Крещенский Сочельник – особенности богослужения и народные традиции дня. История праздника Крещения

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Отмечается 18 января всем православным (и не только!) миром. По иному называется еще Навечерие Крещения Господня. Относится к числу наиболее почитаемых церковью и народом двунадесятых праздников. О них верующим надо знать. И мы их называем.

Двунадесятые праздники

Их ровно двенадцать после Праздника из Праздников Пасхи или Светлого Христова Воскресения. Первый - Рождество Богородицы - 8 (21 сентября). Воздвижение Креста Господня -14 (27 сентября). Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря).Рождество Христово -25 декабря (7 января). Крещение Господне - 6 (19 января). Сретение Господне - 2 (15 февраля). Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля). Вход Господень в Иерусалим - воскресенье перед Пасхой, переходящее торжество. Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи, всегда отмечается в четверг. День Светлой Троицы - 50-й после Пасхи, всегда отмечается в воскресение, переходящее торжество. Преображение Господне - 6 (19 августа). Успение Богородицы - 15 (28 августа). Еще раз подчеркнем - из названных двунадесятых праздников главным является Пасха - Светлое Христово Воскресение.

Навечерия перед Крещением

Так уж сложилось в православии, что Крещенский сочельник самым тесным образом связан с другим наиважнейшим двунадесятым праздником - Богоявлением Господним или широко распространенным под иным названием - Крещением Господним, выпадающим на 6 (19 января). Образно говоря первый перетекает во второй. А Крещенский сочельник - это есть вечер приготовления перед Светлым днем Богоявления Господня, то есть перед Крещением, которое Иисус Христос принял в реке Иордан, а совершал таинство Крещения Спасителя Иоанн Предтеча.

Иоанн Предтеча

Другое имя - Иоанн Креститель. Известен, в частности, из упоминаний о нем гностика Гераклиона (Ираклеона - философа), чьи отрывки из толкований на Евангелия от Луки и Иоанна, датируемые вторым веком, дошли до наших дней. Согласно Евангелиям, Иоанн является ближайшим предшественником Иисуса Христа. И именно он предсказал пришествие Мессии. Вел аскетический образ жизни и пребывал в пустыне. совершал омовения иудеев, окуная их в воды для очищения от грехов и покаяния. Несколько позже омовения стали называться таинством Крещения. Иоанн Предтеча окунул в священные воды реки Иордан и Иисуса Христа, иными словами крестил его. Судьба Иоанна Предтечи была печальной: по воле царицы иудейской Иродиады и ее дочери Соломеи он был обезглавлен. По своему статусу является личностью исторической. Его имя упоминается практически во всех рукописях "Иудейских древностей" Иосифа Флавия, нарекшим его Крестителем, Предтечей Спасителя.

Крещение с греческого переводится, как погружение в воду, окунание, очистительное омовение от грехов и нарушений норм морали. У христиан - как взятие на себя Креста. Крещение Иоанном Предтечей иудеев имело смысл духовно очищаемого действия. Когда Спаситель прошел таинство Крещение, Иоанн стал его удерживать словами: "Мне надобно креститься от Тебя!". Как мы уже сказали выше Крещение Господне называют еще праздником Богоявления: Бог явил себя миру в трех лицах - Своего Божества (Бог-сын Иисус Христос принимал Крещение в реке Иордан), и Дух Святой снизошел на него в виде голубя. Бог - отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Что касается слова "Навечерия", то оно в буквальном смысле означает преддверие церковного торжества, а второе его название - Сочельник (Сочевник) и связанное с традицией варить сочиво - пшеничный отвар с медом и изюмом. В виду важности отмечаемого события церковь на этот день установила строгий пост. Равно, как и в Рождественский сочельник не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Рецепт сочиво

Он широко известен среди православных и прост. Стакан зерна пшеницы. Столько же растительного масла, столько же грецких орехов, 50 грамм мака, столько же изюма без косточек (кишмиша), две-три ложечки меда, сахара. При этом очищенные зерна пшеницы старательно промывают, варят до полной готовности, охлаждают, добавляют мед, сахар. Мак заливается кипятком на 10 минут Затем воду сливают. Запаренный мак толчется в ступке до мягкости. Изюм тоже заливается кипятком, ему дается разбухнуть, вода сливается. Ингредиенты перемешиваются. Очищенные грецкие орехи слегка поджариваются и добавляются в сочиво, все снова тщательно перемешивается и подается к столу. Вкусно и питательно необыкновенно!

Великое водоосвящение

Имея его в виду, следует сказать, что Святая Церковь освящает словом Божиим, молитвами, и священнодействиями не только самого человека, но и все, чем он пользуется - воду, воздух, саму землю, предметы, вещи, осеняя их благословением Небесным - для сообщения через них благодати и благословения человеку. Наряду с великим есть малое водоосвящение. Оно проводится в начале каждого месяца. И верующие, приходя в храмы, набирают из специальных емкостей святой воды. Великое же водоосвящение совершается исключительно в Навечерие, в самый день праздника Богоявления. То есть в день Крещенского сочельника. При этом вода в храмах освящается по особому чину - Великим иорданским освещением и называется крещенской. Вкушается освященная вода натощак и по ложечке, по чуть - чуть. Встал поутру человек, перекрестился, испросил благословения у Господа, помолился и принял великую агиасму - с греческого "святыня". Святая вода по своей чудодейственности является наилучшим лекарством от всех хворей на Земле. Ею можно омывать больных, и постель окроплять. Но женщинам в критические дни принимать крещенную воду не благословляется. Однако вполне возможна, если она в основном здорова. Если больна - да будет ей крещенская вода в помощь! Считается, что освященная вода не портится. Потому нет надобности ставить ее, к примеру, в холодильник. Истинные православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Общеизвестно - капля святой воды освящает и целое море и любой земной водоем. Но в день Великого водоосвящения ни в коем случае нельзя ссориться, ругаться, совершать неблаговидные поступки, допускать неблагочестивые мысли. О т этого вода теряет свою святость или чаще всего разливается. Церковью рекомендуется кропить святой водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Спасает от бед, от нечистой силы! И надо знать, что с 19 января после ноль часов пятнадцать минут в качестве источников святой воды могут служить водопровод, озеро, река, родник, даже обыкновенная бутилированная вода. Лечебные свойства святой воды подтверждены наукой.

Молитва при принятии святой воды

Ее произносят так: "Господи Боже мой, да будет Дар Твой святый и святая твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоея матери и всех святых Твоих! Аминь!"

Крещенский сочельник тесно переплетается с языческими и православными обрядами

Отсюда и разные приметы и поверья. В старину, к примеру, ставили на стол чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говаривали:" Вода сама всколыхнется!", и это будет добрым знаком. Если в полночь вода действительно колыхнулась, бежали смотреть разверстые Небеса, чтобы открытому Небу помолиться, и тогда исполнялись все желания. В деревнях на Крещение Господне старушки и девушки собирали снег со стогов. Он делал белой холстину. Отбеливал кожу девиц от чего они становились еще краше. Снег, как и святая вода, в Крещение Господне обладает целебными свойствами. И даже в глубоких колодцах в засуху сохраняет воду в течение всего года. И еще раз напомним - в Крещенский сочельник православным надлежит соблюдать строгий пост, в пищу разрешается вкушать только постную кашу, овощные блины или сочиво. Не возбраняются и медовые оладьи, сочни с яйцами.

В иордань с молитвой!

Принять иордань - понятие много значимое. Дабы снять духовные и душевные грехи вовсе не обязательно ехать к месту Крещения Спасителя. Кстати, река Иордан упоминается в летописях уже с тринадцатого столетия до новой эры. Протекает она на Ближнем Востоке. Длинна 252 километра. Впадает в Мертвое море. Место крещения Иисуса Христа называется Ярденит (евр.) - от уменьшительного слова Иордан. И находится у выхода реки из Тивериадского озера. Более двух тысяч лет сюда устремляются люди со всего света не только для того, чтобы увидеть библейское место крещения Спасителя, но и самими окунуться в Иордан, принять крещение и освободиться от своих грехов. Окунаться положено семь раз, с головой и с молитвами. Кстати, в месте крещения Христа вода всегда остается чистой. В ней даже водятся сомы и ондатры, не выносящие загрязнений.

На счет необязательности дальнего путешествия можно сказать так - не все имеют материальные возможности побывать в легендарном месте. Да и по возрасту некоторым добрым православным дальние пути-дороги не совсем подходят. Потому принять иордань можно в каждом водоеме непосредственно в местах, где вы живете. Море ли, озеро, река - суть не важно. В полночь, когда вода становится святой, можно окунуться даже в прорубь. Христиане придают ей форму креста. Присутствуют священнослужители, медики, и народ от мала до велика. В Иордане окунаются семь раз. В России можно три, но каждый раз, осеняя себя крестом, и с молитвою. Удивительно, но даже при сильной стуже при принятии иордани все остаются здоровыми и невредимыми. Даже малые дети. А набранная святая вода стоит себе в Красном углу, и не портится! Счастливого Крещенского сочельника!

19 января все православные люди отмечают один из самых массовых и важных религиозных праздников - Крещение Господне.

Лично я каждый году жду момента, когда отправлюсь на церковную службу в этот удивительный день. Ведь так здорово с хорошим настроением и небольшой баночкой, наполненной святой водичкой, вернуться домой, предварительно еще и искупавшись в проруби. Это традиция, которой следует вся моя семья.

Помимо обрядов, проводимых 19 января, не менее важным считается Крещенский сочельник. Чтобы лучше подготовиться к празднику Крещения и извлечь из этого дня максимум пользы, прислушайся к нашим советам.

Редакция «Так Просто!» делится с любимыми читателями крупицами знаний о традициях, обрядах Крещения, а самое главное - о действиях, которые категорически нельзя совершать в Крещенский сочельник .

Крещенский сочельник

Название сочельник получил из-за традиционной сладкой каши - «сочива», которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения. Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизирует воскрешение, а мёд - сладость будущей блаженной жизни. Другая версия - так раньше у славян назывался круглый пирог из пресного теста.

Праздником Крещения завершаются Святки, которые по народному поверью являются периодом «без креста», ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен. А еще в Крещенский сочельник заканчиваются «страшные вечера», во время которых потусторонние силы отличаются особой свободой и разгулом в мире людей.

В старые времена считалось, что в Крещенский сочельник потусторонняя сила особенно опасна, ведь это последняя ночь перед предстоящим водосвятием. Поэтому многие крещенские традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Что нельзя и можно делать в праздник: крещенские запреты


По народному поверью, в ночь на Крещение, в тот момент, когда Христос входит в воду, происходит чудо отверзания небес. Знаковым является волнение воды в какой-нибудь емкости. И если в эту минуту выйти на улицу, можно увидеть «разверстые небеса».

С Крещенской ночью в народе связано множество примет. Например, если в этот день будет метель - быть урожаю. Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи. Метель в Крещенский сочельник говорит о том, что такой же погоды жди и на Масленицу, а если сильные южные ветры - лето будет грозовое.

Также говорят, что, если поставить в ночь на Крещение на стол серебряную чашу и наполнить ее водой, ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

Или Крещенский сочельник.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – .

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в , не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Читайте также:

Крещение Господне - один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.). Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня .

Библия о Крещении и Богоявлении

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ».

Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий»

Богословие. Проповеди

  • - митрополит Вениамин (Федченков)
  • - Святейший Патриарх Кирилл
  • - митрополит Антоний Сурожский
  • - митрополит Иларион (Алфеев)
  • - зачем вообще Иисусу нужно было это крещение в Иордане, в котором Он нисколько не нуждался?
  • - схиигумен Савва (Остапенко)
  • - как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое?
  • - о богослужении Крещения
  • – митрополит Филарет (Вознесенский)

Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода, которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание, а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике