Церковь рождества христова во флоренции. Русская православная церковь в италии

Придворный художник , придворный живописец, устар. гофмалер, «придворный первый живописного дела мастер» - мастер, который рисует членов королевской или аристократической семьи, подчас за фиксированное жалование и на эксклюзивной основе (он не должен был работать на других). Как правило, такие художники имели официальную должность при дворе, в особенности в позднее Средневековье (например, Valet de chambre). Для художника подобное назначение давало возможность подняться над ограничениями гильдии.

В переносном смысле в XX веке употребляется для именования художника, создающего официальное ангажированное искусства, а также многочисленные (и обычно однотипные) портреты глав государства (например, «Герасимов, Александр Михайлович - один из самых именитых „придворных“ художников сталинской эпохи, любимейший художник Кремля» ).

Обязанности

Обязанности придворного художника обычно не ограничивались одной живописью. Так, «Иоганн Христоф Гроот был не только гофмалером Вюртембергского двора, но и исполнял обязанности „гофмузикера“ и хранителя картинной галереи. Он трудился над эскизами новых ливрей, маскарадных одежд, фейерверков, оформлял кареты и экипажи, золотил решетки, декорировал мебель и даже „проектировал“ фигурные торты. В придворной иерархии гофмалер занимал примерно такое же положение, что и лейб-медик, повар или прачка. В определенном смысле он был среди избранных слуг, допущенных „к телу“ императора» .

Россия

Должность придворного художника появилась в России в петровскую эпоху: на смену «царскому изографу» (Симон Ушаков , Карп Золотарев , Иван Рефусицкий) пришел «гофмалер». Официально оформился его статус, определились права и обязанности . «Согласно „Табели о рангах“, должность придворного живописца не присваивала какого-либо класса. При зачислении на русскую службу с придворным живописцем, как правило, иностранцем, заключался контракт, который информировал о профессиональных возможностях и квалификации претендента и заявлял о совместных намерениях двора и художника. В России жалованье гофмалера выплачивалось обычно из Кабинета Его Императорского Величества по третям года (январская, майская и сентябрьская). Необходимые материалы (краски, кисти, холсты), квартира (мастерская), дрова и свечи также оплачивались казной» .

  • двор Пётра I:
    • Иоганн Готфрид Таннауер (Саксония) - 1-й придворный живописец в России (с 1710 по 1727)
    • Иван Никитин - 1-й русский придворный живописец. Был введён в придворный штат как гофмалер в 1721 г. (до 1729)
  • двор Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны:
    • Луи Каравак (Гасконь)
    • Георг Христоф Гроот (Швабия), был назначен «галереи директором» (формировал первую коллекцию Эрмитажа) (до 1749)
    • Георг Гаспар Преннер (Австрия) с 1750 до 1755
  • двор Екатерины II
    • Стефан Торелли (Италия) с 1768 по 1780
    • Ричард Бромптон (Англия)
  • двор Павла I
    • Гебхард Кюгельхен (Германия) 1798 г.
  • двор Александра I и Николая I:
    • Василий Шебуев с 1823 г.
    • Григорий Чернецов с 1829 г.
    • Тимофей Нефф с 1832 г.
  • двор Александра II
  • двор Александра III
    • Лауриц Туксен (Дания)

Напишите отзыв о статье "Придворный художник"

Литература

  • Michael Levey, Painting at Court, Weidenfeld and Nicholson, London, 1971

См. также

Примечания

Отрывок, характеризующий Придворный художник

– Ну, а одарённые?.. Вы ведь боитесь их, Ваше святейшество, не так ли? Иначе Вы бы так зверски не убивали их. Скажите, если Вы всё равно в конце сжигаете их, то зачем же так бесчеловечно их мучить ещё до того, как взойдут на костёр? Неужели для Вас недостаточно того зверства, которое Вы творите, сжигая живьём этих несчастных?..
– Они должны покаяться и признаться, Изидора! Иначе их душа не очистится, несмотря на то, что я предам их пламени святого костра. Они обязаны избавиться от зарождения в них дьявола – должны избавиться от своего грязного Дара! Иначе их душа, придя на Землю из тьмы, снова окунётся в такую же тьму... И я не смогу выполнить свой долг – присоединить их падшие души к Господу Богу. Понимаете ли Вы это, Изидора?!
Нет, я не понимала... так как это был самый настоящий бред крайне сумасшедшего человека!.. Непостижимый мозг Караффы был для меня загадкой за семью самыми тяжёлыми замками... И постичь эту загадку, по-моему, не мог никто. Иногда святейший Папа казался мне умнейшим и образованнейшим человеком, знающим намного больше, чем любой ординарный начитанный и образованный человек. Как я уже говорила раньше, он был чудесным собеседником, блиставшим своим цепким и острым умом, который полностью подчинял себе окружавших. Но иногда... то, что он «изрекал» не было похоже на что-нибудь нормальное или понятное. Где же находился в такие минуты его редкий ум?..
– Помилуйте, Ваше святейшество, Вы ведь говорите сейчас со мной! Зачем же притворяться?!. О каком «господе» здесь идёт речь? И к какому «господу» Вы желали бы присоединить души этих несчастных «грешников»? Да и вообще, не скажете ли, какому господу Вы сами верите? Если, конечно же, верите вообще...
Вопреки моему ожиданию – он не взорвался в гневе... А всего лишь улыбнулся и учительским тоном произнёс:
– Видите ли, Изидора, человеку не нужен Бог, чтобы во что-то верить, – видя моё ошарашенное лицо, Караффа весело рассмеялся. – Не правда ли, забавно слышать это именно от меня, Изидора?.. Но правда – она правда и есть, хотя я понимаю, что из уст Римского Папы это должно звучать более чем странно. Но повторяю – человеку истинно не нужен Бог… Ему для этого хватает и другого человека. Возьмите хотя бы Христа... Он ведь был просто очень одарённым, но всё же ЧЕЛОВЕКОМ! А достало ему всего лишь пройтись по воде, оживить полумёртвого, показать ещё несколько таких же «фокусов», ну, а нам – правильно объявить, что он является сыном Бога (а значит – почти что Богом), и всё пошло точно так, как было всегда – толпа, после его смерти, с радостью понеслась за своим искупителем... даже хорошенько не понимая, что же такое он по-настоящему для них искупил...

Радомир (Иисус Христос), умевший ходить по воде...

Как я уже говорил Вам ранее, людей надо уметь направлять и правильно ими управлять, Изидора. Только тогда возможно полностью держать над ними контроль.
– Но Вы никогда не сможете контролировать целые народы!.. Для этого нужны армии, святейшество! И даже, допустив, что Вы эти народы как-то подчинили бы, я уверена, снова нашлись бы смелые люди, которые повели бы остальных отвоёвывать свою свободу.
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».
– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.

За границей мастерство живописцев из России высоко ценят, они там преуспевают и хорошо
зарабатывают,например,Иван Славинский,который сделал себе имя во Франции, в течение 10 лет
работал по контрактам европейских галерей. Потом он вернулся в Питер,где некоторые критики
считают его гением.

Иван Славинский Натюрморт

Некоторые художники - портретисты стали как бы современными придворными живописцами.
У меня уже получается целая серия постов про таких художников:
так,например, Наталья Царькова - художница Ватикана, Георгий Шишкин - художник Монако,
про него князь Монако написал:"Я рад,что этот художник большого таланта выбрал княжество для своего искусства".
Жаль,что у нас никто ими не радуется и особо не горюет,когда таланты покидают страну.
Вот что говорит по этому поводу Сергей Павленко,сделавший себе имя в Лондоне:
"В России и сейчас плохо для художника. Там даже профессура, внесшая свой вклад в национальное
искусство, живет хуже, чем здешние водопроводчики.Многие художники, которые учились вместе со
мной, откровенно бедствуют.Кто-то вынужден был опуститься до "лубка", кто-то кроликов
разводит... Но это не только материальное бедствие, это прежде всего духовное бедствие.
Россия теряет людей, не бережет и не сохраняет свои таланты - это самое страшное. У нас в стране
нынче так много денег и денежных людей, но их капиталы на родное искусство не работают."

Имя русского художника Сергея Павленко,1953 года рождения, выпускника Петербургской
художественной академии, известно англичанам по очень веской причине -
он автор парадного портрета Елизаветы II.

Павленко был выбран заказавшим портрет благотворительным фондом среди двухсот художников на
конкурсной основе. В Англии существует очень старая традиция, что портретами обычно занимались
приезжие художники, начиная от Гольбейна, Ван Дейка и так далее до современности.
Талант художника оценили в Букингемском дворце после того, как королева признала портретиста
лучшим из всех, кому ей доводилось позировать.А за полувековую историю её правления портрет
королевы писали более 100 разных художников. Рисовать портрет Ее Величества — большая удача
и огромный риск. Карьера художника зависела во многом от того, что скажет коронованная особа.
Проблема была ещё в том,говорит художник,что в данном случае у него было в общей сложности
только шесть часов.Только шесть раз по часу позировала королева, и все.
Не справился - никто не виноват.
Среди шести портретов королевы,попавших на марки,есть и этот портрет Павленко.


Марки (в нижнем ряду средняя марка - портрет Павленко)

В одной из лондонских галерей выставлен групповой портрет британской монархии.
Изобразить королевскую семью на выпускном параде в Военной академии, где учились принцы Уильям
и Гарри, тоже доверили эмигранту из России Сергею Павленко.

На портрете представлены три поколения династии Виндзоров - молодые принцы Гарри и Уильям,
их отец принц Чарльз с женой Камиллой, герцогиней Корнуэльской, и собственно правящий монарх -
королева Елизавета Вторая со своим мужем, принцем Филлипом.
Композицию, детали, позы и даже количество трубачей на групповом портрете королевской семьи
утверждали в Букингемском дворце.
По словам Сергея Павленко, Елизавете II и всем членам королевской семьи портрет понравился.
Королевское признание принесло Сергею Павленко признание и в кругах мировой аристократии.
Такой лестный отзыв королевы стал его рекомендацией для представителей европейской
аристократии и правящих династий,которые теперь выстраиваются в очередь к художнику,
мастер регулярно получает интересные заказы.
Его работы появились у герцога Мальборо, принца Ганноверского, владельца аукционного дома
«Сотбис» Альфреда Таубмана, короля Иордании Абдуллы Второго.

"Я уехал из России по одной простой причине: как художник я был там по
сути не нужен. Наверное, это откровение снизошло не сразу,
потому что, когда я, уже выпускник академии, спросил нашего проректора: "Что же делать, когда художники стране не нужны?", -
он ответил мне вопросом на вопрос: "А ты разве не знал, когда поступал, что они не нужны?"
Это унизительно, когда тебе, профессионалу, негде купить краски и холсты,
потому что у нас их продавали либо студентам, либо членам Союза художников.
Я уже не был студентом, но еще не был членом Союза. И я решил поехать искать свою долю туда,
где краски продают всем,а не только "членам".
Прибыл в 1989-м в Англию с двумястами фунтов стерлингов в кармане, первое время жил у знакомой английской художницы в деревне, но не за чужой счет, сам обеспечивал себе прокорм.
Потом короткое время преподавал в школе художеств в Глазго, а позже смог уже вплотную заняться живописью здесь, в Лондоне."
Придворным (или королевским) художником Сергей Павленко себя не считает,ведь он не живёт при дворе.

Флоренция… Город в сердце Италии, неразрывно связанный с ее историей и культурой, возросший в католицизме… Однако не всем известно, что именно в этом городе вот уже более ста лет регулярно служится православная Литургия, радует взоры верующих русский храм, не закрывавшийся и в годы, когда в России крушило церкви безбожие.

Храм Рождества Христова и Свт. Николая Чудотворца во Флоренции – это первый русский православный храм в Италии. Идея его постройки впервые была предложена в начале 70­х годов XIX века старшей сестрой императора Александра II вел. княгиней Марией Николаевной, которая с 1863 по 1874 год жила на вилле Кварто во Флоренции.

Она высказала эту просьбу митрофорному прот. Михаилу Орлову, служившему тогда при посольской церкви во Флоренции (Тосканское графство имело дипломатические отношения с Российской империей). Идея пришлась по душе русской колонии, так что, в конце концов, началась организционная деятельность в этом направлении.

Строительство начали в 1899 г., а уже в октябре 1902 г. освятили нижний храм во имя Свт. Николая. Иконостас, иконы и внутреннее убранство его – все это было раньше в домовой церкви Демидовского имения Сан­ Донато, к сожалению проданного в марте 1880 года. А 8 ноября 1903 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Рождества Христова.


Кованая решетка храма по эскизам М.Преображенского, одно из его украшений.

Хоть раз увидев среди старинных домов и храмов итальянской Флоренции этот храм в «русском стиле» с двумя церквями – верней и нижней, двуглавыми орлами и лилиями на кованой ограде, вы вряд ли переборите желание зайти сюда. Тем более, что уже 14 лет настоятелем его и гостеприимным хозяином является священник из Санкт-Петербурга и выпускник парижского Свято-Георгиевского Богословского института отец Георгий.


Протоиерей Георгий Блатинский

Строение окружено с каждой стороны "Вышивкой", состоящей из семи незаконченных выгнутых арок (так называемых «кокосников»), мозаично украшенных и, образовывающих опору для барабанов пяти куполов. Купола в форме луковиц покрыты полихромной керамикой с бирюзовыми, зелёными и белыми чешуйками, истинными арабесками цветов, несомненно напоминающие купола московского собора Василия Блаженного.


Мраморный резной иконостас "верхнего" храма церкви резчика М. Нови.

Храм построен в характерно русском, так называемом московско­ярославском стиле по проекту М. Преображенского, который потом строил храмы в Ницце, Софии, Таллине, Буэнос­Айресе, в Пюхтицком монастыре. Кроме того, прославленная в лике страстотерпцев Царская Семья подарила для верхнего храма беломраморный иконостас, который был выполнен в генуэзской мастерской Джузеппе Нови.

Никольская церковь — историческое продолжение домового храма князей Демидовых, основанного в 1840 г. на их вилле под Флоренцией в Сан-Донато-ин-Полвероза. Сохранилось и посвящение, в честь небесного покровителя Николая Никитича Демидова, основателя "флорентийской ветви" семейства.

Князь Павел Демидов, решивший оставить поместье Сан-Донато ради Пратолино, в 1879 г. подарил посольской церкви все убранство своего домового храма, а после его смерти в 1885 г. его вдова пожертвовала на строительство флорентийской церкви крупную сумму, составившую почти пятую часть всех расходов на постройку (в память об этом над входной дверью установлен небольшой образ св. царицы Елены, покровительницы княгини Е.П. Демидовой).

Иконостас церкви.

Духовная связь храма с Россией самая тесная, ведь все небесные покровители Царской семьи (на 1903 г.) представлены на иконостасе, и на каждой литии поминают поименно всех Царственных страстотерпцев. Добавим к этому еще, что в храме хранится великая святыня – крест семьи Романовых. Он принадлежал еще патриарху Филарету – отцу государя Михаила Феодоровича.


Нижний храм Николая чудотворца.

Этот крест хранился в семье Романовых до Петра I, вернее, до того момента, как он заточил свою первую супругу, Евдокию Лопухину, в монастырь, и она, видимо, забрала его с собой. В 1922 году этот крест передал храму супруг скончавшейся здесь, во Флоренции, женщины, которая была потомком той ветви Лопухиных.

— уникальный древний город Италии, хранящий многие древние христианские святыни. Среди них глава свт. Иоанна Златоуста, а также чудотворные иконы Богородицы. И, конечно, Флоренция не будет самой собой без старинных соборов и церквей, фресок и скульптур.

Флоренция многие века гостеприимно принимает русского путешественника и паломника. В XIX веке здесь уже была русская колония. В этом городе подолгу жили многие аристократы (Мусины-Пушкины, Бутурлины, Кочубеи, Демидовы и др.), а также останавливались писатели, художники, композиторы (Достоевский, Чайковский).

На средства русской общины в начале XX века во Флоренции был построен красивый пятиглавый православный храм в честь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.

С него мы и начали наш день во Флоренции.

Это первый русский православный храм на территории Италии. Был освящен он в ноябре 1903 года. благодаря усилиям о.Владимира Левицкого и пожертвованиям русских прихожан, в частности семьи Демидовых, и императора Николая II. Он является уникальным примером творческого сотрудничества русских и итальянских мастеров.

Нам посчастливилось встретиться с настоятелем о.Георгием Блатинским.

Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых, небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.

Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.

Крест — мощевик

Отслужив краткий молебен, помолившись, мы отправились на осмотр Флоренции. Он был основаный в 59 году до нашей эры лично Юлием Цезарем.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Здесь почивают мощи св. Иоанна Златоуста и св. ап. Андрея Первозванного . В соборе собраны частички мощей многих мучеников христианства. В том числе частички мощей Марии Магдалины, малые частицы Животворящего Древа Господня. Под главным алтарем покоятся мощи святителя Зиновия — первого епископа города Флоренции.

В этом соборе находятся также иконы итальянского иконописца Джотто ди Бондоне.

Мы посетили , расположенная на месте женского монастыря VIII века «Архангела Михаила в Саду». В 1240 году на месте монастыря возник рынок, где на первом этаже, в открытой лоджии торговали зерном, на втором этаже было зернохранилище.

В XIV веке рынок перенесли в другое место. На первом этаже устроили церковь, которая сильно разбогатела во время эпидемии чумы 1348 года, второй этаж продолжал использоваться в качестве зернохранилища вплоть до 1569 года.

А потом мы просто гуляли по этому древнему городу