с окружным центром.
Самым удаленным микрорайоном Угольных Копей является городок авиаторов. В начале 1996 года независимые ранее авиаотряды Анадырский, Билибинский, Чаунский и Шмидтовский объединились на базе Анадырского аэропорта в единое государственное предприятие «Чукотавиа». Его филиалами стали аэропорты Певека, Кепервеема (Билибина), Омолона, мыса Шмидта, залива Креста, Маркова, Провидения, Лаврентия, Беринговского.
Аэропорт Анадырь связан прямыми рейсами с Москвой, Магаданом и Хабаровском. При этом с Москвой столицу округа связывают рейсы двух авиакомпаний, на которых летают комфортабельные самолеты «Боинг-747» и ИЛ-62. Выполняются рейсы в Омск, а летом в аэропорты юга России. В окружной центр, в горняцкие поселки и национальные села округа выполняют рейсы вертолеты Ми-8 и грузовой Ми-26. Пилоты «Чукотавиа» на внутренних линиях обслуживают самолеты Ан-3, Ан-24, Ан-26, освоили Ан-74. На смену боевым самолетам времен «холодной войны» в аэропорту в последние годы приземлялись сугубо мир­ные, но знаменитые «Русланы», вертолет МЧС Ми-26, другая крылатая и винтокрылая техника.
Несколько ранее, в 1990 году, была открыта международная воздушная линия Анадырь-Анкоридж. А в апреле 2002 года аэропорту Анадырь присвоен статус международного. В конце 2005 года, в дни празднования 75-летия Чукотского автономного округа, в аэропорту Анадырь открыт новый аэровокзальный комплекс.

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Анадырского района Чукотского автономного округа» от 25 ноября 2004 года № 41-ОЗ населенный пункт Угольные Копи наделен статусом муниципальное образование городское поселение.

Городское поселение Угольные Копи расположен в районе Крайнего Севера в 200 км к югу от Полярного круга, в пределах тундровой зоны, в зоне развития многолетней мерзлоты.

Населенный пункт – Угольные Копи основан в начале XX века как поселение шахтеров, работающих на шахте, снабжавших пост Ново–Мариинск углем.

Дату основания поселка Угольные Копи условно можно отнести к концу 1920-х годов. Тогда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта, создан участок Анадырского рыбокомбината.

Угольные Копи - поселок городского типа, который по площади занимает 80,55 кв. км. Численность постоянного населения на 01.01.2018 год составила 3 761 человек, в основном это русские, вместе с ними в Угольных Копях проживают чукчи, эвены, чуванцы, эскимосы и др. Численность временного населения на 01.01.2018 год составила 1 087 человек.

Городское поселение Угольные Копи входит в состав Анадырского муниципального района и занимает площадь 8055 га.

Из общей численности жителей в среднем 69,6 % заняты в экономике.

На территории поселка Угольные Копи находится ОАО "Шахта "Угольная", занимающееся добычей бурого угля, и аэропорт международного значения "Анадырь" (Угольный). В конце 2005 года в аэропорту "Анадырь" открыт новый аэровокзальный комплекс, который имеет высокий уровень комфорта и технологий обслуживания пассажиров.

КАРТА-СХЕМА

Границы городского поселения Угольные Копи

Описание границы городского поселения Угольные Копи

Граница идет от условной точки А (8-й причал) по северной стороне автодороги "Автоподъезд к 8-му причалу" 1700 м. до точки Б (поворот на бывший населенный пункт "Геологический").

Первомайка.

Как ни странно, но толчком к основанию посёлка Угольные Копи стал пожар. В конце 1920-х годов на угольных копях на правой (нашей) стороне Анадырского лимана случился пожар. Большая часть угольного пласта выгорела. Перед администрацией поселка Анадыря встала проблема - где взять уголь?
На счастье в те годы и в те же края, была направлена крупная геологическая экспедиция В.В. Купер-Конина с целью исследования района на золотоносность. Как ни странно партия Купер-Конина не обнаружила, зато открыла запасы угля на левой (той) стороне Анадырского лимана, аккурат напротив поселка Анадырь. Уголь был плохенький, зато в огромном количестве. Таким образом в 1929 году началось строительство посёлка, который через много лет получит название Угольные Копи.

Угли, как называют на Чукотке шахтёрский посёлок - посёлок неудачник, или посёлок с самой незавидной судьбой. Самой главной неудачей Угольков является его близость к столице - городу Анадырю. Когда смотришь вечером из Угольных Копей на Анадырь ощущение, что смотришь на Лас-Вегас из Урюпинска. Вроде бы вот она жизнь, где есть кинотеатр, клубы, ледовый каток и прочие сладости городской жизни, а ты на другой стороне лимана. Другая напасть - градообразующая. Специфика добычи угля предполагает строительство шахт и отработку полигонов, т.е. территорий. Сегодня функционирует уже 4-я по счету шахта.
Но самый "подлый" шаг по отношению к Уголькам сделали военные. С 1950-х по 1990-е годы в Угольных Копях дислоцировалась крупнейшая на Чукотке военная группировка. Благодаря им Угольные Копи, стали одним из крупнейших на то время поселений на Чукотке. Только учётного населения здесь проживало около 13 тысяч человек. Военная агломерация выросшая вокруг Угольных Копей, по военной терминологии называлась просто и загадочно: Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый городки. Но в 1990-х годах случился коллапс и территория почти мгновенно опустела. Угольные Копи превратились в город-призрак. В тот посёлок, о котором чаще всего можно услышать: "Здесь бы фильмы про войну снимать", "Фалаут какой-то", или простое русское "ох...это же пи...какой".
Но должно было всё-таки когда-нибудь повезти и этому чукотскому посёлку. Это чудо случилось в конце 1980-х гг. В то время было принято решение и началось строительство нового района для шахтёров. Не мудрствуя лукаво микрорайон назвали по основной улице - Первомайским, или в просторечие Первомайкой. Это по сути отдельный благоустроенный посёлок в царстве урбанистического хаоса.

После такого длинного, краткого экскурса в историю "той стороны" приступаю к описанию нашей автофотоэкспедиции. На календаре 24 февраля, воскресенье, время 11 утра. Транспорт: большой "Додж РАМ" и "маленький" Мицубиси паджеро спорт". В середине февраля открыли официальный зимник: Анадырь-Аэропорт и теперь время езды до Угольных Копей из Анадыря составляет не более 30 минут. С февраля по май, к слову сказать, самое удобное время в жизни людей обоих берегов лимана.

Состав нашего молодежного фотоотряда был многочисленным и разношёрстным: 2 водителя и 8 активных экспедиционеров, из которых, кроме меня только ya_snezhana действительный член ЖЖ-сообщества (рекомендую её нетленку "Сказ о том, как мы за углём ходили").

Что говорить, погода не баловала нас. На улице минус 24, ветер, и в отличие от вчерашней фотоэкспедиции, небо тоскливо-серое.

Первомайка, словно рыцарский замок "ощетинился" неправильным каре многоэтажек против убогости и неприглядности муниципального образования в который его инкорпорировали.

Сегодня в Угольных Копях проживает чуть больше 3000 человек.

Коллер, а тем более факутра зданий, почти ничем не отличается от анадырских.

То ли субботник не удался, то ли открыта выставка достижений хозяйственного инвентаря.

Что всех порадовало, так это номерные мусорные баки. Сразу выдвинули несколько версий "номернутости".
В чём причина хаоса? Правильно! В отсутствии порядка. А вот если бы дни рождения люди праздновали так хаотично? Отмечали бы все. Ведь для всех был бы сюрприз сколько тебе лет.

Администрация посёлка Угольные Копи. Официально, Угольные Копи - райцентр Анадырского района. В советские времена центром района был г. Анадырь, в 1990-х годах райцентр перенесли в Угольные Копи. Но читай выше про "везучесть" посёлка. Какой начальник вытерпит сидеть в Углях, когда столица под боком? Правильно, такое может себе позволить только плохой начальник. А в Анадырском районе много-много лет царствует хороший начальник. Поэтому резиденция администрации Анадырского района в г. Анадыре.

В воскресный непогожий холодный февральский день многие угольковцы улыбнулись увидев нестройные ряды нашей молодёжной фотоэкспедиции.

"Через четыре года здесь будет город сад...."
Камень который все фотографируют....
Уже много лет администрация Анадырского района обещает жителям Углей, что каким-то образом увековечит память участников Великой Отечественной войны. В прошлом году установили камень с табличкой "На этом месте будет разбита аллея Славы".
Сколько денег освоили на этот "монумент" не сообщили, но думаю что десяток кустов той самой аллеи могли бы вместо камня и высадить.

Самое большое сооружение посёлка - Центр образования.

Футбольные ворота на зимних квартирах.

Какое образование, такая и вывеска!

Типичный подъезд на Первомайке. И магазин, и контора.

А это здание видимо чем-то помазано. Потому как именно здесь скопилась вся популяция голубей посёлка Угольные Копи.

Это вам не шубу в трусы заправлять. Это Чукотка! Вжимаем глубже голову.

А вот и детский сад. Перспектива у дошкольников видна визуально.

По отзывам старожилов Анадыря мы узнали, что 13-й дом по улице Тевлянто - это "Дом с мусоропроводом". По-моему, этот дом тоже планировался под мусоропровод.

Детская уличная развлекательная инфраструктура в Угольных Копях выражена ярко, красочно и эстетично.

Пожалуй самый профессиональный фотоэкспедиционер - Сергей Гавриленко. Профессионализм выражался не только в длине объектива. Но и в состоянии самого фотографа.

Что безусловно можно записать в плюс микрорайону "Первомайскому", в отличие от Анадыря здесь у большинства подъездов стоят мусорные баки и скамейки.

Первомайка дуалистична в улицах: Первомайская и Молодёжная. Ничего лишнего.

В отличие от купеческого Анадыря, с его десятками магазинов и торговых точек, Первомайка крайне не торговый район. Поэтому греться в магазинах, как мы это делали в фотоэкспедиции по Анадырю мы не стали. На наше счастье, нам подвернулся теплоузел.

Теплоузел шикарный. В моём детстве там наверняка уже была бы чья-то контора.

Здание бывшего шахтёрского профилактория. Так нам рассказала Алёна, бывшая жительница Первомайки, а нынче столичный чиновник.

Алёна же решила показать нам угольковский бродвей. Но видимо давненько не была в посёлке, поэтому идти к мосту нам пришлось по снегу.

Вот собственно и сам бродвей. Место для променада жителей посёлка.
Это пожалуй самый длинный мост виденный мной на Чукотке.

Глаза Алёны блестели от счастья. Воспоминания! А может пронизывающий хиус дующий в лицо?
Впереди "красуется" шахтуправление.

Горячие сливки из котельной шахты не дают замерзнуть речке Угольной даже в самый лютый мороз.

Наши диванные путешествия продолжаются. Прошлый раз мы летали на Луну, а сегодня отправимся под землю. Нас ждут Угольные Копи.
Поехали!


Чтобы попасть в Угольные Копи, необходимо лететь на Север, в аэропорт Анадырь. Вот он, на фото.
Отсюда действительно можно попасть в Анадырь, но наша цель расположена значительно ближе.

На заднем фоне - поселок Угольные Копи.
Разноцветненький.

На краю аэродрома прикорнула вечным сном малая авиация России.

Плавник окаменевшей акулы напоминает нам о бдительности. Говорят, со сталинских времен он здесь.

От былых времен остались также и высокотехнологические руины.



В свое время это был довольно оживленный узел авиасообщений.

Ну что-же, поехали, посмотрим на сам поселок. Эта дорога называется СпасибоАбрамовичу. Почему так? А вот так.

Проезжаем заброшенное сооружение. Планировалось соорудить тут что-то вроде электростанции. Город должен был вырасти и расцвети. Но что-то не сложилось...

Знакомьтесь, Угольные Копи. Поселок.

Стамбул - город контрастов.

Наведение красоты. Вообще, характерный прием для современной северной городской архитектуры. Яркие, разноцветные краски посреди ледяной пустыни.
Жизнь прекрасна, ананасы.

Внутренности поселка.

Детская площадка. Довольно бездетская кстати. Приглядевшись, можно увидеть ребенка в желтом комбинезоне и одинокого гопника на лавочке.

Вот еще один детеныш.
- Где ты живешь, детка?
- В Угольных Копях, дяденька...

Теплыми августовскими вечерами тут порой довольно многолюдно. Все гуляют, наслаждаются последними летними денечками.

Посмотрим, как живут люди.

На окнах установлены высокотехнологические нано-холодильники "Север-зиро".

На случай перебоев с водоснабжением, за углом дежурит водовоз повышенной проходимости.
Интересно, кстати, не замерзает-ли в нем зимой вода?

Но... не все так уж прекрасно в Угольных Копях. Во-первых - погода.
Здесь холодно и даже очень.

Второй недостаток - это население и состояние жилого фонда.
Разноцветные веселые домики - это прекрасно! А вот, на фото, другая сторона Угольных Копей. Трубы, свисающие со второго этажа - это самодельная сливная канализация.
Так и живем...

Угольные Копи. Зимой и летом.



Гаражи.

Эта тропа называется Шелковым Путем. Она ведет во вторую часть поселка, в военный городок.



Знаешь, ананас, как выглядит Штаб Дальней Авиации России?
А вот так.



А вот так выглядят окрестности.
Как видим, есть чему поучить Сирию.

Урбанистические красоты.

Половина здания,в центре (за лужей) принадлежит Военторгу, а половина - коммерсанту. Догадайтесь, где чья половина.

Кто-то живет прямо здесь, а не в том разноцветном великолепии, которое мы видели в начале.

Вот так здесь ходят на работу. Каждый день, туда и обратно.
Гвозди бы делать из этих людей!

Детская площадка.

Средняя школа и общий вид на улицу Школьную.



С 1989 года, население Угольных копей уменьшилось в четыре раза. С двенадцати тысяч, до трех с половиной (в 2015 году).

Следы оголтелого милитаризма.

Памятник авиаторам-первопроходцам. Никто не забыт.







Возле самолета установлен Дом Офицеров. Действующий. Вопреки всему.



Торговый комплекс. Это Военторг, товарищи.







Зимний натюр-морт.





Это Родина, сынок!

Военное присутствие в Угольных Копях сведено к минимуму. Практически, остался только гражданский сектор.



Казармы пусты и разграблены.







Окраины полны развалин. Вот как-то так тут и строят. Котлована под фундамент не роют.



Итак, почему-же мы здесь? Для ответа, надо отправиться за красную городскую черту.

Впереди нас ждут крутые горки.

А это, кстати, водопровод. Всего лишь два слова - вечная мерзлота. Канаву рыть дорого и сложно.

Проезжаем останки противовоздушной обороны. Эта путаница проводов - сложная система антенн для улавливания врагов на подлете к Мавзолею.



Нам надо вооон в те горы.

Видите вот это сооружение? Оно стоит примерно, как российская база на Луне.
У нас есть лунная база? Нет. Зато, мы угрохали средства в эту гору.

Рядом с Горой расположен поселок. Это база РВСН. Называется Гудым. Ходит легенда, что по фамилии начальника стройки.

Как и положено, деньги истрачены, дома построены, объект заброшен.

Назначение объекта - хранение и регламентное обслуживание ядерного вооружения (ядерной боевой части, ЯБЧ). Подчинялся 12-му Главному управлению Министерства обороны СССР. (Википедия)





Инерция исторического выбора. Вместо этого вот здания, где-то могла-бы быть больница. Онкоцентр, например. И сейчас, в эту самую минуту, на свете жили-бы десятки тысяч спасенных людей.
Они мертвы. Зато, у нас есть вот ЭТО черт-те где на Севере и давно сгнившее.







Ах да, тут-же еще есть подземные сооружения. Мы к ним еще вернемся.

Полюбуемся надежно охраняемыми заброшенными домиками.





А вот, кстати, интересный дом. Местные жители (да-да! Они есть!) рассказывают легенду, что якобы здание раньше было пятиэтажным.
Будто-бы ураган разрушил пятый этаж и, было решено - судьба-с! - оставили четырехэтажным.

Военторг Гудыма во всей красе.



Библиотека.

Всегда в боевой готовности!

Недавно сгоревший дом. Сюда приезжают сезонные "рабочие" - грабят цветной металл и живут, пока не ударят холода.

Медсанчасть.

Главная улица.

Здесь живут охотники за цветметом.





Гудым, по сути, это почти космодром.
Еще один. Заброшенный.

Здесь размещались тягачи с ракетами.



Стартовый стол. Осталось только бетонное основание и часть направляющих. Отсюда запускали ракеты.

На краю площадки есть люк.



Внизу много интересного.
Тяжелый железобетонный блок на колесах - это дверь. Сооружение должно было выдержать ядерный удар.

Объект представлял собой автономные подземные сооружения длиною ровно в один километр, с множеством отдельных ответвлений, не имеющих других выходов, обладал полной противоатомной защитой. (Википедия)

Внутри был разделён на части по уровням доступа для личного состава; транспортировка грузов осуществлялась электрокарами по узкоколейной подземной железной дороге. Имеется 2 центральных входных портала с многотонными гермодверями. (Она-же)



десь хранились и досматривались устройства, от которых покраснел-бы чернобыльский счетчик Гейгера.





Ядерное оружие увезли военные, а медь и прочие полезности отсюда исчезли благодаря сезонным "рабочим". Загоняли внутрь грузовик... а внутри километры медного кабеля и другие вкусности.

Выезд надежно защищен от внезапной ударной волны, возникающей при ядерном взрыве.

Что-ж, пора покидать Гудым. Кто хочет знать больше - Гугль в руки.
Большинство фотографий Гудыма взяты отсюда .

А мы едем в Угольные Копи. Там нас ждет студеное синее море и возвращение домой.

Уже почти приехали.

Домик рыбаков. Можно переждать дождь и крушение империи.

Скамейка ожидания. Пока ждем паром (в Анадырь) можно полюбоваться угольным транспортером. Отсюда уголь грузился на баржи и шел к потребителям.

Вид на транспортер.

Берега завален ржавым железом. Только самый оголтелый русофоб заметит эти развалины.







Здесь был человек.
Часть хлама - это добытые в Гудыме артефакты. Ждут отгрузки в Китай на переплавку.





Что-ж, вот и паром. Пора отправляться в другое дивное местечко.