Выступление «Как мы переходим в другие группы. Переход из одних общественных групп в другие называется Презентация как мы переходим в другие группы

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И РОЛИ В ГРУППАХ МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему.

Анатоль Франс, (1844-1924)

французский писатель

  • Что такое малая и большая социальная группа?
  • Что такое социальная роль?
  • Кто такой лидер? Есть ли лидер в вашем классе?
РАЗВИТИЕ ГРУППЫ

Прочтите текст учебника стр. 69-70. Выделите этапы формирования группы на примере школьного класса.

  • Встреча участников будущей группы.
  • Наименование группы, знакомство.
  • Установление общих норм поведения.
  • Вовлечение в единую жизнедеятельность.
  • Развитие сотрудничества, межличностных отношений.
  • Возникновение внутреннего единства.
КОЛЛЕКТИВ

Пронумеруйте группы по степени сплоченности: курсы английского языка, школьный класс, пассажиры автобуса, спортивная команда

Для группы низкого уровня развития характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу

высокого уровня развития принято называть

коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в на низком уровне его развития.

КОЛЛЕКТИВ

Не любую внешне и даже внутренне сплоченную группу можно назвать коллекти-вом.

Главным признаком коллектива является наличие общих целей и мотивов совместной деятельности и эти цели должны быть общественно значимыми.

БАНДА РАЗБОЙНИКОВ

СПОРТИВНАЯ КОМАНДА

КОЛЛЕКТИВ

ЛУТОШКИН АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1935-1979) - российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии, автор книги «Как вести за собой». Разработал методику изучения уровня развития детского коллектива.

КОЛЛЕКТИВ – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности

КОЛЛЕКТИВ

1. ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Отсутствует авторитетный центр.

2. МЯГКАЯ ГЛИНА. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, поэтому важна организация.

3. МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК. Взаимодействие более активное. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры.

КОЛЛЕКТИВ

4. АЛЫЙ ПАРУС. Происходит укрепление, сближение и сплочение отряда. Девиз: Один за всех и все за одного, т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе.

5. ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ. Взаимодействие наиболее активно, группа стремится к сотрудничеству. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Настоящая коллективность предполагает создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого члена группы, их максимальную самореализацию.

РОЛИ В ГРУППЕ

На основании исследований Рэймонд Белбин выделил восемь типов ролей в группе, которые исполняет человек в зависимости от личных особенностей и качеств:

  • председатель
  • организатор,
  • мозговой центр,
  • объективный критик,
  • исследователь,
  • трудоголик,
  • координатор,
  • отделочник.

РЭЙМОНД МЕРЕДИТ БЕЛБИН – (род. 1926 г.) доктор психологических наук, советник ООН и Комиссии ЕС.

РОЛИ В ГРУППЕ

Прочтите текст учебника стр. 71 и заполните таблицу

РОЛИ В ГРУППЕ

  • ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – осуществляет общую координацию действий. Он должен демонстрировать дисциплинированность и объективность, уметь слушать и убеждать.
  • ОРГАНИЗАТОР – следит за выполнением принятых решений и взятых на себя обязательств, побуждает группу к действиям, следит за соблюдением дисциплины
  • МОЗГОВОЙ ЦЕНТР – предлагает идеи, новые и нестандартные, зачастую парадоксальные решения задач
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТИК – критически оценивает идеи и решения, анализирует различные контексты и аспекты предлагаемых решений
РОЛИ В ГРУППЕ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – оценивает новые возможности, аккумулирует информацию, заводит связи, устанавливает связи с внешней для группы средой
  • ТРУДОГОЛИК – воплощает идеи в конкретные действия. Берется за выполнение и решение рутинных задач.
  • КООРДИНАТОР – снимает напряженность, выступает посредником между конфликтующими сторонами в группе, в курсе индивидуальной ситуации каждого члена группы, объединяет группу
  • ОТДЕЛОЧНИК – контролирует получение требуемого результата, финишер, доводит любое дело до конца
ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

Лидер может вести свой коллектив как к высоким, так и к низким целям, пользоваться для этого разными способами влияния. Властолюбивый лидер в зависимой группе может превратиться в тирана, осуществляющий свою власть через насилие.

ЛИДЕР – это член группы, обладающий наибольшим психологическим воздействием на других, его власть прямо связана с деятельностью группы.

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

Лидерство – это жизненная позиция. Она присуща людям, которые способны руководить собственным временем. Лидер организует работу других людей, выполняя ряд функций:

  • установление целей и основной линии поведения группы;
  • источник достоверной информации;
  • является официальным лицом группы, модель поведения;
  • регулирование отношений внутри группы
  • источник поощрений и наказаний
  • фактор, отменяющий индивидуальную ответственность
ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

ДИПЛОМАТ – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

БОРЕЦ – волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу неизвестности, уверенно вступает в борьбу за свою идею. Часто ему не хватает времени, чтобы обдумать каждый шаг, он стремится все сделать быстро.

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

ТВОРЕЦ – умеет видеть новые идеи, берется за проблемы, которые для других кажутся неразрешимыми. Этот человек не будет командовать, а покажет идею с такой стороны, что она привлечет слушателей.

ОРГАНИЗАТОР – отличается тем, что он воспринимает нужды команды как свои. Этот человек полон оптимизма. Люди за ним идут без сомнений, так как он внушает им доверие.

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

Он с нами шел и пел про то,

как кровь горит в росе...

И не любил его никто,

и все ж любили все.

Он не был честен, не был смел

и лгал друзьям не раз,

но на трубе играть умел,

как ни один из нас.

Он у друзей горбушки крал,

и хлеб он прятал свой,

но на трубе он так играл,

что мы бросались в бой.

Мы шли под пули ставить лбы,

мы шли сквозь дым и зной,

как только медь его трубы

звенела за спиной…

«ТРУБАЧ»,

муз. Б. Вахнюка,

сл. Г. Остера.

ОБОБЩЕНИЕ

  • Высшей степенью развития группы является коллектив, который возникает только вокруг общезначимой деятельности.
  • Успеху в этой деятельности служат различные
  • роли членов группы, из которых самой значимой является роль лидера.

  • Среди множества подростковых групп главной для подростка обычно является его школьный класс.

«Детская общественная приемная» - Поступление письменного обращения. Личное обращение несовершеннолетнего. Прием и учет обращений и предложений граждан. Обращение в компетентные органы за консультацией. Регистрация письменного обращения. Вам плохо и вы не можете найти выход из создавшейся ситуации… Обработка письменного обращения. Требует дополнительного рассмотрения.

«Переход дороги» - Как живёте? Дети. Регулировщик стоит к пешеходу боком – переход разрешён. Физкультминутка. Разрешающий для перехода сигнал светофора -. Как по зебре вы идёте? На дорогах как шалите? Как называется пересечение двух или нескольких улиц… Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

«Переход улицы» - Переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Только при зелёном свете улицу переходи! Пожарная машина Милицейская машина Скорая помощь Реанимация. Мне хочется детям напомнить о важном – Дорога бывает опасной и страшной! Передние и задние колёса. Тут придётся задержаться, чтоб в движенье разобраться.

«Переход в 5 класс» - Цель обучения в 5-6 классах. Хочется ли тебе учиться дальше. Изменение социальных ролей. Наши дети переходят в 5 класс. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе? Изменение условий обучения. Умения, навыки, способы деятельности: Какие отметки ты хочешь получать в 5 классе. Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице?

«Общественные насекомые» - Личинка пчелы. Тутовый шелкопряд. Рой пчёл. Трутень. Многоцветница чёрно-рыжая. Мёд. Пасека. Разматывание коконов. Пчелиный яд Маточное молочко Прополис Пыльца. Вопросы к теме. Осы. Пчелы кормят будущую матку. Термиты. Рабочий муравей (самка). Аполлон (Parnassius apollo). Пчелиные соты с яйцами. Шмели.

«Поведение в общественных местах» - Правила пользования пиротехникой. Проходя мимо домов, смотрите наверх! Нельзя разбирать пиротехнические изделия и подвергать их механическим воздействиям. Правила поведения в общественных местах. Как правильно использовать бенгальский огонь. Правила поведения на общественном катке. Телефоны службы спасения.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Автор: Ольшанских Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа» с. Павловка, Угловского района, Алтайского края.


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники»


Текст слайда: Проверка домашнего задания по теме: «Ребёнок в школе» Когда и почему появились школы? Чему и как в разные времена учили детей в школах? Чем отличается современная школа от прежней школы? Что может дать хорошее образование человеку? Что говорит Устав школы о правилах школьной жизни?


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Цели урока Знать: Что такое дружба? Отношения дружбы.


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Что такое дружба? Дружба. Как и вражда, - постоянный спутник человека. Она встречается во все эпохи, у всех народов, во всех обществах, у людей разных возрастов и разного пола. Каждый человек, взрослый или ребёнок, нуждается в друзьях. На дружбе основано воинское братство солдат. У многих племён заключение дружбы совпадало с обрядом посвящения юноши во взрослое состояние. Древние греки верили, что человек бессмертен до тех пор, пока его помнят друзья.


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Она играет очень важную роль на всех этапах жизни человека. С раннего детства до глубокой старости дружба играет важную роль в жизни человека. Она придаёт ему уверенность.


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Отношения дружбы. Одно из неоценимых качеств дружбы – умение хранить тайну. Ребята сообщают другу «по большому секрету» свои маленькие тайны и требуют от него, чтобы тот не разглашал их. А если он разболтал секрет, с ним могут рассориться на всю жизнь. Он выдал вашу тайну, фактически предал ваше доверие. От ныне на него нельзя положиться в трудную минуту. Учёные установили, что дружеские связи раннего подросткового периода не отличаются устойчивостью.


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Мальчики менее требовательны к дружбе, они ждут от своих сверстников меньшего, чем девочки. Между девочками устанавливаются более тёплые личные отношения. Им присуще стремление к душевной близости, в то время как мальчики больше озабочены своей независимостью Когда младшие школьники покидают стены начальной школы для продолжения учёбы в средней школе, их дружеские отношения становятся намного более широкими и разнообразными. У них появляется возможность знакомиться со сверстниками из других районов.


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Люди дружат в детском саду, в начальной и старшей школе, на университетской скамье, в зрелом возрасте и в глубокой старости. И каждый раз это разная дружба. Её содержание меняется. Обычно больше всего друзей появляется в детстве и юности. Далее поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до пяти и меньше. В течение раннего подросткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает. Затем подростки становятся более разборчивыми, и количество дружеских связей уменьшается. Друзей выбирают среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола.

Слайд №10


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Истинная дружба бескорыстна. Отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Друг – наше второе «я». Друзья не прощают таких поступков, какие могут простить родители и любящие дедушка с бабушкой. Они могут объективнее судить о наших недостатках и откровенно сказать об этом, что опять же не всегда делают родители. Шаг за шагом друзья выполняют полезную роль проводника в мир взрослых. Стать личностью, не имея крепких и надёжных друзей, сложнее, нежели обладая таковыми. С другом ты делишься своими мечтами, обсуждаешь самые интимные и щекотливые вопросы, о которых не рискнул бы заговорить с родителями.

Слайд №11


Текст слайда: Тема урока: «Друзья и ровесники» Верность – это, пожалуй, главное, что требуется в детстве и юности от друга. Верить другу крайне важно. С другом мы проводим очень много времени. Мы часто копируем его манеру одеваться и поведение. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, получил схожее воспитание, живёт по соседству, учится в той же школе и классе, находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения. Очень важно, чтобы совпадали или были близки интересы, ценности, основные черты характера.

Вводное слово учителя по новой теме:
Понятие соц мобильность-(сл 2)

от латинского слово mobilis-“подвижный’’Социальная мобильность -перемещение людей в обществе,смена ими социального статуса.

Люди в обществе перемещаются в прямом и переносном смысле слова-поездки в отпуск,смена места жительства.

Кроме того,происходит перемены и в самом обществе.Некоторые социальные группы со временем исчезают,а другие появляются,поэтому людям часто приходиться менять свой социальный статус.Например,1когда городские дома были переведены на паровое отопление,исчезла необходимость в трубочистах.
2 Когда уставшие от городского шума и суеты люди уезжают жить за город
Виды соц мобильности (сл 3-4)
Перемещение человека по социальной лестнице,т е повышение или понижение называется вертикальной мобильностью
(например офицера понизили в солдаты или наоборот)
Приведите другие примеры вертикальной мобильности
Горизонтальная мобильность - переход человека в другую группу (человек ушел из одной команды футбольной в другую)
Приведите другие примеры горизонтальной мобильности
Возможно ли,чтобы все члены общества одновременно осуществляли вертикальную мобильность?
Что помогает людям менять свое социальное положение ?
Массовое изменение положения людей в обществе наблюдается тогда,когда в самой структуре общества происходят существенные изменения.
Это связано с войнами,с революциями,крупными реформами,распадом империи и т д
Отдельные люди меняют свое социальное положение и без подобных потрясений.Это происходит по-разному.
В одних обществах менять свой статус можно легко,быстро и часто.Это общества с высокой социальной мобильностью.
Назовите страну в которой общество обладает высокой мобильностью
?
Есть общества,где перемещения затруднены,осуществляются медленно редко.Это общество с низкой социальной мобильностью.
В какой стране кастовая система затрудняла социальную мобильность
?
В учебнике найдите ответ на вопрос почему в одних и тех же сообществах,в одно и то же время люди добиваются разного успеха?

Давайте рассмотрим,что же может помочь человеку повысить его статус.В социологии такие помощники называются социальными лифтами.
Основными каналами социальной мобильности социологи считают брак,армию,церковь и политические организации
Одна из серьезных проблем,с которой сталкиваются многие люди,-это соотношение между нашими целями и средствами,с помощью которых мы их достигаем.
Тот,кто стремится завоевать свое место в обществе обманом других,насилием или несправедливостью не может быть уверен в прочности своего положения.Такой путь нам покажется простым но на самом деле как раз обратный результат - не приятие таких «успехов» среди родных и друзей и человек черствеет боясь за себя,чтобы такого не было будьте честны
Социальная мобильность в современном российском обществе
В 1991 г распался Союз Социалистических Республик,на его месте образовались новые государства в том числе и РФ.Многие люди меняли место жительства,чтобы не оказаться в разных государствах со своими родственниками уезжали в Европу, США
В конце 20 века в России произошли ряд изменений
политические:появились новые органы власти и полит партии
экономические такие профессии как врач и учитель потеряли свой статус
а люди выбравшие бизнесс быстро росли
В культурном плане роль кинематографии
За последнее годы Россия стала стабильной сегодня маленький риск потерять свой социальный статус,но не столь велика быстро подняться по социальной лестнице.

Cлайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Переходим в пятый класс» Учитель начальных классов Белякова Алла Юрьевна

Cлайд 2

ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ – ЭТО ВЫПУСКНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Cлайд 3

ОБЩИЕ УМЕНИЯ ВАЖНЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание текста; – отвечать на вопросы к тексту; – ставить вопросы к тексту; – делать содержательные выводы на основе полученной информации; – письменно выражать свою мысль; – привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); – адекватно оценивать результаты собственной работы.

Cлайд 4

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Cлайд 5

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПЯТИКЛАССНИКИ? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Cлайд 6

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Cлайд 7

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 4 класс 5 класс 1 8 – 9 предметов 12 – 14 предметов 2 20 – 22 часа 25 – 27 часов 3 1 – 3 учителя 8 – 10 учителей 4 1 - 2 часа 2 -2,5 часа

Cлайд 8

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

Cлайд 9

ВОЗМОЖНЫЕ РЕАКЦИИ: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Cлайд 10

«ЧУВСТВА В ШКОЛЕ» Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе. Спокойствие 22 Сомнение 16 Усталость 15 Обида 2 Скуку 1 Страх 3 Радость 21 Чувство унижения 2 Уверенность в себе 18 Тревогу за будущее 13 Беспокойство 14 Благодарность 18 Неудовлетворенность собой 5 Симпатию к учителям 9 Раздражение 2 Желание приходить 21 сюда

Cлайд 11

ЧЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ? Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

Cлайд 12

ЧЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе.